Шахтер стаж 40

Профессией шахтера обладает немало наших читателей сильного пола, соответственно часты и вопросы о пенсии, связанные с этой специальностью. В этой статье я надеюсь ответить на большинство из них. Как показывает анализ читательской почты, многим соотечественникам известно о наличии льгот для представителей этой нелегкой профессии в пенсионном обеспечении, по лишь единицы четко представляют себе, в чем же они заключаются.

Вопреки распространенному мнению, привилегии шахтеров заключаются в том, что при определенных предпосылках они могут выйти на пенсию раньше, чем представители других профессий. Напротив, размер пенсии как таковой данные привилегии напрямую не охватывают (например, немецкому пенсионному праву чужды так называемые надбавки за вредность, отдаленность места работы и т.д.).

Итак, законодательно установленный пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет, что определено в параграфе 35 Шестой книги кодекса социальных законов (Sozialgesetzbuch VI — SGB VI) и действительно для всего населения ФРГ. Льготы для шахтеров: в соответствии с параграфом 40 SGB VI эти работники могут выйти на пенсию уже в 60 лет, то есть па 5 лет раньше положенного срока. Для этого необходимо выполнять следующие предпосылки:

  • начиная с 40-летнего возраста проработать не менее 10 лет и
  • общая продолжительность пенсионного страхования (Wartezeit) должна составлять не менее 25 лет.
  • В Wartezeit входит не только трудовой стаж как таковой, но и иные периоды жизни, когда человек реально не работает, но пенсионные взносы за него по германским законам Bce-таки выплачиваются. Примеры: отпуск по уходу за ребенком (Erziehungsurlaub, в зависимости от времени рождения ребенка — 1 или 3 года), период получения пособия по безработице (Arbeitslosengeld) или, соответственно, сущест-вовалие права на него по законам ФРГ.

    Согласно параграфу 45, абз.3 SGB VI, в 50-летнем возрасте могут выйти на пенсию шахтеры, которые:

    • не заняты на рабочем месте, экономически сопоставимом с шахтерским трудом, и не ведут самостоятельного бизнеса (selbstaendige Taetigkeit) и
    • обладающие общей продолжительностью пенсионного страхования (Wartezeit) не менее 25 лет.
    • Особые правила определены для работников, которые и силу состояния своего здоровья абсолютно либо отчасти не в состоянии заниматься нелегким шахтерским трудом. Так, согласно параграфу 45, абз.1 SGB VI, при наступлении снижения трудоспособности (verminderte Berufsfaehigkeit) и ее подтверждении врачом для шахтеров возможен выход на пенсию и в более раннем возрасте.

      В заключение — практическая рекомендация для шахтеров, относящихся к категории лиц со сниженной трудоспособностью. Вам необходимо обратиться в пенсионное управление для шахтеров, которое расположено в г.Бохуме и обслуживает всю Германию независимо от места вашего жительства. В обращении сообщите о состоянии своего здоровья и о желании получать пенсию ввиду нетрудоспособности. После рассмотрения вашего заявления (для его правильной подачи вам пришлют специ альную анкету, где вам предстоит ответить па поставленные вопросы) будет назначена медицинская экспертиза. По результатам этой экспертизы, которую проводят доверенные врачи (Vertrauensaerzte) управления, будет сделан вывод о состоянии вашего здоровья и решен вопрос о получении пенсии.

      Отвечая на прочие вопросы, мне хотелось бы уточнить, что на «шахтерскую» пенсию могут рассчитывать только люди, работавшие под землей. Вышеописанные правила не распространяются на лиц иных специальностей, даже если их работа каким-то образом была связана с шахтой (например, бухгалтер шахтерского предприятия, работник общепита и пр.).

      recht.germany.ru

      Северная пенсия

      Отработал в Воркуте в шахте 10 лет. Для досрочного выхода на пенсию будет ли учитываться не только подземный стаж но и северный стаж? До 15 лет северного стажа нехватает 5 лет. В пенсионном фонде говорят что для суммирования стажа нужно обязательно 15 лет северного стажа.

