Аутсорсинг передача полномочий

Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Милькина Ирина Владимировна

Одной из важных задач эффективного управления территорией является модернизация администраций государственного и муниципального уровней и построение новых управленческих систем. Обеспечение решения данной задачи возможно посредством применения механизма аутсорсинга , в процессе которого ряд функций, являющихся неключевыми, поддерживающими основную деятельность государственных и муниципальных органов власти, может быть передан специалистам, имеющим профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления основной деятельности органами исполнительной власти, сократить число административного и управленческого персонала, повысить качество услуг, и как результат – обеспечить экономию бюджетных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Милькина Ирина Владимировна,

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в системе государственного и муниципального управления»

В этом случае экология не имеет практического значения, кроме того, в отличие от торговых и офисных помещений меньшее значение имеет имидж района, его престижность. Очень большое значение имеет наличие парковки и удобных подъездных путей.

В ландшафтном планировании важно добиться открытости комплекса для людских потоков и транспорта.

1. ФЗ №1Э6-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 // Правовая система «Консультант».

2. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Вестник КГАСУ. -Казань, 2011. — №2(16). — С.271-277.

3. Загидуллина Г.М., Орлов В.Я., Сиразетдинов Р.М., Набиуллина А.В., Зарипова А.В. Сервейинг и профессиональный девелопмент недвижимости: профессиональные аспекты экономики, организации и управления в строительстве: монография / под общ. ред. П.Г. Грабового, С.А. Баронина. — Пенза: РИО ПГСХА, 2010.

4. Заседание президиума Госсовета под председательством Путина В.В. от 09.10.2012. — М.: Кремль, 2012.

5. Сиразетдинов Р.М. Девелопмент как инновационное направление инвестиционно-строительной деятельности // Российское предпринимательство. -2011. — №8. — Вып. 2(190). — С.80-84.

6. Сиразетдинов Р.М. Зайнуллина Д.Р. Необходимость инновационного становления экономики региона путем активизации инвестиционно-строительной деятельности (на примере Республики Татарстан) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — №29(86). — С.15-24.

АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Одной из важных задач эффективного управления территорией является модернизация администраций государственного и муниципального уровней и построение новых управленческих систем. Обеспечение решения данной задачи возможно посредством применения механизма аутсорсинга, в процессе которого ряд функций, являющихся неключевыми, поддерживающими основную деятельность государственных и муниципальных органов власти, может быть передан специалистам, имеющим профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления основной деятельности органами исполнительной власти, сократить число административного и управленческого персонала, повысить качество услуг, и как результат — обеспечить экономию бюджетных средств.

Ключевые слова. Аутсорсинг, органы государственного управления, органы местного самоуправления, качество управления, бюджетная эффективность.

В настоящее время для совершенствования работы структур органов власти целесообразно использование инструментов управления организационными

© Милькина И.В., 2013

изменениями, широко применяемых в практике коммерческих организаций: реорганизация; реинжиниринг; аутсорсинг.

Использование органами государственного и муниципального управления практик, применяемых в частном секторе правомочно, так как основные признаки коммерческой организации, представленные в научной литературе, можно с успехом отнести и к органам государственного и муниципального управления, которые имеют целый ряд общих характеристик с коммерческими организациями. Они являются:

— юридически (законодательно) оформленными участниками субъектно-объектных отношений;

— организационными структурами управления;

Государственным и корпоративным структурам присущи общие признаки: бюджет, доходы и расходы, «акционеры» и «клиенты». Соответственно, территориальная экономическая система, подобно крупной корпорации, обязана стремиться удовлетворять интересы своих «акционеров» и «клиентов», то есть граждан (которые едины в этих двух ипостасях), а с этой целью должна повышать собственную эффективность.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, повышения конкурентоспособности территорий и информатизации общества перед органами государственной власти и местного самоуправления в части изменения системы управления стоят те же цели, какие стоят перед частной компанией: повышение эффективности результатов деятельности посредством использования новых моделей управления. Для этого органы государственной и муниципальной власти прибегают к методам, сходным с теми, которые используют организации.

