Интернет-шопинг: как не ошибиться, заказывая товар из-за границы
Какие подарки выгодно заказывать через интернет и получать на почте? На этот вопрос в студии «МИР 24» ответил маркетолог, эксперт потребительского рынка Роман Харланов.
— Не секрет, что сейчас логистические почтовые узлы перегружены новогодними подарками.
Роман Харланов: Почта и в обычные дни перегружена, это не секрет. А под Новый год услугами почты лучше вообще не пользоваться, иначе вы рискуете своих родных и близких оставить без подарков, заказанных с доставкой.
— Есть любопытные цифры. 46% интернет – покупок россиян приходятся на Китай. Значительно больше, чем в любой другой стране. Почему?
Роман Харланов: В случае с Китаем все понятно, там находится один из самых популярных агрегаторов – компания Amazon, которая известна по всему миру. Большинство россиян пользуется именно этой структурой для приобретения товаров, которые сделаны в первую очередь в Китае.
— От чего бы вы предостерегли? Что не стоит заказывать в Китае?
Роман Харланов: Я бы точно не стал заказывать игрушки для маленьких детей, потому что можно получить продукцию, которая не отвечает нашим санитарным нормам, такую химическую бомбу замедленного действия. И однозначно не стал бы покупать все, что связано с продуктами питания.
— Снова вернёмся к цифрам. 19% интернет – покупок граждан России приходятся на США и 16% – на Германию. Платформы для продаж менее раскрученные? Или выгодных товаров меньше?
Роман Харланов: Платформы раскрученные. США – это пионер в интернет-торговле. В первую очередь в Штатах закупают электронику брендового уровня, в частности, известной у нас «яблочной» компании. Если говорить о процентах, то это не в штуках, а в процентах денежных средств, которые переводятся тем или иным агрегаторам в страну. Заказывают телефоны, смартфоны, компьютеры, которые гарантированно будут иметь хорошее качество. То же самое в Германии – там есть определенные производители электроники, очень известные часовые марки. Еще достаточно много приобретают в Турции, но оттуда в основном идет одежда.
— На Турцию приходится 12% зарубежных интернет-покупок. Получается, одежду там покупать выгодно, ее, видимо, там и шьют?
Роман Харланов: В Турции шьют одежду практически для всей Европы уже десятки лет. Страна начала шить одежду гораздо раньше, чем это начали делать в Китае, и там короткая логистика. Плюс – это компании, которые работают по европейским стандартам безопасности. Не секрет, что для Европы идет одно качество, а для других стран идет качество похуже.
— Но есть в Китае качество не такое высокое?
Роман Харланов: В Китае, как говорится, крайних не найдете, если что-то будет не так – неправильно сшито, допустим, вместо рукава штанина. Такое бывает.
— Еще надо учитывать, что Китай шьет не по европейским стандартам, там азиатская линейка размеров. Она совсем своя?
Роман Харланов: Размеры свои в силу физиологических особенностей азиатов. Они шьют в основном для своего рынка. Многие смотрят в интернете фото и думают – вещь хорошая, может, подойдет. А по факту приходит – и размер не тот.
— Есть ли в Китае варианты возврата?
Роман Харланов: Варианты есть, если приобретать через тот же Amazon. Там часто возникают вопросы возврата. В основном проблемы возникают не с качеством, а с доставкой – по условиям контракта, доставка идет непосредственно до двери. Всю ответственность и риски берет на себя поставщик. Это одна из причин, почему есть ограничение при заказе в Россию – некоторая группа товаров просто не доставляется, потому что не гарантируются целость и сохранность.
— Насколько я знаю, официальные торговые площадки все берут на себя ответственность за доставку, за возврат денег, качество…
Роман Харланов: Не стоит забывать, что иностранные интернет-магазины работают по своему законодательству. Закон, который принят в России, «О защите прав потребителей», не распространяется на покупки в интернете, сделанные за рубежом. Если говорить о российских интернет-магазинах, а таких сейчас очень много, то тут тоже есть особенности. Когда вы решаете приобрести какой-то товар, в первую очередь надо обратить внимание, есть ли у интернет-магазина какой-то адрес. Если эти контакты не указаны, есть только телефон или электронная почта, то, вероятнее всего, магазин создали аферисты для выманивания денег.
