Закон об образования пмр

Закон ПМР «О внесении изменения и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании»

Принят Верховным Советом

Приднестровской Молдавской Республики 26 апреля 2017 года

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25); от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8); от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47); от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50); от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4); от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16); от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31); от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28); от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21); от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44); от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48); от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1,1); от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13); от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18); от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20); от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20); от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24); от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26); от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43); от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3); от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6); от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14); от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18); от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28); от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48); от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50); от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1); от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3); от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6); от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15); от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15); от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16); от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17); от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24); от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29); от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49) с изменением, внесенным Законом Приднестровской Молдавской Республики от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27); от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 15 января 2015 года № 6-ЗД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 7-ЗИД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 8-ЗД-V (САЗ 15-3); от 16 января 2015 года № 30-ЗИ-V (САЗ 15-3); от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8); от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13,1); от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13,1); от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19); от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21); от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21); от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23); от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28); от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (САЗ 16-19); от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21); от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26); от 27 октября 2016 года № 232-ЗД-VI (САЗ 16-43); от 27 октября 2016 года № 234-ЗИ-VI (САЗ 16-43); от 18 ноября 2016 года № 247-ЗД-VI (САЗ 16-46); от 9 декабря 2016 года № 281-ЗИ-VI (САЗ 16-49); от 23 декабря 2016 года № 294-ЗИ-VI (САЗ 17-1), следующие изменение и дополнения:

1. Пункт 5 статьи 27-1 изложить в следующей редакции:

«5. На территории Приднестровской Молдавской Республики признаются и не подлежат нострификации (признанию и установлению эквивалентности) следующие документы об образовании, ученой степени и ученом звании:

а) подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании и эквивалентности;

б) выданные организациями образования СССР;

в) государственного образца, выданные в Российской Федерации;

г) выданные иностранными организациями образования, перечень которых устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Критерии и порядок включения в перечень иностранных организаций образования, указанный в подпункте г) части первой настоящего пункта, утверждаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики».

2. Подпункт е) пункта 3 статьи 28 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

«5) перечня иностранных организаций образования, которые выдают документы об образовании, признаваемые в Приднестровской Молдавской Республике».

3. Подпункт з) пункта 3 статьи 28 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

«5) критериев и порядка включения иностранных организаций образования в перечень иностранных организаций образования, которые выдают документы об образовании, признаваемые в Приднестровской Молдавской Республике».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 60 (шестидесяти) дней после дня официального опубликования.

president.gospmr.org

Закон ПМР «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании»

Приднестровской Молдавской Республики 7 июня 2017 года

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ 07-25); от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8); от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47); от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50); от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4); от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16); от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31); от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28); от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21); от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44); от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48); от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1,1); от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13); от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18); от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20); от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20); от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24); от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26); от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43); от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3); от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6); от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14); от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18); от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28); от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48); от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50); от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1); от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3); от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6); от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15); от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15); от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16); от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17); от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24); от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29); от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49) с изменением, внесенным Законом Приднестровской Молдавской Республики от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27); от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 15 января 2015 года № 6-ЗД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 7-ЗИД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 8-ЗД-V (САЗ 15-3); от 16 января 2015 года № 30-ЗИ-V (САЗ 15-3); от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8); от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13,1); от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13,1); от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19); от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21); от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21); от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23); от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28); от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (САЗ 16-19); от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21); от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26); от 27 октября 2016 года № 232-ЗД-VI (САЗ 16-43); от 27 октября 2016 года № 234-ЗИ-VI (САЗ 16-43); от 18 ноября 2016 года № 247-ЗД-VI (САЗ 16-46); от 9 декабря 2016 года № 281-ЗИ-VI (САЗ 16-49); от 23 декабря 2016 года № 294-ЗИ-VI (САЗ 17-1); от 3 мая 2017 года № 93-ЗД-VI (САЗ 17-19); от 10 мая 2017 года № 102-ЗИ-VI (САЗ 17-20); от 10 мая 2017 года № 104-ЗИД-VI (САЗ 17-20), следующие изменения:

1. Пункт 2 статьи 16-1 изложить в следующей редакции:

«2. Кандидаты на должность руководителя организации образования должны иметь высшее образование, соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей организаций образования и (или) профессиональным стандартам, а также иным требованиям, установленным действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики».

2. Подпункт м) статьи 29 изложить в следующей редакции:

«м) назначение в порядке конкурсного замещения на должности руководителей организаций образования республиканского подчинения и их освобождение, если иное не предусмотрено действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики».

