Промышленное предприятие закон

Оглавление:

Законы управления затратами промышленных предприятий: общие и частные правила управления затратами с позиций выбранного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Хвостикова В. А.

Изложены научные подходы и законы управления затратами , как основа целостной методологии

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Хвостикова В.А.,

Laws Cost Management: General and specific rules of cost management from the standpoint of the approach

Outlined the scientific approach and the laws of cost management as a holistic methodology

Текст научной работы на тему «Законы управления затратами промышленных предприятий: общие и частные правила управления затратами с позиций выбранного подхода»

ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ С ПОЗИЦИЙ ВЫБРАННОГО ПОДХОДА В.А. Хвостикова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Изложены научные подходы и законы управления затратами, как основа целостной методологии

Познавать не размышляя — бесполезно; Размышлять, не познавая, опасно.

Эффективность и качество управления затратами в первую очередь определяется обоснованностью методологии принятия решений. Многочисленные подходы и методы управления затратами не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике.

Обоснование основ целостной методологии требует установления авторского понимания данного понятия. Не расширяя предмет исследования, воспользуемся определением из философского энциклопедического словаря: методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; а также результатами исследований ученых в данной сфере: методология — это учение об организации деятельности [1].

Исследователи методологии считают, что общие принципы, средства, методы исследования в разных науках одни и те же. А.М.Новиков и Д.А.Новиков в состав методологии включают:

характеристики деятельности: особенности,

принципы, условия, нормы деятельности;

логическую структуру деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

временную структуру деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности [1].

По мнению А.Муратова целостность методологии предполагает системную разработку теории (законы, парадигма, миссия) и методов (стратегия, тактика, операции) (рисунок).

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

Суть ФЗ 116

Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

Действующая редакция закона с изменениями

ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4. В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:

Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

  • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
  • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
  • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.
  • Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:

  • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
  • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.
  • Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов, определяющих следующие положения:

  1. Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
  2. Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
    • перед применением;
    • после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
    • при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
    • после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
    • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.

Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1. В текущей редакции он постановляет следующие положения:

  • Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
  • Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
  • Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
  • Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
  • Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.

Статья 9, предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта, постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект.
Таким образом, предприятие обязано:

  • следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
  • обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
  • уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
  • проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
  • гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
  • подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.
  • Статья 10, предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.

    • Пункт 1текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
      • разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
      • подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
      • создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
      • обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
      • обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
      • создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
      • Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.
      • Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:

      • Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
      • Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
      • На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью.
        Системы управления безопасностью обеспечивают:

    • анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
    • проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
    • согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
    • проведение контроля за выполнением требований безопасности;
    • меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
    • содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
    • предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.
    • Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Статья 12, о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4, предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.

      Статья 13, предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.

    • Первый пунктустанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
      • документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
      • документация о техническом переоснащении;
      • техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
      • здания и сооружения;
      • декларация промышленной безопасности;
      • обоснование надёжности объекта.
      • Второй пункттекущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
      • Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
      • Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
      • Пятый пунктобязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
      • Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
      • Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
      • Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
        • организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
        • организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
        • обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
      • Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
        • определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
        • соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
        • обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
        • гарантия конфиденциальности информации.
        • Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.
        • Статья 16, о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.

          Статья 17, предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.

          Скачать ФЗ 116

          ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.

          Приложение к закону 1

          Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.

          Приложение к закону 2

          В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.

          lawlinks.ru

          Понятие о промышленном предприятии

          Промышленное предприятие – комплекс средств производства для осуществления технологического процесса изготовления конкретной продукции.

          Внутренняя среда предприятия – люди, средства производства, информация и деньги.

          Внешняя среда – определяет эффективность работы предприятия с потребителями продукции, поставщиками производственных компонентов, государственные органы и население.

          С правовой стороны предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленным законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли.

