Закон рк об адвокатской деятельности рк

Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». После первого чтения работа над поправками продолжается (Ануар Түгел. Председатель Республиканской коллегии адвокатов)

Председатель Республиканской коллегии адвокатов

28 марта 2018 года в Мажилисе Парламента Республики Казахстан прошло пленарное заседание, на котором в первом чтении был одобрен проект Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Что конкретно произошло? Означает ли одобрение в первом чтении, что проект принят, и адвокатские замечания и поправки к нему отклонены?

На первом чтении проект закона рассматривается концептуально. Таким образом были одобрены основные положения проекта. Но постатейное обсуждение его продолжится на рабочей группе, в которой мы участвуем. После чего проект будет передан для одобрения на втором чтении уже с учетом внесенных поправок. Так что работа над проектом далеко не закончена, она в самом разгаре.

Основной причиной реформы, которая была озвучена на пленарном заседании, является низкое качество работы адвокатов. Как вы это можете прокомментировать? Действительно ли качество упало?

Здесь мы, мягко говоря, озадачены, поскольку любое утверждение должно иметь под собой основу.

По отчетам Министерства юстиции, размещенным на его сайте, удовлетворенность потребителей качеством услуг, оказываемых адвокатами составляла:

в 2014 году — 79,8% при плане 76%;

в 2015 году — 80,2% при плане 80%.

По более поздним периодам у нас цифр нет, как нет и другой официальной статистики, которая могла бы подтверждать катастрофическое и резкое падение качества нашей работы.

Получается, что ссылки на отсутствие качества, были использованы для того, чтобы усилить государственное регулирование и вмешательство в дела адвокатуры.

На пленарном заседании обсуждался вопрос дисциплинарных комиссий. Почему от так важен? Какая разница, кто будет участвовать в этих комиссиях?

Проект закона, разработанный Министерством юстиции, предлагает включать в состав дисциплинарных комиссий судей в отставке и представителей уполномоченного органа (6 адвокатов, 3 представителя уполномоченного органа, 2 судьи в отставке). Разработчик проекта считает, что дисциплинарные комиссии, состоящие исключительно из адвокатов, необоснованно не применяют к адвокатам дисциплинарных взысканий.

Адвокатское сообщество возражает против такой нормы. Согласно международным стандартам деятельности адвокатуры, мы сами должны решать, кто будет участвовать в дисциплинарном производстве. А решения комиссий, если с ними кто-то не согласен, могут быть оспорены в суде. Если в комиссии будут участвовать представители государственных органов, то адвокат в своей деятельности уже не сможет сохранять независимость и отстаивать интересы своего доверителя и подзащитного без оглядки на возможность быть подвергнутым репрессиям за свою принципиальную позицию.

В этом наше мнение разделяют авторитетные международные организации (в числе которых ООН и ОБСЕ), указавшие на недопустимость такого вмешательства в независимость и самоуправление адвокатуры.

Наши доводы были услышаны. В ходе рассмотрения проекта депутатами Кесебаевой А. Т., Унжаковой И. С., Олейником В.И., Смагуловым А.А. внесены поправки, исключающие участие представителей госоргана в дисциплинарной комиссии. В настоящее время эти поправки находится на рассмотрении. В ходе 1 чтения председатель Мажилиса Н. З. Нигматуллин также высказал уверенность, что при сутствие представителей министерства в этой комиссии не нужно. Поэтому, несмотря на возражения Минюста, мы надеемся, что во втором чтении проекта этот вопрос будет решен окончательно .

На пленарном заседании обсуждался вопрос утверждения тарифной сетки на услуги адвокатов. Для чего она нужна? Как это повлияет положение клиентов? Почему адвокаты против введения тарифов?

Действительно законопроект предусматривает что Республиканская коллегия адвокатов должна будет утвердить рекомендательные тарифы, причем придерживаться этих тарифов для адвокатов будет необязательно. Возникает вопрос, зачем утверждать то, что никто не должен исполнять?

На пленарном заседании министр юстиции прокомментировал, что э та информация требуется для клиентов, поскольку они могут потребовать от адвоката среднюю цену. По его словам, п ричиной установления тарифов рекомендательного характера является предотвращение изменения рыночной цены.

Мы такой антирыночный подход считаем совершенно необоснованным. Сейчас в сфере адвокатской деятельности, как и во многих других, действует принцип свободы договора. Потенциальный клиент может обратиться к нескольким адвокатам , и рано или поздно найдет вариант, наиболее подходящий ему по цене. Поскольку каждый адвокат никакими рекомендательными тарифами не связан, он может устанавливать цену без оглядки на гонорары коллег, ориентируясь только на свой опыт, занятость, а также на материальное положение доверителя.

