Переселение народов в германии

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ. Первый этап

Первое тысячелетие истории Европы насыщено важными событиями, связанными с кризисом Римского государства и эпохой Великого переселения народов.

К началу этого процесса западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация — Римская империя. В Центральной и Восточной Европе обитали германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена, жившие догосударственным строем.

На Европейском континенте Великое переселение народов началось с передвижения германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевые племена. Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе».

Римская империя, прежде такая могущественная, непобедимая, покорившая пол мира, процветавшая несколько столетий, с ее прекрасно организованной армией и государственной системой, в начале новой эры постепенно приходит в упадок. Раздиравшие ее противоречия, гражданские войны, натиск варваров привели к разделу Римской Империи на Западную и Восточную (Византию), а затем и к падению Древнего Рима. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации.

Процесс Великого переселения народов был длительным — со второго по седьмой век н.э. (уже не Античность, но ещё не Средневековье), когда взаимодействие варварства и цивилизации стало наиболее интенсивным, результатом и следствием которого явилось зарождение нового типа цивилизации.

Основные военные действия развернулись на дунайской границе в районе Паннонии (современная Венгрия). Здесь встречаются сарматские, иллирийские, славянские племена. В военные действия больше всего были вовлечены германские племена. Главную опасность для Римской империи представляли маркоманны и квады. Особенно упорную войну с ними вёл римский император Марк Аврелий. Полководцу Патерну удалось справиться с варварами и отбросить их за пределы Империи.

Опустошительные Маркоманнские войны (166-180 гг.) открывают новый этап столкновений Древнего Рима с германцами, они считаются началом Великого переселения народов. С этого времени начались необратимые процессы как в Римской империи, так и в варварском мире в целом.

В 166-167 гг. часть германского племени лангобардов и присоединившиеся к ним убии прорвали укреплённую римлянами полосу «Римские рубежи» — Лимес в районе Нижней Паннонии и вторглись вглубь этой провинции. Однако они были отброшены римскими войсками и вернулись на родину

В 172 г. Римская империя развернула наступление, но уже на территории германских племён. Маркоманнские войны втянули в конфликт с Римской империей не только лангобардов, но и ряд других восточногерманских племён, в т.ч. племена вандалов, которые ранее жили в юго-западной Скандинавии и Ютландии. Во II в. до н.э. вандалы пересекли Балтийское море и осели между Нижней Эльбой и Вислой, затем двинулись на юг по верхнему и среднему течению Одера.

Осенью 173 г. германские племена маркоманнов были окончательно подчинены Римской империи, однако маркоманнский этап Великого переселения народов на этом не закончился, так как в Верхней Паннонии и Реции шли бои против наристов, небольшого германского племени. После Маркоманнских войн Римская империя впервые в широких масштабах стала селить германцев на своих опустевших от войн и эпидемий землях.

Размещение германских племён происходило на пустовавших городских землях – как правило, только в провинциях, и лишь в отдельных случаях в самой Италии. Так, Марк Аврелий поселил германцев в Равенне. Одним германским племенам давалось право римского гражданства, другим – освобождение от натуральных поставок в пользу Рима, третьим – римляне сами обязывались поставлять продовольствие и субсидии.

Тем самым Рим использовал принцип «Разделяй и властвуй», что затрудняло процесс консолидации германских племен, стимулировало соперничество между ними, в будущем явилось источником взрывоопасной ситуации.

Бурный и беспокойный III век явился ключевой фазой первого этапа Великого переселения народов. К началу III в. германские племена оставались наиболее активной частью варварского мира. В динамику Великого переселения германцы вносили разрушительное начало. Но разрушая, они создавали условия для рождения новых народов, новых государств.

Алеманны, которые жили в Бранденбургской марке, после смерти императора Аврелиана (275 г.) переселились на юго-запад и наводнили римские Баден и Вюртемберг, но были вытеснены оттуда древнеримским императором Пробом, после смерти которого они снова и уже окончательно овладели этой областью.

В V веке алеманны завоевали на левом берегу Рейна Эльзас и северную Швейцарию, а на восток распространились до реки Лех. В 496 г. они были покорены франками. После переселения алеманнов на юго-запад бургунды двинулись в том же направлении и поселились по верхнему течению рек Майн и Пегниц. В 413 г. римляне уступили им часть левого берега Рейна, а в 443 г. — Савойю, откуда бургунды расселились дальше на юг и запад, где образовали по течению pек Роны и Соны королевство, существовавшее до 634 г., когда им овладели франки.

Готы в начале н.э. жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II в. готы начали передвигаться на юг и юго-восток, к границам Римской империи, которых они достигли в начале III в. Отношения Римской империи с готами развивались стремительно. Уже в 242 г. они в составе вспомогательных войск принимают участие в войне с персами. В 248 г. придунайские готы предприняли новое вторжение в Римскую империю. В результате были опустошены Мёзия и Фракия.

В последней четверти III в. на Галлию и Рецию обрушилась серия последовательных вторжений германцев. Уход римлян из Дакии открыл для передвижений германцев значительные территории. Но сюда же устремились и другие племена. Падение Дакии явилось значительной победой всех варваров, в том числе и германцев. С этого времени Дакия становится одним из стратегически важных плацдармов германских вторжений в Римскую империю.

В этот период не прекращаются брожения в глубине варварского мира. Там идут постоянные передвижения племён. На Верхнем Дунае появляются бургунды и вандалы. Поток сарматских племён устремился на Средний Дунай. Некоторые из племён – вандалы, бургунды, готы – в короткий срок вплотную приблизились к границам Римской империи. Для грабительских вторжений они зачастую использовали отдельные мобильные отряды-дружины или объединялись в коалиции племён, которые иногда сохранялись и после похода.

