Самоучитель немецкого языка для начинающих. Выучить немецкий с нуля
Каждому, кто изучает или собирается изучать немецкий язык, нужно ориентироваться в потоке новой информации. Правила есть в любой грамматике, но как ими овладеть? Что совершенно необходимо, а что можно оставить на потом? Хороший кулинар знает, что искусство готовить состоит не в механическом собирании рецептов, а во владении приемами и секретами мастерства. Опытный путешественник и без карты найдет в новом городе главные достопримечательности и не заблудится на обратном пути к вокзалу. В каждом деле есть свои приемы и секреты — есть они и в изучении немецкого языка.
Это краткое пособие предназначено прежде всего для начинающих, но может использоваться при изучении немецкого языка на любом уровне. Если это ваши первые шаги — вы найдете здесь простое и надежное руководство. Если вы уже много знаете — проверяйте и расширяйте свои знания.
Книга состоит из трех разделов: основы фонетики, морфология, лексика. Каждая часть делится на легко обозримые главы, в которых рассматриваются отдельные темы. Первая часть позволяет овладеть правилами чтения и основами немецкого произношения, а также вводит наиболее употребительные бытовые фразы и обороты. Во второй части представлено компактное описание обширных тематических разделов немецкой грамматики. Третья часть посвящена рассмотрению лексики немецкого языка, необходимой в повседневном общении, типичных бытовых ситуациях. Здесь представлены навыки ведения беседы, этикета и разнообразная информация из области страноведения и немецкой культуры.
Методические приемы, по которым строится эта пособие, выработаны поколениями. С другой стороны, здесь в полной мере учитываются реалии современного немецкого языка (автор много путешествовал по Германии). Правила иллюстрируются примерами из живой речи, а примеры сопровождаются переводами. Здесь вы также найдете упражнения и задания для усвоения материала.
С чего начать
Если вы собираетесь изучать немецкий язык основательно или уже приступили к этому, вам не обойтись без нескольких пособий. Каждый учебник раскрывает тему по-своему, и опытные преподаватели советуют комбинировать материал, чтобы не было однообразия. Для постановки произношения нужны звуковые пособия — аудиодиски в приложении к учебникам, видеокурсы на DVD или новости немецкого радио и Интернета.
Есть смысл обзавестись отдельным сборником грамматических упражнений, а когда вы его пройдете, то и другими. И если немецкий язык действительно вам нужен — купите словарь, рано или поздно он вам всё равно понадобится. Что же касается словарей вообще, то если вы предпочитаете компьютер — подойдет любой электронный немецкий словарь или ресурсы «Яндекс-словари «Лингво», в Интернете, но это не универсальное, а вспомогательное средство.
Только не переусердствуйте! Некоторые, еще не начав заниматься, обзаводятся таким количеством учебников и сборников упражнений, что потом сами пугаются и теряют охоту к изучению языка.
Если вы хотите овладеть азами языка перед поездкой за границу, то, конечно же, прежде всего у вас появится разговорник. Но если еще осталось время на подготовку — постарайтесь получить представление о живой немецкой речи и основах грамматики. Дело в том, что в Германии вам придется не только воспроизводить фразы из разговорника, но и — главным образом — слушать и понимать
то, что вам говорят в ответ.
Если немецкий — ваше хобби, не унывайте по поводу того, что вам «не хватает времени, чтобы как следует выучить Plusquamperfekt Passiv». Научитесь правильно гово рить и читать, освойте наиболее употребительные формы, переводите со словарем любимые песни или стихи.
Не думайте, что немецкий язык исчерпывается парой учебников! Покупайте двуязычные издания и привлека тельную для вас литературу на немецком языке. Именно привлекательную, а не любую. Лучше с удовольствием прочитать серию детективов, чем, тяжело вздыхая, выносить на помойку том Гёте — и наоборот.
Ищите немецкие фильмы (лицензионные DVD-издания имеют разные варианты субтитров), слушайте на компакт-дисках оперы Вагнера или рок, ловите немецкое радио (очень полезно) — и, конечно же, не забывайте регулярно заглядывать в Интернет!
tutde.ru
Немецкий язык для начинающих. Нестерова Н.Н.