      Ответы юристов (5)

      Здравствуйте, Сергей! Скажите, сколько Вам сейчас лет? Не совсем ясен вопрос, хотя он решаем исходя из данных.

      Уточнение клиента

      сейчас мне 47 лет 8 мес.

      07 Декабря 2014, 19:51

      Есть вопрос к юристу?

      Отработал в Воркуте в шахте 10 лет.

      По какому списку работали?

      Я даже не могу на этот вопрос ответить . По моему список №1. В Воркуте я работал шахтёром и горноспасателем ( это тоже в шахте ). Получается подземный стаж 10 лет.

      07 Декабря 2014, 22:11

      Я даже не могу на этот вопрос ответить. По моему список №1. В Воркуте я работал шахтёром и горноспасателем ( это тоже в шахте ). Получается подземный стаж 10 лет.

      Похоже они правы.

      Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

      Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 — 10 и 16 — 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

      Нужно изучить судебную практику, но формально они правы.

      Просто я вчера звонил юристу в Воркуту, он ответил что по подземному стажу минус 10 лет и по северному при отработанных 6 лет и 8 месяцев уменьшается как 4 месяца с каждого отработанного года. Получается примерно в 47 с половиной лет. Но за ответ всё равно спасибо.

      07 Декабря 2014, 22:23

      при отработанных 6 лет и 8 месяцев уменьшается как 4 месяца с каждого отработанного года.

      Так и должно быть, но нужно это посмотреть в разъяснениях.

      Извините что уже надоел вам наверное. Там получается по принципу 10 лет подземного стажа в любом регионе даёт право выйти на пенсию в 50 лет и 10 лет северного стажа снижают возраст выхода на пенсию ещё на 40 месяцев.

      07 Декабря 2014, 22:42

      Там получается по принципу 10 лет подземного стажа в любом регионе даёт право выйти на пенсию в 50 лет и 10 лет северного стажа снижают возраст выхода на пенсию ещё на 40 месяцев.

      Это я понимаю, но ст.28.1 ФЗ О трудовых пенсиях о снижении менее чем на 5 лет при вредном стаже ничего не говорит.

      Спасибо за ответ, я всё равно буду отправлять пакет документов в Воркуту юристам, они обещали подготовить пакет документов для подачи в суд на ПФР.

      07 Декабря 2014, 22:48

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      m.pravoved.ru

      Шахтер стаж 40

      Пенсионная реформа, которая предусматривает повышение необходимого страхового стажа для выхода на пенсию до 25 лет в 2018 году и ежегодным постепенным повышением до 35 лет до 2028 года, вступило в силу.

      Закон был принят Верховной Радой 3 октября, подписан Президентом Петром Порошенко 8 октября, опубликован в официальной парламентской газете «Голос Украины» 10 октября и вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, то есть сегодня, 11 октября.

      Согласно документу, в 60 лет выходят на пенсию те лица, которые на 1 января 2018 года будут иметь 25 лет страхового стажа, а диапазон требований относительно страхового стажа ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году.

      В 63 года будут выходить на пенсию те лица, которые на 1 января 2018 года будут иметь 15 лет страхового стажа, однако не иметь 25 лет.

      В 65 лет будут выходить те лица, которые на 1 января 2019 года будут иметь 15 лет страхового стажа, однако не будут иметь 16 лет.

      Для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться: ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения (с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года включительно, подтверждается справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности; с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года включительно, при условии уплаты страховых взносов независимо от уплаченной суммы); прохождение военной службы до 31 декабря 2017 включительно; нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; обучение в высших учебных заведениях по дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

      На переходный период (3 года) при потере работы предлагается назначать государственную социальную помощь при наличии 15 лет страхового стажа в сумме прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

      Лицам, которые не будут иметь 15 лет стажа, государственная соцпомощь будет назначаться при достижении ими 65 лет.