В середине IV в. племена франков, аламаннов, бургундов снова переходят в наступление. В это же период активизировались передвижения германских племён в районе Нижнего Дуная. Этому процессу способствовали два обстоятельства: христианизация германских племён и натиск гуннов. В 375 году, теснимые гуннами, придунайские готы разделились. С появлением гуннов возникли территориальные конфликты и теперь готам пришлось решать: искать для переселения место в пределах варварского мира или окончательно переселяться в Римскую империю.

Придунайские готы разделились. Одна часть готов в 376 г. переправились через Дунай и с разрешения императора Валента поселились во Фракии. Однако притеснения римской администрации, трудности с продовольствием, вероломство римлян не только разочаровали их в весьма «прохладном приёме», но и подтолкнули к восстанию. В 378 г. у Адрианополя готы разгромили войска Валента. Погибло две трети римской армии. Император Валент пропал без вести. Вскоре готы двинулись на Константинополь, но взять его не удалось, их отряды рассеялись по Фракии, занимаясь грабежом и разбоем.

Та часть готов, которая осталась за Дунаем, пыталась сопротивляться продвижению в свои земли гунно-аланских отрядов. Однако даже построенный в 375-376 гг. земляной вал не мог остановить эту миграционную волну с востока. Среди готов вспыхнули раздоры и это вынудило их переселиться в 381 г. в Константинополь. Таким образом, при императоре Феодосии завершилось окончательное переселение основной массы готов в различные провинции Римской Империи и на этом закончился первый этап Великого переселения народов.

Источники:
Энциклопедический словарь Брокгауза Ефрона

www.lgroutes.com

Переселение народов в германии

Древнейшие сведения о германцах мы находим в сочинениях древнегреческих и римских писателей, они относятся к той эпохе, когда культурные народы античного Средиземноморья, т.е. греки и римляне, впервые сталкиваются на своих восточных и северных границах с различными германскими варварскими племенами, населявшими территорию центральной Европы. Свидетельства античных историков и географов дополняются данными археологии. В сочинениях античных писателей до нас дошли и первые памятники языка древних германцев: племенные и географические названия и личные имена в соответствующем переоформлении, греческом или латинском.

Эти источники дают основание предполагать, что в 6-5 вв. до н.э. германские племена занимали северную часть низменности между Эльбой и Одером, полуостров Ютландию и южную Швецию, по преимуществу же — поскольку внутренняя часть страны была покрыта лесами и болотами — морское побережье и долины рек. В нынешней западной, средней и южной Германии жили, судя по данным географических названий, кельтские племена. Среди живших по соседству с германцами кельтов римские писатели называют могущественное племя «вольков» ( Volcae ); их племенное название в германской форме (двн. walha ) впоследствии было перенесено на всех кельтов вообще,в том числе и на романизованных кельтов, и употребляется в современном немецком языке по отношению к соседним романским народам (» Welsche «- итальянцы, иногда французы), название это проникло и в славянские языки: ср. слав. «влахи», «волохи». Кельты занимали также территорию Галлии (нынешней Франции), большую часть Британии, значительные пространства северной Италии и Испании и доходили в своих передвижениях до Балканского полуострова и Малой Азии. Некоторые ученые считают, что германские племена были сначала в подчинении у кельтов, опередивших в культурном отношении восточных соседей. Об этом свидетельствуют предполагаемые кельтские заимствования в германских языках, к числу которых относятся

термины власти и права:
например, гот. reiki , двн. rihhi , » Reich «(из кельтского rîg );
гот. andbahti двн. ambahti » Amt «, (кельтcк.- лат. ambactus );
названия металлов:
гот. eisarn , двн. îsarn » Eisen «;
оружие:
гот. brunnjo , двн. brunnle » Brünne «; двн. gêr (герм. gaisa ) и другие

Кроме кельтов, на территории западной Германии можно предположить наличие разных других племен, имена и языки которых до нас не дошли, подобно тому, как в других частях Европы засвидетельствованы народы, говорившие на языках отличных от индоевропейских: в Италии — этруски, в Испании — иберы, на Балканском полуострове — пеласги и другие (Остатком таких языков неиндоевропейского типа является в Пиренеях баскский). Распространение германцев в западном направлении до Рейна происходит в 4 — 1 вв. до н.э. По-видимому, оно шло быстрее на слабо заселенном севере и медленнее на юге, где еще в 1 в. до н.э. засвидетельствованы кельтские племена. Одновременно германцы продвигаются и в восточном направлении. Эти переселения и завоевания с самого начала были связаны с сильнейшими племенными смешениями, отразившимися и на структуре, и на лексике германских языков.

Появившись в I в. до н.э. на верхнем Дунае, германцы вступают в непосредственное соприкосновение с римлянами, в то время уже овладевшими южной (т.наз. Нарбоннской) Галлией, а вскоре после этого — и приальпийскими землями (Ретия и Норика). Первым значительным столкновением между германцами и римлянами явилось нашествие кимвров и тевтонов, прорвавшихся в южную Галлию и северную Италию и одержавших между 113 и 105 гг. до н.э. ряд побед над римскими войсками. Это движение, угрожавшее безопасности Рима, имело характер настоящего переселения полукочевых племен в поисках новой оседлости: варвары передвигались на повозках вместе с женами и детьми, со скотом и домашним скарбом. Разбитые римским полководцем Марием при Аквах Секстийских (102) и Верцеллах (101), они были частью истреблены победителями, частью захвачены в плен и обращены в рабство.