В современной экономике аутсорсинг находит широкое применение, особенно это касается малых и средних предприятий. Аутсорсинг широко распространен в таких отраслях, как информационные технологии (особенно это касается разработки программного обеспечения и администрирования инфраструктуры и баз данных), бухгалтерский учет и расчет налогов, юридическое обеспечение, маркетинг и связи с общественностью, управление логистическими процессами, обеспечение безопасности (в том числе экономической и информационной), управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (особенно это касается воздушных и морских судов и железнодорожного транспорта).

Очевидны выгоды, которые дает использование аутсорсинга:

— сокращение издержек за счет реинжиниринга административных процессов; применения лучшего опыта в управлении; экономии на масштабах, которые может получить поставщик услуг; возможности избежать крупных затрат на приобретение имущества, необходимого для решения задач государственного и муниципального управления;

— высвобождение внутренних ресурсов заказчика услуг аутсорсинга для других целей;

— повышение качества процессов в организации (за счет использования специализированных фирм, а также концентрации на основной деятельности);

— снижение рисков, связанных с реализацией процессов (за счет использования конкуренции на рынке компаний, предлагающих услуги, а также за счет частичной передачи рисков компании-исполнителю);

— существенное улучшение обслуживания населения в результате соглашений об уровне обслуживания.

Однако наряду с достоинствами у аутсорсинга существует целый ряд недостатков:

— существует риск утечки сведений конфиденциального характера, а также риск порчи имущества в случае неконтролируемого доступа компании-аутсорсера к материальным ценностям и документам;

— возможно несоответствие квалификации компании-исполнителя выполняемым работам;

— в случае возникновения нештатных или аварийных ситуаций увеличивается время реакции, так как появляется дополнительное передаточное звено.

Понятие аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления имеет несколько трактовок. Согласно самой распространенной из них под аутсорсингом понимаются отношения, в результате которых происходит сокращение объемов работ, выполняемых государственными органами, за счет привлечения частных компаний на контрактной основе [6].

Аутсорсинг в государственных и муниципальных органах власти можно определить как передачу исполнения отдельного процесса или вида работ внешней организации при сохранении общей ответственности территориальных органов путем заключения договора [6]. В то же время в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах [1] аутсорсинг применительно к органам государственной власти определялся как механизм выведения отдельных видов деятельности за рамки функционирования органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Стоит отметить, что в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы [2] делается акцент на необходимость развития механизмов аутсорсинга в деятельности государственных и муниципальных органов власти с целью оптимизации численности государственных и муниципальных служащих. Данная задача обоснована тем, что в настоящий момент в штатных расписаниях государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сохраняется значительное число работников, исполняющих обеспечивающие функции, а также указанные органы власти исполняют значительное число функций, для реализации которых не требуются властные полномочия.

В отличие от частных компаний, где развитие аутсорсинга ограничено только стратегическими целями развития, в государственных и муниципальных органах на него накладываются определенные ограничения. Эти ограничения связаны с тем, что территориальная экономическая система в лице соответствующих органов власти обладает исключительной прерогативой по реализации властных полномочий, которые заключаются в принятии решений относительно формирования и использования ресурсов и выработке правил поведения граждан и организаций [3]. Все остальные действия можно отнести к категории обеспечивающих, и к их выполнению могут привлекаться негосударственные организации. При этом контроль за процессом и, в особенности, за его результатами, а также принятие важных для реализации данного процесса решений должны оставаться за органом государственной власти или местного самоуправления. Как пример реализации подобного подхода можно привести аналитическую работу, направленную на поддержку принятия решений, осуществляемую негосударственными научными и исследовательскими организациями.

Предпосылками применения аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении являются:

— необходимость снижения затрат территориального бюджета;

— повышение эффективности осуществления полномочий органов государственного управления и местного самоуправления;

— стремление к большей гибкости в решении вопросов, отнесенных к соответствующему уровню управления;

— ориентация на использование опыта специалистов, имеющих профессиональные навыки и соответствующие компетенции в определенных сферах деятельности;

— внедрение новых управленческих технологий;

— выделение основных функций органов государственного управления и местного самоуправления в период крупных преобразований и реформ (в то время как вспомогательная (обеспечивающая) функция передается на аутсорсинг).

