Способы подачи жалобы

Жалоба в прокуратуру на налоговую

Содержание статьи

Налоговый кодекс позволяет обжаловать действия сотрудников фискальных органов и изданные ими акты. Сделать это можно, подав жалобу в вышестоящий орган ФНС. Если налоговые инспекторы в ходе проверок попирают закон или превышают должностные полномочия, восстановить нарушенные права поможет жалоба в прокуратуру на налоговую.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жалобой в прокуратуру на налоговую, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • На кого и как жаловаться

    Подавать жалобу нужно в районную или окружную прокуратуру на должностное лицо, допустившее нарушение.

    Структура жалобы

    Информация в жалобе должна быть содержательной, юридически обоснованной и состоять из трех условных разделов:

  • описательная часть – в ней приводят данные о сторонах спора и в хронологическом порядке излагают произошедшие события;
  • правовое обоснование – в этой части следует перечислить факты нарушения норм закона;
  • доказательства – здесь дают ссылки на имеющиеся документы и показания свидетелей, подтверждающие позицию заявителя и факты нарушений.
  • Важно! Аудио- и видеозаписи, которые подтверждают незаконность действий сотрудников ФНС, – тоже важные доказательства.

    Способы подачи жалобы

    Подать жалобу в прокуратуру на сотрудника ФНС можно:

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным – с описью вложения. Этот вариант лучше использовать при отправке документов в иную местность, так как он затягивает время рассмотрения жалобы;
  • в ящик «для обращений и заявлений граждан», установленный в прокуратуре. К жалобе прилагают подтверждающие документы. Ящик проверяется ежедневно, и на принятых документах проставляют штамп с указанием даты выемки. После этого жалобу рассматривают;
  • в канцелярию прокуратуры. В ней на первом и втором экземпляре жалобы ставят печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера.
  • Сроки рассмотрения жалобы

    Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ дает сотрудникам этого контролирующего органа на изучение поданной жалобы 30 суток после ее регистрации. Если в процессе работы не требуются дополнительные проверки и время на изучение иных документов, то срок рассмотрения не может превышать 15 суток.

    Важно! Когда прокуратура направляет жалобу для рассмотрения в другую инстанцию, она сразу же сообщает об этом заявителю.

    Если по истечении 30 дней ответ не пришел, жалобщик может направить в прокуратуру ходатайство о сообщении результатов проверки. Когда же и после этого ответа не будет, бездействие сотрудников прокуратуры следует обжаловать в вышестоящем территориальном органе – прокуратуре города или области. В последнем случае ждите быстрой реакции – процесс должен сдвинуться с мертвой точки.

    Помочь в этом деле смогут квалифицированные юристы, разбирающиеся в вопросах нарушения норм налогового законодательства.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    madrih.ru

    Порядок подачи жалоб по услугам

    Досудебное обжалование

    Заявители имеют право на досудебное обжалование решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти, ответственных за предоставление услуг.

    Процесс обжалования решений в суде занимает около 30 дней и зачастую в течение этого времени теряет свою актуальность для заявителя, при этом по итогам рассмотрения таких обращений не всегда принимаются конкретные меры по устранению допущенных нарушений.

    В 2011 году были приняты поправки в Федеральный закон от 27.07.10 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепившие процедуру рассмотрения претензий заявителей, а также была установлена административная ответственность чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

    В связи с этим у органов исполнительной власти и местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации.

    В настоящее время направить жалобу можно следующими способами:

  • по почте;
  • через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
  • официальные сайты органа власти, отвечающего за предоставление государственной или муниципальной услуги;
  • через Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru);
  • через региональный портал государственных и муниципальных услуг;
  • при личном обращении в ответственный за услугу орган власти.

Процедура следующая: гражданин подает жалобу в орган власти, предоставивший услугу. Требования к жалобе минимальны, поэтому помощь юристов и консультантов для подготовки и оформления жалоб не требуется. Если жалоба удовлетворяется, материалы по результатам жалобы направляются в прокуратуру. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ, но уже в суде. В случае признания судом неправомерности отказа, к ответственности привлекается государственный служащий, отказавшийся удовлетворить жалобу. Государственные служащие, равно как и работники МФЦ, несут ответственность за качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и работников МФЦ за несоблюдение порядка процедур и сроков оказания услуг, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуг. Благодаря данным изменениям в законодательстве жалобы оперативно рассматриваются под контролем органов прокуратуры, а общее количество обращений граждан как в органы власти, так и в суды, значительно сократилось.