М.: 20 15. — 3 84 с. + CD
Самоучитель рассчитан на самую широкую аудиторию читателей и прежде всего на тех, кто желает получить в короткий срок качественные базовые знания немецкой грамматики и навыки устной и письменной речи. Курс состоит из 20 уроков (первые пять уроков – Вводно-фонетический курс), построенных по принципу от простого к сложному. Книга также содержит цветную вклейку с красочными страноведческими материалами, ключи к упражнениям и немецко-русский словарь. Идеально подходит для самостоятельных занятий.
Формат: mp3 / zip
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ВВОДНЫЙ КУРС Урок1
1. Введение 6
Из истории немецкого языка 6
Немецкий алфавит 6
Правила произношения гласных
и согласных звуков 7
Дифтонги 7
Правила уда рения 8
2. Правила чтения и произношения 8
Долгота и краткость гласных 9
Условно-закрытый слог 9
Удвоенные гласные буквы 9
Буквосочетание /е 10
Буква h после гласных и согласных 10
Упражнения на чтение и произношение 11
3. Грамматика 14
Личные местоимения 14
Глаголы haben и sein 14
Упражнения 15
4. Страна и люди. Вежливые обращения Herr, Frau,
Fraulein 17
Урок 2
1. Правила чтения и произношения 18
Буква а, открытый звук [э] и закрытый звук [е:] 18
Буква б 19
Буквы и; у 19
Буква В 19
Упражнения на чтение и произношение 20
2. Грамматика 22
Имя существительное. Артикли и правила
их употребления 22
Упражнения 23
Текст Л. FamilieMeier 24
3. Грамматика 25
Порядок слов в повествовательном предложении
и в предложении без вопросительного слова 25
Упражнения 26
Текст 2 (диалог). Frau Meier istam Telefon 27
Упражнения к текстам 1 и 2 28
4. Страна и люди. Приветствие и прощание 29
УрокЗ
1. Правила чтения и произношения 30
Буквосочетание сп 30
Буквосочетание ig 31
Буквосочетание ск 31
Буквосочетания sch, sp, st 31
Буквосочетание tsch 32
Буква z; буквосочетания tz, ti, -tion 32
Упражнения на чтение и произношение 33
2. Грамматика 34
Спряжение глаголов без изменения корневой
.гласной в настоящем времени 34
Упражнения 36
Текст 1. Frau Hoffmann: Arbeit und Freizeit 38
Упражнения к тексту 1 39
3. Грамматика 40
Порядок слов в вопросительном предложении
с вопросительным словом (W-Fragen) 34
Упражнения 41
Текст 2 (диалог). Studentin in Leipzig 42
Упражнения к тексту 2 43
4. Страна и люди. Немцы и свободное время 44
Урок 4
1. Правила чтения и произношения 45
Буквы v, w 45
Буквосочетание рп 45
Буква s 46
Буква; 46
Буквосочетание qu 46
Буквосочетаниеchs; буквах 47
Упражнения на чтение и произношение 47
2. Грамматика 49
Род имени существительного 49
Упражнения 50
Текст 1. Was istFrau Hoffmann von Beruf? 52
Упражнения к тексту 1 53
3. Грамматика 54
Множественное число имен существительных 54
Упражнения 56
Текст 2 (диалог). Im Supermarkt 57
Упражнения к тексту 2 59
4. Страна и люди. Schneider, Muller, Meier.
