Мармеладов характеристика и образ
План
1.«Маленький человек» в русской литературе.
2.Титулярный советник Мармеладов
4.Разговор Мармеладова и Раскольникова
История маленького человека занимает важное место в русской литературе, а в творчестве Федора Михайловича Достоевского особенно. Мармеладов – колоритный персонаж в романе « Преступление и наказание».
Семен Захарович работал титулярным советником, но из-за алкоголизма лишился последнего места работы. На вид ему было лет за пятьдесят, роста среднего, плотный, седоват, лысоват. У него лицо сильно пьющего человека: обрюзгшее, красные глаза, кожа с желтизной. Он брился, по привычке бывшего чиновника, но редко, лицо уже начала покрывать густая седая щетина. Его фрак застегнут на единственно уцелевшую пуговицу, порванный на локтях, манишка имеет грязный вид. В движениях его проскальзывало что-то от чиновника, некогда имевшего солидный вид. Его руки всегда имели грязный, неопрятный вид с чернотой под ногтями и окружающим казались излишне жирными.
Но, Мармеладов имеет благородную душу. Как писал о нем Достоевский: « Он был добрый, благородный. Он любил и уважал свою семью. Одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям…пил с теми, которые даже его подошвы не стоили!» Он пожалел Катерину Ивановну и ее троих детей, которые жили в нищете, женился на ней, но это только еще больше усугубило их бедственное состояние. Жена о Мармеладове: «Доброй души был человек!»
Есть у него и родная дочь Соня. Втянутый в беспробудный алкоголизм он ворует у своей жены деньги и ночами не появляется дома. Соню он любит, но, берет у нее деньги, которые она зарабатывает «непристойной работой». Она содержит всю семью. «Какие от него доходы? Он пьяница, все пропивал, у нас все крал и относил в кабак, жизнь семьи и мою всю в кабаке извел!»,- говорит Соня. Тем не менее, Мармеладов образован и у него есть чувство собственного достоинства. В глазах окружающих он смешон, но всем своим видом пытается показать, что он не совсем опустился и тоже что-то значит.
В пьяном состоянии после встречи с Раскольниковым Мармеладов на улице угодил под лошадь. Он скончался от травм. Раскольников принимает участие в похоронах, дает вдове Мармеладова деньги на погребение. Как вспоминает Катерина Ивановна в день похорон, у ее мужа нашли в кармане мятный петушок, который он купил своей любимой приемной дочке Лидочке. Он был любящим отцом. В тот же день Катерина Ивановна упадет на улице и умрет от кровотечения. Малолетние дети осиротели и попали в детский дом.
Мармеладов образован, не глуп, но страдает душевными муками из-за своей алкогольной зависимости и не может от нее избавиться. Он бессовестно ворует последние сбережения у своих домашних, и осознает, что понемногу перестает быть человеком. Он интеллигентный и не лишен самокритики, понимает, что поступает не по-человечески. «Я – скот!»- говорит он про себя. У него болит сердце, от того, что он вынужден постоянно пресмыкаться.
Разговор Мармеладова и Раскольникова в грязной пивнушке передает атмосферу ужасающей и ничтожной жизни того времени. В своем романе Достоевский показывает, как капиталистическое общество относится к простому человеку, уважение возможно только к благополучным и обеспеченным гражданам. Злоба, ненависть равнодушное отношение общественности способствуют совершению преступления обычным человеком, но это преступление, прежде всего, против него самого.
www.ote4estvo.ru
Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Образ Сони Мармеладовой является одним из ключевых в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова — дочь бедного чиновника; чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины.
Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и пламенной религиозностью. Безропотно, молчаливо, не жалуясь, несет Соня свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей тяжкому позору.
Это безропотное страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. «Я не тебе поклонился, — говорит он, — я всему страданию человеческому поклонился».
Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова: она категорически отрицает его теорию о праве сильных; для нее самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у нее отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для нее, как и для простого народа, — несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.
Но несмотря на все попытки и душевную борьбу, Раскольников не может понять ее отношения к преступлению и даже на каторгу уезжает непримиренный и не чувствующий раскаяния. Замкнутость и гордость Раскольникова вызываю ту каторжан враждебное отношение к нему, между тем как к Соне они проникаются любовью, чувствуя ее душевное отношение к людям и называют ее «мать ты наша, нежная, болезная».
