Госпошлина 33336

Госпошлина 33336

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

от 23 мая 2014 года Дело N А40-33336/2014

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гедрайтис О.С. единолично (143-280)

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «МАХАГОН» (125475, г.Москва, ул.Петрозаводская, д.28, к.4, помещение 6, ИНН 7743904626, ОГРН 1137746981294, дата внесения записи 22.10.2013г.)

к Российскому Союзу Автостраховщиков (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3; ИНН 7705469845, ОГРН 1027705018494, дата внесения записи 14.10.2002 г.)

о взыскании 120 000 руб. 00 коп. компенсационной выплаты, а также расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. 00 коп.

при участии: без вызова сторон

установил: Общество с ограниченной ответственностью «МАХАГОН» обратилось с исковым заявлением к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании 120 000 руб. 00 коп. компенсационной выплаты, а также расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. 00 коп.

определением от 13.03.2014г. заявление было принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства. В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом установлены срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом, а также срок для направления сторонами друг другу и в суд дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В соответствии с частью 1 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление размещено на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Истцу и ответчику направлены копии определения о принятии заявления с указанием кода доступа к материалам данного дела, размещенным на сайте суда.

Согласно части 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, соответствующих документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил о надлежащем извещении.

В случае невозможности фактического вручения судебного извещения по всем адресам, по которым оно направлено судом на основании части 4 статьи 121 АПК РФ, в том числе по месту нахождения филиала или представительства юридического лица, представителя лица, участвующего в деле, по иному адресу, указанному в ходатайстве лица, участвующего в деле, это лицо считается извещенным надлежащим образом при наличии одного из условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Кроме того, на основании пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.

При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 43, если после направления истцу или ответчику соответствующего судебного акта в суд от организации почтовой связи поступила информация, указанная в пункте 2 или 3 части 4 статьи 123 АПК РФ, суд проверяет, соответствует ли адрес, по которому юридическому лицу направлен один из названных выше судебных актов, сведениям о его месте нахождения, размещенным на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет, либо обращается в регистрирующий орган с запросом относительно места жительства индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Кодекса). При этом с учетом положений части 1 статьи 121 Кодекса лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем, исходя из положений части 5 статьи 228 АПК РФ, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Истец надлежащим образом извещен судом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что подтверждается распечатками с официального сайта ФГУП «Почта России», согласно которым определение от 13.03.2014 г. вручено истцу 05.04.2014г.

Ответчик надлежащим образом извещен судом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что подтверждается распечатками с официального сайта ФГУП «Почта России», согласно которым определение от 13.03.2014 г. вручено ответчику 28.03.2014г.

В связи с этим препятствия для рассмотрения дела по существу отсутствуют.

Оценив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 25.03.2011 года в результате дорожно-транспортного происшествия был поврежден автомобиль «BMW 318» с государственным регистрационным номером Н 077 КМ 116, собственником которого является Шубина К.Я.

В соответствии с материалами административного дела, дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя, управлявшего автомобилем «ВАЗ 21140», государственный регистрационный знак Н 032 ВО 116, застрахованным в ООО СК «Тирус» по полису ОСАГО ВВВN0547998887 и нарушившего Правила дорожного движения.

Экспертной организацией ИП Забинский Е.В. была определена стоимость затрат на восстановление автомобиля марки «BMW 318» с государственным регистрационным номером Н 077 КМ 116, которая составила 120 200 руб. 51 коп. Указанная сумма была выплачена страхователю, что подтверждается расходным кассовым ордером N10089911 от 25.06.2011г.

Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Так в соответствии с п. 4 ст. 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В силу ст. 1 Федерального Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, основными принципами обязательного страхования являются гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N263, предусмотрено возмещение реального ущерба в пределах страховой суммы при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Подпункт «б» пункта 2.1 статьи 12 Закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому подлежащие возмещению убытки в случае повреждения имущества потерпевшего определяются в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (восстановительных расходов), введен Федеральным законом от 01.12.2007 года N 306-ФЗ, вступившим в силу с 1 марта 2008 года.

