Исполнение наказания и применение исправительного воздействия

Исполнение наказания и применение исправительного воздействия

3. Исполнение наказания и применение мер исправительного характера

3.1. Понятие и правовое регулирование исполнения и отбывания наказаний, связанных с исправительным воздействием

3.2.Понятие и правовое регулирование применения к осужденным мер исправительного воздействия

3.3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применение к осужденным мер исправительного воздействия

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия создают необходимые предпосылки для успешного достижения его целей.
Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия выражается в создании для осужденных различных условий отбывания наказания, в частности в исправительных учреждениях различных видов, в раздельном содержании разных категорий осужденных.
Каковы цели дифференциации исполнения наказания в процессе исправительного воздействия? Они сводятся к следующему:
1. Исключение отрицательного влияния одних осужденных на других осужденных.
2. Обеспечение необходимых условий для эффективного применения наказания и мер исправительного воздействия.
Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего осужденные к лишению свободы разделяются на относительно однородные группы, а отбывание ими наказания осуществляется в исправительных учреждениях различного вида режима, что дает возможность применять к ним различный объем правоограничений.
Методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных. Классификация – это разделение осужденных на группы по наиболее существенным признакам. Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 80 УИК РФ) при распределении осужденных по группам определяет следующие признаки: пол (мужчины и женщины); возраст (несовершеннолетние и взрослые); факт ранее отбытого лишения свободы; тяжесть совершенного преступления; личность преступника; вина в совершенном преступлении (умысел или неосторожность).
Дифференциация исполнения наказания или кары ограничивается существующими видами исправительных учреждений, а дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах одного учреждения и основывается на учете особенностей различных категорий осужденных, которые базируются на их психолого-педагогической классификации. Ее критериями является степень исправления осужденных. Исходя из этого, осужденные разделяются на следующие основные категории:
— осужденные, не нуждающиеся в полном отбывании назначенного судом наказания;
— положительно характеризующиеся осужденные;
— осужденные, не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относящиеся к труду, а в воспитательных колониях и к учебе;
— осужденные, содержащиеся в исправительных колониях на обычных, облегченных или строгих, а в воспитательных колониях и на льготных условиях содержания;
— нарушители установленного порядка отбывания наказания;
— злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания.
Процесс индивидуализации исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия является логическим продолжением дифференциации и состоит в изменении условий содержания и применения мер исправительного воздействия с учетом личности осужденного, характера, степени его социальной запущенности и поведения.
Ее основные требования сформулированы в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства – исправления осужденных должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и их поведения.
Индивидуализация исполнения наказания реализуется как в пределах одного исправительного учреждения (перевод в ПКТ, одиночные камеры, строгий режим тюремного заключения, изменение условий содержания), так и путем перевода в исправительное учреждение другого вида режима.
Индивидуализация исправительного воздействия проходит в рамках, установленных нормами уголовно-исполнительного права, в соответствии с правилами пенитенциарной педагогики и психологии. Согласно требованиям педагогики и психологии любое воздействие на осужденного будет иметь позитивное значение, когда оно основывается на знании личности.
Таким образом, исполнение уголовного наказания и применение мер исправительного воздействия направлены на достижение задач уголовно-исполнительного законодательства. Процесс исправительного воздействия есть особый педагогический процесс, специфика которого обусловлена самим фактом отбывания наказания.

ufalaw.narod.ru

Меры исправительного воздействия

элементов кары не содержат, страданий не причиняют;

выступает мерой возмездия (устрашения);

не являются мерами возмездия и устрашения;

исполняется только уполномоченными на то государственными органами;

могут применяться также представителями общественности;

правоограничения распространяются на всех осужденных;

правоограничения устанавливаются только законом

урегулированы законом, но базируются на принципах педагогики и психологии

Общими признаками исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия являются:

необходимое условие применения – совершение преступления;

юридическое основание применения – приговор суда, вступивший в законную силу;

применяются к одному и тому же лицу, совершившему преступление;

имеют целью исправление осужденного, предупр-е совершения прест-ий с его стороны;

осуществляется в течение одного срока.

Генеральным основанием для исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия является только вступивший в законную силу приговор суда, производными основаниями – все остальные решения, изменяющие приговор суда.

Статья 7. Исправление осужденных и его основные средства

1. Применение наказания и иных мер УО имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

2. Исправление осужденных – это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни.

3. Основными средствами достижения целей УО в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие.

4. Средства исправления осужденных применяются с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

studfiles.net

Исполнение наказания и исправительное воздействие.

2. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных.

3. Дифференциация и индивидуализация основных средств исправления осужденных.

4. Понятие и критерии исправления осужденных.

1. Понятие исполнения наказания и исправительного воздействия.

Исполнение наказания является карой, то есть государственным принуждением, применяемым в связи с совершением преступления. Кара проявляется в комплексе предусмотренных законом ограничениях. Исполнение наказания заключается в реализации правоограничений. Осужденный, который орбывает наказание, подчиняется этим ограничениям.

Наказание имеет целью исправление осужденного и предупреждение совершения нового преступления. Кара оказывает воздействие на сознание, психологию и поведение осужденных и способствует тем самым достижению целей уголовной ответственности. Для достижения этих целей происходит соединение карательных и воспитательных мер.

Исполнение наказания в виде лишения свободы, исправительных работ, направления в дисиплинарную воинскую часть дополняется применением к осужденным таких мер исправительного воздействия как общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательная профессиональная подготовка, общественное воздействие. Следовательно, исполнение наказания (данных видов) заключается в реализации кары и мер исправительного воздействия.

Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляя его при исполнении наказания, то есть условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы, в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к данному виду наказания.основанием для применения к осужденным исправительного воздействия является приговор суда, вступивший в законную силу.

Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия в процессе исполнения наказания сливается в единый процесс.

Средства воспитательно-карательного воздействия включают:

Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия взаимосвязано между собой по-скольку они имеют единые основания применения (приговор суда) и общие цели – исправление осужденного.

Но это разные понятия:

a) наказание по своей сущности является карой, меры исправительного воздействия карой за содеянное не является, их применение не является лишением каких-либо прав;

b) наказание выражает осуждение, то есть порицание виновного, меры исправительного воздействия не несут в себе порицания. Их применение направлено на устранение небезопасных для общества качеств личности и развитие положительных;

c) наказание призвано устрашать и выполняет функцию превенции, меры исправительного воздействия – никого не устрашают и не преслудует функцию превенции;

d) исполнение наказания производится уполномоченными государственными органами, меры исправительного воздействия осуществляются как государственными органами, так и общественными.

2. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных.

Основные средства исправления осужденных взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они проявляются при исполнении наказания и связанных с ним мер исправительного воздействия. Объем и порядок их применения зависит от вида наказания. Например, лишении свободы эти средства применяются в наиболее полном виде.

Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия являются объектом правового регулирования. Каждое из этих явлений имеет свои пределы правового регулирования.

Исполнение наказания – это правовое явление, оно связано с вторжением в сферу прав личности, поэтому регулируется законодательством в наиболее полном и точном виде. В отьношении применения мер исправительного воздействия правовое регулирование не носит всеобъемлющего характера.

В системе средств исправления основным является режим. Режим – это установленный правовыми нормами порядок исполнения (отбывания) наказания. Режим определяет порядок применения ывсех мер исправительного воздействия.

Уголовно-исполнительный закон определяет общий порядок применения и основные положения мер исправительного воздействия:

· порядок и условия привлечения к общественно полезному труду;

· удержания из заработной платы.

Воспитательная работа определяется в УИК РБ только в виде задач, основных форм и порядке организации. Закон не содержит ограничений в выборе средств и методов воспитательной работы.

Общеобразовательная и профессиональная подготовка – общие принципы привлечения к образованию и порядок освобождения от труда для сдачи экзаменов, зачетов. Детально определяется Министерством внутренних дел и Министерством образования.

Статья 6 УИК РБ называет в качестве одного из принципов – принцип дифференциации и индивидуализации основных средств исправления осужденных.

Принцип дифференциации определет разделение осужденных на группы по характеру и степени общественной опасности содейнного, личности и применение к каждой категории осужденных различных объемов карательно-воспитательного воздействия.

Индивидуализация наказаний заключается в том, что установленные законом и приговором суда средства исправления применяются с учетом индивидуальных особенностей личности и поведения во время отбывания наказания.

Индивидуализация начинается со статьи 62 Уголовного кодекса РБ (общие начала назначения наказания – с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, мотивов и целей содеянного, личности виновного, характера нанесенного вреда и размера причиненного ущерба, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность).

Индивидуализация исполнения наказания определяется и уголовно-исполнительным законодательством. Существует 2 формы:

1. индивидуализация собственно наказания (предполагает деятельность органов, исполняющих наказание по соотношению средств карательно-воспитательного воздействия с особенностями личности). Она осуществляется в рамках назначенного судом вида наказания;

2. индивидуализация наказания в процессе его исполнения. Она осуществляется путем изменения вида наказания, то есть путем выхода за рамки предписаний приговора.

