Понятие и роль налогов Виды налогов

Понятие и роль налогов в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

по дисциплине: «Финансовое право»

по теме: «Понятие и роль налогов в Российской Федерации»

Ставрополь, 2009 год.

§2 Юридическая конструкция налога

§3 История налогов в Российской Федерации с 1990 до 2009 года

§1 Понятие налога как вида обязательных платежей

В современной России, как и в других государствах с рыночной экономикой, основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. Сформировавшееся на современном этапе налоговое право стало крупнейшей составной частью российского финансового права. В ходе этого процесса существенно изменились не только количественный объем норм, но и их конкретное содержание. Совокупность налогово-правовых норм приобрела четкую системность, выразившуюся в выделении в особую группу норм общего характера, в группировке норм, касающихся конкретных налогов, по принципу отнесения их к федеральному, региональному или местному уровню. Свое закрепление такая система получила в Налоговом Кодексе РФ, применение которого является важнейшим этапом в процессе формирования налогового права в современной России.

Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Однако со временем роль налогов стала более многозначной.

Налоги занимают первое место по своему значению и объему среди других видов поступлений и платежей для пополнения государственной казны.

Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или органами местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты.

Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т. е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению понятия налогов, поскольку в нем отражаются сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что является важным.

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

индивидуальная безвозмездность платежа;

денежная форма налога;

отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основная роль (функция) налогов в обществе и государстве – фискальная, которая означает, что налоги используются как источник доходов государственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения публичных интересов общества и государства.

Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Налоги могут быть использованы как сильный механизм в системе социального управления.

Также налоги могут использоваться для регулирования производства – стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или содержания каких-либо экономических процессов.

С помощью налогов возможно регулирование потребления.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную и демографическую политику и иные социальные явления.

Также порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом это, например, освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации.

Налогам также свойственна функция контроля, суть которой состоит в том, что в ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества.

На современном этапе усилилось внимание государства к системе налогообложения. Она была существенно перестроена. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

В Российской Федерации проведены и продолжают проводиться кардинальные реформы налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами перехода к рыночной экономике. 1

Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в октябре – декабре 1991 года. Законами от 11 и 18 октября 1991 года были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6 – 7 декабря 1991 года были приняты законы о налогах: на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Также был принят ряд законодательных актов о других налогах, сборах, пошлинах. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-I « Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» вводился в действие с 1 января 1992 года и определял до 1 января 1999 года общие принципы построения налоговой системы в РФ, устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем были сформулированы основные общие положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

В соответствии с вышеназванным законом установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот, предоставляемых налогоплательщикам, осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти.

Органы государственной власти, национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований могли предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, не имели обратной силы.

Налоговую систему образовывала совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Под налогом, сбором, пошлиной, другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

В соответствии с Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации» плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики подлежали постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ (впоследствии переименована в Министерство по налогам и сборам РФ) в обязательном порядке.

Под объектами налогообложения понимались доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость продукции и другие объекты, установленные законодательными актами.

Принцип однократности налогообложения был сформулирован в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» следующим образом: «Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения». При этом в соответствии с указанным Законом не устанавливалось запрета на повторное и многократное налогообложения одного и того же объекта, если эта повторность или многократность возникла в результате обложения различными видами налогов и осуществлялась в разные периоды времени.

Ставки налогов подлежали установлению Верховным Советом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с указанным законом.

Распределение средств от налогов и других обязательных платежей между бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами осуществлялось в порядке и на условиях, определяемых высшим законодательным органом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими законодательными актами.

Закон также устанавливал основные виды налоговых льгот.

Обязанности налогоплательщика возникали при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.

В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться субъект налога, т. е. налогоплательщик, а также следующие обязательные элементы налогообложения: объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в особой статье были определены обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий по соблюдению законодательства, своевременному удержанию и перечислению сумм в бюджет или внебюджетные фонды.

Порядок уплаты налогов физическими лицами устанавливался в отдельных законодательных актах, регулирующих соответствующую сферу налогообложения.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подтверждал приоритет норм международного права по сравнению с нормами национального налогового законодательства.

