Перекресток правило правой руки

Что означает в ПДД «помеха справа»?

Приоритет имеет водитель легкового автомобиля, так как он двигается без смены направления, водитель крана должен уступить

Очередность проезда транспортных средств чаще всего оговаривается нормами ПДД. Причем регулировать такую очередность призваны дорожные знаки приоритета, различные светофоры и пресловутый регулировщик. Кроме того, для некоторых частных случаев движения (преимущественно при маневрировании) существуют специальные нормы ПДД. Так, тот, кто намеревается перестраиваться из полосы в полосу, тот и должен уступать дорогу водителю, двигающемуся без смены направления.

Однако бывают случаи, когда ни один из регуляторов не может быть применен по причине их полного бездействия. Есть же, к примеру, участки дорог, на которых не только регулировщика и светофора, но даже и знаков никаких нет.

Равнозначный перекресток, ни у кого нет приоритета

Как же в таком случае действовать водителю? Кто из них имеет преимущественное право для проезда?

Водители-профессионалы говорят про некое правило «правой руки» (или применяют термин «помеха справа»). Давайте попробуем разобраться в этом пресловутом принципе движения. Тем более что ему придают статус некоего универсального правила.

Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?

Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая. Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа». Только после этого можно продолжить двигаться.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Условия применения правила «правой руки» или «помеха справа»

Интересующий нас принцип считается по праву универсальным. Однако необходимо четко знать границы его применения, ибо у правила «правой руки» (как и у любой другой нормы) есть обязательные критерии (условии). Их три.

1. Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться.

Помеха справа и пересечение путей

В противном случае – зачем решать проблем преимущества в движении? Ведь автомобили никак не смогут мешать друг другу и спокойно разъедутся в заданных направлениях.

В данном случае «помеха справа» не действует, так как траектории не пересекаются

2. Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения.

Иными словами, ни один из участников «конфликта интересов», стремящихся проехать всенепременно первым, не должен иметь какого-то статусного преимущества. Напротив, он должен быть равнозначен своим оппонентам.

К примеру, нельзя применять принцип «помехи справа» (или правило «правой руки») в следующих системах отношений:

2) трамвай – безрельсовое транспортное средство.

И трамвай, и пешеход – это участники движения с особым правовым статусом.

3. Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД.

Иными словами, случай, когда мы планируем применить это самое правило, не должен быть предусмотрен ПДД.

Возьмем конкретный пример: мы выезжаем с места стоянки вместе с другим автомобилем. Ситуация, не предусмотренная ПДД. В этом случае уступаем ему дорогу, ибо он для нас сейчас – помеха справа.

Выезд со стоянки и помеха справа. У встречного нет помехи справа, и у нас нет. Но это пока. А вот при начале движения у нас появится помеха справа, а у него нет. Следовательно, мы и уступаем.

А вот еще один случай — одновременное перестроение равнозначных субъектов. Первым перестроится мотоцикл, не имеющий в лице «легковушки» помехи справа. А вот водитель легкового автомобиля, напротив, вынужден констатировать помеху справа от мотоциклиста. Поэтому именно он и обязан предоставить преимущество мотоциклисту.

При одновременном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить, так как мотоциклист для него «помеха справа». Однако, если бы легковой автомобиль двигался прямо, то он бы имел преимущество, так как двигается без смены направления и мотоциклист должен его пропустить

Вопрос 2: Когда «помеха справа» не действует?

Теперь рассмотрим условия, когда «помеха справа» не действует. В принципе, этот вопрос уже был рассмотрен в предыдущем разделе «Условия применения правила «правой руки». Но там он решался с позиций позитива: когда применяется данное правило?. Теперь же нас интересует негатив.

1. Несоответствие статусов участников движения.

Принцип «помехи справа» не работает, если изначально по своим статусам участники движения неравнозначны. Мы уже отмечали наиболее частые сочетания участников:

  1. пешеход и транспортное средство;
  2. «рельсовый» трамвай и безрельсовый транспорт.

Здесь правило «правой руки» применяться не может.

2. Неравнозначность приоритетных позиций участников движения.

Правило «правой руки» не будет работать в отношении участников, которые находятся на позициях с разным приоритетом (предписанных знаками, светофором или регулировщиком).

В этом случае правило «правой руки» не работает

Зададимся первым примером. Судя по рисунку, водители находятся в разных приоритетных позициях: один на главной дороге, другой на второстепенной. Поэтому между собой они не могут применять правило «правой руки», ибо всегда первым проедет тот, кто на главной дороге. Просто он в данный момент уже обладает преимуществом и обязан им воспользоваться.

