Джон локк налогам

Опись Дела

Теория переложения налогов

Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов , исследование которой началось еще в XVII в. Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Это проблема до сих пор является одной из наименее разработанных в налогообложении, и это с учетом того, что ее практическое значение огромно. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

По словам американских экономистов Аткинсона и Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора».
Основоположником теории переложения считается Джон Локк (англ. John Locke; 1632 —1704), который, сделав вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы разрешения этой проблемы.

В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен (англ. Edwin Robert Anderson Seligman; 1861-1939) в книге «Переложение и падение налогов» (1892) изложил основные положения этой теории и указал две ее разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар слишком велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар).

Проблема переложения налогов окончательно не решена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются». По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей. Проблема переложения особенно актуальна в настоящий момент и в России, поскольку в структуре розничных цен на товары народного потребления в Москве, например, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%.

Таким образом, для точного определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимо учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания

opisdela.ru

Джон локк налогам

2.5. Экономические взгляды и вклад в науку Дж. Локка, Д. Норса, Д. Юма

В последней трети XVII в. в литературе на экономические темы появляются новые воззрения. И хотя авторов этих работ относят к меркантилистам, их взгляды не всегда созвучны идеям меркантилизма. В отношении этого периода некоторые исследователи даже выделяют третью, позднюю стадию, говоря о «разложении» меркантилизма.

Джон Локк (1632–1704), будучи новатором в философии, придерживался многих принципов меркантилизма. Важнейшими экономическими работами ученого являются «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег» (1691) и «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1695). По мнению Дж. Локка, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей. Он принимал количественную теорию денег и считал, что изменение цен зависит от количества денег в обращении, при этом говорил о необходимости учитывать скорость денежного обращения. Снижение ставки ссудного процента он объяснял ввозом золота и серебра из Англии. Дж. Локк разделял учение меркантилистов о торговом балансе, во внешней торговле видел главный источник обогащения страны. Большое значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута человека. Теория частной собственности у Дж. Локка тесно связана с трудом. Он оправдывал частную собственность, выводя ее из права каждого человека на свой труд и его результаты. В отличие от меркантилистов, которые обращались к государственному регулированию товарного и денежного обращения, Локк утверждает стихию рынка, где взаимоотношение спроса и предложения является причиной образования фактической цены. В наибольшей мере Дж. Локк расходился с меркантилистами в отношении к сельскому хозяйству, объявив землю первым источником богатства.

Еще более радикальные идеи высказывал Дадли Норс (1641–1691) в «Очерках о торговле». Выступая против вмешательства государства в экономику, ограничения правительством условий развития торговли, он показывает, что подобные запреты дают, как правило, обратные результаты. Опровергая мнение меркантилистов, что запреты на вывоз денег делают страну богаче, он пишет, что законы, затрудняющие торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю, в отношении денег или других товаров не способствуют тому, чтобы сделать народ богатым деньгами и товарами. [5] Высказываясь против законодательного ограничения ставки процента, Д. Норс пишет, что, может быть, низкая ставка и удержит часть денег от вывоза за границу, но, с другой стороны, низкая ставка поддерживает скорее желание брать взаймы для удовлетворения прихотей богачей, чем развивать торговлю, и приходит к выводу, что не низкая процентная ставка увеличивает торговлю, но при увеличении торговли национальный капитал делает процентную ставку низкой. Размышляя о богатстве, Д. Норс видит его не в количестве товаров, золота или серебра, лежащих мертвым грузом, а в способности всего этого приносить доход: «Тот человек богаче, имущество которого находится в состоянии роста. в виде ли сдаваемой в аренду земли, денег ли приносящих проценты, или товаров в торговом обороте». [6] Критически оценивая позицию меркантилистов в отношении роскоши, которые выступали за ее законодательное ограничение, Д. Норс высказывает противоположное мнение – о вреде такого рода законов. По его мнению, такие ограничения уменьшают потенциальные расходы людей, а это, в свою очередь, снижает мотивацию к труду, поэтому именно законы против роскоши препятствуют росту богатства страны.

