Третейские суды определение

§ 1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства*(332) 1. Основные характеристики третейского суда и третейского разбирательства

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участников гражданского оборота, которая избирается по соглашению между ними. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров.

Первые постоянно действующие третейские суды были образованы при Торгово-промышленной палате России (до этого — СССР). На фондовом рынке России получили распространение арбитражные биржевые комиссии при биржах, разбиравшие споры участников биржевых торгов. Большое количество третейских судов и арбитражей образовано при региональных торгово-промышленных палатах, объединениях предпринимателей в различных сферах гражданского оборота, например при Ассоциации российских банков, при Национальной ассоциации участников фондового рынка России.

Большой импульс развитию международного коммерческого арбитража придало принятие в 1993 г. Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и в 2002 г. — практически одновременно с новыми ГПК и АПК — Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора ad hoc. Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность третейского суда осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству в конечном счете покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда).

Таким образом, третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой

согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

При понимании правовой природы третейского суда следует избегать отождествления постоянно действующего третейского суда с какой-либо организационно-правовой формой*(335).

Третейский суд правомерно включать в систему гражданской юрисдикции, которая образует систему органов по разрешению гражданско-правовых споров. При этом он занимает здесь особое место. Третейское разбирательство является формой частного правоприменения в отличие от правоприменительной деятельности государственных судов, которые осуществляют ее от имени государства. Однако его деятельность как органа гражданской юрисдикции санкционирована в самых различных нормативных актах, например Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации», Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже», ГПК, ст. 11 ГК, международных соглашениях и других актах.

Поскольку третейское разбирательство является формой частного правоприменения, то оно никак не связано с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства*(336). Употребляемый иногда в литературе термин «третейское судопроизводство» сомнителен, поскольку третейские суды правосудие не осуществляют. Термин «судопроизводство»*(337) используется в ст. 118 Конституции РФ во вполне определенном смысле применительно к деятельности органов судебной власти.

В России одновременно действуют международные коммерческие арбитражи и третейские суды. Есть ли между ними непреодолимые различия и в чем тогда необходимость использования различной терминологии?

В плане отличия можно отметить, что международные коммерческие арбитражи и третейские суды имеют: —

во-первых, разные источники правового регулирования; —

во-вторых, различную компетенцию в зависимости от статуса сторон.

Третейские суды рассматривают споры из «внутреннего» гражданского оборота и с участием российских лиц. Международные коммерческие арбитражи разрешают споры с участием иностранных лиц либо когда одной из сторон является российское лицо с иностранными инвестициями. Однако единой является их правовая природа как негосударственных способов разрешения споров между участниками гражданского оборота.

lawbook.online

Понятие третейского суда в РФ

Защита гражданских прав осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд, согласно ст. 2 Закона о Третейских судах — это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. Т.е. альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц.

Третейский суд — наиболее приемлемая рыночным отношениям форма юрисдикции, поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе самих участников конфликта и, следовательно, индивидуальный подход к каждому делу.

Цель третейского разрешения дел — урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.

Предусматривается два вида третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора (так называемые третейские суды «ad hoc»), а также постоянно действующие третейские суды.

Разница между ними состоит в том, что при передаче спора на рассмотрение третейского суда, создаваемого для рассмотрения конкретного спора стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения спора. Понятие «конкретный спор» следует понимать достаточно широко. Это может быть уже возникший спор или группа споров, по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для этого составом (или единолично третейским судьей). Порядок назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом. Поскольку и в данном случае при возникновении спора состав третейского суда формируется на основании специального соглашения, такой третейский суд считается созданным для рассмотрения конкретного спора. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

Заключение сторонами соглашения о передаче спора в постоянно действующий третейский суд подразумевает, что стороны вместо непосредственного согласования между собой всех процессуальных вопросов соглашаются следовать правилам рассмотрения споров конкретного ими избранного третейского суда. То есть стороны как бы поручают данному учреждению решить те организационные вопросы, которые по закону они вправе решить самостоятельно.