Важно помнить, что досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой альтернативу обращению в суд и не является обязательным этапом. Заявитель вправе самостоятельно решить, в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав. Однако досудебное обжалование позволяет это сделать более оперативно, чем судебные процедуры.

Рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за предоставление услуг.

Заявители могут обратиться с жалобой в органы власти Санкт‑Петербурга в одном из нормативно установленных случаев:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
  • С октября 2016 года на Портале государственных и муниципальных услуг Санкт‑Петербурга реализована возможность подачи электронных жалоб на нарушение порядка предоставления любой из услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга или подведомственными им организациями. Для подачи электронной жалобы ознакомьтесь с информацией, перейдя по ссылке.

    Информация о должностных лицах, ответственных за досудебное обжалование

    Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг, перейдите по ссылке.

    gu.spb.ru

    Подача и рассмотрение жалоб при предоставлении государственных услуг

    Процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, а также на деятельность краевых государственных учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг, регулируются Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1039 «Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб при предоставлении государственных услуг».

    Порядок подачи жалобы

    Жалобу вправе подать физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители (далее — заявитель), обратившиеся в орган исполнительной власти края, краевое государственное учреждение, предоставляющие государственные услуги (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

    Заявитель может обратиться в следующих случаях:
    а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
    б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
    в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
    г) отказ заявителю в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
    д) отказ заявителю в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
    е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
    ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги срока таких исправлений.

    Требования к содержанию жалобы

    Жалоба должна содержать:
    а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    б) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
    в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
    г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

    Процедура подачи жалобы

    Жалоба может быть подана в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Прием жалоб в письменной форме осуществляется:
    а) органом, предоставляющим государственные услуги, в месте, где заявитель подал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат государственной услуги;
    б) краевым многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
    в) вышестоящим органом, в подчинении которого находится орган, предоставляющий государственную услугу.

    Жалобы принимаются во время, совпадающее со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу (далее — соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящим Законом органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии, при этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
    а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
    б) единого краевого портала «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
    в) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    Должностные лица органа, предоставляющего государственные услуги, рассматривающие жалобы

    Жалоба на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти края, предоставляющих государственные услуги, рассматривается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо должностным лицом этого органа, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

    Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, определяется органом, предоставляющим государственные услуги, и обеспечивает:
    а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и краевого законодательства;
    б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

    Должностные лица и органы, рассматривающие жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу

    Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подается в вышестоящий орган исполнительной власти края:
    а) жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя агентства или службы края рассматривается министерством края, в ведении которого находится соответствующее агентство или служба края, а в случае, если агентство или служба находится в ведении Правительства края, жалоба подается в Правительство края;
    б) жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя министерства края подается в Правительство края.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа исполнительной власти края, предоставляющего государственные услуги и подчиненного Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края, подается Губернатору края. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя коллегиального органа, предоставляющего государственные услуги, подается в орган исполнительной власти края (или должностному лицу), создавший (создавшему) соответствующий коллегиальный орган.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя краевого учреждения, предоставляющего государственные услуги, подается в орган исполнительной власти края, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующего краевого учреждения.

    В случае отсутствия вышестоящего органа жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и краевым законодательством.

    Сроки регистрации и рассмотрения жалобы

    Поступившая жалоба подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены должностным лицом или органом, уполномоченным на ее рассмотрение.

    В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, или его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба подлежит рассмотрению в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит рассмотрение жалобы, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы указанный орган направляет жалобу должностному лицу или в орган, уполномоченные на ее рассмотрение, и в письменной форме информирует заявителя о направлении жалобы на рассмотрение. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Руководитель органа исполнительной власти края, краевого учреждения, в которые поступила жалоба, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб:
    а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заявителя, подавшего жалобу;
    б) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов гражданина;
    в) направляют заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы;
    г) уведомляют заявителя о направлении его жалобы на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

    При рассмотрении жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, запрашивают и учитывают мнение органов, должностных лиц, государственных гражданских служащих, решения, действия (бездействие) которых обжалуются.

    Органы исполнительной власти края, краевые учреждения, должностные лица, государственные гражданские служащие, решения, действия (бездействие) которых обжалуются, по запросу должностного лица или органа исполнительной власти края, рассматривающих жалобу, обязаны в течение 5 дней с момента получения запроса предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

    Результат рассмотрения жалобы

    По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, принимают одно из следующих решений: а) удовлетворяют жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, а также в иных формах; б) отказывают в удовлетворении жалобы.

    Решение принимается в форме акта уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица или органа.

