Оглавление:
VIDEO-SAM.RU
Все о работе с видео
Форма подписки
для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео
В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.
Длинный кадр — исключение из правил?
В статье о правилах видеосъемки обсуждался вопрос длинного кадра. Обычно длительность кадра в фильме или телепередаче не превышает 5-6 секунд. Вы можете убедиться в этом, когда очередной раз будете смотреть телевизор.
Это стандартное правило монтажа, основанное на том, что видео, в котором картинка часто сменяется, смотрится живее и интереснее, воспринимается легче.
Почему так? Оказывается, это правило учитывает особенности человеческого зрения и восприятия окружающих объектов (подробнее — зрительные образы и монтаж).
Длинный кадр — это непрерывный кадр, который длится дольше обычного, съемка без монтажных склеек.
Обычно при монтаже видео длинные кадры разбиваются на короткие, вставляются перебивки, другие кадры. Это классическое правило видеопроизводства.
Но означает ли это, что длинный кадр использовать нельзя? Конечно же, нет. Из любого правила есть исключения. Главным, определяющим моментом при создании фильма является не длительность кадра, а замысел автора данной картины.
Каждый фильм служит для передачи художественного замысла режиссера, что именно он желает донести до зрителя. Если режиссер считает, что для восприятия зрителями смысла, настроения, эмоций, информации необходим именно длинный кадр, он вправе его использовать.
Конечно, не у каждого режиссера использование длинного кадра получается удачным, потому что это один из самых сложных кинематографических приемов. Чем длиннее кадр, тем сложнее получить идеальный результат без монтажной склейки.
Но многие признанные мастера с успехом применяли длинный кадр, и их работы считаются настоящими шедеврами кинематографа.
Вот несколько примеров.
Известная картина Альфреда Хичкока «Веревка» снята именно длинным кадром. При длительности 80 минут, фильм состоит всего из 10 кадров, каждый из которых длится от 6 до 10 минут. Даже стыковка кадров сделана максимально незаметно, на переходах, например, спинах действующих персонажей.
Представьте, насколько сложно снимать такой фильм. Все мизансцены должны быть точно выверены, актеры должны безошибочно помнить текст своей роли, играть без погрешностей, в соответствии с замыслом режиссера. Точно также должны отработать и остальные члены съемочной команды — оператор, осветители, звукорежиссеры и пр.
В обычных фильмах неудачный момент переснимается по нескольку раз, и в этом нет проблемы, если кадр длится 10-30 секунд. А теперь представьте, если надо делать несколько дублей 10-минутного кадра.
При съемке длинного кадра определяющим является мастерство оператора. В этом отношении нужно выделить операторскую работу известного советского кинооператора и режиссера Сергея Урусевского в фильме Михаила Калатозова «Я — Куба».
Практически вся картина снята ручной камерой. Урусевский постоянно использовал внутрикадровый монтаж: движение камеры, изменение фокуса, наезд, отъезд, панораму, трансфокацию. Оператор перемещался с камерой по залу, спускался во время съемки на лифте, заходил в бассейн.
Операторская работа Урусевского до сих пор (с 1964 года) считается эталонной в истории киноискусства.
Мастером длинного кадра является знаменитый итальянец Федерико Феллини. В его картинах планы длительностью несколько минут смотрятся настолько динамично, что зрители совершенно не замечают, что кадры не монтированы.
Из русских знаменитых режиссеров, снимающих не просто длинные, а сверхдлинные кадры, является Андрей Тарковский. Вспомните его фильмы, например, всем известный «Солярис», получивший Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам различных рейтингов эта картина входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.
Тарковский всегда был противником «резки» кадра, считал, что это нарушает целостную ткань катрины.
Вообще, в 70-90-х годах прошлого века многие известные режиссеры использовали длинный кадр как ключевой, стилеобразующий прием.
Бела Тарр в фильме «Макбет», длящемся 1 час, делает всего одну склейку. Этот же прием применяли Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.
Была просчитана средняя продолжительность кадра в фильмах семи культовых режиссеров, и получены следующие результаты:
Серджио Леоне — 7 сек.
Федерико Феллини — 8,8 сек.