Таким образом, постоянно действующий третейский суд — условное название, используемое обычно для обозначения организации, учреждения, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и организации третейского разбирательства. Такая организация может быть создана исключительно для организации третейского разбирательства либо наделяться более широким кругом функций.

Договариваясь о передаче спора определенному постоянно действующему суду, стороны тем самым автоматически подчиняют себя тому порядку, той процедуре, которая предусмотрена для рассмотрения споров в данном суде.

Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обладающими статусом юридического лица.

На организации, образующие постоянно действующие третейские суды, возлагается обязанность информировать соответствующий арбитражный суд об их создании и составе. Лица, организующие постоянно действующие суды, добровольно представляют информацию о таких органах, поскольку при отсутствии такой информации арбитражные суды не смогут осуществлять функции по принудительному исполнению решений третейского суда.

В отличие от третейских судов для разрешения экономических споров, третейские суды для разрешения споров между гражданами, могут быть только судами ad hoc: третейский суд организуется по особому всякий раз соглашению всех участников спора.

Третейский суд рассматривает и разрешает спор только при наличии соответствующего договора сторон (третейской записи). Есть определенные требования к форме и содержанию такого договора. Он должен быть заключен в письменной форме. Договор должен считаться заключенным в письменной форме, если его условия содержатся в документе, подписанном сторонами, или он заключен путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу, или с использованием других средств связи, обеспечивающих их фиксирование.

Договор может быть заключен как в виде отдельного соглашения, так и в виде соответствующей оговорки в договоре. Несоблюдение письменной формы договора может повлечь признание его незаключенным. Однако признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность содержащейся в нем третейской записи. Вопрос о наличии или действительности третейской записи третейский суд решает самостоятельно. Если третейский суд признает ее отсутствие или недействительность, спор может быть передан на разрешение суда общей юрисдикции.

Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда носит безотзывный характер. Это значит, что сторона, заключившая договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения предусмотренного в нем срока разрешения спора, за исключением случая, когда она докажет, что кто-либо из третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении договора. Заключение сторонами договора о передаче спора третейскому суду влечет за собой определенные юридические последствия. При наличии такого договора судья суда общей юрисдикции отказывает в принятии искового заявления, а в ходе разбирательства дела производство по нему прекращается.

Состав третейского суда, в зависимости от усмотрения сторон, может быть различным. Третейский суд образуется в составе одного судьи, избранного сторонами, либо в составе нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию судей. Перемена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (смерть, тяжелая болезнь и др.) стороны по соглашению могут выбрать один из двух вариантов действий: либо доверить разрешение спора оставшимся третейским судьям, либо избрать нового третейского судью в том же порядке, в каком избирался выбывший судья. В случае, если был избран всего один третейский судья, действие третейской записи может быть прекращено.

www.kolchadm.ru

Третейский суд: понятие, значение, правовое регулирование деятельности. Порядок рассмотрения споров третейскими судами.

Трете?йский суд (Коммерческий арбитраж) — негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой.

Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Третейские суды бывают двух видов:

· третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. adhoc — для частного случая)

· образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»).

2. Федеральный (Федеральный закон РФ 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля1993 г.).

3. Местный (Регламент данного Третейского суда и третейские соглашения сторон спора).

Правила третейского разбирательства (Регламент Третейского суда) разрабатываются каждым Третейским судом самостоятельно. Правила принимаются сторонами при подписании третейского соглашения (правила разбирательства — неотъемлемая часть соглашения). Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.

В третейском соглашении стороны также могут записать свои правила третейского разбирательства, являющиеся обязательными для Третейского суда.