Что мы знаем о немецких фамилиях? 61
Урок 5
1. Правила чтения и произношения 62
Буква г 62
Буквосочетания ng,nk 63
Оглушение звонких согласных 63
Фонетические слова-исключения 64
Слова иностранного происхождения 65
Интонация немецкого предложения 66
Упражнения на чтение и произношение 66
2. Грамматика 68
Безличные предложения с местоимением es 68
Упражнения 68
3. Грамматика 69
Количественные числительные 69
Возраст 71
Денежные суммы 71
Время 71
Время суток 72
Дни недели 73
Упражнения 74
Текст 1. Inge Kranz erzahlt 76
Упражнения к тексту 1 77
Текст 2 (диалог). Zwei Freundinnen in der Uni 78
Упражнения к тексту 2 79
4. Страна и люди. Слова-интернационализмы
и немецкие слова в русском языке 81
ОСНОВНОЙ КУРС Урок 1
1. Грамматика 82
Склонение имен существительных
в единственном числе 82
Определенные артикли 83
Неопределенные артикли 83
Упражнения 84
Текст 1. Ein Hotelzimmer furFrau Hoffmann 86
Упражнения к тексту 1 87
2. Грамматика 88
Слова, заменяющие артикли 88
Упражнения 89
3. Грамматика 90
Спряжение глаголов с изменением корневой
гласной в настоящем времени 90
Упражнения 92
Текст 2 (диалог). Mittagessen im Cafe 94
Упражнения к тексту 2 95
4. Страна и люди. Еда 96
Урок 2
1. Грамматика 97
Склонение имен существительных
во множественном числе 97
Глаголы с дательным падежом 98
Упражнения 99
2. Грамматика 100
Притяжательные местоимения 100
Склонение притяжательных местоимений 101
Упражнения 102
Текст 1 (диалог). Im Flughafen 103
Упражнения ктексту 1 104
3. Грамматика 106
Глагол mochten 106
Упражнения 107
Текст 2 (диалог). Im Flugzeug 108
Упражнения ктексту 2 109
Текст 3 (диалог). Im Hotel «Alpensonne» 110
Упражнения ктексту 3 111
4. Страна и люди. Путешествие по Германии 113
Урок 3
1. Грамматика 114
Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми
приставками 114
Упражнения 116
Текст 1. Einkaufen 118
Упражнения ктексту 1 119
2. Грамматика 120
Склонение личных местоимений 120
Упражнения 121
Текст 2 (диалог). Ein Telefonatmitden Freunden 123
Упражнения ктексту 2 124
3. Грамматика 125
Отрицание в немецком языке 125
Приставка прилагательных ип 127
Суффикс прилагательных -los 127
Упражнения 127
4. Страна и люди. Магазины 129
Урок 4
1. Грамматика 130
Модальные глаголы в настоящем времени 130
Упражнения 131
2. Грамматика 134
Субстантивированные инфинитивы 134
Упражнения 134
3. Грамматика 135
Предлоги с дательным падежом 135
Упражнения 137
Текст 1. Der Terminkalender von Petra Meier 138
Упражнения к тексту 1 140
4. Грамматика 141
Возвратные глаголы в настоящем времени 141
Упражнения 143
Текст 2. Steffi erzahlt von ihrem Tag 145
Упражнения к тексту 2 146
5. Страна и люди. Ежедневник 147
Урок 5
1. Грамматика 148
Предлоги с винительным падежом 148
Упражнения 149
2. Грамматика 150
Предлоги с родительным падежом 150
Упражнения 151
3. Грамматика 152
О временах глагола в немецком языке 152
Перфект глаголов 152
Упражнения 155
Текст 1. Die Studentinnen griinden eine WG 157
Упражнения к тексту 1 158
4. Грамматика 159
Наречия 159
Упражнения 162
Текст 2 (диалог). Frau Kranz erzahlt
der Nachbarin von ihrem Urlaub 162
Упражнения к тексту 2 164
5. Страна и люди. Жилье 165
Урок 6
1. Грамматика 166
Указательные местоимения 166
Упражнения 167
2. Грамматика 168
Предлоги с дательным
и винительным падежами 168
Упражнения 169
Текст 1 (диалог). Die Studentinnen richten ihre
WGein 171
Упражнения к тексту 1 173 ,
3. Грамматика 174
Глаголы wissen и кеппеп 174
Упражнения 175
Текст 2 (диалог). In der Stadt 176
Упражнения к тексту 2 177
4. Страна и люди. Городской общественный
транспорт 178
Урок 7
1. Грамматика 179
Управление глаголов 179
Упражнения 180
2. Грамматика 182
Местоименные наречия 182
Упражнения 183
Текст 1. Tina Meier feiert Geburtstag 185
Упражнения к тексту 1 186
3. Грамматика 187
Предложения с неопределенно-личным
местоимением man 187
. Упражнения 188
Текст 2. Uber einige Feste in Deutschland 189
Упражнения к тексту 2 191
4. Страна и люди. Праздники в Германии 192
Урок 8
1. Грамматика 194
Прилагательные. Степени сравнения
прилагательных 194
Упражнения 196
2. Грамматика 197
Частица zu. Инфинитивы с частицей zu 197
Упражнения 198
| Текст 1 (диалог). Im Kaufhaus 199
I Упражнения к тексту 1 201
3. Грамматика 202
Существительные слабого склонения 202
Упражнения 203
| Текст 2. Ein Praktikumsplatz fur Steffi 205
Упражнения к тексту 2 206
4. Страна и люди. Поиск работы 208
Урок 9
1. Грамматика 209
Географические названия.