Мы изучили мировой опыт. Везде, где такие рекомендательные тарифы установлены, они регламентируют нижние ценовые пределы. Депутаты задали вопрос: что же ждет клиентов, если рекомендательные тарифы все же будут утверждены? Мы, посовещавшись с коллегами, ответили, что у адвокатов появится возможность ссылаясь на рекомендательный тариф, применять единые цены. Это ограничит конкуренцию. Торговаться с адвокатом будет бесполезно. Поэтому мы рекомендуем данную норму из проекта исключить. Не в своих интересах, а в интересах получателей юридической помощи. Обсуждение по этому вопросу продолжится до второго чтения.

Депутат Клименко И. И. в ходе обсуждения проекта выразил обеспокоенность что отмена вступительных взносов в адвокатуру отрицательно скажется на качестве защиты клиентов? Но Министерство юстиции кажется непреклонным. Действительно ли численность адвокатов у нас по сравнению с населением является низкой по сравнению с другими странами?

Действительно Министерство юстиции последовательно обсуждает этот вопрос при каждом удобном случае.

Надо заметить, что в данной дискуссии мы давно не участвуем. Вместо вступительного взноса проект закона вводит целевой взнос, который в отличие от вступительного может уплачиваться всеми неограниченное число раз. Поэтому деньги, которые должны пойти на финансирование организации адвокатской деятельности, адвокат в любом случае уплатит. Адвокатура — это самофинансируемая организация, и альтернативы здесь нет.

Вопрос в другом — снимает ли такое решение барьеры на пути доступа к профессии, о чем ратует Минюст? Нам видится, что не снимает. Ведь до уплаты вступительного взноса адвокат должен пройти стажировку, сдать аттестационный экзамен, получить лицензию. И вот в этой части международные эксперты давно предлагают убрать барьеры, передав вопросы лицензирования и аттестации в ведение самой адвокатуры.

Если говорить о численности адвокатов по сравнению с численностью населения, то да — она более низкая, чем, например, в Европейских странах. На заседании была приведена цифра: 1 адвокат на 4 тысячи человек населения. Здесь надо отметить, что данная статистика совершенно не учитывает числа юридических консультантов, которые в настоящее занимают большую долю рынка при оказании услуг по гражданским делам и юридическому консалтингу. Получается, что статистика не отражает реальной картины. Не зарегистрировано ни одного случая, когда гражданину требовался адвокат, и он не был бы ему предоставлен по причине дефицита адвокатов.

Нам представляется, что вопросы количества адвокатов и доступа к профессии требуют более детальной проработки. Сам же вопрос вступительных взносов мы считаем возможным решить следующим образом. Необходимость содержания юридических консультаций сохраняется, так как через консультации организовано оказание гарантированной государственной юридической помощи. Поэтому мы предлагаем установить добровольный характер вступительного взноса. Адвокат, желающий осуществлять деятельность в юридической консультации, добровольно уплачивает вступительный взнос на развитие материальной базы. Адвокат, осуществляющий деятельность индивидуально или в составе адвокатской конторы, не оплачивает вступительный взнос. Обеспечивается свободный доступ к профессии и одновременно решается вопрос финансирования юридических консультаций. Этот вариант компромиссный, и нам непонятно почему Минюст его не поддерживает.

Бурное обсуждение происходит по вопросу нахождения на руководящих должностях в органах управления коллегий адвокатов. Депутат Казанцев П. О. снова поднял его на пленарном заседании Мажилиса. Правда ли, что некоторые председатели коллегий находятся на посту по 20-30 лет?

Находятся. Но во-первых все они избрались путем открытой и демократичной процедуры. В апреле например пройдут очередные выборы президиума коллегии адвокатов города Астаны. Мы хотим пригласить туда депутатов, чтобы они могли увидеть, как адвокаты выбирают свои органы управления. Никакой подтасовки или принуждения там нет.

Во-вторых, запрет на избрание председателем президиума коллегии адвокатов одного и того же лица более двух сроков подряд введен еще в 2011 году. И после истечения сроков очередных полномочий, дальнейшее переизбрание будет невозможным. То есть данный вопрос был решен ранее.

Мы безусловно выступаем за ротацию и обновление руководящих кадров адвокатуры. Но те меры, которые нам предлагаются в проекте закона — это прямое вмешательство в независимость адвокатуры. Они не соответствуют мировому опыту, что пленарном заседании между прочим признал министр юстиции. Он считает, что ограничение нахождения на посту одним сроком — это вынужденная мера в связи с низкой эффективностью работы коллегий адвокатов.

