Предмет трасологической экспертизы

Трасологическая экспертиза.

Трасологическая экспертиза относится к одному из видов криминалистической экспертизы. Трасологическая экспертиза — это процессуальное действие, в результате которого, лицо, имеющее необходимые знания в области техники, науки, искусства и соответствующее образование, производит исследование вещественных доказательств (следов) с целью получения доказательств.

Предметом трасологической экспертизы является фактическая информация (данные), которые необходимо установить, исходя из поставленных перед экспертом задач и вопросов.

Ниже будет приведена классификация трасологических экспертиз:

1). Гомеоскопическая экспертиза (экспертиза следов человека);

а). Дактилоскопическая экспертиза;

б). Экспертиза зубов человека;

в). Экспертиза следов перчаток и следов других элементов одежды человека;

г). Экспертиза следов ног человека;

д). Экспертиза следов различных частей тела человека (например — губ);

2). Экспертиза следов животных (следов лап и зубов животных);

3). Механоскопическая экспертиза (экспертиза следов орудий и инструментов);

а). Экспертиза замков и различных запирающих устройств;

б). Экспертиза закруток и пломб;

в). Экспертиза транспортных средств;

г). Экспертиза следов орудий взлома и инструментов взлома;

д). Экспертиза следов производственных механизмов.

Помимо этого трасологические экспертизы подразделяются на идентификационные и неидентификационные. Причем неидентификационные экспертизы в свою очередь подразделяются на: ситуационные, диагностические, классификационные и реконструкционные.

Трасологические экспертизы по последовательности выполнения могут быть первичными, повторными и дополнительными.

По количеству и составу экспертов трасологические экспертизы могут быть единоличными, комплексными и комиссионными.

Стоит также сказать, что любая судебная экспертиза, в том числе и трасологическая экспертиза проводится в соответствии с постановлением следователя или суда.

Общие положения методики проведения трасологических экспертиз.

Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.

Объектом трасологической экспертизы является объект, который используется экспертом при исследовании. Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:

1). Вещественные доказательства (следы преступления);

2). Материальная обстановка места преступления;

3). Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например – протокол осмотра места происшествия);

4). Материалы справочного характера;

5). Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).

Объекты трасологической экспертизы также делятся на объекты прямо участвующие в процессе идентификации и косвенно участвующие в идентификации.

Так вот объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:

1). Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;

2). Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.

К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.

Стадии трасологической экспертизы:

1). Предварительное исследование;

2). Детальное исследование;

3). Оценка результатов и формирование выводов;

4). Оформление материалов исследований.

На первом этапе, то есть на стадии предварительного исследования эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.

На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.

По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.

По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.

Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.

На стадии оценки результатов исследования и формирования выводов эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформировать и сформулировать вывод.

Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины.

Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.

Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.

На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с необходимой формой и фототаблицей.

www.kriminalist.ru

Предмет трасологической экспертизы

Трасологическая экспертиза – вид экспертизы, проводимой с целью исследования следов, следовоспринимающих и следообразующих объектов для установления механизма следообразования, идентификации объектов, оставивших следы, определения групповой принадлежности объектов.

В качестве объектов трасологической экспертизы могут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.

В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:

1) Экспертиза следов человека.

2) Экспертиза орудий, инструментов и механизмов.

3) Транспортно-трасологическая экспертиза.

4) Экспертиза следов животных.

В рамках исследования следов человека проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов рук (дактилоскопическая экспертиза);

— экспертиза следов ног;

— экспертиза следов обуви;

— экспертиза следов зубов;

— экспертиза следов губ;

— экспертиза следов ногтей и их частей;

— экспертиза следов иных частей тела.

В рамках исследовании орудий, инструментов и механизмов проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов взлома;

— экспертиза следов орудий и механизмов;

— экспертиза замков, пломб и запирающих устройств;

— экспертиза изделий массового производства;

— экспертиза установления целого по частям.

В рамках транспортно-трасологических исследований проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов ходовой части транспортных средств;

— экспертиза следов выступающих частей транспортных средств;

— экспертиза отделившихся деталей транспортных средств.