Такой же порядок определения восстановительных расходов с указанием на необходимость учета износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах, установлен пунктом 60 и подпунктом «б» пункта 63 Правил, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2008 года N 131, к которым, по вопросам о размере подлежащих возмещению убытков и осуществлении страховой выплаты, отсылает подпункт «г» пункта 2 статьи 5 Закона N 40-ФЗ в редакции Закона N 306-ФЗ.

В целях обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, приведение автомобиля в состояние, в котором он находился до повреждения в дорожно-транспортном происшествии, означает возмещение страховщиком по обязательному страхованию расходов потерпевшего лица на замену частей, узлов, агрегатов и деталей в сумме, соответствующей стоимости этих отдельных элементов автомобиля в момент их повреждения.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам N12-3142/пз-и от 18.12.2012г. у ООО «СК «ТИРУС», отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, в связи с чем, истец выходит к Российскому Союзу Автостраховщиков за компенсационной выплатой в размере 120 000 руб. 00 коп.

В соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. 18 Федерального Закона от 25.04.2002г. N40-ФЗ, в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, профессиональным объединением страховщиков осуществляется компенсационная выплата.

Следовательно, РСА является лицом, которое должно осуществлять компенсационную выплату по обязательствам ООО СК «Тирус», вследствие причинения вреда страхователем последнего выгодоприобретателю по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как усматривается из материалов дела, 28.11.2011г. между ОАО «ГАРМЕДВОРОНЕЖ-ЮГ» (страховая компания потерпевшей) и ООО «Трейд Инвест Технолоджи» был заключен договор цессии NЦ177, в соответствии с которым право требования возмещения причиненного вреда в пределах выплаченной суммы в порядке суброгации перешло к ООО «Трейд Инвест Технолоджи». 14.11.2013г. между ООО «Трейд Инвест Технолоджи» и ООО «МАХАГОН» был заключен договор цессии N015/11/13, в соответствии с которым право требования возмещения причиненного вреда в пределах выплаченной суммы в порядке суброгации перешло к ООО «МАХАГОН».

Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п. 1 ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В силу п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В соответствии со ст. 956 ГК РФ, страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, названного в договоре страхования, другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика.

Статьей 1 Закона об ОСАГО установлено, что договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств признается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим Федеральным законом, и является публичным.

Таким образом, при страховании риска наступления гражданской ответственности владельца транспортного средства конкретный выгодоприобретатель в договоре обязательного страхования не определен, поскольку таковым может являться любое лицо, жизни, здоровью или имуществу которого будет причинен вред вследствие наступления страхового случая. Следовательно, сам страхователь этого риска не имеет возможности в соответствии с абз. 1 ст. 956 ГК РФ произвести замену выгодоприобретателя в рамках договора ОСАГО. Однако, это не препятствует самому потерпевшему уступить существующее у него право требования возмещения ущерба от страховой компании, застраховавшей по закону об ОСАГО риск деликтной ответственности причинителя вреда, другому лицу.

Специфика обязательств страховщика по договору ОСАГО состоит в том, что до наступления страхового случая его обязанность заключается в несении риска как особой услуги, сопряженной со страховым интересом. При наступлении страхового случая происходит трансформация обязательства страховщика, вследствие чего предметом обязательства является не услуга по несению риска, а деньги. То обстоятельство, что риск гражданско-правовой ответственности за причинение вреда всегда считается застрахованным в пользу потерпевшего, лишь подтверждает то, что страхование по договору ОСАГО имеет компенсационный характер, а его основной целью является компенсация понесенных потерь. Поскольку в результате наступления страхового случая вследствие причинения вреда потери возникают у потерпевшего, именно он и получает в силу закона право требовать их компенсации. После возникновения этого права потерпевший в соответствии с общим правилом ст. 9 ГК РФ по своему усмотрению решает, каким образом он распорядится этим правом.