3. В первом предложении пункта 3 статьи 33 слова «в том числе и на основе конкурсного замещения должности» заменить словами «на основе конкурсного замещения должности либо в результате проведения выборов, если иное не предусмотрено действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

Закон об образования пмр

Информационная служба — одно из направлений деятельности ИПЦ «Априори», нацеленное на поддержку гражданской журналистики и расширение знаний читателя о процессах в общественном секторе Приднестровья.

Образовательная система Приднестровья и проблемы дипломированных специалистов при нострификации документа об образовании

Сегодня система Приднестровского профессионального образования ориентирована на создание современной образовательной инфраструктуры организаций начального и среднего профессионального образования; создание информационного, методического обеспечения и PR-поддержки мероприятий по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда республики: открытие новых профессий/специальностей, востребованных рынком труда и другие. Изначально сфера образования Приднестровья копирует российскую систему образования и синхронно с Россией проводилась модернизация отрасли.

Образование в Приднестровье – это непрерывная система последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: — дошкольные; — общеобразовательные;
— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — профессиональные; — учреждения дополнительного образования и другие.

Система просвещения в Приднестровье регламентируется Конституцией и рядом базовых законов «Об образовании», «Об утверждении доктрины развития науки в Приднестровской Молдавской Республике на период до 2020 года», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском образовании», «О развитии начального и среднего профессионального образования», «О дошкольном образовании» и другими. Долгосрочную образовательную политику в Приднестровье можно определить как, повышение качества образования на основе повышения уровня информационного обеспечения граждан и повышение эффективности управления системой образования за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Внутренними реформами в системе образования в Приднестровье можно выделить пол­ный переход на двух­уров­не­вую си­сте­му обу­че­ния сту­ден­тов: «ба­ка­лаври­ат и спе­ци­а­ли­те­т» и «ма­ги­стра­ту­ра». В регионе наиболее вос­тре­бо­ван­ны­ми спе­ци­аль­но­стя­ми в высших учебных заведениях являются жур­на­ли­сти­ка, здра­во­охра­не­ние, юрис­пру­ден­ция, по­ли­то­ло­гия. А для поступающих в организации среднего профобразования наибольшим спросом пользуются такие специальности, как технология продукции общественного питания, экономика и бухучет, прикладная информатика, а также профессии в сфере медицины и здравоохранения.

Система просвещения Приднестровья сегодня состоит из 1212 организаций образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, в том числе 399 организаций общего образования. Система профессионального образования представлена 25 организациями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, из них: 16 организаций среднего профессионального образования, 9 организаций высшего профессионального образования и 1 организация дополнительного профессионального образования. В настоящее время ГОУ СПО «Зооветеринарный техникум» п. Карманово находится в стадии ликвидации.

Количество обучающихся в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики на 1 сентября 2016 г. составляло 21 951 человек, из них в организациях среднего профессионального образования – 7 706 человек, в организациях высшего профессионального образования – 14 245 человек. 69% обучающихся организаций среднего профессионального образования, из которых 40% обучающихся организаций высшего профессионального образования обучается за счет средств республиканского бюджета.

В Приднестровье весьма многообразно высшее профессиональное образование, основной базой которого являются государственные высшие учебные заведения: «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко», «Приднестровский высший музыкальный колледж имени А.Г. Рубинштейна», «Тираспольский юридический институт Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики имени М.И.Кутузова» и «Военный институт Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики имени генерал-лейтенанта А.И. Лебедя».

В организациях профессионального образования ведется обучение по более чем 100 направлениям подготовки высшего профессионального образования, 60 специальностям среднего профессионального образования, 30 профессиям начального профессионального образования.

Наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются такие специальности как: промышленное и гражданское строительство (7,3% от общего числа поданных заявлений), юриспруденция (7,2%), электроэнергетика (6,2%), лечебное дело (5,2%), технологические машины и оборудование (5,2%), наземные транспортные системы и их эксплуатация (5,1%), информатика и вычислительная техника (4,2%), правоохранительная деятельность (3,7%), конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств (3,6%), физическая культура и спорт (3,5%), экономика и управление, финансы и кредит (3,4%), лингвистика (3,2%), менеджмент (3,1%), психолого-педагогическое образование (3,0%), программная инженерия (2,8%), дошкольная педагогика, методика дошкольного образования (2,5%), журналистика (2,4%) и др.

В 2015 году Министерством просвещения Приднестровья было сокращено 26 невостребованных профессий и специальностей подготовки, на которые на протяжении последних нескольких лет не выполнялись контрольные цифры приёма поступающих на бюджетные места, но в месте с тем были открыты дополнительно 19 новых направлений подготовки.