Ограничение времени нахождения на выборных должностях одним сроком не основано на мировом опыте. В большинстве зарубежных стран такие ограничения отсутствуют, либо применяется общепринятое в мировой практике ограничение — не более двух сроков (подряд или в совокупности), либо присутствует требование о периодической ротации части выборного органа. Мы предлагаем у становить ограничение нахождения в выборных любых органах управления адвокатуры — двумя сроками. Остальные вопросы формирования выборных органов и выборных должностей в адвокатуре нужно оставить в ведении самой адвокатуры.

Также важным моментом является вопрос об избрании председателя Республиканской коллегии адвокатов, в отношении которого проектом предусмотрена крайне недемократичная процедура назначения его из числа председателей территориальных коллегий. Сами адвокаты лишаются возможности влиять на выбор председателя республиканской адвокатской организации.

Надо заметить, что по указанным вопросам мы находим определенное понимание. Депутаты Мурадов А.С., Кесебаева Б.Т., Имашева С. В. уже внесли поправки по вопросам сроков полномочий и порядка избрания президиумов. Мы надеемся, что ко второму чтению будет внесена ясность, и нормы проекта в этой части будут соответствовать международным принципам организации адвокатуры.

На пленарном заседании затрагивался вопрос отмены адвокатского ордера. Правда ли, что в каждом президиуме адвокатов сидит «дяденька», который решает: дать ли ордер конкретному адвокату или нет? Правда ли, что клиент сам не может выбрать себе адвоката?

Случаев, когда данная информация подтверждалась, у нас нет. По закону коллегия не может влиять на выбор адвоката, с которым заключается соглашение об оказании юридической помощи. Ордер имеет функцию удостоверения полномочий. Адвокат получает его беспрепятственно. Очень жаль, что разработчик проекта доводит до депутатов Мажилиса недостоверную информацию.

Можно согласиться, что адвокатский ордер — это наследие советской системы адвокатуры. Но давайте к решению этого вопроса подойдем взвешенно и всесторонне.

В рамках встреч на рабочей группе мы услышали, что все правоохранительные органы отрицательно относятся к отмене ордера. Так уж сложилось в нашей практике, что любое полномочие необходимо подтверждать соответствующей бумажкой.

Проект предполагает, что полномочия адвоката будут подтверждаться адвокатским удостоверением и согласием клиента, занесенным в протокол. У наших адвокатов возникают обоснованные опасения о том, что при таком порядке они не смогут попасть на встречу со своим подзащитным в следственный изолятор или в учреждение уголовно-исполнительной системы, пока это им не разрешит соответствующий следователь или чиновник. Таких необоснованных отказов и при наличии ордера достаточно много.

Поэтому, пока мы не получим гарантий, что адвокатское удостоверение является безусловным и безоговорочным основанием для вступления адвоката в дело и встречи со своим подзащитным, мы не готовы обсуждать отмену ордера. Надо заметить, что разработчик прилагает определенные усилия по разрешению этой ситуации. Мы надеемся, что ко второму чтению придем к решению, которое обеспечит беспрепятственное право гражданина на получение помощи адвоката.

Какова ситуация с оказанием юридической помощи « pro bono »?

То что работа адвоката в рамках pro bono должна быть добровольной, даже не обсуждается. Никакого принудительного участия в ней проект не будет предусматривать.

Депутаты обратили внимание на странный характер этого института в соответствии с редакцией проекта. В частности на то, что безвозмездная помощь, может быть в итоге все-таки быть оплачена. В качестве меры стимулирования, как поясняет разработчик.

Мы в этом плане согласны с депутатами в том, что если уж помощь является безвозмездной, то речь об оплате не идет в любом случае. То есть адвокат по своему решению либо занимается благотворительностью, либо работает в рамках договора о возмездной помощи. И никаких стимулов для добрых дел быть не может.

Видимо в такой трактовке данный институт и будет включен в проект.

Депутат Отемисов Ш. поднял на пленарном заседании вопрос обо обоснованности согласования внутренних документов Республиканской коллегии адвокатуры с Министерством юстиции, в частности стандартов качества оказания юридической помощи, правил и стандартов профессионального повышения квалификации адвокатов и других документов, а также формы и описания мантии, удостоверения адвоката. Это актуальный вопрос?