Таким образом, отсутствуют законные основания полагать, что сам потерпевший не может уступить это право другому лицу. В силу норм главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации об уступке требования потерпевший вправе заменить себя на другое лицо на любой стадии исполнения договора страхования, если это не противоречит закону или договору.

В данном случае уступка требования, неразрывно связанного с личностью кредитора, не имеет места, поскольку выгодоприобретателем уступлены не права по договору ОСАГО, а право требования возмещения вреда, причиненного его имуществу, в рамках этого договора.

Учитывая, что ответчиком доказательства возмещения ущерба в размере 120 000 руб. 00 коп. суду не представлены, то данная сумма подлежит взысканию в судебном порядке.

Кроме того, истцом на основании договора оказания юридических услуг от 10.02.2014 года N1/ПП-14, платежного поручения от 26.02.2014 года N19 заявлено о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

К судебным издержкам в силу положений ст. 106 АПК РФ относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле.

Согласно ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Часть вторая названной статьи предусматривает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Учитывая, что дело не относится к категории «сложных», дело принято к производству в порядке упрощенного производства (т.е. не было судебных заседаний), суд считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5 000 руб.

Судебные расходы относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Взыскать с Российского Союза Автостраховщиков (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3; ИНН 7705469845, ОГРН 1027705018494, дата внесения записи 14.10.2002 г.) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «МАХАГОН» (125475, г.Москва, ул.Петрозаводская, д.28, к.4, помещение 6, ИНН 7743904626, ОГРН 1137746981294, дата внесения записи 22.10.2013г.) компенсационную выплату в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) руб.00 коп., расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 (пять тысяч) руб. 00 коп., расходы по госпошлине 4 600 (четыре тысячи шестьсот) руб. 00 коп.

решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.С. Гедрайтис

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

docs.cntd.ru

Какое наказание грозит, если закрыто исполнительное производство?

Госпошлина, присужденная судом 33336/16/61041-ИП от 11.04.2016. так и не поняла что за пошлина каким судом и за что..

Ответы юристов (4)

Добрый день, Светлана.

Это формат номера исполнительного производства.

При наличии сведений о номере исполнительного производства вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного производства» (ссылка на сайт ФССП fssprus.ru/iss/ip )

в банке данных я это и нашла. написано пошлина присужденная судом. ни кто меня не искал ни звонил. случайно обнаружилось. не могу понять откуда взялось

08 Мая 2018, 09:10

Есть вопрос к юристу?

Светлана, добрый день!

Данная статья регулирует не наказание за нарушение, а процедуру возвращения исполнительного листа. ч. 1 ст. 46 ФЗ Об исполнительном производстве

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

Означает это то, что исполнительное производство было открыто на основании судебного решения, после чего приставы не смогли найти способ взыскать средства и процедура производства была закрыта. Узнать причину открытия процедуры Вы можете в ФССП.

С уважением, юрист Дмитрий Иванович Челушкин

Светлана, взыскатель помимо требования взыскать с Вас долги, потребовал взыскать с вас судебную пошлину (судебные расходы).

чудеса. что за долг… спасибо. съезжу к приставам.

08 Мая 2018, 09:21

Обратитесь именно к тому приставу, который вел дело.

Уточнение клиента

хорошо. спасибо большое..

08 Мая 2018, 09:24

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Государственная пошлина по гражданским делам с участием военнослужащих

Государственная пошлина по гражданским делам с участием военнослужащих

, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета

Судебные расходы – это денежные затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в суде, которые возложены законом на заинтересованных лиц, т. е. лиц, участвующих в деле (прежде всего на стороны).