Значимым показателем результативности деятельности системы образования является социализация выпускников. Результаты социализации выпускников 9-х классов показали увеличения количества выпускников, продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях до 40,6%. Из общего количества выпускников школ продолжили обучение в Приднестровье 61,2%, процент выпускников выезжающих для продолжения образования в России незначительно сократился на 0,3%, при этом число выпускников выезжающих в Украину увеличилось на 0,7 %, в Республику Молдова на 0,1%.

Так основной вектор определяющий трудоустройство выпускников за пределами Приднестровья является язык обучения, где на русском языке обучается 94,8% всех студентов ВУЗов, на молдавском – 4,6%, на украинском – 0,6%.

Обеспечение государственных гарантий на выбор языка обучения является одним из приоритетных направлений развития образования Приднестровья. Из общего количества организаций общего образования 73,6 % осуществляют образовательный процесс на русском языке; 16,4 % на молдавском языке; 1,9 % на украинском языке. Кроме того, в республике функционируют 13 русско-молдавских школ.

Количество учащихся, изучающих в качестве второго официального языка украинский язык, составляет 27,7 %, что на 1,1% меньше по сравнению с прошлым годом. Отмечается увеличение количества учащихся, изучающих официальный молдавский язык на 0,7 %, при снижающемся количестве учащихся, выбирающих в качестве официального русский язык на 0,7% .

Национальный состав учащихся характеризуется следующим образом: молдаване – 34,2%, русские – 31,4%, украинцы – 28,0%, болгары – 2,6%, другие национальности – 3,8%. Что показывает равный примерно состав обучающийся по национальному признаку, но мы видим приоритет обучения только на русском языке в Приднестровье. Можно констатировать, что выпускники школ с образованием на молдавском и украинском языках не находят реализацию своих знаний на территории Приднестровья и поэтому в подавляющем большинстве поступают в высшие учебные заведения Украины, Молдовы и других государств.

Не смотря на приоритет обучения на русском языке в Приднестровье, развивается международное сотрудничество Министерства просвещения ПМР по организации набора в ВУЗы Российской Федерации, где согласно выделенной квоте на 2016-2017 год. Подали документы 345 претендентов на обучение в ВУЗах РФ и рекомендовано Межведомственной комиссией на обучение в вузах РФ – 201 абитуриента из которых в Приднестровье вернется совсем малый процент востребованных специалистов.

Проблемой в процессе естественной миграции специалистов из Приднестровья является нострификация дипломов и аттестатов, т.е. процесс признания документов иностранных государств о среднем, высшем и послевузовском образовании. Процедура предполагает признание соответствующих органов этих документов законными на территории данного государства, где был получен документ.

В переговорном процессе между Молдовой и Приднестровьем, должны в первую очередь приниматься оперативные решения в вопросах образования, т.к. речь идет о соблюдении прав учащихся из Приднестровье на образование. На данный момент Приднестровье предлагает широчайший спектр вопросов, которые необходимо обсуждать на уровне экспертных групп. С 2001 года решается вопрос по взаимному признанию актов гражданского состояния и документов об образовании, где разница во взглядах и подходах существенно затрудняет получение конкретного результата, востребованного жителями и Молдовы и Приднестровья.

В риторике молдавских и приднестровских специалистов в сфере образования употребляются понятия нострификация, легализация и признание дипломов. Разрешение данного конкретного вопроса зачастую упирается в различия интерпретации политической составляющей данной дефиниции, где стороны не могут договориться о согласованном использовании терминологии. Приднестровская сторона настаивает на выполнении процедуры «легализации» приднестровских документов об образовании, посредством которой Кишинев будет законно признавать существование учебных заведений в Приднестровье, что позволит молодежи на прямую подавать документы об образовании в учебные заведения других государств без необходимости прохождения дополнительных процедур признания действительными дипломов в уполномоченных учреждениях в Кишиневе Представители Тирасполя утверждают, что из-за отсутствия решения этой проблемы, существуют случаи, когда молодые люди из Приднестровья не могут продолжить свое образование в учебных заведениях других государств, что ограничивает их возможности на доступ к качественному образованию.

Нострификация дипломов и аттестатов — процесс признания документов иностранных государств о среднем, высшем и послевузовском образовании. Процедура предполагает признание соответствующих органов этих документов законными на территории данного государства, где был получен документ. Для Приднестровских ВУЗов и специальных средних учебных заведений, процедура осложнена. Для признания этих дипломов требуется экспертиза диплома соответствующим ВУЗом Молдовы. После определения разницы в учебной программе назначаются экзамены для предметов, которых нет в программе приднестровского ВУЗа, но есть в учебной программе молдавского. И лишь затем проводится процедура признания.