Постоянно действующий (институциональный) третейский суд может быть учрежден любым юридическим лицом, при этом обязательно письменное извещение государственного, чаще всего — Арбитражного суда по месту своего нахождения. Государственные Арбитражные суды ведут списки Постоянно действующих третейских судов, зарегистрированных на своей территории (списки обычно доступны онлайн).

Третейский судья, кроме судей международного коммерческого арбитража, обязан иметь высшее юридическое образование, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично и не должен иметь судимостей. Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения. Квалификация для арбитров не предусмотрена.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами).

Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации), так и для рассмотрения конкретного спора (суды adhoc). Создание последних не требуют никаких регистрационных действий даже уведомительного характера.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня1992 г.)).

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре (раздел «Порядок разрешения споров») или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

1. безальтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в «,

2. альтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в «,

3. конкретизирующая: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в «.

Сравнительная характеристика разбирательства в третейском и в государственном судах

1. Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ». В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ).

2. Срок на обжалование. В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ «О третейских судах), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

3. Основания для обжалования решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК).

4. Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). Решение третейского суда не может быть обжаловано ни в апелляционном, ни в кассационном, ни в надзорном порядке. Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ).

5. Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определения государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ). Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ).На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ).

6. Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК).

7. Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 ФЗ). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.

8. Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ).

9. По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ).

10. Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).

11. Конфиденциальность участников судебного процесса.

12. Немедленное вступление решения в силу.

13. Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством(международные коммерческие арбитражи; эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира).

pravo.studio

Новая форма третейских судов

В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; далее – закон об арбитраже). Второй предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ; далее – Закон № 409-ФЗ). Оба закона вступают в силу с 1 сентября текущего года.

Подготовка реформы cистемы третейских судов длилась на протяжении трех лет – еще в 2012 году глава государства заявил о необходимости определения Правительством РФ комплекса мер по развитию третейского разбирательства (поручение Президента РФ от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410), а в 2013 году поручил кабинету министров совместно с ТПП РФ и РСПП разработать непосредственно законопроект о совершенствовании системы третейского судопроизводства (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). За этот период был подготовлен не один проект закона, направленного на регулирование данной области, и эти проекты активно обсуждались экспертным сообществом. Рассмотрим, каким получился итоговый результат такой продолжительной работы и какие изменения ожидают систему третейских судов в ближайшее время.

Третейские суды превращаются в арбитражные учреждения

Законом об арбитраже вводится ряд новых понятий, а также корректируются уже существующие (ст. 2 закона об арбитраже). Так, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в законе как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). При этом третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров. Надо отметить, что многие эксперты недовольны такими изменениями. «Попытка перейти к использованию исторического термина «арбитраж» и его производных в тексте отдельно взятого закона, то есть изолированно от остальной нормативно-правовой базы, привела только к смешению терминологии и путанице. Так, отныне схожи до степени смешения термины «решение арбитражного суда» и «арбитражное решение», «арбитражный суд» и «арбитраж», по-прежнему относящиеся совершенно к разным областям: области государственного судопроизводства и альтернативного разрешения споров соответственно», – считает член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата» Дмитрий Волосов.

С сентября текущего года на смену третейским судам как учреждениям придут постоянно действующие арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе осуществлять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

Важно, что арбитражные учреждения будут образовываться только при НКО, причем не при всех – не допускается их создание при государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, государственных компаниях, политических партиях, религиозных организациях, а также адвокатских образованиях, адвокатских и нотариальных палатах (ч. 2 ст. 44 закона об арбитраже). Сторонники этого новшества отмечают, что данное положение было утверждено, чтобы не допускать образования так называемых «карманных» третейских судов – третейских судов, аффилированных с одним из участников разбирательства (коммерческой организацией). «Существующий «легкомысленный» подход к созданию третейского суда, который считается образованным после того, как юридическое лицо приняло решение о его организации, утвердило положение о нем и список третейских судей, – привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел, образовали свои «карманные» суды, которые априори выносят решение в пользу конкретной стороны. Этим очень любили грешить банки, составляя кредитный договор с кабальными условиями и дикими процентами и определяя подсудность спора в «карманном» третейском суде, решение которого обязательно и обжалованию не подлежит», – подчеркивает управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Высшие суды оценивают объективность решений «карманных» третейских судов по-разному. ВАС РФ считал решения аффилированных третейских судов необъективными и отказывал в выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение. ВС РФ и КС РФ, напротив, полагали и полагают, что сам по себе факт учреждения третейского суда при организации, являющейся стороной спора, не может быть основанием для отмены его решений.