Под исправлением понимается частичные изменения сознания и поведения осужденного, преодоление отрицательных качеств личности, которые привели к совершению преступления и создание установки в будущем не совершать преступлений.

Исправление осужденного проявляется в его поведении, поступках и действиях. Именно они являются критериями фактических изменений качеств личности осужденного. Критерии исправления осужденных в УИК РБ определены в общем виде в статьях 42, 54, 61, 116 УИК РБ. К ним относятся:

1. правопослушное, хорошое поведение (соблюдение режима отбывания наказания, исполнение возложенных на осужденных обязанностей, активное участие в воспитательной работе);

2. добросовестное отношение к труду и учебе (можно судить по норме производственной выработки, хорошему качеству работы, соблюдению трудовой дисциплины);

3. добросовестное отношение к выполнению работ по коллективному обслуживанию, уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Согласно статье 116 УИК РБ, осужденные к лишению свободы в зависимости от степени исправления делятся на:

· ставших на путь исправления;

· твердо ставших на путь исправления;

· доказавших свое исправление.

Ставшие на путь исправления – осужденные, давшие письменное обязательство о правопослушном поведении и реально стремится к исправлению, не имеет взысканий, добросовестно относится к труду и выполнению работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. К ним можно применить меры поощрения, предусмотренные статьей 110 УИК РБ.

Твердо ставшие на путь исправления – не имеющий взыскания в течение 6 месяцев, проявляющий полезную инициативу при участии в работе самодеятельных организаций и иной общественно полезной деятельности. К ним могут применятся меры поощрения, а также могут быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким.

Доказавшие свое исправление – в течение не менее 1/4 срока наказания выполняет вышеперечисленное. К ним можно применить меры поощрения, а также представить к условно-досрочному освобождению.

УИК РБ определяет 2 группы нарушителей среди осужденных к лишению свободы:

· нарушители (осужденные, которые считаются подвергнутыми взысканиям, перечисленным в статье 112 УИК РБ);

· злостные нарушители. Определяются в статье 117 УИК РБ. Злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания в течение 1 года признаются осужденный, переведенный из колонии-поселения в исправительную колонию в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 69 УИК РБ, осужденный, совершивший в период отбывания лишения свободы или иного наказания умышленное преступление, за которое он осужден к лишению свободы, а также осужденный, которому наказание было заменено более мягким наказанием либо который был освобожден условно-досрочно или досрочно на основании акта амнистии или помилования и совершил в течение неотбытой части срока наказания умышленное преступление, за которое был осужден к лишению свободы. Злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания в течение срока действия взысканий признается осужденный в зависимости от вида и количества наложенных взысканий, предусмотренных в статье 112 УИК РБ.

К злостным относятся на практике нарушения — употребление наркотических средств, мелкое хулиганство, угроза неповиновения или оскорбление представителя администрации, мужеложство, организация забостовок, а равно активное в них участие, организация и активное участие в группировках осужденных (был водворен в штрафной изолятор) и совершение в течение 1 года повторного нарушения порядка отбывания наказания, за которое осужденный был водворен в штрафной изолятор.

Злостное уклонение от общественных работ — это не выход на общественные работы без уважительной причины более 2 раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания или совершение более 2 раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время отбывания общественных работ или скрывание с целью уклонения от отбывания наказания (могут быть привлечены к уголовной ответственности).

В отношении исправительных работ нарушением является непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в органах государственной службы занятости в течение 15 дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; совершение прогула или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Злостным уклонением признается, если осужденный продолжает нарушать порядок и условия отбывания наказания после объявления ему официального предупреждения или скрывается с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания.

Дата добавления: 2015-01-10 ; просмотров: 3073 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 392 УПК). После обращения приговора к исполнению уполномоченные на то органы государства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его реализовать в отношении назначенного судом наказания.

Сущностью и содержанием наказания как особой формы государственного принуждения является кара, поэтому под его исполнением следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) — комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 УИК) для обозначения мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание наказания». Указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение наказания» обращен к соответствующим учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание наказания» обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие имеет комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания (ч. 2 ст. 10 УИК). Применение этих правоограничений не самоцель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограниче- ния применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного в целях его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав — свободы — влечет ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ: свободы передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

Правоограничения осужденных при осуществлении принудительных мер воздействия определяются порядком и условиями отбывания конкретного вида наказания, если оно имеет срочный характер (ч. 2 ст. 10 УИК).