В дальнейшем римляне переходят в наступление. Завоеватель Галлии Цезарь в целях укрепления римского владычества, вынужден был вступить в борьбу с германцами, перешедшими на левый берег Рейна. В 58 г. до н.э. Цезарь победил Ариовиста, вождя германского племени свевов, который, будучи призван со своей дружиной на помощь кельтам-секванам, успел подчинить своей власти обширную территорию в пределах нынешнего Эльзаса. В 56 г. Цезарь построил мост через Рейн около Кобленца и первый совершил военный поход в правобережную Германию. В 55-54 г. он переправился в населенную кельтским племенем бриттов Британию, которая была окончательно завоевана римлянами при императоре Клавдии (45 г.н.э.) и оставалась римской провинцией до начала 5 в.

Сообщения Цезаря и Тацита

Составленные Цезарем «Записки о галльской войне» (» Commentarii de bello Gallico «) заключают описания его походов и первые подробные сведения об общественном быте другие германцев. При императоре Августе продолжались попытки завоевания германской территории к востоку от Рейна ( т. наз. Germania magna ). В результате победоносных походов Друза (12 -9 гг. до н.э.) и Тиберия (6 г. н. э.) страна между Рейном и Везером становится римской провинцией. Этому распространению римского влияния на восток был положен предел восстанием германского племени херусков под предводительством своего «герцога» (племенного вождя) Арминия (Германа): легионы римского наместника Вара были окружены восставшими в Тевтобургском лесу и подверглись полному уничтожению (9 г. н.э.). Хотя римляне и предприняли удачную попытку отомстить германцам за понесенное поражение (походы Германика, 14-17 гг. н.э.), однако, потеряв надежду на длительную оккупацию германских земель, они с этого времени переходят от наступательной политики к оборонительной. ( См . также дополнительно ).

В осуществление этих новых задач на Рейне и на верхнем Дунае возводится цепь укреплений. Между Рейном и Дунаем, прибли- зительно в направлении от нынешнего Кобленца до Регенсбурга, в конце 1 и в начале 2 вв. н.э. строится вал, укрепленный частоколом, со сторожевыми башнями и крепостями (т.наз. limes ), за которым проходит военная дорога; в юго-западной части Германии, защищенной этими укреплениями, в пределах т. наз. «десятинных земель ( agri decumates ) поселяются римские военные колонисты со своими семьями, число которых доходит до 100 000 чел. Германские племена, оказавшиеся здесь, на восток от Рейна, в соседстве с новыми поселенцами — как на левом берегу Рейна среди кельтов — подвергаются сильнейшей романизации.

Источником и средством распространения римских культурных влияний на правобережных германцев становятся в это время многочисленные военные и торговые колонии, возникающие по течению Рейна как главной артерии страны: Colonia Agrippina (Köln), Confluentes (Koblenz), Moguntiacum (Mainz), Argentoratum (впоследствии Strassburg ); на р. Мозель — Augusta Treverorum (Trier) , менее значимы на верхнем Дунае — Regina castra (Regensburg) и на среднем Дунае Vindobona (Wien) .

С середины 1 в.н.э. до начала 3 в. продолжается интенсивное хозяйственное и культурное общение территорий, расположенных но обоим берегам Рейна и по побережью Северного моря и включающих северную Галлию, западную Германию и римскую Британию, с крупными провинциальным центрами в Кельне и Трире. Эта длительная мирная полоса сыграла существенную роль в общественном и культурном развитии западных германцев, находившихся в непосредственном соприкосновении с римлянами.

Свидетельством хозяйственного и культурного влияния римлян на западных германцев являются многочисленные латинские лексические заимствования: это — проникшие в германские языки латинские слова для обозначения предметов быта и понятий более высокой римской культуры. В немецком языке такие древнейшие заимствования выделяются особенностями своей фонетической формы: ассимилировавшись с исконными германскими словами, они в дальнейшем вместе с ними подвергались влиянию II перебоя согласных и другим явлениям, характерным для позднейшего развития звуковой системы немецкого языка. С развитием земледельческой культуры германцы перенимают у римлян названия новых для них земледельческих орудий: например, flaggellum > Flegel «цеп», secula > Sichel «серп»; термины виноделия, занесенного в долину Рейна римскими военным колонистами: vīnum > двн .wîn (Wein) «вино», vinitor > Winzer «виноградарь», acētum > Essig «уксус», trā(je)ctōrium > Trichter «воронка», bicārium > Becher «кубок»; названия культурных растений, распространившихся из Галлии и Италии вместе с развитием овощного хозяйства и плодоводства: например caulis >двн. kol (Kohl) «капуста», (cu)curbita > Kürbis «тыква»; rādix > двн. retih (Rettich) «редька», (a)mandula > Mandel «миндаль», piper > Pfeffer «перец» и многие другие

Вместе с каменными постройками римского типа, которые сменили прежние плетеные из веток шалаши (вначале, вероятно, у знатных и в общественных зданиях), появляется соответствующая терминология строительного дела: mūrus > двн. mûra (Mauer) «каменная стена» — в отличие от прежней плетеной (ср. Wand от » winden «-вить) (ср. русск. мураль, муровать, Муром, Муромец), porta > Pforte «ворота», fenestra > Fenster «окно» — в отличие от прежнего примитивного люка, дымохода (ср. другие англ. windauga «глаз для ветра» — англ. window , или гот. augadaurô «дверь для глаза») и мн. другие Развитие римской колониальной торговли с германцами отразилось в словах caupōnes «торговцы вином» > гот. kaupôn , двн. koufôn (kaufen) «покупать», moneta >двн. munizza (Münze) «монета», pondo («весом» — твор. пад.) > Pfund «фунт» и другие

Военные столкновения германцев с римлянами, особенно же знакомство с оборонительными сооружениями на германской границе, также засвидетельствованы в языке такими словами, как vallum > Wall «вал», Strāta (via) «военное шоссе», «выстланная доpoгa» strâ ʒ ʒ a (Straße) «дорога» и другие Изучение современных диалектов — как немецких, так и французских, позволило с большой точностью воcстановить первоначальные районы этих латинских заимствований, пути их проникновения на германскую территорию и важнейшие центры распространения культурных влияний, засвидетельствованных в языке.