          Важнейшие задачи производственного предприятия:

        • Получение доходов владельцами предприятия.
        • Обеспечение потребителей продукцией.
        • Обеспечение персонала заработной платой и нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста.
        • Создание рабочих мест для населения.
        • Охрана окружающей среды.
        • Недопущение сбоев в работе предприятия (срыв поставок, выпуск брака, сокращение объемов производства и т.д.).
        • Задачи предприятия формируются:

        • Интересами владельца.
        • Размерами номинала.
        • Ситуацией внутри предприятия.
        • Внешней средой.
        • Право постановления задачи перед персоналом остается за владельцем предприятия, независимо от его статуса (частное лицо, государство, акционер).

          Основные функции производственного предприятия:

        • Изготовление продукции личного и производственного потребления.
        • Продажа и поставка потребителям.
        • Послепродажное обслуживание потребителей.
        • Материально – техническое обеспечение производства.
        • Управление и организация труда персонала.
        • Всесторонне развитие и рост производства.
        • Предпринимательство.
        • Уплата налогов, обязательных взносов и платежей в бюджет.
        • Соблюдение действующих стандартов, законов.
        • Структура промышленного предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, отделов, лабораторий), составляющих единый объект.

          Структура предприятия определяется основными факторами:

        • размеры предприятия;
        • отрасли производства;
        • уровнем технологии и специализации.
        • Рабочее место – зона нахождения работающего, приложение труда. В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы рабочее место может быть: простым, многостаночным, коллективным, стационарным, подвижным и пространственным.

          Коллективное рабочее место характерно для предприятий химической, нефтехимической и металлургической промышленности. Подвижные рабочие места – буровые вышки и т.д. Пространственные рабочие места – геологоразведка, пастбища, уборка помещений и т.д.

          topknowledge.ru

          Промышленное предприятие закон

          НОВОСТИ САЙТА

          Уважаемые клиенты! В настоящее время нашей компанией оказываются услуги по ВИЗОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ в Китай

          Нашей компанией оказываются услуги по регистрации компаний в Китае с полным юридическим и бухгалтерским сопровождением указанных компаний

          Нашей компанией осуществляется услуга: проверка китайского поставщика на благонадежность

          НОВОСТИ

          ЗАКОН КНР О ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕНАРОДНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

          (принят 1-й сессией Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва 13 апреля 1988 г.)

          1. Глава I. Общие положения

          2. Глава II. Создание, реорганизация и прекращение предприятий

          3. Глава III. Права и обязанности предприятий

          4. Глава IV. Директор предприятия

          5. Глава V. Рабочие и служащие предприятий. Собрание представителей рабочих и служащих

          6. Глава VI. Отношения предприятий с народными правительствами

          7. Глава VII. Юридическая ответственность предприятий

          8. Глава VIII. Дополнительные установления

          Глава I. Общие положения

          Статья 1. Настоящий Закон разработан на основании Конституции Китайской Народной Республики в целях обеспечения укрепления и развития экономики общенародной собственности, четкого установления прав и обязанностей промышленного предприятия общенародной собственности, гарантий его законных прав и интересов, усиления его жизнеспособности, содействия социалистической модернизации.

          Статья 2. Промышленное предприятие общенародной собственности (далее сокращенно именуемое — предприятие) представляет собой социалистическую организацию, производящую товары и самостоятельно ведущую хозяйственную деятельность согласно закону, самостоятельно отвечающую за прибыли и убытки, использующую самостоятельный хозяйственный расчет. Имущество предприятия относится к общенародной собственности; государство в соответствии с принципом отделения права собственности от права хозяйствования предоставляет предприятию имущество в хозяйственное управление. В отношении имущества, предоставленного государством в хозяйственное управление, предприятие обладает правом владения, пользования и распоряжения согласно закону.

          Предприятие приобретает статус юридического лица согласно закону и несет гражданскую ответственность имуществом, предоставленным ему государством в хозяйственное управление.

          На основе решений компетентных правительственных ведомств предприятие может применять подряд, аренду, а также другие формы хозяйственной ответственности.

          Статья 3. Основные задачи предприятия заключаются в развитии товарного производства на основе государственных планов и потребностей рынка, в создании ценностей, увеличении накоплений,удовлетворении растущих потребностей материальной и культурной жизни общества.