В данном случае водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу

Возьмем второй пример. Один участник движение следует по дороге, второй выезжает с АЗС (или двора). Их «конфликт» нельзя решить по принципу «помехи справа», ибо, согласно ПДД, выезжающий с прилегающей территории обязан уступать дорогу всем.

В этом случае автобус должен проехать первым, несмотря на то, что у него помеха справа

Озадачимся третьим случаем. Один участник двигается под основной зеленый сигнал светофора, а второй на дополнительную секцию светофора, но на основной красный (или любой иной запрещающий). Изначально их позиции неравнозначны, ибо двигающийся на дополнительную секцию при основном запрещающем должен предварительно пропустить всех тех, кто выезжает на основной разрешающий сигнал светофора.

Интересный случай с очередностью проезда и неправильной трактовкой правила «правой руки» произошел в мае 2015 года в Набережных Челнах.
Водители С. Иванов и Н. Морозов двигались в попутном направлении и производили поворот с проспекта Чулман на проспект Яшьлек. Обе машины ехали параллельно и поворот осуществлялся через разрыв в разделительной полосе. Автомобиль С. Иванова находился левее относительно машины Н. Морозова. В процессе выезда на проспект произошло столкновение и виновным, по мнению инспектора ГИБДД, оказался Иванов, так как он не пропустил авто справа, двигавшееся в попутном направлении, вследствие чего Иванов и был оштрафован на 500 рублей. На беду гаишника гражданин Иванов оказался настырным товарищем и обжаловал решение инспектора в городском и республиканском суде, которые встали на сторону инспектора. В конечном счете он дошел до Верховного суда, который встал на сторону водителя и отменил решения нижестоящих судов. Свое решение Верховный Суд объяснил тем, что при повороте налево Н. Иванов заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части и поэтому правило «помеха справа» в данных обстоятельствах неприменимо.

Есть и прочие случаи, когда указанное правило не действует (например, при начале движения или движении задним ходом предварительно следует уступить дорогу иным участникам движения).

«Помеха справа» при проезде перекрестков

Хотя это будет и не совсем корректно, но правило «правой руки» имеет прикладное значение – его можно применять при проезде перекрестков. И хотя ПДД (раздел 13) достаточно четко регламентируют правила проезда перекрестков, — их все же можно значительно упростить, применив это самое универсальное правило «правой руки».

Сформулировать этот принцип можно так: при абсолютно равных возможностях мы разъезжаемся с другими ТС, применяя правило «правой руки».

Сложности с применением этого правила на перекрестке сопряжено с динамичностью событий. Возьмем пример на рисунке. В настоящий момент ни один водитель не имеет помехи справа. Но вот мы начали движение, въезжая на перекресток.

Совершая поворот налево, мотоциклист от нас получает помеху справа. Он останавливается и пропускает нас.

У встречного мотоциклиста в момент начала поворота мы оказываемся в качестве «помехи справа». Это означает, что наш оппонент должен пропустить нас и уж только потом проследовать в нужном ему направлении.

Однако при проезде перекрестка важно помнить случаи, когда нельзя применять правило «правой руки». Это случаи четкой регламентации очередности движения.

1. «Конфликт» с трамваем.

Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, только потому что это трамвай

Правило «правой руки» не работает в отношении трамваев. В «чистом» виде они по отношению к нам пользуются приоритетом.

2. Изначальная неравнозначность позиций.

Если участники движения изначально находятся на направлениях разной приоритетности (кто-то на главной, кто-то на второстепенной), то их отношения не будут решаться с применением принципа «помехи справа».

3. Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал).

Этот аспект мы уже рассмотрели ранее.

Подведем общий итог (заключение)

Универсальное правило «правой руки» (или «помеха справа») – это общепризнанный способ решения вопросов о преимуществе движения, когда отсутствуют три основные критерии приоритетности – знаки приоритета, светофор, регулировщик.

«Помеха справа» означает, что водитель должен пропустить, дать возможность проехать, уважать преимущество того водителя, чье транспортное средство приблизилось к нему справа.

Правило «правой руки» работает исключительно в отношении равностатусных и равноприоритетных участников дорожного движения.