Одним из ярких представителей нового направления научной мысли был шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776), который несколько своих очерков посвятил экономическим проблемам. Наиболее известные из них, «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О налогах», хотя и не отличаются значительным объемом, но поражают читателя глубиной мысли и блестящим стилем изложения.

Д. Юм, как и Д. Норс, признавал нецелесообразным вмешательство государства в экономику, категорически высказываясь о вреде законов против роскоши, высмеивая мнение ряда ученых, уверенных, что роскошь ведет к утрате нравственных ценностей.

Выступая сторонником свободы торговли, в отличие от меркантилистов, которые видели цель торговли в ввозе в страну драгоценных металлов, Д. Юм говорил, что приток денежных металлов приводит к инфляции, которая проявляется в росте цен: «Предположим. количество денег в Великобритании возросло за одну ночь впятеро, цены труда и товаров так непомерно вырастут, что ни один народ не будет покупать у нас, в то время как их товары станут настолько дешевыми, что они будут экспортировать эти товары нам и вывозить наши деньги из страны». [7]

Дискутируя с французским физиократом А. Тюрго, ученый заявлял, что в результате свободного перелива капитала из одной отрасли в другую в условиях свободной конкуренции величина прибыли на единицу капитала (норма прибыли) будет стремиться к некоему «среднему» уровню. Он объяснял это тем, что в результате увеличения спроса на товар его рыночная цена растет и те, кто производит этот товар, начинают получать больше прибыли. Это производство вызывает интерес у капиталистов других отраслей, и они направляют туда свои капиталы, увеличивая предложение этого товара, в результате чего цена на него начинает снижаться. Однако цена товаров, производимых отраслями, из которых произошел отток капитала, в результате снижения предложения при той же величине спроса возрастает. Теперь капиталисты направляют свои капиталы сюда, где норма прибыли выше, все повторяется. Рассмотренный им механизм был позже назван моделью свободной конкуренции, которая заняла ведущее место в дальнейшем развитии науки.

Большое внимание философ уделял вопросу значения народонаселения. Здесь его мысли были созвучны идеям меркантилистов, которые непрестанно заботились о росте населения страны как источника ее величия и мощи. В работе «О численности древних народов» (1752) Д. Юм говорит о том, что счастье народа во многом зависит от его многочисленности.

www.e-reading.mobi

Взгляды представителей различных налоговых теорий на проблемы налогообложения

«Курский Государственный Университет», Россия

Первые налоги появились еще глубоко в древности, и их возникновение связывают, прежде всего, с возникновением государств. С развитием экономики, изменением национальных традиций и политики государства менялась и теория налогообложения. Под налоговыми теориями понимают ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Развитие налоговых теорий имеет актуальное значение в наше время, т.к. не одна из налоговых систем на данный момент не является оптимальной, и только изучение и освоение навыков теорий прошлых лет, может помочь нам достичь совершенства в вопросах налогообложения.

Стремление ученых теоретически обосновать практику налогообложения отразилось в налоговых теориях, которые эволюционировали одновременно с различными направлениями экономической мысли. Концепции моделей налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

В течение долгого времени взгляды на развитие налогов не оказывали существенного воздействия. Налоги формировались только из практических предпосылок и находились под влиянием различных факторов. Однако примерно в XVIII веке отдельные мысли, высказывания философов и экономистов постепенно стали приобретать упорядоченный вид.

По мере развития финансовых отношений менялось и представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества. Вначале налог рассматривался исключительно как экономическая категория. Например, в феодальных государствах налог был помощью или подарком главе государства. В дальнейшем налог получил еще и правовое содержание. Формирование теории о налогах приписывают к XVII веку. С этого периода все основы принципы и положения теории о налогах легли в основу науки под названием «Общая теория налогов».

Налоговые теории можно разделить на общие и частные.

