Функции пособия по временной нетрудоспособности
Функции пособия по временной нетрудоспособности. При исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о его функциях.
Функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. В правовой литературе выделяют следующие основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, производственная, социально-реабилитационная, демографическая, духовно-идеологическая, защитная.
Большинство из названных функций присущи пособию по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства[9].
Экономическая функция социального обеспечения отражает основные его задачи: замещение заработка (дохода) связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу возможных жизненных обстоятельств; в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами; в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Применительно к пособию по временной нетрудоспособности экономическая функция проявляется в определения круга лиц, имеющих право на получение пособия, конкретных страховых случаев, дающих право на получение денежных выплат из специального фонда определения условий, порядка предоставления и размеров пособий по временной нетрудоспособности.
Экономической основой функционирования распределительного механизма пособия по временной нетрудоспособности является специально созданный Фонд социального страхования РФ, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий. Достаточность средств в этом фонде и их постоянное поддержание – это главная цель государства.
От состояния, объема этих средств зависит экономическая основа обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В настоящее время уровень данных средств не отвечает требованиям многих международных норм, например конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.
Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Данная функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Так, в 1999г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность[10].
Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.
Социальное обеспечение тесно связано с общественным производством и влияет на него. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Производственная функция социального обеспечения служит укреплению и развитию производства, так как усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работников.
В литературе отмечается, что нормы права социального обеспечения влияют на производство косвенным образом, воздействуя на поведение людей путем регулирования условий и уровня материального обеспечения и обслуживания за счет специальных общественных фондов потребления. Однако в случае пособия по временной нетрудоспособности влияние производственной функции является прямым. Зависимость размера пособия от заработка работников, непосредственно воздействуют на их производственную деятельность, стимулируя непрерывный производительный труд. Кроме того, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности имеет и превентивное значение, состоящее в предупреждении профессиональных заболеваний и иных нарушений функций организма, могущих повлечь стойкую утрату трудоспособности с прекращением или ограничением трудовой активности. Социально-реабилитационная выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых и нетрудоспособных граждан и охране здоровья всех граждан[11].
Применительно к пособию по временной нетрудоспособности данная функция организовывает восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных, так как выплата пособия создает условия для восстановления способности к общественно полезной трудовой деятельности. Демографическая функция реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, рождаемость.
Данная функция находит проявление в правовых нормах, направленных на материальное стимулирование семьи (выплата пособий по уходу за больным ребенком, предоставление льгот при исчислении непрерывного трудового стажа и определении размеров пособий многодетным и одиноким родителям, круглым сиротам). Духовно-идеологическая функция включает в себя идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.
В основе существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала, которые входят в содержание принципов социального обеспечения.
Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций, в данном случае — временной нетрудоспособности. Именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо их защита в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем являются основным назначением социального обеспечения. В нашем случае это происходит путем выплаты пособия за время нетрудоспособности[12].
Анализ указанных функций приводит к выводу о том, что применительно к пособиям по временной нетрудоспособности они имеют различную значимость. Как представляется, ведущая роль должна принадлежать тем функциям, которые непосредственно вытекают из целевого назначения пособий по временной нетрудоспособности. Основная цель предоставления пособий — создание для застрахованных достаточных материальных условий для восстановления трудоспособности.
Именно в этом состоит их экономическое и социальное назначение. Исходя из этого, превалирующими из названных функций в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности являются экономическая, защитная, социально-реабилитационная функции.
mydocx.ru
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности
1. Имеют ли право внешние совместители на получение пособий по обязательному социальному страхованию?
Ответ: Право на пособия по обязательному социальному страхованию имеют граждане, работающие по трудовым договорам, в том числе и внешние совместители.
2. Имеют ли право на получение пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – пособия) иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ?
Ответ: С 1 января 2015 года временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования и имеют право на получение только пособия по временной нетрудоспособности, при условии уплаты за них работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. При этом граждане государств-членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан,) с 1 января 2015 года имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по страховым случаям, наступившим после 1 января 2015 года, а граждане Кыргызской Республики с 12 августа 2015 г.
3. Обязан ли работодатель выплатить бывшему работнику, уволенному по сокращению штата и заболевшему через неделю после увольнения, пособие по временной нетрудоспособности?
Ответ: Оплата пособия регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Пособие по временной нетрудоспособности также выплачивается, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору. Размер пособия при этом составляет 60% среднего заработка, который рассчитывается, как обычно, из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности. При этом основания увольнения значения не имеют.
4. Подлежит ли оплате листок нетрудоспособности при наступлении страхового случая в период отпуска с последующим увольнением, в связи с истечением срочного трудового договора?
