Фз 173-фз от 28122013 о страховых пенсиях

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
«О страховых пенсиях»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта, 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий — т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель — обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же «нестраховые периоды», что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде — 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в «Российской газете» от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 428-ФЗ

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 — 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Основные положения Федерального закона №400 О страховых пенсиях

Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.

При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.

Основные положения

Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.

Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года.

Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему, подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части, которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой, рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в баллы и их стоимостью, ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.

Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.

Определение понятий

То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий:

При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий, оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:

  • Пособие по возрасту:
    • обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
    • достижение установленного законом возраста, а именно 60 и 55 лет;
    • ИПК не менее 30 баллов.
    • Пособие по выслуге:
      • достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
      • наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
      • наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
    • По инвалидности:
      • установление ограничения физических возможностей;
      • наличие стажа даже в минимальном размере.
      • При потере кормильца:
        • нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ребенком-инвалидом;
        • утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
        • наличия трудового стажа у погибшего.
        • Порядок расчета страхового стажа

          Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.

          Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности:

          • все периоды занятости, на протяжении которых производились отчисления страховых взносов;
          • служба в армии;
          • периоды нетрудоспособности;
          • отпуска по уходу за малышами, но не более 6 лет в общей совокупности;
          • периоды пребывания на учете на Бирже труда;
          • нахождение в гарнизонах с супругом военным, но не более 5 лет;
          • уход за родственников, являющимся инвалидом 1 группы, либо достигшим 80 лет;
          • осуществление трудовой деятельности за пределами РФ, при условии заключения международного договора.
          • При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.

            При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

            После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета страхового стажа осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

            Определение размера выплат

            В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии составляет 4805,11 рублей и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.

            Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов составляет 30, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за декретные отпуска в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.

            Сроки осуществления выплат

            В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов, которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.

            Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия, то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.

            При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.

            Досрочное начисление

            Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние вредных факторов либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.

            Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:

          • при наличии вредного стажа не менее 12,6 лет для мужчин и 10 лет для женщин;
          • многодетным матерям, воспитавшим 5-х детей и имеющих общий стаж занятости на протяжении 15 лет;
          • одному из родителей малыша-инвалида, при наличии общего стажа в 20 и 15 лет для папы и мамы соответственно;
          • инвалидам, получившим военную травму при подтверждении совокупного стажа на протяжении 25 и 20 лет;
          • труженикам северных районов при наличии общего стажа в 25 и 20 лет, из которых 15 лет отданы труду в особых климатических условиях.
          • При этом указанным категориям граждан пенсия устанавливается в порядке, описанном выше, а именно с учетом повышенного размера фиксированной выплаты и трудовой части пенсии за все отработанные года.

            Последние изменения и дополнения в 2018 году

            Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок. Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы:

            1. Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60-ти лет, а для женской аудитории эта граница снижена до 55-ти лет.
            2. Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 15-ть лет.
            3. у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 30-ть баллов.
            4. Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
            5. Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.

            Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:

            posobie-help.ru

            Фз 173-фз от 28122013 о страховых пенсиях

            О положениях Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части определения права на страховые пенсии

            1. Законом от 28.12.2013 увеличены требования к страховому стажу, необходимому для возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях (для мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет), — его продолжительность должна составлять не менее 15 лет.

            2. Введено дополнительное условие назначения указанной пенсии — наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 данного Закона).

            3. Переходными положениями, закрепленными статьей 35 Закона от 28.12.2013 (части 1 и 2), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

            Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 01.01.2016 будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону от 28.12.2013). При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

            С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины ИПК — 30. При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно — на день установления этой страховой пенсии.

            4. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца закреплены соответственно статьями 9 и 10 данного Закона и принципиальных изменений не претерпели.

            Вместе с тем с 01.01.2015 наступление инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности. Согласно части 3 статьи 9 Закона от 28.12.2013 указанная пенсия не может быть назначена только в случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа (в этом случае устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

            5. Вопросы, касающиеся страхового стажа, урегулированы главой 3 Закона от 28.12.2013 (статьи 11-14).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

            Из данного правила имеется исключение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 3 статьи 13 данного Закона).