Первыми общими налоговыми теориями были теории обмена, именно с них все началось. Общие налоговые теории определяют природу и назначение налогообложения в целом. Возмездный характер налогообложения и договорной характер государственных услуг в обмен на уплачиваемые налоги стал их основной методологической платформой. А обоснование характера этого обмена и стоимости услуг государства — различиями.

Под частной теорией понимаются определение новых видов налогов и их количественного и содержательного состава. Ранней формой частной налоговой теории является теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. У этой теории был ряд противников и сторонников. Первые заявляли, что косвенные налоги пагубны для народа, так как повышают цену товара. Последние утверждали, что при помощи налогов устанавливается равномерность налогообложения, т. к. дворянство не было отягощено прямыми налогами в силу разнообразных предпочтений и лазеек. Адам Смита считал, что косвенные налоги менее обременительны, т.к. их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.

Теория единого налога относится к частной налоговой теории. Приверженцы этой теории расценивают единый налог как средство от всех бед. Единый налог – исключительный, единственный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве объекта выступали — расходы, недвижимость, доход, земля и др. Налог на земельную ренту появился одним из самых первых видов единого налога. Он получил свою известность в книге Г. Джорджа «Прогресс и бедность» в конце XIX века. Физиократы — полагали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу все богатство сосредоточено в земле, которая является единственным источником доходов. Отсюда возник единый налог на землю. Позитивные моменты этой теории это простота исчисления и сбора налога, но использовать ее в чистом виде недопустимо. Ее применение возможно только совместно с другими системами налогообложения.

В соответствии с теорией пропорционального налогообложения величина налогового бремени остается неизменной в отношении налоговых ставок вне зависимости от величины дохода, т.е. налоговые ставки устанавливаются в определенном проценте к доходу налогоплательщика. Наряду с этим сумма налога возрастает пропорционально по отношению к увеличению налоговой базы. Эта идея горячо поддерживалась богатыми слоями населения, аргументируя ее принципами равенства и справедливости. При прогрессивном налогообложении налоговая ставка зависит от дохода плательщика и увеличивается с ростом его доходов. В результате борьбы между сторонниками этих теорий широкое распространение получила прогрессивная теория.

Следующая частная теория — теория переложения налогов. Основоположником этой теории считается Джон Локк. Ее смысл заключается в том, что только в процессе обмена возможно распределение налогового бремени, в результате которого формируется цена. Плательщик налога (юридический) через процессы распределения и обмена может переложить налоговое бремя на другое лицо, который будет нести всю тяжесть налогообложения. Человек, на которого формально распространяется действие положений о налогообложении и человек, платящий этот налог, не всегда одно и то же лицо.

На основе концепции о переложении налогов в конце XIX века, Эдвин Слигмен изложил определяющие положения этой теории и выделял две ее разновидности: прямое переложение (переложение с продавца на покупателя) и обратное переложение (с покупателя на продавца).

Исследования в области налогов зарубежными учеными разнятся конкретным и прикладным характером. Разрабатываемые ими теоретические положения представляются основой фискальной политики государства. Теоретические споры велись не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, сколько об их роли в экономике.

1. Баатар С. Основные налоговые теории и их современные интерпретации // Известия Иркутской государственной экономической академии — №1— 2012 — С.14-19

2. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / С. В. Барулин — М. : Экономистъ, 2009. – 319 с.

3. Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения : учебник для студентов вузов / Майбуров И. А. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 184 с.

www.konspekt.biz

Дж. Локк: предыстория экономического либерализма. Трудовая теория собственности

Философия естественного права

Понятие «либерализм» как концептуальное оформление приоритета интеллектуальной, политической и экономической свободы индивидов возникло на рубеже XVIII-XIX вв., но его истоки уходят к более ранним временам истории Западной Европы. Идейное сопротивление религиозному «папизму» и политическому абсолютизму породило категорию естественного, прирожденного права личности, которое, будучи обособленным от божественного, должно определять всякое законодательство и быть поставлено над властью для обеспечения безопасности общества от чьего-либо произвола. Основатель доктрины естественного права Г. Гроций утверждал, что основой общежития должно быть уважение к тому, что принадлежит отдельным лицам; с позиций естественного права в трактате «О свободном море» (1609) Г. Гроций отстаивал свободное пользование морскими путями против монопольных притязаний какой-либо отдельной страны.

