Полномочия президента понятие

Полномочия президента понятие

Понятие Конституции и конституционного строя.

Полномочия Президента РФ.

Законодательная власть РФ.

Исполнительная власть РФ.

Судебная власть РФ.

Федеративное устройство РФ.

Конституционное право — это отрасль права, предметом которой являются охрана прав и свобод человека и устройство государства и государственной власти. В конституционном праве закладываются основы построения и функционирования всего российского общества, и поэтому оно играет ведущую роль во всей системе права государства. Нормами конституционного права закрепляются принципы, которые служат фундаментом, основой для всех остальных отраслей права.

Основным источником конституционного права в РФ является Конституция РФ.

Сам термин «конституция» происходит от латинского constitutio , что означает «внутреннее устройство, строение». Конституция — это основной закон государства, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства государства и общества, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя).

Является ядром правовой системы. Конституция содержит основные принципы, которые закрепляются в отраслевых законах.

Обладает высшей юридической силой. Ни один закон или иной нормативный правовой акт (указ президента, постановление правительства) не может противоречить Конституции.

Стабильна. Стабильность предполагает длительное действие Конституции без внесения в ее текст изменений и дополнений. Кроме того, Конституция принимается в особом порядке, отличном от принятия обычного закона. Конституция РФ одобрена всенародным референдумом.

Имеет прямое действие на всей территории государства. Этот признак проявляется в том, что конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три функции Конституции .

Политическая функция. Конституция определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

Правовая функция. Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

Гуманистическая функция. В Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

Принятие Конституции РФ на всенародном референдуме 12.12.1993 г. прервало советский тип организации государственной власти и закрепило принятие Россией демократических ценностей. Конституционный строй — это общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Глава 1 Конституции РФ закрепляет важнейшие принципы существующего конституционного строя. Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1 Конституции РФ. Положения этой главы могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.

Принципы Конституционного строя.

Демократизм — в государстве должны существовать выборность, сменяемость, отчетность должностных лиц, юридическое равенство граждан, гарантии прав меньшинства и недопущение произвола большинства. Этот принцип является индикатором политического прогресса общества.

Верховенство права и закона — все лица, государственные органы и само государство в их лице обязаны выполнять принятые в установленном порядке законы.

Приоритет прав человека — главная задача конституции — признать правосубъектность каждого человека, установить систему взаимоотношений личности и государства.

Принцип республиканской формы правления — высшие органы государственной власти избираются населением.

Разделение властей — недопустимо сосредоточение всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Принцип федеративного устройства , который выражается в федерализме — разделении полномочий между центром и регионами.

Принцип суверенитета народа — воля народа должна быть главным источником государственной власти и ее решений.

Принцип экономической свободы , который проявляется в многообразии форм собственности. Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности.

Принцип социального государства — деятельность государства должна быть направлена на создание достойных условий существования для каждого человека, что осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства и детства, пенсионеров, инвалидов, малоимущих слоев населения за счет систем государственных служб, пенсий, пособий и т.д.

Принцип идеологического и политического многообразия — что предполагает многопартийность и создание равных возможностей всем социально-политическим силам участвовать в политическом процессе.

Принцип светского государства , в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Принцип приоритета международного права — подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство.

Конституция РФ определяет систему высших органов государственной власти РФ. Ее составляют Президент, Федеральное собрание, Правительство и судебные органы.

Президент РФ, его функции и полномочия

Главой государства РФ является президент. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Правовое положение президента охватывает несколько сфер и характеризуется его функциями .

Президент выступает как глава государства. Президент является первым лицом среди государственных должностных лиц. Глава государства воплощает собой единство государства и государственной власти в целом. Он наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу. При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Президенту как главе государства принадлежит право помилования.

Президент является гарантом Конституции. Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства.

Президент выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Эту Президент реализует как в своей личной деятельности, так и выступая с законодательной инициативой, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Президент назначает высшее командование Вооруженных сил, утверждает военную доктрину РФ.

Представительская функция. Президент представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях.

Порядок выборов Президента определяется Конституцией и Законом «О выборах Президента» .

Содержание Закона «О выборах Президента»

Президентом может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).

Избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Президента — 6 лет и не более 2-х сроков подряд. Это ограничение рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т.е. личной диктатуры.

Нельзя совмещать должность Президента с иной государственной либо коммерческой деятельностью.

