Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Налоговый кодекс Российской федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).
Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора — плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима — условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.
В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).
Так же положениями кодекса установлены региональные налоги — транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог — земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).
Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).
www.consultant.ru
Семь налогов, ставки которых вырастут в 2015 году
Чем ближе конец года, тем активнее чиновники и депутаты лоббируют свои предложения по увеличению наполняемости государственного бюджета за счет налогоплательщиков. Петербургский правовой портал собрал воедино все данные о грядущих изменениях налоговой нагрузки.
Налог с дивидендов
Депутаты одобрили закон, позволяющий увеличить налогообложение доходов физических лиц, полученных в виде дивидендов, с 9 до 13 процентов, начиная с 2015 года. Как ранее отмечали чиновники и народные избранники, необходимо установить справедливое налогообложение для бюджетников, которые платят налог с доходов в 13%, и коммерсантов, отчисляющих в бюджет только 9% своих денег.
О повышении налога на дивиденды для юридических лиц власти пока не упоминают. С 2005 года и до сих пор компании платят 9% от полученных средств.
См. подробную справку: НДФЛ
Транспортный налог
С начала 2015 года расчет налога на транспорт осуществляется с учетом специальных повышающих коэффициентов, обозначенных в п. 2 статьи 362 НК РФ. Их размеры указаны ниже.
Стоимость транспортного средства, млн. руб.
Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска ТС
Возраст автомобиля определяется в календарных годах, прошедших с момента его выпуска по состоянию на 1 января текущего года (вне зависимости от месяца выпуска). То есть, если автомобиль выпущен в 2013 году, то 1 января 2014 года ему будет уже год, а 1 января 2015 года — два. Такой порядок исчисления установлен в абзаце 2 пункта 3 статьи 361 НК РФ.
Материалы по теме
Росавтодор готов ввести платный проезд грузовиков по федеральным трассам
Согласно Порядку средняя стоимость автомобиля будет рассчитываться по одной из двух формул, в зависимости от присутствия автопроизводителей или их представителей на территории РФ. У них Минпромторг будет запрашивать рекомендуемые розничные цены на автомобили конкретных марок. Связано это с желанием избежать обмана со стороны налогоплательщиков, которые, в свою очередь, могут указать в договорах купли-продажи автомобилей, заниженные цены.
Транспортный налог поступает в региональные бюджеты. На сегодняшний день он рассчитывается только на основе мощности двигателя автомобиля. Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 НК РФ. Региональные власти могут уменьшить или увеличить ставки транспортного налога, но не больше, чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавливать налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Если ставки налога в регионах не определены, то применяются ставки, установленные Налоговым кодексом РФ.
Водный налог
Еще один повод говорить об увеличении налогового бремени — запланированный рост водного налога. Согласно утвержденному законe, рост налоговых ставок будет проходить на протяжении 2015-2025 годов. Для каждого из этих этапов предусмотрен свой возрастающий коэффициент, на который и будет расти водный налог. Причем, предложенные коэффициенты — возрастающие: если в 2015 году это 1,15, то в 2025 г. — уже 4,65. Чтобы не допустить недоразумений, депутаты сразу прописали ставки налогов, которые, несомненно, будут заложены в тарифы для потребителей. Так, в 2015 году придется платить налог в размере 81 рубля за тысячу кубометров, а к 2025 году его ставка вырастет до 326 рублей.
С 2026 года ставки водного налога продолжат расти в зависимости от индекса потребительских цен.
Налог на добычу полезных ископаемых
Депутаты согласились изменить и порядок налогообложения в сфере полезных ископаемых. Согласно закону, НДПИ на нефть в 2015 году вырастет до 766 рублей за тонну добытой нефти. В 2016 г. планируется поднять ее до 857 рублей, а в 2017 г. — до 919 рублей. Чтобы сохранить льготы, которыми пользуются нефтяники, одновременно снизятся вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты примерно в 1,7 раза за три года, а также уменьшатся ставки акциза на нефтепродукты (примерно в 2,2 раза).
От так называемого «налогового маневра» государство собирается получить в будущем году порядка 40 миллиардов рублей. Правда, цена на бензин с ростом налога может подняться примерно на 3-4,5 рубля.