      Кроме того, с 1 октября предусматривается осуществление перерасчета пенсий с использованием единого показателя средней зарплаты, который используется для назначения пенсии в 2017 году на уровне 3 764,4 гривны; показателя стоимости одного года страхового стажа, сниженного с 1,35 до 1 процента.

      В то же время на переходный период для новых пенсий стоимость года стажа 1,35% сохраняется до конца 2017 года, в том числе при переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту.

      При назначении пенсий в 2018 году при стоимости года стажа 1% будет использоваться показатель средней зарплаты за два последних года (ориентировочно – 5 227 гривен), с 2019 года – показатель средней зарплаты за три последних года.

      Также документом осуществлен пересмотр объема и условий назначения минимальной пенсии по возрасту.

      Так, на уровне прожиточного минимума пенсия в минимальном объеме будет назначаться лицам, которые имеют страховой стаж 30/35 лет для женщин и мужчин соответственно.

      С 1 января 2018 года гарантия относительно обеспечения выплаты пенсий в минимальном объеме на уровне 40% от минимальной заработной платы, но не меньше, чем объем прожиточного минимума, будет обеспечиваться лицам, которые имеют страховой стаж 30/35 лет после достижения ими 65 лет.

      Также изменена расчетная величина для определения минимального объема пенсии для шахтеров с 80% средней заплаты шахтера на 80% средней заработной платы.

      Кроме того, отменены специальные пенсионные режимы для государственных служащих, научных работников, должностных лиц органов местного самоуправления, прокуроров, депутатов и пенсии по выслуге лет.

      Документом также установлено, что ежегодная (опосредованная) индексация пенсий с 2021 года будет происходить путем увеличения (перерасчета) средней зарплаты, с которой исчислена пенсия, на 50% роста средней зарплаты за 3 предыдущих года и на 50% роста индекса потребительских цен за предыдущий год.

      В 2019-2020 годах индексация пенсий будет осуществляться по отдельному решению Совета.

      Среди прочего, закон предусматривает назначение пенсии независимо от возраста при наличии 40 лет страхового стажа с 1 января 2028 года установление верхней границы базы начисления единого социального взноса (ЕСВ) в 15 минимальных зарплат (на сегодня 48 тыс. гривен) и введение накопительного уровня пенсионной системы с 1 января 2019 года.

      Также, согласно документу, Кабинет Министров обязан до 1 ноября разработать и подать в парламент законопроект о пересчете пенсий военнослужащим.

      zik.ua

      Рада все же приняла «античеловеческий» закон

      Украинская пенсионная реформа может быть интересна и России. Разрабатывалась она по «лекалам» МВФ, возражения оппозиции и популистов — проигнорированы.

      06:50, 07.10.2017 // Росбалт, В мире

      На Украине в угоду МВФ приняли пенсионную реформу. Новый закон «обидел» стариков, «детей перестройки», чернобыльцев, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, предпринимателей, «предпринимавших» до 1998 года, получивших высшее образование много лет назад, учителей, шахтеров и донбассцев, не успевших переоформить пенсию внутри страны. Список не полный, его можно продолжать. Те, кто родился после шестидесятых рискуют остаться и вовсе без пенсии, если не накопят на нее сами или если закон не поменяют. Короче, работать надо до смерти!

      Представители власти вместо того, чтобы скромно помалкивать — ну, приняли, выхода другого не было — афишируют мифическое повышение пенсий как «лютую победу». Пять часов баталий в Верховной раде не смогли помешать планам правительства повысить пенсионный возраст (хоть и не прямо, но очень существенно), убрать льготный стаж для бюджетников и работающих в тяжелых условиях труда, урезать планы по досрочному выходу на пенсию и при этом сохранить более чем вольготные нормы пенсионного обеспечения в отношении топ-менеджеров крупных госкомпаний или прокуроров.

