Педагогика правила обучения это

Педагогика правила обучения это

Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М. В. Антропова и др.).

Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М. В. Антропова и др.).

Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, mnqyhu название дидактических принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

pedlib.ru

Основные требования к деятельности учителя, вытекающие из закономерностей, являются принципами (от лат рrincipium — первооснова)

. Дидактические принципы (пришли дидактики) — это исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общей цели и закономерностей. Принципы выражают нормативные основы обучения, взятого в конкр ретного — историческом виде (МОДанилов). Они характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с определением цели. Структура дидактических принципов обусловлена ??структурой законов и закономерности обучениячання.

. Правило — это описание педагогической деятельности, основанный на конкретном принципе. Правило раскрывает отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Это конкретное указание учителю на то, как нужно действовать в типичной ситуации обучения. Соотношение закономерностей, законов, принципов и правил обучения иллюстрирует рис 1 11.

Схема показывает, что правила вытекают из принципов обучения, является средством к реализации. В правилах (писаных и неписаных) закрепляется практический опыт обучения. Поэтому именно правила, по словам. Ушинского, не имеют границ,»их можно поместитьмістити

на одной печатной странице или составить из них несколько томов. Это уже говорит о том, что главным является не изучение правила, а изучение тех научных основ, из которых правила вытекают» 1 . Поэтому основное внимание следует обратить на изучение теории обучения, усвоения навыков ее творческого применения на практике. Это положительно повлияет на развитие творческой инициативы учителя время следует враховува ать, что в обучении, как и в любом трудовом процессе, много стандартных, типичных ситуаций, где необходимо действовать, соблюдая правиил.

Количество принципов обучения может быть разной: более или менее обобщенной. Развитие науки связано с постоянным проникновением в новые связи и принципы, их корректировкой. Вот почему определение количества принципов является понятие относительноеим.

Последовательность принципов в истории педагогики была разной. Она выводилась из общей концепции природовидповидности обучения (Я. А. Коменский), культуросообразности (А. Дистервег), формального и нефор рмального подхода к образованию, логики процесса диалектического познания (И. Ильина). Поэтому возможны различные подходы к последовательности принципеинципів.

Для учителя целесообразной является последовательность принципов, отвечает логике его деятельности по подготовке к учебному процессу: определение задач учебного занятия, средств мотивации учебно-пи изнавальнои деятельности учащихся, содержания учебного материала, методов, форм, средств, условий, осуществление контрол.

4 Система дидактических принципов

Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — целевого, сттшуляцийно-мотивационного, содержательного, операцинно-деятельностного, контрольно-регулирующего и оценочно-результативный ного. Они выступают в органическом единстве, образуя определенную структуру основных положений организации учебного процессу.

. Принцип направленности обучения на реализацию цели образования

Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями общества во всестороннем и гармоничном развитии личности. В психологии и педагогике аргументированно доказана закономерная единство обучения я, развития и воспитания. Отсюда необходимо так проектировать задачи на каждом занятии, чтобы в единстве реализовались учебная, развивающая, воспитательная функция обученияня.

Реализация. Гфинцитгу на практике позволяет:

1) за то же время решать широкий круг взаимосвязанных задач, чем повышать результативность учебного процесса;

2) повышать роль и значение целеполагания в учебном процессе, делать обучение более целенаправленным

Применение этого принципа требует от учителя знания основной цели образования, задач обучения в современной школе, умение в конкретной ситуации выбирать рациональные сочетания задач обучения, развитием тку и воспитания, учитывая реальные учебные возможности учащихся данного класс.

К числу важнейших образовательных задач обучения сегодня отнесены задачу овладения учащимися системой научных знаний, общеучебных и практических умений и навыков, специфичных для каждого учебного ьного предмета; задач развития — развитие умственных способностей и памяти, воли, эмоций личности, ее потребностей, интересов, способностей; воспитательных задач — формирование научного мировоззрения, нравственной, т. Рудова, эстетической, экологической, физической и др. культури.

Планируя содержание, методы и формы организации обучения, учитель должен обеспечить решение всего комплекса доминирующих задач системы уроков по данной теме, а также конкретного урока. При анализе резуль ьтатив обучения в поле его зрения находится не только решение задач формирования знаний и умений, но и эффективность развивающих и воспитательных воздействий проведенного урока или их системы по данной теме. Таким ч ином, данный принцип через основные задачи косвенно влияет на все последующие компоненты процесса обученияня.

Практическая реализация принципа осуществляется путем соблюдения таких отдельных правил обучения:

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие направленности и логики обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы

2. Учите так, чтобы ученик понимал, почему, что и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко их не осознав

. Принцип научности. Принцип научности является важным принципом обучения в современной школе. В статье 9. Закона Украины»Об образовании»утверждается, что»учебные заведения Украины независимо от форм собственности отделены от церкви (релиз лигийних организаций), имеют светский характер»Принцип требует, чтобы содержание образования знакомил учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей нав произ предмету отрасли науки; приближался к раскрытию современных достижений и перспектив развития в будущем. В основе принципа научности лежит ряд важных положений: мир можно познавать; человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную картину развития мира; наука в жизни человека играет важную роль, что приводит направленность школьного образования на усвоение научных знаний; научность нав чение обеспечивается прежде содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит реализацией педагогами принятого содержания; научность обучения действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, межпредметные связиою, міжпредметних зв’язків.