Вероятно, чтобы предотвратить возникновение подобных сомнений в независимости арбитражных учреждений, которые будут созданы по новым правилам, в законе об арбитраже закреплено положение о недопустимости конфликта интересов при осуществлении деятельности этими учреждениями (ст. 46 закона об арбитраже). Так, определено, что конфликт интересов имеет место, например, когда арбитражное учреждение осуществляет администрирование арбитража, одной из сторон которого является НКО, при которой это учреждение создано, либо учредитель или участник такой организации (за исключением НКО с числом участников более 100). Однако никаких конкретных последствий рассмотрения дела при наличии конфликта интересов закон об арбитраже не устанавливает. Более того, он содержит оговорку о том, что арбитражный суд не может отменить арбитражное решение или отказать в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение только на основании того, что имел место конфликт интересов (ч. 4 ст. 46 закона об арбитраже).

Ряд экспертов, которые выступали против принятия закона об арбитраже в таком виде, в котором он был принят, считают, что документ ставит арбитражные учреждения в другую зависимость – зависимость от государства, поскольку для их создания НКО нужно будет получать разрешение Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Нужно отметить, что главная роль в принятии решения о возможности создания арбитражного учреждения при конкретной НКО отведена Совету по совершенствованию третейского разбирательства, который будет создан при Минюсте России. Именно на основании его положительной рекомендации правительство будет предоставлять НКО право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В состав данного Совета войдут представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, а также юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица (ч. 5 ст. 44 закона об арбитраже). При этом лица, замещающие государственные должности, и госслужащие не могут составлять более 1/3 состава совета. Важно, что отказ в предоставлении НКО права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения может быть обжалован в суд (ч. 10 ст. 44 закона об арбитраже).

Требования к НКО, при которой создается арбитражное учреждение

Какие документы НКО должна будет предоставить для решения вопроса о возможности создания арбитражного учреждения, предстоит определить Минюсту России. Однако общие требования, которым должна соответствовать НКО, уже установлены (ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Так, будет проверяться, достоверна ли представленная информация об организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, ее учредителях и участниках, позволяет ли ее репутация и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения.

Дмитрий Волосов, член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата», эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru:

«Самым регрессивным элементом нового закона представляется встроенный в его текст механизм государственного регулирования создания третейских судов. Данное явление уже получило наименование «огосударствления» третейского разбирательства. Благодаря проведенной реформе третейское разбирательство, изначально появившееся как институт гражданского общества и один из цивилизованных внегосударственных способов разрешения споров, фактически становится подконтрольно государству. Достаточно ознакомиться с положением п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже, который не только предусматривает оценку при выдаче разрешения на осуществление третейского разбирательства такого качественного понятия, как репутация НКО, но и заставляет претендента доказывать, что его деятельность будет – в будущем времени (!) – развивать третейское разбирательство. Представляется незаконной и сама процедура получения некоего разрешения, являющегося квазилицензией на осуществление определенного вида деятельности, наличие которой законодательство о лицензировании не предусматривает в принципе».