Возможно досрочное прекращение полномочий в трех случаях :

1) добровольная отставка;

2) по состоянию здоровья;

3) импичмент (отрешение от должности) по инициативе Федерального Собрания. Основаниями для отрешения являются государственная измена или иное тяжкое преступление.

В Конституции определяется, что при вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу. Присяга — это официальное торжественное обещание соблюдать обязательства, связанные с осуществлением конституционных полномочий. В ряде стран эта церемония называется инаугурацией . Она проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда. Юридическое значение присяги Президента состоит в том, что с момента ее принесения вновь избранный Президент приступает к исполнению своих полномочий. С этого же момента заканчиваются полномочия прежнего Президента.

Полномочия Президента РФ

Определяет основы внутренней и внешней политики.

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, его замов и министров.

Напрямую ему подчиняются «силовые» министерства — МВД, ФСБ, Министерство обороны и Министерство юстиции, он является Верховным главнокомандующим.

ведение чрезвычайного положения;

обнародование и подписание законов;

право законодательной инициативы.

Назначает судей Высших судов

Решает вопросы гражданства, награждений и помилования

Имеет право роспуска Государственной Думы и назначение новых выборов.

Важной характеристикой статуса Президента является то, что он обладает неприкосновенностью . Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру. В период осуществления своих полномочий Президент несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Таким образом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе государственных органов РФ, что не ограничивает самостоятельность деятельности иных государственных органов. Полномочия Президента направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание — парламент РФ. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации по 2 от каждого субъекта (166 депутатов). Каждый субъект Федерации направляет в Совет Федерации одного представителя от представительного и одного от исполнительного органа государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Функции Совета Федерации:

1) одобрение или отклонение закона, принятого Государственной Думой;

2) утверждение изменения границ между субъектами;

3) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

4) отрешение Президента от должности и назначение выборов Президента;

5) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России;

6) назначение на должность судей высших судов России;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией, они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Они избираются по партийным спискам с 7% барьером по пропорциональной избирательной системе. Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. По истечении срока полномочий Думы президент назначает выборы Государственной Думы нового созыва. Реализация гражданином права быть избранным депутатом Государственной Думы возможна при соответствии гражданина требованиям, предъявляемым при реализации активного избирательного права, и дополнительно устанавливает возрастной ценз, равный 21 году. Ценз объясняется необходимостью наличия определенного жизненного опыта для принятия сложных государственных решений.

Конституционное запрещение одновременного членства в обеих палатах парламента, а также несовместимость деятельности депутата государственной Думы с деятельностью в иных представительных органах государственной власти и местного самоуправления направлены на обеспечение беспристрастности и независимости депутатов Думы при осуществлении ими функции народного представительства. Депутату запрещено в течение срока его полномочий находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе постоянной основе. Это означает, что работа в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности. Депутаты получают за эту работу денежное вознаграждение.

Функции Государственной Думы:

1) рассмотрение и принятие законов;

2) решение вопроса о доверии Правительству;

3) Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства;

4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центробанка России, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты;

5) объявление амнистии;

6) выдвижение обвинения для импичмента.

По вопросам, отнесенным к ведению Государственной думы, большинством голосов от общего числа депутатов принимаются постановления.

В случае, когда существуют крайние разногласия между законодательной и исполнительной ветвями власти, Конституцией предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы Президентом. Он может осуществить это в двух случаях :

1) в случае несогласия по вопросу о кандидатуре на пост Председателя правительства;

2) в случае несогласия Президента с решением думы о недоверии Правительству.

Неприкосновенность , или иммунитет , является характерной чертой статуса членов парламента, важной гарантией их деятельности и независимости парламента. Сущность неприкосновенности состоит в освобождении от уголовного преследования в течение всего срока полномочий. Это позволяет защитить депутатов от применения к ним со стороны государственных органов и частных лиц необоснованных репрессивных мер, ограничивающих или лишающих их возможности осуществлять их деятельность.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ , состоящее из отраслевых министерств и государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения РФ и его субъектов.

Правительство возглавляет его Председатель . Он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В состав правительства входят также заместители Председателя и федеральные министры. В течение 7 дней после назначения Председатель представляет Президенту кандидатуры на эти должности. Председатель распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу Правительства и руководит его заседаниями. В отсутствие Председателя правительства его обязанности исполняет первый заместитель Председателя.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум . В состав Президиума Правительства входят Председатель, его заместители, федеральные министры: финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр — руководитель аппарата Правительства.