См. подробную справку: НДПИ
Налог на недвижимость
О повышении этого налога говорилось уже давно. С 2015 года владельцы квартир, дач, домов, гаражей должны платить за них по кадастровой стоимости вместо инвентаризационной. Депутаты предусмотрели специальный переходный пятилетний период до начала уплаты налога в полном объеме. Вначале физическим лицам придется платить пятую часть от насчитанной по итогам года суммы, а затем, вплоть до 2020 года, сборы будут ежегодно повышать на 20%. В главе 32 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января, прописаны также специальные понижающие коэффициенты, которые снизят фактические суммы налога: 0,1% — для жилых домов, дач, гаражей; 2% — для недвижимости стоимостью свыше 300 миллионов рублей, в том числе бизнес центров и торговых комплексов; 0,5% — для иных объектов и сооружений. Имеется также перечень льготников, которым снизят налог на имущество.
Местные сборы
Депутаты и чиновники активно обсуждают идею введения с будущего года региональных сборов. На чем остановятся власти, пока сложно сказать, но сама инициатива в качестве альтернативы налогу с продаж понравилась большинству руководителей страны. Премьер-министр Дмитрий Медведев, в частности, заявил, что знаком с той сложной ситуацией, в которой находятся предприниматели, но не может позволить малому и среднему бизнесу уходить от своих социальных обязанностей.
Региональные сборы оставили только для торговли в мегаполисах
Автор инициативы депутат от «Единой России» Андрей Макаров признавал, что его документ сырой, и обещал прислушаться к любым предложениям относительно его усовершенствования. В частности, может быть изменен размер сбора, перечень видов предпринимательской деятельности, которые попадут под новые сборы. Не исключено, что увеличится период налогообложения — с квартала на год, но ставки сборов сохранятся.
В итоге ко второму чтению подготовили совсем иной документ. Теперь вместо муниципальных сборов с 1 июля 2015 года хотят ввести торговый сбор. Но платить его на первых порах предстоит только предпринимателям из Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Властям городов федерального значения позволят взимать сбор с бизнесменов, занятых
- торговлей через объекты стационарной торговой сети;
- торговлей через объекты нестационарной торговой сети;
- торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.
При этом периодом обложения сбором остается квартал, а местным чиновникам хотят разрешить самостоятельно устанавливать ставки сбора. Депутаты предлагают ограничить их только стоимостью патента по соответствующему виду деятельности, выданному на 3 месяца.
Следуя налоговым правилам, уплачивать сбор предпринимателям предстоит не позднее 25 числа месяца следующего за периодом обложения. Кроме того, им разрешат уменьшать сумму налога на доход от указанного вида предпринимательской деятельности на сумму уплаченного в том же налоговом периоде торгового сбора.
См. подробную справку: Торговый сбор
Акцизы на табак
В законе, внесшем поправки в Налоговый кодекс РФ, говорится, что в 2015 году за каждую тысячу сигарет надо будет платить по 960 рублей плюс 11% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей. В 2016 году акциз может увеличиться до 1250 рублей плюс 12%, но не менее 1 680 рублей, а в 2017 году – до 1 420 рублей плюс 13%, но не менее 1930 рублей.
В действующей редакции статьи 193 Налогового кодекса прописаны несколько иные ставки акцизов на сигареты, которые будут действовать в 2015-2016 гг. Ранее планировалось, что в будущем году с производителей за каждую тысячу сигарет возьмут по 960 рублей плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 250 рублей, а в 2016 году — 1200 рублей плюс 9,5%, но не менее 1 600 рублей. В текущем году ставка акциза 800 рублей плюс 8,5% адвалорная часть акциза, но не менее 1 040 рублей.
m.ppt.ru
Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Агузарова Ф.С.
Предмет. Предметом исследования является оценка современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации, выявление имеющихся проблем и определение возможных путей решения в области рассматриваемой темы. Цель. Отслеживание особенностей и специфики федеральных налогов и сборов по их классификационным признакам. Метод и методология. В ходе исследования применялись такие методы, как поисковый метод, метод системного анализа, сравнительный метод, метод обобщения и другие методы. С помощью использования указанных методов собран и обработан теоретический и практический материал необходимый для исследования. В частности, проанализирован российский опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета , приведены показатели исполнения исследуемых налогов и сборов, определена доля каждого федерального налога и сбора . Кроме того, разработаны предложения по устранению выявленных проблем, направленные на повышение их значимости. Результаты. Федеральные налоги и сборы являются основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Автор отмечает, что если налог или сбор имеет федеральный статус, то это обозначает, что он регулируется федеральным налоговым законодательством, но может распространяться между бюджетами бюджетной системы , как, например, акцизы. Цель работы заключается в разработке предложений и мер по укреплению налоговой составляющей федерального бюджета . Автором доказывается целесообразность совершенствования налогового законодательства относительно исследуемых налогов. Выявлены возможности для увеличения поступлений по федеральным налогам и сборам в федеральный бюджет . В действующей налоговой практике в числе федеральных налогов и сборов на формирование федерального бюджета наибольшее значение оказывают два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, поскольку составляют примерно 85% в сумме всех налоговых поступлений. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны. Рост налогового потенциала за счет других федеральных налогов и сборов возможен путем исключения циклических колебаний в экономике, присутствия высокой налоговой культуры в стране, грамотно проведенной работы налоговых органов.