    При удовлетворении жалобы должностное лицо или орган, уполномоченные на ее рассмотрение, принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме и по желанию заявителя в форме электронного документа. В случае если в жалобе не указаны или указаны в нечитаемой форме фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается.

    В орган, предоставляющий государственную услугу, на решение, действие (бездействие) которого поступила жалоба, направляется уведомление о рассмотрении жалобы, в котором, в случае удовлетворения жалобы, сообщается о необходимости устранения нарушений прав заявителя, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврате заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

    В случае удовлетворения жалобы, рассматриваемой руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, или должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, указанными лицами принимаются меры по устранению нарушений прав заявителя, исправлению допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврату заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

    Должностное лицо, государственный гражданский служащий, на решение, действие (бездействие) которого поступила жалоба, вправе ознакомиться с уведомлением о рассмотрении жалобы.

    Основания для отказа в удовлетворении жалобы

    Должностные лица или органы, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
    а) если обжалуемые действия органа, предоставляющего государственную услугу, являются правомерными;
    б) наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы о том же предмете и по тем же основаниям;
    в) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены;
    г) наличие решения по жалобе, принятого ранее этим же органом в соответствии с требованиями краевого законодательства, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    www.krskstate.ru

    Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция — цивилизованные способы решения проблем

    Содержание:

    О праве граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

    При непростых обстоятельствах и конфликтах, сложившихся, например, в процессе использования своего участка, когда вдруг невозможно зарегистрировать его границы или невозможно оформить на него правоустанавливающие документы, или сталкиваясь с несправедливостью или нарушением прав, любой человек задумывается о том, отчего это произошло и как восстановить эту самую справедливость, как решить проблему, к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснений, с чего начать, будут ли негативные последствия от обращения к должностному лицу и каким должен быть план дальнейших действий.

    В таких ситуациях вполне естественны и понятны появляющиеся у любого человека появляющиеся вопросы:

  • Чего я хочу добиться? Справедливы ли мои требования и претензии?
  • Есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • Если посоветусь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • Какое должностное лицо может помочь решить возникшую проблему?
  • Когда после размышления о сложившейся ситуации становится понятным, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти, важно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти определена законодательно:

    • Конституцией РФ (статья 33),
    • Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006 г.);
    • Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан, в целом называемые обращениями, являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

      В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, а также высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

      Обратиться в любой орган власти, в государственное или муниципальное учреждение или к должностному лицу могут как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие гражданства РФ.

      Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

      Право на обращение является свободным и добровольным. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

      Виды обращений

      1. Используемая терминология и основные виды обращений

    • должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
    • обращение — индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной, письменной или электронной форме;
    • индивидуальное обращение — обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), подаваемое, как правило, от своего имени или от имени другого лица, которое не имеет возможности обратиться лично, и поручает это другому лицу (по оформленной письменной доверенности);
    • обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным— обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • коллективное обращение — обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей;
    • заявление — просьба гражданина по вопросам, касающимся:
  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении);
  2. сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,
  3. критики деятельности указанных органов и должностных лиц;
  4. жалобаобращение с требованием о восстановлении прав, свобод или законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
  5. предложение — обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:
  6. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц),
  7. совершенствования правового регулирования отношений:

    в государственной и общественной жизни,
    деятельности местного самоуправления,
    деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования,
    по решению проблем местного значения;
    реализации прав и свобод граждан.
    экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества (например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности);

  8. ходатайство — обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определённого статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
  9. петиция — коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

    Виды обращений по способу составления

    По способу составления обращения могут быть:

  10. письменными — обращения, изложенные в письменной форме и содержащие подпись гражданина (граждан) с указанием фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства или работы (учебы).
  11. устными — обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.
  12. повторными — обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

    Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств, на особенностях которых имеет смысл остановиться подробнее.

    Заявление (коллективное или от частного лица) представляет собой письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц к администрации или к должностному лицу по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

    Заявление адресуется конкретному должностному лицу (руководителю администрации, организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения).

    Текст любого заявления начинается с существа вопроса — обращения:

  13. прошу разобраться в ситуации,
  14. прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы,
  15. прошу проверить состояние,
  16. прошу обратить внимание на следующую ситуацию (проблему, вопрос).