Правительство вправе образовывать свои постоянные и временные комиссии, а также другие рабочие органы. Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны для исполнения.

Законом установлена обязанность членов Правительства присутствовать по приглашению палат Федерального собрания на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; рассматривать письменные обращения комитетов и комиссий палат и сообщать им о принятых мерах в согласованные сроки. Кроме того, Правительство и его члены обязаны рассматривать запросы депутатов Государственной Думы и членов Совета федерации, а также парламентские запросы и представлять на них ответы в согласованные сроки.

1) разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета и отчета о его выполнении;

2) обеспечение проведения единой финансовой и кредитно-денежной политики;

3) обеспечение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) управление федеральной собственностью;

5) осуществление мер по обеспечению госбезопасности и обороны страны, реализации внешней политики;

6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью.

Конституцией предусмотрено обязательное сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным президентом, с тем, чтобы он мог представить Государственной Думе своего кандидата на пост главы Правительства. Это положение свидетельствует о зависимости срока полномочий Правительства от срока полномочий Президента. При этом нужно иметь в виду, что в случае сложения полномочий Правительство, по поручению Президента, продолжает действовать до тех пор, пока не будет сформировано новое Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии правительству принимается большинством голосов депутатов. Предложение о недоверии Правительству вносится фракцией Думы или депутатской группой, численность которой составляет не менее 20% от общего числа депутатов. Регламентом определено, что Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент объявляет об отставке правительства или о своем несогласии с Думой в этом вопросе. Если после Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Председатель правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Субъекты Федерации имеют собственную структуру законодательных и исполнительных органов, исходя из местных условий и традиций. Образование, формирование и деятельность органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией, федеральными законами, а также конституцией или уставом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами :

единства системы государственной власти;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами власти;

самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

государственной и территориальной целостности РФ;

распространения суверенитета РФ на всю ее территорию;

верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории РФ.

Статьи 10 и 11 Конституции РФ закрепляют принцип разделения властей, которым и определяется место судебной власти в РФ. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, которая проявляется в независимости судей, подчиняющихся только Конституции РФ и закону.

Отличительным признаком судебной власти является то, что осуществляется она исключительно судами. Ни одно должностное лицо не вправе разрешать правовые споры. Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены никакими другими органами других ветвей власти.

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия Конституции актов законодательной и исполнительной власти, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

В России сложилась единая система судопроизводства. Это совокупность всех судов, действующих на территории страны. Судебная система включает в себя следующие элементы .

I. Конституционная юстиция .

Конституционный Суд РФ , который имеет право отменять законы, противоречащие Конституции и нарушающие права граждан, разрешает споры о компетенции между федеральными и региональными органами власти, дает толкование Конституции. Конституционный Суд РФ был основан в 1991 г. В его состав входят 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Ими могут быть профессиональные юристы в возрасте от 40 до 70 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. При вступлении в должность судья Конституционного Суда приносит присягу и руководствуется в своих действиях только правом, которое записано в Конституции РФ.

Конституционные суды субъектов РФ . При этом они не составляют единой системы с Конституционным Судом РФ, т.е. тот не является для них высшей инстанцией.

II. Суды общей юрисдикции , образующие вертикальную систему.

Верховный Суд РФ , который является высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным и административным делам. Он решает самые сложные дела, которые подсудны судам общей юрисдикции, пересматривает решения, приговоры, определения нижестоящих судов по любому делу, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьей Верховного суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет.

Верховные суды субъектов Федерации .

Городские районные суды , которые рассматривают основную часть гражданских и уголовных дел и дел, возникающих из административных правонарушений (до 95%).

Мировые судьи . Им принадлежит важная роль в осуществлении правосудия на местах. Они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела незначительной сложности в качестве суда первой инстанции. Вышестоящей инстанцией для мировых судей является районный суд.

Военные суды , создающиеся в местах дислокации войск — армии и флота.

III. Арбитражные суды , которые разрешают экономические споры между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предприятиями и организациями. Арбитражные суды включают в себя следующие элементы .