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Агузарова Ф.С.,
Federal taxes and levies of the Russian Federation: problems and perspectives of development
Subject. The subject of the research is the assessment of the status of federal taxes and levies in the Russian Federation, identification of the existing problems and possible solutions in the area of the discussed topic. Purpose. Tracking of features and specificity of federal taxes and levies according to their classification criteria. Method and methodology. In the study, the author applied such techniques as an exploratory method, system analysis method, comparative method, method of consolidation and other methods. By using these methods, the author assembled and processed the necessary theoretical and practical material for the study. In particular, the author analyzed the Russian experience of formation of tax revenues of the federal budget , introduced performance indicators of the studied taxes and levies, identified a share for each federal tax and levy. In addition, proposals for solution of the identified problems, aimed at enhancing their relevance were developed. Results. Federal taxes and levies are a major source of the State revenue, which is interested in the correct approach to the formation of tax policy. The author notes that if the tax or levy has federal status, then this indicates that it is governed by federal tax laws, but may be distributed among the budgets of the budget system, such as excise tax. The aim of this work is to develop proposals and measures to strengthen the tax component of the federal budget . The author proves the feasibility of improving tax legislation regarding the examined taxes. Opportunities to increase income from federal taxes and levies in the federal budget are identified. The current tax practice among federal taxes and levies for the formation of the federal budget , the largest value is assisted by two taxes: value-added tax and a tax on mineral extraction, because the 85% is approximately the sum of all tax revenues. All other federal taxes and charges are less significant. Growth tax potential at the expense of other federal taxes and levies is possible by removing the cyclical fluctuations in the economy, the presence of a high tax culture in the country, competently conducted work of tax authorities.
Текст научной работы на тему «Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛВНЫМИ ФИНАНСАМИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (Россия), 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, д. 44, кв. 46,
УДК 336.22:354(470) ББК 65.261.4(2Рос)
Предмет. Предметом исследования является оценка современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации, выявление имеющихся проблем и определение возможных путей решения в области рассматриваемой темы.
Цель. Отслеживание особенностей и специфики федеральных налогов и сборов по их классификационным признакам.
Метод и методология. В ходе исследования применялись такие методы, как поисковый метод, метод системного анализа, сравнительный метод, метод обобщения и другие методы. С помощью использования указанных методов собран и обработан теоретический и практический материал необходимый для исследования. В частности, проанализирован российский опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета, приведены показатели исполнения исследуемых налогов и сборов, определена доля каждого федерального налога и сбора. Кроме того, разработаны предложения по устранению выявленных проблем, направленные на повышение их значимости.
Результаты. Федеральные налоги и сборы являются основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Автор отмечает, что если налог или сбор имеет федеральный статус, то это обозначает, что он регулируется федеральным налоговым законодательством, но может распространяться между бюджетами бюджетной системы, как, например, акцизы. Цель работы заключается в разработке предложений и мер по укреплению налоговой составляющей федерального бюджета. Автором доказывается целесообразность совершенствования налогового законодательства относительно исследуемых налогов. Выявлены возможности для увеличения поступлений по федеральным налогам и сборам в федеральный бюджет. В действующей налоговой практике в числе федеральных налогов и сборов на формирование федерального бюджета наибольшее значение оказывают два налога: налог ^ на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, поскольку составляют примерно 85 % в сумме всех налоговых поступлений. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны. Рост ° налогового потенциала за счет других федеральных налогов и сборов возможен путем исключения цикли-^ ческих колебаний в экономике, присутствия высокой налоговой культуры в стране, грамотно проведенной
о работы налоговых органов.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970
cyberleninka.ru
Прямые налоги и сборы Российской Федерации: роль, проблемы и перспективы развития. Статьи по предмету Налоговое право
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ф.С. АГУЗАРОВА
В российской налоговой теории и практике налоговые платежи классифицируются по различным признакам. Самой известной классификационной группой является деление налогов и сборов на прямые и косвенные . Прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Отметим, что в отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.
———————————
Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 — 69.