Некоторые правила реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности, внедряйте в обучение новейшие достижения педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта

2. Раскройте логику учебного предмета, которая обеспечивает с первых шагов его изучения надежную основу для усвоения новых научных понятий

3. Систематически информируйте своих учеников о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывайте их с системой знаний, которую в них формируете

4 применяют новейшую научную терминологию, не пользуйтесь старыми терминами, будьте в курсе новейших научных достижений по своему предмету

5 раскрывает генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализуйте требования историзма в обучении

6. В старших классах не обходите спорных научных проблем; если позволяют условия, организуйте дискуссию

Принцип связи теории с практикой с жизнью требует понимания учащимися значение теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для выполнения практических заданий, участия в решении актуальных проблем современности

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь

. А. Дистервег

Связь теории и практики сложный и разносторонний. Выполняя практические задания перед изучением теоретического материала, ученики убеждаются в необходимости овладения определенными знаниями, без которых невозможно решить поставленные задачи. Выполнение практических заданий в процессе изучения теоретических вопросов способствует углублению знаний, осмыслению сути изучаемых явлений. Выполнение практических заданий на основе из асвоення теоретического материала убеждает учащихся в достоверности усвоенного, формирует убеждения, умение применять теоретические знания на практикеиці.

Принцип связи обучения с жизнью предполагает постоянное обращение педагога и учащихся с новейшими достижениями науки, техники, культуры, искусства, проблем общественной жизни нашей страны и всего мира

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на соблюдении ряда правил. Среди них:

1. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы ученик не знал жизненного значения своей работы

2 проблемные-поисковые и исследовательские задачи — лучшее средство связи теории с практикой, широко используйте их в различном сочетании

3. В обучении используйте материалы и примеры из общественно полезного труда учащихся, их исследовательской деятельности, работы в современных бизнес-структурах и т.п.

4. Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должна подчиняться воспитательным, учебным и развивающим задачей

. Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежит целевая установка школы — необходимость подготовки сознательных и активных граждан государства; установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования складают во глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-познавательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения тощ.

Некоторые правила принципа:

1. Не забывайте, что главным является не предмет, который вы преподаете, а личность, которую вы формируете. Учите так, чтобы ученик не был»довеском»к учебному предмету, а наоборот, субъектом его активного усвоенных ннго засвоєння.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества

3 постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы учащихся, развивайте и направляйте их таким образом, чтобы они соглашались с личными и общественными проблемами

4. Помогайте учащимся овладеть самыми методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться

5. Обучая, используйте все виды и формы познавательной деятельности, объединяйте анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще применяйте аналогию

. Принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера и объема материала, который изучается, возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости 3 этому принципу в дидактике связывается постепенное, согласно познавательными возможностями учащихся, усложнение содержания образования и объема учебного материала, которым необходимо овладеть всем учащимся по каждому учебному предмету, степеней я теоретической сложности и глубины этого материала. В 70-е годы. ЛВ. Занков подчеркивал, что обучение, оставаясь доступным, должно потребовать серьезных усилий. Только это приводит к развитию личности и существенным для развития является то, что усвоение определенных сведений в то же время является достоянием ученика, который останется при нем, и ступенькой, которая будет уничтожена в последующем течении познавательного процесса, чтобы обеспечить переход на высшую ступеньку (ЛО. Занков. Занков).

Некоторые правила доступного обучения:

1 от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному (Я. А. Коменский)

2. Обучая, исходите из уровня подготовки и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития

3. Доступность, убедительность, эмоциональность зависят от легкости изложения и речи учителя, поэтому четко и однозначно формулируйте понятия, научите образно

4. Не злоупотребляйте длинными монологами; тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, что ученики поймут сами

5 главных внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учишь: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным процесс зн нахождениия.

. Принцип наглядности обучения требует привлечения к восприятию всех органов чувств ученика. Принцип используется с древних времен. В современной дидактике наглядность понимают шире, чем непосредственные зрительные восприятия. Она вк ключае также восприятие через моторные, тактильные чувства. Поэтому к наглядным средствам относятся и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособиеники.

Наглядные средства делятся на натуральные, изобразительные, схематические; аудиовизуальные (звуконаглядни) и словесно-образные (художественные образы)

Использовать наглядность следует разумно. Переоценка роли наглядности в обучении может сдерживать развитие абстрактного мышления

Некоторые правила, раскрывающие применение наглядности

1. Золотое правило обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — восприятию зрением, услышанное — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное ощущением ню — путем прикосновения (ЯАКоменськийкий).

2. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, по-лиекранну проекцию и др.; совершенстве владейте техническими средствами обучения, методике их х использованииня.

3. Следует использовать наглядность не только дня иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний

4. Применяя наглядные средства, воспитывайте ученическую внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению

. Принцип систематичности и последовательности

Принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались системно, в определенном порядке, чтобы каждый элемент учебного материала логически связывался с другим, а новые знания опирались на усвоенные ранее е и создавали фундамент для усвоения следующих знания.

