Монастырский приказ петра 1

Монастырский приказ

Монастырский приказ — в соответствии с 13-ою Главою [1] Соборного Уложения 1649, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 декабря 1677, восстановлен в 1701 Петром I, окончательно упразднён Именным указом в январе 1725 года, будучи преобразован в Камер-контору Святейшего Синода.

1. История создания

Монастырский приказ и Переносных дел Приказ упоминаются в записных книгах в 1628, 1629 и 1670 годах. С 1653 года называется Монастырский приказ. Под этим названием приказ просуществовал до 1677 года.

До половины XVII века Церковь как корпорация, за немногими исключениями, пользовалась полной автономией. Развитие государственной централизации вступало в противоречие с таким положением вещей. Необходимость изыскания финансовых средств для покрытия государственных расходов вызывала стремление к ограничению церковных привилегий, прежде всего вотчинного землевладения монастырей и архиерейских домов, в XV — XVI веках. В XVII веке оно выразилось в ограничении церковного суда в Уложении 1649 года.

При Патриархе Филарете в 1620-е были учреждены Патриаршие приказы: Разрядный, Дворцовый, Казённый. Ранее функции, вменённые приказам, как простые поручения исполняли Патриаршие чиновники. Учреждённый Уложением 1649 года Монастырский приказ стоял вне органов церковного управления, а потому вызывал недовольство духовенства. Исключение по судебным делам было сделано только для Патриарха, его чиновников и людей, живших в Патриарших владениях.

Очень скоро в Приказе стали заседать светские чиновники: думные дворяне, окольничии и дьяки.

В 1677 году Фёдор Алексеевич упразднил Монастырский приказ, передав его дела Приказу Большого Дворца, а финансовые дела Приказу Новой чети.

В 1701 году Пётр I восстановил Монастырский приказ, и поручил патриаршие, архирейские и монастырские дела боярину И. А. Мусину-Пушкину.

2. Фактическая роль

Согласно Уложению 1649 года, Монастырский приказ должен был быть только судебным органом, но фактически он исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам; осуществлял сбор денежных средств с церковных имений.

Патриарх Никон был непримиримым противником и критиком Монастырского приказа, что явилось одной из сущностных причин его конфликта с Царём Алексеем Михайловичем.

ГЛАВА XIII О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ, а в ней 7 статей

works.doklad.ru

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое «МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ» в других словарях:

Монастырский приказ — в соответствии с 13 ою Главою [1] Соборного Уложения 1649, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19… … Википедия

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725 гг. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления … Юридический словарь

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — государствен. установление, существовавшее в России XVII и XVIII вв. и заведовавшее имуществами монастырей и архиерейских домов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Монастырский приказ — центральное государственное учреждение в России. Образован в 1649. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Упразднён в 1677, в 1701 восстановлен Петром I. С учреждением Сената в 1720 Монастырский приказ влит … Энциклопедический словарь

Монастырский приказ — русское государственное установление XVII и XVIII вв., назначением которого было в XVII в. сосредоточение в ведении верховной государственной власти судебных дел духовенства и подвластных ему лиц по земельным имущественным отношениям, а в XVIII в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «Монастырский приказ» в других словарях:

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления … Большой Энциклопедический словарь

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в России. Образован в 1649. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Упразднён в 1677, но в 1701 восстановлен Петром I. С учреждением Сената в 1720… … Русская история

Монастырский приказ — центральное государственное учреждение в России в 1650 1725. Ведал административно финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Монастырский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

Монастырский приказ — один из органов центрального правительственного управления в Русском государстве, осуществлявший контроль над церковными вотчинами. Создан около 1650. С 1701 выполнял также ряд судебных и административных функций по отношению к… … Большая советская энциклопедия

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ — центр. правительств. учреждение в России. Основан в 1650 для управления монаст. вотчинами. Противником М. п. был патриарх Никон, требовавший его ликвидации. Под давлением высшего духовенства в 1675 М. п. был упразднен и его функции были переданы… … Советская историческая энциклопедия

dic.academic.ru

Центральное государственное управление России во второй половине XVII — первой четверти XVIII века: Монастырский приказ Амосова Инга Владимировна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Амосова Инга Владимировна. Центральное государственное управление России во второй половине XVII — первой четверти XVIII века: Монастырский приказ : диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.02 / Амосова Инга Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/464

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы возрос интерес к истории российской государственности, в частности к проблемам развития административной системы на стыке XVII — XVIII вв. Все чаще исследователи обращаются к истории конкретных центральных государственных учреждений, что позволяет лучше понять процесс эволюции государственного аппарата и российской государственности в целом.