Самым влиятельным из теоретиков естественного права стал английский философ Джон Локк (1632-1704). Он обосновал принципы главенства закона, противодействующего властному диктату отдельных лиц, и конституционных гарантий естественных прав граждан, свободных в своих действиях и согласных на отказ от властных полномочий в пользу правительства. Верховенство закона обеспечивается разделением властей и призвано обеспечить защиту прав индивидов на жизнь, безопасность, собственность, результаты своего труда и веротерпимость. Член Лондонского Королевского общества, Локк несколько лет провел в эмиграции в Голландии, где снискал уважение Вильгельма Оранского и вернулся в Англию, когда тот получил английскую корону. Локка называют «самым удачливым из философов», поскольку при его жизни его идеи были воплощены «Славной революцией», вдохновив принятый сразу Билль о правах, а позднее были закреплены мощной просветительской и конституционной традицией.

Трудовая теория собственности

Напомним, что У. Петти в «Политической арифметике», указывая на ключевые для коммерческого процветания Голландской республики факторы, на два первых места поставил веротерпимость и обеспечение законом прав собственности на недвижимость. Дж. Локк, будучи в Голландии, написал «Послание о веротерпимости» (1686) и «Два трактата о правлении» (изданы по возвращении в Англию, 1689). В первом из этих сочинений Локк определяет государство как «общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ». А гражданские блага — это жизнь, свобода, здоровье и владение такими вещами, как земли, деньги, утварь и т.д.

В «Двух трактатах о правлении» Локк изложил трудовую теорию собственности, которая, по сути, «разворачивала» формулу У. Петти «труд есть отец богатства, земля его мать». Каждый человек с момента рождения наделен правом на собственную личность и результаты своего труда; прикладывая труд к земле, человек делает собственностью свое прибавление к тому, что «природа, общая мать всего, сотворила». Труд создает различия в ценности вещей; закрепление в частную собственность создает «разницу между этими вещами и общим». Но кроме этого, есть избыток ценности, являющийся даром природы; он переходит в частную собственность с расширением се рамок вследствие появления денег, которые возникли по согласию людей как средство сохранения ценности, чтобы предотвратить ее потери.

Право собственности на землю и движимое имущество закрепляет в личное пользование результаты труда индивидов, но также позволяет им сочетать свой труд с не принадлежащими им ресурсами и посредством денег переносить «прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого».

После «Славной революции», окончательно закрепившей за английским парламентом исключительное право утверждать смету государственных расходов и собираемых налогов, появилось понятие бюджет (от англ. «budget» — «кожаный мешок у казначея»). Локк, ставший во главе Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк пришел к выводу, что косвенные налоги «перелагаются», в итоге, на собственника земли. Торговцы и посредники повышают цены на продукты и вынуждают рабочего требовать повышения зарплаты от арендатора, которому, в свою очередь, необходимо снижение арендной платы от собственника земли. Если зарплата рабочего не увеличивается, то он не в состоянии прокормиться, в этом случае содержать его придется церковному приходу, черпающему свои доходы от обложения земель. Следовательно, налоговая тяжесть ляжет на собственника земли или в открытой форме поземельного налога, или в скрытой форме уменьшенной арендной платы. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

studme.org

ДЖОН ЛОКК (1632-1704)

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I. С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах.

В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной. В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г. степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику.

Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращению начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Знакомство в 1666 г. с лордом Энтони Эшли стало поворотным событием в жизни Джона Локка. Благодаря Энтони Локк начинает интересоваться политикой и теологией. По просьбе лорда он в 1667 г. пишет «Опыт о веротерпимости», в этом труде отражена концепция религиозной терпимости, которая затем воплотилась в четырёх «Письмах о веротерпимости».