Франсуа Трюффо — 13,5 сек.
Ингмар Бергман — 16,7 сек.
Жан-Люк Годар — 20,7 сек.
Андрей Тарковский — 40 сек.
Бела Тарр — 178,3 сек.
В наше время (после 2000 г.) режиссеры также используют длинный кадр. В 21-м веке появились цифровые камеры, которые дают возможность снимать сверхдлинные кадры, поскольку теперь нет ограничения времени длительностью кинопленки.
Режиссеры используют эту возможность для новаторских, экспериментальных картин. Например, фильм Майка Фиггиса «Тайм-код» — это полтора часа однокадровой съемки.
Аналогичный пример у нас: Александр Сокуров снял однокадровый фильм об истории России «Русский ковчег» длительностью 87 минут, который снимался в Зимнем дворце с участием 2000 актеров. Примечательно, что фильм был снят за один день, но, правда, с третьей попытки.
Можно назвать много современных фильмов, в которых используются длинные кадры. Вот несколько примеров таких картин:
«Дитя человеческое» (2004) — сцена засады длится 4 мин. 7 сек., сцена сражения — 7 мин. 34 сек.
«Олдбой» (2003) – сцена драки — 2 мин. 34 сек.
«Искупление» (2007) – сцена в Дюнкерке — 5 мин. 7 сек.
«Голод» (2008) – сцена беседы продолжается 16 мин. 30 сек. при полностью статичной камере на всем ее протяжении.
«Честь дракона» (2005) – сцена драки на лестнице — 3 мин. 55 сек.
«Гравитация» (2013) – первый кадр — 17 мин.
«Горячие новости» (2004) — сцена перестрелки 6 мин. 47 сек.
Конечно, это не все примеры длинного кадра в современном кино, хотя распространенным в наше время этот прием назвать нельзя. Удачным или нет получился результат — судите сами.
Что касается телевизионных передач, то существует такое понятие, как репортажное определение длинны кадра: пока длится событие, пока поступает новая информация, кадр может не заканчиваться.
Если репортер заснял какой-то важный, эксклюзивный материал, то его показывают целиком, не обращая внимание на длительность. Здесь главное — информация, а не «смотрибельность».
Вы, наверняка, видели, как по центральному телевидению показывают видео, снятое на мобильный телефон, если оно несет действительно ценную информацию.
Аналогично, если выступает оратор с какой-то значимой речью, то кадр длится столько, сколько нужно. Никто не будет перебивать кадр с обращением, например, президента, какими-то вставками или перебивками.
Итак, подведем итоги: можно ли и нужно ли использовать длинный кадр?
Если вы считаете, что только таким образом вы можете реализовать свой замысел и донести до зрителя смысл или настроение данной сцены, то используйте его.
Если вы считаете, что сможете достойно выполнить съемку длинного кадра — используйте его.
video-sam.ru
Учебные курсы
Подпишитесь на почтовую рассылку по созданию видеороликов.
Популярные статьи
Свежие статьи
Правила монтажа видео
Рассмотрим основные правила монтажа видеофильмов.
Чтобы понять их логику, отвлечемся ненадолго, и рассмотрим принципы зрения человека.
Представьте себе, как люди воспринимают окружающую среду посредством зрения. При рассматривании, например, пейзажа, глаза человека непрерывно движутся, перескакивают с одного направления на другое, причем, совершенно хаотично.
Наше зрение как бы выхватывает четко увиденные куски наблюдаемого, эти куски определяются нашим сознанием как элементы общего, и складываются в единую картину.
Кроме того, наши глаза время от времени моргают, т.е. вообще закрываются. В такой момент происходит прерывание поступления информации из окружающей среды, но, согласитесь, это совершенно не мешает нам воспринимать пейзаж как целостную картину.
Переводя взгляд с удаленного предмета на близлежащий, человек непроизвольно моргает.
Мы так делаем неосознанно, не обращаем на это внимания, такой принцип работы зрения нам нисколько не кажется искусственным. Наоборот, именно так людям наиболее удобно наблюдать за событиями в окружающем мире, не утомляя зрение.
