Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Понятие социально незащищенных категорий граждан
Мы очень часто говорим о социально незащищенных категориях граждан, но при этом, законодательно термин нигде не закреплен.
Вместе с тем, из анализа действующих правовых норм в сферах жилищного, трудового законодательства, в сфере обеспечения прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно прийти к выводу, что это граждане, нуждающиеся в особой социальной защите, которые не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.
Несмотря на то, что это определение нигде не приводится, в ряде законодательных актов имеется его упоминание. Например, в ст. 217 Налогового кодекса РФ, предусматривающей налоговые льготы. Либо в законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан и др.
В ряде случаев возникают такие ситуации, когда граждане, фактически не являясь малоимущими, в силу кризисных явлений, а также в силу совершения в отношении них преступных действий, оказываются в сложной жизненной ситуации. Ярким примером тому являются обманутые дольщики.
Дети, наверное, одна из самых социально незащищенных категорий населения. В ходе надзорных мероприятий выявляются нарушения их жилищных прав, прав на образование, на выплату пособий и др.
Таким образом, данное понятие в большей степени можно назвать собирательным.
Какие органы государственной власти осуществляют социальную защиту населения?
К одним из органов относится Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов.
В каждом субъекте России работу осуществляет соответствующий орган исполнительной власти. В частности, в автономном округе такие функции возложены на Департамент социального развития населения. В городах, районах — Управление социальной защиты населения.
По вопросам труда, содействия занятости населения и защиты от безработицы свои функции осуществляет Департамент труда и занятости населения ХМАО – Югры.
Кроме того, органы прокуратуры на постоянной основе надзирают за соблюдением прав и законных интересов граждан.
Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению
www.prokhmao.ru
Социально незащищенным гражданам обеспечена бесплатная юридическая помощь
15 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оказание бесплатной юридической помощи будет осуществляться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Однако это не исчерпывающий перечень. Бесплатная юридическая помощь сможет оказываться в иных видах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Указанные виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, оказываемой через юридические клиники лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники.
Также для оказания бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами, нотариальными палатами могут создаваться негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Виды бесплатной юридической помощи категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Внимание! Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
— федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
— органы управления государственных внебюджетных фондов;
— государственные юридические бюро, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Внимание! Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года. До передачи в ведение субъектов Российской Федерации государственные юридические бюро осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Положением об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.12.2008 N 1029), и финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут также наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи.
При обращении к нотариусу за бесплатной юридической помощью следует иметь в виду, что эта помощь будет заключаться в консультировании по вопросам совершения нотариальных действий, а не в совершении таких действий.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи будут иметь следующие категории граждан:
— граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
— инвалиды I и II группы;
— ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
— дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
— несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
— граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
— граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:
— порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
— содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
— компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
— правила оказания государственных и муниципальных услуг;
— основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
— порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
На отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не распространяется. Указанные отношения регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
www.kodeks.ru
научная статья по теме О ЛЕГАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН» Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
АСАЧЁВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «О ЛЕГАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН»»
Научные доклады и сообщения
О ЛЕГАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН»
АСАЧЁВА Мария Владимировна,
аспирантка кафедры конституционного и муниципального права филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС-СибАГС) (Новосибирск). E-mail: taras-13@bk.ru
Краткая аннотация: на основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция социально незащищенные категории граждан, понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия точки зрения ст. 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию малоимущие граждане.
Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.
Ключевые слова: социальная защита; право социальной защиты; малоимущие граждане.
Social security; the right to social protection; low income.
Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.
Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каж-
В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ2, социально-демографических групп населения . Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация4.
В российском законодательстве используется широкая формулировка — «малоимущие
1 Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: Автореф. дисс. . на соиск. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 5.
2 О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3 О потребительской корзине в целом по Российской Федерации. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.
4 О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2001 г. (в ред. от 6 июня 2012 г.) № 812106 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. № 1.
и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ)1. При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья2.
Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»3 и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 4 определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»5.
В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2). Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.).
2 Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: Автореф. дисс. . на соиск. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 13-14.
3 О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ.1999. № 29. Ст. 3699.
4 О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.
5 О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна-
ния их малоимущими и оказания им государственной социальной
помощи. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ (в ред.
от 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1257.
установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.
В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»6, военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах7.
В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения8. Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики9, но, тем не менее, разработчики законопроекта решили его оставить, лишь
6 О ветеранах. Федеральный закон от 12 января 1995 г. (в ред. от 16 октября 2012 г.) № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.
7 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 29 февраля 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23 ноября 2011 г. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
8 Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Росс. газ. (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.
Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2014. № 6(114)
В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах Мэра и Правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи1, это семьи с детьми -инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи2 (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением.
В судебной практике категория социально-незащищенные категории населения используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что содержательно понятие социально незащищенные к
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
naukarus.com
Закон об изъятии единственного жилья у должника ударит по социально незащищенным — ОП РФ
31 января в Общественной палате рассмотрят в «нулевом чтении» законопроект, который позволит кредиторам пускать с молотка жильё должника, даже если оно у него единственное. Общественники опасаются, что от этого закона пострадают социально незащищенные слои населения.
