Досрочное прекращение полномочия президента рф

7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

* В США имели место три попытки импичмента президенту — в 1868, 1974, 1998 гг.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации. *

* Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г., где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления — в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

www.bibliotekar.ru

Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Однако возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений, было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного Суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку может принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это означает ту же отставку, лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, например, при наступивших глухоте, слепоте.

С замещением Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось. Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты. Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Помните, что «Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

justicemaker.ru

Прекращение полномочий президента РФ и гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.

Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

be5.biz

Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Проблема проведения досрочных президентских выборов весьма актуальна для российской политико-правовой действительности, которая содержит определенный правовой пробел по данной проблеме. Дело в том, что проведение досрочных президентских выборов в Российской Федерации не предусмотрено в действующей Конституции России, где четко зафиксировано, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который был избран. Вместе с тем ст. 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, как известно, три случая досрочного прекращения полномочий Президента и, следовательно, проведения досрочных президентских выборов: отставка; отрешение от должности; стойкая не способность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Под отставкой принято понимать уход с государственной должности занимающего ее лица по личному желанию или смещением его с этой должности по причинам субъективного характера. В конституционном праве это основная форма политической ответственности. Используемый в части 2 статьи 92 Конституции России термин «отставка» предполагает добровольное сложение Президентом России своих полномочий. Упоминание о возможных причинах, приведших главу Российского государства к данному решению, ни Конституция, ни иные нормативные акты не содержат. Отставка главы государства занимаемого им поста автоматически ведет к необходимости проведения новых, внеочередных выборов, требующих даже для экономичеки сильного государства огромных денежных затрат. Следовательно, только лишь на одном нежелании далее осуществлять свои полномочия главой Российского государства, его отставка базироваться не может. Предполагается, что причины, приведшие его к принятию данного решения, должны носить веский внутриполитический характер или являться результатом осознания ответственности за проводимый курс, результаты которого не увенчались успехом и негативно отразились на благосостоянии государства и граждан.

Необходимо отметить, что механизм ухода в отставку Президента России на уровне Конституции вообще не нашел своей детализации. Не определено, какой из органов государственной власти правомочен принять отставку главы государства и какова юридическая форма данного документа. Анализ статьи 102 Конституции России позволяет сделать выбор, что таким органом должен стать Совет Федерации Федерального Собрания России, так как это логически следует из наделения его правом назначения выборов Президента (пункт «д» ст. 102 Конституции России). Ответа на второй вопрос ни Конституция, ни иные законодательные акты не содержат. По нашему мнению, таким прямым документом должно быть Постановление Совета Федерации, состоящее, как минимум, из двух пунктов. В первом пункте речь должна идти о принятии отставки, а во втором — о назначении внеочередных выборов главы государства.

В свете сказанного вполне логично было бы, на наш взгляд, дополнить часть 1 ст. 102 Конституции России еще одним пунктом, изложив его в следующей редакции: «Принятие отставки Президента Российской Федерации». В этом случае отпадает необходимость конкретизации вопроса относительно юридической природы документа об отставке главы государства, так как по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации, как уже было сказано выше, принимаются постановлением.

Отрешение от должности

Ныне действующая Конституция предусматривает регламентацию только тех оснований отрешения Президента от должности, которые непосредственно можно отнести к уголовному праву — государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (п. 1 ст. 93).

Основания правовой ответственности Президента Российской Федерации по ныне действующей Конституции в значительной степени отличаются от ранее действующей, в сторону их либерализации. Так, Конституция 1978 года (в редакции от 21 мая 1991 года) предусматривала возможность отрешения Президента России от должности за нарушение Конституции и законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Следовательно, вопрос об ответственности Президента России не зависел от тяжести совершенного им деяния. Этого нельзя сказать об аналогичных положениях Конституции России 1993 года, которые, хотя и декларируют в тексте клятвы Президента России (ст. 83) необходимость соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, но в перечне оснований импичмента не содержит оснований на это. Помимо этого, формулировка части 1 ст. 93 Конституции России противоречит вступившему в силу с 1 января 1997 года Уголовному Кодексу Российской Федерации, в части классификации преступлений. Создается парадоксальная ситуация, когда Президент России, в случае совершения особо тяжкого преступления, может быть привлечен к ответственности только за совершение государственной измены, что требует приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации соответствующих статей Уголовного Кодекса России или же изменение формулировки части 1 ст. 93 Конституции России, заменив формулировку «и иные тяжкие преступления» на «и иные особо тяжкие преступления».

