Пособия для дошкольников с зпр

Методическая копилка

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1
  • В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических пред­ставлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного об­разования, прошли многолетнюю апробацию ( просмотр )

    • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2
    • Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. (просмотр)

    • Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. » Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
    • Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста —важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах ( просмотр )

    • Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова » Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия»
    • В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа» ( просмотр )

    • Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына » Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития»
    • В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными ( просмотр )

    • Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»
    • Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциа­ции возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения (просмотр )

    • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР»
    • В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования ( просмотр )

    • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (картинный диагностический материал)
    • В пособии представлен картинный диагностический материал для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития ( просмотр )

    • Неретина Т.Г. » Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения»
    • В программно-методическом пособии описана система организации коррекционно-образовательного процесса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения ( просмотр )

    • Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»
    • Методическое пособие разработано по результатам исследования детей с задержкой психического развития. Пособие расширяет возможности диагностики нарушений психического развития обследуемых контингентов детей ( просмотр )

    • Глинка Г. «Буду говорить, читать, писать правильно»
    • Предлаrаемое пособие призвано помочь молодым специалистам, работаюrцим с пятилетними дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, а также отставанием в психическом развитии в плане формирования навыков звукового и слогового анациза и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению ( просмотр )

    • Развивающая тетрадьдля работы с детьми
    • Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов

      Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста желание к самореализации, которое выражается в развитии у них чувства уверенности в собственных силах, личностной адекватности требованиям окружающей среды, которая способствует становлению своего образа, как значимого субъекта в системе межличностных отношений

      Упражнять детей в классификации транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, подводный). Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, в общественном транспорте. Закреплять знания детей о цветах светофора, дорожных знаках. Развивать у детей желание освоить правила дорожного движения. Развивать связную речь детей, внимание, восприятие. Воспитывать у детей умение вести себя в обществе, создать радостно-эмоциональное настроение.

      Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития 5-6 лет

      Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Образовательной программы МАДОУ, программы С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

      defektolog.sad60.edusite.ru

      Эффективные методики развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР

      Развитие речемыслительной деятельности у детей с ЗПР рассматриваю как наиболее значимое направление коррекционной работы, так как оно является результатом подготовки детей к школе. К изучению данной темы, меня подтолкнули следующие аспекты:

      – Психика детей с задержкой психического развития мало изучена, отмечается поверхность мышления, малоподвижность мыслительных процессов, быстрая утомляемость; их речевое развитие характеризуется: бедностью словаря, неточностью понимания значений слов; Тяжело дается последовательно излагать свои мысли, наблюдаются длительные паузы, проблемы с грамматическим оформлением предложений. Дети с ЗПР – это дети, которые “застряли” каждый на чем-то своем, их надо только подтолкнуть, сдвинуть с этой “застрялки”. Вовремя определить проблему, требующую коррекции, оказать помощь.

      – Мышление и речь должны находиться в союзе друг с другом, но на ранних ступенях развития у детей, мышление и речь находятся на разных уровнях развития (“ отдельно друг от друга” – по Рубинштейну). Одни дети могут элементарно мыслить, но у них нет речи; У других присутствует речь, а мыслительные процессы находятся на низком уровне /в зависимости от диагноза/. Осуществляется союз мышления и речи, постепенно, благодаря коррекционно – развивающему обучению, специалистами. Из практики мы видим, что проблемных детей становится все больше и больше. Опираясь на принципы коррекционной педагогики, веду каждого ребенка своей дорожкой, своим путем пошагового развития к речемыслительной деятельности. В работе использую эффективные методики для развития речемыслительной деятельности, создавая такие ситуации, которые актуализируют ее потребность. Необходимо умелое педагогическое воздействие и руководство.

      – Много времени и сил приходится отдавать для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям, т. к. нет единой “Программы воспитания и обучения для детей с ЗПР”; Очень мало разработано коррекционно – педагогической литературы, наглядно – дидактического материала для работы с детьми ЗПР. В работе опираюсь на свои знания, педагогический опыт и радуюсь малейшим открытиям.