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 Кодекса рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Необходимо отметить, что в законе впервые дается такое определение применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее в теории уголовно-исполнительного права и законодательстве термин «режим» употреблялся применительно к исполнению лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Согласно УИК это одно из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9), которое создает одновременно условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82). Как подчеркивается в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление».

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы, дисциплинарных воинских частях, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Правила режима охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые находятся под контролем администрации органов, исполняющих эти наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных и других учреждений, исполняющих наказания, он включает соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территориях указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и администрацией своих обязанностей и реализации прав. Его нормы обращены также к иным лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, персоналу производственных объектов, где работают осужденные). Они должны соблюдать установленный в этих учреждениях порядок и правила взаимоотношений с осужденными.

Правила режима реализуются не только на территории исправительных учреждений и их производственных объектах, но и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (п. 6 ст. 14 Закона № 5473-1).

studref.com

научная статья по теме ПРИНЦИП СОЕДИНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРИНЦИП СОЕДИНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ»

ПРИНЦИП СОЕДИНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Отраслевой принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия, закрепленный в ст. 8 УИК РФ, выражает одно из важнейших положений уголовно-исполнительной политики, в основе которой лежит идея о необходимости соединения уголовно-правовой кары с мерами воспитательного воздействия, формулирует специфическую особенность деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также связан с реализацией главной цели исполнения наказания — исправлением осужденных1.

Принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия находил свое отражение и в ранее действовавшем законодательстве — в ИТК 1924, 1933 и 1970 гг., т.е. когда кодексы определяли предметы своего правового регулирования. Он означает комплекс различных средств исправления, применяемых и в целях предупреждения совершения осужденными новых преступлений.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Эти средства исправления применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ).

Следовательно, принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия реализуется посредством применения комплекса средств, ориентированных на процесс эффективного исполнения наказания и стимулирования у осужденных правомерного поведения. Осужденный, отбывая наказание, претерпевает комплекс правоограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 10 УИК РФ. Установление правоогра-ничений или уголовно-правовой кары характерно для всех видов уголовных наказаний. Однако опыт борьбы с преступностью показывает, что одним только карательным воздействием преступность искоренить невозможно.

При реализации таких видов уголовных наказаний, как: лишение свободы, исправительные работы, содержание в дисциплинарной воинской части и др., к осужденным наряду с уголовной карой применяются меры исправительного воздействия. Соединение наказания (кары) с мерами исправительного воздействия и представляет собой один из специальных принципов уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 8 УИК РФ.

Для того чтобы уяснить содержание анализируемого принципа, целесообразно уточнить его научный аппарат, ибо любое понятие вырабатывается посредством установления главных признаков отражаемого явления. В связи с этим следует уяснить, что относится к таким понятиям, как: а) меры исправительного воздействия; б) процесс исправительного воздействия; в) воспитательный процесс, лишенный специфики исправительного воздействия.

К мерам исправительного воздействия относится широкий комплекс мер специфического характера, лишенных элементов карательного воздействия. Это воспитательная работа с осужденными, их общественно полезный труд, получение общего образования и профессиональная подготовка, общественное воздействие, меры поощрения, материально-бытовое обеспечение, а также ряд отдельных режимных требований (правил), не содержащих элементов кары.

H.A. Беляев высказал мнение, что труд в исправительных учреждениях является одним из средств карательного воздействия2. Этой же точки зрения придерживался Л.Г. Крахмальник3. A если это так, то труд относить к мерам исправительного воздействия нельзя. На наш взгляд, с этим согласиться трудно, ибо авторы вместо сущности труда осужденных рассматривают условия его реализации.

Что касается условий труда осужденных, то в них, несомненно, имеют место принудительные элементы (например, отсутствие свободы выбора работы, перечень работ, где осужденным работать запрещено и проч.). Да, вряд ли можно согласиться с тем, чтобы условия труда осужденных были такие же, как и у других граждан. Характер труда определяется общественной сущностью, а не условиями его организации. Ограничения в труде относятся не к содержанию самого труда, а входят в сферу режима отбывания наказания.

Давая оценку мерам исправительного воздействия, следует заметить, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства их перечень не дается, однако эти юридические категории разработаны в теории уголовно-исполнительного права. Главный критерий мер исправительного воздействия — отсутствие в них элементов карательного воздействия.