Существует еще одна проблема, требующая разрешения. Содержание ст. 93 Конституции России не предполагает возможности отрешения Президента Российской Федерации от должности за совершение неправомерных деяний, непосредственно связанных с исполнением им своих должностных обязанностей, что ведет к сужению ответственности главы Российского государства. Следовательно, его ответственность необязательно должна быть связана с уголовной ответственностью: она может содержать внесение решения соответствующим федеральным судом о наложении на него штрафа или же публичного порицания.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым расширить объем оснований, при наличии которых Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности. Предполагается целесообразным вернуться в границы, очерченные статьей 121 Конституции РСФСР и установить, что Президент Российской Федерации подлежит ответственности за нарушение Конституции и законов России, внеся дополнительно его государственно-правовую ответственность и за нарушением прав и свобод граждан в принимаемых им актах.

Процедура. Механизм отрешения Президента России от должности в Конституции 1993 года значительно усложнен и состоит из нескольких этапов.

Первый этап заключается в инициировании вопроса об отрешении Президента России от должности не менее чем 150 депутатов Государственной Думы (то есть одной третью депутатского корпуса Государственной Думы), подтвержденной специальной комиссией образуемой Государственной Думой. Данное заключение обсуждается в Государственной Думе и обвинение считается выдвинутым, если за него проголосовало две трети депутатов Государственной Думы (т.е. не менее 300 человек).

На втором этапе к процедуре отрешения Президента России от должности подключается Совет Федерации, который в течение трех месяцев рассматривает материалы обвинения, которые выдвинуты Государственной Думой в отношении Президента России и соответствующим заключением Верховного Суда и Конституционного Суда Российского государства. Если в этот срок решение Советом Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Учитывая многополярность и разобщенность, как Государственной Думы, так и Совета Федерации можно сделать вывод, что процедура импичмента Президента России, несомненно, усиливает президентскую власть, делает ее практически непреступной. На наш взгляд, в целях изменения такого положения данные полномочия Совета Федерации следует передать Конституционному Суду России, который должен принимать окончательное решение об отрешении Президента России от должности.

Если порядок отставки и отрешения от должности Президента России Конституцией определен более чем детально, то о досрочном прекращении полномочий в силу «стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», кроме этого положения, в Основном законе ничего не говорится.

Зарубежный опыт знает ряд вариантов замещения Президента в зависимости от вида вакансий, т.е. реальных препятствий исполнять свои полномочия. Эти причины подразделяются на окончательные — тяжелое заболевание, мешающее нормальному исполнению полномочий, и временные — временная потеря трудоспособности. Например, в ст. 72 Конституции Франции решение об окончательном препятствии к выполнению президентом своих обязанностей принимает Конституционный Совет (орган конституционного контроля).

Вообще, в большинстве стран независимо от вида вакансий установлен единый порядок замещения Президента: его замещает либо вице-президент (США, Бразилия), либо Председатель Сената (Италия, Франция), либо Председатель Правительства (Россия). Но это конституционное правило не всегда выдерживается. Так, например, 21 апреля 1964 г. Ш. де Голль был помещен в больницу для проведения операции, о чем знали только премьер-министр и министр внутренних дел. Председатель сената не был даже поставлен в известность об этом, так как Президент находился с ним в конфронтации. Поэтому Ш. де Голль назначил своим заместителем премьер-министра. Получается, что политика способна активно вмешаться в конституционный процесс не только у нас.

Какие же конкретные варианты решения этой проблемы можно было бы предложить? Можно согласиться с предложениями профессора А.В.Зиновьева, который считает, что прежде всего следует провести четкую грань между стойкой и временной неспособностью осуществлять полномочия Президента. Здесь возможны два подхода: 1) распространить на Президента действие КЗОТа России; 2) учитывая особый статус Президента, возможно, следовало бы разработать и принять федеральный конституционный закон, который бы расставил все точки над «и».

Такой закон призван установить, во-первых, кто будет определять стойкую и временную неспособность Президента осуществлять свои полномочия. Целесообразно на этот случай создавать медицинскую экспертную комиссию из шести соответствующих крупнейших специалистов. Скажем, по два эксперта назначают палаты Федерального Собрания и два — Правительство РФ.

В законе необходимо было бы особо оговорить, что временная неспособность Президента осуществлять свои полномочия не должна превышать четырех месяцев подряд, в одном году — не более шести. В период общего глубокого кризиса, переживаемого страной, такие сроки представляются предельными.

Право инициировать вопрос о стойкой или временной длительной неспособности Президента осуществлять свои полномочия можно было бы предоставить 1/5 членов Совета Федерации и 1/5 депутатов Государственной Думы, а также Правительству России.