Кусочки пейзажа являются аналогами кадров фильма, а наше сознание занимается монтажом отдельных кусочков в целостную картину (фильм).
Психологи утверждают, что процесс поступления информации в наше сознание во всех случаях имеет прерывистый, кусочный характер. Дробление на куски необходимо для нормального хода восприятия (зрительные образы и монтаж).
Исходя из теоретических знаний о принципах человеческого зрения, можно изложить основные правила монтажа.
Не используем длинный кадр
Монтаж видеофильма короткими кадрами — это одна из форм использования особенностей человеческого зрения.
Одно из основных правил видеомонтажа — не делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд.
Можете проверить это правило, просматривая любой фильм или телепередачу.
Вы обнаружите, что редко кадры держатся более 5 с. В выпусках новостей — еще меньше, кадры могут меняться чуть ли не ежесекундно.
Но быстрая смена тоже утомительна, мы не все успеваем воспринимать информацию, поэтому, условимся — средняя продолжительность кадра 5 с.
Не воспринимайте это как догму, из любого правила могут быть исключения. Многие великие режиссеры использовали длительность кадра до нескольких минут, например, Тарковский, Феллини.
Если по вашему замыслу кадр должен быть длинным и ваше видео смотрится хорошо — решать Вам.
Стык кадров
Разберемся в принципах стыка соседних кадров. В монтаже изображений существуют две противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот, стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя.
Чтобы понять принципы стыковки кадров, рассмотрим понятие плана.
План — это обозначение масштаба съемки, выбор крупности объекта съемки.
Различаются следующие виды планов (на примере съемки человека):
1. Деталь (например, глаз человека с бровью, кисть руки, губы).
2. Крупный план — лицо человека во весь экран.
3. 1-й средний план — часть фигуры человека, взятая в рамку кадра чуть выше пояса.
4. 2-й средний план — фигура человека по колено.
5. Общий план — человек во весь рост располагается в кадре так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.
6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.
На практике чаще всего встречается деление на крупный, средний и общий планы, но для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть.
Одно из главных правил монтажа — учет планов или монтаж по крупности. Установлено, что лучше воспринимаются кадры, смонтированные «через план», например, крупный со вторым средним, 1-й средний с общим.
Поставленные рядом похожие или соседние по крупности планы вызывают ощущение рывка и смотрятся плохо.
Исключением является стык детали и крупного плана, дальнего и общего плана, здесь неприятных впечатлений не возникает.
Плохо воспринимается переход между кадрами, сильно различающимися по крупности, скажем, с детали на общий план. Зритель может просто потерять объект внимания.
И наоборот, если перейти с дальнего плана на деталь, возникает ощущение броска на зрителя (хотя такой прием можно использовать для привлечения внимания к чему-либо).
Ориентация в пространстве
Следующее важное правило — учет ориентации в пространстве (монтаж по взгляду).
Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе зритель потеряет ориентацию (не путать с ситуацией, когда камера показывает разговаривающих поочередно).
Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре — от нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по той же причине).
Это не значит, что нельзя снимать с разных сторон, главное, чтобы при монтаже такие кадры не стояли рядом. Такой переход можно осуществить через кадр, вставив между ними, например, крупный плана снимаемого объекта.
Очень важным при монтаже является учет освещенности или монтаж по свету. Плохо, когда соседние кадры резко отличаются по освещенности, это, буквально, бьет по глазам.
Если вам нужно сделать переход от яркого света к затенению, поставьте между ними нейтральный кадр, чтобы смягчить переход. Подробнее о принципе монтажа по свету.
Избегайте скачков и рывков видео.
Будьте аккуратны, вырезая какие-то фрагменты. Ужасно смотрится, когда на одном кадре человек при ходьбе начал поднимать правую ногу, а на следующем кадре (практически, мгновенно) — поднимает уже левую. Налицо явный скачок из-за того, что кусок кадра варварски выхвачен.
Если вам обязательно нужно было вырезать данный фрагмент, просто не монтируйте такие кадры рядом, поставьте между ними другой кадр.