В современной России происходит усиление роли Русской православной церкви, что требует все более пристального рассмотрения вопросов взаимоотношения таких институтов как церковь и государство. Все вышесказанное позволило нам обратиться к изучению центрального государственного учреждения напрямую связанного с церковным управлением в России — Монастырского приказа. История данного государственного учреждения в XVII — XVIII вв. неразрывно связана с политическим, культурным и социально-экономическим развитием России. Одним из важнейших процессов в интересующий нас период был постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Место и роль исполнительной власти, в частности Монастырского приказа, в данном процессе заслуживает особого внимания со стороны исторической науки.

Объектом исследования является Монастырский приказ как центральное государственное учреждение второй половины XVII — первой четверти XVIII в.

Предметом исследования стали проблемы развития Монастырского приказа в условиях перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии.

Хронологические рамки исследования определяются рядом событий, связанных с изменениями системы управления страной. Нижняя хронологическая граница — середина 1640-х гг.Такой подход позволяет рассмотреть эволюцию учреждения и совпадает с началом активного вмешательства государства в дела церкви. В середине 1640-х гг. отдельный стол в Приказе Большого Дворца функционировал как самостоятельная управленческая единица. С 1649-1650 гг. и до 1677 г. о нем можно говорить как об отдельном учреждении — Монастырском приказе. В период правления Петра I приказ был восстановлен и просуществовал до 1725 г., затем полностью вошел в состав Святейшего Синода. Именно это обстоятельство и определяет верхнюю хронологическую границу исследования.

Методологическая база исследования опирается на принципы объективности, научности и историзма. Работа основана на применении общенаучных и специально-исторических методов исследования.

Научная новизна исследования определяется рядом факторов. Изучение Монастырского приказа, в отличие от других учреждений, не велось постоянно ни в XIX в., ни в XX вв. В XIX в. исследование деятельности светского учреждения, управлявшего церковью, если и проводилось, то только с позиций

клерикальной историографии, то есть — критиковалось . В советский период история церкви в целом рассматривалась в рамках классовых отношений, земельной политики и идеологической борьбы, что приводило к одностороннему изучению приказа. В данной работе делается попытка на основе комплексного изучения исторических источников проследить эволюцию приказа от отдельного стола в Приказе Большого Дворца до самостоятельного учреждения конца XVII — начала XVIII в. Нами сделана попытка введения в научный оборот ранее неиспользовавшихся источников из фондов РГАДА.

Цель диссертационного исследования — проследить эволюцию Монастырского приказа как органа центрального государственного управления второй половины XVII-первой четверти XVIII в.

В соответствии с целью данного диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

изучить роль и место Монастырской избы как части Приказа Большого Дворца в конце 1640-х гг.;

рассмотреть структуру приказа и штат учреждения в каждый из этапов его самостоятельного существования;

исследовать функции приказа в их эволюционном развитии;

определить положение приказа в период церковных реформ, а также в системе управления страной в целом.

Степень изученности проблемы. На сегодняшний день остался не достаточно исследованным ряд вопросов истории Монастырского приказа. Традиционно в отечественной историографии изучалась экономическая история русской церкви, отдельных ее епархий и архиерейских домов, состав и динамика владений, взаимоотношения с государством 2 . Однако в этой обширной литературе по общим проблемам истории России и церкви в XVII и XVIII вв. Монастырскому приказу уделялось минимум внимания. Историографию Монастырского приказа можно разделить на два крупных блока: проблемы развития приказа XVII в. и XVIII в. соответственно. В дореволюционной историографии полемика разгорелась по вопросу о цели создания Монастырского приказа, его классификации и причинах ликвидации. Крупнейшим исследованием приказа в тот период стала монография профессора М.И.Горчакова «Монастырский приказ 1649-1725гг». Создание Монастырского приказа связывалось с попыткой

1 Знаменский П.В. История Русской церкви. М, 20ОО 467с

2 Перов И. Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв. (Историко-каноничсский
очерк). Рязань, 1882;Грсков Б.Д. Избранные труды / Под ред. ак. М.Н. Тихомирова. Т. 4. М., I960:
Водарский Я.Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во 2-ой половине XVII — начале
XVIII в. // Историческая география России XII — начала XX в. М., 1975; Соловьева Т.Б. О взаимоот
ношениях царской власти и Патриаршества по земельному и финансовому вопросам во второй поло
вине XVII века в России // Вестник Московского университета. № 5. 1978. С.60-72: Соловьева Т.Е.
Городские владения Патриаршего дома и борьба за них с посадом в России XV11 в. // Русский город.
Вып. 6. М, 1983. С. 53-74; Водарский Я.Е. Владения церкви в городах России во второй половине
XVII в. // Владения и крепостные крестьяне русской церкви в конце XVII в. / Сост. и отв. ред. Я Е.
Водарский М, 1988, Водарский Я.Е. Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-
экономическая деятельность (XI — начало XX в.) // Русское православие: вехи истории / Научн. ред.
А.И. Клибанов. М., 1989.