Ответ: Если работник заболел в период отпуска с последующим увольнением, пособие подлежит выплате, так как заболевание наступило до увольнения.
5. Как исчислить пособие по временной нетрудоспособности в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?
Ответ: Если у работника в расчетном периоде не было заработка, или он был ниже минимального размера оплаты труда, то средний заработок принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая. Чтобы определить, что средний дневной заработок, из которого исчисляется пособие, меньше МРОТ, необходимо сравнить две величины. Разделить средний заработок за два предшествующих календарных года на 730 – это будет размер среднего дневного заработка. Вторая – это МРОТ, умноженный на 24 и деленный на 730: таким образом, получится средний дневной заработок, исходя из МРОТ. Для расчета пособия берется наибольшая величина. Дальше необходимо определить размер дневного пособия, который зависит от страхового стажа, а после этого умножить полученную величину на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности. При страховом стаже до 5 лет – 60%, от 5 до 8 – 80%, свыше 8 лет – 100%.
6. Страховой случай наступил в 2018 году (временная нетрудоспособность). В 2016 году застрахованная женщина находилась в отпуске по беременности и родам, в 2017 году – в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Возможна ли замена 2016-2017 годов на 2014 и 2015 годы?
Ответ: В соответствии со статьей 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ, если в двух календарных годах (или в одном из них), непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, человек находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут быть заменены по ее заявлению. При условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
7. Страховой случай наступил в январе 2018 года. За какое количество дней выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (за первые два или три календарных дня)?
Ответ: Согласно статье 3 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
8. Ограничивается ли пособие по временной нетрудоспособности в 2018 году максимальным размером?
Ответ: Размер пособия зависит от размера базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Каждый год база индексируется. В 2016 году – это было 718 000 руб., в 2017 году – 755 000 руб. С учетом этих факторов предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2018 г. составляет 2017, 81 руб. ((718 000+755 000) /730).
9. Каким образом осуществляется расчет пособия по временной нетрудоспособности работнику, проработавшему в организации менее двух лет, в случае отсутствия сведений о среднем заработке этого работника на предыдущих местах работы?
Ответ: Если справки нет, то пособие назначается на основе сведений и документов, имеющихся у работодателя. Если после этого справка все-таки будет предоставлена гражданином, то производится перерасчет пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка. Если получить справку нет возможности, то застрахованное лицо может написать заявление страхователю с просьбой направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о предоставлении сведений о зарплате и иных выплатах, и вознаграждениях. И эта информация будет использоваться для расчета.
10. Выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности за период простоя, если нетрудоспособность наступила в период простоя и продолжалась после его окончания?
Ответ: Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности за период простоя не назначается. За исключением случаев, когда временная нетрудоспособность наступила до простоя и продолжается в период простоя. При этом если нетрудоспособность сотрудника продолжается и после простоя, пособие за период болезни после окончания простоя назначается в установленном порядке.
11. Выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности работникам, имеющим инвалидность?
Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» лица, работающие по трудовым договорам, имеют право на пособие по временной нетрудоспособности. При этом в данном случае необходимо учитывать, что согласно Закону № 255-ФЗ лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
12. Какие документы необходимы для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком застрахованной бабушке, дедушке (другим родственникам), необходимо ли подтверждать степень родства?
Ответ: Застрахованное лицо (опекун, попечитель, иной родственник) имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи, в том числе за ребенком. Для назначения и выплаты пособия в связи с уходом за больным ребенком работник должен представить работодателю листок нетрудоспособности (и при необходимости справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого страхователя). Представление каких-либо других документов для назначения названного пособия не требуется.
13. Какой порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 255-ФЗ?
Ответ: Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания. Для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо по месту работы представляет листок нетрудоспособности и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (с мест работы, службы, иной деятельности у других страхователей). Работодатель назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.
14. Включается ли в страховой стаж период прохождения военной службы?
Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
15. Как учитывается в страховом стаже период, когда гражданин находился на учете в службе занятости населения?
Ответ: Страховой стаж застрахованному лицу может быть подсчитан на основании записей в трудовой книжке, письменных трудовых договоров. Поскольку граждане, состоящие в органах службы занятости населения и получающие пособие по безработице, являются неработающими, то соответственно трудовые книжки за период, когда эти лица состоят в службе занятости населения, — не ведутся, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не отчисляются. А эти периоды не учитываются при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности. Исключение – если граждане состоят на учете в службе занятости, но привлекаются к общественным работам. С ними на этот период заключается срочный трудовой договор, они подлежат обязательному социальному страхованию на общих основаниях, а значит, этот период включается в страховой стаж.
16. Будет ли учтен в страховом стаже период обучения в профессионально — техническом училище?