— На долю Франции и Великобритании приходится 5 и 2 процента интернет – покупок россиян, соответственно. Что там выгодно заказывать?
Роман Харланов: В основном это люксовые бренды, из Великобритании одежда, из Франции – парфюм.
— Сейчас в России не облагаются пошлинами посылки, общая стоимость которых за месяц не превышает 1000 евро, а вес 31 кг. Сверх этой суммы пошлина составляет 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. После вступления в силу нового евразийского таможенного кодекса порог будет снижен до 500 евро. А через год до 200. Как считаете, это значительно уменьшит объемы интернет-торговли?
Роман Харланов: В последнее время это одна из самых обсуждаемых тем. В первую очередь это ударит по тем, кто стремится сэкономить и заказывает недорогие товары, недорогую электронику, какие-то вещи для быта… Это коснется в первую очередь тех, кто регулярно это делает и организует какой-то бизнес.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
mir24.tv
Закон о доставке товара из за границы
Вы нашли походящий товар в интернет-магазине или ваши друзья хотят вам что-нибудь прислать. Во что обойдется получение такой посылки? Это может стоить значительно дороже, чем вы предполагали.
Обычно по сложившейся международной практике стоимость пересылки, страховки и т.п. берет на себя отправитель, или это входит в цену заказываемого товара, поэтому при получении такой посылки вам придется оплатить только таможенные платежи (далее платежи). Возможны, правда, варианты, когда отправитель заявляет, что готов оплатить и стоимость таких платежей. Но так как заранее неизвестна их величина, это создает очень большие трудности при оформлении и получении, и по этой причине реально не практикуется.
Рассмотрим факторы, влияющие на размер платежей. При этом решающее значение имеет стоимость посылки, и чем она больше, тем выше будут платежи. Поэтому несколько важных замечаний:
- Обычно стоимость посылки заявляется отправителем путем заполнения соответствующей графы в почтовой квитанции
- Все таможенные платежи начисляются с так называемой «таможенной стоимости» товара, куда входят так же транспортные расходы, которые могут составлять, например, в случае доставки курьерской службой, от 6 до 20$ за 1кг в зависимости от дальности
- Не стоит отправителю заявлять и слишком маленькую стоимость. На это непременно обратит внимание таможенный инспектор, он может изменить ее, естественно, только в большую сторону. При этом будет руководствоваться стоимостью аналогичных товаров и ценой, указанной в различных каталогах
- Если стоимость товара действительно очень низкая, а товар выглядит значительно дороже, полезно будет вложить в посылку товарные чеки, инвойс, купчую или другие подобные документы, подтверждающие его стоимость
- Не стоит отправителю указывать в графе стоимость слово «подарок» (gift). В этом случае все товары, вложенные в посылку, все равно будут оценены таможенником. Это повлечет за собой увеличение платежей и задержку в оформлении, что, скорее всего, несколько подпортит вам впечатление от подарка
С 01.07.2010 установлены единые ставки таможенных платежей, не зависимо от вида организации, осуществляющей обработку почтовых отправлений (посылка, бандероль и т.п.). Правила для гос.почты и курьерских служб (DHL, TNT, FedEx) теперь практически одинаковые.
В случае, если стоимость посылки менее 1000 евро, и вес не более 31 кг производится освобождение от уплаты таможенных платежей.
ВНИМАНИЕ! Получать товары без уплаты таможенных пошлин можно только, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одного месяца в адрес одного получателя, не превышает 1000 евро. В случае получения в течение одного месяца товаров, стоимость которых превышает 1000 евро, в части такого превышения применяется таможенные пошлины.
Если товар стоит или весит больше указанных норм, то взимается пошлина в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы.
вес 34 кг, стоит 500 евро. Пошлина (34-31)*4=12евро.
вес 20 кг, стоит 1400 евро. Пошлина (1400-1000)*30%=400*0.3=120евро.