      Документ должны были проголосовать еще в мае, потом дату рассмотрения перенесли на сентябрь, однако с первого раза провалили. Со второй попытки большинство парламентариев отдали свои голоса «за». Власти ограничились «ремонтом» солидарной системы, а обещанный запуск накопительной части снова перенесли. На этот раз на 2019 год.

      3 октября за законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Перед принятием в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который «очень» призвал парламентариев проголосовать за «историческое решение». От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта — 75, «Оппозиционного блока» — 0, от «Самопомощи» — 14, Радикальной партии Олега Ляшко — 17, Батькивщины — 0, «Воли народа» — 15, «Возрождения» — 22, внефракционных — 23. Против реформы — 8, воздержались — 23. Не голосовали 27 нардепов.

      Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии. Если оценивать закон по этим трем критериям, то все кажется логичным, экономически обоснованным и справедливым, но все основные сюрпризы содержатся в деталях.

      Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста как такового, но предъявляет требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года. Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 официально отработанных лет. При выработке от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65.

      Но нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться вплоть до 2028 года. Таким образом, через 10 лет для выхода на пенсию 60-летним нужно будет иметь 35 лет отработки. Если его недостаточно, то можно недостающие года «приобрести», однако не более пяти. Один год стажа стоит 16 896 гривен (примерно 35 тыс. рублей). Те, кто отработал 40 лет, и вовсе могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.

      Есть хорошая и плохая новости для студентов-бюджетников дневной формы обучения и женщин, находящихся в декрете. И годы учебы, и декрет засчитают в трудовой стаж. Но не все и не всем. Лишь отпуск в связи с беременностью для тех, кто «успел» в период с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года, и обучение в вузах «днем» на условиях государственного заказа.

      Поправками к реформе было учтено, что в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Учитывая, что, начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли официальную работу и начали заниматься предпринимательством или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Да и нынешнему поколению 30-40-летних, у которых реформа «откусит» по несколько лет стажа от учебы в вузе и от отпуска по уходу за ребенком, светлое пенсионное будущее вряд ли светит.

      С принятием реформы канет в лету досрочный выход на пенсию для многих категорий лиц. Например, для чернобыльцев. Теперь этим людям говорят: с 1 января будет совершенно неважно, что они 20 лет проработали, уничтожая собственное здоровье и ожидая досрочного выхода на пенсию. Впредь — на общих основаниях.

      «Это недопустимо и свидетельствует только об одном — это правительство абсолютно ничего не знает о чернобыльской трагедии и подвиге людей, которые преодолевали ее последствия, жертвовали своим здоровьем и более чем заслужили сейчас досрочный выход на пенсию», — возмутилась на заседании парламента депутат от «Оппозиционного блока» Наталья Королевская.

      Под отмену «льготного стажа» попали педагоги (которым, кстати, эту льготу прописали в принятом месяц назад законе об образовании), медики, металлурги, шахтеры, химики, социальные работники, летчики и другие категории. То есть «горячий стаж по первой и второй сетке» просто смыло в унитаз, а ведь зачастую люди и задерживались на вредных производствах, жертвуя своим здоровьем в пользу более раннего выхода на пенсию. Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

      Шахтерам особенно не повезло. По словам нардепа Романа Семенухи («Самопомощь»), проект правительства существенно ухудшает условия пенсионного обеспечения горняков. В настоящее время минимальный размер пенсии шахтеров со стажем не менее 15 лет устанавливается независимо от места последней работы в размере 80% средней заработной платы. «В реформе предусмотрено, что в расчет берется любая зарплата за трудовую деятельность, которая, как правило, меньше зарплаты шахтера. По данным Государственной службы статистики, у работников добывающей отрасли в 2017 году средняя заработная плата на 27% больше, чем у занятых в других секторах экономики. Поэтому нужно дать шахтерам хотя бы ту пенсию, которую они сегодня заслуживают согласно действующему законодательству», — заявил Семенуха. Но и его предложение было отклонено.