На протяжении последующих пятнадцати лет он активно участвует в политической жизни Англии и находится под покровительством своего союзника Э. Эшли. Локк начинает исследования в области теории происхождения государства, сущности политического общества, его собственности, описанные в его работе «Опыты о законе природы» ( 1660-1664 гг.).

Карьера Локка во многом зависела от служебных взлётов и падений лорда Эшли, который стал в 1672 г. лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии, но будучи лидером оппозиционной королю партии вигов, положение его было непрочным. Поэтому в период с 1672 по 1679 гг. Локк получал различные должности в высших правительственных кругах.

Вслед за Шефтсбери в 1683 г. Джонн Локк эмигрировал в Голландию, понимая, что оставаться в Англии без своего покровителя небезопасно. Вскоре лорд скончался в Амстердаме. Как отмечал Локк, это были годы тревоги и опасности. Правительственные агенты следили за ним и докладывали о каждом его шаге, в Голландии ему приходилось скрываться под чужим именем, чтобы не быть арестованным в обвинении заговора против Англии.

«Славная» революция, произошедшая в 1688 г., положила конец монархии Стюартов. Королём был провозглашён Вильгельм Оранский, значительно ограничив власть парламента. Поэтому в результате наступившей развязки, Локк смог вернуться домой в Англию и продолжить литературную и научную деятельность, а также занимать различные административные посты. Однако постепенно ухудшающееся здоровье: постоянные припадки застарелой болезни, мучавшая его уже несколько лет астма, принудили просить у короля отставки.

28 октября 1704 года мыслитель умер от астмы в загородном доме в Отсе.

Основные сочинения:

«Два трактата о государственном правлении» 1690 г.

«Опыт о человеческом разумении» (Essay Concerning Human Understanding) 1690 г.

«О разумности христианской религии» 1695 г.

Основные идеи:

Дж. Локк провозглашал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности, верховенства закона, восстания против деспотизма и тирании. Он ставил суверенитет народы выше суверенитета, созданного им государства и при осуществлении правителями деспотической власти, наделял народ правом по «изначальному и превосходящему все людские законы … воззвать к небесам».

  • до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, т. е. состоянии полной свободы и равенства при распоряжении свои имуществом и своей жизнью, мира и доброжелательности, мира и безопасности;
  • государство − совокупность людей, объединённых под верховенством закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников;
  • люди, строя государство, прислушиваются к голосу разума и, отмеряя предельно точно объём полномочий, передают ему. Но право на жизнь, свободу, равенство, владение имуществом они не отчуждают никому, т. к. это естественные права каждого с рождения, которые нельзя преступать государству;
  • общий закон − конституирующий государство признак, признанный по общему согласию народа в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий;
  • закон − не любое предписание, исходящее от гражданского общества или установленного людьми законодательного органа, а акт стабильный и долговременного действия, указывающий каждому разумному существу такое поведение, которое бы соответствовало собственным интересам и служило достижению общего блага;
  • главная угроза свободы − неразделённая власть и сосредоточение в руках монарха абсолютной власти, поэтому публично-властные полномочия государства необходимо разграничить и поделить между разными органами, разделить на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную и федеральную;
  • первое место занимает законодательная ветвь власти, от нее зависит форма правления, остальные ветви должны подчинятся ей;
  • если законодательная власть находится в руках общества, то это демократическая форма правления; если верховная власть в руках нескольких избранных лиц и их потомков или преемников − олигархия; если в руках одного лица − монархическая форма правления;
  • не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, категорически отвергал абсолютную власть монарха и предпочитал говорить только об ограниченной, конституционной, власти монарха.

Его социальная философия и теория познания оказали сильнейшее влияние на общество, а также способствовали разработке американской конституции и формированию современной британской политической системы. Идеи Локка произвели воздействие на таких великих учёных, как Беркли, Кант, Вольтер, Руссо, Шопенгауэр и других философов-политиков, американских революционеров и шотландских мыслителей Просвещения.

pravo.hse.ru