Специальный штамп Апостиль введен в действие в Республике Молдова 16 марта 2007 года. Этот штамп отменяет требование легализации иностранных документов в Молдове и молдавских за рубежом. Этим штампом пользуются государства члены Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года «Об Апостиле». Таким образом, апостиль удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ и подлинность печатей. Апостиль проставляется только на документах от учреждений и организаций Республики Молдова. Документ считается легитимным на территории одного из государств стран участников Гаагской конвенции сразу после апостилизации (проставление штампа (печати) Апостиль). В Республике Молдова апостиль на акты об образовании выданные учебными заведениями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством, которые должны быть представлены вместе с подтверждением от учебного заведения, выдавшего акт об образовании или от Министерства просвещения проставляют Министерство юстиции Республики Молдова и Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова.

В Приднестровье в сфере образования употребляются понятия нострификация, легализация и признание дипломов. Можно выделить основные проблемы для свободного перемещения специалистов из Приднестровья в другие страны:

Во-первых, проблема в толковании терминологии, где Министерство просвещения РМ считает, что приднестровцы, которые нуждаются в законном свидетельстве об образовании, должны пройти процедуру признания знаний действительными в профильных высших учебных заведениях, в результате которой документы, выдаваемые приднестровскими университетами, заменяются свидетельствами об образовании Республики Молдова, которые признаются на международном уровне.

Приднестровье настаивает, на использовании термина нострификации (вместо «экспертного анализа диплома»), который относится к процедурам признания документов об образовании между выпускником и учебными заведениями другого государства.

Во-вторых, Приднестровье заинтересовано на выполнении процедуры «легализации» приднестровских документов об образовании, посредством которой Кишинев будет законно признавать существование учебных заведений в Приднестровье, что позволит абитуриентам на прямую подавать документы об образовании в учебные заведения других государств без необходимости прохождения дополнительных процедур признания действительными дипломов в уполномоченных учреждениях в Молдовы. Министерство просвещения Республики Молдова классифицирует эти требования в качестве необоснованных, ссылаясь на международные документы, которые не позволяют осуществление подобных действий без одновременного назначения и применения процесса аккредитации и оценки учебных заведений Приднестровья. Приднестровье утверждает, что из-за отсутствия решения этой проблемы, существуют случаи, когда молодые люди из Приднестровья не могут продолжить свое образование в учебных заведениях других государств, что ограничивает их возможности на доступ к качественному образованию.

Подтверждение подлинности, признание и установление эквивалентности документов об образовании (AREAS) является достаточно чувствительным вопросом, так как основной функцией AREAS является проверка соответствия стандартам качества принимающего государства, в котором планируется продолжение обучения и (или) занятость трудовой деятельностью. Необходимо проводить различия между подтверждением подлинности и признанием/установлением эквивалентности. Подтверждение подлинности необходимо всем, кто намеревается уехать учиться или работать за границу. В этом случае Министерство просвещения Молдовы проверяет подлинность документов об образовании и квалификаций и выдает соответствующее свидетельство, которое подтверждает подлинность, академическую и (или) профессиональную ценность документа, а также систему оценок. Признание необходимо тем, кто имеет иностранный диплом и планирует трудоустраиваться в РМ. В результате данной процедуры Министерство выдает свидетельство о признании и эквивалентности, таким образом, предоставляя обладателям право продолжать учебу или трудоустраиваться в соответствии с квалификацией.

Соотношение общего числа заявителей и общего числа выпускников показывает, что всего 3,3% или примерно 1 из 40 подали заявления с целью подтверждения подлинности документов об образовании В Республике Молдова, вероятнее всего, для выезда за границу. Ситуация меняется, хотя и незначительно, если принять во внимание и заявителей из Приднестровья, где доля поданных заявлений около 7% от общего числа. Этот показатель позволяет провести приблизительную оценку мобильности приднестровских студентов. Примерно из 3000 выпускников в Приднестровье всего около 300, т.е. 1 из 10 приднестровских выпускников обратились за услугами в Министерство просвещения РМ для подтверждения подлинности документов об образовании и (или) квалификаций, что не отражает массовое явление. Так же картину обратившихся в Министерство просвещения Приднестровье можно увидеть в приложении, где с 2003 года было обработано около 10102.