Действие системы налогообложения без изменения устанавливалось вплоть до принятия высшим законодательным органом специального решения о налоговой реформе в соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».

§4 Налоговая политика в современной России

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, выбирает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, налоговую и т. п. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансово-кредитной политики государства.

1 Финансовое право. Учебник. 4-е издание. Н. И. Химичева. Изд. НОРМА. Москва, 2008 год.

works.doklad.ru

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

scicenter.online

Налоги: понятие, функции, виды. Налоговая система

Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

  1. твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.);
  2. пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
  3. прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств улиц, получающих большие доходы.
  4. регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система.

  1. нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.
  2. принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
  3. принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения.
  4. принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.
  5. be5.biz

    Сущность, функции и виды налогов

    Налоги и сборы

    Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

    • индивидуальная безвозмездность;
    • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
    • Характерными чертами сбора как взноса являются:

    • обязательность;
    • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
    • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

      Сущность налогов

      Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

      Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

      Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

      Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

      Функции налогов

      Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

      В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

      • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
      • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
      • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

        Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

        Последствия повышения налогов

        Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

        Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

        Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

        Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

        Классификация налогов

        Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

        Виды налогов по объекту:

        • прямые;
        • косвенные.
        • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

          Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

          Виды налогов по субъекту:

        • центральные;
        • местные.
        • В России существует трехуровневая система:

          • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
          • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
          • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
          • Виды налогов по принципу целевого использования:

          • маркированные;
          • немаркированные.

          Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

          Виды налогов по характеру налогообложения:

        • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
        • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
        • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
        • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

          www.grandars.ru

          § 1. Понятие и роль налогов

          В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

          Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи- шиии» и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения (деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Наличие нормативного определения налога и установление его правовых признаков необходимо всем участникам налоговых правоотношений. Используя положения ст. 8 НК РФ, частные субъекты — налогоплательщики — имеют возможность определять юридическую природу обязательных платежей и тем самым контролировать государство, а в случае необходимости — ограничивать его посягательства на свои денежные средства. Государство создает условия для производительной дея-тельности отдельных граждан — предпринимателей и коммерческих структур. Оно же через систему налогов и сборов переводит значительную часть прибыли (доходов), полученной гражданами, в государственную собственность и вводит ее тем самым в режим опосредованного достояния народа . Органы государственной власти получают право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необходимых случаях — взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории «налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс частных и публичных интересов.

          Нормативное определение налога содержит следующие юридические признаки: 1) обязательность; 2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность; 3) денежный» характер; 4) публичное предназначение.

          Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обя-занность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с на-логоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 БК РФ.

          Вторым юридическим признаком, вытекающим из нормативного определения налога, является безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу каких-либо действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заин-тересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

          Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реа- шзует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

          Возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, т. е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать односторонняя имущественная обязанность частного субъекта перед публичным.

          3. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

          Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

          4. И последним юридическим признаком налога является его публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

          Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный’ и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовании.

          Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.

          В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

          Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условии совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

          Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

          Согласно ст. 3 3316 НК РФ государственная пошлина — это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

          Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

          Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

          Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11′ Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливала сбор за пограничное оформление, правомерность которого была подтверждена Конституционным Судом РФ’.

          Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли-чительные признаки. К общим относятся:

          обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

          адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

          изъятие на основе законодательно закрепленных формы и порядка поступления;

          возможность принудительного способа изъятия; осуществление контроля единой системой налоговых органов.

          В то же время, несмотря на некоторые общие признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

          По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

          По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

          По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

          По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

          По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

          ‘ См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября ‘997 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ст. »’ Закона РФ от ‘ апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от ‘9 июля ‘997 г. // СЗ РФ. ‘997. № 46. Ст. 5339.

          Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

          Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

          Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущ-ность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.

          Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и регулирование потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

          Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков.

          Каждая функция показывает, каким образом реализуется пуб-личное назначение налогов. Следует отметить, что любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

          lawbook.online