Данный вопрос является одним из самых принципиальных. Установление проектом закона государственного контроля и надзора за адвокатурой, возможности проверок со стороны государства, а также необходимости согласования всех ключевых внутренних документов с Министерством юстиции — это нарушение принципов независимости и самоуправления адвокатуры, установленных международными стандартами, о чем указали в своих замечаниях эксперты ОБСЕ, ОНН и ряда других авторитетных международных организаций.

Сокращение объема и характера гарантий адвокатской деятельности, которое предусмотрено проектом, сильно бьет по возможности адвоката осуществлять свою работу в обстановке, свободной от угроз и давления. В связи с этим, мы продолжаем борьбу за гарантии деятельности адвокатов и основные начала независимости адвокатуры. Не адвокатам нужен иммунитет от преследования и наказания, а их подзащитным, которые должны быть уверены, что адвокат будет отстаивать их интересы независимо от оказываемого на него давления и без опаски потерять свой адвокатский статус.

В ходе рассмотрения на рабочей группе депутаты Перуашев А.Т., Кесебаева Б.Т., Сыздыков Т.И., Имашева С. В. внесли ряд поправок, направленных на устранение указанных противоречий. И мы надеемся к моменту второго чтения получить указанный перечень норм, соответствующих основным международным стандартам деятельности адвокатуры.

В заключение хотелось бы сказать, что в рамках обсуждения данного законопроекта адвокатура проявила себя единым и слаженным сообществом. Конечно есть определенные незначительные разногласия, но главное то, что мы научились обсуждать, формулировать и принимать общую позицию. И будем ее отстаивать в дальнейшей работе над проектом.

www.zakon.kz

Депутаты Мажилиса РК одобрили в первом чтении проект закона РК об адвокатской деятельности и юридической помощи

На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутаты одобрили в первом чтении проект закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и сопутствующие поправки к нему , передает корреспондент Zakon.kz .

«Законопроект является комплексным и включает нормы о гарантированной государством юрпомощи, адвокатской деятельности и об оказании юрпомощи юрконсультантами. На сегодня реализации конституционного права обеспечены не в полной мере ввиду наличия ряда проблем. Первое , рынок адвокатских услуг в Казахстане не достаточно развит и не соответствует показателям развитых стран. Одной из основных причин является дефицит адвокатов, который в свою очередь связан с неподъемными размерами вступительного взноса для претендентов. Исключение первичных взносов позволит обеспечить доступ к профессии адвоката в особенности молодым юристам, повысить конкуренцию между ними и увеличить их количество», — сказал министр юстиции РК Марат Бекетаев.

Во-вторых , по его словам, в Казахстане отсутствует эффективный контроль качества предоставляемых адвокатами профессиональных услуг, отсутствует открытая информация, когда и за что привлекался дисциплинарной ответственности каждый адвокат.

«В целях обеспечения соблюдения норм профессионального этического поведения адвокатами, объективного и всестороннего рассмотрения дисциплинарных производств, предусмотрено создание двухуровневых дисциплинарных комиссий», — уточнил он.

« Третье , в Казахстане отсутствует механизм повышения квалификации адвокатов. В развитых странах законодательно закреплена обязанность постоянного и систематического повышения профессиональной квалификации адвокатов. В целях улучшения качественного состава адвокатуры в законопроекте предусмотрен механизм повышения квалификации адвокатов. Это будет способствовать повышения конкурентоспособности и качества услуг адвокатуры», — считает глава ведомства.

В то же время предусматривается появление в Казахстане такой услуги как Pro bono.

« Четвертое , для социально-уязвимых групп населения проектом закона предусмотрено получение юрпомощи от адвокатов и юрконсультантов бесплатным полным сопровождением в его (гражданина) правовой ситуации. Оно называется Pro bono. Предоставление такой помощи будет основано на добровольной договоренности сторон и будет безвозмездно. Немаловажно отметить, что предоставление Pro bono — помощи — не обязанность, а право и не может оказываться по принуждению», — отметил М. Бекетаев.

« Пятое , как известно, сегодня представлять интересы гражданина в суде может каждый человек, имеющий юробразование, однако в случае предоставления такой помощи некачественно граждане не могут защитить свои права. В связи с этим предусматривается обязанность для физлиц, представляющих интересы в суде, состоять в Палатах юрконсультантов. Членство часто практикующих юристов в саморегулируемых организация может стать основанием для повышения качества юруслуг», — уточнил министр.

Как он продолжил, отсутствие открытой информации о стоимости юрпомощи является причиной необоснованного роста цен.

« В-шестых , в связи с этим для осведомленности населения и справедливого ценообразования может рассматриваться разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката и юрконсультанта. Такой опыт имеется в Германии, Франции, США, Польше, Чехии и других стран. Введение тарифной сетки даст возможность гражданам определять среднюю стоимость юрпомощи, что позволит избежать лишних затрат», — сказал М. Бекетаев.

