Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, N 201), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707).
Изменения,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357)
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.».
2. Пункт 19.1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.».
3. В пункте 19.3 слова «более 3210 часов» заменить словами «более 3345 часов».
4. Пункт 19.7 изложить в следующей редакции:
«19.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровье созидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровье сберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровье сберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.».
5. Дополнить пунктами 19.10 и 19.11 следующего содержания:
«19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, .олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на. добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
19.11. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее -система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль за состоянием системы условий.».
6. Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
«28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22540
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Скорректирован федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Закреплено, что урочная и внеурочная деятельность должна организовываться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Уточнена структура основной образовательной программы. В качестве ее обязательной составляющей предусмотрена программа формирования не только здорового и безопасного образа жизни, но и экологической культуры. Последняя предполагает пробуждение в детях познавательного интереса и бережного отношения к природе. Регламентировано содержание названной программы.
Помимо учебного плана составляется план внеурочной деятельности. Он должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Конкретная форма внеурочной деятельности (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики) выбирается самим ребенком. На внеурочную работу отводится до 1 350 часов (за 4 года обучения).
Важной составляющей основной образовательной программы является система условий ее реализации (включая психолого-педагогические). Последние должны учитывать специфику возрастного психофизического развития обучающихся. Психолого-педагогическую компетентность следует формировать не только у учителей, но и у родителей.
Максимальное количество учебных занятий в начальной школе (за 4 года) увеличено с 3 210 до 3 345 часов.
www.garant.ru
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З от 17032010 244 г Липецк Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на территории Липецкой области В целях осуществления организационного, научно-методического, нормативно-правового сопровождения деятельности по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на территории Липецкой области, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06102009 г 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ПРИКАЗЫВАЮ: 1 Утвердить план основных мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта () начального общего образования на территории Липецкой области (2011 гг) согласно приложению 1 2 Создать рабочую группу по введению начального общего образования согласно приложению 2 3 Отделу общего и дошкольного образования (Муравьева ДМ) обеспечить общее руководство за деятельностью всех участников организации введения начального общего образования на территории области 4 Наделить полномочиями регионального ресурсного центра по введению начального общего образования автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкий институт развития образования 5 Региональному ресурсному центру разработать план-график по научнометодическому сопровождению введения начального общего образования в соответствии с утвержденным планом 6 Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
— разработать план основных мероприятий по введению начального общего образования на территории муниципального образования в соответствии планом, утвержденным настоящим приказом; — обеспечить переход на начального общего образования на территории муниципального образования с 01092011 г 7 Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления АМ Грушихина Начальник ЮН Таран
Приложение 1 к приказу управления образования и науки от 17032010 г 244 План основных мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта () начального общего образования на территории Липецкой области (2011 гг) Направления деятельности и Ответственные Сроки пп основные мероприятия за организацию 1 Организационно-управленческое обеспечение введения 11 12 13 14 Создание органов, координирующих деятельность по подготовке и введению начального общего образования Создание системы региональных по отработке организационных механизмов введения начального общего образования с 01092010 года Обеспечение методического сопровождения введения начального общего образования в ОУ региональных экспериментальных площадках Организация и проведение мониторинга результатов введения начального общего образования в ОУ март-май 2010 г май 2010 г 2011 гг 2010 2011 гг Управление образования и науки Липецкой области (), Муниципальные органы управления образованием (), ОАУДПО Липецкий институт развития образования (), Исполнители. образовательные учреждения (ОУ), Г(О)У «Центр мониторинга и оценки качества Планируемые деятельности результаты Наличие ресурсных центров, координационных советов, рабочих групп и др по введению начального общего образования Приказ о создании системы региональных Методические рекомендации, совещания, практические конференции, семинары, консультации и др для и ОУ — региональных Издание серии методических рекомендаций
региональных экспериментальных площадках образования» (Г(О)У ЦМиОКО) по введению начального общего образования (из опыта работы региональных ) 2 Финансово-экономическое обеспечение введения 21 Разработка нормативных правовых актов, определяющих (устанавливающих) нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих начального общего образования 2010 г Приказы о создании ОУ региональных и обеспечении их функционирования 22 Формирование бюджета с учетом 2010 г Закон об областном бюджете нормативов, обеспечивающих реализацию начального общего образования 3 Нормативно-правовое обеспечение введения 31 Подготовка методических июль Наличие утвержденной рекомендаций для 2010 г основной образовательной образовательных учреждений по программы начального общего разработке основной образования в каждом образовательной программы образовательном учреждении начального общего образования с учетом особенностей региона 32 Подготовка инструктивнометодического письма о порядке введения базисного учебного плана с учетом региональных особенностей июль 2010 г, Наличие базисного учебного плана образования в каждом образовательном учреждении в соответствии с методическими рекомендациями
33 34 35 Разработка региональной программы воспитания и социализации Разработка программ деятельности региональных внеурочной Разработка нормативной правовой базы общеобразовательных учреждений июль 2010 г июль 2010 г 4 Кадровое обеспечение введения 41 Разработка и реализация региональных программ повышения квалификации подготовки и переподготовки руководящих и педагогических работников по вопросам введения 42 Составление графика курсов повышения квалификации подготовки и переподготовки руководящих и педагогических работников по вопросам введения Наличие утвержденной программы воспитания и социализации в каждом образовательном учреждении в соответствии с методическими рекомендациями Наличие утвержденной программы внеурочной деятельности в каждом образовательном учреждении в соответствии с методическими 2010 г Муниципальные органы управления образованием () август 2010 г август 2010 г Образовательные учреждения (ОУ) рекомендациями Внесение изменений в нормативные, локальные акты образовательных учреждений (уставы и др) Наличие региональных программ повышения квалификации подготовки и переподготовки руководящих и педагогических работников по вопросам введения Организация курсов повышения квалификации руководителей ОУ и учителей начальных классов по вопросам введения
43 Мониторинг кадрового обеспечения условий реализации (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, 2011 гг педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и др) 44 Создание банка данных учителей, тьюторов 2011 гг 5 Материально-техническое обеспечение введения 51 Мониторинг материальнотехнического обеспечения ОУ 2011 гг в части: — соответствия требованиям к образовательным учреждениям в части санитарных норм, охраны здоровья воспитанников обучающихся, — обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями — соответствия требованиям минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений 2011 гг 2011 гг 2011 гг 6 Информационное обеспечение введения, (Г(О)У ЦМиОКО) Выявление степени кадровой обеспеченности ОУ ОУ Наличие муниципальных банков данных учителей, тьюторов материально-технического обеспечения ОУ области соответствия ОУ области требованиям к образовательным учреждениям в части санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников обеспечения ОУ области учебниками в соответствии с федеральными перечнями соответствия ОУ области требованиям минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
61 62 63 Организация информирования общественности о ходе, порядке и результатах введения Организация работы форума педагогических работников, общественности «Введение начального общего образования» Привлечение органов государственно-общественного управления к решению вопросов, связанных с введением 2011 гг 2011 гг 2011 гг,, ОУ. ОУ,, ОУ Размещение информации о ходе, порядке и результатах введения с использованием Интернет-ресурсов регионального, муниципального уровней и уровня ОУ, средств массовой информации Работа форума на сайте Участие органов государственнообщественного управления в организации работы по введению
docplayer.ru