Исправительное воздействие представляет собой комплексное понятие. Оно включает карательные элементы (уголовную кару) и не карательные меры исправительного воздействия. Карательные элементы и меры исправительного воздействия представляют собой различные стороны единого исправительного воздействия.

Суть такого воздействия состоит в том, что карательные элементы уголовного наказания и меры исправительного воздействия являются самостоятельными юридическими категориями, но находятся в неразрывной связи друг с другом. Они соединяются в процессе деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в едином карательно-воспитательном воздействии на осужденного.

Исполнение и отбывание наказания (реализация кары) и применение к осужденным мер исправительного воздействия (ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 2 УИК РФ) представляют собой единый исправительный, или карательно-воспитательный, процесс.

Содержание исправительного воздействия нашло свое отражение в альтернативном проекте ст. 6 Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. Формулировка проекта закона «. точное соблюдение осужденными установленного порядка исполнения наказания» относится к элементам режима отбывания наказания, а следовательно, к элементам карательного воздействия уголовного наказания. В целом же положение, высказанное А.И. Зубковым, В.И. Селиверстовым, подтверждает нашу позицию о том, что исправительное воздействие представляет собой карательно-воспитательный процесс4.

Содержание исправительного воздействия, или карательно-воспитательного процесса, схематично можно представить так:

исполнение (отбывание) уголовного наказания (реализация кары) + осуществление мер исправительного воздействия (реализация воспитательных средств) = единый с исправительным воздействием карательно-воспитательный процесс.

Карательно-воспитательное воздействие специфично, поскольку обусловлено целями наказания и зависит от категорий лиц, отбывающих различные виды мер уголовного принуждения.

Воспитательное воздействие и исправительное воздействие являются разными понятиями по содержанию. Исправительное воздействие — более широкое понятие по сравнению с воспитательным воздействием и отождествлять эти понятия нельзя. В научных же источниках такое смешение имеет место.

Главный критерий разграничения данных понятий выражается в том, что воспитательный процесс спецификой карательно-воспитательного воздействия не обладает. В то же время исправительный процесс базируется на тех же основах, что и любой воспитательный. К тому же последний в отличие от исправительного процесса более гибок, динамичен и в значительно меньшей степени ограничен рамками права.

Поэтому мы разделяем позицию А.Я. Гришко и М.П. Мелентьева, которые считают, что «исправительное воздействие является более широким понятием, включающим. карательные и воспитательные элементы»5. Отметим, что понятия «исправительный процесс» и «карательно-воспитательное воздействие» являются тождественными.

На наш взгляд, не следует смешивать и такие понятия, как меры исправительного воздействия и процесс исправительного воздействия.

Например, в одном из научных источников сказано, что «под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в итоге и говорят о степени исправления осужденных»6. В данном положении представлен только перечень мер исправительного воздействия, а исправительное воздействие, или карательно-воспитательный процесс, не просматривается.

Чтобы полностью уяснить содержание анализируемого принципа, следует указать на единство и отличительные признаки карательных элементов и связанных с ними мер исправительного воздействия.

К общим признакам карательных элементов и мер исправительного воздействия относятся следующие положения:

— наказание и меры исправительного воздействия применяются к одному и тому же лицу, которое совершило уголовное преступление;

— наказания и меры исправительного воздействия имеют одну и ту же цель — исправить осужденного, т.е. специфическим объектом воздействия указанных средств являются отрицательные свойства личности преступника;

— необходимым условием исполнения (отбывания) уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия является совершение лицом преступления;

— юридическим основанием применения наказания и мер исправительного воздействия является приговор суда, вступивший в законную силу, либо изменяющие его определение, постановление суда, а также акт помилования или амнистии (ст. 7 УИК РФ);

— как наказание, так и все меры исправительного воздействия являются средством профилактики преступлений со стороны осужденных.

Между карательным воздействием (карой) и мерами исправительного воздействия существуют определенные отличия. Суть последних состоит в следующем:

— уголовное наказание представляет собой кару, систему юридических ограничений в отношении лица, совершившего преступление. Меры исправительного воздействия карой не являются, страданий человеку не приносят, ответственностью не являются и находятся за пределами наказания;

— наказание является мерой устрашения, носит возмездный характер. Меры исправительного воздействия в отличие от наказания целей общего предупреждения не имеют и никого не устрашают;

— уголовные наказания исполняются только государственными учреждениями и органами, которые строго перечислены в нормах права. Меры исправительного воздейст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com