Высший Арбитражный Суд РФ , который рассматривает дела о признании недействительными актов Президента РФ, Парламента страны, правительства, которые не соответствуют закону, нарушают права предпринимателей, а также экономические споры России с субъектами Федерации. Он рассматривает дела в порядке надзора, пересматривает их по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный суд изучает и обобщает практику применения законов, действующих в экономической сфере, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Ему, также как и Верховному и Конституционному Судам, принадлежит право законодательной инициативы, т.е. он может вносить в Государственную Думу на рассмотрение проект какого-либо закона. Судьей Высшего Арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет.

Федеральные арбитражные суды округов . Таких судов насчитывается 8. Они проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов судов субъектов Федерации, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Арбитражные суды субъектов Федерации , которые рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные ему. При этом им разрешено рассматривать дело повторно в апелляционной инстанции.

Экономические споры могут разрешаться и третейскими судами . Так называют суд, избранный по соглашению сторон для разрешения возникшего спора. Третейские суды бывают двух видов :

1) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора;

2) образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Если решение третейского суда не исполняется добровольно, то арбитражный суд может заставить в принудительном порядке выполнить решение суда, так как сам третейский суд не обладает средствами для принудительного исполнения решений. Такие суды не входят в судебную систему страны.

В своей деятельности суды связаны с органами прокуратуры, адвокатуры и нотариата.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в РФ» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьей может стать только гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи обладают единым правовым статусом, они не могут участвовать в политических движениях и заниматься предпринимательской деятельностью. Законом предусмотрен предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Для того, чтобы стать судьей, необходимо также сдать квалификационный экзамен. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Судьи обладают неприкосновенностью. Судья не может быть привлечен к административной или дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи возбуждается только генеральным прокурором РФ при согласии квалификационной коллегии судей. Его жизнь, здоровье и имущество подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Жизнь и здоровье страхуются на сумму его 15-летней заработной платы.

Судебная власть в РФ осуществляется на основании следующих принципов .

Равенство всех перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам или лицам, участвующим в процессе по признакам их государственной, социальной, половой, национальной, религиозной или иной принадлежности. Все участники процесса равны между собой и перед законом.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. В заседаниях суда принимают участие не только профессиональные судьи, но и заседатели, а по особо тяжким и опасным преступлениям — присяжные заседатели . Присяжным заседателем может быть любой человек (кроме военнослужащих, священников, судей и др.), в возрасте от 25 до 70 лет, выбранный для выполнения такой функциональной обязанности. Коллегия присяжных состоит из 12 человек и двоих запасных. Присяжные не вникают в юридические тонкости дела, а решают вопрос о виновности лица. Если присяжные определили полную невиновность человека, он подлежит немедленному освобождению из-под стражи, прямо в зале суда.

Принцип гласности. Суд рассматривает уголовные и гражданские дела в открытых заседаниях. Любые граждане могут свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях несовершеннолетних, по делам о половых преступлениях, а также по некоторым другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.

Принцип состязательности. Обвинение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защита (прокурор и адвокат) наделяются равными правами.

Принцип независимости судей. Запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, вынесение судебного решения с соблюдением тайны совещательной комнаты.

Принцип несменяемости судей. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия и его полномочия могут быть прекращены только в установленном федеральным законом порядке.

Принцип неприкосновенности судей. Предотвращение какого-либо воздействия на судью, а также недопущение ущемления их прав при отправлении ими правосудия.

Согласно Конституции, Россия является национально-территориальной симметричной федерацией, состоящей из 83 субъектов.

21 республика (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Республика Коми, Марий Эл, Мордовия, Республика Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика);

9 краев (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский);

46 областей (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская);

4 автономных округа (Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий);

1 автономная область (Еврейская);

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

В Конституции закреплены принципы федеративного устройства РФ :

1) государственная целостность и единство государственной власти;

2) разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ;

3) равноправие субъектов Федерации;

4) самоопределение внутри РФ (проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта).

В целом, российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 г., декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.

Назовите предмет изучения конституционного права.

Дайте определение Конституции и конституционного строя.

Назовите принципы конституционного строя.

Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты?

Перечислите полномочия Президента РФ.

Назовите полномочия Совета Федерации.

Перечислите полномочия Государственной Думы.

Что такое иммунитет депутата Государственной Думы?

Назовите порядок назначения Председателя Правительства и министров.

www.e-biblio.ru