Таким образом, целями аутсорсинга функций государственных и муниципальных органов управления являются:

— повышение эффективности административно-управленческих процессов;

— обеспечение внедрения новых технологий (в том числе информационных);

— повышение качества и доступности государственных (бюджетных) услуг;

— сокращение капитальных затрат;

— оптимизация численности административного и управленческого персонала;

— оптимизация государственных (муниципальных) функций;

— оптимизация сети подведомственных организаций, бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

— оптимизация расходов областного бюджета;

— внедрение конкурентных механизмов распределения территориальных ресурсов;

— расширение сферы применения контрактных форм финансирования расходов территориального бюджета в целях повышения результативности и эффективности бюджетных расходов;

— устранение административных барьеров предпринимательской деятельности.

Критериями выявления действий, подлежащих аутсорсингу, являются:

— профессиональный, специализированный характер исполнения действий;

— характер деятельности, обеспечивающей исполнение государственных (муниципальных) функций;

— наличие профессиональных, специализированных, саморегулируемых организаций на рынке, способных к исполнению действий государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Органам государственной власти и местного самоуправления следует учитывать следующие основные факторы, влияющие на принятие решения о передаче на аутсорсинг государственных и муниципальных полномочий (таблица).

При передаче на аутсорсинг государственных или муниципальных полномочий следует руководствоваться двумя основными принципами:

— целесообразность — на аутсорсинг целесообразно передавать административно-управленческих процессы, на прямую не связанные с реализацией властно-распорядительных полномочий (основных функций) государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправление, то есть аутсорсинг может быть осуществлен только в отношении обеспечивающих функций;

— эффективность — анализируется с точки зрения экономии бюджетных средств, повышения качества реализации функции или услуги, сокращения сроков ее исполнения (предоставления), оптимизации системы государственного (муниципального) управления.

Передавать на аутсорсинг функции органов государственного управления местного самоуправления или государственные и муниципальные услуги целесообразно в следующих случаях:

1) если расчетная стоимость функции или услуги по аутсорсингу меньше расчетной стоимости функции или услуги, исполняемой (предоставляемой) исполнительным органом или органом местного самоуправления;

2) в отношении функций или услуг, исполнение (предоставление) которых за счет ресурса исполнительного органа или органа местного самоуправления не обеспечивает необходимого уровня их качества или достижение необходимого уровня качества которых требует отвлечения значительных ресурсов исполнительного органа;

3) если соблюдать срок, в течение которого необходимо исполнить функцию, по тем или иным причинам не представляется возможным с помощью ресурса исполнительного органа или органа местного самоуправления. В этом случае функция или услуга подлежит аутсорсингу без увеличения стоимости ее исполнения (предоставления).

Факторы, влияющие на принятие решения о передаче на аутсорсинг государственных и муниципальных полномочий

Факторы Характеристика вида работ при анализе факторов

1. Фактор значимости функции Классификация и оценка значимости видов деятельности органа власти осуществляются с позиции полномочий, функций, целей и задач. Определяется, относится ли передаваемая функция к основным функциям органа власти или к вспомогательным функциям

2. Ресурсный фактор Аудит осуществляемых функций и целевых программ, определение действия и виды деятельности, на реализацию которых в соответствии со стратегическими планами деятельности органа власти требуется первоочередное направление материальных и трудовых ресурсов

3. Стоимостной фактор Количественное определение совокупных затраты органа власти, которые связаны с выполнением видов деятельности, предполагаемых к передаче на аутсорсинг.

4. Временной фактор Выявление действий, которые требуется осуществить в сроки, не достижимые по тем или иным причинам с помощью ресурсов, выделяемых органам власти, или в сроки, которые требуют уменьшения.

5. Фактор качества Определение видов деятельности, реализация которых не обеспечивает требуемый уровень качества функции (полномочия) за счет ресурсов органа власти или достижение которых требует отвлечения значительных ресурсов. Качество исполнения видов деятельности оценивается по показателям, указанным в административном регламенте исполнения функции, на реализацию которой направлено их выполнение.

6. Ограничительный фактор Анализ нормативных правовых актов, регулирующих исполнение функции на предмет возможности/невозможности передачи функции на аутсорсинг.

7. Фактор эффективного развития Выявление функции (услуги), имеющей неопределенные формы правового осуществления, что может быть обусловлено неопределенностью содержания государственных (муниципальных) полномочий, необходимых для их осуществления. Такие функции целесообразно передать на аутсорсинг в целях создания саморегулирующегося механизма их реализации.