Поделитесь с друзьями:

(21 оценок, среднее: 4,76 из 5)

avtomotoprof.ru

Как распознать помеху справа

Разбираем один из самых неочевидных пунктов правил

Правило «уступить дорогу помехе справа» навязло на зубах — больно удачная формулировка. При этом нарушается оно так часто, что впору выпускать отдельную инструкцию по обращению с «помехами справа». Чем мы сейчас и займемся.

Народное название «правило правой руки» относится к п. 13.11 ПДД, который обязывает водителей, проезжающих перекресток равнозначных дорог, уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, а трамваям — с любых направлений.

Проблема в том, что многие водители не могут распознать перекрестки равнозначных дорог. Классическая ситуация — Т-образные перекрестки. Если они не обозначены знаками приоритета, интуитивно кажется, что главнее тот, кто едет прямо. Это вполне объяснимо, потому что в подавляющем большинстве случаев дорога, идущая прямо, обозначается знаками «Главная дорога», а примыкающие к ней «свертки» — знаками «Уступи дорогу» или «Стоп». Но если их нет, начинает действовать «правило правой руки». А значит, приближаясь к такой дороге, примыкающей справа, мы должны остановиться и выпустить машины. Психологически это непросто, привычка сильнее, но в случае ДТП вам могут вменить нарушение п. 13.11.

Другое дело, что далеко не каждое пересечение проезжих частей является перекрестком. Скажем, если вы едете вдоль жилого массива, то примыкать справа может не полноценная дорога, а обычный дворовый проезд, суть — прилегающая территория. То же само относится к выездам с АЗС или с территории промзон. Соответственно, в этом случае по умолчанию пропускает тот, кто выезжает с прилегающей территории (п. 8.3). И перекрестком такие пересечения не являются, то есть п. 13.11 в данном случае не применим.

Вот только как отличить выезд с прилегающей территории от перекрестка равнозначных дорог? Иногда это несложно, скажем, любой из нас легко сориентируется на выезде с АЗС. Но в гущах жилых массивов сплошь и рядом встречаются места, где уходящая в недра дворов дорога является то ли проездом, то ли полноценной улицей. Хорошо, когда есть знаки приоритета или обозначения жилой зоны, а если их нет?

Собственно, однозначного критерия, улица это или выезд с прилегающей территории, в ПДД вы не найдете. Один из признаков прилегающей территории — это отсутствие сквозного проезда, но очевидно, что, двигаясь первый раз по незнакомому району, вы не в состоянии угадать, сквозной этот проезд или нет. Более того, иногда вмешивается российская специфика, например, в «глухой» двор зимой могут накатать альтернативную дорогу через заснеженный газон, создавая иллюзию сквозного соединения с какой-нибудь крупной трассой.

В случае ДТП на таких неочевидных пересечениях для установления виновности группа разбора может изучить план города и установить, является ли территория прилегающей или пересекаемая проезжая часть была полноценной дорогой. Другими словами, в некоторых ситуациях вы, как водитель, не можете наверняка знать, считается ли пересечение перекрестком или выездом с прилегающей территории. Так что делать?

Перестраховываться. Если вы подъезжаете к пересечению без знаков приоритета, у вас есть помеха справа и нет очевидных признаков прилегающей территории — будьте готовы уступить. Вообще парадоксальность ситуации в том, что иногда в родном районе из года в год приходится ездить не по правилам, потому что большинство водителей упорно не желают признавать улицу, идущую вдоль жилого массива, полноценной дорогой. Тем не менее, даже если большинство едет «по интуиции», нужно быть готовым к появлению правильного водителя, и если он у вас справа — уступать.

Но правило «правой руки» действует еще в ряде случаев, например, при разъездах на парковках или АЗС. Типичная ситуация: вы едете по полупустой парковке, по узкому проезду справа приближается другая машина. Кто должен уступить? Тот, у кого помеха справа, то есть вы. И в данном случае действует не п. 13.11 (перекрестка-то нет), а п. 8.9: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа»

Наконец, схожее правило действует при одновременном перестроении двух машин в одну полосу (п. 8.4.). Например, вы, двигаясь по третьему ряду, решаете перестроиться во второй. Чуть позже вас с первого ряда перестроение во второй начинает другая машина. Интуитивно кажется, что прав тот, кто первый. Но если произойдет ДТП, в дело может вступить п. 8.4, которые обязывал уступать при наличии помехи справа. Так что, перестраиваясь от центра дороги к периферии, будьте готовы уступать дорогу не только попутным машинам, но и тем, кто смещается от обочины в сторону осевой.