      Цель работы: Используя эффективные методики осуществлять квалифицированную коррекцию речемыслительной деятельности детей с ЗПР, которая приведет к положительному результату по подготовке детей к школе и социальной адаптации в общество.

      – Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;

      • Развивать познавательные процессы и мыслительные операции;
      • Учить детей понимать суть, мыслить не расплывчато, а конкретно;
      • Развивать познавательную, речевую активность, целеустремленность;
      • Снижать страх “говорить”, “держать речь” – логофобии;
      • Актуализировать внутренние ресурсы, постепенно включать механизмы самокоррекции.
      • Создавать условия для самореализации личности;
      • Развивать коммуникативные способности;
      • Формировать активные эмоции: удивление, радость победы, подводить детей к самостоятельным достижениям и не останавливаться на достигнутом в обучении, искать свое “Я”.

      В течение пяти лет осуществляла работу по данной теме, переходя от одного этапа к другому: С целью активизации и стимулирования речемыслительной деятельности детей с ЗПР, повышения интереса на занятиях опиралась на проблемно-поисковые методы и приемы ТРИЗ, А.М.Страунинга, М.А. Страунинга. Изучала современные авторские методики О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко., С. В. Коноваленко, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Е. А. Алябьевой, рекомендации В.Ф. Базарного, /доктор медицинских наук, руководитель научной лаборатории в Москве, врач – офтальмолог/, и др. Постоянно изучала и внедряла в работу “игровую коррекцию речи” (речевые игры, упражнения, установки, пальчиковые игры, физминутки, т.д.) на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми ЗПР.

      • Для осуществления взаимосвязи с воспитателями по “игровой коррекции речи” в группе, мною было оформлено “лого – сенсорное панно”, к нему разработан комплекс коррекционно-развивающих игр, которые способствуют развитию речемыслительной деятельности детей с ЗПР. /За основу взята методика Базарного В.Ф. “Экологическая стенка”/. На стене наклеены фотообои, на них натянуты по горизонтали три лески, закрепленные по бокам панно; вверху, посередине, внизу. Для панно необходимы предметные картинки по всем лексическим темам и мини прищепки (зажимы) для того, чтобы картинки держались на лесках./ Учитывая специфику ДОУ, с помощью “лого – сенсорного панно” дети обучаются играя. Играя, ребенок выполняет задание, воспринимает информацию, мыслит, осуществляет действие, произносит высказывание, доказывает. Включение двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Играя у “лого – сенсорного панно” закрепляем пройденный материал по развитию речемыслительной деятельности и добиваемся положительного результата в воспитании и обучении детей с ЗПР /см. “Лого – сенсорное панно” – приложение № 1/.
      • Для лучшего усвоения материала по познавательному развитию и развитию речи использую разные виды моделирования (схемы – модели, зарисовки, опорные картинки, т.д.). Важнейший принцип дидактики “наглядность”, облегчает процесс формирования речемыслительной деятельности детей с ЗПР. Для детей с ЗПР наглядность решает все! Использование схем помогает в обучении детей с ЗПР в формировании фраз, в построении предложений, высказываний, формирует элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями. Наличие зрительного плана делает рассказы более четкими, связными, полными, последовательными. Развиваются психические процессы. На таких занятиях ребенок более активен, он видит знакомую картинку, вспоминает ее название, логически мыслит, произносит, появляется желание говорить. Ассоциации подталкивают ребенка к составлению предложения, рассказа – тем самым облегчают процесс речемыслительной деятельности. Обогащается активный словарь ребенка.
      • Предлагаю ознакомиться с наглядно – дидактическим материалом, который можно использовать педагогам, специалистам, родителям и детям на занятиях и в играх, для развития речемыслительной деятельности. Схемы продуманы и оформлены, по основным темам “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А. Васильевой и приближены к специфике ДОУ /для детей с ЗПР/. Эти пособия пользуются большим спросом у специалистов нашего ДОУ.