Склонение и выбор предлога 209
Упражнения 211
2. Грамматика 213
Склонение прилагательных 213
Упражнения 215
Текст 1. Die Stadt Schwarzenberg 216
Упражнения к тексту 1 218
3. Грамматика 220
Наречия направления, начинающиеся
на hin- и her- 220
Упражнения 221
4. Грамматика 222
Повелительное наклонение 222
Упражнения 224
Текст 2. Familie Meier ist unterwegs 225
Упражнения к тексту 2 226
5. Страна и люди. Поездка по автостраде 228
Урок 10
1. Грамматика 229
Прошедшее время претерит.
Претерит сильных и слабых глаголов 229
Упражнения 231
Текст 1. Die E-Mail an die Freundin 233
Упражнения к тексту 1 234
2. Грамматика 235
Модальные глаголы и глаголы wissen, кеппеп
в прошедшем времени претерит 235
Упражнения 236
3. Грамматика 238
Сложные предложения 238
Упражнения 240
Текст 2. Die Regeln in einer Wohngemeinschaft 242
Упражнения к тексту 2 243
4. Страна и люди. Сортировка мусора 244
Урок 11
1. Грамматика 245
Порядковые числительные 245
Упражнения 246
2. Грамматика 247
Относительные придаточные предложения 247
Упражнения 248
Текст 1. Uber die Berliner Sehenswurdigkeiten 249
Упражнения к тексту 1 251
3. Грамматика 252
Придаточные предложения цели с союзом
damit и с инфинитивным оборотом ит . zu 252
Упражнения 253
Текст 2. Mit der Buslinie 100 durch Berlin 254
Упражнения к тексту 2 255
4. Страна и люди.
Из истории немецкой столицы 256
Урок 12
1. Грамматика 257
Глагол werden. Спряжение в Prasens
и Prateritum 257
Будущее время Futur 1 258
Упражнения 259
2. Грамматика 260
Причастие I и причастие II
в склоняемой форме 260
Упражнения 261
Текст 1. Biografisches: Inge Kranz 262
Упражнения к тексту 1 264
3. Грамматика 265
Страдательный залог в немецком языке 265
Упражнения 268
Текст 2. Berlinale 270
Упражнения к тексту 2 271
[4. Страна и люди. Фестивали
и массовые мероприятия в Германии 272
Урок 13
1. Грамматика 274
I Страдательный залог состояния
(Zustandspassiv) 274
Упражнения 275
2. Грамматика 276
Альтернативные пассивные конструкции:
lassen + zu + Infinitiv, sein + zu + Infinitiv 276
Упражнения 277
Текст 1. Hausordnung 278
Упражнения к тексту 1 279
3. Грамматика 281
Сослагательное наклонение 281
Выражение вежливой просьбы 281
Упражнения 283
Текст 2 (диалог). In der Backerei 284
Текст 3 (диалог). In der Fleischerei 285
Упражнения к текстам 2 и 3 286
4. Страна и люди. Хлеб 287
Урок 14
1. Грамматика 289
Сослагательное наклонение для выражения ирреальных желаний, возможностей,
предположений 289
Упражнения 291
2. Грамматика 293
Особенности склонения имен собственных 293
Упражнения 294
Текст 1. Deutschland: Geografische Lage 295
Упражнения к тексту 297
3. Грамматика 298
Предпрошедшее время плюсквамперфект. Придаточные предложения
с союзом nachdem 298
Упражнения 299
4. Страна и люди.