К концу 1 в.н.э. относится книга римского историка Тацита , посвященная Германии ( P.Cornelius Tacitus «Germania» ). Книга эта является важнейшим источником по этнографии древних германцев и содержит сведения о расселении германских племен, их общественном быте, религиозных верованиях и поэтическом творчестве. Хотя сам Тацит, по-видимому, и не бывал в Германии, он обладал широкой осведомленностью, почерпнутой из не дошедших до нас сочинений других авторов (Плиния Старшего и Тита Ливия ), из официальных донесенийримских полководцев и устных рассказов римских купцов и легионеров, побывавших за Рейном. Несмотря на относительную достоверность сообщений Тацита, его освещение исторических данных нередко бывает тенденциозно и требует критической проверки. В нравственно-политических целях он часто идеализирует германцев, стремясь противопоставить их первобытно-патриархальные нравы моральному разложению рабовладельческой аристократии Рима.

Переселения германцев, приведшие к столкновению с римлянами, объясняются особенностями их экономического и общественного строя. Германцы в эпоху Цезаря и Тацита жили в условиях патриархально-родового строя. «Род» обозначается в германских языках словом гот. kuni , двн. kunni , одного корня с лат. gens , греч. genos «род». Германcкое племя является совокупностью родовых объединений. По свидетельству Цезаря, германцы селились «по родам и родственным группам». Это подтверждается многочисленными местными названиями на –ingen/-ungen ( Reutlingen, Eppingen, Kissingen, Morungen и другие ). Суффикс –ing/ -ung служит в германских языках для обозначения родовой связи, общности происхождения (Каролинги, Меровинги, Нибелунги и другие ); формы на –ingen/ -ungen представляют дат. множ. с местным значением: Eppingen-«bei den Leuten von Eppo» (ср. славянские местные названия на «-ичи» того же типа: Боровичи, Климовичи, Барановичи и другие ).

Родовым строем была порождена обязанность кровной мести, котoрую мы находим у древних германцев, как и у других народов, находящихся на той же ступени обществ, развития. Многочисленные упоминания о кровной мести встречаются в исландских сагах. Смягчением родовой мести является «вира» — Wergeld (от двн. wer , гот. wair «муж») — выкуп, получаемый родом за убийство или увечье родича. При господстве у германцев патриархально-родовых отношений могут быть отмечены отдельные пережитки более древнего материнского рода (матриархата). По словам Тацита, «у германцев сыновья сестер в такой же чести у дяди, как и у отца. Некоторые считают этот вид кровной связи теснее и священнее и при взятии заложников предпочитают именно их, так как при этом и обязательство держится прочнее, и охватывается более широкий круг домашних». Однако наследуют по отцовской линии, хотя при отсутствии детей могли наследовать братья и дяди не только с отцовской, но и с материнской стороны. Характерно, что в песнях древнескандинавской «Эдды» двоюродные братья называются systrungar — буквально «дети сестер» (ср. также нем. Geschwister (от Schwester ), имеющее значение «братья и сестры»). У Цезаря есть описание глубоко архаичного германского обычая, существовавшего у свевов: гадание и узнавание воли богов, даже по военным вопросам, находилось в руках старых женщин-матрон ( matres familiae ).

Основой хозяйства древних германцев являлись скотоводство и примитивное переложное земледелие. Германцы во времена Цезаря, согласно его свидетельству, «мало занимаются земледелием, и большая часть их пищи состоит из молока, сыра и мяса». Значение скота, как главного богатства германцев, подтверждается данными языка: слово «скот» (двн. fihu , гот. faihu «Vieh» )в большинстве древних германских языков употреблялось также в значении «имущества», «денег»; такое же значение имело, вероятно, первоначально и слово Schatz (гот. scatts , двн. scaz ), которое одного корня с русским «скот». Как сообщает Цезарь, у свевов земля находилась еще в общинном владении и обрабатывалась совместно родовым коллективом: «раздельной или частной пашни у них нет совсем, но должностные лица и предводители ежегодно отводят родам и родственным группам где и сколько окажется нужным земли и через год побуждают переходить на другое место. » Во времена Тацита германцы, стесненные римлянами в своих передвижениях, окончательно переходят к оседлости. Земледелие приобретает в их хозяйстве несколько большее значение, но скот продолжает оставаться главным достоянием. Существует обработка земли отдельными семьями с ежегодным переделом земли. При этом «община каждый год запахивала другой участок, а пашню прошлого года оставляла под паром или совсем давала ей зарасти».