Кроме того, на соответствие требованиям закона об арбитраже будут проверяться утвержденные НКО правила постоянно действующего арбитражного учреждения (уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража) и рекомендованный список арбитров. Указанными правилами должны быть определены, в частности, виды споров, которые администрирует арбитражное учреждение, требования к арбитрам, порядок ведения арбитража, а также фиксированный размер любых видов арбитражных сборов или правила их определения (ч. 4 ст. 45 закона об арбитраже). В рекомендованный список арбитров необходимо будет включить не менее 30 человек, причем треть или более этих арбитров должны иметь ученую степень и как минимум половина – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествовавших дате включения в рекомендованный список арбитров (ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже). При этом один человек не может быть включен в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений, а перед включением в список определенного кандидата учреждение должно получить его письменное согласие.

Стоит обратить внимание и на то, как будут называться вновь создаваемые арбитражные учреждения. Запрещается использовать в их наименованиях словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если в результате такого использования полное наименование учреждения будет сходным до степени смешения с наименованиями судов РФ или сможет ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий данного учреждения (например, под запрет попадет, скорее всего, такое название, как «Арбитражное учреждение Московской области»). При этом в наименовании учреждения обязательно должно указываться полное или сокращенное наименование НКО, при которой оно создано (ч. 21 ст. 44 закона об арбитраже).

Виталий Матюнин, юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг»:

«Ужесточение требований к созданию третейского суда, и, как следствие, увеличение себестоимости и времени его создания должно привести к уходу недобросовестных участников из данной сферы. Соответственно, практика, когда третейский суд не находится по своему юридическому адресу и когда единственный сотрудник суда – председатель, он же секретарь и единственный судья, не имеющий даже юридического образования, принимает решения по широкому кругу вопросов, исчерпает себя.

Хотелось бы также обратить внимание на наличие в новом законодательстве ответственности, вплоть до прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. 3-4 ст. 48 закона об арбитраже). Мы видим, к чему привело ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства – к полной дискредитации данного института, концепция которого имеет признание в мировой практике. Остается надеяться, что возможность принудительного прекращения деятельности арбитражного учреждения не будет использоваться для подавления его независимости при принятии решений».

Арбитражные учреждения и государственные суды

Закон об арбитраже, по мнению его разработчиков, должен упорядочить процедуру создания арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, что приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства, а это в свою очередь позволит снизить нагрузку на государственные суды. С этой же целью, надо полагать, Законом № 409-ФЗ предусмотрена возможность передачи на рассмотрение третейским судам, администрируемым постоянно действующими арбитражными учреждениями, ряда корпоративных споров – ст. 225.1 АПК РФ дополнена соответствующей ч. 2 (п. 9 ст. 9 Закона № 409-ФЗ). «Признание большей части корпоративных споров арбитрабельными соответствует мировой практике и действительно позволяет надеяться, что участники правоотношений будут чаще обращаться именно в арбитраж, а не в государственный суд», – полагает Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург». А вот юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг» Виталий Матюнин считает, что никакой разгрузки государственных судов не произойдет. «На данный момент какая-либо единая достоверная статистическая база по количеству рассмотренных дел третейскими судами отсутствует. Однако считаю, что третейские суды в принципе не способны разгрузить государственные суды из-за недостаточной развитости данного института. После проведенной реформы, полагаю, количество рассмотренных третейскими судами дел будет еще меньше в связи с тем, что серьезное повышение требований к их формированию приведет к уходу с рынка не только недобросовестных участников, но и представителей небольших третейских судов», – подчеркивает он.

В то же время в законе об арбитраже предусмотрено, что государственные суды будут не только рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений и о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение, но и по заявлению лица, участвующего в третейском разбирательстве, выполнять функции содействия в отношении третейского суда – например, разрешать вопросы, связанные с назначением, отводом или прекращением полномочий третейского судьи (ст. 6 закона об арбитраже; гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим §3, ГПК РФ – гл. 47.1). «Один из минусов закона об арбитраже – некоторая странность в избрании арбитров. Так, если два арбитра не могут определиться с третьим, теперь можно обратиться за помощью в компетентный суд (п. 1 ч. 3 ст. 11 закона об арбитраже). Не вполне ясно, для чего привлекать именно суд и насколько это затянет процедуру, ведь к третейским судам часто прибегают именно за быстрым разрешением спора. Более того, функция по избранию арбитров представляется скорее административной, но никак не правоприменительной, которую призван исполнять суд», – отмечает Анастасия Расторгуева, партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры».

Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия может обратиться в суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 закона об арбитраже). Эксперты считают, что это, во-первых, не может не отразиться на независимости третейского суда, а, во-вторых, станет дополнительной нагрузкой для государственных судов.

Будут ли ликвидированы действующие третейские суды с 1 сентября?

C момента вступления в силу закона об арбитраже нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» будут применяться только к тем третейским разбирательствам, которые были начаты и не завершены к этому моменту (ч. 7 ст. 52 закона об арбитраже). Однако оспаривание и приведение в исполнение арбитражных решений по этим спорам будет осуществляться уже по новым правилам.

Также в законе об арбитраже прямо прописано, что с 1 сентября текущего года постоянно действующие арбитражные учреждения создаются исключительно в установленном им порядке (ч. 11 ст. 52 закона об арбитраже). При этом определено, что порядок выдачи разрешений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и порядок подготовки соответствующей рекомендации Советом по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России должны быть установлены правительством в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже. В этот же срок кабинету министров необходимо определить и порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Депонирование этих правил является обязательным условием допуска к администрированию споров арбитражными учреждениями, получившими разрешение Правительства РФ на осуществление третейского разбирательства (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже).

В течение года со дня, когда Правительство РФ примет соответствующие акты, существующие третейские суды должны будут получить правительственное разрешение на осуществление деятельности по администрированию арбитража, то есть ориентировочно – до 1 декабря 2017 года (если брать максимальный срок, предоставленный Правительству РФ для утверждения порядков). Поэтому при невыполнении этого условия и по прошествии указанного срока их деятельность будет признаваться незаконной (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже). А вот как создать новое арбитражное учреждение, например, в сентябре текущего года, пока не совсем понятно, поскольку неясно, будет Правительство РФ выдавать разрешения и до утверждения порядка их выдачи или нет.

Только двум учреждениям не нужно будет получать соответствующее разрешение Правительства РФ – Международному коммерческому арбитражному суду при ТПП РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (МАК) (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Тем не менее другие требования закона об арбитраже МКАС и МАК обязаны будут исполнить. В частности, до 1 февраля 2017 года они должны утвердить, разместить на своем сайте и депонировать правила постоянно действующего арбитражного учреждения, соответствующие требованиям закона об арбитраже. Кстати, ряд экспертов отрицательно оценивает введение единых правил для арбитража внутренних споров и международного коммерческого арбитража – согласно закону об арбитраже постоянно действующие арбитражные учреждения смогут администрировать и последний вид арбитража (п. 1 ч. 18 ст. 44 закона об арбитраже). «Если создание и функционирование третейских судов всегда входило во внутреннюю компетенцию государства, то вопросы международного коммерческого арбитража были предметом международно-правового регулирования. Россия участвует в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже и Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Образцом для регулирования деятельности международного коммерческого арбитража в России был Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Законодательство на основе данного типового закона принято в общей сложности в 67 государствах. Вряд ли международный коммерческий арбитраж в России нуждался в реформе», – отмечает д. ю. н., директор департамента судебной практики и юридического сопровождения юридической фирмы «Лигал Студио» Валентина Талимончик.

Таким образом, можно говорить о том, что несмотря на длительную подготовку реформы третейского разбирательства закон об арбитраже и Закон № 409-ФЗ подвергаются довольно серьезной критике со стороны экспертного сообщества. Новая стадия обсуждения законов начнется, вероятно, после того, как правительство утвердит порядок выдачи разрешений на осуществление арбитража, а Минюст России определит, как будут проверяться НКО, претендующие на создание арбитражных учреждений.

www.garant.ru