« Седьмое , сегодня не предусмотрены механизмы защиты граждан от услуг недобросовестных адвокатов и юрконсультантов. При осуществлении своей деятельности адвокаты и юрконсультанты могут нанести значительный имущественный ущерб доверителю. В связи с этим вводится обязательное страхование профессиональной ответственности адвокатов и юридических консультантов. Это предоставит гарантии доверителям в получении квалифицированной юрпомощи. Институт страхования вводится с 2020 года. Восьмое , в адвокатуре не развито использование новых технологий. Решением этой проблемы будет являться создание и формирование информационной системы Е-адвокатура», — проинформировал глава ведомства.

Также свою неэффективность показывает практика использования адвокатского ордера.

« Девятое , в развитых странах не предусмотрено использование адвокатского ордера. Упразднение адвокатского ордера оптимизирует деятельность адвокатуры. Исключит его зависимость от адвокатской организации и позволит сократить временные и финансовые затраты. Данный законопроект направлен на обеспечение прозрачности и справедливости порядка и самое главное — повышение качества оказания юрпомощи», — заключил министр.

Наряду с этим депутатами одобрен в первом чтении сопутствующий законопроект РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи», целью которого является приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов РК с положениями основного законопроекта.

Об адвокатской деятельности
Статья 17. Гарантии адвокатской деятельности

1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было способом запрещается.

2. Отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, запрещается.

3. Запрещается допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих профессиональных обязанностей.

4. Запрещается требовать от адвокатов, их помощников и стажеров, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских контор представления каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической помощи определенному лицу, за исключением случаев, установленных законом.

5. Адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

6. Запрещается отказ адвокату в предоставлении свиданий наедине с его подзащитным в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких свиданий, а также ограничение их количества и продолжительности.

7. Исключен Законом РК от 28.12.2011 № 523-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

8. Органы дознания и предварительного следствия в случаях, предусмотренных процессуальным законом, обязаны уведомлять адвоката о необходимости его участия в следственных и иных процессуальных действиях в согласованный с адвокатом срок.

9. Государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в течение десяти рабочих дней дать письменный ответ на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридической помощи по конкретному делу.

10. Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность адвокатов либо препятствующие осуществлению такой деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 03.06.2003 N 425; от 11.12.2009 № 230-IV (вводятся в действие с 01.01.2010); от 28.12.2011 № 523-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

kodeksy-kz.com

Закон рк об адвокатской деятельности рк

Закон
Республики Казахстан

Об адвокатской деятельности

Утратил силу в соответствии с Законом РК от 5 июля 2018 года № 176-VI

По всему тексту слова «лицензия адвоката», «лицензий адвокатов», «лицензии адвоката», «лицензию адвоката» заменены словами «лицензия на занятие адвокатской деятельностью», «лицензий на занятие адвокатской деятельностью», «лицензии на занятие адвокатской деятельностью», «лицензию на занятие адвокатской деятельностью» в соответствии с Законом РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Глава 1. Общие положения

    В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 1. Назначение адвокатуры

    В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.10.15 г. № 378-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )

    1. Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи , а также содействовать мирному урегулированию спора .

    2. Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также представительству по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.

    Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.

    3. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, установленном настоящим Законом, в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов физических лиц, а также прав и законных интересов юридических лиц.

    Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. )

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об адвокатской деятельности

    1. Законодательство Республики Казахстан об адвокатской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих адвокатскую деятельность.

    2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

    3. Процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законами Республики Казахстан.

    Статья 3. Принципы организации и деятельности адвокатуры

    Организация и деятельность адвокатуры основываются на принципах:

    1) независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности;

    2) осуществления адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;

    3) недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами;

    4) соблюдения норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны.

    Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V ( см. стар. ред. )

    Статья 4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

    1. Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

    1) дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

    2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

    3) участвуют в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве;

    4) участвуют в качестве защитника или представителя доверителя в уголовном и административном судопроизводстве;

    Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 08.04.16 г. № 489-V ( см. стар. ред. )

    5) участвуют в качестве представителя доверителя при проведении медиации, в разбирательстве дел в арбитраже и иных органах разрешения споров;

    6) представляют интересы доверителя в государственных органах, общественных объединениях и иных организациях;

    7) представляют интересы доверителя в государственных органах, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Республики Казахстан;

    8) участвуют в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

    Статья дополнена подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 31.10.15 г. № 378-V (введен в действие с 1 января 2016 г.)

