Частная собственность история возникновения

Собственность. История возникновения собственности и развития ее форм

История возникновения собственности

«Собственность — отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а так же хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей». Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Субъектами собственности могут выступать лишь одушевлённые лица. В том случае, если по каким-то причинам, происходит замена одушевлённых собственников на неодушевлённые, это приводит к бессубъектной собственности. Данное понятие согласно действующему законодательству считается абстракцией, то есть это понятие невозможно как правоотношение. Олицетворять и реализовывать право собственности могут лишь люди.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащей субъекту. Довольно часто объект собственности попросту называют собственностью, при этом в данное понятие вкладывается как сам объект, так и все правовые отношения, которые связаны с ним по поводу собственности.

Таким образом, мы разобрали основные понятия собственности, а именно дали определение и небольшую характеристику понятию собственность, субъект и объект собственности.

Рассматривать понятие собственности можно с разных сторон. Вообще собственность можно рассмотреть, как экономический термин. В этом случае под собственностью понимают обладание предметом, который имеет экономическую ценность или может послужить человеку для получения экономической выгоды. Как мы уже говорили выше, первое зарождение понятия собственности относится к времени становления самого человеческого общества, именно тогда уже начинают зарождаться первые отношения между людьми. В первобытное время, когда люди жили исключительно охотой и собирательством большое значение имели орудия труда. Можно сказать, что если все предметы племени ещё можно было назвать общими, то вот орудия труда уже начинают приобретать индивидуальное пользование, то есть, становятся чьей-то собственностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что на становление, формирование и развитие форм собственности значительное влияние оказал труд. Так как именно труд разделил людей на определённые группы, в зависимости от выполнения работ. Обладание средствами труда для каждого человека стало определяющим в условиях жизни, отсюда и обладание этими средствами стало важно для людей. Конечно, если бы все средства труда были одинаковы по своему строению и качеству, то и проблем не возникло. Но учитывая то время, средства труда изготавливались индивидуально и значительно отличались по качеству. Естественно, что создатель орудия труда делал его удобным для себя, а в случае, если он сделан качественно, то предмет становился привлекателен и для соплеменников. Всё это послужило зарождению такому понятию как собственность.

Со временем обладая средствами труда, люди начинают получать определённую выгоду, что приводит к расширению владений, обогащением и т.д. Всё это приводит к войнам, во время которых происходит захват богатств. Людей становится всё больше, потребности их растут. При обладании определённым материальным благом возникает потребность в том, чтобы установить обладание этим предметом, таким образом, чтобы остальные знали, что данный предмет имеет своего хозяина. Именно в это время встаёт вопрос о полноценном закреплении собственности в правовом отношении. К тому же люди уже не живут племенами, формируется первые государства, которые имеют уже свои законы. Тогда и появилась мысль создать законы, которые бы регулировали собственность и определяли её формы. Первоначально зародились такие формы собственности, как семейная, личная, родовая, государственная. Со времен общество видоизменялось, соответственно менялись и формы собственности, появились такие виды как рабство и крепостничество. Данные формы собственности являются весьма уродливыми, так как предметом собственности является человек. В современном обществе существование таких форм собственности невозможно.

Со сменой эпох менялись и основные предметы собственности. В эпоху феодализма основным предметом собственности являлась земля, орудия труда и скот. Так как это всё приносило определённые материальные блага человеку. При капитализме появляется новый предмет собственности — капитал. Появляется такое понятие, как частная собственность. Со временем частная собственность видоизменяется, появляются новые её формы, которые существуют и в современном обществе — это акционерная, товарищества и т.д.

На современном этапе развития общества появляется ещё один предмет собственности — интеллектуальный. К интеллектуальной собственности относятся те продукты, которые созданы при помощи человеческого ума и таланта. Это картины, литературные произведения, музыкальные произведения и т.д.

Происходящие в отдельных странах революции трансформируют, преобразуют формы и отношения собственности. В частности, социалистические революции пытаются уничтожить частную собственность на средства производства, заменив ее общественной, государственной. Но хозяйство, основанное на подавляющем господстве государственной собственности, оказывается неэффективным. В итоге современный экономический мир, ставший в основном миром рыночной экономики, опирается на частную собственность и исходит из целесообразности сосуществования различных форм собственности.

Таким образом, мы коротко рассмотрели историю возникновения и развития собственности. Как видно из данного материала, появление собственности можно отнести к первобытному веку, когда ещё не было государств, а законы были представлены обычиями. Со временем менялось общество, формировались государства и первые правовые системы. Всё это привело к развитию форм собственности. Они создавались именно по требованию эпохи.

studbooks.net

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена.На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская,или соседская,община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатой верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый в скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

lib.sale

История развития понятия собственность

Понятия «право собственности», «собственность»

В Гражданском праве широко используется понятие «право собственности», «собственность». Но подходы к определению сущности данного понятия различны. В широком смысле собственность — это отношение к вещам «как к своим» (проф. А. В. Венедиктов). В содержание понятия «собственность» вкладывался различный смысл в зависимости от той или иной исторической эпохи, и от рзвития самого общества. Исходя из этого следует проследить главные этапы развития понятия собственность.