Созданная медицинская экспертная комиссия тайным голосованием избирает своего Председателя. Решения комиссии принимаются абсолютным большинством голосов путем применения опроса ее членов. Председатель комиссии голосует последним. В случае если все голоса разделяются поровну, то голос Председателя является решающим. Члены комиссии не вправе уклоняться от голосования или воздержаться. Каждому члену комиссии должно быть предоставлено право в письменной форме изложить свое мнение по вопросу заболевания Президента.

В случае положительного заключения Конституционного Суда решение медицинской экспертной комиссии вступает в силу, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Президент признается неспособным осуществлять свои полномочия с момента оглашения заключения Конституционного Суда. С этого момента его полномочия возлагаются на Председателя Правительства, что, по мнению автора, не обеспечивает на должном уровне правовой защиты от какого-либо политического произвола. Совет Федерации Федерального Собрания не позднее 60 и не ранее 45 дней назначает выборы нового президента.

В ст. 92 Конституции установлен срок «не позднее трех месяцев». Нельзя признать эту редакцию удачной: ей ведь не будут противоречить выборы и через неделю, а максимальный срок слишком велик. Существующие реалии в стране не могут позволить такую временную роскошь. В большинстве стран мира, кстати, этот срок сокращен до минимума. Например, в ст. 72 Конституции Франции записано, что избрание нового Президента происходит «не менее чем через двадцать дней и не более чем через тридцать пять дней».

Возникает вопрос о целесообразности и легитимности исполнения обязанностей Президента России, когда он не в состоянии их выполнять, Председателем Правительства Российской Федерации. Вследствие этого, предлагается п. 3 ст. 92 Конституции России изложить в следующей редакции: «Во всех случаях, когда Президент Российской федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Совета федерации или же лицо, его заменяющее». И последнее. Действия, направленные против соблюдения данной нормы, необходимо считать тяжким государственным преступлением, предусмотрев его состав в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Таким образом, проведенный анализ оснований порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации нуждается в некоторой корректировке. В этой связи представляется возможным рекомендовать законодателю рассмотреть вопрос о принятии ряда федеральных законов, детализирующих основание и процедуру досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Соболевский Игорь Борисович

www.jourclub.ru

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий

  • ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003;
  • ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001;
  • Постановление СФ ФС РФ «О регламенте совета Федерации ФС РФ» от 30.01.2002 (в редакции Постановления СФ ФС РФ от 09.02.2005);
  • Постановление ГД ФС РФ «О регламенте ГД ФС РФ» от 22.01.1998 (в редакции Постановлений ГД РФ от 02.03.2005);
  • ФЗ «О государственной охране» от 27.05.1996 (в редакции Фз от 29.12.2004)

Согласно Статье 92 Конституции РФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки , стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности . Во всех случаях обязанности временно возлагаются на Председателя Правительства РФ до новых выборов Президента РФ ( НО Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать ГД, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ).

Процедура отрешения Президента РФ от должности:

1. Президент может быть отрешен от должности на основании обвинений в государственной измене или совершении тяжкого преступления (ГД выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением ВС о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением КС РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения) (предложение может исходить только от группы депутатов — не менее 1/3 от общего числа членов ГД) (решение ГД о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты).

2. СФ рассматривает дело и принимает решение об отрешении Президента от должности (для признания Президента виновным и отстранения его от должности необходимо 2/3 голосов от общего состава палаты).

3. Если решение СФ об отрешении Президента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента РФ, то обвинение считается отклоненным. При совершении Президентом деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно УК РФ, указанная процедура вообще не применяется.

После отрешения от должности Президент РФ, в случае совершения преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

1998 год — голосование на пленарном заседании ГД (не прошло). Другие попытки проходили на уровне выдвижения инициативы, но не проходили уже на уровне образования специальной комиссии.

Правовые и социальные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001:

o пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме;

o за ним сохраняется право на медицинское обслуживание , которое предоставлялось на день прекращения полномочий;

o он обладает неприкосновенностью (не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу;

o его неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку;

o он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ (выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения им государственной должности, на период замещения данной должности);

o ему предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач ;

o он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций;

o он имеет право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти;

o все виды его почтовых и телеграфных отправлений обрабатываются и доставляются в разряде правительственных;

o он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников .

Он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления (Генеральный прокурор направляет представление в ГД, принятое ГД постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности направляется в трехдневный срок в СФ, который в трехмесячный срок рассматривает данный вопрос. При отказе ГД или СФ данное дело прекращается).

Расходы органов государственной власти, органов МСУ и организаций, связанные с обеспечением ему социальных гарантий, возмещаются за счет средств федерального бюджета .

www.shpora.su