      В отличие от шахтеров, никаких урезаний социальных благ не произошло для работников прокуратуры. Оппоненты реформы, в частности депутат Иван Крулько («Батькивщина»), призывали коллег закрепить на законодательном уровне, что дополнительное пенсионное обеспечение для прокуроров является добровольным, за счет собственных доходов. Но большинство это уточнение не поддержало. Интересно и то, что реформа дала право Национальному банку самостоятельно определять правила, по которым работники НБУ будут получать пенсию.

      При этом профильный комитет Рады учел другую курьезную поправку. Она предусматривает 20% надбавки для пенсионеров, проживающих в населенных пунктах в горной местности. «Это чтобы Западная Украина им давала голоса», — пояснил «Стране» мотивы этой надбавки депутат Сергей Каплин, имея, вероятно, в виду, что после «аннексии» Крыма горы теперь у Украины только одни — Карпатские.

      На первый взгляд, кажется, что депутаты все же позаботились о нынешних пенсионерах, предусмотрев небольшое повышение пенсий. Однако если учесть курс доллара, заложенный в проекте бюджета на следующий год, выплаты наоборот уменьшатся. Арифметика простая. Минимальная пенсия до 1 октября составляла 1312 гривен, это 49 с половиной долларов. После реформы, минималку вроде увеличат до 1452 (около 55 долларов). А с первого января следующего года повысят еще на 20 гривен. Правда, в проекте бюджета к концу 2018 доллар достигнет 30 гривен, а значит, размер минималки снова составит те же 49, но уже без половины, долларов. Это почти в два с половиной раза меньше, чем в 2013. Тогда она составляла почти 120 «американских рублей».

      Из-за снижения коэффициента повышения пенсий за год стажа с 1,35 до 1% «новые» пенсионеры также обеднеют — на 20-30%. Несмотря на критику «Оппозиционного блока» и «Батькивщины», эту норму в своем проекте правительство все равно сохранило.

      В будущем же, теоретически, каждый украинец моложе 35 лет, должен будет самостоятельно отчислять часть своей зарплаты на накопительный счет. Воспользоваться средствами с этого счета можно будет только после выхода на пенсию. На первом году реформы отчисления составят 2%, в следующем — 3% и так далее, пока не достигнут 7%. Параллельно работодателю нужно будет платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от фонда заработной платы.

      Окончательные результат этой реформы работающие украинцы увидят только минимум через 25 лет. Именно тогда первому поколению тех, кто будет накапливать пенсии, удастся воспользоваться средствами на своих счетах. Но специалисты отмечают, что в нестабильной экономике накопительная система таит в себе немало опасностей. Ведь нет гарантии, что за четверть века сбережения людей в накопительном фонде не превратятся в бумажки. Более того, речь идет о совершенно смехотворных суммах, накапливаемых на старость. Например, если человек всю жизнь получал минимальную зарплату, то общая сумма накоплений составит около 100 000 гривен. При вполне приличной по украинским меркам зарплате в 10 тысяч — 210 тыс. То есть это не те суммы, которые обеспечат безбедную старость.

      Как пишет «Страна», нынешнее «осовременивание» пенсий никак не коснется лиц пожилого возраста, которые проживают на неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей и на данный момент не получают свои заработанные пенсии, потому что по разным причинам не смогли их переоформить на «мирной» территории. Хотя, по словам главы профильного комитета Рады Людмилы Денисовой, есть отдельное поручение Кабинета министров Украины до 1 ноября представить законопроект относительно пенсий и для этих людей тоже.

      По данным правозащитников, более миллиона пенсионеров, проживающих на территории ОРДЛО, сталкиваются с трудностями в получении украинской пенсии либо не получают ее вовсе. Кроме того, нередки случаи, когда лишают пенсионных выплат и внутренне перемещенных лиц, которые не проживают по тем адресам, где зарегистрировались как переселенцы.

      В позитиве нового закона — введение автоматической нормы о ежегодной индексации пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен. Но это все в будущем, и люди подозревают, что индексация не будет перекрывать рост инфляции.