Таким образом, аутсорсинг в сфере государственного и муниципального управления может осуществляться в части процессов, поддерживающих основную деятельность государственных и муниципальных органов власти. При этом реализация процессов, связанных с принятием решений, а также с осуществлением контрольно-надзорных и правотворческих функций должны оставаться в ведении территориальных органов власти. Если этого не происходит и орган власти передает какие-либо процессы, связанные со своей основной деятельностью, негосударственным структурам, то это выходит за рамки отношений аутсорсинга и переходит в сферу вопросов приватизации.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» от 25.10.2005 // Правовая система «Консультант».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1021-р «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» от 10.06.2011 // Правовая система «Консультант».

3. Батаева Н.С., Крючкова П.В., Потапенко М.С., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. Публичные услуги и функции государственного управления. — М.: ТЕИС, 2002.

4. Елисеенко В. Госфункции на аутсорсинге // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. — 2012. — №6.

5. Шестоперов А. М. Современные тенденции использования аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 21. Декабрь 2009 г. [Электр. ресурс]: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/21/Shestoperov.pdf.

6. Outsourcing in Government: The Path to Transformation. Accenture, June 2002.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И

Аннотация. В статье анализируется современное состояние водохозяйственного комплекса России. Отмечается необходимость государственной поддержки предприятий коммунального хозяйства в целях гарантированного обеспечения населения качественным и бесперебойным водоснабжением. Определяются основные ориентиры государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Ключевые слова. Государственная политика, тарифная политика, водохозяйственный комплекс, водоснабжение, водоотведение, производственная программа, инвестиционная программа.

Одним из ключевых факторов национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, является развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Гарантированное обеспечение жителей России питьевой водой в необходимом количестве и качестве,

cyberleninka.ru

Правительству не удается прекратить передачу госфункций на аутсорсинг

Как стало известно “Ъ”, правительство на полтора года просрочило исполнение поручений президента о противодействии коррупции в госзакупках. До 16 апреля Минфин по требованию первого вице-премьера Игоря Шувалова должен согласовать со Счетной палатой «исчерпывающие меры» по запрету передачи на аутсорсинг функций госорганов и субсидируемых услуг госучреждений, что приводит к многомиллиардным потерям бюджета. Не ужесточен и порядок размещения госконтрактов у единственных поставщиков — самого непрозрачного сегмента госзаказа объемом более 1 трлн руб. в год. Ответственный за исполнение поручений Минфин настаивает на том, что новые запреты не нужны — достаточно выполнять уже действующие.

Вчера замглавы Минфина Алексей Лавров провел совещание с представителями Минэкономики, ФАС, Казначейства и Счетной палаты об исполнении поручений президента, которые Белый дом должен был выполнить до 1 октября 2016 года, и связанного с этим указания первого вице-премьера Игоря Шувалова представить в правительство «исчерпывающие» результаты работы над ними к 16 апреля. Как следует из переписки ведомств (есть у “Ъ”), наиболее резкие разногласия вызвало требование Кремля обеспечить запрет госорганам передавать на аутсорсинг исполнение собственных функций и ограничить возможность для госучреждений закупать на стороне услуги, субсидируемые им из бюджета в рамках госзаданий.

Отметим, что регулятором закупок, отвечавшим за исполнение поручения к моменту истечения установленного президентом срока, было Минэкономики. По данным “Ъ”, ведомство предлагало обозначить в положении о каждом федеральном органе исполнительной власти перечень конкретных вопросов, которые могут быть переданы на аутсорсинг: ведение информационных ресурсов, сбор аналитической информации и социологических исследований, требующих большого количества персонала,— или реализацию нерегулярно исполняемых функций, для которой нет смысла содержать штат.

В Уголовном кодексе появятся наказания за взятки при госзакупках

При этом Минэкономики предлагало жестко запретить самую распространенную схему — заказ проектов нормативно-правовых актов сторонним организациям под видом научно-исследовательских работ (НИР). Минэкономики считало, что это возможно лишь в исключительных случаях с разрешения правительства. «Сейчас госорганы маскируют передачу на аутсорсинг собственных функций, а государство несет двойные затраты — содержит госслужащих, которые должны разрабатывать документы, и финансирует НИР на их разработку»,— пояснил “Ъ” чиновник одного из федеральных ведомств. По его словам, проблема стоит «крайне остро», она касается и госкомпаний, которые также содержат департаменты, выступающие заказчиками аутсорсинга, из-за чего государство теряет дивиденды.