Общественный строй древних германцев соответствовал высшей ступени патриархально-родового общества и носил характер военной демократии. Высшая власть в родовой общине или в племени принадлежала народному собранию, которое называлось *þing (нем. ding ). Все взрослые мужчины, способные носить оружие, имели равное право на участие в народном собрании и на его судебную защиту в форме «кровной мести» или » виры». Кроме того, по Тациту, повсеместно существовал совет старейшин, решавший более мелкие дела и подготовлявший более крупные для народного собрания. Родовые и племенные старшины обозначались словом kuning » König » (позже — «король»), производным от kuni — «род». Такие старейшины выбираются обыкновенно из одной и той же знатной семьи; впоследствии власть их становится наследственной. Рядом со старейшиной (лат. princeps ) существует племенной вождь, военачальник (лат. dux ), который выбирается на время похода: двн. herizogo » Herzog » (от двн. heri » Heer » и ziohan » ziehen » в смысле «водить» — буквально: «воевода»). Такой предводитель, прославившийся своими подвигами, собирает вокруг себя дружину (герм. druht , двн. truht ), состоящую из молодых воинов, жаждущих добычи и связанных со своими начальниками (герм. druhtîn , двн. truhtîn ) взаимной верностью. Эти дружины кормились постоянными войнами, разбойничьими набегами и грабежами. Германцы служили наемниками в римских войсках и телохранителями римских императоров. Такие дружины содействовали появлению королевской власти и в эпоху великого переселения народов послужили началом упадка старинной народной свободы и одним из элементов будущей феодальной знати.

Таким образом, внутри патриархального родового общества древних германцев уже намечается процесс социальной дифференциации, как предпосылка будущих классовых отношений. Рядом с основной массой свободных существуют рабы (военнопленные), трудом которых пользуются при обработке земли, и выделяется родовая знать (лат. nobiles ). Последние обозначаются словом edel (двн. edile ) «благородный», «знатный», которое связано с Adel (двн. аdal ) «благородный род» и с uodal «земельное владение». Начало частной собственности на землю в условиях длительной оседлости, военная или просто награбленная добыча, владение рабами, более крупные стада — все это создавало предпосылки для имущественного неравенства и связанного с ним разложения родовых отношений.

В результате дальнейших сдвигов в хозяйственной и общественной жизни, до сих пор недостаточно освещенных за отсутствием исторических источников, мы видим в 3 в. существенные изменения в политическом строе германцев: исчезают многочисленные мелкие родоплеменные объединения эпохи Цезаря и Тацита (сугамбры, тубанты, марсы, бруктеры и многие другие ), они поглощаются большими племенными союзами и народами франков, алеманнов, саксов и пр., нередко весьма пестрыми по составу, с наследственной королевской властью, с зачатками военной знати — будущей феодальной аристократии.

«К середине 3 в. германские племена между Эльбой и Рейном, до того бессильные и спивавшиеся, стали образовывать военные союзы. Так, на базе древних племен, уже превратившихся в реликты и неспособных отразить наступление римской армии Германика, даже после удачного истребления трех легионов Вара в Тевтобургском лесу, возникли новые этнические образования с условными названиями: франки – свободные, саксы – ножовщики, алеманы – сброд, свевы – бродяги. Это были организации, созданные исключительно для войны, то есть военная демократия, уживавшаяся в Европе с родовым строем, так как некоторые племена сохранили родовой строй» (Л.Н. Гумилев «Ритмы Евразии», с. 483)

Великое переселение народов

Началом великого переселения народов послужили передвижения восточных германцев, более отдаленных от центров римской культуры и благодаря этому сохранивших большую подвижность, характерную для примитивной стадии общественного развития. Особенно важную роль в последующих передвижениях германцев сыграли готы. «Великое переселение народов началось по общепринятому мнению в 169-170 гг. с маркоманской войны и перехода готов из «Скандзы» (Л.Н.Гумилев, там же, с. 496) В эпоху Тацита готы (лат. gutones , gotones ) живут якобы на побережье Балтийского моря, в низовьях Вислы. По сохранившимся у них сказаниям, о которых сообщает готский летописец Иордан (6 в.), готы пришли на континент с острова Scandza , т.е., по-видимому, из Скандинавии. Это сказание подтверждается существованием в историческую эпоху в южной Скандинавии народа гаутов, впоследствии смешавшегося со шведами. Племенное название гауты, сохранившееся в названиях шведских провинций Östergotland и Westergotland и города Göteborg связано с готами; точно также готами ( gotar ) именовались обитатели шведского острова Готланд. Во 2 в.н.э. готы передвигаются с берегов Балтийского моря на юг, в начале 3 в. они появляются в черноморских степях у восточной границы римской империи и распространяются oт Дуная до Днепра. Здесь готы распались на несколько племен, из которых главные составляли две группы: западную — висиготов ( Wisigothi ) и восточную — остроготов ( Ostrоgothi ), по позднейшему переосмыслению получившие названия вестготов и остготов. В 274 г. император Аврелиан был вынужден уступить вестготам пограничную задунайскую провинцию Дакию (нынешние Румыния и Трансильвания), чтобы с их помощью обезопасить границы империи от дальнейших нашествий варваров. В середине 2 в. (по свидетельству античных авторов и готского летописца Иордана) в черноморских степях существовал крупный межплеменной союз, весьма пестрый по этническому составу, во главе которого, в пору его наивысшего могущества, стоял остготский король Эрманарик. Готский союз был уничтожен в 375 г. при нашествии гуннов, тюрко-монгольских кочевников, нахлынувших из Азии. Память об Эрманарике, изукрашенная романтической легендой, сохранилась в германском героическом эпосе (в сканд. «Эдде» и свн. поэмах о Дитрихе Бернском).

Остготы оставались в зависимости от гуннов более столетия, вместе с ними частично перекочевали в Паннонию (нынешняя Венгрия) и принимали участие в их походах против римской империи до распадения гуннского государства, последовавшего после смерти гуннского короля Аттилы (453). Средневековый немецкий эпос (например, «Песня о Нибелунгах») сохранил воспоминания об этой зависимости готов от гуннов: Дитрих (остготский король Теодорих) является здесь вассалом Аттилы (свн. Etzel ). В свою очередь вестготы, теснимые гуннами, переходят в 376 г. через Дунай и поселяются в качестве союзного войска на территории Восточной Римской империи, в придунайской провинции Мёзии (нынешняя Болгария).