Если снималось какое-то длительное действие, например, интервью, то обязательно возникает необходимость вырезать какие-то неудачные фразы или ракурсы. Но если просто вырезать фразу, на стыке кадров получится скачок, ведь люди не сидят неподвижно.
Самый лучший способ избежать этого — съемка двумя камерами, в такой момент нужно поставить кадр, снятый на другую камеру. Но это вряд-ли подойдет для любительских съемок.
Второй, менее удачный способ прикрыть скачок — это наложить переход, например, вспышку. Это плохой вариант и применять его можно только в крайнем случае.
Оптимальным решением будет вставка «перебивок» — каких-то нейтральных кадров. Для этого в запас надо наснимать в помещении различных деталей, лица зрителей и т.п., и прикрывать ими рывок или другой бракованный фрагмент.
Учитывайте, что звуковая дорожка должна идти непрерывно, а перебивка закрывает только видео.
Не увлекайтесь эффектами.
Теперь поговорим о чувстве меры. Начинающий монтажер часто чрезмерно увлекается различными эффектами, переходами, и лепит их на каждом шагу. Ему кажется, что чем больше «красивостей» он поставит, тем профессиональнее и солиднее будет выглядеть фильм.
Все как раз наоборот. Настоящий профессионал никогда не будет злоупотреблять эффектами, чтобы показать «я это умею!» — это дурной тон.
Однажды моя коллега, дававшая открытый урок, взялась сама делать фильм для конкурса уроков. Кто-то ей «помог», и в результате, когда я посмотрела готовый фильм, то пришла в ужас: чуть ли не каждый кадр разворачивался, сворачивался в трубочку, вылетал, закручивался в спираль и т.п.
Такое безобразие на конкурс выпускать было нельзя, и я потратила массу времени, скрупулезно вырезая все эти «красивости».
Ни в коем случае в серьезном фильме не допускайте такого. Фильм должен нести информацию, стыки кадров должны быть незаметны, зрителя нельзя отвлекать на всякую ерунду, при резких переходах его внимание рассеивается.
Переход можно поставить, чтоб подчеркнуть смену событий, новый этап, главу, т.е. тогда, когда это уместно, но ни в коем случае не злоупотреблять эффектами.
Еще один пример «мастерства» создателей фильма: линейка, посвященная последнему звонку в школе. Идет панорама стоящих учеников, родителей — и поверх интенсивно сыплются золотистые искры.
Монтажеру кажется, что это очень красиво и эффектно, а то, что лица учеников разглядеть почти невозможно — наплевать.
В самый волнительный момент посреди экрана появляется здоровенная анимация колокольчика и начинает раскачиваться — действующих лиц опять не видно.
Такие «художества» вряд ли понравятся заказчикам видео (обычно это родители), которым интересно видеть своих детей, а не эффекты.
Другое дело, если вы делаете рекламный ролик, видеопоздравление, шуточный видеофильм для друзей — вот тут пожалуйста, применяйте любые эффекты, анимацию, переходы, пусть все сверкает и движется. Это уместно и эффектно.
Вообще, если вы знакомы с другими материалами этого сайта, то знаете, что создавать эффекты и переходы совсем не сложно, и это ни в коем случае не является мерилом мастерства. Поэтому призываю вас еще раз применять эффекты в меру и там, где это уместно.
Правила монтажа кадров «по Кулешову»
А вот самые важные слова Льва Кулешова, как правило не учитываемые начинающими «киношниками»:
«Подготовляя к съемке сцену, мы с вами все время думаем о будущем монтаже этой сцены. Монтаж должен всегда учитываться и в режиссерском сценарии, и на репетициях, и на съемках, иначе смонтировать сцену (и фильм, состоящий из сцен) будет чрезвычайно трудно, а иногда просто невозможно».
Этот совет – всем киносоветам совет : начиная съемку очередного кадра, припомнить, чем (и смыслово и пластически) завершился предыдущий кадр, и хорошенько запомнить – чем закончился этот ваш только что снятый кадр, чтобы начинать съемку следующего не с смыслового и изобразительного нуля.