Ответ: Период обучения в профессионально-техническом училище в страховой стаж по закону не засчитывается. Но если одновременно с обучением гражданин работает по трудовому договору, то период работы в страховой стаж засчитывается.
17. Как в настоящее время должен определяться страховой стаж?
Ответ: В страховой стаж для определения размеров пособий включаются: периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сюда, в частности входит период прохождения военной или иной службы (в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы). Страховой стаж может быть подсчитан на основании записей в трудовой книжке. Когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с законодательством. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного. В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.
18. Каков порядок оплаты листков нетрудоспособности беременным женщинам, находящимся на диспансерном обследовании и лечении?
Ответ: Периодичность диспансерных обследований определяется медицинским учреждением в зависимости от состояния здоровья беременной женщины, характера выявленных у нее осложнений, особенностей условий труда и иных факторов. Время обследований может приходиться на рабочее время. Поэтому прохождение женщиной обязательного диспансерного обследования подтверждается справкой (талоном) медицинского учреждения с указанием даты и времени посещения врача. Листок нетрудоспособности в этом случае не выдается. За беременными женщинами в период прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях сохраняется средний заработок по месту работы. При лечении беременной женщины в стационаре (нахождении на сохранении беременности) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается, как при заболевании, и определяется в зависимости от трудового стажа.
19. Ребенку 3 года. Скажите, сколько времени я могу сидеть с ним на больничном? Как он оплачивается?
Ответ: Если ребенок лечится амбулаторно — первые 10 дней больничного по уходу за ним рассчитываются в зависимости от страхового стажа родителя. Начиная с 11-го дня листок нетрудоспособности оплачивается в размере 50% среднего заработка. При стационарном лечении больничный за весь период считается в зависимости от стажа. На выплату пособий по временной нетрудоспособности влияет возраст ребенка: если ребенку до 7 лет — оплачивается до 60 дней больничного по уходу за ним в течение года. В случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием. Перечень заболеваний утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 №84н.
20. Работаю по договору подряда, заболел, а больничный не дают. Почему?
Ответ: Если человек работает не по трудовому, а по гражданско-правовому договору (подряда, оказания услуг и т. д.), за него не отчисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается только в счет начисленных страховых взносов. Рассчитывать на оплату в период болезни вправе только граждане, работающие по трудовым договорам.
21. Как рассчитывается размер больничного?
Ответ: Размер больничного зависит от страхового стажа. В него включается работа по трудовому договору, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 года и др. Исходя из общей продолжительности стажа, размер пособия определяется так: — при стаже до 5 лет — 60% среднего заработка; — при стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка; — при стаже 8 и более лет — 100% среднего заработка.
Существует предельный размер среднего дневного заработка, которым ограничивается оплата больничного. В 2018 г. он равен 2017,81 руб.
Адрес:
610017, г.Киров, ул.Дерендяева,77
Схема проезда
r43.fss.ru
1.1 Понятие и функции пособия по временной нетрудоспособности
Пособие — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством [15,c.103].
Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная сумма, выплачиваемая за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка [15,c.104].
Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов. Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием.
На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.
Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие выплачивается им за счет средств Фонда занятости РФ, а не за счет средств Фонда социального страхования РФ. Учитывая это, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается особо, вместе с пособием по безработице.
Пособие по временной нетрудоспособности — первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале 20 века. В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохранилась практически без изменений и в Российской Федерации после распада СССР. Условия назначения данного пособия, определение его размеров, порядок выплаты регулируются Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля. Им утверждены Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. В его развитие Президиум ВЦСПС 12 ноября 1984 г. утвердил Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, нормы которого с последующими изменениями и дополнениями применяются до настоящего времени и, очевидно, будут действовать до принятия соответствующего российского закона [6,c.52].
Право на получение пособия имеют все граждане, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы, включая и время испытания.
Периодом работы считается все то время, в течение которого работник состоит в трудовом правоотношении, с первого дня фактического начала работы и по день увольнения включительно. Днем увольнения признается последний день работы, за который начислена заработная плата. В порядке исключения из общего правила пособие выдается, когда нетрудоспособность наступила до начала работы или после увольнения, в следующих случаях.