Важно учесть, что прямые налоги и сборы более предсказуемы и быстрее поступают в бюджетную систему. В свою очередь, косвенные налоги взимаются постепенно и не способствуют быстрому наполнению бюджета. Вместе с тем косвенные налоги являются наиболее надежным источником доходов бюджета при любом состоянии экономики государства. В отличие от косвенных, прямые налоги и сборы проще в администрировании и легче контролируются, так как они конкретно увязываются с доходами и имуществом плательщиков . При взимании прямых налогов и сборов точно установлены плательщики, размер, источники уплаты налога и сбора. Что касается косвенных налогов, то последствия взимания трудно прогнозировать.
———————————
Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 — 918.
В числе прямых налогов и сборов превалируют поступления по таким видам налогов, как: налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (таблица 1).
За 2014 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило прямых и косвенных налогов и сборов в сумме 14096,3 млрд. руб., что на 1360,4 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2013 года. В числе прямых налогов и сборов незначительное снижение поступлений наблюдается по водному налогу (0,3 млрд. руб.). По остальным прямым налогам и сборам динамика положительная. Наиболее значительный удельный вес имеется по налогу на доходы физических лиц: 19,6% и 19,2% соответственно. Также велика доля поступлений по налогу на прибыль организаций: 16,3% и 16,9% соответственно. Оба налога объединены в группу «Налоги на прибыль, доходы» и, как следствие, в сумме налоговых поступлений составляют: 35,9% и 36,1% соответственно. Налоги в системе природопользования включены в группу «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами». Удельный вес этих налогов и сборов значителен в сумме налоговых поступлений: 20,244% и 20,64% соответственно, где налог на добычу полезных ископаемых занимает основную часть: 20,2% и 20,6% соответственно. Водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов незначительны в сумме налоговых доходов и составляют 0,02%. Среди налогов на имущество наиболее значителен по объему поступлений налог на имущество организаций: 4,8% и 4,5% из 7,004% и 6,804% соответственно. Также незначителен удельный вес по государственной пошлине: 0,9% и 0,8% соответственно.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что следует повышать в первую очередь роль имущественных налогов. Эти налоги формируют налоговую составляющую бюджетов субъектов РФ и считаются наиболее сложными в администрировании. Отметим, что большинство субъектов РФ нуждаются регулярно в федеральной помощи. Ежегодно регионам выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, на 2016 год сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составила около 515 млрд. руб. . В 2014 году федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов РФ составляли 439 млрд. руб. . Очевидно, что размер федеральной помощи меньше не становится, а, наоборот, растет. Безусловно, повышение роли налогов на имущество сократит объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
———————————
Интернет-ресурс: http://www.regnum.ru/news/economy/1987353.html.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // minfin.ru.
Таблица 1
Анализ поступления прямых налогов и сборов в РФ за 2013 — 2014 гг.
Наименование налогов и сборов
Прирост
поступило, млрд. руб.
Налоги на прибыль, доходы из них:
налог на прибыль организаций
налог на доходы физических лиц
Налоги на имущество из них:
налог на имущество физических лиц
налог на имущество организаций
налог на игорный бизнес
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами из них:
налог на добычу полезных ископаемых
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Налоговые доходы всего
Источник: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации // http://www.roskazna.ru.
Таблица 2
Анализ роли прямых налогов и сборов в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2013 — 2014 гг.
2013 г.
2014 г.
удельный вес, %
млрд. руб.
Полагается, что страны, где прямые налоги и сборы доминируют над косвенными налогами, считаются развитыми. Важно отметить, что объемы поступления прямых налогов и сборов превосходят над косвенными налогами, собранными в Российской Федерации за 2013 — 2014 гг. (таблица 2).
В общем объеме мобилизации налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации удельный вес прямых налогов и сборов составляет: 64,2% и 64,4% соответственно. Поступления по прямым налогам увеличились на 903,3 млрд. руб. в 2014 году и составили 9083,9 млрд. руб. против 8180,6 млрд. руб. показателя 2013 года. По косвенным налогам также имеется повышение поступлений. Прирост составил 457,1 млрд. руб. Удельный вес косвенных налогов составляет более трети поступлений в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы РФ: 35,8% и 35,6% соответственно. Важно отметить, что если косвенные налоги увеличились на 457,1 млрд. руб., то темпы роста прямых налогов и сборов примерно вдвое больше (903,3 млрд. руб.).
Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2013 — 2014 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте — налог на доходы физических лиц и на третьем месте — налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются, исключение составляет лишь водный налог. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ . За анализируемый период удельный вес по ним увеличился на 2 десятые единицы (с 64,2% до 64,4%). По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.
