Плата «за экологию»: кто и когда обязан платить за негативное воздействие на окружающую среду?
Сбор за негативное воздействие на окружающую среду был установлен Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Автор: Татьяна Суфиянова (консультант по налогам и сборам)
Что за новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и кто обязан ее сдавать (платить сбор)? Сам бланк такой декларации был утвержден приказом Минприроды от 09.01.2017 г. № 3. Скачать бланк декларации вы можете здесь.
Как сдавать декларацию? Сдать декларацию можно в электронной форме, на бумажном носителе. Причем, отчитаться «на бумаге» можно тем компаниям и ИП:
1) В том случае, если у лица, обязанного вносить плату, отсутствует электронная подпись;
2) Годовой размер платы за предыдущий отчетный период равен или менее 25 тыс.руб.;
3) У лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к Интернету.
Срок сдачи декларации – до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Декларация подается в целом за год. То есть, за 2016 год надо было подать декларацию до 10 марта 2017 года.
Сбор уплачивается с 1 января 2016 года. За 2016 год оплатить сбор следовало в срок до 1 марта 2017 года.
Кто обязан платить сбор? Сбор обязаны платить компании и ИП, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Но есть свои исключения, это предприятия и ИП, деятельность которых относится к IV категории.
Что это за IV категория? Росприроднадзор в своем письме уточнил, что к объектам НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) IV категории относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
а) Наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) Отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Иными словами, компании, чья деятельность проходит в «офисах», не должны перечислять плату за НВОС.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
– объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
– объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
– объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
– объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
По смыслу части 1 статьи 4.2 к объектам IV категории относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС.
Стоит обратить внимание на то, что для освобождения от уплаты сбора не надо ставить на учет само офисное здание (помещение) в Росприроднадзоре.
taxpravo.ru
Экологический налог в 2017–2018 годах — сроки уплаты, ставки
Экологический налог не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.
Что такое экологический налог
Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.
Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.
Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.
Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.
Какие налоги можно отнести к экологическим
С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:
- Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
- Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
- Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
- Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.
- Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.
- По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2017, оплату необходимо произвести 06.08.2017.
- По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2017, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 20.05, 22.06, 20.07, 20.08, 21.09, 20.10, 20.11, 21.12.2017 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
- По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 11.11.2017, платеж нужно произвести до 20.12.2017
- I кв. — до 20.04.2017;
- II кв. — 20.07.2017;
- III кв. — 20.10.2017;
- IV кв. — 22.01.2018
- январь — до 27.02.2017;
- февраль — 27.03.2017;
- март — 25.04.2017;
- апрель — 25.05.2017;
- май — 26.06.2017;
- июнь — 25.07.2017;
- июль — 25.08.2017;
- август — 25.09.2017;
- сентябрь — 25.10.2017;
- октябрь — 27.11.2017;
- ноябрь — 25.12.2017;
- декабрь — 25.01.2018.
О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.
А о планах по освобождению владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога узнайте по ссылке.
Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.
Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2017–2018 годы приведены в таблице:
Экологический налог 2017–2018
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса
Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых
Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь
Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.
- физлица за 2017 год до 01.12.2018;
- организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О транспортном налоге в Московской области» от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ авансовые платежи необходимо уплатить до 28.04, 28.07, 30.10.2017, а налог — до 28.03.2018
- физлица за 2017 год — до 01.12.2018;
- организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» от 23.11.2012 № 617-105 авансовые платежи необходимо уплатить до 02.05, 31.07, 31.10.2017, а налог — до 12.02.2018
- при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
- при организации сбросов загрязняющих веществ.
- при размещении отходов.
- субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
- остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
- платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
- регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
- как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.
- платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
- регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
- как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
- дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
- установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.
- Транспортный налог, если будет доказано, что данный автомобиль загрязняет окружающую среду.
- Пошлина за добычу природных ископаемых. Как правило, это исчерпаемые ресурсы земли, поэтому могут привлечь организацию к ответственности в виде дополнительного налога за добычу ископаемых сверх нормы.
- Налог на воду (водный). Может быть в принудительном порядке возложен на организацию за то, что во время использования водного ресурса природе был нанесен дисбаланс.
- Пошлина или сбор за ущерб нанесенный природе во время охоты, рыбной ловли.
- Сбор земельный. За вред, нанесенный при использовании земли.
- Ставка + Масса готового товара (или количество единиц, которые подлежат утилизации) * Норматив, установленный для компании = Сумма, подлежащая к уплате.
Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.
Как осуществить уплату экологического сбора
Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:
При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.
О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.
Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.
Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.
По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду
Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.
О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:
ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.
Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:
При этом важно обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?
Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).
По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2017 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2017 и 20.01.2018. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.
Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.
Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.
О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».
Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2017-2018
Отправить на почту
Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017–2018 годов — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Рассмотрим этот расчет.
Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.
Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.
В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).
Таким образом, экологический сбор:
А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:
Действующий в 2017–2018 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
В соответствии с нормами постановления № 255:
Сбор вычисляется посредством сложения:
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Как определить ставки платы за вред окружающей среде
Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. Причем для 2016 и 2017–2018 годов (в которых ставки одинаковы) действуют их разные значения.
Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2018 году — ставки платы».
Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии
В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:
Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, читайте в статье «Плата за негативное воздействие за 2017 год — расчет».
Расчет платы за вред экологии: вычеты
В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.
Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)
С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по предоставлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2017 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 10.03.2018.
О том, где найти форму декларации, действительной для отчета за 2017 год, читайте в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».
В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
В 2017–2018 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!
nalog-nalog.ru
Налог за экологию
Такое понятие, как экологический налог, в Налоговом кодексе отсутствует. Его уплачивают люди, которые используют природные ресурсы нашей страны.
Несмотря на то, что этот налог не имеет у налоговиков законного подтверждения, некоторые платежи, совершаемые налогоплательщиками, можно отнести к этому понятию. Разберемся, что представляет собой так называемый экологический налог и какие сборы и пошлины попадают под этот термин.
Сущность налога
Суть данного налога в том, что государство взимает плату с граждан страны за то, что они воздействуют на окружающую среду, используют её ресурсы. При уплате налога налогоплательщик может в платежном поручении указать назначение платежа, например, экологический сбор или оплата штрафа за негативное воздействие на природу.
Само понятие экология означает взаимодействие человека и природы. Как правило, такой налог обязаны платить организации и коммерческие структуры, которые так или иначе воздействуют на окружающую среду. Но плательщиком также может выступить и физическое лицо за нанесенный вред природе.
Понятие налог означает, что человечество платит некую пошлину за то, что воздействует на природу, за пользование недрами и ископаемыми.
Как уже сказано, данный налог не прописан в законодательном порядке, но есть ряд сборов, которые могут попасть под описание экологического налога.
Сборы, попадающие под экологические
Жизнедеятельность человека напрямую связана с внешним миром, окружающей средой. Много коммерческих организаций взаимодействуют с природой, получая с неё прибыль.
Поэтому под понятие сбор за экологию могут попадать следующие налоги, которые указаны в налоговом кодексе:
Кто платит за мусор?
Чаще всего, если предстоит уплата данного вида налога, ответственность за него ложится на руководство фирмы, которая использует природные ресурсы.
К сборам этого налога также можно отнести оборудование, которое используется организацией в коммерческих целях. Если это оборудование наносит вред природе, уплата за «вред» становится обязательной для компании.
Также можно отнести к экологическому налогу сбор за вывоз мусора. Как правило, уплачивать его должны коммерсанты, которые размещают отходы в специальных контейнерах, баках для мусора.
Мусор впоследствии забирается компаниями, занимающимися вывозом отходов. Поэтому фирмы обязаны соблюдать санитарные и экологические нормы и уплачивать налог за свою деятельность.
Если же организации заключают договор с компанией по вывозу отходов, то платят за услугу, предоставляемую данной организацией. Это тоже своего рода экологический сбор.
Как уже говорилось, обязанность за уплату таких сборов возложена на руководство. Они должны самостоятельно производить расчет суммы к уплате, опираясь на Постановления Правительства — №№ 344, 632.
Плата за утилизацию
В нашей стране была введена плата за отходы потребления и производства. На основании НК РФ (89–ФЗ) плательщиками становятся компании, которые производят товары вместе с упаковкой. Эти же упаковки утилизируются впоследствии потребителями. Но компании платят пошлину тогда, когда не выполняют своих обязательств по санитарным нормам и общим правилам.
В отдельном постановлении указан полный перечень продуктов (товаров), которые подлежат вывозу, сжиганию после утраты потребительских свойств.
Коэффициенты для расчета по каждому товару и таре помогут коммерсанту понять, стоить ли платить пошлину или нет. Еще в правительственном постановлении указаны ставки для расчета.
Если компания занимается производством того или иного товара, указанного в списке, то она может самостоятельно его утилизировать или воспользоваться услугами другой фирмы.
Если отходы не были утилизированы согласно нормам, придется заплатить пошлину за вред, нанесенный экологии. Пока не существует определенных нормативов по утилизации, предполагается, что компании сами будут выставлять себе нормы по отходам.
Как рассчитать налог на экологию
Фирмы, не занимающиеся утилизацией отходов, должны произвести расчет по уплате пошлины самостоятельно. Можно произвести расчет следующим образом:
Отчитываться организации по экологической пошлине обязаны не позднее 20 числа ежегодно. Также заполняется декларация, где указывается ставка и сумма к уплате.
saldovka.com