Под напором восточногерманских племен приходят в движение и западные германцы. С 213 г. начинаются алеманнские войны, которые продолжаются с перерывами в течение всего 3 и 4 вв.: в конце 3 в. алеманны окончательно захватили «десятинные земли», а к концу 4 в. они уже владели всем верхним течением Рейна и Дуная. Около 242 г. на нижнем Рейне выступают франки, совершающие периодические набеги на северную Галлию. Римляне вынуждены уступить им пограничную территорию, чтобы пользоваться их защитой против других герм. племен. К началу 5 в. франки завладели нижним и средним Рейном. Они распадаются на два племенных союза: салиев < Salii ) и рипуариев ( Ripuarii ) , из которых первые расположены на нижнем Рейне и к юго-западу от него, вторые - в области Кёльна до реки Мозель. В результате дальнейшего развития франкской и алеманнской колонизации оба берега Рейна оказались германизованными: побежденные, по преимуществу - романизованные кельты, были частью вытеснены победителями, частью смешались с ними и приняли их язык. Таким образом, в формировании будущей немецкой национальности в эту эпоху участвовали иноплеменные и иноязычные элементы, первоначально расположенные на территории западной Германии.

С начала 5 в. Римская империя, потерявшая всякую способность к сопротивлению, становится жертвой нахлынувших в нее варваров. Из событий Великого переселения народов необходимо отметить лишь основные передвижения германских племен, определившие их дальнейшую судьбу в эпоху раннего средневековья. Наиболее значительными были при этом перемещения восточных германцев. Так, вестготы под предводительством Алариха в 401 .г впервые вторгаются в Италию; в 410 г. они захватили и разрушили Рим; из Италии они проникли в 412 г. в Галлию и оттуда в 414 г. в Испанию. Испанское королевство вестготов, включавшее первоначально юго-западную часть Галлии до р. Луары (т. наз. Аквитанию), просуществовало до 711-713 гг., когда арабы, переправившись через Гибралтар, завладели большей частью Пиренейского полуострова. Одновременно с вестготами другое восточногерманское племя, вандалы, в 406 г. прошли через Галлию, в 409 захватили Испанию, в 429 переправились в северную Африку, где вандальское королевство существовало более столетия, до 533-534 гг., когда было разрушено войсками византийского императора Юстиниана, предпринявшего попытку воссоединения Восточной Римской империей с ее западными провинциями, отторгнутыми германцами. «Наместник Африки Бонифаций – честный, добрый и способный человек, «последний римлянин» (Прокопий) был оклеветан Аэцием и спровоцирован на мятеж. В 429 г. он пригласил на помощь из Испании вандалов, но те захватили Африку для себя». (Л.Н.Гумилев, там же, стр. 500)

В начале 5 в. бургунды, также принадлежавшие к восточногерманской группе, пытались обосноваться на среднем Рейне, между франками и алеманнами. Центром бургундского королевства на Рейне был Вормс. Разбитые римским полководцем Аэцием, наместником Галлии, бургунды были истреблены союзными с ним гуннами(437), в бою с которыми, как сообщает летописец, погиб король Гундикарий ( Gundicarius ) «вместе с родом и племенем». Память об этом сохранилась в германском героическом эпосе («Эдда» и «Песня о Нибелунгах»), где король Гунтер погибает вместе со своей дружиной в бою с Аттилой и гуннами.

Уцелевшая часть бургундов, согнанная со своих мест, была поселена Аэцием в юго-восточной Галлии, в нынешней Савойе, откуда они распространились к югу по долине Роны. Т.наз. второе бургундское королевство просуществовало до 532-534 гг., когда было разрушено франками и присоединено к меровингскому государству. От него получила название Бургундия, значительная часть которой образовала впоследствии французскую провинцию Бургонь.

В 476 г. германский военачальник Одоакр сверг с престола поcледнего римского императора и объявил себя королем Италии. Но его власть была непродолжительна: в 489 г. Италия подверглась нашествию остготов под предводительством Теодориха, который после трехлетней борьбы победил соперника и воцарился на его месте (493-526). В героических сказаниях немецкого эпоса Теодорих воспевался под именем Дитриха Бернского ( Dietrich von Bern ; Bern — средневековое название Вероны, одного из опорных пунктов владычества остготов в Италии. При преемниках Теодориха остготское королевство было уничтожено византийцами в правление императора Юстиниана (555).

Последнее крупное событие Великого переселения народов — захват северной и средней Италии западногерманским народом лангобардов под предводительством Альбуина (568). Лангобардское королевство в Италии существовало до 774 г., когда было присоединено к франкской империи Карла Великого. От лангобардов идет название Ломбардия.

Большинство западногерманских племен к началу Великого переселения народов занимает территорию нынешней западной Германии между Рейном и Эльбой. На нижнем и среднем Рейне обитали франки, к югу от них (после ухода бургундов) — алеманны: восточную часть указанной территории занимают на севере — саксы, в середине — туринги, на юге — баювары. Из этих западногерманских племен в дальнейшем сложится немецкая нация. Земли к востоку от Эльбы населяют балтийские и славянские племена.

В середине 5 в. группа саксонских племен, обитавших первоначально на юго-восточном побережье Северного моря, в Шлезвиг-Гольштейне, — англы, саксы и юты — переселяется с континента через море в Британию, в начале 5 в. оставленную римлянами. В результате кровопролитной и продолжительной борьбы с германскими пришельцами, кельты (бритты) оказались частью оттеснены в гористые окраины (Уэльс, Корнуолл, северная Шотландия), частью же выселились в Галлию, в современную Бретань, частью смешались с победителями.