О ландшафтах Германии 301
Урок 15
1. Грамматика 302
Формы настоящего времени в сослагательном
наклонении (Konjunktiv I) 302
Упражнения 305
2. Грамматика 306 |
Сослагательное наклонение
в косвенной речи 306 |
Упражнения 308
Текст 1. Das Konzert am Samstag 310
Упражнения к тексту 1 311
3. Грамматика 312
Двойные союзы 312
Упражнения 313
Текст 2. Deutschland: Das politische System 314
Упражнения к тексту 2 316
4. Страна и люди.
Система социального страхования
в Германии 317
Ключи 319
Немецко-русский словарь 348
Вы хотите выучить немецкий язык, но не решаетесь начать, ведь он всегда казался вам достаточно сложным? Наша книга убедит вас в обратном! Ведь благодаря простым правилам чтения и произношения, а также четкой грамматической структуре немецкий язык отлично подходит для самостоятельного изучения.
Цель книги, которую вы держите в руках, — познакомить читателей с современным немецким языком, с образом жизни людей в Германии, а также научить излагать свои мысли на этом прекрасном языке и легко говорить по-немецки. Но добиться успехов в изучении любого иностранного языка можно лишь в результате регулярных и последовательных занятий. Данное пособие предлагает классическую методику обучения — сначала читателям предстоит овладеть немецким произношением, основами грамматики, базовой лексикой, а также научиться читать и понимать на слух простейшие тексты. Затем дается более детальная информация, благодаря которой вы получите углубленные знания грамматики, расширите свой словарный запас, а также сможете свободно понимать немецкую письменную и устную речь.
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
www.alleng.ru
10 самых важных грамматических тем немецкого языка
Иные считают, что лучше смерть, чем немецкий язык. Мне трудно с ходу, без подготовки решить этот вопрос. Тут важно, о какой смерти идет речь. Если о медленной и мучительной. Скажем, лет двести тому назад в Канаде индейцы ловили миссионера, сдирали с него кожу, приносили раскаленной золы, потом кипящую воду, и мало-помалу миссионер.
В общем, я думаю, что ему немецкий язык показался бы приятной переменой.
Итак, несмотря на все запугивания и рассказы о непостижимой сложности немецкого языка, ты решил(а) освоить этот действительно непростой язык. Однако, не так страшен немецкий, как его малюют. Позвоню себе не согласиться с Марком Твеном, который называл его «бессистемным». На мой взгляд, немецкий – логичный, структурированный и системный язык, «любящий» порядок. Учить немецкий язык – это всё равно что решать математические задачи или складывать мозаику.
Не последнюю роль в этом (всё же) нелегком деле играет знание грамматики. Поэтому в данной статье мы перечислим самые важные грамматические темы, которые необходимо освоить начинающим изучать немецкий язык.
1. Спряжение глаголов в Präsens (настоящее время)
Прежде чем приступить к изучению этой темы, тебе предстоит выучить личные местоимения.
В немецком, в отличие от английского, местоимение я пишется с маленькой буквы.
Обрати внимание, что du используется для обращения на «ты» к одному человеку. Чтобы обратиться, например, с вопросом к группе людей (друзей или знакомых), надо употребить местоимение ihr. Sie используется как вежливое обращение к одному человеку или нескольким людям.
Вернемся к спряжению глаголов в Präsens. Первым делом необходимо запомнить спряжение трех основных глаголов (Grundverben):
sein (быть), haben (иметь) и werden (становиться).