    9) проводят примирительные процедуры.

  • Добавить комментарий
  • 2. Адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством.

  • Посмотреть закладки
  • 3. Лицо, обратившееся за помощью, свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, когда адвокат назначается ему для оказания юридической помощи бесплатно (статья 6 настоящего Закона), а также в качестве защитника по уголовным делам, по которым его участие обязательно, если подзащитный не выбрал или не мог выбрать себе адвоката.

    4. Профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами.

    В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 31.10.15 г. № 378-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )

    Статья 5. Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур

    1. Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур, устанавливается письменным договором адвоката с лицом, обратившимся за помощью.

    Заключение договора осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

    Один экземпляр договора вручается лицу, с которым заключен договор об оказании юридической помощи.

    Существенными условиями договора являются:

    1) указание фамилии, имени и отчества (при его наличии) адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве защитника либо представителя;

    2) указание формы организации адвокатской деятельности и коллегии адвокатов, членом которого он является;

    3) предмет поручения;

    4) размер и порядок оплаты оказываемой юридической помощи и возмещения расходов адвоката, связанных с защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур;

    5) порядок и условия расторжения договора.

    Договоры, ставящие размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, в зависимость от исхода дела или успеха адвокатской деятельности, или договоры, по которым адвокат получает часть от присужденной суммы, не допускаются, за исключением договоров по делам об имущественных спорах, сторонами по которым выступают физические, негосударственные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

    Получение адвокатом наличных денег в счет оплаты юридической помощи, в том числе и устных юридических консультаций, и расходов, связанных с исполнением поручения, без выдачи соответствующего финансового документа не допускается.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством, оплата юридической помощи, оказываемой адвокатом, командировочных, транспортных и других его расходов производится по постановлениям органов дознания, предварительного следствия и определениям судов из бюджетных средств.

    3. Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

    Порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливается правилами оплаты юридической помощи, утвержденными Министерством юстиции Республики Казахстан.

    Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 03.07.13 г. № 123-V ( см. стар. ред. )

    Статья 6. Оказание бесплатной юридической помощи

    1. Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно:

    1) истцам при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;

    2) истцам и ответчикам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним, военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью;

    3) физическим лицам по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации , получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера.

  • Показать изменения
  • 2. В случаях, установленных пунктом 1 настоящей статьи, а также иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, оплата гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, производится за счет бюджетных средств.

    3. Основания юридической помощи, оказываемой адвокатом за счет бюджетных средств, устанавливаются Законом Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

    Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 03.12.15 г. № 433-V ( см. стар. ред )

    4. При невозможности оказания юридической помощи в виде правового консультирования непосредственно после обращения заявителя он должен быть извещен в доступной форме о времени приема в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента его обращения. Правовое консультирование проводится на месте пребывания заявителя, если он вследствие тяжелого заболевания, инвалидности, связанных с затруднениями в передвижении, не в состоянии явиться в назначенное адвокатом место приема. Продолжительность оказания юридической помощи в виде правового консультирования в таких случаях не должна превышать один час. В случае необходимости указанный срок может быть продлен председателем президиума коллегии адвокатов области, города республиканского значения, столицы. По одному и тому же вопросу лицо может получить правовую помощь один раз.

      5. Учет бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования, оказанной адвокатом, ведется адвокатом, предоставляющим такую помощь, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      Оплата юридической помощи в виде правового консультирования, оказанной адвокатом, осуществляется за счет бюджетных средств на основании акта о выполненной адвокатом работе и заявки соответствующей коллегии адвокатов.

      Размер и порядок оплаты юридической помощи, оказанной адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, а также порядок учета юридической помощи, оказанной адвокатом, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

      Глава 2. Статус адвоката

      В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 04.07.14 г. № 233-V ( см. стар. ред. )

      Статья 7. Адвокат в Республике Казахстан

      1. Адвокат — это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой настоящим Законом.

      2. Адвокатом не может быть лицо, признанное в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость.

      Адвокатом также не может быть лицо:

      освобожденное от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение умышленного преступления;

      уволенное с государственной, воинской службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов и органов юстиции или исключенное из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам;

      лишенное лицензии на занятие адвокатской деятельностью;

      действие лицензии которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 3 и подпунктами 3), 4) и 5) пункта 5 статьи 12 настоящего Закона, в течение трех лет после наступления таких событий.

      В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.02.12 г. № 565-IV (введен в действие с 1 июля 2012 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

      Статья 8. Помощники и стажеры адвоката

      1. Адвокаты могут иметь помощников и стажеров.