В рамках исследований следов животных проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов лап, копыт, подков;

— экспертиза зубов и когтей животных.

Трасологическая экспертиза решает следующие идентификационные и диагностические задачи.

Идентификационные задачи в трасологической экспертизе принято разделять на установление индивидуального тождества и групповой принадлежности.

Диагностические задачи преимущественно решают вопросы обнаружения и фиксации следов, определения их пригодности для идентификации, установления механизма следообразования и др., направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.д.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.).

www.expert-kriminalist.ru

Дактилоскопическая, трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза является одной из разновидностей криминалистических экспертиз. Её предмет — установление реально существующих данных, которые связаны с исследованием следов и устройств следообразования. Объекты экспертизы – следы человека, инструментов, орудий и производственных устройств.

Дактилоскопическая экспертиза

Дактилоскопическая экспертиза – один из видов судебно-трасологической экспертизы. Её объект — следы папиллярного узора человека. Предмет – фактические данные, которые связаны с образованием таких следов. Дактилоскопическая экспертиза широко применяется во время расследования уголовных дел, которые связаны с кражами частного и производственного имущества, несанкционированным доступом территории, которые охраняются, и в жилищах граждан.

В зависимости от предмета и используемых методик, различают несколько видов исследований:

  • гомеоскопические (относятся к исследованию следов человека) – исследования следов ног, рук , зубов, одежды, обуви и следов человеческой крови;
  • механоскопические — исследование следов различных приспособлений и орудий, предохранительных и запирающих устройств.
  • Лаборатория НИИСЭ, осуществляющая трасологическую экспертизу, может разрешить множество поставленных перед экспертами задач.

    Лаборатория трасологической экспертизы НИИСЭ осуществляет деятельность согласно решениям суда с оформлением решения эксперта, а также по заявлениям юридических и физических лиц с оформлением акта исследования экспертов.

    Материалы, предоставляемые для проведения экспертизы

    Для проведения исследования (в зависимости от вида объекта), необходимо представить:

  • следы зубов и губ, следы ног и обуви, следы одежды и т.д., (гомеоскопия);
  • следы орудий, инструментов и механизмов (механоскопия). Так же в рамках данной экспертизы производится исследование замков, пломб, запирающих устройств и следов на них, установление целого по частям, исследование изделий массового производства;
  • следы ходовой части транспортных средств, отделившихся частей транспортных средств, выступающих частей транспортных средств;
  • следы животных (копыт, подков, лап, зубов, когтей и т.д.);
  • Сроки и стоимость проведения экспертизы

    Общая стоимость исполнения дактилоскопических экспертиз зависит от объема работ и предварительной договоренности.

    Сроки исполнения экспертизы могут варьироваться от 15 до 30 дней (влияет загруженность эксперта). Ее начало соотносится с получением материалов, определения (заявления) и сведений об оплате предполагаемых работ.

    Консультации осуществляются по номеру: +7 (495) 945-46-41 (Дирекция НИИСЭ).

    www.niise.ru

    Предмет, объекты и задачи судебно-трасологической экспертизы

    Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

    По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

    Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

    Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

    В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

    Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

    Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

    www.sudexpert.ru

    Трасологическая экспертиза

    Трасологическая экспертиза содействует разрешению судебных и досудебных споров. В следственной практике данный вид криминалистической экспертизы применяется в целях решения розыскных и идентификационных задач.

    Трасологическая экспертиза выполняется для правоохранительных органов (судов, прокуратуры, органов внутренних дел, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции) и частных лиц. Если у вас возникла необходимость в проведении трасологической экспертизы, рекомендуем обращаться к специалистам.

    Трасологическая экспертиза — это экспертиза следов обуви, одежды, экспертиза следов взлома, установление механизма следообразования, экспертиза замков, пломб и запирающих устройств, экспертиза целого по частям, транспортно-трасологическая экспертиза и др. Предметом трасологической экспертизы является установление фактических данных в процессе изучения следов с целью установления механизма их образования и определения оставившего их объекта.