А вообще во всех неочевидных ситуациях заведите себе привычку если не уступать по умолчанию, то хотя бы быть готовым уступить. В 99% случаев это гораздо проще и быстрее, чем вникать потом в тонкости многочисленных пунктов правил, КоАП, ГОСТы и СНиПы.

svpressa.ru

Наверное, любой водитель со стажем знает о таком нехитром правиле поведения на дороге, как «правило правой руки». Это один из основных пустулатов, которым руководствуются все участники дорожного движения, а его степени важности и спорить нельзя. Правило правой руки – это правовой столп, который находится в приоритетном списке, вместе с другими формами и выписками о дорожном движении. В данной статье мы попробуем разобраться во всех нюансах правила правой руки в ПДД, а также ответить на все основные вопросы, связанные с ним.

Только при повороте зеленого автомобиля – тот стал помехой справа

Однако не все участки дороги имеют хотя бы один из представленных выше форм регулирования очередности передвижения по дорожному полотну. Именно в таких ситуациях применимо правило правой руки, или же «помеха справа».

Подобный пункт является не чем иным, как цитированием пункта 8.9 в ПДД. В нем говорится, что при отсутствии любых из регламентированных форм, регулирующих последовательность проезда транспортных средств, водители продолжают разъезд, пропуская «помеху справа» первой, и в случаи их отсутствия с правой стороны, могут продолжать движение.

Наглядное применение правила правой руки

Подъезжая к нерегулируемому участку следует обратить внимание на отсутствие дорожных знаков, светофоров или других форм регулирования очередности проезда. Находясь на развилке, следует обратить внимание на автомобили, которые находятся от нас по правую сторону. Они и будут являться так называемой «помехой справа». И если ваши линии передвижения имеют точку пересечения, тогда необходимо дождаться пока автомобили справа завершат свой маневр, и в случае отсутствия транспортных средств справа, мы сможем продолжить свой путь.

Правило «правой руки»

ПДД В СИТУАЦИЯХ

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

Продолжаем начатую в четвертом номере рубрику «ПДД в ситуациях». По статистике ГАИ наиболее аварийными считаются перекрестки и перестроение транспорта. Это подтверждает и читательская почта. Правда, в большинстве писем не вопросы о том, как правильно проехать перекресток или сменить полосу движения. В них просьбы разобраться в последствиях ДТП. Печально, но водители путаются порой в элементарных понятиях. Оттого их поведение на дороге становится непредсказуемым.

Сегодня рассмотрим три, как говорится, случая из практики. Простыми они кажутся лишь на первый взгляд. На самом деле с них начинаются многие аварии. Разобраться в тонкостях ситуаций и на этот раз нам помогут специалисты Научно-исследовательского центра ГАИ МВД РФ.

Параллельно едут две машины. Ситуация 1. Обе машины практически одновременно подали сигнал о перестроении (фото 1). Ситуация 2. Правая машина, двигаясь впереди, начала перестроение, а левая продолжает движение в прямом направлении (фото 2). Ситуация 3. Правая машина едет прямо, а левая, двигаясь впереди, начинает перестроение (фото 3). Кто должен уступить дорогу в каждой из ситуаций? Применимо ли здесь определение «помеха справа»?

НИЦ ГАИ: Согласно пункту 8.4 ПДД, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей, движущихся попутно, тот, что находится справа, имеет преимущество. Поэтому в первой ситуации водитель левого автомобиля, имея помеху справа, должен уступить. В двух других — дорогу уступают те машины, водители которых хотят перестроиться на соседнюю полосу движения. Разумеется, о «помехе справа» здесь речи быть не должно.

На наших дорогах подобные ситуации — не редкость, при этом почему-то многие забывают, что перестраиваться надо, не создавая помех (то есть не вынуждая других изменять направление движения или скорость). Самый обычный пример. На забитых транспортом улицах обязательно найдутся «умники», полагающие, что «автослалом» позволит им быстрее приехать из пункта А в пункт В. На самом деле они прокладывают маршрут к неизбежному ДТП. Причем неприятности поджидают их (и не только их) при «подрезании». Водитель, перед которым неожиданно появился автомобиль, вынужден тормозить. Если следующий за ним не соблюдал дистанцию, что в условиях напряженного движения случается часто, а порой и неизбежно, то. Конечно, последнего обвинят в несоблюдении пункта 9.10, но к ответственности должны привлечь и инициатора аварийной обстановки. Для этого нужно запомнить и занести в протокол номер машины лихача. Если он скрылся, а свидетели могут подтвердить его вину, то отвечать ему придется и за то, что оставил место происшествия. В этом случае суд признает и учтет отягощающие обстоятельства и «спортсмену» придется оплачивать большую часть ремонта.