Но Минфин, выступавший в 2016 году соисполнителем поручения, а к концу года получивший полномочия регулятора закупок, тогда предложения Минэкономики заблокировал. В качестве ответственного за исполнение поручения президента Минфин, как следует из подготовленного им в феврале проекта доклада президенту, считает, что у госорганов и сейчас нет права передавать свои полномочия на аутсорсинг, поэтому необходимость такого запрета «отсутствует». Мониторить же исполнение ведомствами госуслуг должно Минэкономики, которому «при необходимости» Минфин и предлагает поручить разработку дополнительных запретов. Что касается закупок госучреждений, Минфин пока только «прорабатывает» вопрос о целесообразности внесения поправок в Бюджетный кодекс. В целом разногласия ведомств укладываются в борьбу двух принципов — или «запрещено все, что не разрешено», или «разрешено все, что не запрещено»,— и Минфин скорее разделяет вторую позицию: следует не писать избыточные запреты, а добиваться исполнения уже действующих.

Как Минфин занялся выгодополучателями

Против такого подхода резко выступила Счетная палата, отказавшаяся согласовать предложенный Минфином проект доклада президенту,— по мнению аудиторов, противоречия в постановлениях правительства ослабляют действующие запреты. Аудиторы считают неисполненные поручения Владимира Путина «важными и актуальными» и еще в январе предлагали регулятору разделить функции госорганов на «основные» (непосредственно связанные с властными полномочиями) и «обеспечивающие» их деятельность — а также определить перечень возможных к передаче на аутсорсинг «при упразднении соответствующих подразделений госорганов». Этот же подход предлагалось распространить на региональный и местный уровни власти. Палата сообщала, что с 2015 года по середину 2017 года расходы на закупки услуг, отнесенных к полномочиям госорганов на всех уровнях административной системы, составили 8,5 млрд руб., из них более 8 млрд пришлось на федеральные органы власти. Сторонние организации широко привлекаются к разработке проектов нормативно-правовых актов и документов, которые госорганы только согласовывают и вносят в правительство, указала Счетная палата. Случаи привлечения ими научных организаций, ученых и специалистов не урегулированы, что приводит к двойному расходованию бюджетных средств — на содержание профильных подразделений и оплату госконтрактов.

Передачу же сторонним субподрядчикам контрактов государственных и муниципальных учреждений Счетная палата предлагала ограничить установленным процентом от суммы выделяемых им субсидий, уменьшая ее в случае нарушений. По прогнозу Счетной палаты, это не только должно сэкономить средства казны, но «приведет в перспективе к естественной ликвидации госучреждений, неспособных выполнять задачи, для которых они созданы». Напомним, такие же планы правительства ликвидировать ГУПы ранее столкнулись с резким противодействием ведомств и до сих пор не реализованы. Не исполнено спустя полтора года и поручение президента о введении особого порядка размещения госзакупок у единственных поставщиков. Минфин сообщал в проекте доклада, что поправки прошли первое чтение в Госдуме. Между тем, по данным Минфина, за первое полугодие 2017 года такие закупки были размещены на сумму 543,4 млрд руб.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Олег Сапожков

www.kommersant.ru

Услуги аутсорсинга в области бухгалтерского учета: особенности и преимущества

Аутсорсинг – понятие, появившееся на территории нашей страны относительного недавно. В переводе с английского outsourcing – применение внешних ресурсов. Наиболее широкое распространение это явление приобрело в нескольких сферах – юриспруденция, IT-технологии, бухгалтерский учет. Его суть заключается в передаче полномочий, обязанностей и задач специализированной сторонней компании.

Бухгалтерский учет: преимущества аутсорсинга

Сегодня оказание бухгалтерских услуг http://1c-wiseadvice.ru при передаче ведения бухгалтерии сторонней компании предприниматель имеет возможность сосредоточить усилия и ресурсы на решении более значимых задач, направленных на развитие бизнеса;осуществляют сотни отечественных компаний. Их количество постоянно увеличивается, что обуславливается ростом популярности сервиса среди предприятий различных форм собственности и масштабов деятельности. Причины сложившейся ситуации кроются в следующих преимуществах:

  • возможность оперативного реагирования на увеличение объемов работы, конъюнктур рынка и другие изменения;
  • отсутствие необходимости поиска персонала, обучения последнего, обеспечения для штатных сотрудников рабочих мест;
  • снижение расходов на оплату труда и социальные гарантии;
  • применение инновационных подходов, методик и зарубежных практик в ведении бухгалтерского учета;
  • избавление от хлопот, рисков и ответственности.
  • Услуги аутсорсинга и их особенности

    Услуги аутсорсинга в области учета могут носить постоянный или разовый характер. Заключив договор со сторонней компанией, предприниматель имеет возможность возложить на квалифицированных специалистов решение отдельных задач или полное обеспечение бухгалтерии. Традиционно перечень услуг состоит из следующих аспектов:

    • становление бухгалтерского учета, формирование первичной документации в электронном и физическом формате;
    • выбор и контроль системы налогообложения;
    • оформление отчетных документов и их подача в государственные органы контроля;
    • аудит деятельности компании, выявление и исправление ошибок.

    irkutskmedia.ru

    МАРКЕТОЛОГ В ШТАТ ИЛИ
    МАРКЕТИНГ НА АУТСОРСИНГЕ?

    Надо знать себя и плотно заниматься тем, что получается. А для других задач найти менеджера, у которого к этому талант, и платить ему много денег».
    Евгений Чичваркин

    Что эффективнее — взять маркетолога в штат или заказывать маркетинговые услуги на аутсорсинге?

    Маркетинг как функция в компании появляется тогда, когда в нем есть необходимость, но окончательное решение все-таки зависит от видения собственника. Существуют примеры, когда компании проработали на рынке 10 лет и вообще не имели отдела маркетинга. Обычно вопрос о маркетинге становится актуальным, когда у компании появляются сложности, связанные с ее дальнейшим развитием. В каких случаях это происходит?

    Важность маркетинга становится очевидной, например, при падении объемов продаж, при стремлении компании увеличить интернет-продажи своей продукции, при получении инвестиций и необходимости продемонстрировать инвесторам быстрое развитие. Другой причиной может стать усиление активности конкурентов, в связи с чем актуальным становится изменение стратегии компании, которое невозможно без усилий маркетолога.

    Прежде всего, нужно понять главную цель привлечения маркетолога, определить стратегические и тактические задачи, которые ему необходимо решить.

    Кто справится с этими задачами — маркетолог в штате или аутсорсинговая компания? Существуют разные подходы к решению этого вопроса:

    Первый подход — передача практически всего маркетинга в аутсорсинговую компанию. Примеры таких компаний — это STATRUP-проекты, особенно те, которые еще находятся на стадии идеи или тестирования. Преимущества такого решения очевидны: это не так затратно, не требует работы маркетолога в течение всего дня, но и компетенций не всегда достаточно. Такой подход нередко реализуется с помощью неполного рабочего дня, когда маркетологи благодаря развитию интернета и малого бизнеса совмещают работу в нескольких компаниях. Но со временем, когда STARTUP выходит на определенные обороты и уже требуется более сильный рывок, маркетолог берется в штат и работает в полном режиме.

    Второй — это совмещение функций, реализуемых самой компанией (ключевые компетенции, в которых сотрудники хорошо разбираются), и аутсорсинга. Отличным примером таких решений являются транснациональные корпорации. Они имеют маркетологов в штате, но разработка, воплощение и продвижение креативных стратегий часто отдаются на аутсорсинг. В российских реалиях чаще всего разработка сайта осуществляется с помощью аутсорсинга, а его раскрутку и активное продвижение берет на себя сама компания, так как только ей понятны собственные ценности и стратегия.

    Третий вариант — это выполнение всех маркетинговых функций либо самостоятельно, без привлечения аутсорсинга, либо с помощью бартера — кросс-промоушенов с другими компаниями.

    Нельзя сказать однозначно, какой из этих подходов самый эффективный. Определяйте цели, разделяйте их на задачи, устанавливайте необходимые показатели, которых нужно достигнуть, обозначайте критерии для контроля и сроки предоставления информации. Только после этого можно принять взвешенное решение, кто сможет достигнуть поставленных целей — ваш маркетолог в штате или аутсорсинговая компания. И не забывайте о том, что передача полномочий не подразумевает их окончательного снятия: это ваша компания и ваш бренд, поэтому и в том и другом случае ответственность за результат все равно лежит на вас!

    marketingjobs.ru