Меровинги и Каролинги

Историческая судьба западных германцев, оставшихся на континенте, тесно связана с судьбами франкского государства. Основателем его явился Хлодвиг из рода Меровингов, объединивший под своей властью салических и рипуарских франков. В 486 г. Хлодвиг захватил северную Галлию, уничтожив в ней власть последнего римского наместника Сиагрия.

Меровинги — первая династия франкских королей (5 — сер. 8 вв.). Название рода произошло от имени Меровей, или Меровет, личности вымышленной. По преданию, он был плодом противоестественного союза женщины с морским чудовищем. Эта сказка принадлежит к числу этимологических легенд и представляет собой попытку объяснить имя Меровей, что означает «рожденный морем».

Основатель династии — Хильдерик I, при его сыне Хлодвиге франки крестились и с тех пор их королей хоронили в базиликах (Хильдерик еще похоронен в кургане, по языческому обычаю). Усыпальницей было избрано аббатство Сен-Дени, впоследствии некрополь всех французских королей и важнейший центр культуры средневековой Франции. Именно аббатом Сен-Дени был Сугерий, «отец» готики.

Символом королевской власти при Меровингах были длинные волосы, отпускать их разрешалось лишь наследникам королевского дома (подобно верховному богу германцев Одину\Вотану). Так Меровинги указывали на свое божественное происхождение. Этот знак королевского достоинства носили все Меровинги вплоть до исчезновения династии, поэтому в историю они вошли еще под именем «длинноволосые короли». Все прочие стриглись коротко. Безусловно, Хлодвиг был наиболее выдающимся представителем династии. В 496 г. он победил на верхнем Рейне алеманов, в 507-509 гг. присоединил к франкской державе вестготскую Аквитанию. Его ближайшие преемники распространили свою власть на турингов (531) и бургундское королевство в долине Роны (534). Таким образом под властью Меровингов объединилось большинство западногерманских племен, как живших на старой германской территории к востоку от Рейна, так и основавших новые государства в пределах романизованной Галлии. Разумеется, сплочение новой державы было невозможно без идеологической и материальной поддержки римской церкви, которая была наиболее мощным институтом, пережившим падение Римской империи. С этой целью в 496 г. Хлодвиг принимает крещение.

Во второй половине 6 в. держава Меровингов постепенно распадается. Последний имевший реальную власть король из дома Меровингов — Дагоберт, установил должность майордома — «старший по дому, управляющий королевским хозяйством». Его целью было укрепление единовластия короля над страной и ослабление власти знатных франкских родов. Но привело это к прямо противоположному результату.

Выдвинулся могущественный род майордомов Пипинидов, закрепивших за собой впоследствии королевский титул. Короли после Дагоберта — «ленивые» короли, они не правили. Последний из Меровингов, Хильдерик, был смещен майордомом Пипином и отправлен в монастырь, что подтвердил и папа Захарий. Пипин отправил к папе послов с вопросом: как тот относится к королям, которые во Франки не имеют власти? Папа ответил, что лучше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее не имеет, приказав провозгласить королем Пипина. Папа Стефан, сменивший Захария, еще более укрепил законность сана Пипина и его сыновей помазанием на престол.

Сыновья Пипина, Карл и Карломан, были провозглашены королями после смерти Пипина в 768 г. Карломан вскоре умер, и Карл остался единоличным королем франков. В историю он вошел как Карл Великий (742-814). Он поставил себе целью добиться еще большего могущества, зная, что сила и власть покоятся на острие меча. Почти до самой смерти он вел бесконечные войны, победил лангобардов, баюваров, уничтожил аварский каганат, долго воевал с саксами (почти 30 лет) и таки победил их. Насильственная феодализация саксов Карлом Великим открыла путь для интенсивных культурных (в частности, языковых) влияний франкского запада и юга на более отсталую северную Германию. Держава Карла Великого объединила будущие Францию, Германию и Италию . В Испании Карл бился с арабами («Песнь о Роланде». Руотланд был префектом Бретонской марки, укрепленного рубежа, предохранявшего от вторжений. Убили Руотланда баски, когда войско возвращалось из Испании). Прекрасно понимая важность союза с церковью, Карл Великий крепко держал ее в руках, не терпел вмешательства церкви в политику, но сам вмешивался в религиозные вопросы.

Карл изменил систему управления, разделив франкскую державу на 200 графств. Графы назначались королем и пользовались всей полнотой власти, но контролировались т. наз. «посланцами». Карл с приближенными постоянно переезжал с места на место и лично следил за ходом дел в государстве. Согласованию королевской политики с волей знати служили генеральные собрания знати, проводившиеся в мае.

Карл посылал посольства в дальние края. Калиф багдадский Гарун-аль-Рашид даже прислал ему в подарок слона, который прожил при франкском дворе около 9 лет и сопровождал Карла во всех походах, пока не умер в Саксонии. Современники сочли это главным печальным событием года, и в летописях сохранилась такая запись: «В том же году, когда умер слон, скончался и король Италии Пипин».

Карл не был чужд культурных интересов, умел читать, писать, правда, не умел, но забавлялся с буквами. При своем дворе он основал Академию, которую возглавил Алкуин — Альбин, наставник Карла в науках, сакс из Британии, «муж во всем мире ученейший». Советникам, входившим в Академию, Карл приказал записать законы всех подвластных ему народов. Он установил франкский календарь, дав названия месяцам, а также собственные имена для 12 ветров, прежде же было всего 4. Был гостеприимен, обладал отменным здоровьем, любил купаться и ездить верхом, носил традиционную франкскую одежду, был умерен в еде и питье и более всего ненавидел пьянство.