Но влияние Сони одержало победу и над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который в романе только делается намек. «Но тут уж начинается новая история, — говорит Достоевский, — история постепенного обновления человека. »
biblioman.org
Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание»
Одним из самых ярких и показательных является образ Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Хоть герой и относится к второстепенным, но роль его в произведении огромна.
Семен Захарович Мармеладов – это типичный представитель тех самых «маленьких людей», которым уделяли повышенное внимание русские классики 19 века. Почему же он относится именно к этой категории? Да, потому что перед читателем предстает человек, чья судьба «стерта в порошок» системой, которая не знает ни жалости, ни сострадания, а уважение имеет лишь к чинам и деньгам.
Каждый «маленький человек» — то есть, представитель простого народа — по-своему «погибает» от «рук» циничного государственного устройства. Кто-то умирает от голода, кто-то от недугов… А вот Мармеладов – пьянствует. Достоевский выбрал для него самую что ни на есть русскую «болезнь».
В прошлом Семен Захарович – чиновник. Прикладываться к рюмке стал после того, как машина сокращений прошлась по нему, оставив в нищете. Не в силах сопротивляться системе, добрый, в общем-то, и образованный, и умный, и даже благородный человек превращается в отвратительное существо, которое пьет, отнимая у детей кусок хлеба и вынуждая старшую дочь Соню идти на панель. Даже на деньги, которые выручает от продажи тела эта бедная девушка, ее отец не брезгует пить. Даже на это у него хватает совести! А, точнее, не хватает силы воли отказаться.
Внешность у Мармеладова «говорящая». Неряшливая, грязная, помятая и изорванная одежда; опухшие глазки; желто-зеленая кожа пьяницы. И смерть оказалась под стать жизни героя. Глупой и бестолковой. Его сбила насмерть на улице лошадь.
Но образ Мармеладова значителен! Ведь именно знакомство с этим героем подтолкнуло Раскольникова к убийству старухи-ростовщицы. Семен Захарович стал, можно сказать, спусковым крючком для преступления. И я считаю, что Достоевский тем самым хотел сказать лишь одно: у государства, где миллионы «маленьких людей» угнетаются кучкой «знати», кровавое, трагическое будущее. Погибшая старуха стала лишь намеком на масштабные события, которые могли случиться (и случились!) со всей Россией, где добрые, умные и совестливые люди гнили на дне «ямы» в то время как над ними посмеивались всякие «лужины» и подобные им паразиты!
vsesochineniya.ru
Автор: Guru · 03.04.2017
Сочинение «Характеристика и уроки Мармеладова». Анализ эпизода, где состоялась встреча Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Трагедия семьи Мармеладовых
Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» образуют собой мрачную картину нравов городского дна, которое наблюдали современники Достоевского. Семейство Мармеладовых – самая яркая галерея характеров, иллюстрирующих глубину падения нищих людей. Все члены этой семьи, как будто с подбитыми крыльями: они упали и не могут подняться, лишь бессильно ворочаются на земле. Они могли бы быть сонными городскими обывателями, которые не привлекли бы нашего внимания, но единственный их кормилец запил и повлек своих домочадцев на дно. Именно Мармеладов повинен в том, что его семья стала нищей и безнравственной. Одна из главных тайн романа: почему он это сделал? Поэтому больше всего в произведении меня заинтересовал образ бывшего чиновника Мармеладова.
Примечательно, что автор придает этому образу большое значение. Диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире выходит за рамки сюжета и повествует нам о чем-то, более важном для замысла Достоевского, а не для его реализации. Писатель хотел донести до нас не конкретную жизненную историю, а весь ужас нищеты, на которую люди попросту закрывают глаза, чтобы не видеть, как за финансовым крахом приходит нравственный.
Именно с этого момента мы начинаем узнавать Семена Захаровича. Этот человек сразу привлек внимание Раскольникова. В глазах Мармеладова «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Обличие Мармеладова выдавала в нем нищего алкоголика, который деградировал до последней степени. Никто бы не подумал, что когда-то он был титулярным советником. Более того, он даже взял в жены вдову с тремя детьми, так как мог обеспечить им достойное существование. Но что-то надломилось в сердце героя: он начал пить и своим поведением довел свою жену до чахотки, а единственную дочь до панели. Все это узнает Родион от Мармеладова в трактире и лишний раз убеждается в правильности своей теории, ведь его жертва наживалась на таких страшных историях.