          Статья 4. Одновременно со строительством социалистической материальной культуры предприятие обязано развивать социалистическую духовную культуру, формировать коллектив идейных, морально стойких, культурных, дисциплинированных рабочих и служащих.

          Статья 5. Предприятие, обязано соблюдать законы, положения, твердо придерживаться социалистического курса.

          Статья 6. Предприятие обязано эффективно использовать имущество, предоставленное ему государством в хозяйственное управление, добиваться прироста фондов, согласно законодательству уплачивать налоги, нести расходы, отчислять прибыль.

          Статья 7. Предприятие осуществляет систему ответственности директора (управляющего).

          Директор осуществляет служебные полномочия согласно закону и пользуется защитой закона.

          Статья 8. Низовая организация Коммунистической партии Китая на предприятии обеспечивает и контролирует проведение в жизнь курса и политики партии и государства на данном предприятии.

          Статья 9. Государство обеспечивает рабочим и служащим положение хозяев, осуществляет юридическую защиту законных прав и интересов рабочих и служащих.

          Статья 10. Предприятие осуществляет демократическое управление через собрание представителей рабочих и служащих, о также посредством других форм.

          Статья 11. Профсоюз но предприятии представляет и защищает интересы рабочих и служащих, согласно закону самостоятельно проводит свою работу. Профсоюз на предприятии организует рабочих и служащих для участия в демократическом управлении и демократическом контроле. Предприятие должно повышать роль молодежи, женщин, а также научно-технических работников.

          Статья 12. Предприятие должно усиливать и совершенствовать хозяйственное управление, осуществлять систему экономической ответственности, способствовать научно-техническому прогрессу, энергично бороться за экономию, против излишних затрат, повышать экономическую эффективность, содействовать реформам и развитию.

          Статья 13. Предприятие последовательно проводит в жизнь принцип распределения по труду. В установленных законом рамках предприятие может применять другие способы распределения.

          Статья 14. Имущество, предоставленное государством предприятию в хозяйственное управление, находится под защитой закона и не может быть объектом посягательств.

          Статья 15. Законные права и интересы предприятия находятся под защитой закона и не могут быть объектом посягательств.

          Глава II. Создание, реорганизация и прекращение предприятий

          Статья 16. При создании предприятия необходимо соблюдать законы и установления Государственного совета, информировать компетентные правительственные ведомства с целью рассмотрения и решения вопроса о создании предприятия. После получения разрешения органов торгово-промышленной администрации и регистрации предприятию выдается «Удостоверение о хозяйствовании» и оно приобретает статус юридического лица. Предприятие обязано заниматься той производственно-хозяйственной деятельностью, которая установлена при получении разрешения и при регистрации.

          Статья 17. При создании предприятия должны соблюдаться следующие условия:

          1) регулирование общественного спроса на продукцию;

          2) наличие необходимых источников энергии, сырья, транспорта и коммуникаций;

          3) наличие собственного наименования и места для производственной деятельности;

          4) наличие денежных средств в соответствии с государственными установлениями;

          5) наличие организационной структуры;

          6) установление области производственно-хозяйственной деятельности;

          7) прочие условия, установленные законами, положениями.

          Статья 18. Слияние и разделение предприятия осуществляются согласно закону, с соблюдением установлении административного законодательства и с разрешения правительства либо компетентного правительственного ведомства.

          Статья 19. Предприятие прекращается по любой из следующих причин:

          1) распоряжение о ликвидации вследствие нарушения законов, положений;

          2) решение компетентного правительственного ведомства о прекращении согласно установлениям законов, положений;

          3) объявление банкротом согласно закону;

          Статья 20. При слиянии, разделении или прекращении предприятия надлежит сохранить его имущество, согласно закону исполнить обязательства, погасить долги.

          Статья 21. Разделение, слияние, прекращение предприятия, а также изменение области его производственно-хозяйственной деятельности и иных зарегистрированных данных осуществляется по разрешению органов торгово-промышленной администрации и с необходимой регистрацией.

          Глава III. Права и обязанности предприятий

          Статья 22. Предприятие имеет право самостоятельно, руководствуясь государственным планом, осуществлять производство продукции, пользующейся общественным спросом, или оказывать общественно необходимые услуги.

          Статья 23. Предприятие имеет право требовать корректировки директивного плана, не обеспеченного необходимыми плановыми поставками материальных ресурсов, или реализацией продукции. Предприятие имеет право принимать от любых ведомсгв и организаций производственные задания, выходящие за рамки директивных планов, либо отказываться от них.

          Статья 24. Предприятие имеет право самостоятельно реализовать свою продукцию, если иное не установлено Государственным советом.

          Предприятие, на которое возложены задания по государственному директивному плану, имеет право самостоятельно сбывать сверхплановую продукцию и часть плановой продукции.

          Статья 25. Предприятие имеет право самостоятельно выбирать поставщиков, закупать материалы, необходимые для производства.

          Статья 26. Предприятие имеет право самостоятельно определять цены на продукцию, стоимость работ, за исключением цен, определяемых Государственным советом и контролируемых ведомством по ценам и соответствующими компетентными ведомствами.

          Статья 27. Предприягие имеет право в соответствии с установлени-ями Государственного совета вести внешнеторговые переговоры и заключать договоры. Предприятие им.еет право в соответствии с установлениями Государственного совета получать и использовать часть доходов в иностранной валюте.

          Статья 28. Предприятие имеет право в соответствии с установлениями Государственного совета распоряжаться остающимися денежными средствами.

          Статья 29. Предприятие имеет право в соответствии с установлениями Государственного совета сдавать в аренду либо возмездно передавать предоставленные государством и состоящие в хозяйственном управлении предприятия основные фонды; полученные от этого доходы подлежат использованию для обновления оборудования и технической реконструкции.

          Статья 30. Предприятие имеет право устанавливать форму заработной платы и способы распределения премий, отвечающие условиям данного предприятия.

          Статья 31. Предприятие имеет право в соответсгвии с законом и установлениями Государственного Совета КНР принимать и увольнять рабочих и служащих.

          Статья 32. Предприятие имеет право устанавливать организационную структуру и штатное расписание.

          Статья 33. Предприятие имеет право отказывать любому учреждению, организации в тех случаях, когда они распространяют на него разнарядку на рабочую силу, материальные и финансовые средства. Если какое-либо учреждение, организация требуют каким-либо способом от предприятия предоставить рабочую силу, материальные и финансовые средства, то все эти случаи относятся к разнарядке, если иное не установлено законами, положениями.

          Статья 34. Предприятие имеет право в соответствии с законом и установлениями Государственного совета вести хозяйствование совместно с другими предприятиями, организациями, вкладывать капиталы в другие предприятия, хозяйственные организации, иметь паи в других предприятиях.

          Предприятие имеет право в соответствии с установлениями Государственного совета выпускать облигации.

          Статья 35. Предприятие обязано полностью выполнять директивный план. Предприятие обязано исполнять договоры, заключенные согласно закону.

          Статья 36. Предприятие обязано обеспечивать текущий ремонт основных фондов, улучшать и обновлять оборудование.

          Статья 37. Предприятие обязано соблюдать установления государственных органов в области финансов, заработной платы, контроля над ценами и в других областях, находиться под контролем финансовых, ревизионных учреждений, органов по труду и заработной плате, по ценам.

          Статья 38. Предприятие обязано гарантировать качество продукции и услуг, нести ответственность перед пользователями и потребителями.

          Статья 39. Предприятие обязано повышать эффективность труда, экономить сырье и энергию, добиваться снижения себестоимости продукции.

          Статья 40. Предприятие обязано усиливать работу по охране, поддерживать производственный порядок, беречь государственное имущество.

          Статья 41. Предприятие обязано планомерно создавать систему безопасности производства, улучшать условия труда, проводить работу по охране труда и окружающей среды, добиваться безопасности и культуры производства.

          Статья 42. Предприятие обязано совершенствовать воспитание в области идеологии и политики, права, обороны, науки и культуры, профессионально-техническую подготовку, повышать качественный состав рабочих и служащих.

          Статья 43. Предприятие обязано стимулировать рабочих и служащих к проведению научных исследований и изобретательству, поддерживать их в этом, способствовать технической революции, рационализации, развертывать социалистическое соревнование.

          Глава IV. Директор предприятия

          Статья 44. При выдвижении на должность директора, если иное не установлено Государственным советом, по решению компетентного правительственного ведомства и с учетом условий на предприятии используется один из следующих методов:

          1) назначение или приглашение компетентным правительственным ведомством;

          2) избрание собранием представителей рабочих и служащих предприятия.

          Назначая либо приглашая на должность директора, компетентное правительственное ведомство обязано запросить мнение представителей рабочих и служащих; о директоре, избранном собранием представителей рабочих и служащих предприятия, следует сообщить компетентному правительственному ведомству для утверждения. Директор, назначенный либо приглашенный компетентным правительственным ведомством, освобождается от должности либо увольняется компетентным правительственным ведомством, при этом следует запросить мнение представителей рабочих и служащих; директор, избранный собранием представителей рабочих и служащих, отзывается собранием представителей рабочих и служащих, о чем сообщается компетентному правительственному ведомству для утверждения.

          Статья 45. Директор является законным представителем предприятия. На предприятии создается система производственно-хозяйственного управления во главе с директором. Директор занимает центральное положение на предприятии, несет полную ответственность за развитие материальной и духовной культуры предприятия. Директор руководит работой по управлению производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, осуществляя следующие служебные полномочия:

          1) согласно законам и установлениям Государственного совета составляет планы предприятия либо представляет их вышестоящему органу для рассмотрения и утверждения;

          2) устанавливает административную структуру предприятия;

          3) обращается в компетентное правительственное ведомство по поводу назначения либо приглашения на должность и освобождения от должности руководящих административных кадров на уровне заместителя директора, если законом и Государственным советом не установлено иное;

          4) назначает либо приглашает на должность и освобождает от должности руководящие административные кадры среднего уровня, если законом не установлено иное;

          5) вносит предложения о регулировании заработной платы, о распределении премий и о системе распорядка, обращается к собранию представителей рабочих и служащих по поводу рассмотрения и одобрения этих предложений; вносит предложения об использовании средств из фонда благосостояния и другие важные предложения, касающиеся жизни и благосостояния рабочих и служащих, обращается к собранию представителей рабочих и служащих по поводу рассмотрения этих предложений и принятия решений;

          6) согласно закону решает вопросы поощрений и взысканий относительно рабочих и служащих, обращается в компетентное правительственное ведомство по поводу поощрений и взысканий относительно административных работников на уровне заместителя директора.

          Статья 46. Директор обязан опираться на массы рабочих и служащих при выполнении предприятием различных обязанностей, установленных настоящим Законом, поддерживать работу собрания представителей рабочих и служащих, профсоюза и других массовых организаций, выполнять принятые согласно закону решения собрания представителей рабочих и служащих.

          Статья 47. Помощь в решении важных вопросов оказывается директору правлением, создаваемым на предприятии; могут быть использованы и иные формы помощи. Правление состоит из ответственных лиц предприятия и представителей рабочих и служащих. Директор исполняет обязанности председателя правления.

          К упомянутым выше важным вопросам относятся:

          1) хозяйственный курс, перспективный и годовой планы, предложения по капитальному строительству и по значительной технической реконструкции, план подготовки рабочих и служащих, предложения о регулировании заработной платы, распределении и использовании остающихся денежных средств, о введении системы хозяйственной ответственности на основе подряда и аренды;

          2) утверждение и регулирование штата и административной структуры на тех предприятиях, где заработная плата включается в себестоимость;

          3) предложения о разработке, пересмотре и отмене системы распорядка. Все подлежащие рассмотрению планы и предложения, касающиеся указанных выше важных вопросов, вносятся директором. Статья 48. Компетентное правительственное ведомство поощряет директора, если он добивается несомненных успехов в руководстве предприятием по выполнению плана, в повышении качества продукции и услуг, повышении экономической эффективности и усилении развития духовной культуры

          Глава V. Рабочие и служащие предприятий. Собрание представителей рабочих и служащих

          Статья 49. Рабочие и служащие пользуются правом участия в демократическом управлении предприятием, правом высказывать мнения и предложения о производстве и работе предприятия; согласно закону имеют право на охрану труда, страхование, отдых, отпуск; пользуются правом обращаться в государственные органы в целях информации о действительной ситуации, высказывать критику в адрес руководящих работников предприятия и обжаловать их действия. Работающие женщины согласно государственным установлениям пользуются особыми правами в области охраны труда и страхования.

          Статья 50. Рабочие и служащие должны трудиться, исходя из положения хозяев государства, соблюдать трудовую дисциплину и систему распорядка, выполнять производственные задания. Статья 51. Собрание представителей рабочих и служащих представляет собой основную форму осуществления демократического управления предприятием, является механизмом для осуществления рабочими и служащими права демократического управления. Рабочим органом собрания представителей рабочих и служащих является профсоюзный комитет предприятия. Профсоюзный комитет предприятия несет ответственность за текущую деятельность собрания представителей рабочих и служащих.

          Статья 52. Собрание представителей рабочих и служащих выполняет следующие функции:

          1) заслушивает и обсуждает сообщения директора о хозяйственном курсе предприятия, перспективном и годовом планах, предложения по капитальному строительству, значительной технической реконструкции, планы подготовки рабочих и служащих, предложения о распределении и использовании остающихся денежных средств, о применении системы хозяйственной ответственности на основе подряда, аренды, высказывает мнения и предложения;

          2) рассматривает, одобряет либо отклоняет предложения о регулировании заработной платы на предприятии, распределении премий, о мерах по охране труда, о способах поощрений и взысканий, а также систему распорядка;

          3) обсуждает и принимает решения по предложениям об использовании средств из фонда благосостояния рабочих и служащих, по вопросам распределения жилья, а также по иным важным вопросам, касающимся благосостояния рабочих и служащих;

          4) обсуждает, контролирует работу руководящих административных работников предприятия на всех уровнях, выдвигает предложения об их поощрениях и взысканиях, назначениях и смещениях;

          5) в соответствии с решением компетентного правительственного ведомства избирает директора, о чем сообщает этому ведомству для утверждения.

          Статья 53. Цех осуществляет демократическое управление через собрание рабочих и служащих или группу представителей рабочих и служащих в иной форме; рабочие непосредственно участвуют в демократическом управлении бригадой.

          Статья 54. Собрание представителей рабочих и служащих должно оказывать поддержку директору в осуществлении его служебных полномочий согласно закону, воспитывать рабочих и служащих для выполнения обязанностей, устанавливаемых настоящим Законом.

          Глава VI. Отношения предприятий с народными правительствами

          Статья 55. Народное правительство либо компетентное правительственное ведомство согласно установлениям Государственного совета в едином порядке определяет предприятию директивный план, обеспечивает плановые поставки материальных ресурсов, необходимых для выполнения предприятием директивного плана, проверяет и утверждает разрабатываемые предприятием планы капитального строительства, значительной технической реконструкции и прочие планы; назначает на должность и освобождает от должности, поощряет и налагает взыскания на директора; на основе предложений директора назначает на должность и освобождает от должности, поощряет и налагает взыскания на административные руководящие кадры на уровне заместителя директора, осуществляет проверку и подготовку руководящих административных работников на уровне директора.

          Статья 56. Соответствующие правительственные ведомства в целях государственного регулирования рынка и рыночного ориентации предприятий оказывают предприятию услуги, а также согласно своим обязанностям руководят предприятием и контролируют его в соответствии с законами, положениями. Указанные ведомства:

          1) вырабатывают и регулируют производственную политику, руководят планами развития, разработанными предприятием;

          2) предоставляют консультации, информацию для выработки хозяйственных решений предприятием;

          3) координируют взаимоотношения между предприятием и другими организациями;

          4) поддерживают производственный порядок на предприятии, защищают от посягательств государственное имущество, находящееся в хозяйственном управлении предприятия;

          5) планомерно совершенствуют коммунальные сооружения, связанные с предприятием.

          Статья 57. Местные правительства на уровне уезда и выше по месту нахождения предприятия должны предоставлять предприятию необходимые материальные ресурсы, находящиеся в сфере действия местных планов, координировать взаимоотношения между предприятием и другими местными организациями, способствовать решению вопросов общественного благосостояния, касающихся предприятия.

          Статья 58. Никаким учреждениям и организациям не разрешается нарушать право самостоятельного хозяйственного управления, которое предоставляется предприятию согласно закону; не разрешается распространять на предприятие разнарядку на рабочую силу, материальные и финансовые средства; не разрешается обязывать предприятие создавать какие-либо структуры или устанавливать штатное расписание структур.

          Глава VII. Юридическая ответственность предприятий

          Статья 59. В случае, если производственно-хозяйственная деятельность от имени предприятия ведется в нарушение установлении статьи 1 6 настоящего Закона, а также без рассмотрения вопроса о его создании и без утверждения со стороны народного правительства либо компетентного правительственного органа и без получения разрешения и без регистрации, орган торгово-промышленной администрации отдает распоряжение о прекращении деятельности, а незаконные доходы конфискуются.

          Если предприятие вводит в заблуждение органы регистрации, скрывает свое действительное положение, то оно предупреждается либо наказывается штрафом; при отягчающих обстоятельствах «Удостоверение о хозяйствовании» аннулируется. Административные санкции, устанавливаемые данной статьей, применяются по решению органа торгово-промышленной администрации на уровне уезда и выше. Если причастные к нарушениям лица не согласны с решением о санкциях в виде штрафа, с распоряжением о прекращении деятельности, с конфискацией незаконных доходов, с аннулированием «Удостоверения о хозяйствовании», то они могут обратиться в народный суд в течение 15 дней после получения уведомления о санкциях; если же по истечении срока обращения в суд не последовало, но решение не исполнено, то орган, принявший решения о санкциях, обращается в народный суд для принудительного исполнения.

          Статья 60. Если имуществу, здоровью пользователей и потребителей причиняется вред продукцией, произведенной и реализованной предприятием, которая не отвечает стандартам качества, то предприятие несет ответственность по возмещению вреда: при наличии состава уголовного преступления непосредственно виновные лица привлекаются к уголовной ответственности согласно закону. Если качество продукции не соответствует условиям хозяйственного договора, то предприятие несет ответственность за нарушение договора.

          Статья 61. В случае противоречия решения народного правительства и соответствующего правительственного ведомства установлениям статьи 58 настоящего Закона предприятие имеет право обратиться в орган, принявший решение, с ходатайством об отмене; если же решение не будет отменено, то предприятие имеет право обратиться с жалобой в орган, вышестоящий по отношению к принявшему решение органу, либо в правительственный контрольный орган. Орган, которому направлена жалоба, должен в течение 30 дней после ее получения принять решение и уведомить предприятие.

          Статья 62. Если руководящие работники предприятия злоупотребляют своими служебными полномочиями, посягают на законные права и интересы рабочих и служащих, то при отягчающих обстоятельствах на них налагается административное взыскание компетентным правительственным ведомством; в случае злоупотребления служебными полномочиями, действий в корыстных целях под прикрытием общественных интересов, в случае мести или угроз в отношении рабочих и служащих виновные привлекаются к уголовной ответственности согласно положениям статьи 146 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики.