При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы, но в пути к месту работы пособие выдается: если работник за время следования к месту работы имел право на заработную плату, суточные или оплату расходов по переезду; если работник направлен на работу в установленном порядке после окончания начального, среднего или высшего профессионального учебного заведения, аспирантуры или клинической ординатуры. В указанных случаях пособие выдается с того дня, с которого работник должен был приступить к работе. При наступлении временной нетрудоспособности после увольнения пособие выдается, если: нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения; увольнение обусловлено уважительными причинами и временная нетрудоспособность продолжалась свыше календарного месяца. К числу уважительных причин относится и увольнение по собственному желанию, например в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи, в связи с переездом в другую местность, болезнью самого работника, зачислением его в учебное заведение и т.д. Причина увольнения по собственному желанию признается всегда уважительной у инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16, учащихся — 18 лет. Право на пособие предоставлено также бывшим военнослужащим, проходившим службу по призыву, заболевшим в течение месячного срока после увольнения с военной службы [7,c.32].
Действующие правила предусматривают, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков. При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано в исключительных случаях исполнительными органами Фонда социального страхования РФ [14,c.135].
Пособие не выдается: при умышленном причинении вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей (ранее выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке); при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением; при временной нетрудоспособности вследствие травм, полученных при совершении преступления; за время принудительного лечения по определению суда (кроме психически больных); за время нахождения под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы.
Наряду с рассмотренными выше случаями, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается, законодательство предусматривает ряд обстоятельств, при которых работник лишается пособия [4,c.45].
Пособия лишаются работники, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности; нарушающие режим, установленный для них врачом; не являющиеся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в МСЭК.
Во всех названных выше случаях работники лишаются пособия с того дня, когда ими было допущено соответствующее нарушение, и на срок, устанавливаемый органом, назначающим и выплачивающим пособие.
Функции пособия по временной нетрудоспособности при исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о его функциях. Функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. В правовой литературе выделяют следующие основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, производственная, социально-реабилитационная, демографическая, духовно-идеологическая, защитная [15,c.106].
Из перечисленных выше функций присущи пособию по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства. Экономическая функция социального обеспечения отражает основные его задачи: замещение заработка (дохода) связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу возможных жизненных обстоятельств; в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами; в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Применительно к пособию по временной нетрудоспособности экономическая функция проявляется в определения круга лиц, имеющих право на получение пособия, конкретных страховых случаев, дающих право на получение денежных выплат из специального фонда определения условий, порядка предоставления и размеров пособий по времен ной нетрудоспособности. Экономической основой функционирования распределительного механизма пособия по временной нетрудоспособности является специально созданный Фонд социального страхования РФ, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий. Достаточность средств в этом фонде и их постоянное поддержание — это главная цель государства. От состояния, объема этих средств зависит экономическая основа обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В настоящее время уровень данных средств не отвечает требованиям многих международных норм, например конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Данная функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Так, в 2014 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения. Социальное обеспечение тесно связано с общественным производством и влияет на него. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.
Производственная функция социального обеспечения служит укреплению и развитию производства, так как усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работников. В литературе отмечается, что нормы права социального обеспечения влияют на производство косвенным образом, воздействуя на поведение людей путем регулирования условий и уровня материального обеспечения и обслуживания за счет специальных общественных фондов потребления. Однако в случае пособия по временной нетрудоспособности влияние производственной функции является прямым. Зависимость размера пособия от заработка работников, непосредственно воздействуют на их производственную деятельность, стимулируя непрерывный производительный труд. Кроме того, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности имеет и превентивное значение, состоящее в предупреждении профессиональных заболеваний и иных нарушений функций организма, могущих повлечь стойкую утрату трудоспособности с прекращением или ограничением трудовой активности.
Применительно к пособию по временной не трудоспособности данная функция организовывает восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных, так как выплата пособия создает условия для восстановления способности к общественно полезной трудовой деятельности. Демографическая функция реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, рождаемость. Данная функция находит проявление в правовых норм ах, направленных на материальное стимулирование семьи (выплата пособий по уходу за больным ребенком, предоставление льгот при исчислении непрерывного трудового стажа и определении размеров пособий многодетным и одиноким родителям, круглым сиротам). Духовно-идеологическая функция включает в себя идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции. В основе существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала, которые входят в содержание принципов социального обеспечения. Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций, в данном случае — временной не трудоспособности. Именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо их защита в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем являются основным назначением социального обеспечения. В нашем случае э то происходит путем выплаты пособия за время нетрудоспособности. Анализ указанных функций приводит к выводу о том, что применительно к пособиям по временной нетрудоспособности они имеют различную значимость. Как представляется, ведущая роль должна принадлежать тем функциям, которые непосредственно вытекают из целевого на значения пособий по временной нетрудоспособности.
Основная цель предоставления пособий проявляется в создание для застрахованных достаточных материальных условий для восстановления трудоспособности. Именно в этом состоит их экономическое и социальное назначение. Исходя из этого, превалирующими из названных функций в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности являются экономическая, защитная, социально-реабилитационная функции [14,c.55].
pravo.bobrodobro.ru