По словам члена Общественной палаты Лидии Михеевой, большинство должников в России — это граждане с небольшим достатком, которые набрали потребительских кредитов под огромные проценты и не могут расплатиться. Как правило, у них уже нет больше ничего, что мог бы в счёт долга арестовать судебный пристав. Теперь эти люди рискуют остаться и без жилья.
«Квартира в областном центре может стоить около миллиона рублей, и если у вас есть долг в размере не меньше чем 5 процентов от стоимости вашего жилья, то есть не менее 50 тысяч рублей, то вы попадёте под действие законопроекта»,- привела пример Михеева.
Множество вопросов вызывают и механизмы реализации планируемых нововведений. Квартиру вместе с проживающим в ней должником предлагается выставить на продажу, чтобы расплатиться с кредитором, а на оставшиеся деньги приобрести бывшему собственнику жильё попроще. Однако найти покупателя на арестованное жильё будет не просто, убеждены эксперты.
«Судебное решение, на основании которого проводятся торги, может быть отменено по тем или иным причинам, — поясняет Лидия Михеева. — Риски покупателя огромны, поэтому итоговая цена продажи с торгов может сильно упасть, и тот условный миллион, который она стоила, превратится, например, в 600 тысяч. Минус долг — и вот на новое жильё должнику уже почти ничего не остаётся».
Как рассказал «Парламентской газете» член Общественной палаты Георгий Фёдоров, законопроект, фактически, направлен на зачистку центральных районов крупных городов от малоимущих граждан и переселение их на окраины.
«Это чудовищный закон, — подчёркивает он. — Инициатива Минюста позволяет отнимать у неплатёжеспособных людей последнюю недвижимость. Это бесчеловечно. Пострадают не только злостные неплательщики мошенники, но и просто малоимущие. В последнее время сильно выросли налоги на недвижимость, которые теперь рассчитываются по её кадастровой стоимости. Многие люди не смогут платить и попадут в группу риска».
www.pnp.ru
О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» (Асачева М.В.)
Дата размещения статьи: 19.04.2015
Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.
Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида» .
———————————
Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. М., 2009. С. 5.
В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ) , социально-демографических групп населения . Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация .
———————————
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.
В российском законодательстве используется широкая формулировка — «малоимущие и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ) . При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так, в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012).
Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. Екатеринбург, 2010. С. 13 — 14.
Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» .
———————————
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.
В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.
В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ), военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах .
———————————
Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения . Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики , но тем не менее разработчики законопроекта решили его оставить, лишь немного модернизировав.
———————————
Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.
Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 — 64.
В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах мэра и правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи , это семьи с детьми-инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением).
———————————
О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1169-ПП и др.
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 г. N 299 «О порядке расходования средств областного бюджета Ленинградской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 — 2013 годы».
В судебной практике понятие «социально-незащищенные категории населения» используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что содержательно понятие социально незащищенные категории граждан включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. В этом смысле понятие социально незащищенные категории граждан идентично понятию малоимущие граждане (в социологической и политологической литературе — бедные). В новейших исследованиях категории бедные и малоимущие расцениваются как синонимы. «Бедность, — отмечает Е.С. Никишина, — это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов» .
———————————
Никишина Е.С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. . канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2012. С. 11.
Полагаем, что разнообразие понятий создает проблему их унификации для законотворческой и правоприменительной практики. В определении или уточнении категории социально незащищенные категории граждан мы исходим из конституционной нормы п. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Конституционная гарантия исключает саму постановку вопроса о существовании социально незащищенных слоев населения. Исходя из конституционной нормы п. 1 ст. 39 Конституции РФ, а также сформированной на данный момент базы социального законодательства и социальной инфраструктуры, представляется некорректным, по крайней мере в практике нормативного регулирования, применение категории социально незащищенные категории населения (граждан). Ни одна из перечисленных выше категорий не брошена на произвол судьбы государством и обществом, в отношении каждой категории приняты и действуют законы, федеральные и региональные программы, выделяются бюджетные средства, создана инфраструктура поддержки. «Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения, — подчеркнул В.В. Путин. — В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 — 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты» . Таким образом, о социальной незащищенности какой-либо группы населения речь в современной России не идет. Другое дело, что можно спорить о ее эффективности, адресности и т.п.
———————————
Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите» (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, «олигарх» тоже «нуждается» в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.
В то же время ЖК РФ правильно указывает на главный признак: «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите». Таким образом, применяемые сегодня понятия малоимущие и социально незащищенные категории граждан могут быть заменены легальным понятием — граждане, имеющие право на социальную защиту. Именно в данной трактовке первичен закон, а не субъективные или дискуссионные научные оценки. Кроме того, похожие формулировки (граждане, имеющие право на меры социальной поддержки. ) уже используются в региональном законодательстве .
———————————
Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.
Литература
1. Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. М., 2009. С. 5.
2. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. Екатеринбург, 2010. С. 13 — 14.
3. Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 — 64.
4. Никишина Е.С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. . канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2012. С. 11.
5. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai