Экспертиза при строительстве газопровода

Экспертиза при строительстве газопровода

Государственное автономное учреждение Московской области
«МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Вопрос необходимости и целесообразности проведения экспертизы проектной документации на строительство газораспределительных сетей по-прежнему остается самым часто задаваемым.

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Еще раз обращаем внимание на то, что определить, подлежит или не подлежит проектная документация представлению на экспертизу, должен заказчик-застройщик, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, где перечислены все случаи, когда государственная экспертиза может не проводиться. Автомобильные дороги, инженерные сети и сооружения в этот перечень не входят, поэтому в отношении проектной документации на строительство (реконструкцию, а для дорог и капитальный ремонт) таких объектов государственная экспертиза является обязательным этапом, предшествующим началу строительства.

Вопросов о проведении экспертизы проектной документации на строительство газопроводов по-прежнему очень много, особенно от индивидуальных застройщиков. Вынуждены во многих случаях отвечать отказом на просьбы подтвердить, что тот или иной проект газоснабжения не подлежит экспертизе, т.к. в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 20.05.2011 No13137-ИП/08 не подлежит экспертизе только газопровод-ввод к объекту, в отношении которого экспертиза не требуется. Газопроводы, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельные линейные объекты, и в этом случае экспертиза проводится.

Газораспределительные системы и газораспределительные сети ни в одном из пунктов части 2 и 3 статьи 49 или части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса (ГрК) не указаны, таким образом, газопроводы низкого, среднего и высокого давления до 1,2 МПа, газорегуляторные пункты подлежат обязательной экспертизе в органе государственной экспертизы субъекта федерации (для Московской области – это ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза») или негосударственной экспертизы, а газопроводы с давление выше 1,2 МПа и сооружения на них, как особо опасные, подлежат представлению на государственную экспертизу федерального уровня, т.е. в Главгосэкспертизу России или её филиалы.

Нужно ли, а если нужно, то какую необходимо проходить экспертизу проектной документации на гидротехническое сооружение (инженерная защита от затопления и подтопления) 3-го класса?

Гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со статьёй 481 ГрК РФ относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, проектная документация на строительство которых подлежит представлению на экспертизу в Главгосэкспертизу России и в её филиалы. Прочие гидротехнические сооружения, если финансирования их строительства предполагаются из бюджетных источников, подлежат экспертизе в соответствующем органе государственной экспертизы субъекта федерации по месту расположения данного объекта. Если источник финансирования внебюджетные средства, то экспертиза может быть проведена как государственная, так и негосударственная – по выбору заказчика-застройщика.

Разъяснения, приведенные в этой статье, даны на основании действующей на 1.09.2013 редакции Градостроительного ко- декса РФ.

Согласно приложению 8 (п.9.9) к МДС 81-35.2004 средства на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества включаются в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства в размере не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета. Включаются ли графы 6 (оборудование) и 7 (прочие затраты) от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета при исчислении средств на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества?

МОЩЕНКОВ Сергей Сергеевич
Заместитель начальника управления — начальник отдела
СМЕТНЫЙ ОТДЕЛ

В п.9.9 приложения 8 к МДС 81-35.2004 сказано: «Средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков, определяются расчетом согласно статьям 255, 263 Налогового кодекса РФ, но не более 3% от итогов глав 1 — 8 сводного сметного расчета». То есть, в МДС 81-35.2004 нет ограничения о том, что размер указанных затрат не должен превышать 3% от итогов по графам 4 и 5, исключая графы 6 — 7 (оборудование и прочие затраты) глав 1 — 8 сводного сметного расчета, а следовательно, может начисляться и на стоимость оборудования.

www.moexp.ru

В консалтинговые компании часто поступают вопросы о том, нужно ли получать разрешение на строительство газопровода и какую экспертизу должен проходить проект строительства газопровода.