Оплата производится в рублях по курсу ЦБ.
Если превышает и вес и стоимость, то высчитывается превышение по обоим показателям и берется максимальная сумма.
Исключение 1 – неделимые товары *. Если кратко, это неделимые товары весом более 35 кг. Например: большой телевизор, мебель и т.п. Для таких товаров взимается совокупный таможенный платеж (пошлина + акциз + НДС) независимо от стоимости. Для расчета платежей необходимо определить код товара в соответствии с ТНВЭД и произвести расчет:
- Диван весом 40 кг, стоимость — 500$, стоимость доставки 180$
- Получаем таможенную стоимость — 500 + 180 = 680$
- Определяем код ТНВЭД — 9401400000
- Импортная пошлина = 15%, но не менее 0,7 евро за кг, акциз = 0, НДС = 18%.
- Рассчитываем платежи:
- Пошлина: 680$ * 0,15 = 102$ или 40 кг * 0,7 евро = 28 евро. Берется большая из этих двух, соответственно пошлина будет 102$
- НДС (680$ + 102$ = 782$) * 0.18 = 140.76$
- Итого: 102$ (пошлина)+ 0 (акциз) + 140,76$ (НДС) = 242,7$
- в случае доставки посылки курьерской службой обязательным является заполнение пассажирской декларации, независимо от суммы посылки
- существует практика навязывания курьерскими службами доп.услуг (хранение, оформление и т.п.), при этом общая стоимость такого пакета услуг обычно составляет 3-5 т.р. в зависимости от фирмы-перевозчика, что может существенно превышать стоимость самого товара в посылке
- cразу после звонка из курьерской службы приехать и заявить о самостоятельном оформлении груза. Не поддаваться на уговоры и слова, что это невозможно, требуется электронный вид и т.п.
- Вам должны предоставить все необходимые документы на посылку (транспортные, сопроводительные и т.п.)
- с этими документами необходимо обратится к инспектору, заполнить пассажирскую декларацию, отдать ее инспектору, тем самым произвести таможенное оформление. После этого можно будет забрать посылку
- в таможенную декларацию необходимо вносить достоверные сведения. Если у инспектора возникнут сомнения в стоимости, предъявите чеки, выписки из банка, ссылки или распечатки web-страниц с товаром. При пересылке технически сложных или непонятного назначения изделий, будьте готовы представить технические характеристики и описание
- если возникнет необходимость в платежах (превышен лимит, вес или товар признан коммерческим), то инспектор сам оформит ТПО (таможенный приходный ордер), после оплаты которого посылку также можно будет забрать
- характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту
- количество товаров в одном посылке. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата
- частоту пересылки товаров. Однородные товары, пересылаемые хотя бы и в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течении одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата
- в отношении которых применяются запреты и ограничения экономического характера
- по которым в сопроводительных документах указаны сведения (наименование, вес, стоимость и т.д.), не соответствующие товарам, пересылаемым МПО
Для автоматического расчета платежей можно воспользоваться онлайн-калькулятором Tamplat.ru
Исключение 2 – товары не относящиеся к товарам для личного потребления. Теперь есть список таких товаров. Т.е. создатели документа посчитали, что такие товары в принципе невозможно использовать в личных целях, соответственно льготы не положены. При этом получать их по почте можно, но будет взиматься совокупный таможенный платеж. Например, алмазы и аппаратура для фотолабораторий. Полный перечень.
Исключение 3 – товары для личного пользования, но запрещенные к ввозу (пересылке). Тут ничего особенного нового нет. В основном отсылки к действующему законодательству теперь уже Таможенного союза по запрету ввоза/вывоза определенных товаров. Например, чтобы посмотреть, что же конкретно запрещено, из пункта 1.4 «специальные технические для негласного получения информации» надо найти соответствующий документ Таможенного союза с более подробным описанием товаров данной группы. В данном случае это http://wwww.tks.ru/files/other/r_keek_134_p_ogranich217.pdf
Также можно определить код ТНВЭД и посмотреть справку по товару, например: http://www.tks.ru/db/tnved/tree/c8301700000/print.