      Зато хорошей новости обрадовались работающие пенсионеры — те люди, которые не могут выжить на предложенный им государством пенсион и еще хоть как-то шевелятся. В рамках закона для них отменено 15-процентное уменьшение пенсий. До сегодняшнего дня с продолжающих официально работать брали дополнительный налог, а по данным пенсионного фонда, после выхода на пенсию на Украине продолжают трудиться более 500 тысяч человек.

      В общем, как оно все будет на самом деле — жизнь покажет. Пока ясно, что украинские депутаты, грозившиеся ни в коем случае не пропустить «античеловеческий» пенсионный закон, в очередной раз подтвердили свою «неустойчивость» и «противоречивость» и расчистили половину преград к возобновлению сотрудничества с МВФ. Следующий этап — земельная реформа и снятие моратория на продажу сельхозземель. С ним, надо полагать, — тоже справятся.

      Валентин Корж, Днепр, Украина

      m.rosbalt.ru

      Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров?

      3 октября парламент принял пенсионную реформу – правительственный законопроект, который предполагает ряд изменений в законы Украины, связанные с пенсионным обеспечением. «ГОРДОН» изучил документ и разобрался, какие новшества ждут нынешних и будущих украинских пенсионеров, а какие нормы останутся без изменений.

      Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614. Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом – с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

      Постепенное повышение требований к стажу

      Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

      До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м – 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

      Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году – от 15 до 25 лет, с начала 2019-го – от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

      С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

      С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

      Пенсионный возраст для женщин

      Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех – 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Но в соответствующую статью добавили условие – для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами – в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

      Для остальных действует такой график:

    • 55,5 года – для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
    • 56 лет – для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
    • 56,5 года – для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
    • 57 лет – для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
    • 57,5 года – для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
    • 58 лет – для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
    • 58,5 года – для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
    • 59 лет – для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
    • 59,5 года – для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.
    • к 2028 году пенсионный возраст мужчин и женщин будет составлять 60 лет, а минимальный стаж для выхода на пенсию – 35 лет
    • выйти на пенсию можно будет и с меньшим стажем, но позже: после 63 или 65 лет
    • со стажем в 40 и больше лет с 2028 года можно будет уйти на пенсию в любом возрасте
    • Досрочные пенсии

      Для отдельных категорий граждан по-прежнему предусмотрен досрочный выход на пенсию.

      Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

      Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

      Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

      Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы – мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

      Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

      Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

      Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, – в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

      Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону «О пенсионном обеспечении», также смогут ее получить.

      Итого:

    • досрочные пенсии для ряда льготных категорий сохраняются
    • Особенности вычисления страхового стажа

      Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить – за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

      В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

      С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

      Пенсии будут пересчитаны задним числом – с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014–2016 годы «с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%», сказано в законопроекте, а в течение 2018 года – средний показатель за 2016–2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как сообщал министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

      Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

      С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30–35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

      Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

      Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

      Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

      Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов («О Кабинете Министров Украины», «О госслужбе», «О судоустройстве и статусе судей» и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою «старую» пенсию.

      В 2019–2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

    • минимальная пенсия составит в 2017 году 1452 грн
    • пенсии пересчитают задним числом, с 1 октября 2017 года
    • предусмотрена индексация пенсий, с 2021 года она будет рассчитываться автоматически, без принятия новых законов
    • С 2019 года в Украине вводятся накопительные пенсии – это второй уровень системы, который должен дополнить первый – традиционные солидарные пенсии. Норма законопроекта предусматривает, что украинцы будут отчислять на государственный счет деньги, из которых потом получат дополнение к пенсии. Отказаться от этого смогут те, кому на 1 января 2019 года до пенсии остается меньше 10 лет. Для того, чтобы накопительная система заработала, законопроект предписывает Кабмину до 1 июля 2018 года создать для этого «институционные компоненты функционирования».

      Татьяна РАЙДА
      Заместитель главного редактора

      m.gordonua.com