      2. Помощники адвоката могут работать на основе трудового договора в юридической консультации, адвокатской конторе или у адвоката, занимающегося адвокатской деятельностью индивидуально.

      Помощники адвоката вправе по указанию адвоката и под его ответственность выполнять поручения адвоката.

      3. Стажером адвоката является гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование.

      Целью прохождения стажировки является приобретение профессиональных знаний и практических навыков адвокатской деятельности.

      Лицо, отвечающее требованиям, установленным пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и изъявившее желание пройти стажировку, обращается в президиум коллегии адвокатов с заявлением о допуске к прохождению стажировки с приложением документов, перечень которых устанавливается Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов, утверждаемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

      4. По результатам рассмотрения заявления президиум коллегии адвокатов принимает одно из следующих решений:

      1) о допуске к прохождению стажировки;

      2) об отказе в допуске к прохождению стажировки.

      5. Отказ в допуске к прохождению стажировки по причине набора большого количества стажеров адвокатов не допускается.

      6. Стажировка осуществляется под руководством адвоката, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Продолжительность стажировки составляет от шести месяцев до одного года. Стажировку у одного и того же адвоката могут проходить не более двух стажеров одновременно.

      Период работы в качестве стажера зачисляется в стаж работы по юридической специальности.

      7. Организация проведения стажировки осуществляется президиумом коллегии адвокатов в соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов, утверждаемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

      Решение об отказе в утверждении заключения о прохождении стажировки должно быть мотивированным и может быть обжаловано в судебном порядке.

      Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

      8. Стажировку не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

      9. Помощник и стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.

      Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.02.12 г. № 565-IV (введен в действие с 1 июля 2012 г.) ( см. стар. ред. )

      Статья 8-1. Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью

      1. Лица, прошедшие стажировку, проходят аттестацию в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, создаваемой при территориальных органах юстиции областей, городов республиканского значения и столицы.

      Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, состоит из семи членов, в том числе трех адвокатов, кандидатуры которых определяются президиумами коллегий адвокатов областей, городов республиканского значения и столицы.

      Персональный состав комиссий по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, и регламент их работы утверждаются приказами Министра юстиции Республики Казахстан.

      2. От прохождения аттестации освобождаются:

      1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;

      2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

      3) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

      3. Основными задачами комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, являются:

      1) обеспечение качественного отбора претендентов на получение лицензии на занятие адвокатской деятельностью;

      2) обеспечение открытости и гласности заседаний.

      4. На заседании комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, вправе присутствовать представители средств массовой информации.

      5. В целях обеспечения открытости и гласности на заседаниях комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, осуществляются аудио- и (или) видеозаписи либо стенографирование. Стенограмма, аудио- и (или) видеозаписи, полученные в ходе заседания, приобщаются к протоколу заседания и хранятся вместе с материалами комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью.

      Закон дополнен статьей 8-2 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

      Статья 8-2. Порядок и условия проведения аттестации

      1. Порядок и условия проведения аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие адвокатской деятельностью, определяются правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Республики Казахстан.

      2. Лицо, претендующее на занятие адвокатской деятельностью, после прохождения стажировки направляет заявление о допуске его к аттестации в комиссию по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, по месту жительства через территориальные органы юстиции областей, городов республиканского значения и столицы с приложением документов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      3. В случае ненадлежащего оформления либо представления неполного пакета документов заявление вместе с представленными документами возвращается территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы претенденту без рассмотрения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления с письменным уведомлением о причине возврата.

    • Поставить закладку
    • 4. По итогам рассмотрения материалов комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.

      В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом.

      Решение об отказе в допуске к аттестации направляется территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы претенденту не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления.

      Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в судебном порядке.

      5. Претендент, допущенный к аттестации, письменно уведомляется территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы о месте, дате, времени, порядке проведения аттестации не позднее чем за десять календарных дней до ее проведения.

      6. Аттестация проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

      7. Аттестация состоит из двух этапов:

      1) сдача компьютерного теста на знание законодательства Республики Казахстан;

      2) проверка знаний претендента по экзаменационным билетам.

      8. Претендент вправе по своему выбору пройти аттестацию на казахском или русском языке. Тестирование проводится с использованием компьютерной техники.

      9. По результатам аттестации комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, не позднее следующего дня после проведения аттестации выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации.

      Решение комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, может быть обжаловано в судебном порядке.

      Решение об аттестации является действительным в течение шести лет с момента его вынесения.

      Претендент, не прошедший аттестацию, допускается к повторной аттестации не ранее чем через один год.