          Статья 63. Если руководящие работники предприятия и соответствующих правительственных ведомств вследствие ошибок в работе причиняют предприятию и государству ущерб, то на них налагается административное взыскание компетентным правительственным ведомством или соответствующим вышестоящим органом. Если руководящие работники предприятия и соответствующих правительственных ведомств вследствие халатности причиняют значительный ущерб имуществу предприятия, государству и правам и интересам населения, то они привлекаются к уголовной ответственности согласно положениям статьи 187 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики.

          Статья 64. Если руководящим работникам предприятия препятствуют исполнять согласно закону служебные обязанности с применением насилия, угроз, то органы общественной безопасности по месту нахождения предприятия налагают на виновных взыскание в соответствии с установле-ниями статьи 19 Положения Китайской Народной Республики о взыскании за нарушение общественного порядка; если руководящим работникам предприятия препятствуют исполнять согласно закону служебные обязанности с применением насилия, угроз, то виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с положениями статьи 157 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики.

          Если нарушение порядка на предприятии привело к невозможности нормальной производственно-хозяйственной деятельности, но не причинило серьезного ущерба, то органы общественной безопасности по месту нахождения предприятия налагают на виновных наказание в соответствии с уста-новлениями статьи 19 Положения Китайской Народной Республики о взысканиях за нарушение общественного порядка; при отягчающих обстоятельствах, в результате чего производственно-хозяйственная деятельность становится невозможной и причинен серьезный ущерб, виновные привлекаются к уголовной ответственности согласно установлениям статьи 158 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики.

          Глава VIII. Дополнительные установления

          Статья 65. Основные положения настоящего Закона применяются к предприятиям общенародной собственности в области транспорта и коммуникаций, почты, геологии, строительно-монтажных работ, внутренней и внешней торговли, материального снабжения, сельского хозяйства, лесоводства, ирригации.

          Статья 66. Если предприятие осуществляет систему хозяйственной ответственности на основе подряда, аренды, то, помимо соблюдения установлении настоящего Закона, следует руководствоваться соответствующими установлениями Государственного совета, которые определяют права и обязанности заказчика и подрядчика, арендодателя и арендатора.

          При участии предприятий в хозяйственных объединениях, при создании крупных объединенных предприятий и акционерных предприятий система руководства ими осуществляется согласно соответствующим установлениям Государственного совета.

          Статья 67. Государственный совет на основании настоящего Закона разрабатывает положения о порядке его применения.

          Статья 68. Постоянные комитеты собраний народных представителей автономных районов на основе настоящего Закона, руководствуясь Законом Китайской Народной Республики о национальной районной автономии, могут разрабатывать способы применения настоящего Закона с учетом местных особенностей и информировать об этом Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

          Статья 69. Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 1 988 года.

          Соответствующие статьи Уголовного кодекса, упоминаемые в Законе:

          1. Статья 146. упоминаемая в статье 62 Закона: «Работники государственных органов, которые путем злоупотребления властью или служебным положением мстят тем, кто апеллирует, жалуется и критикует, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет либо уголовным арестом; при отягчающих обстоятельствах наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет».

          2. Статья 187, упоминаемая в статье 63 Закона: «Работники государственных органов, причинившие крупный ущерб общественной собственности, государственным и народным интересам вследствие халатности, наказываются лишением свободы на срок до 5 пет либо уголовным арестом».

          3 Статьи Уголовного кодекса, упоминаемые в статье 64 Закона:

          о) Статья 157: «Противодействие работникам государственных органов в выполнении возложенных на них законом служебных обязанностей либо сопротивление исполнению решения, вынесенного народным судом и вступившего в законную силу, сопряженные с насилием или угрозами, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, уголовным арестом, штрафом либо лишением политических прав».

          б) Статья 158: «Запрещается любому лицу нарушать общественный порядок каким бы то ни было способом. В случаях нарушения общественного порядка при отягчающих обстоятельствах, результатом которых явилась невозможность нормальной работы производства, торговли, учебного процесса и исследовательских работ, а государство и общество понесли серьезный ущерб, главари наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, уголовным арестом, надзором либо лишением политических прав».

          legal-way.ru