Ну и т.д. Да! – существуют предварительные раскадровки, рисунки предполагаемых кадров, по ним ясно, что с чего начинается и что чем заканчивается. Но практика съемки гораздо шире, вариативней, импровизационней, чем любые предварительные схемы-рисунки. Поэтому будьте внимательнее к этому вещему совету. Большинство фильмов сгубило несоблюдение именно этого совета. Ибо, если даже фильм «ни о чем», но хорошо слеплен-смонтирован, это уже – так много…
И далее более подробно «расшифруем» правила монтажа
Монтаж — это процесс “ сборки ” фильма из отдельных элементов — кадров. Но вырезать неудачные места и склеить оставшиеся еще не значит “ смонтировать “. Грамотный монтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации.
Они выработаны чисто эмпирическим путем на протяжении первых двух-трех десятилетий существования кино и с тех пор не претерпели существенных изменений. Так называемый современный “клиповый” монтаж — это чаще всего либо примитивный параллельный монтаж двух или более разных эпизодов, либо малоталантливые попытки изобрести велосипед в области эмоционального монтажа.
Когда речь идет о монтаже одной сцены (а именно такой частный случай мы и будем разбирать), задача автора добиться того, чтобы зрителю было понятно, что происходит на экране и где разворачивается действие, если автор не ставит перед собой противоположной задачи — “запудрить” зрителю мозги. При этом в большинстве случаев весьма желательно, чтобы при просмотре зритель не замечал того, что эта сцена состоит не из одного, а из нескольких склеенных между собой кадров.
В теории это иногда называется комфортным восприятием стыка или склейки . На практике чаще говорят, — эти кадры между собой монтируются, а другие не монтируются.
Однако, читая о требованиях, предъявляемых к кадрам, которые могут быть “склеены” вместе, вы, скорее всего, обнаружите, что в вашем материале нет ни одной пары кадров, отвечающих всем условиям “ гладкого стыка “. Ничего страшного, прочитав о правилах видеомонтажа , вы сможете последующие свои съемки вести с учетом их требований. Не расстраивайтесь, если не все условия будут выполнены — изложенные правила при реальных хроникальных съемках часто невыполнимы в полном объеме.
О кадре, плане и других терминах
Прежде чем начать разговор о монтаже, нужно привести несколько определений из кинематографического и телевизионного лексикона.
Съемочный кадр или план — любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки RECORD до паузы, следующее нажатие — начинается следующий съемочный кадр.
Монтажный кадр или план — элемент смонтированного видеофильма — то, что осталось от съемочного кадра после того как его “подрезали” и вставили в нужное место.
Монтажный лист — описание исходного материала или готового фильма с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке (по счетчику).
Объект — место съемки (улица, квартира, пляж и т.п.), другое значение — персонаж, действующий в кадре.
Исходные материалы (исходники) — материал, записанный непосредственно видеокамерой.
Мастер-кассета (мастер) — кассета, на которую записывается монтируемый фильм.
Термин «план» имеет еще одно значение — это изображение определенного масштаба или крупности.
Определим планы в порядке уменьшения масштаба:
- 1. Сверхкрупный план или Деталь — кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос или нос и рот, например), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре);
- Крупный план — кадр, в котором голова человека занимает почти все место;
- 1-й средний план — человек по пояс;
- 2-й средний план — человек по колени;
- Общий — человек в полный рост;
- Дальний план — человек занимает очень маленькую площадь кадра.
Монтаж по крупности
Самый распространенный случай монтажа, это когда нужно смонтировать два изображения одного и того же героя снятого разными планами (масштабами).
Например, вы хотите сначала показать человека в полный рост (общий план), чтобы зритель мог увидеть его костюм, походку, предметы или людей, которые его окружают.
Потом вы хотите дать зрителю возможность разглядеть лицо героя, поэтому после общего ставите крупный план, когда лицо занимает почти всю площадь кадра. Такой стык вряд ли останется незамеченным зрителем.
Дело в том, что на общем плане, как правило, черты лица плохо различимы, а на крупном плане выпадают из кадра предметы, окружающие героя. Поэтому зрителю приходится некоторое время после начала крупного плана сопоставлять два изображения и искать связь между ними. Происходит задержка восприятия, зритель не следит за действием, а пытается сообразить, что к чему.