      10. При прохождении аттестации не допускается использование претендентом справочной, специальной и прочей литературы, средств связи, а также каких-либо записей.

      В случае нарушения указанных требований претендент отстраняется от аттестации комиссией по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью.

      Претендент, отстраненный от аттестации, вправе повторно подать заявление о допуске к аттестации по истечении трех месяцев со дня вынесения решения.

      11. Претендент, не явившийся на аттестацию по уважительной причине, вызывается на следующее заседание комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

      В случае повторной неявки претендента его заявление остается без рассмотрения и возвращается ему территориальными органами юстиции областей, городов республиканского значения и столицы вместе с представленными документами.

      В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.07.01 г. № 235-II (см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. )

      Статья 9. Лицензия на занятие адвокатской деятельностью

      1. Лицензия на занятие адвокатской деятельностью является разрешением заниматься адвокатской деятельностью и выдается лицензиаром после прохождения стажировки и аттестации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

    • Судебные решения
    • 2. Лицензиар ведет реестр лицензий на занятие адвокатской деятельностью, обеспечивает размещение на интернет-ресурсе сведений реестра, а также списков лицензиатов, занимающихся адвокатской деятельностью.

      См.также: Квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления адвокатской деятельности, Стандарт государственной услуги «Выдача лицензии на занятие адвокатской деятельностью» (приложение 2 к приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 231)

      Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. )

      Статья 10. Отказ в выдаче лицензии

      В выдаче лицензии отказывается по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

      В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 22.05.07 г. № 255-III ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. )

      Статья 11. Приостановление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью

      1. Порядок приостановления действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью устанавливается законами Республики Казахстан.

      2. Помимо общих оснований, предусмотренных законами Республики Казахстан, действие лицензии на занятие адвокатской деятельностью приостанавливается на период:

      1) нахождения лица на государственной службе;

      2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет бюджетных средств;

      3) прохождения срочной воинской службы;

      4) исключения его из членов коллегии адвокатов по основаниям, предусмотренным подпунктами 4) и 7) пункта 1 статьи 31 настоящего Закона;

      5) фактического отсутствия служебного помещения у адвоката, осуществляющего профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица;

      6) занятия адвокатом предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности;

      7) неисполнения адвокатом своих полномочий на основании его заявления, в котором указывается срок приостановления.

      В указанных случаях действие лицензии на занятие адвокатской деятельностью приостанавливается лицензиаром на основании ходатайства президиума коллегии адвокатов или представления территориального органа юстиции, либо на основании заявления адвоката. О принятом решении уведомляются адвокат, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

      Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V ( см. стар. ред. )

      2-1. Действие лицензии на занятие адвокатской деятельностью приостанавливается на срок шесть месяцев в случаях систематического (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушения требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

      В указанном случае действие лицензии приостанавливается лицензиаром. О принятом решении уведомляются адвокат, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

      3. Приостановление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью влечет запрет на занятие адвокатской деятельностью на период приостановления.

      4. Возобновление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, приостановленного по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется по заявлению адвоката в течение десяти календарных дней на основании приказа лицензиара и документов, подтверждающих прекращение оснований для его приостановления. О возобновлении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью уведомляются адвокат, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

      5. Решение о приостановлении или об отказе в возобновлении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью адвокат вправе обжаловать в судебном порядке.

      Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 03.06.03 г. № 425-II ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 11.12.09 г. № 230-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. ); Законом РК от 04.07.14 г. № 233-V ( см. стар. ред. )

      Статья 12. Лишение и прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью

      1. Лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      1-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV ( см. стар. ред. )

      2. Прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      3. Помимо оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в судебном порядке по иску лицензиара в случаях:

      1) грубого либо неоднократного нарушения адвокатом законодательства Республики Казахстан при исполнении им своих профессиональных обязанностей, принципов организации и деятельности адвокатуры;

      2) невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации.

      4. Основанием для подготовки искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, является ходатайство президиума коллегии адвокатов.

      Основанием для подготовки искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, является представление территориального органа юстиции.

      Лицензиар на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

      5. Помимо оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется лицензиаром в случаях:

      1) признания адвоката по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным , умершим, либо безвестно отсутствующим;

      2) прекращения адвокатом гражданства Республики Казахстан;

      3) освобождения адвоката от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении адвоката за совершение умышленного преступления;

      5) вступления в законную силу судебного решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера.

      6. Основанием для принятия решения о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, является представление территориального органа юстиции.

      Лицензиар издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

      online.zakon.kz