            Установленный статьей 12 Закона от 28.12.2013 перечень «нестраховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж, соответствует перечню «нестраховых» периодов, определенных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (при этом продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличена до 6 лет в общей сложности (вместо 4,5 лет по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ)).

            Порядок исчисления страхового стажа, урегулированный статьей 13 Закона от 28.12.2013, аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, за исключением следующих особенностей.

            5.1. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (часть 2 статьи 13 Закона от 28.12.2013).

            5.2. При исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», под периодами службы, предшествовавшими назначению пенсии по инвалидности, либо периодами службы, работы и (или) иной деятельности, учтенными при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, понимаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом Российской Федерации (часть 4 статьи 13 Закона от 28.12.2013).

            5.3. При исчислении страхового стажа лиц, выполнявших в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получавших в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев) (часть 7 статьи 13 Закона от 28.12.2013).

            5.4. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до 01.01.2015 и засчитываемые в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Закона от 28.12.2013).

            www.mirniy.ru

            pensionnij_fond

            Пенсионный фонд Российской Федерации

            В последнее время мы стали часто сталкиваться с большим количеством вопросов на тему вступления в силу с 1 января 2016 года статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данная норма, по мнению задающих вопросы граждан, должна увеличить на 30% и 50% размер фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

            Данное утверждение не верно и сегодня мы хотим дать некоторые разъяснения по данному вопросу.
            Начнём с того, что статья 17 указанного закона, за исключением пунктов 14 и 15 вступила в силу с 1 января 2015 года. Повышенные размеры фиксированных выплат, в том числе и пенсионерам-«северянам» уже вступили в силу и учтены во всем выплатных делах. Более того, данная норма является прямой правопреемницей отдельных пунктов статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако в отличие от закона 400-ФЗ в законе 173-ФЗ размеры фиксированных выплат были прописаны в рублях, а не в процентах.

            Вступление в силу пунктов 14 и 15 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ было запланировано на 1 января 2016 года. Данная норма устанавливает повышение на 25% размера фиксированной выплаты гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. Однако Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ действие данной нормы приостановлено до 1 января 2017 года.

            Как итог вышесказанного — пенсионные права пенсионеров-«северян» в части увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии учтены Пенсионном фондом в полном объёме ещё в 2015 году. Норма, увеличивающая размер фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионерам-«селянам», вступит в силу с 1 января 2017 года.

            pensionnij-fond.livejournal.com

            В каком порядке следует исчислить размер страховой пенсии по случаю потери кормильца супруге умершего кормильца

            Спрашивали? Отвечаем.

            Вопрос. В территориальный орган ПФР за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца обратилась супруга умершего кормильца, занятая уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 14 лет.

            На указанного ребенка пенсия по случаю потери кормильца назначена с 08.03.2012.

            В каком порядке следует исчислить размер страховой пенсии по случаю потери кормильца супруге умершего кормильца, учитывая, что дата увольнения её с работы 31.12.2014?

            Ответ. В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца величина индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца определяется с учетом всех нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца.

            При этом в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ отсутствует норма, аналогичная норме, предусмотренной пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.2001 173-ФЗ), согласно которой размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца на нетрудоспособного члена семьи в ряде случаев не может быть менее размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая ранее была назначена другим нетрудоспособным членам семьи за того же умершего кормильца.

            Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что со дня вступления его в силу, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части, не противоречащей ему.

            Это означает, что для определения пенсионных прав до 2015 (ИПКс) применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 01.01.2015, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002, а также исчисления размера трудовой пенсии, в том числе по случаю потери кормильца, по состоянию на 31.12.2014 года.

            Вместе с тем, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется с учетом пенсионных прав, приобретенных как до 01.01.2015, так и после указанной даты, и, соответственно, применять нормы пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ к размеру пенсии, сформированному, в том числе, с учетом пенсионных прав, приобретенных после 01.01.2015, правовых оснований не имеется.

            Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца супруге умершего кормильца, размер указанной пенсии должен определяться с учетом двух иждивенцев.

            krasnoslobodsk.e-mordovia.ru