Другой вариант склейки: после поясного плана героя (1-й средний) зритель видит крупный. Сомнений в том, что на обоих кадрах один и тот же человек не возникает, черты лица на 1-м среднем плане видны отчетливо. Однако и этот стык будет не очень удачным — разница в масштабах изображения столь незначительна, что сознание зрителя может воспринять такой переход как резкий скачок героя с одного места на другое.
Многолетним опытом было установлено, что наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведенной выше шкале через один. То есть, общий план монтируется с 1-м средним и наоборот, 2-й средний с крупным, и т.д.
Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним.
Еще одна рекомендация. Чтобы ваш стык выглядел на все 100%, не поленитесь на съемке при переходе со среднего плана на крупный, приблизившись к объекту на пару шагов, сделать также шаг в сторону. При этом слегка изменится ракурс и фон за героем, что тоже благоприятно отразится на восприятии склейки.
Монтаж по ориентации в пространстве
Предположим, вы снимали концерт какого-то эстрадного певца. Ваше место в зале находилось недалеко от сцены, чуть правее центра. Певец во время выступления в основном смотрел в центр зала. На вашей записи преобладающее направление его взгляда будет справа налево. В какой-то момент вам захотелось поснимать публику. Вы повернулись направо и включили запись.
Если всё так и было, то при монтаже этих кадров вы столкнетесь с серьезной проблемой. Дело в том, что и певец, и публика на этих кадрах смотрят в одну сторону, справа налево. Зрителю, особенно тому, который не был на концерте, придется напрягать извилины, чтобы сориентироваться в пространстве.
Проблема бы не возникла, если бы для съемки публики вы повернулись не направо, а налево. Тогда глаза исполнителя и людей в зале имели бы встречное направление, и было бы ясно, кто на кого смотрит.
Простейший случай монтажа по положению объектов в пространстве — монтаж диалога двух персонажей (так называемая “ восьмерка “). Если взгляды этих людей будут направлены навстречу, кадры монтируются, если в одну сторону — нет.
В общем случае правило формулируется так: съемка двух взаимодействующих объектов должна производиться строго по одну сторону от линии их взаимодействия.
Линия взаимодействия — это воображаемая линия, проходящая через оба объекта.
Монтаж по направлению движения
Допустим, находясь где-то в незнакомом городе на автобусной экскурсии, вы сняли много красивых кадров во время движения по улицам, снимая как через правое, так и через левое окно. При монтаже у вас обязательно возникнут трудности связанные с тем, что кадры, снятые через левое и правое окно “не захотят” стоять рядом. У зрителя, да и у вас, неизбежно возникнет ощущение ожидания столкновения, вызванное тем, что на кадре, снятом через левое окно, дома и люди будут пролетать справа налево, а в кадре, снятом через правое окно наоборот. Зрителю будет казаться, что эти кадры были сняты из автомобилей, движущихся навстречу друг другу.
Чтобы выйти из положения, нужно во время съемки сделать несколько кадров через переднее стекло автобуса. Такие кадры будут монтироваться с любым из предыдущих кадров (разумеется, при соблюдении еще ряда условий, о которых ниже). Кроме того, если в конце кадра, снимаемого, например, через левое окно, перевести камеру на какой-нибудь неподвижный объект (крупный план человека, сидящего у окна), то следующий кадр монтируется “без вопросов”.
Это, только один из многих возможных случаев монтажа по движению. Если вы столкнетесь на практике с ситуациями, когда нужно монтировать кадры с движущимися объектами запомните: изменение направления движения объекта на стыке кадров не должно быть больше чем на 90 градусов. При этом не должна пересекаться вертикальная ось. То есть, если на одном кадре объект движется от нас чуть налево, то в следующем кадре он не должен двигаться направо.
Один из важных выводов, который должен сделать для себя начинающий видеолюбитель — нельзя склеивать горизонтальные панорамы, снятые в разных направлениях. Профессиональные операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу в движении.