лишить церковь самостоятельности в вопросах суда . Среди проблем развития учреждения М.И.Горчаков рассматривает финансовую деятельность приказа, как одну из основных. М.И.Горчаков пришел к выводу, что действия Монастырского приказа вызвали недовольство со стороны высших церковных иерархов, в связи с чем, он и был ликвидирован 4 . Появление работы М.И.Горчакова вызвало оживленную дискуссию. В создании Монастырского приказа исследователи увидели начало отчуждения церковных вотчин в пользу государства (П.Беляев, Л.Д.Градовский). Историки церкви рассматривали создание учреждение как прямое вмешательство правительства в сугубо церковные дела (П.В.Знаменский, Н.М. Никольский) . В советское время создание приказа рассматривалось, как возможность ограничить церковное владение (Л. Дмитрев, Н.В.Устюгов, Н.С.Чаев) 7 . В современной историографии деятельность приказа изучается в сфере проблем государственности России( К.В.Петров, Л.Ф.Писарькова). Деятельность учреждения в последние годы привлекла внимание историков церкви (В.Цыпин, А. Николин) 9 .

Одной из проблем развития приказа в XVIIb., рассматривавшихся историками является штат приказа. Частично проблему реконструкции штата учреждения решили в своих работах СБ. Веселовский и С.К.Богоявленский’ 0 .

Второй блок проблем истории Монастырского приказа — развитие учреждения в XVIII в. В дореволюционной и в советской историографии деятельность Монастырского приказа связывалась с изучением реформ Петра I. Дореволюционные историки рассматривали Монастырский приказ как часть системы управления церковью или как инструмент сбора налогов с монастырей. С 1970-х гг. наблюдается тенденция рассматривать деятельность Монастырского

приказа как часть церковной реформы Петра Великого (И.А. Булыгин, А. Ни-
. -Ji

Современная российская историография придерживается тех же традиций и рассматривает Монастырский приказ через призму петровских преобразований (Е.В. Анисимов, А.П. Богданов) 1 . Новым направлением можно считать

Горчаков МИ. Монастырский приказ 1649-1725гг. СПб., 1868

5 Беляев П. Отзыв на работу М. Горчакова «Монастырский приказ» СПб., 1870 -15с; АД. Градов-
ский Эпизод из истории церковного управления/ Собрание сочинений СПб, 1899Т.1 С. 383-412

6 Н.М. Никольский История Русской церкви.М, 1983; Знаменский П.В. История Русской церкви — М.
2002-C.23I

7 Дмитров А. Петр I и Церковь.М, «Наука» 1930; Устюгов Н.В. Чаев НС. Русская церковь в XVII ве
ке// Русское государство в XVII в. М,1961 С. 295-330 ; Смолич И.К. Русское монашество. М. 1997 —
С.Ш-155

8 Писарькова Л.Ф. Государственное зправление России с конца XVII — до конца XVIII века. М., 2007
‘Цыпин В. Церквоное право. М, 1996

10 Веселовский СБ. Дьяки и подьячие XV- XVII веков/под ред ВИ Бутанова и Б.В. Левшина —

М.1975; Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII века. М-Д 1946 С. 183-187

» Булыгин И.А. Церковная реформа Петра I/ Вопросы истории — 1974- №5 -С.79-95

12 Анисимов Е.В. Церковная и податная реформы Петра I // Вопросы научного атеизма — М, Мысль,

1988 — вып 37 — С 173-186 ; Богданов

работы по определению места приказа среди патриарших приказов XVII, XVIII вв. (В.В. Олевская, И.А.Лушина)’ 3 .

Источники. При разработке темы использовались различные по характеру и содержанию источники, как опубликованные, так и архивные. В основе диссертационного исследования архивные материалы шести фондов РГАДА: 237 Монастырский приказ, 153 Духовные дела российские, 210 Разрядный приказ, 125 Монастырские дала, 248 Сенат и его учреждения, 27 Приказ Тайных дел в количестве 105 единиц хранения. Особенностью изучения истории приказа XVII в. является скудость материалов делопроизводства. Связано это с несколькими крупными пожарами в приказе, в ходе которых часть материалов была утеряна. Нам удалось реконструировать некоторые из дел, используя опись дел Приказа тайных Дел 1676г \ Нами впервые использовались данные, зафиксированные в Описании документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода и Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи 15 .