      • По временным представлениям; /см. пособие “Времена года” – приложение № 2 /.
      • Методические рекомендации: Пособие включает не только схемы по составлению рассказов о всех временах года, но и схемы, которые дают понять детям: Чем отличается зима от лета? Весна от осени? Время года “Весна” оформлена в виде цветных мнемо – картинок на магнитах, для того чтобы ребенок мог сам выкладывать их в определенном порядке, определяя последовательность изложения текста, рассказа. При составлении рассказа о весне можно использовать мнемо – картинки не на прямой линии, а на “волне” /рекомендации В.Ф.Базарного./, что зрительно активизирует внимание детей с ЗПР и поддерживает их интерес к занятию. /см. приложение № 3/ В пособие входят схемы для быстрого запоминания примет и пословиц о временах года.

      • О жизни животных; /см. пособие “В мире животных” – приложение № 4/.
      • Методические рекомендации: Пособие можно использовать для детей старшего дошкольного возраста. Пособие предназначено для обогащения знаний детей об особенностях жизни “домашних” и “диких” животных. Учить детей составлять рассказы по схеме о животных, включая все познавательные и речевые задачи “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А.Васильевой. (Чей малыш? Особенности внешнего вида; Название детеныша; Животные “домашние” или “дикие”? Кто о них заботится? Где живут? Чем питаются? Какую пользу приносят людям? и т.д.). Ребенок рассказывает по схеме, которую выбрал сам. Составленные схемы являются подсказкой, на каждый вопрос ребенок может найти в них ответ. В схеме определена последовательность рассказа. Для ребенка с ЗПР это лучший вариант для обучения рассказыванию.

      • По заучиванию стихотворных текстов; /см. пособие “На картинки посмотри, и стихотворение повтори” – приложение № 5 /.
      • Развитие речемыслительной деятельности через заучивание стихов по опорным схемам.
      • Учить понимать смысл стихотворений, рассказывать их не спеша, вырабатывать четкость каждого слова.
      • Развивать интонационную выразительность речи, следить за речевым дыханием.
      • Обогащать и активизировать словарь детей.
      • Способствовать развитию внимания, зрительного восприятия, произвольной памяти.
      • Воспитывать любовь к поэзии. Воспитывать желание читать стихи для окружающих, выступать в роли артиста.

      Методические рекомендации: Пособие предназначено для развития речемыслительной деятельности через заучивание стихотворений по опорным схемам для детей с ЗПР – II, III, IV года обучения. Стихи подобраны с учетом специфики ДОУ и с опорой на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой. Стихи распределены по кварталам, на каждый год обучения. Для каждого стихотворения имеется схема.

      • Для автоматизации поставленных звуков, составила рассказы и схемы /по методике В.К. Воробьевой, модель цепной организации: “Лепное рассказывание”. /“Полет на планету Киронов”, “Уточка Кря – Кря”, “Осенний урожай”, /см. приложение № 6/.
      • Методические рекомендации: У детей ЗПР сложно автоматизируются поставленные звуки, много времени уходит на их отработку по заучиванию стихов, песенок, чистоговорок. Намного быстрее автоматизируются звуки в текстах, построенных по “лепному рассказыванию”. Составляя предложение по схеме, ребенок заканчивает его определенным словом. Начинает следующее предложение с этого же слова. Последнее слово в предложении является ведущим. Чем заканчиваем, с того и начинаем. Так получается рассказ. Для работы необходимо правильно оформить маркеру /см. приложение № 6 /. Иметь картинки к каждому рассказу.

        Предлагаю вашему вниманию: конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков [р], [р’] “Полет на планету Киронов”.

        Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата. Автоматизировать звук [р] в закрытых слогах, словах, чистоговорках, тексте. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизировать словарь: планета, космический рейнджер, космические полеты. Развивать речемыслительную деятельность, используя методику В. К. Воробьевой “лепное рассказывание”. Учить отвечать на вопросы, четко излагать свои мысли. Развивать мелкую моторику пальцев рук, обрисовывая силуэт инопланетянина. Вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик на занятии, почувствовать уверенность в своих силах. Способствовать развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию.

        Оборудование: Игрушка-инопланетянин “Кирон”; Рисунок с выбитыми дырочками для обведения силуэта; Мнемо – картинки для составления рассказа “На планете Киронов”; Маркера; “Телевизор” с прорезями для пленки; Пленка со схемой; Дождевая тучка из картона; Массажоры “ежики”.

      • Организационный момент.
      • Проговаривание стихотворного текста с массажорами.
      • Обведение по точкам силуэта инопланетянина.
      • Артикуляционная гимнастика: “улыбочка – поцелуйчик”, “заборчик”, “лопаточка”, “качели”, “пирожки”, “чашечка”, “лошадка, тпру”.
      • Упражнение на дыхание “Тучка грозовая”.
      • Загадка.
      • Упражнение “Заводи мотор: Р-Р-Р… – рь-рь-рь!”.
      • Звуковая дорожка: “Ир-ер-юр-яр… – ри-ре-рю-ря!”.
      • Инопланетянин учит разговаривать с удивлением, с испугом, с сожалением: “Ир-ер-юр-яр”.
      • Дидактическая игра “Закончи предложение”, с использованием телевизора (с прорезями).
      • Учим инопланетянина говорить, как земляне ( чистоговорки “Ир-ер-яр-юр”).
      • Физминутка: “Весенние изменения в природе”.
      • Составление рассказа “ На планете Киронов” по методике В. К. Воробьевой “лепное рассказывание”.
      • Вопросы по тексту.
      • Составление рассказа ребенком.
      • – Здравствуй, Руслан! Я очень рада, что ты пришел на занятие (здороваюсь с ребенком, соприкасаясь своими ладонями с его ладонями, смотрю ему в глаза). В последнее время ты стал более уверенным в себе, самостоятельным, целеустремленным. Ты сам заметил, что у тебя всё получается? Особенно проговаривание звука р. Я очень рада за тебя. Из тебя получится хороший космический рейнджер. Хочешь быть рейнджером? Отправляемся в космический полет.

      • Берем штурвал (массажоры – “ежики”) и проговариваем:
      • В корабле мы летим, во все стороны глядим,
        На все кнопки нажимаем и все звезды облетаем!

      • Ой, а впереди у нас какие-то трудности. Необходимо срочно обвести рисунок по звездам.
      • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ (ЗПР,ЗРР,АЧ,АУТИЗМ)

        Добрый день! занимаетесь ли вы со своими детьми с помощью каких-то пособий(допустим Монтессори и т.д.) и если да то с какими?(можно с фото)

        Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

        Батаева,… Альбом по развитию речи, Гринспен На ты с аутизмом, Янушко Помогите малышу заговорить. Вот из этих книг брала кое- какие игры. Плюс Железнова. А так в разном возрасте разное любил. В год пирамидки, в 1,5 -доски вкладыши. потом основным пособием стало Лего дупло.

        Железнова — отличная тема! Около месяца сын смотрит 40-минутный ролик с песенками, уже почти все повторяет сам и очень хорошо. А начинали с «не хочу» и движений невпопад. Помогает налаживать имитацию, ритм, жесты… а вот Лего дупло «семейный дом» надоел, «аэропорт» тоже. Не подскажете, что сыночку нравилось из дупло?

        Автобус нравится. Но мы на Али покупали. У нас дупла мало

        Мы покупали не дом, а пожарную станцию от пожарного Сэма. Играли им дети больше… как сумкой. Игра Сборы на работу. Моя гордость, так как сын сам придумал. Правда давно не играет так. Машины хорошо идут. В погоне за воришкой у нас есть. Это из России. Еще поезд хотела, скорую помощь (но сын выбрал сам машину от Сэма и вот валяется) и стройку. Экскаваторы, краны всякие. Играл одно время обычными. Сломали быстро

        Подскажите а где можно этот ролик найти?