Внимание! Перечень для МПО больше чем для пересылки курьерской службой (п.4.1-4.12), например культурные ценности пересылать в МПО нельзя, а курьерской службой можно. А сигареты (в пределах нормы) курьерской службой можно, в МПО нельзя. Полный перечень.
Исключение 4 – товары для личного пользования, но ограниченные к ввозу (пересылке). Все аналогично предыдущему пункту, только перечень для МПО меньше. Полный перечень.
Исключение 5 – культурные ценности, если они признаны таковыми в соответствии с законодательством РФ (см. соответствующий раздел на сайте) освобождаются от таможенных платежей независимо от веса и стоимости. Пересылка возможна только курьерской службой (не МПО), при это товары в обязательном порядке подлежат декларированию в письменном виде.
Исключение 6 – таможенные платежи оплачиваются, если это необходимо, только в случае если их величина больше 2 евро. Если меньше, то платежи не взимаются.
Внимание! Пересылка товаров для личного пользования через государственную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан осуществляется без применения норм необлагаемых таможенными пошлинами и налогами (1000 евро, 31 кг). подробнее
Растения. Запрещены для международной пересылки все растения всех семейств, родов и видов, живые с корнями и без корней или срезанные, в том числе рассада, черенки, отводки, свежие или засушенные, или обработанные любым другим способом, в том числе гербарии и другие коллекции (предметы коллекционирования) по ботанике. подробнее
Лекарства. Международная пересылка физическими лицами лекарственных средств, за исключением наркотических и психотропных лекарственных средств, осуществляются без применения запретов и ограничений неэкономического характера. Чтобы узнать, распространяются ли на Ваше лекарство ограничения и запреты при пересылке на территорию Таможенного союза, необходимо изучить состав препарата на предмет содержания в нем наркотических и психотропных веществ. подробнее
Оружие. Пересылка с территории Таможенного союза в международных почтовых отправлениях любых видов оружия (их частей), патронов к ним (их частей), конструктивно сходных с гражданским и служебным оружием изделий запрещены. подробнее
Правила для гос.почты и курьерских служб одинаковые и руководствоваться следует только надежностью, удобством, стоимость услуг и т.п. Однако следует иметь в виду, следующее:
Но, если Вы не хотите платить таких денег и готовы к некоторым трудностям, то необходимо:
1. Если Ваш товар имеет стоимость более 1000 евро и его можно разделить на несколько частей то, возможно, имеет смысл это сделать и послать несколько посылок, что позволит избежать высоких таможенных платежей. При этом учтите, что посылать нужно с интервалом больше 1 месяца или на адреса родственников/знакомых.
2. И главное — не забывайте о пословице «За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз». Даже приобретя какой-то товар дешевле, вы должны помнить, что наверняка будут трудности с возвратом, если он окажется некачественным или потребуется гарантийный ремонт.
Все вышесказанное относится только к товарам, получаемым физическими лицами для личного (некоммерческого) использования. При установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа принимает во внимание следующие факторы:
Товары стоимостью менее 5000 рублей работниками мест международного почтового обмена направляются адресатам без дополнительного предъявления таможенным органам. Таможенный досмотр производится выборочно.
МПО, содержащие товары стоимостью более 5000 рублей, представляются должностным лицам таможенного органа для проведения таможенного осмотра, в том числе и с использованием технических средств таможенного контроля (ТСТК), в целях выявления товаров:
* неделимый товар для личного пользования — товар для личного пользования, весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара. Комплектность может определяться на основании сведений, представленных изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах, а также исходя из общепринятого (традиционного) применения такого товара или комплекта, отвечающего их функциональному предназначению. [вернуться]
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ТОВАРАМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Товары определяются исключительно их кодом в соответствии с ТН ВЭД ТС, за исключением товаров, отмеченных символом » «.
Товары определяются как их кодом, так и наименованием.