В сложившейся ситуации необходимо обратиться уже к имеющемуся опыту нострификации признанных стран и стран с неопределенным статусом, пережившим и конфликтный период взаимоотношений. Явным выходом из ситуации для абитуриентов Приднестровья является поступление и обучение их в филиалах ВУЗов иностранных государств работающих на территории Приднестровья. Это Тираспольский филиал МАУП, Тираспольский филиал МАЭП, Тираспольский филиал Одесская Национальная юридическая Академия, Тираспольский филиал Московского института предпринимательства и права. После окончания обучение студент получает признанный диплом Украины, России, с которым может спокойно осуществлять деятельность соответствующую полученной специальности. Поддержка министерством просвещения Приднестровья данных филиалов учебных заведений может обеспечить гражданам Приднестровья получение полноценного и признанного во всех странах образования. Нужно отметить, что на территории Приднестровье практически нет учебных заведений ближнего зарубежья, что способствовало политике добрососедства.

Анализируя имеющийся опыт в процессе нострафикации документов можно сказать, что и Молдова и Приднестровье более чем за 20 лет наработали существенную правовую базу регулирующую процессы нострификации документов об образовании. Общий порядок нострификации документов находится на сайтах Министерств просвещения двух сторон. В сложившейся ситуации и для упрощения процедур для выпускников профессиональных образовательных заведений и из Молдовы и из Приднестровья необходимо обратиться уже к имеющемуся опыту нострификации признанных стран и стран с неопределенным статусом, пережившим конфликтный период взаимоотношений.

Данные проблемы в сфере нострафикации приводят к оттоку потенциальных работников. Срочно в Приднестровье необходимо уси­лить профори­ен­та­ци­он­ную ра­бо­ту с аби­ту­ри­ен­та­ми по при­вле­че­нию их на пе­да­го­ги­че­ские спе­ци­аль­но­сти, ко­то­рые пока ока­за­лись не столь вос­тре­бо­ван­ны­ми, например в 2015 году Министерство просвещения направило в качестве эксперимента на педагогические направления около 100 человек, однако в вуз поступили лишь 20 из них. Для решения этой проблемы нужны целевые наборы, а возможно и определенные преференции для выпускников школ, которые идут на педагогические направления, в частности недобор отмечается по таким специальностям, как биология, химия и география. Так же сегодня острая в системе просвещения стоит проблема привлечения молодых специалистов в систему, например для учителей сельской местности введена надбавка к зарплате, однако кадровый вопрос в отрасли продолжает оставаться одним из острых. В противном случае общеобразовательные учреждения останутся без соответствующих учителей, а привлечь их из ближнего зарубежья не представиться возможным из-за низких заработных плат и из за трудностями возникающими в процессе взаимного признания дипломов об окончании.

Автор: Попескул Вячеслав, руководитель НП «Бизнес клуб «Экономический эффект»

*Материал опубликован Информационной службой ИПЦ «Априори» в рамках проекта «Поддержка гражданской и независимой журналистики в ПМР», при поддержке п-ва Чешской Республики в РМ.

Позиция автора может не совпадать с позицией ИПЦ «Априори».

Орфография публикуемых материалов сохранена.

Информация о ходе нострификации документов об образовании и ученых званиях иностранных государств

За период с 1 января 2003 года по 30 июня 2017 года нострифицировано Министерством просвещения Приднестровья 10102 документа:

apriori-center.org

Президент Приднестровья подписал Закон «О государственной границе ПМР»

Москва, 10 июня 2013, 19:52 — REGNUM Президент Приднестровья Евгений Шевчук 10 июня подписал Закон «О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики», в котором определены концептуальные основы статуса государственной границы и пограничной политики ПМР. Как сообщили коррсепонденту ИА REGNUM в пресс-службе приднестровского президента, закон позволяет зафиксировать пределы территории, на которую распространяется государственный суверенитет ПМР.

Там также отметили, что потребность в данном законе существовала с момента образования ПМР. С октября 1992 года в республике действовало постановление Верховного совета «Об утверждении Временного положения об охране Государственной границы ПМР».

Закон «О государственной границе ПМР» регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и обозначением государственной границы Приднестровья. Положения документа, в частности, предусматривают, что «государственная граница не может изменяться сопредельными государствами (т.е. Молдавией и Украиной — прим. ИА REGNUM) в одностороннем порядке».

Особое внимание в Законе уделено мерам по защите и охране госграницы. Согласно документу они должны «осуществляться в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства». В документе прописаны, к тому же, полномочия органов государственной власти ПМР в сфере защиты и охраны госграницы. Разграничение полномочий исполнительных органов, отвечающих за осуществление пограничного, миграционного, таможенного и иных видов контроля, будет определяться правовыми актами президента.

На законодательном уровне также утвержден порядок пересечения госграницы ПМР лицами и транспортными средствами, а также перемещения грузов, товаров и животных. Отдельная глава закона посвящена вопросам пограничного режима.

Закон вступает в силу по истечении 14 дней со дня, следующего за днем официального опубликования.

regnum.ru