Кстати, мы недаром в двух последних ситуациях упоминаем «помеху справа». Еще находятся инспекторы, «со знанием дела» обвиняющие пострадавших в том, что они не уступили дорогу. Следовательно, вина будто бы обоюдная и. разъезжайтесь, господа-товарищи. Не так это, не так.

И последнее. Не забывайте про пункт 9.4, запрещающий на загородных дорогах занимать левый ряд при свободном правом. Это требование распространяется и на населенные пункты, если дорога обозначена знаками 5.1, 5.3 или на ней разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.

Перекресток с круговым движением. По дороге с двумя полосами в одном направлении автомобили выезжают на круг, где уже находятся машины, траектория движения которых пересекает их путь. По какой траектории должны выезжать на круг машины из разных рядов? Кто должен уступить дорогу (фото 4)?

НИЦ ГАИ: Согласно пункту 8.5 ПДД, водители, въезжающие на перекресток, где организовано круговое движение, не обязаны перестраиваться на крайнюю правую полосу проезжей части. Они могут продолжать движение по той полосе, которую занимали при подъезде к перекрестку. При въезде же на перекресток очередность проезда регламентирует пункт 8.9, который гласит: «. когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». На самом же перекрестке действует пункт 13.11: «На перекрестке равнозначных дорог водитель. обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Итак, суть обоих пунктов одна: дорогу уступает водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

При въезде на перекресток с круговым движением водитель может не подавать сигнал поворота, поскольку дорога не меняет направления. В то же время при выезде с перекрестка пункт 8.1 обязывает водителей включить сигнал.

На фото 4 показано по существу пересечение равнозначных дорог. В Москве в большинстве случаев круговое движение организовано именно так. Соответственно автомобили, движущиеся по кругу, должны уступать дорогу тем, кто въезжает на перекресток. В других городах перед пересечением с круговым движением нередко устанавливают знак 7.13 «Направление главной дороги» (фото 5). Если на нем главной дорогой обозначено движение по кругу, то, разумеется, уступают те, кто находится на второстепенной.

Нерегулируемый перекресток с трамвайными путями. Ситуация 1. На него одновременно с трамваем с противоположных направлений выезжают автомобили. Ситуация 2. То же самое, но перед выездом на перекресток для трамвая установлен знак: «Уступите дорогу». Кто должен уступить?

НИЦ ГАИ: В первой ситуации (фото 6), на перекрестке равнозначных дорог, пункт 13.11 ПДД дает преимущество трамваю. Безрельсовые транспортные средства (автомобили) должны уступить ему дорогу. Если же трамвай (фото 7) выезжает на перекресток со второстепенной дороги (вторая ситуация), то, согласно пункту 13.9 ПДД, преимущество у автомобилей. Причем трамвай должен уступить дорогу независимо от дальнейшего движения автомобилей. Другими словами, не важно, продолжат ли они движение по главной дороге или свернут на второстепенную. В любом случае трамвай обязан их пропустить.

Пункт 13.11 также предусматривает, что на перекрестке равнозначных дорог водители и автомобилей, и трамваев должны разъезжаться между собой (трамваи с трамваями, автомобили с автомобилями) по правилу «правой руки»: пропускать транспортное средство, приближающееся справа.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. В следующем выпуске «ПДД в ситуациях» мы вернемся к проблеме проезда перекрестков, ибо это — действительно проблема. Если пару-тройку основных знаков водители помнят (и выполняют), если в «трудных» ситуациях следуют правилу «делай как другие», то на перекрестках в лучшем случае смотрят на светофор. Нерегулируемые же перекрестки — «терра инкогнита» и рассчитывать здесь на осторожность, внимание к участникам дорожного движения не приходится. По «газам» и вперед. В неизвестность.

m.zr.ru

Правило правой руки в ПДД, кто кого первым пропускает

Правило правой руки (помеха справа)

Как мы все знаем, регулировать очередность проезда транспортных средств на дорожном участке имеют права специальные регулирующие дорожные знаки (о них попозже), электрифицированные светофоры, или же специально обученный и уполномоченный регулировщик. Следуя указаниям и инструкциям, которые выдают все вышеперечисленные формы регулирования, потребности в знании правила правой руки не возникает.

Когда действует правило помеха справа

automotolife.com