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,
ЗАПРЕЩЕННЫХ К ВВОЗУ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО
СОЮЗА И (ИЛИ) ВЫВОЗУ С ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕННЫХ К ВВОЗУ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И (ИЛИ) ВЫВОЗУ С ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ
www.tks.ru
Cлужба доставки покупок из интернет-магазинов BoxBerry предупредила своих клиентов о необходимости предоставлять скан паспорта в сообщении от 5 января (сейчас сообщение удалено из архива новостей сайта). «С 01.01.2017 года для таможенного оформления посылок физических лиц из-за границы необходимо предоставить скан-копию (фотографию) вашего паспорта: главной страницы и страницы с пропиской/документа регистрации», — говорилось в сообщении. Фотографию нужно было загрузить в личный кабинет пользователя на сайте BoxBerry «так быстро, как это возможно». Связаться с представителем компании пока не удалось.
Среди крупных интернет-площадок BoxBerry сотрудничает с американским магазином iHerb, который торгует витаминами, добавками и другими товарами для здоровья. При оформлении заказа на сайте iHerb появляется предупреждение, что в связи с новыми правилами оформления товаров для личного пользования, введенными Федеральной таможенной службой (ФТС) России с 1 января 2017 года «задержка в доставке заказов может составить дополнительные две-три недели». «Из-за требований российского законодательства таможня или служба доставки может связаться с вами по телефону или электронной почте и запросить ваши паспортные данные», — говорится в предупреждении iHerb.
Представитель ФТС не смог оперативно ответить на вопросы РБК.
Как сообщало ТАСС 6 января, китайская интернет-площадка AliExpress временно приостановила экспресс-доставку товаров в Россию по линии российской логистической компании SPSR из-за проблем с растаможиванием на границе. Позже в тот же день агентство сообщило, что экспресс-доставку в Россию приостановил и английский мультибрендовый магазин одежды Asos. Как и AliExpress, он работает с SPSR. Последнюю в качестве основного партнера в России указывают и другие крупные интернет-площадки мира: Macys, Amazon, eBay и JD.com.
Представитель SPSR пока не ответил на вопросы РБК. Однако в сообщении на сайте компании говорится, что с 2 января 2017 года при выпуске с таможни зарубежных посылок «в индивидуальном порядке также запрашиваются копии паспортов получателей на бумажных носителях». Чтобы получить доставку в объявленные сроки, SPSR предлагает покупателям предоставить копию паспорта операторам своего контактного центра или ждать звонка специалистов компании.
Заместитель гендиректора оператора таможенных платежей «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко сообщил, что, по их данным, с 1 января действительно увеличился объем информации, которую ФТС запрашивает при таможенном оформлении экспресс-посылок. Если раньше было достаточно скана первой страницы паспорта получателя посылки, то теперь требуются также страницы с пропиской. «Более жесткие требования к объему информации могут быть связаны с применением дополнительных профилей риска при таможенном оформлении, а не с изменением каких-то имеющихся правил, — рассуждает Чешко. — Экспресс-перевозчики вынуждены связываться с каждым получателем посылки и запрашивать дополнительные документы, что резко увеличивает время таможенного оформления посылок и их доставки». По его словам, компания наблюдает снижение объема экспресс-посылок, оформляемых через их систему. «Но это может быть связано как с «затишьем» на период январских праздников, так и с наблюдающимся ужесточением в части таможенного оформления экспресс-посылок», — отметил представитель «Мультисервисной платежной системы».