Почему же Мармеладов спился? Как сложилась судьба Мармеладова — маленького человека? Я думаю, причина в слабости его характера. Катерину Ивановну он взял в жены из жалости, на службе многого не добился и на все бедствия, обрушившиеся на него, он реагировал так: «А я… лежал пьяненькой-с». Когда жену избили – он смолчал. Когда дочь пошла на панель – он стерпел. Более того, герой даже не может бездействовать без поддержки, ему нужен слушатель, который его утешит. Все это указывает на то, что чиновник потерял свое достоинство еще на службе, когда им всячески помыкали высшие чины. Его сломали, ведь каждодневное унизительное бесправие отупляет людей, делает их равнодушными ко всему. Как мы видим, он — не плохой человек: сострадательный, добрый и отзывчивый к чужому горю. Но рабское положение уничтожило в нем личность, и от этой утраты он начал беспробудно и самозабвенно пить. От него уже ничего не осталось, он нищ духом, ведь потерял достоинство.
Самое трагическое обстоятельство в истории Мармеладова – ее типичность. Таких Семенов Захаровичей полон трактир, и все они ищут, чем же заполнить эту духовную пустоту, где раньше было достоинство. Эти люди растоптаны, унижены и доведены до предела. И в этих бесчисленных преступлениях против личности есть вина каждого из нас. Достоевский создал Семена Мармеладова, чтобы показать нам это.
literaguru.ru
Мир Достоевского
Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев
Меню сайта
Образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера (Семен Захарович Мармеладов)
Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Семена Захаровича Мармеладова.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Мармеладове
Семен Захарович Мармеладов — спившийся отставной чиновник, титулярный советник:
«. гость. походил на отставного чиновника. « «Я его знаю. Он пьяница. « «. состою титулярным советником. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. « Возраст Мармеладова — за 50 лет:
«Это был человек лет уже за пятьдесят. « О внешности Мармеладова известно следующее:
«. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.» «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. « «Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая.» «. на его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями. « «. продранные локти. » (на фраке Мармеладова) «Только встал я тогда поутру-с, одел лохмотья мои. « «. человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье. « Семья Мармеладова состоит из родной дочери Сони Мармеладовой, жены Катерины Ивановны и ее троих детей от первого брака. Мармеладов женат на Катерине Ивановне уже 4 года. Супруга моложе его на 20 лет. Мармеладов женился на ней из жалости, когда та оказалась в страшной нищете. Для Мармеладова это второй брак (его первая жена умерла, оставив ему дочь Соню):
«. тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. « «. возросла и дочка моя, от первого брака. « «Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. И осталась она. в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. « Господин Мармеладов — неглупый человек. В его взгляде «светится смысл и ум»:
«. во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие.»
Семен Захарович Мармеладов — добрый, благородный, доверчивый человек:
«. это был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!» «. руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. « «Доброй души был человек!» (жена о Мармеладове) Сам себя Мармеладов считает слабым человеком («слабеньким»):
«. возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем.» Мармеладов — скромный, самокритичный человек. Он не считает себя красавцем и хорошим супругом:
«Ну уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг?» Мармеладов — малообразованный человек из простой семьи, Его жена, Катерина Ивановна, является ему не парой, будучи образованной женщиной из известной семьи:
«. она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла. « Мармеладов — неплохой оратор. Он говорит бойко и речисто, хотя и витиевато:
«Он был хмелен, но говорил речисто и бойко, изредка только местами сбиваясь немного и затягивая речь. « «Да и наклонность к витиеватой речи приобрел, вероятно, вследствие привычки к частым кабачным разговорам с различными незнакомцами.» 4 года назад, когда Мармеладов женился на Катерине Ивановне, он жил где-то в провинции. Целый год чиновник вел себя прилично, работал и не пил. Спустя год Мармеладов потерял работу из-за «изменения в штатах» (сокращения по службе). Потеряв работу, чиновник с горя начал пить («прикоснулся»):
«И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся. « Около 1,5 лет назад семья Мармеладовых приехала из провинции в Петербург. Здесь господин Мармеладов снова нашел место на службе, но вскоре потерял его из-за пьянства:
«Полтора года уже будет назад, как очутились мы наконец, после странствий и многочисленных бедствий, в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице. И здесь я место достал. Достал и опять потерял. Понимаете-с? Тут уже по собственной вине потерял. « Из-за алкоголизма Мармеладова его семья впала в страшную нищету. Чтобы прокормить семью, дочь Мармеладова, Соня, вынуждена заниматься «непристойной работой». На ее деньги существует вся семья:
«Каких доходов? От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел!» «. чем живем и чем платим, не ведаю. « За 5 недель до событий, описанных в романе, Мармеладов снова «берется за ум». Он идет к начальнику и тот под личную ответственность снова берет его на службу:
«Ну, говорит, Мармеладов, раз уже ты обманул мои ожидания. Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, — так и сказали, — помни, дескать, ступай!» Облобызал я прах ног его, мысленно. « «. воротился домой, и как объявил, что на службу опять зачислен и жалование получаю, господи, что тогда было. « «Было же это, государь мой, назад пять недель.» Спустя месяц Мармеладов наконец получает долгожданное первое жалованье. Вся семья радуется, что появились деньги:
«Когда же, шесть дней назад, я первое жалованье мое — двадцать три рубля сорок копеек — сполна принес. « Однако на следующий день (за 5 дней до событий, описанных в романе), Мармеладов крадет деньги из сундука жены и уходит в запой. В течение 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. В этот момент Мармеладов знакомится с Раскольниковым в трактире:
«. ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний (то есть это будет ровно пять суток назад тому), к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние. и всему конец!» Сам господин Мармеладов считает себя «свиньей», «зверем», «скотом» и «подлецом», которого не нужно жалеть:
«Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец. « «. я прирожденный скот. « «Жалеть! зачем меня жалеть. Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!…» По признанию самого Мармеладова, он пьет не для веселья, а с горя:
«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!» «Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез. « Мармеладов знает, что он неправ. У него болит сердце за то, что он бездельничает, но при этом не может побороть свой алкоголизм:
«А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?» Мармеладов пропивает последние вещи своей жены:
«. знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил. Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил. « Мармеладов «тянет деньги» из своей дочери Сони, которая занимается «непристойной работой». При этом кроткая Соня жалеет своего отца-пьяницу и не отказывает ему в деньгах, которые достаются ей ценой унижений:
«А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!…» «. отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела. «(о себе) Пьяница Мармеладов любит и уважает свою семью и предан ей. Он уважает и любит свою жену Катерину Ивановну.
«. любивший и уважавший семью свою. « «. эта болезненная любовь к жене и семье. « «Будьте уверены, что он говорил об вас с восторженным уважением.» «. как он всем вам был предан и как особенно вас, Катерина Ивановна, уважал и любил, несмотря на свою несчастную слабость. « Из приемных детей Мармеладов особенно любит самую младшую, Лидочку. Он обучает приемных детей чтению и грамматике. Приемные дети называют его «папочкой», «папашей»:
«- А папаша вас любил? — Он Лидочку больше всех нас любил. потому любил, что она маленькая, и оттого еще, что больная, и ей всегда гостинцу носил, а нас он читать учил, а меня грамматике и закону божию. » (приемная дочь Поленька о Мармеладове) «Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашли: мертво-пьяный идет, а про детей помнит.» Каждый раз, когда пьяный Мармеладов приходит домой, его жена Катерина Ивановна бьет его, «дерет ему волосы», «дерет вихры». Однако пьяница смиренно терпит побои жены, чувствуя свою вину:
«. Я не Катерины Ивановны теперь боюсь. и не того, что она мне волосы драть начнет. « «А побоев не боюсь…» «. когда она и вихры мои дерет, то дерет их не иначе как от жалости сердца. « «. и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.»
Вскоре после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает под лошадей на улице. От полученных травм он умирает в тот же день. Раскольников дает его вдове Катерине Ивановне деньги на похороны:
«. скажи, что отца лошади раздавили. « «Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее в руках.» В день похорон Мармеладова его вдова Катерина Ивановна падает на улице и умирает от кровотечения. Трое детей Катерины Ивановны (приемные дети Мармеладова) остаются сиротами, их определяют в детский дом.
Это был цитатный образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера Семена Захаровича Мармеладова.
www.alldostoevsky.ru