Реализации принципа систематичности и последовательности способствуют современные программы по общеобразовательным предметам, в которых предусмотрено раскрытие внутри предметных и межпредметных связей и формирование с системных знаний о реальном сви.

Только система дает нам полную власть над нашими знаниями голова наполнена отрывистыми, беспорядочными знаниями, похожа на кладовую, в которой такой беспорядок, что сам хозяин ничего не найдет. КД. Ушинский

Некоторые правила обучения, которые реализуют принцип систематичности и последовательности:

1. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость

2. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации

3 требует от учеников усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и из всей программы

Все должно осуществляться так последовательно, чтобы сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывала дорогу для завтрашнего (Яа. Коменский)

. Принцип прочности. Данный принцип требует, чтобы знания, умения, навыки, мировоззренческие и другие идеи были осмыслены, хорошо усвоенные и длительное время держались в памяти. Принцип решительно отвергает схоластическое зазубривания и механи ичне заучивания материалу.

Реализация принципа требует полного цикла учебно-познавательных действий учащихся: первичного восприятия и осмысления учебного материала, его последующего более глубокого осмысления, запоминания, применение ния усвоенных знаний на практике, а также их повторения и систематизации.

1. Ничто не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, хорошо воспринято умом (Яа. Коменский)

2. Не следует повторять изученное по схеме непосредственного изучения: дайте возможность учащимся рассмотреть материал с разных сторон и точек зрения

3. Прочность запоминания информации, приобретенная в форме логических структур, выше прочности разрозненных знаний; закреплять необходимо знание, представленные логически целостными структурами

4 применяют современные средства и методы контроля, пользуйтесь диагностическими средствами обнаружения и измерения сдвигов в развитии учащихся

5. Приучайте учащихся контролировать процесс и результаты собственного труда

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Принципы обучения

Принципы обучения формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны и их изолированное применение не даст эффективного результата.

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.

Эта целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.

Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.

Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов;
  • активности обучаемых;
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Содержание этих принципов сводится к следующему:

1. Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Конечно, этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений, а в заведениях религиозных приоритет отдается принципу религиозной веры.

Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. При этом учитывается, что данные науки, носят не абсолютный, а относительный, объект-субъектный характер, т.е. содержат в себе наряду с объективным содержанием также и элементы субъективной позиции ученого.

В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Ее истины также не могут претендовать на абсолютную объективность, она еще далеко не полностью раскрыла все тайны образовательной деятельности. Неслучайно некоторые считают, что эту деятельность, как и, например, музыкальное творчество, нельзя «проверить алгеброй», поскольку она основывается не столько на выводах разума, сколько на чувствах интуиции, и поэтому подчиняется скорее законам искусства, чем науки. Подобной позиции придерживался и К.Д. Ушинский.

Признание равенства, паритета всех форм постижения мира — научного, художественного, религиозного — является важным моментом в современном понимании принципа научности, который выступает в качестве одного из проявлений общедемократических норм терпимости, толерантности, свободы выбора.

2. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые вузы США определяют степень соответствия теоретической подготовки своих выпускников требованиям жизни, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой. Во всяком случае, результаты подобных исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге вузов США.

3. Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.

По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

4. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.

Наиболее трудными для усвоения являются, как правило, наиболее общие, универсальные понятия фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин.

Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно.

5. Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения.

Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Но было бы ошибочно считать, что требования этого правила исчерпываются этим. Его содержание трактуется гораздо шире. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации. Это утверждает и известная китайская пословица, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Тем не менее не следует абсолютизировать ни роль зрительного, ни роль чувственного восприятия в целом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения. Понятия, категории, как и теории, недоступны нашим чувствам, они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают лишь как предпосылки. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми приступают к работе познания, лучшим же из живописцев является разум.

6. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг в сфере, скажем, индустрии отдыха и развлечений, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не предполагает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как это имеет место, например, в индустрии развлечений, а, наоборот, требует от обучаемого весьма высокой активности, а иногда полной мобилизации всех его духовных сил. Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении — легко в бою».

Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно преподаватель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Это, однако, не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными.

Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов. Стимулирование этой активности преподаватель осуществляет путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т.п.

В реализации этого принципа обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и др.

Педагогической традиции известны системы обучения, полностью исключавшие какую-либо активность учащихся, требовавшие их беспрекословного подчинения, как это имело место в спартанской системе воспитания или в педагогике средневекового ордена иезуитов.

Известна и другая крайность, когда учебный процесс пытались регулировать сами учащиеся, отстраняя от этого дела преподавателей, как это имело место, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции».

Обе эти крайние позиции в решении проблемы активности обучаемых со временем обнаружили свою полную несостоятельность.

7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю, а также любому, кто по характеру своей деятельности так или иначе участвует в обучении — консультанту, тренеру, менеджеру, — надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

Указанные принципы в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, особенно американской школы, для которой в большей степени характерен прагматизм, узкий практицизм в понимании целей обучения.

www.grandars.ru