В AliExpress не ответили на вопросы РБК. Представитель eBay отказался от комментариев. Связаться с другими крупными зарубежными интернет-магазинами не удалось. По словам Алексея Семкина, администрирующего несколько китайских магазинов на AliExpress, российская таможня начала задерживать посылки не с 1 января, а еще с двадцатых чисел декабря. «Службой доставки SPSR отправлялись грузы большинству моих клиентов из России, которые заказывают товары весом более 2 кг. Покупатель не выбирает, чем отправлять, обычно для него «доставка бесплатная», поэтому способ выбирает продавец, как правило, ориентируясь на стоимость. У SPSR нет деления на экспресс- и стандартную доставку. Сейчас китайцы дали инструкции отозвать посылки в пути и отправить другими способами, что мы и сделали», — рассказал Семкин. Он уточнил, что интернет-магазин на AliExpress требует от покупателя только ФИО и адрес, а личные данные запрашивает уже SPSR. «Не все покупатели реагируют на это требование SPSR, поэтому операторы обзванивают клиентов и уточняют данные», — отметил Семкин.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров рад ужесточению таможенных правил для зарубежных посылок. Представители АКИТ неоднократно указывали на то, что российские интернет-магазины находятся в худших условиях по сравнению с зарубежными конкурентами. «Наконец-то российская таможня сделала правильные действия, которые направлены на то, чтобы понять, кто же является получателем посылок. До сих пор мы в России имели колоссальный поток посылок безо всяких опознавательных знаков и понимания, к кому они приходят. Даже тот барьер в €1 тыс. (на такую сумму в месяц покупатель может приобрести товары в зарубежном интернет-магазине без уплаты пошлины. — РБК), который государство завело на пути офшорной торговли, не работал, потому что таможня не могла определить, кто из граждан сколько посылок получил», — сказал Федоров РБК. В то же время он отметил, что пока мера затрагивает только тех перевозчиков, «которые были максимально честными, прозрачными и понятными для государства»: компании, которые ранее были отобраны для участия в таможенном эксперименте для быстрого оформления посылок. Основной поток нерегистрируемых посылок, по словам Федорова, доставляется «Почтой России».
По мнению Федорова, количество посылок с введением новых правил никак не изменится. «Покупатели зарубежных интернет-магазинов сейчас просто оказались не готовы к предоставлению паспортных данных. Через несколько недель ситуация наладится, и все привыкнут играть по новым прозрачным правилам игры», — считает он.
Представитель «Почты России» заявил РБК, что для покупателей магазинов, официальным партнером которых является предприятие, при условии доставки заказа через него или EMS Russian Post (филиал «Почты России», оказывает услуги экспресс-доставки) правила оформления и доставки не изменились. По ним покупатель должен предъявлять оригинал паспорта один раз — в момент получения посылки. Как пояснил представитель предприятия, для почтового оператора и коммерческой доставки действуют различные правила, но детали он уточнять не стал.
www.rbc.ru
Доставка товаров по всем правилам
Как правило, приобретение товара сопровождается его доставкой. В ряде случаев забрать купленное со склада продавца должен сам покупатель, а иногда это обязан сделать поставщик. Но даже когда условия по транспортировке купленного четко оговорены в контракте, доставка товаров должна происходить, что называется, согласно букве закона.
Договорная основа
Договор поставки, будучи разновидностью договора купли-продажи, регулируется нормами Гражданского кодекса. В соответствии со статьей 506 данного закона поставщик обязан в определенные договором сроки передать покупателю товар для использования в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Причем в качестве поставщика товаров может выступать как сам производитель товаров, так и их перекупщик.
Как правило, место нахождения продавца и покупателя не совпадает. Подобное обстоятельство вынуждает стороны договора поставки оговаривать в соглашении, куда, кем и каким именно образом должен быть доставлен товар. Если договором поставки не предусмотрена выборка товаров покупателем или получателем, то обязанность по доставке лежит на поставщике (ст. 510 ГК). Напомним, что при выборке покупатель (получатель) выбирает товар в месте нахождения поставщика и самостоятельно транспортирует приобретенное.
Согласно пункту 1 статьи 510 Гражданского кодекса, доставка товаров осуществляется поставщиком путем их отгрузки предусмотренным договором поставки транспортом на определенных в контракте условиях. Фактически это означает, что при заключении соглашения стороны должны указать в договоре, каким именно видом транспорта поставщик должен доставить товары до места нахождения покупателя и определить условия доставки, то есть откуда, куда, как и за чей счет будет доставлен товар. Только в этом случае осуществление доставки товара именно тем видом транспорта, который указан в контракте, будет являться условием, обязательным для выполнения поставщиком. Если же договор поставки не отдает предпочтение конкретному виду транспорта, то средство доставки выбирает сам поставщик.
Как правило, доставка товаров в пределах одного города осуществляется посредством автомобильного транспорта. При иногородних перевозках выбор транспортных средств куда шире: помимо автомобильного, используются железнодорожный, водный, воздушный транспорт. Учтите, что в последних трех случаях на перевозку грузов потребуется лицензия (ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако доставку товаров не обязательно должен осуществлять непосредственно сам поставщик, он может возложить данную миссию на плечи специализированной организации-перевозчика, заключив с ней соответствующий договор.
Стоимость доставки товаров до места нахождения покупателя может включаться поставщиком в цену товаров, а может устанавливаться и сверху. В первом случае в бухгалтерском учете продавца отражается только выручка от продажи товаров. Во втором случае, когда цена доставки указана в договоре отдельно, в бухучете продавца, помимо выручки от продажи товаров, будут отражены и доходы от оказания услуг по доставке.
Переход права собственности
На порядок отражения операций по доставке товаров, реализуемых по договорам поставки, большое влияние оказывает момент перехода права собственности на товары от поставщика к покупателю.
По общему правилу, закрепленному в статье 223 Гражданского кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Причем под передачей понимается как вручение вещи приобретателю, так и ее сдача перевозчику для отправки приобретателю или организации связи для пересылки покупателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п. 1 ст. 224 ГК). К передаче вещи также приравнивается выдача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.
Из общих норм о договоре купли-продажи вытекает, что если договором поставки предусмотрена доставка товара, то обязанность поставщика по его передаче считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу. Следовательно, в договоре поставки стороны могут установить как общее правило о переходе права собственности на товары от поставщика к покупателю, так и особый порядок, например, после отгрузки со склада поставщика, оплаты и тому подобное.
В связи с этим при согласовании условий доставки товара стороны должны помнить о моменте перехода права собственности, установленном в договоре, ведь именно от того, чей товар доставляет поставщик (свой или чужой), зависит порядок отражения расходов на доставку в бухгалтерском и налоговом учете поставщика. Так, например, если договором поставки определено, что право собственности на товары переходит к покупателю на складе поставщика, то в качестве условий доставки следует указать, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. В противном случае расходы поставщика на доставку товара могут быть исключены для целей налогообложения. Так, например, в письме Минфина от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157 сказано, что если договором поставки определено, что доставка товаров осуществляется поставщиком до станции назначения, а право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки, то учесть расходы по доставке товаров при исчислении налога на прибыль поставщик может только в том случае, если данные затраты включены в цену товара либо покупатель возмещает поставщику стоимость доставки.
Аналогичные выводы можно сделать и на основании писем Минфина от 22 января 2007 г. № 03-03-06/1/16, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/246.
Расходный учет
В бухгалтерском учете поставщика затраты по доставке товаров покупателям на основании пунктов 4 и 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на балансовом счете 44 «Расходы на продажу».
Если доставка осуществляется силами структурного подразделения, то затраты организации предварительно собираются на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства» с последующим отнесением на счет 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете поставщика расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также структурными подразделениями самого налогоплательщика, признаются материальными расходами (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Причем вне зависимости от того, самостоятельно ли доставляются товары или силами привлеченного перевозчика, затраты на доставку признаются косвенными расходами на основании статей 318 и 320 Налогового кодекса. А значит, признание данных затрат в полном объеме приходится на период их осуществления.
Разумеется, требования о распределении расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные распространяется только на те организации, которые используют в целях налогообложения прибыли метод начисления.
