Жалоба в административном праве

Рубрикатор

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб

Все жалобы граждан следует поделить на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния, еще идет речь о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Ограничения:

1. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения.

2. Указом Президиума ВС (совета) было установлено «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его. Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей — иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

• о полном удовлетворении жалобы;

• о частичном удовлетворении жалобы;

• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию.

Четвертая стадия производства по жалобамисполнение принятого решения.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РФ и в некоторых иных актах.

ifreestore.net

Общая и специальная жалобы: понятие, отличительные черты, сроки подачи.

Обычная: По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

· три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

· один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Специальная. Судебное обжалование на основе специальных норм — исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по ч. 9 ст. 38 и ч. 7 ст. 44 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которых решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Специальные жалобы в арбитражные суды согласно АПК РФ подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

lawbook.online

Административная жалоба: понятие, виды, образец

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные — поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные – поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.
  • Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

    Требования к административной жалобе

    Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

    Они перечислены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

    Административная жалоба, образец которой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

    Административная жалоба: общая характеристика

    Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

    1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
    2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
    3. Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

    Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

    Основные отличия административной жалобы

    Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

    При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

    Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

    В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

    О необходимости административной жалобы

    Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

    • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
    • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
    • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

    Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    Специальный вид жалобы

    Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

    Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

    Стадии производства административной жалобы

    Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

    Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

    Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

    Принятие решения по жалобе

    Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

    Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен. Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней. В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

    Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

    Пример жалобы

    Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

    В правом верхнем углу составляется «шапка» жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление. После шапки следует написать название документа: «Жалоба». А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях. К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.

    businessman.ru

    18. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.

    Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.2) Судебная жалоба. Административная жалоба бывает двух видов:общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.

    Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

    1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

    В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

    Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.

    Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

    studfiles.net

    Лекция 4. Субъекты административного права

    4.5. Обращение граждан и их виды

    Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

    Обращения граждан могут быть трех видов.

    Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

    Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

    Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

    Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

    — нарушены права и свободы гражданина;

    — созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

    — незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

    — действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

    Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

    Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

    — в судебном порядке;

    — в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

    В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

    Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

    три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

    один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

    Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

    www.aup.ru