Судебные расходы состоят (ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее – ГПК РФ):

– из издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ГПК РФ ни одно лицо, ни один орган не освобожден от уплаты судебных расходов в целом. Исключение составляют две нормы.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в том числе и военный прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца (или заявителя), за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов; ч. 2 ст. 46 ГПК РФ устанавливает, что если в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане обращаются в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, то они пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Рассмотрим подробнее одну из составляющих судебных расходов – государственную пошлину (госпошлину). Ее размер и порядок уплаты во многом определяет доступность правосудия по гражданским делам, в том числе и для военнослужащих.

В соответствии со ст. 33316 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Государственная пошлина в гражданском процессе взыскивается при подаче исковых заявлений, заявлений по делам, возникающим из публично-правовых отношений, заявлений по делам особого производства апелляционных и кассационных жалоб, при совершении иных процессуальных действий.

Различают следующие виды государственной пошлины:

– простая — взыскивается в твердой денежной сумме;

– пропорциональная — взыскивается в процентном отношении к цене иска;

Цена иска – это денежное выражение имущественного требования. Она определяется в соответствии со ст. 91 ГПК РФ, в частности, по искам о взыскании денежных средств — исходя из взыскиваемой денежной суммы, по искам об истребовании имущества — исходя из стоимости истребуемого имущества. Понятно, что если требование – неимущественное, то цены у иска нет. Соответственно не определяется цена требования по делам, возникающим из публичных правоотношений, особого производства.

Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В настоящее время – это гл. 253 «Государственная пошлина» НК РФ в редакции Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 2 ноября 2004 г. .

В соответствии со ст. 33317НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются:

2) физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:

– обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 НК РФ;

– выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями[1], и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 253 НК РФ.

С точки зрения автора, данная норма нуждается в дополнении: в ней должны быть упомянуты не только ответчики, но и органы власти, акты действия и решения которых оспариваются в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 33318 НК РФ устанавливаются следующие:

– при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям сроки уплаты госпошлины — до подачи ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

– при уплате госпошлины ответчиками, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 33319 НК РФ установлены следующие размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями. Они, в частности, следующие.

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

– доруб. – 4 процента цены иска, но не менее 200 руб.;

– отруб. доруб. – 400 рублей плюс 3 % суммы, превышающейруб.;

– отруб. до руб. – 1 600 рублей плюс 2 % суммы, превышающейруб.;

– от руб. до руб. – 2 600 рублей плюс 1 % суммы, превышающей руб.;

– свыше руб. – 6 600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей руб., но не болееруб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

– для физических лиц – 100 руб.;

– для организаций – 2 000 руб.

При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:

При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, – 100 рублей.

При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы, а также надзорной жалобы – 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Статья 33320 НК РФ устанавливает некоторые особенности уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями.

Например, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 33318 НК Российской Федерации (т. е. в течение 10 дней со для вступления в силу решения)[2].

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 33318 НК РФ (т. е. в течение 10 дней со дня вступления в силу решения). При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 33340 НК РФ (см. ниже). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований[3];

При подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивается только при подаче надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке[4].

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 33341 НК РФ[5].

Данная статья устанавливает, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Льготы по уплате госпошлины установлены также в гл. 253 НК РФ[6]. Всех лиц, для которых предусмотрены льготы, можно разделить на три группы.

В первую группу входят лица, освобожденные от уплаты госпошлины по всем категориям дел. В соответствии со ст. 33335 НК РФ в нее входят:

1) физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

2) физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

Во вторую группу входят лица, освобожденные от уплаты госпошлины по конкретным категориям дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и мировыми судьями. В соответствии с ч. 1 ст. 33336 НК РФ в нее, в частности, входят:

– истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

– истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

– истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

– истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов.

В третью группу входят лица, частично освобожденные от уплаты госпошлины, т. е., в соответствии с ч. 3 ст. 33336 НК РФ лица, предъявляющие исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 руб. В случае если цена иска превышает 1 руб., указанные лица уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 33319 НК РФ (общие положения, рассмотренные выше) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 33336 НК РФ в третью группу, в частности, входят:

– общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

– истцы – инвалиды I и II группы;

– ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

– истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Статьей 93 ГПК РФ предусмотрено, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Конкретно данные правоотношения урегулированы в ст. 33340 и 78 НК РФ.

Как видно из вышеизложенного, налоговое законодательство не предусматривает никаких льгот по уплате госпошлины военнослужащими (впрочем, как и военными организациями). Конечно, некоторые положения приведенного нормативного материала касаются или могут касаться военной службы. Это, например, льготы Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, ветеранам военной службы, военным пенсионерам. Тем не менее определенной льготы именно для военнослужащих нет.

С точки зрения автора, освобождение военнослужащих от уплаты госпошлины при взыскании задолженности по денежному довольствию как «истцов по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий» – достаточно спорный вопрос. Обращаем внимание на то, что речь идет об исковом требовании, т. е. о требовании, вытекающем из трудовых и иных частных правоотношений, а отношения между военнослужащим и государством – не частные, а публичные, военно-административные, т. е. в суд должно подаваться заявление (а по ранее действовавшему ГПК РСФСР – жалоба) на бездействие воинского должностного лица или органа военного управления. Обращаем внимание на то, что в норме (ч. 1 ст. 33336 НК РФ) не упомянуто о «денежном довольствии». Кроме этого отметим, что и «денежное содержание» – это понятие, употребляемое, прежде всего, законодательством о государственной службе, а нормы трудового права по общему правилу не регулируют данные отношения.

Однако Федеральный закон “О статусе военнослужащих” от 01.01.01 г. (с последующими изменениями и дополнениями) в п. 1 ст. 21 «Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий» установил, что «военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы».

Данная норма касается только военнослужащих:

а) проходящих службу по призыву (т. е. на тех, кто проходит службу по контракту, она не распространяется);

б) подающих заявление или исковое заявление, т. е. выступающих инициаторами возбуждения дела (таким образом, если военнослужащий выступает ответчиком, например, по иску о возмещении вреда, на него эта норма не распространяется);

в) подающих заявление о возбуждении дела, предметом которого являются правоотношения, связанные с военной службой.

Таким образом получается, что один закон предоставляет льготу, а другой ее не упоминает.

Данное противоречие в законодательстве решено следующим образом. 6 июня 2005 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации “О порядке осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы[7] (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы” № 000, в котором со ссылкой на ст. 21 Федерального закона “О статусе военнослужащих” устанавливается, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, уплачивают государственную пошлину в порядке, установлен

Порядок возмещения военнослужащим указанных расходов устанавливается руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного постановления, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с вышеуказанным постановлением приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 была утверждена Инструкция о порядке возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

В указанной Инструкции разъясняется, что возмещение военнослужащему расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, осуществляется финансовым органом воинской части, в котором военнослужащий состоит на финансовом довольствии.

Возмещение расходов по уплате государственной пошлины осуществляется на основании письменного рапорта военнослужащего и решения командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

К письменному рапорту военнослужащего прилагаются:

– копия жалобы (заявления) в суд;

– копия квитанции установленной формы, подтверждающей факт уплаты военнослужащим государственной пошлины.

Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные военнослужащими, возмещаются (выплачиваются) им одновременно с выдачей денежного довольствия за очередной месяц. Документальное оформление указанной операции производится в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины осуществляются за счет ассигнований, выделенных на общехозяйственные расходы по сводной смете расходов Министерства обороны Российской Федерации на соответствующий год.

Отметим, что само по себе разрешение противоречия между законами может только приветствоваться, но оно вызывает несколько вопросов. Первый: почему льгота, предусмотренная Федеральным законом «О статусе военнослужащих», была не воспроизведена прямо в НК РФ? Почему избран столь сложный путь согласования[8]? Если, к примеру, льгота для потребителей была предусмотрена в законодательстве о защите прав потребителей, то она и вошла в НК РФ как прямая льгота; то же можно сказать и о Героях, ветеранах, пенсионерах. Второй: делают ли данные нормы доступнее правосудие для военнослужащих? С одной стороны, конечно, но ведь для военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и 100 руб. зачастую большие деньги. Прежде чем их вернут вместе с денежным содержанием, их следует уплатить в качестве государственной пошлины. Это, очевидно, менее удобно, чем вообще не уплачивать госпошлину. Заметим к тому же, что возмещение расходов по уплате государственной пошлины осуществляется на основании письменного рапорта военнослужащего и решения командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, а это зачастую и есть то должностное лицо, акты, действия и решения которого военнослужащий оспаривает.

Итак, военнослужащие чаще всего подают в суд «заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан», а точнее заявления об оспаривании действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц. В этом случае госпошлина составляет 100 руб. Даже если заявление содержит требование имущественного характера, например, о взыскании в пользу военнослужащего денежного довольствия, денежной компенсации взамен продовольственного пайка и т. д., все равно это требование обусловлено (как отмечалось) военно-административными отношениями и из них происходит. Поэтому пошлину с такого заявления нельзя исчислять как пошлину с исковых заявлений.

Однако в некоторых случаях в заявлении объединены как требования, возникающие из публичных правоотношений, так и требования, возникающие из гражданских правоотношений[9], например, о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями органов власти или о возмещении морального вреда. Как в этих случаях определяется госпошлина? Анализ действующего законодательства приводит к выводу, что госпошлина должна определяться как сумма пошлин по всем требованиям. Так, например, статья 33320 НК РФ устанавливает, что при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера; при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.

Если военнослужащий подает заявление об оспаривании нормативного правового акта (например, заявление в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации об оспаривании приказа Министра обороны Российской Федерации), то, поскольку это «заявление об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц», он должен уплатить госпошлину также в размере 100 руб.

В заключение отметим, что в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Т. е., если, к примеру, в деле отсутствуют судебные издержки и заявитель выиграл дело, то суд обязан взыскать сумму уплаченной заявителем госпошлины с органа власти, действия и решения которого оспаривались, в пользу заявителя (даже если заявитель прямо об этом и не просил).

[1] Следует отметить, что мировые судьи – это также судьи общей юрисдикции. Видимо, НК РФ подчеркивает, что мировой судья –это судья единоличный, а не организация («суд»). Напомним, что военные суды входят в систему судов общей юрисдикции.

[2] См. следующую сноску.

[3] В соответствии со ст. 92 ГПК РФ «Доплата государственной пошлины»:

1) основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2) при увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со ст. 90 ГПК РФ.

[4] Видимо, данную норму следует дополнить тем, чтобы упомянуть в ней не только кассационную, но и апелляционную инстанцию.

[5] Статья 90 ГПК РФ устанавливает, что основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

[6] В соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.7 Не совсем ясно, почему речь идет о жалобе, ведь это понятие употреблялось ГПК РСФСР 1964 г., ГПК РФ 2002 г. устанавливает, что в суд подаются исковые заявления и заявления.

[7] Не совсем ясно, почему речь идет о жалобе, ведь это понятие употреблялось ГПК РСФСР 1964 г., ГПК РФ 2002 г. устанавливает, что в суд подаются исковые заявления и заявления.

[8] В некоторой степени подобный путь устранения противоречия в законах избран и в постановлении Правительства Российской Федерации “О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами” от 01.01.01 г. № 000.

[9] Хотя, как мы неоднократно отмечали в своих работах, одновременное рассмотрение требований, относящихся к разным видам производств, не соответствует закону и нецелесообразно. Правильнее было бы сначала рассмотреть законность действий и решений органа власти, а затем – исковые требования, вытекающие из этого решения или действия. При этом возможно выделение искового требования (и приостановление по нему производства), тем более, что в соответствии со ст. 33320 НК РФ в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается.

pandia.ru