Этапы формирования понятия «собственность»

В первобытнообщинном строе собственность характеризовалась как коллективная власть рода, племени, которая распространялась на средства производства, орудия труда и территории.

Понятие собственности «частной» наиболее полно можно проследить на примере античного периода в Риме. Римляне не дали научного и точного определения собственности, но разработали своего рода учение о правомочиях, которые составляют понятие собственность (владение, пользование, распоряжение). Развитие учения о собственности в то время следует искать в рабовладении. Именно собственность на раба-это та модель, по которой строились все отношения в античном мире, ведь раб считался ни чем иным как вещью, и соответственно он не имел никаких прав.

В феодальный период на первый план вышла собственность на землю, как на основной объект производства в феодальном обществе. Но именно тогда оформилось отношение ограниченной собственности, когда так называемый подчиненный собтвенник имел возможность владения и пользования вещью лишь в опреденных пределах. И именно в этот период в России окончательно оформились и начали использоваться в законодательстве термины «собственность» и «право собственности». Об этом свидетельствует Манифест Екатерины II от 1782 «О подтверждении права собственности дворян на землю»

Вот еще один пример — Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 провозглашала собственность естественным и неотчуждаемым правом. Каждый человек объявлялся хозяином своего имущества, могущим распоряжаться им по своему усмотрению. Уже начиная с 60-х годов XIXв. именно частная собственность нового класса — буржуазии стала толчком к экономическому развитию России.

В советский период в нашей стране законодательно насаждалось негативное отншение к частной собственности как к пережитку прошлого капиталистического развития.

С распадом Союза и либерализацией российской экономики государство провозгласило равноправие государственной, муниципальной и частной форм собственности и поддерживало инициативу к занятию предпринимательством. (Кстати, и сейчас собственность имеет именно такие формы).

Сегодня понятие «собственность» является многозначным и используется во всех сферах жизни общества. Таким образом, собственность — всеобъемлющее, исключительное, абсолютное обладание вещами, иными благами, выражающее через соответствующие субъективные права прямую связь человека с вещью, иным благом.

Литература

Лихачев Г.Д.Гражданское право. Курс лекций. 2005.

dic.academic.ru

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

econ.wikireading.ru

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

К числу самых замечательных произведений марксизма принадлежит написанная Энгельсом в 1884 г. классическая работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ленин писал об этом труде, что это — одно из основных произведений научного социализма.

Не являясь исключительно экономической работой, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» содержит постановку и развитие целого ряда экономических вопросов и является образцом того, как следует применять теорию в качестве орудия анализа конкретного исторического материала. На основе изучения и обобщения огромного исторического материала Энгельс показывает в этой работе процесс возникновения и развития частной собственности, классов и государства.

И для историка и для экономиста огромный интерес и значение имеет его блестящий анализ экономических процессов, лежащих в основе развития общества.

На заре человеческой истории люди обладали лишь примитивными орудиями труда и могли только общими усилиями бороться за свое существование. Средства производства находились в общественной собственности, эксплуатации человека человеком не было. Разделение труда и рост производительности труда приводят к возникновению обмена. С развитием обмена неизбежно возникает имущественное неравенство внутри общества — появляются богатые и бедные, возникает частная собственность, общество раскалывается на классы.

«. Все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней — частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий».

Энгельс доказал, что на первых ступенях общественного развития не было государства, оно возникает с появлением классов как орган господства одного класса над другим. Таким образом, государство является институтом историческим, возникшим на определенной ступени развития общества, как продукт классовых противоречий.

Экономически господствующий класс при помощи государства приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев для подавления рабов, феодальное — орудием дворян для подавления крепостных и зависимых крестьян, буржуазное государство — «орудие эксплуатации наемного труда капиталом».

Но классы не будут существовать вечно, они так же неизбежно исчезнут, как и появятся. «С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Свое дальнейшее, развитие эти идеи получили в работах В. И. Ленина и его учеников.

В последние годы своей жизни Энгельс написал ряд других небольших работ. В частности, в связи с повторным изданием тех или иных работ Маркса он написал ряд предисловий к ним. Необходимость их написания вызывалась клеветнической кампанией буржуазной печати в адрес Маркса, в связи с которой Энгельс отстаивал идеи своего великого друга, давал отпор всяческим попыткам умалить их величие и доказывал их значение как открытий, означавших революционный переворот в экономической теории.

Источник: История экономических учений, М., 1963

www.ekoslovar.ru