———————————
Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 — 59.
Независимо от того, что отмечается положительная тенденция поступлений наиболее значимых прямых налогов и сборов в российскую бюджетную систему, на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, существуют проблемы по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в частности: сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в «желтых» конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов и другие. В этой связи, в первую очередь, предлагаем:
— отладить механизм администрирования доходов населения и прибыли организаций с целью выявления необлагаемых доходов и прибыли;
— установить размер стандартного налогового вычета на каждого работника не ниже суммы потребительской корзины;
— разработать прогрессивную шкалу доходов, отвечающую современным экономическим реалиям в обществе с учетом доходов работающего населения;
— снизить налоговое бремя по налогу на прибыль организаций для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для вновь созданных организаций);
— оптимально распределять средства по указанным налогам между бюджетами бюджетной системы .
———————————
Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 — 11.
Имеются недостатки и по налогам на имущество, а именно: не всегда точно определена налоговая база, т.е. не установлена инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов имущества. Отметим, что инвентаризационная стоимость заметно разнится с кадастровой (рыночной) стоимостью, она гораздо ниже; отсутствует четкое разграничение стоимости недвижимого имущества, то есть одни объекты определяются по инвентаризационной стоимости, другие — по кадастровой стоимости; несовершенна информационная база, то есть не имеется полных сведений, а также не совпадают данные по объектам имущества; имеются пробелы в администрировании имущественных налогов.
Налоги на имущество остаются незначительными и сложно администрируемыми. Для улучшения имущественного налогообложения предлагаем:
— ужесточить меры администрирования и контроля по объектам имущества;
— пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков ;
———————————
Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 — 654.
— определить порядок формирования налоговой базы, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости;
— создать полный государственный кадастр по учету имущества с установлением объективной стоимости;
— уточнить нормы законодательства в части имущества с целью исключения противоречий одной нормы законодательства другой. К примеру, по земельному налогу законодательство должно быть идентичным в Земельном кодексе, Гражданском кодексе, Налоговом кодексе и других нормативно-правовых актах;
— свести к одному сведения по объектам налогообложения, данные должны совпадать во всех взаимодействующих государственных органах.
Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной. В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существуют недостатки, которые нужно искоренять. Чаще всего проблемы касаются действующего российского законодательства в области налогообложения природопользования. Так, до сих пор не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Нуждается в корректировке Закона «О недрах» в связи с принятием главы 26 Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых , в которой устранено даже упоминание о надобности выделения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В этой связи предлагаем:
———————————
Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 — 11.
— совершенствовать экономический механизм природопользования с целью расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
— так же как по имущественным налогам, откорректировать нормы законодательства в области налогообложения природопользования. Все несоответствия законодательства в сфере природопользования приводят к потерям и выпадению бюджетных средств;
— упростить порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых ;
———————————
Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 — 1030.
— восстановить максимально рациональное природопользование.
Следует отметить, что основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства .
———————————
Агузарова Л.А., Элбакиева З.Б. Налоговое регулирование в системе межбюджетных отношений Российской Федерации // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития / Международная научно-практическая конференция / Под редакцией Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. 2014. С. 6 — 10.
Что касается государственной пошлины, то здесь следует обратить внимание на отдельные завышенные тарифы, уплачиваемые организациями и физическими лицами за оказание юридически значимых действий. Такая ситуация обусловлена высококачественным предоставлением услуг и отлаженным сервисным обслуживанием. Созданы специализированные центры для удобства клиентов, которые предоставляют оперативно услуги в одном месте и эта работа требует вложения значительных денежных средств. Поэтому тарифы на такие услуги завышены.
В заключение отметим, что прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.
В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.
Список использованной литературы
1. Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 9 — 11.
2. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. N 10. С. 910 — 918.
3. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. N 11. С. 1024 — 1030.
4. Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008. N 5. С. 1 — 11.
5. Балаева Д.А., Дзарасова А.К. Анализ результативности применения налоговых льгот как элемента налогового механизма // Налоги и налогообложение. 2015. N 9. С. 649 — 654.
6. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Магометова М.Ю. Мероприятия по социально-экономической модернизации региона // Фундаментальные исследования. 2015. N 8 — 2. С. 356 — 360.
7. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 49 — 59.
8. Тадтаева В.В., Туаева Л.А. Пути развития доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия — Алания // Экономика и предпринимательство. 2015. N 9 — 2. С. 460 — 465.
9. Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации / Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. С. 63 — 69.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
justicemaker.ru