Документооборот
Не секрет, что признать расходы для целей налогообложения можно лишь в том случае, если они отвечают требованиям статьи 252 Налогового кодекса, а именно: экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Требование о документальном подтверждении затрат вытекает и из норм бухгалтерского законодательства, а именно из статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Как следует из пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же шаблон какого-то документа данными альбомами не предусмотрен, организация вправе самостоятельно разработать форму требуемого документа и закрепить его использование в [advert=83]учетной политике[/advert]. Основным требованием к создаваемому документу является наличие в нем реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций утверждены постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Указаниями по применению данных шаблонов определено, что для оформления продажи (отпуска) товаров сторонней организации применяется товарная накладная формы № ТОРГ-12, составляемая в двух экземплярах. Один из них остается у поставщика, выступая основанием списания товаров с учета, а второй — передается покупателю, являясь основанием для принятия товаров на учет. Если же товар доставляется покупателю транспортом, то, помимо накладной № ТОРГ-12, нужно оформить и иные товаросопроводительные документы, а именно: товарно-транспортную накладную (если доставка осуществляется автотранспортом), железнодорожную накладную (при доставке по железной дороге), коносамент (при использовании водного транспорта) и так далее.
Как указано в пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, при доставке товара автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная. На это указывают и Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
В настоящий момент применяется унифицированная форма товарно-транспортной накладной № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — постановление № 78). Из положений раздела 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, можно сделать вывод, что данная форма должна применяться только при перевозках грузов с привлечением профессионального перевозчика. Требование о выставлении данного документа компанией-перевозчиком зафиксировано и в статье 758 Гражданского кодекса. Выходит, если для целей доставки привлекается специализированная организация, то необходимость оформления товарно-транспортной накладной очевидна. А вот в случае доставки товара собственными силами поставщика необходимость оформления им ТТН в обязательном порядке спорна. Однако нежелание поставщика, самостоятельно доставляющего покупателю товар, оформить данный документ может привести к конфликтным ситуациям с партнером. Ведь для получающего товар покупателя отсутствие товарно-транспортной накладной может вызвать осложнения с применением вычетов по НДС.
Как следует из Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя (поставщика) и служит основанием для списания товаров; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. В свою очередь, водитель сдает второй экземпляр покупателю (получателю) товаров, для которого он является основанием для принятия к учету товаров, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) покупателя, сдает в автотранспортную организацию.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает поставщику — заказчику автотранспорта. Четвертый же прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Невыполнение указанных требований по наличию первичных документов приводит к печальным последствиям. Например, расходы организации оптовой торговли, связанные с оплатой транспортных услуг поставщика по доставке до станции назначения товаров (услуга не включена в стоимость товара, а выделена отдельной строкой) железнодорожным транспортом, можно учесть в целях налогообложения прибыли только при наличии транспортных железнодорожных накладных, подтверждающих услугу по транспортировке. Аналогичная точка зрения приведена в письме УФНС по г. Москве от 24 ноября 2006 г. № 20-12/104890. А ведь многие думают, что наличие отдельной строчки в накладной может служить достаточным документальным подтверждением транспортных расходов.
Посреднические услуги
Помимо доставки товаров собственным транспортом или с привлечением специализированной организации, поставщик может организовать доставку, выступая посредником. Такая ситуация довольно часто встречается, если договором предусмотрено, что право собственности на товар переходит на складе поставщика, а доставка возможна только видом транспорта, на перевозку которым необходимо иметь специальное разрешение (лицензию).
В этом случае из договора поставки должно явно вытекать, что на поставщика возлагаются обязанности по организации перевозки, и, по сути, покупатель
нанимает его с целью организации доставки. Иначе говоря, такой договор должен носить смешанный характер, что не противоречит нормам гражданского законодательства. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса стороны могут заключить соглашение, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон по таким смешанным контрактам применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в них содержатся, если, разумеется, иное не вытекает из существа подписываемого соглашения. В этом случае расходы по доставке, которые понес поставщик за покупателя, будут проходить у него транзитом.
Посреднические виды договоров, используемые в таких случаях (договор комиссии, транспортной экспедиции, агентский договор), являются возмездными. Поэтому в договоре поставки потребуется либо прописать размер вознаграждения поставщика за организацию доставки товара до покупателя (фактически, за транспортно-экспедиционные услуги), либо оговорить, что услуги по организации перевозки оплачиваются внутри цены поставки. В противном случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.
В бухгалтерском и налоговом учете поставщик-посредник, помимо выручки от продажи товаров, должен будет отразить и сумму вознаграждения, полученную им от покупателя за организацию доставки.
www.klerk.ru