Далее в тесте заявления детализируется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом,
  • принести его лично и передать в секретариат,
  • по электронной почте.
  • На 2-м экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

    Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

    Обязательные разделы заявления

    В заявлении в обязательном порядке должны быть следующие данные:

  • наименование документа (заявление);
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление;
  • ФИО, а также полное наименование должности лица, к которому обращено заявление.
  • В правом верхнем углу нужно указать адресата (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

    Другие обязательные сведения:

  • ФИО и ряд других сведений о заявителе, например, его адрес, паспортные данные, указание должности, контатный номер телефона и так далее, если они являются значимыми для получения полной информации о данном деле;
  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления;
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью (после слова «Приложения» и перед подписью заявителя);
  • дата составления заявления;
  • личная подпись заявителя с расшифровкой.
  • Примечание:

  • заявление подаётся в 2-х экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял. Один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю;
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ;
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать ФИО полностью всех заявителей;
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются;
  • анонимные заявления не рассматриваются.
  • Жалоба относится к одному из способов борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми им приходится сталкиваться в быту или своей деятельности, и, вместе с тем, средством для предупреждения таких правонарушений.

    Жалобой будут являться обращения:

  • о восстановлении прав и законных интересов,
  • о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения,
  • обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.
  • Содержание жалоб разнообразно — люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

    Жалоба может быть подана в устной письменной форме в суд, в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

    Несмотря на большое разнообразие проблем, затрагиваемых в жалобах. цель ижалоб одна — добиться восстановления или защиты собственных нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

    Правом подачи жалоб обладают как граждане РФ, так и иностранным граждане и лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России.

    О сроке подачи жалобы

    В отличие от предложений и заявлений, жалобы, как правило, подаются в тех случаях, когда права гражданина или граждан уже нарушены и требуется их восстановить. Тем не менее, жалобу можно подать в течение определённого срока:

  • не позднее 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав,
  • не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба).
  • При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

    Требования к составлению жалобы

    В тексте жалобы не должно быть

  • материалов клеветнического характера,
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин.
  • При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).

    Как оформляется жалоба?

    Документ должен содержать:

  • адресат получателя;
  • данные отправителя;
  • указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов);
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя, со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа);
  • требования:
  • устранить нарушения,
  • привлечь к ответственности,
  • выполнить конкретные действия (например, пересмотреть судебное дело, отстранить от работы сотрудника).
  • подпись под текстом жалобы (без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается);
  • дата подачи жалобы;
  • при необходимости — дополнительные документы, прилагаемые к жалобе (из перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения» , разместив его под текстом жалобы перед подписью).
  • Всегда нужно учитывать, что просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в которое подаётся жалоба, и что требования, выставленные в ней, не должны быть взаимоисключающими.

    Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

    Если же приложенные к жалобе документы не позволяют выяснить вопрос о том, кто является их автором, такие документы считаются анонимными и, соответственно, не рассматриваются.

    Ходатайство

    Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

    1. в какую-либо общественную организацию,
    2. в государственный орган,
    3. в вышестоящую инстанцию.

      Подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

    4. действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику;
    5. руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия.

      Ходатайство является одним из видов обращений в государственные органы, допустимых лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ (к примеру, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранным лицам и лицам без гражданства, получить которое можно, в частности, на сайте госуслуг).

      В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

    6. выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания;
    7. обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства,

      то есть содержание ходатайства в этом случае должно быть значимым для конкретного судебного процесса, иметь прямое отношение к делу, а отклонение таких ходатайств классифицируются как нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

      Петиция представляет собой официальное прошение, подаваемое индивидуально или в коллективном виде в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

      В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

      В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

      В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

      Петиции в странах, где разрешено их выдвижение, являются одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

      Возможность выдвижения петиций в России

      Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

      С помощью этого этого портала можно охватить весьма немалую аудиторию и, как следствие, собрать гораздо больше подписей. Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Не удивительно, что по этой причине электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

      Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность — объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

      Петиция, по своей сути, является официальным изложением воли определённого количества граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

      На странице сайта госуслуг «Российская общественная инициатива официальный сайт ROI.ru. Регистрация и голосование» можно в подробностях ознакомиться с условиями подачи петиции и интернет-голосования за выдвинутое предложение, в частности, с требованием о том, что петиция не должна содержать в себе инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству.

      Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений

      Примером новых форм диалога власти и различных учреждений с населеннием могут послужить:

    8. электронная приёмная Президента Российской Федерации,
    9. виртуальная приёмная Государственной Думы РФ,
    10. официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, являющийся электронной приёмной для оправки обращений и сообщений,
    11. электронная приёмная Правительства Ленинградской области,
    12. электронная приёмная Правительства Москвы,
    13. электронная приёмная Департамента развития новых территорий города Москвы,
    14. виртуальная приёмная Администрации Красноярска,
    15. интернет-приёмная Администрации города Смоленска,
    16. официальный интернет-сайт (электронная приёмная) Администрации Гурьевскрго городского поселения Кемеровской области,
    17. Портал Департамента здравоохранения Костромской области,
    18. виртуальная приёмная ректора ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
    19. сайт «Активный гражданин» — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве, представляющий собой площадку для электронных референдумов, запущенную по инициативе Правительства Москвы,
    20. Портал неравнодушных, созданный Администрацией Липецкой области,

      на которых люди подают свои предложения, затрагивающие различные вопросы жизни своего региона. Они обсуждаются участниками этих интересных проектов, результатами чего становится реализация лучших идей и решение обозначенных в обращениях проблем.

      Совершенно не исключающие традиционные формы письменных обращений и личный приём у руководителей, органов исполнительной власти и различных учреждений, обеспечивающие гражданам удобство обращений, дополнительные возможности для получения исчерпывающих консультаций и ответов на интересующие вопросы, выступить с предложением и инициативой, открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам виртуальные приёмные становятся всё более популярными.

      Права лиц, подавших обращения

      При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:

    21. предоставлять дополнительные документы и материалы;
    22. запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы;
      • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
      • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
      • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
      • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
      • Гарантии безопасности в связи с подачей обращения

        Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.

        Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.

        Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, как и направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

        Порядок рассмотрения обращений граждан

        1. Личный приём граждан должностными лицами

        Подать обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или сделать это в устном порядке можно в процессе личного приёма руководителями этих органов и уполномоченными на то должностными лицами.

        Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

        Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

        Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

        Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

        В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

        2. Обязательность регистрации письменного обращения

        Письменное обращение может быть направлено непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления, тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов.

        Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится входящий номер документа, дата регистрации, фамилия, должность и подпись зарегистрировавшего документ лица

        Регистрация обращений граждан проводится с использованием одной из следующих форм:

      • электронной,
      • карточной,
      • журнальной с графами.
      • Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.

        Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они, в течение 7-ми дней со дня регистрации обращения, направляют это завление в другой, соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Об этом заявителель оповещается в обязательном порядке.

        В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

        Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

        Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

        В случае, если невозможно направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

        3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений

      • принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
      • принимать законные и обоснованные решения;
      • письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;
      • разъяснять порядок обжалования решений.
      • 4. Сроки рассмотрения обращений

      • если обращение не требуют дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней;
      • если решение вопросов относится к компетенции получателя — не позднее 1 месяца;
      • если рассмотрение обращения нуждается в проведение специальной проверки, запросов информации — срок его рассмотрения продляется, но не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан).
      • если обращение требует необходимость направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации, срок его рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.
      • Если же обращение гражданина, поданное а местные власти, в службу судебных приставов, в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, ЖКХ или другие органы было проигнорировано, оставлено без рассмотрения или на него предоставлен ответ, представляющий по своей сути отписку, то есть со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59, то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры, куда следует немедленно обратиться:

        5. Контроль за рассмотрением обращений

        Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:

      • ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,
      • анализируют содержание поступающих обращений,
      • принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
      • Контроль за рассмотрение поступивших обращений граждан ведётся с использованием электронной системы контроля, регистрационно-контрольных карточек, журналов.

        Поручения руководителей (должностных лиц) о дальнейшем рассмотрении обращений граждан оформляются в форме резолюций.

        Гражданам письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений.

        В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) по находящимся на контроле обращениям граждан и предписаниям, указываются сведения об уведомлении гражданина о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе.

        В случаях, когда в письменных обращениях граждан, поступивших в государственные органы, иные организации (должностным лицам), одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан.

        6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым

        Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:

      • поставленные вопросы рассмотрены.
      • приняты необходимые меры;
      • письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе.
      • Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом.

        Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по электронному почтовому адресу, указанному взаявлении.

        7. Срок хранения обращений

        Заявления и обращения граждан, материалов, связанных с их рассмотрением, — 5 лет.

        В случае неоднократного обращения — 5 лет с даты последнего рассмотрения.

        В необходимых случаях в установленном порядке государственным органом, иной организацией может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении соответствующих обращений граждан.

        8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений

      • в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
      • в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
      • текст письменного обращения не поддаётся прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, о чём сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
      • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса с недопустимостью разглашения указанных сведений.
      • обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
      • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
      • в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращения.
      • 9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

        Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

        В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

        Полезно учесть

        Чтобы обращение было рассмотрено серьезно и в срок, желательно, чтобы в нём были ссылки на законы или какие-либо другие официальные решения.

        Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.

        www.zemvopros.ru