        Железнова Музыка с мамой. Песенки с движениями. Несколько частей. Я про пальчики часть люблю, на мелкую моторику. Но детям обычно больше нравится с мячами, обручами на крупную моторику. На ютубе было

        Если ребёнок понимает обращённую речь и выполняет команды, то я посоветовала бы айкюшу.Там все области охвачены по которым занимаются дефектологи.Возраст от 2 лет и далее до окончания начальной школы.Можно использовать по 10 бесплатных заданий в день, если хочешь безлимитный доступ, то нужно платить, но не особо дорого.Вроде 30 у.е. за полгода.Там человечек подбадривает за правильно выполненные задания.Причем мы начинали не со своего возраста, а прямо с 2 лет, если справлялась переходили дальше.Наберите айкюша в поисковике и посмотрите.Нам нравится, может и вам подойдёт .

        До конца не могу понять понимает или нет обращенную речь! ситуация такая дочке почти 3,6 года иногда не с первого раза откликается и иногда ни сразу делает что просишь! либо продолжает заниматься своими делами, либо отвечает не хочу делать или не буду делать что-то что прошу!

        Это типично для рас. Вообще все зависит от ваших целей. Чему вы хотите научить? Если общению, то всякие планшеты, компы наоборот необходимо сократить. Вам нужно все, что поможет наладить коммуникацию. Совместные ролевые игры (в куклы, доктора, сборы на работу, день рождения и пр)

        А когда будет результат с ролевых игр? я имею в виду переносить с игр на реальность.

        Что вы под этим подразумеваете? Мне важно, чтобы сын правильно играл, чтобы попав в обычный коллектив, не выделялся. Хотя это ничего не гарантирует. Сейчас он играет со мной, зовет играть и меня, и брата. Стал понемногу сюжет появляться свой собственный, а не предложенный мной. На основе моего, но уже не просто манипулирует предметами, перекладывает. А человечков двигает, топает ими, сажает в аатобус, покупает билет, комментировать начинает свои действия по своей инициативе. Играет в кухню и в садике. Готовит, мешает, кормит кукол. Ставит еду потом в шкаф. Это заметили. Сможет ли он это перенести в обычную жизнь? Надеюсь

        m.baby.ru

        Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей

        Оглавление

        Предисловие

        Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют все возрастающее внимание вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения. XXV съезд КПСС поставил задачу дальнейшего совершенствования всей общеобразовательной системы, и в первую очередь средней школы.

        Как указывается в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года», будет обеспечено дальнейшее развитие системы народного образования, совершенствование форм и методов воспитания и образования в средней школе.

        Одним из результатов такого совершенствования может и должно быть окончательное преодоление случаев школьной неуспеваемости. Указанная задача может быть решена в том случае, если учитель знает причины неуспеваемости и владеет методами ее преодоления и предупреждения. Причинами неуспеваемости могут быть: неподготовленность ребенка к обучению в школе, ослабленное состояние в результате длительной болезни, нарушения зрения, умственная отсталость, дефекты речи. Однако наиболее распространенной причиной неуспеваемости учащихся начальных классов является так называемая задержка психического развития, всесторонней характеристике которой посвящена эта книга.

        Определение «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе стойко не успевающих в массовой школе детей. Вместе с тем это дети, которые не имеют выраженных нарушений анализаторов (слухового, зрительного и др.) и не являются умственно отсталыми.

        К рассматриваемой группе относятся дети с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также дети с церебрастеническими состояниями. В обоих случаях имеются признаки ранее перенесенного органического заболевания центральной нервной системы. Клиническими проявлениями последствий таких заболеваний является некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

        В силу присущих им особенностей дети с задержкой психического развития оказываются неготовыми к обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость оказывать им специфическую и многогранную помощь. Чем раньше ребенок получает такую помощь, тем эффективнее оказывается ее результат.

        Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Она обнаруживается в процессе предшкольной диспансеризации и определяется, когда ребенок начинает испытывать специфические трудности в процессе обучения в школе. Учителя, которые не знакомы с особенностями таких детей, принимают их за умственно отсталых и направляют в медико-педагогическую комиссию на предмет определения во вспомогательную школу.

        Дети, которые имеют незначительную, слабо выраженную задержку психического развития, могут обучаться в массовой школе при условии, если учитель знает их особенности и оказывает им специфическую помощь. В этом случае они постепенно, через 2—3 года сравниваются со своими нормально развивающимися сверстниками.

        Дети с более глубокой задержкой психического развития могут успешно обучаться только в специальной школе для детей с задержкой психического развития. Такие школы созданы и функционируют в Москве, Ленинграде, Горьком, Кишиневе, Риге, Свердловске и некоторых других городах. Занятия в таких школах ведутся по программе массовой школы. Однако в ней сделаны необходимые дополнения, имеющие, в частности, целью ликвидацию тех пробелов, которые затрудняют усвоение программного материала. Есть определенная специфика и в методах обучения. Срок обучения несколько удлиняется. Программа первых трех классов массовой школы проходится за четыре года. Около половины детей рассматриваемой группы возвращаются в массовую школу (в IV класс) после четырех лет обучения в специальной школе. Некоторые дети нуждаются в более длительном пребывании в специальной школе. Программа IV—VIII классов изучается такими детьми за шесть лет. После этого они могут поступить в IX класс массовой школы, ПТУ или техникум.

        Опыт экспериментального обучения говорит о том, что задержка психического развития преодолевается, и дети практически догоняют своих нормально развивающихся товарищей. Дети с задержкой психического развития становятся полноценными членами общества, способными к самостоятельной жизни и квалифицированному труду.

        Главный адресат этой книги — учителя школ для детей с задержкой психического развития. Кроме того, как это следует из сказанного, она может и должна использоваться учителями массовых школ при работе с детьми, имеющими сравнительно легкую задержку психического развития. Книга может быть использована я родителями рассматриваемой группы детей.

        В предлагаемой вниманию читателей работе дается психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. В специальных разделах освещаются особенности их внимания, памяти, мышления. В книге содержится педагогическая характеристика рассматриваемой группы детей. Наряду с этим раскрываются особенности их учебной деятельности и указываются пути ее нормализации. Большое внимание уделяется вопросам развития детей в связи с расширением их знаний об окружающем мире. Специальные разделы посвящены вопросам обучения русскому языку (чтение и письмо) и математике.

        Излагаемый в работе материал относится преимущественно к учащимся младших классов (первоначальный этап обучения), поскольку именно в этот период складывается основа системы знаний, умений и навыков, которые систематически пополняются и совершенствуются на последующих годах обучения.

        Авторы надеются, что книга поможет учителям специальных и массовых школ решать вопросы обучения детей с задержкой психического развития.

        Книга написана группой научных сотрудников Института дефектологии Академии педагогических наук СССР. Эта группа на протяжении ряда лет занимается психологическим и педагогическим изучением детей с задержкой психического развития и разработкой содержания и методов их обучения.

        Глава 1 написана В.И. Лубовским, глава 2 — Л.И. Переслени и П.Б. Шошиным, глава 3. — Т.В. Егоровой и Н.Г. Поддубной, глава 4 — Т.В. Егоровой, глава 5 — Н.А. Никашиной, глава 6 — Г.И. Жаренковой, глава 7— С.Г. Шевченко, глава 8— Р.Д. Тригер («Обучение письму») и Н.А. Цыпиной («Обучение чтению»), глава 9 — А.А. Харитоновым («Подготовка к обучению математике»), Г.М. Капустиной («Обучение решению некоторых видов простых задач»), М.В. Ипполитовой (остальные разделы главы).

        Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

        Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

        Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

        childpsy.ru