Перечень объектов, при строительстве которых не нужно получать разрешение на строительство установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Газопроводы, сети газопотребления и сети газораспределения в этом перечне не указаны. Соответственно, нужно получать разрешение на их строительство. Исключением являются случаи, когда в соответствующем регионе Российской Федерации принят закон, позволяющий не получать разрешения на строительство определенных категорий газопроводов.

Например, в Челябинской области действует закон Челябинской области от 27.05.2010 № 589-ЗО «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области (с изменениями и дополнениями от 28.11.2013, 18.06.2015).

Указанный закон предусматривает, что не требуется получать разрешение на строительство газовых сетей, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и при строительстве подземных и надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мега-паскаля включительно, а также средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для такой проектная документации подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, и 3.1. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Газопроводы к перечисленным исключениям не относятся. Поэтому проекты, предусматривающие строительство газопровода, подлежат экспертизе.

Экспертиза может быть государственной и негосударственной. Заказчик вправе сам определять на какую экспертизу направить проектную документацию. Исключения касаются только определенной категории объектов, перечисленных в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе.

Государственной экспертизе подлежит, например, проектная документация на объекты, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особо опасных объектов и др.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются II или III класс опасности, в зависимости от давления. При давлении природного газа свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа свыше 1,6 устанавливается II класс опасности, а отношении остальных объектов — III класс опасности.

Таким образом, проектная документация, предусматривающая строительство газопровода давлением не более 1,2 мегапаскаля, может быть направлена на негосударственную экспертизу.
Газопроводы, давление в которых превышает 1, 2 мегапаскаля являются особо опасными и проектная документация на них подлежит государственной экспертизе.

www.club-gas.ru

Какую экспертизу нужно проходить при строительстве газопровода

Например, в Челябинской области действует закон Челябинской области от 27.05.2010 № 589-ЗО «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области (с изменениями и дополнениями от 28.11.2013 , 18.06.2015 ).

Указанный закон предусматривает, что не требуется получать разрешение на строительство газовых сетей, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и при строительстве подземных и надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля включительно, а также средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов.

Экспертиза

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для такой проектная документации подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, и 3.1. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Газопроводы к перечисленным исключениям не относятся. Поэтому проекты, предусматривающие строительство газопровода, подлежат экспертизе.

Экспертиза может быть государственной и негосударственной. Заказчик вправе сам определять на какую экспертизу направить проектную документацию. Исключения касаются только определенной категории объектов, перечисленных в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе. Государственной экспертизе подлежит, например, проектная документация на объекты, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особо опасных объектов и др.

Опасные производственные объекты

Особо опасными в соответствии с частью 11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются, в том числе, опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются II или III класс опасности, в зависимости от давления.

При давлении природного газа свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа свыше 1,6 устанавливается II класс опасности, а отношении остальных объектов — III класс опасности.

Таким образом, проектная документация, предусматривающая строительство газопровода давлением не более 1,2 мегапаскаля, может быть направлена на негосударственную экспертизу.

Газопроводы, давление в которых превышает 1, 2 мегапаскаля являются особо опасными и проектная документация на них подлежит государственной экспертизе.

kkconstanta.com

Часто задаваемые вопросы

Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу MGE.Feedback@mge.mos.ru . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

Ответ: Описанный Вами объект по своим признакам относится к опасным производственным объектам (подпункт «в» пункта 1 приложения № 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), в связи с чем, проектная документация на строительство данного объекта подлежит государственной экспертизе.

Ответ: Газопровод является линейным объектом. Порядок проектирования и представления проектной документации на государственную экспертизу регламентирован Градостроительным Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145. Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к их содержанию установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87.

Ответ: При определении количества этажей здания учитываются все этажи, в том числе мансардный и подземный. С учетом вышеизложенного, проектируемое Вами здание имеет более двух этажей и следовательно проектная документация на его строительство подлежит государственной экспертизе.