Все использованные нами источники могут быть разделены на три группы: актовый материал, внутреннее делопроизводство приказа, документы личного характера. Первая группа источников представлена законодательными и публично-правовыми актами. Важнейшим законодательным актом, регулирующим деятельность приказа является — Соборное Уложение 1649г. Основная часть публично-правовых актов представлена указами, грамотами царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра I, сенатскими указами и постановлениями 16 , а также постановлениями Святейшего Синода. На основе данных материалов удалось определить функции приказа, его положение среди других учреждений, а также отношение царей к деятельности приказа.

Вторую группу источников составляют материалы делопроизводства приказа XVII и XVIII вв. Основная их часть представлена приходо-расходными книгами и записями, челобитными, памятями, отписками в приказ и из него, переписными книгами монастырей и судебными материалами. Данная группа источников содержит обширный материал по ежедневной деятельности учреждения в XVII и XVIII вв.

Следующая группа источников представлена письмами боярина И. А. Мусина-Пушкина и обращениями к нему от А.Д.Меншикова, царевича Алексея и военачальников времен Северной войны.

13 Олевская В.В. Система Патриарших и Синодальных приказов Русской Православной Церкви и ее
особенности в период межпатриаршества и синодальной реформы (1700-1730е гг) // Вестник право
славного Свято- Тихоновского Богословского университета — 2004 — №2 — С. 139-148; Устинова (Лу-
шина) Ирина Александровна Книги патриарших приказов первой половины XVII в. Как историче
ский источник. Автореферат диссертации . кандидата исторических наук. М,2008 25с

14 Русская историческая библиотека.М. 1905 T.21

15 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. СПб, 1868-1878 Т.1-4

5 Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией. СПб, 1841 Т.3-5; Собрание государственных грамот и договоров. СПб,1894 Т.5

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались на конференциях: « Забелинские чтения-2006» 23 марта 2006 г. в МПГУ; «Ключевские чтения» 21 марта 2006г. в МПГУ, «Забелинские ( Купцовские) чтения 2007» 26 марта 2007 г. в МПГУ, «Ключевские чтения в МПГУ» 17 апреля 2008 г., обсуждались на заседаниях кафедры Истории России МПГУ.

Практическая значимость исследования. Настоящая работа расширяет круг источников по истории приказной системы в России в целом и позволяет дополнить общую картину формирования российской государственности. Результаты и выводы исследования могут применяться при написании обобщающих работ и учебных курсов по истории России, истории российской государственности, истории Русской православной церкви и делопроизводственному источниковедению XVII в.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы и приложения, где помещены выдержки из приходных и расходных книг приказа XVII и XVIII вв.

www.dslib.net

Монастырский приказ петра 1

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России ХVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.— Круг его деятельности разнообразился в разные времена — но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

Изменчивость судьбы Монастырского Приказа объясняется тем, что на его истории сильно отразились две важнейшие преобразовательные эпохи государственного строя и права русского: эпоха Уложения 1649 г. и петровская. Преобразовательные эпохи всегда производят заметные перемены в таких государственных учреждениях, чрез которые осуществляются важные государственные цели. Поэтому характер и стремления эпохи Уложения и петровских реформ весьма ясно открываются в переменах Приказа. В уяснении этих перемен заключается исторический интерес, возбуждаемый в любителях отечественной истории, права и государства такими великими явлениями, каковы Уложение и Петровские реформы. Рассмотрение историко-юридического значения Приказа в нашей истории, впрочем, не бесплодно и для практических результатов по отношению к русскому праву, если желать развития его на исторических народных основаниях, хотя мы отнюдь не задаемся в нашем исследовании какими-либо практическими соображениями.

Не смотря на переменчивость судьбы Монастырского Приказа, он не был в нашей истории явлением случайным и бесследно исчезнувшим, подобно многим приказом. Его вызывала история народа и государства. Он был явлением историческим в строгом научном значении слова. С каждою переменою его судьбы, дело, для которого он существовал, принимало новый фазис своего развития, так или иначе подвигалось вперед и следовательно развивалось органически, как истинно правовое государственное явление, хотя оно не получило чрез него своего окончательного решения.

Ha долю Монастырского Приказа выпало развитие весьма важных и сложных вопросов в истории русского права и государства. Это, во первых, вопрос о гражданской подсудности духовенства, или, иначе, о подсудности духовенства и лиц, ему подвластных по владельческим и служебным отношениям, в делах гражданских, — и, во вторых, вопрос об отчуждении церковных вотчин из под власти церкви для передачи их государству. Ход развития этих вопросов в России находится в нераздельной связи с историею Монастырского приказал История его и состоит собственно в историческом развитии означенных вопросов. Оба эти вопроса в истории Приказа то идут вместе,—переплетаются, смешиваются до нераздельности,— то разделяются. История Монастырского Приказа не была в литературе по русскому праву предметом специальных исследований. Потому историческое значение его остается невыясненным.

www.runivers.ru