    Предметом трасологической экспертизы является установление фактических данных в процессе изучения следов с целью установления механизма их образования и определения оставившего их объекта.

    В зависимости от объекта трасологические экспертизы можно разделить на следующие виды:

  • Экспертиза следов человека (гомеоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов рук (дактилоскопия), следов зубов и губ, следов ног и обуви, следов одежды и др.
  • Экспертиза орудий, инструментов и механизмов (механоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов орудий и механизмов, следов взлома, исследование замков, пломб, запирающих устройств и следов на них, установление целого по частям, исследование изделий массового производства.
  • Транспортно-трасологическая экспертиза. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов ходовой части транспортных средств, выступающих частей транспортных средств, отделившихся частей транспортных средств.

    Экспертиза следов животных. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов копыт, подков, лап, зубов, когтей животных, «тавро» и др.

    В рамках трасологической экспертизы решаются следующие задачи:

    Идентификационные:

  • установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных;
  • установление тождества целого по частям.

Диагностические:

  • обнаружение и фиксация следов;
  • определение пригодности следов для идентификации;
  • установление времени и механизма образования следов;
  • установление последовательности образования следов и т.д.
  • Когда и зачем нужна транспортно-трасологическая экспертиза?

    1. если возник спор при определении виновности в ДТП;
    2. если страховая компания отказывает в страховом возмещении;
    3. если Вас обвиняют в несовершенном вами ДТП.

    Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах ДТП, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия Вашего автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

    Исследование следов и повреждений транспортных средств по делам о ДТП занимает особое место и имеет огромное значение. Компания разработала ряд методик транспортно-трасологических исследований, которые дают возможность делать определенные выводы по типичным ситуациям дорожно-транспориных происшествий, связанных со столкновением, заносом и опрокидыванием транспортных средств.

    Вот примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ экспертиза такого вида:

  • Являются ли данные следы результатом воздействия колес транспортного средства.
  • В каком направлении двигалось транспортное средство.
  • Каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы; какова модель шины.
  • Какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства —- свидетельствуют особенности шин, отобразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.).
  • Грузовым или легковым автомобилем оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях).
  • Каков механизм образования имеющихся следов (удар, скольжение, волочение и пр.).
  • В каком направлении в воспринимающей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения).
  • Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы.
  • Каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации).
  • Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы.
  • Какой частью транспортного средства нанесены повреждения.
  • Положение транспортных средств в момент их столкновения по обнаруженным на транспортном средстве повреждениям.
  • Возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения.
  • Относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени).
  • Приведенный перечень задач, решаемых в настоящее время комплексной автотехнической и транспортно-трасологической экспертизой, нельзя признать исчерпывающим. Однако он свидетельствует о широких возможностях этого вида экспертизы.
  • Где находилось место столкновения транспортных средств в момент ДТП?
  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
  • Находилось ли транспортное средство в движении или в состоянии покоя в момент столкновения?
  • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
  • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  • Где располагалось место наезда на пешехода?
  • Каков был механизм наезда на пешехода?
  • Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
  • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  • Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  • Имеются ли повреждения на представленном транспортном средстве?
  • Если имеются повреждения на представленном автомобиле, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  • Могли ли данные неисправности авто привести к дорожно-транспортному происшествию?
  • Следует отметить, что перед трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие важные вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по трасологической экспертизе!

    Наши партнеры обладают всеми необходимыми познаниями в области трасологической экспертизы. Наши эксперты проведут независимую, объективную и достоверную трасологическую экспертизу.

    Список основных документов необходимых для проведения трасологической экспертизы:

    • Справка о ДТП (748 или 12 форма) с указанием повреждений всех автомобилей участников ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД;
    • Протокол и постановление о нарушении правил дорожного движения;
    • Схема места дорожно-транспортного происшествия, составленная сотрудниками ГИБДД;
    • Первичные объяснительные всех водителей, участников дорожно-транспортного происшествия, составленные на месте ДТП;
    • Документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства.
    • www.yurist.ru.com