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства проводится в отношении объектов, строительство, реконструкция или техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Проверка достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов, на которых планируется осуществлять перепланировку и ремонт, законодательством не предусмотрена.

Ответ: Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. Обоснование количества и типов грузоподъемного оборудования, транспортных средств и механизмов входит в состав подраздела «Технологические решения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

Ответ: Перечень объектов, проектная документация по которым не подлежит государственной экспертизе, установлен статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ваше обращение не содержит достаточных данных для однозначного ответа на вопрос. На необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации может влиять количество семей для проживания которых предназначен дом, количество блок-секций, источник финансирования строительства, принадлежность здания к объектам культурного наследия и другие показатели.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, на организацию по проведению государственной экспертизы возложена обязанность разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Действующими нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности Мосгосэкспертизы, разъяснения по применению методических документов в области ценообразования и сметного нормирования не предусмотрены.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, на организацию по проведению государственной экспертизы возложена обязанность разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Вопросы применения норм технических регламентов рассматриваются в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, организация по проведению государственной экспертизы обязана принимать меры по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этой организации в связи с проведением государственной экспертизы. Копия заключения государственной экспертизы может быть выдана представителю заказчика при наличии соответствующего запроса и оформленной установленным порядком доверенности.

Ответ: Вопрос принятия решения о строительстве объектов не входит в компетенцию Мосгосэкспертизы.

exp.mos.ru

Нужно ли проходить государственную экспертизу на проект строительства газопровода?

Здравствуйте, не могу найти ответ на вопрос: проходить госэкспертизу на проект строительства газопровода в Москве или нет?

Ситуация следующая:
В промзоне мы смонтировали в существующем здании дизельную котельную оформив все это как тех перевооружение, прошли экспертизу проектной документации в Ростехнадзоре и на этом успокоились т.к. пока нет газа и температура до 95с — это не опасный объект.
Сейчас решили вопрос с газом, получив разрешение на его использование в ДепТЭХе. Отсюда вопрос: Можно ли не проходить государственную экспертизу проекта газопровода, если практически весь газопровод проходит по территории заказчика и только точка врезки находится в 10 метрах от забора на земле г. Москвы. У предприятия существует санитарно-защитная зона — 300 м.

Так же буду благодарен, если помимо информации о необходимости прохождения экспертизы подскажите где сейчас получать разрешение на строительство газопровода в Москве.

По-моему, относительно принадлежности территории производства работ в ГрадКодексе зацепок нет. Ст.49 п.1:
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Новое строительство и реконструкция — это ГлавГос. А раз получаете разрешение на строительство, то и за ст.49 п.3 ГрадКодекса не зацепиться:
3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство

расчеты МКЭ, проектирование, к.т.н.

Шибко вредный, однако!

Полагаю, имелся ввиду п.п.5 п.1 ст.49:
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Тут, по-моему, как раз ОПО. См. прил.1 к 116-ФЗ:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

Да, конечно. Для линейных объектов точно также предусмотрена ГГЭ. В ст.1 ГрадКодекса даже поправки ввели, определяющие термины «реконструкция» и «кап.ремонт» отдельно применительно к объектам линейного строительства:
14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

И вот, опираясь на эти определения, Ростехнадзор стал разворачивать заключения ЭПБ и говорить,что это ГГЭ даже при малейшем изменении трассы заменяемого трубопровода (пусть даже в остальном труба полностью идентична и никаких изменений в объемах перекачки нет). Потому что как только немного сместил трассу трубы — сразу получил изменение границ охранных зон, во всяком случае изменение их положения.

Обозвать-то можно, конечно. Но нужно быть готовым обосновать это название, или заранее озаботиться отсутствием «лишних» вопросов. Техпереворужение не проходит ГГЭ, кроме случаев, когда документация, которая подпадающая под ЭПБ, является частью документации, подпадающей под ГГЭ.
См.п.1 ст.13 116-ФЗ:
1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

forum.dwg.ru