Эти глаголы могут быть как смысловыми, так и вспомогательными, т.е. могут участвовать в образовании различных грамматических форм. Например, при образовании прошедшего времени Perfekt используются вспомогательные глаголы haben и sein, при образовании будущих времен Futur I и Futur II – вспомогательный глагол werden, который также используется для образования страдательного залога (Passiv). Так как эти глаголы «нарасхват», важно, чтобы их формы прямо-таки отскакивали от зубов!
Дальнейшую информацию по теме «Спряжение глаголов» ты найдешь на нашем сайте.
Важно! В немецком языке для выражения будущего времени (Futur I) очень часто используется Präsens
Например: Wann kommst du? – Когда ты придешь? Ich mache es morgen. – Я сделаю это завтра.
2. Порядок слов в предложении (Satzstellung)
В немецком предложении каждое слово имеет свое место. Конечно же, важно помнить про прямой и обратный порядок слов и не забывать жонглировать сказуемым и подлежащим. Однако, не стоит также забывать, что отрицательная частица nicht, инфинитивный оборот (с частицей zu или без нее), возвратное местоимение sich – все знают свое место!
Обстоятельства времени , причины , образа действия и места также располагаются в немецком предложении в соответствии с определенным порядком, подчиняясь правилу te—ka—mo—lo ( temporal , kausal , modal , lokal ).
Например: Ich lerne am Wochenende wegen meiner Prüfung sehr intensiv in der Bibliothek .
Если в предложении оба дополнения выражены существительными, то сначала идет дополнение в Dativ, затем в Akkusativ: Ich gebe meinem Bruder ein Geschenk.
Если одно из дополнений выражено местоимением, оно ставится перед дополнением, выраженным существительным: Ich gebe ihm ein Geschenk.
Или: Ich gebe es meinem Bruder.
Но если в предложении оба дополнения выражены местоимениями, то порядок меняется: сначала Akkusativ, потом Dativ. Например, Ich gebe es ihm.
В придаточном предложении сказуемое, как правило, стоит на последнем месте, а если придаточное стоит перед главным, то порядок слов в главном предложении поменяется на обратный: Ich lerne Deutsch, wenn ich Lust habe. Aber wenn ich keine Lust mehr habe, lerne ich trotzdem Deutsch.
Голова идет кругом? Это от радости! 🙂
Внимание! Выше перечислены лишь некоторые правила построения немецкого предложения.
3. Артикль (Artikel)
Ох уж эти артикли. Определенный и неопределенный, артикли мужского (der), среднего (das) и женского (die) рода, а также артикль множественного числа (die)! Не говоря уже о тех случаях, когда артикль и вовсе не требуется. Волей-неволей вспомнишь того миссионера, о котором рассказывал Марк Твен.
На заметку: род существительных в русском и немецком языках НЕ совпадает, поэтому возьми себе за правило учить немецкие существительные ТОЛЬКО вместе с артиклем (der, das, die). Во множественном числе все существительные имеют артикль die.
Запомни: существительное der Unterricht (урок, занятие) не имеет в немецком языке формы множественного числа!
К счастью, в немецком языке много суффиксов-подсказок, которые указывают на род существительного. Например, все существительные на -ung, -keit или -heit – женского рода, на -chen или -lein – среднего, а на -ling – мужского. Вот некоторые другие:
В немецком, как известно, много составных слов. Так вот, необходимо запомнить, что род сложного существительного определяется по последнему в его составе: der Abend (вечер) + das Essen (еда) = das Abendessen (ужин).
При составлении предложений недостаточно просто вспомнить, какой род имеет то или иное существительное, необходимо поставить соответствующий артикль в правильном падеже!
Например: Wo ist der Mann (Nom) mit der Brille? Ich muss dem Mann (Dat) etwas sagen! Hast du den Mann (Akk) gesehen? – Где мужчина в очках? Мне нужно кое-что сказать этому мужчине! Ты видел(а) этого мужчину?
Таблица склонения определенного и неопределенного артиклей:
4. Склонение имен существительных (Deklination der Substantive)
В немецком языке различают три типа склонения существительных: женское, сильное и слабое. Таким образом, при построении немецкого предложения необходимо не только употребить артикль в нужном падеже, но и, если необходимо, добавить окончание к существительному.
К женскому склонению относятся все существительные женского рода. При склонении по падежам они не получают никакого окончания. Например:
Многие существительные мужского рода и все существительные среднего рода (кроме слова das Herz) относятся к сильному склонению и получают в Genetivокончание -(e)s.
Обрати внимание, что существительные среднего рода, оканчивающиеся на -nis, удваивают конечную -s, например, das Zeugnis – des Zeugnisses.
Существительные на –us, –as и –ismus не получают окончание -s в Genetiv: der Kasus– des Kasus.
К слабому склонению относятся четыре группы существительных мужского рода, которые получают окончание -en во всех падежах, кроме Nominativ.
У изучающих немецкий язык часто возникает вопрос: как правильно — Herren или Herrn? Так вот, первое (die Herren) – это форма множественного числа от der Herr (например, Sehr geehrte Damen und Herren), а второе – одна из трех падежных форм, какая именно – определяется по артиклю.
Помимо этих трех типов склонений, в немецком языке есть две группы существительных, которые «играют по своим правилам». Первая группа неофициально называется entweder oder (или . или), в нее входят четыре существительных (der Nachbar, der Bauer, der Oberst, der Untertan), которые могут склоняться либо по сильному, либо по слабому типу склонения существительных.
Nom der Nachbar
Gen des Nachbars / des Nachbarn
Dat dem Nachbar / dem Nachbarn
Akk den Nachbar / den Nachbarn
Вторая группа называется sowohl als auch (как. таки) и включает в себя следующие существительные, которые склоняются как по сильному, так и по слабому типу склонения: der Name, der Same, der Gedanke, der Glaube, der Wille, der Haufe, der Fels, der Funke, der Friede, der Buchstabe, der Drache иdas Herz.
Nom der Name das Herz
Gen des Namens des Herzens
Dat dem Namen dem Herzen
Akk den Namen das Herz
При склонении существительных во множественном числе важно помнить, что в Dativ к существительному добавляется окончание -n (можно так и запомнить – Dativ Plural !), если оно уже не заканчивается на -n.
Nom die Männer die Frauen
Gen der Männer der Frauen
Dat den Männern den Frauen
Akk die Männer die Frauen
5. Склонение имен прилагательных (Deklination der Adjektive)
В немецком языке выделяют три типа склонения прилагательных: слабое, сильное и смешанное.
Как показывает практика, желательно учить склонение прилагательных в единственном и во множественном числе отдельно друг от друга, с перерывом в несколько дней. Это, однако, дело вкуса.
6. Основные формы глагола (ОФГ). Образование времени Präteritum (прошедшее время)
У каждого глагола в немецком языке есть три основные формы:
Infinitiv (инфинитив), Präteritum (прошедшее время) и Partizip II (причастие второе).
В зависимости от способа образования основных форм выделяют, как правило, три группы глаголов: слабые, сильные и неправильные.
Слабые глаголы образуют прошедшее время (Präteritum) путем добавления суффикса —te— к основе глагола: machen– machte. Основные формы сильных и неправильных глаголов образуются не по правилам, поэтому их необходимо выучить наизусть (смотри таблицу сильных и неправильных глаголов).
В форме Präteritum отделяемые приставки «покидают» глагол: auf machen – machte auf .
Научившись спрягать глаголы во времени Präsens, ты без труда освоишь парадигму спряжения глаголов в Präteritum:
Обрати внимание, что во времени Präteritumформы 1-го и 3-го лица ед.ч. совпадают. То, что формы 1-го и 3-го лица мн.ч. совпадают, мы усвоили уже при изучении времени Präsens.
Освоив эту тему, ты сможешь наслаждаться чтением немецких книг в оригинале.
7. Образование времени Perfekt (прошедшее совершённое время)
Данное время является самым употребительным в разговорной речи, поэтому обязательно надо постараться освоить его уже на начальном этапе обучения.