Членом Академии был также крупнейший историк эпохи Карла Великого – Эйнхард, написавший «Жизнь Карла Великого», первый историк франков. Он родился около 770 г. и учился в Фульде, затем прибыл к императорскому двору. Эйнхард был универсальным гением: отличался в резьбе по камню, обработке дерева и работе по металлу, надзирал за общественными работами. Впоследствии он стал личным секретарем Людовика Благочестивого и наставником его старшего сына — Лотаря. Сочинение его компактно и написано на великолепной латыни, носит чисто светский характер. В нем создан идеальный образ правителя и человека.

Еще один знаменитый франкский историк — Нитхард, внук Карла Великого, сын его дочери Берты. Под конец жизни Карл осел в Ахене, где воздвиг прекрасную базилику , в которой и похоронен; он сильно заботился о будущем империи, и не зря. При ближайших преемниках Карла основанная им империя распадается на части.

Расцвет европейской культуры при Карле Великом вошел в историю как «Каролингское Возрождение» ( die Karolingische Renovatio ). Век Каролингов – век книги. Если книг, дошедших до нас от эпохи Меровингов – всего несколько десятков, то каролингских книг – тысячи. В основном это – кодексы, то есть сборники из нескольких текстов различной тематики. Распространению грамотности и риторики способствовал сам император. Центром подготовки интеллектуальной элиты при Карле была монастырская школа Сен-Мартен в Туре, которую многие годы возглавлял Алкуин. Его учениками были Эйнхард и Рабан Мавр, аббат Фульды, автор энциклопедического трактата » De Universum » («О Вселенной»). Алкуин велел написать на стене скриптория:

«Нет благородней труда, чем работать над книгой святого.
И переписчик свою будет награду иметь.
Лучше книги писать, чем растить виноградные лозы.
Трудится ради души первый, для чрева – второй.
Мудрости древней и новой учителем станет,
Кто сочиненья прочтет достопочтенных отцов.»

Государственные образования древних германцев на территории Западной Римской империи имели различную судьбу. Там, где завоевателей было немного (Италия, Испания, Галлия), они поглощались местным населением. В состав феодальной верхушки входили остатки местной рабовладельческой знати, а свободные германцы, становясь крепостными, смешивались с местными полусвободными земледельцами и рабами. Римская культура пользовалась в глазах германской знати особым обаянием. Языки средневековых Франции, Италии и Испании развиваются на базе народной латыни.

В старых германских землях к востоку от Рейна, к которым присоединяется довольно широкая левобережная полоса, колонизованная франками и алеманнами уже в 4-5 вв., сохраняются племенные диалекты западных германцев, из которых в дальнейшем разовьется немецкий язык. В пределах франкской державы Каролингов и Меровингов западная (в основном — романская) и восточная (в основном — германская) половины развивались в тесном культурном общении и в сходных исторических условиях. Этим объясняется целый ряд аналогичных тенденций в древневерхненемецком языке и в ранней стадии французского языка.

В период Меровингов и Каролингов еще нельзя говорить ни о немцах, ни о французах в современном смысле слова. Лишь после Карла Великого намечается размежевание в области языка как одна из важнейших предпосылок будущей национальной дифференциации. Существенен в этом смысле раздел империи Карла Великого его внуками по Верденскому договору (843), согласно которому западная часть (будущая Франция) отошла Карлу Лысому, восточная (будущая Германия) — Людовику Немецкому, а южная (Италия) вместе с императорской короной досталась старшему — Лотарю; ему отошла также вся средняя часть (долина Рейна и Роны), прирейнская часть которой, получившая впоследствии название Лотарингии, в дальнейшем не раз была предметом борьбы между немцами и французами. За год до окончательного раздела (842) Карл Лысый и Людовик Немецкий заключили перемирие и союз против Лотаря на спорной земле у Страсбурга. Их договор – так называемые «Страсбургские клятвы» — был переведен на два языка, чтобы сделать текст присяги понятным для воинов обоих братьев. Французский текст является древнейшим памятником французского языка, немецкий — одним их наиболее ранних древневерхненемецких памятников. Это — свидетельство свершившегося языкового разделения. Нитхард в своей истории приводит текст присяги, принесенной войсками Карла Лысого и Людовика Немецкого:

«Если Людовик (Карл) сдержит клятву, которую он дал своему брату Карлу (Людовику), а Карл (Людовик), мой господин, со своей стороны, не сдержит ее, а я не сумею удержать его от этого, то ни я, ни кто-либо, кого я смогу от этого отговорить, не окажем ему никакой помощи против Людовика (Карла).»

Восточнофранкское королевство стало Германией, которая имела четкую границу лишь на севере и испытывала искушение распространиться и на запад в Лотарингию, и на юг, где идея подчинения Италии долго сохраняла свою соблазн. Этот Sehnsucht nach dem Süden , перемежаясь или сочетаясь с Drang nach Osten , с начавшимся наступлением на славян, на долгие века определил немецкую внешнюю политику.

Не менее впечатляющей была и скандинавская экспансия. В 10 в. она распространилась на Исландию, Гренландию и, вероятно, Америку, где норманны, очевидно, высадились около тысячного года в Винланде. Большие успехи сопутствовали ей в Англии, сначала завоеванной датчанами, потом — норманнами.

Дополнительно см. Приложение к лекции 2

vved-v-germ-phil.cvsw.ru