Perfekt образуется при помощи вспомогательного глагола haben или sein и Partizip II (3-ей формы) смыслового глагола. Вспомогательные глаголы спрягаются во времени Präsens (настоящее время), например: Wann bist du aufgestanden?– Когда ты поднялся?
Со вторым «ингредиентом» обычно не возникает никаких проблем: слабые глаголы образует форму PartizipII путем добавления приставки ge— и суффикса —t, например, machen – machte – gemacht. Формы Partizip II сильных и неправильных глаголов приведены в таблице сильных и неправильных глаголов, которую, как мы уже условились, нужно выучить.
Что же происходит, если у глагола уже есть приставка?
Неотделяемая приставка крепко вцепилась в глагол и никого к нему не подпускает: besuchen– besuchte– besucht.
Отделяемая приставка охотно уступает своё место приставке ge—: zu machen– machte zu – zu gemacht.
Глаголы, оканчивающиеся на -ieren, не получают в форме Partizip II приставку ge-: ignorieren – ignorierte – ignoriert.
Теперь остается научиться выбирать правильный вспомогательный глагол – haben или sein! В этом тебе поможет статья «Haben или sein?»
8. Повелительное наклонение (Imperativ)
Для выражения совета, просьбы, требования, приказа, указания или предостережения в немецком языке используется Imperativ. В общем, вещь незаменимая! Разобраться с образованием повелительного наклонения тебе поможет наша статья.
В немецком языке существуют и другие способы заставить кого-либо что-то сделать. Например, при помощи инфинитива: Аufstehen! – Встать! Это очень резкая форма, используется довольно редко. Или при помощи страдательного залога (Passiv): Jetzt wird geschlafen! – Пора спать! Jetzt wird gegessen! – А ну-ка ешьте! Часто употребляется при обращении к детям.
9. Страдательный залог в немецком языке (Passiv)
Страдательный залог образуется при помощи вспомогательного глагола werden и Partizip II (3-ей формы) смыслового глагола. Например:
Ich baue ein Haus. – Я строю дом. -> Das Haus wird gebaut. – Дом строится.
Чтобы сказать это предложение, например, во времени Präteritum или Perfekt, необходимо выбрать соответствующую временную форму вспомогательного глагола werden. Форма Partizip II остается неизменной.
Das Haus wurde gebaut. (Präteritum)
Обрати внимание, что 3-я форма глагола werden теряет в Perfektприставку ge-:
Das Haus ist gebaut geworden. (Perfekt)
10. Модальные глаголы (Modalverben)
Модальные глаголы широко используются как в устной, так и в письменной немецкой речи. Основными модальными глаголами являются können, dürfen, müssen, sollen, wollen, mögen, тогда как möchte(n), не являясь самостоятельным модальным глаголом, представляет собой форму конъюнктива, образованную от mögen.
Для образования отрицания вместо глагола müssen предпочтительно использовать конструкцию nicht brauchen zu + инфинитив:
Du musst es machen. -> Du brauchst es nicht zu machen.
В немецком, кроме самих модальных глаголов, есть так называемые modalverbähnliche Verben (глаголы, которые в определенном значении выполняют функцию модальных), например, lassen – велеть, поручать, позволять, verstehen (zu + инфинитив) – уметь, wissen (zu +инфинитив) – уметь, и многие другие. Например: Ich weiß das zu schätzen, was du für mich machst. – Я знаю ценю (= умею ценить) то, что ты для меня делаешь.
Освоив перечисленные выше темы, ты сможешь заложить необходимые основы успешного и «безболезненного» овладение языком.
Не забывай, что каждая грамматическая тема нуждается в закреплении, поэтому удели достаточно времени выполнению упражнений. Не стоит брать несколько новых грамматических тем за раз, особенно если они мало связаны друг с другом. Лучше «разбавь» грамматический материал изучением новой лексики.
И наконец, самое главное: не забывай делать паузы и отдыхать от зубрежки! Тогда, возможно, и «пытка» немецким языком покажется не такой ужасной.
Кристина Левченя,
команда Start Deutsch
startdeutsch.ru