Монтаж по фазе движения
Вернемся еще раз к примеру, рассмотренному нами при разборе монтажа по крупности . Если ваш герой во время съемки активно жестикулирует, то, кроме смены крупности плана вам придется учесть еще один фактор — фазу движения . Это значит, что если в конце общего плана человек начал поднимать, левую руку, то в начале среднего плана эта рука также должна подниматься. Иначе изображение на “склеится”. Фазу приходится учитывать при монтаже циклически повторяющихся положений объекта.Это может быть идущий человек, велосипедист, вращающий педали, жонглер в цирке и т.п.
Монтаж по фазе движения очень непростая вещь. В игровом кино многие эпизоды снимают несколько раз не только для того, чтобы иметь несколько дублей одного кадра. Одно и то же действие, как правило, снимается несколько раз планами разной крупности.
Монтажер, таким образом, имеет возможность на монтажном столе подгонять каждое движение по фазе с точностью до кадра. В кино кадром называется одиночная картинка на кинопленке. В видео монтаже используется термин — frame . Любительская техника (кроме систем нелинейного монтажа ) не может обеспечить такую точность склейки, поэтому иногда при монтаже вам придется прибегать к помощи промежуточных кадров, чтобы избегать “сдвига по фазе”.
Монтаж по композиции
(Смещение центра внимания)
Начинающие видеолюбители предпочитают центральную композицию кадра. То есть, располагают главный объект по центру. Такая компоновка кадра очень распространена, и без нее не обойтись ни в кино, ни на телевидении.
Однако, часто для большей выразительности, а иногда и по необходимости главный объект съемки располагается не по центру кадра. И тогда при монтаже возникает необходимость согласования соседних кадров по композиции.
Еще раз вернемся к ситуации, когда нам нужно смонтировать общий и средний план человека. Если на общем плане человек заметно смещен в одну сторону кадра, а на среднем в другую, при просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания. Чтобы этого не произошло, во время съемки и при монтаже нужно помнить еще одно правило: смещение центра внимания по горизонтали при переходе от кадра к кадру не должно превышать одной трети ширины экрана. Ситуация, когда может возникнуть резкое смещение центра внимания по вертикали, встречается значительно реже, но и тут действует аналогичное правило.
Монтаж по свету
В практике кино и видеосъемки часто встречаются случаи, когда при смене положения камеры относительно объекта съемки резко меняется фон, на который проецируется объект. Например, съемка человека, стоящего недалеко от окна. На одном кадре фигура видна на фоне темной стены, в другом на фоне яркого окна. Даже при соблюдении всех уже рассмотренных нами правил монтажа стык между планами будет очень грубым из-за того, что слишком резко изменится характер освещения. Чтобы этого не произошло, нужно при съемке первого кадра “прихватить” немного окна, а при съемке второго — немного стены. Тогда оба изображения будут тесно связаны между собой общими деталями, и стыковка пройдет гладко.
Отсюда следует правило: соседние кадры не должны резко отличаться по тону и характеру освещения. Это относится и к ситуации, когда, например, дальний план снят при солнечном освещении, а общий или средний при пасмурном. Профессиональные кинооператоры в таких случаях снимают облака в тот момент, когда они закрывают солнце. Такой промежуточный монтажный кадр позволяет перейти от “солнечного” кадра к “пасмурному”.
Монтаж по цвету
Рассмотренный выше монтаж по свету является частным случаем монтажа по цвету .
Обобщая вывод, сделанный по отношению к тону и характеру освещения объекта, можно легко перейти к следующему правилу: соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Если в новом кадре возникают новые цвета, то они должны занимать не более одной трети площади кадра.
Волшебное средство -”перебивка”
Мы рассмотрели основные, но далеко не все правила монтажа двух соседних кадров. Видеолюбителю, впервые узнавшему о них, может показаться, что выполнение всех этих правил просто невозможно в полном объеме. В некотором смысле он окажется прав. Даже опытный профессиональный оператор при репортажной съемке в силу разных причин иногда не имеет возможности или времени чтобы снять всё по правилам, хотя бы потому, что снимая материал, он не всегда знает, как будет монтироваться тот или иной сюжет . Поэтому при монтаже могут возникать и возникают проблемы нестыковки. На этот случай у киношников и у телевизионщиков есть одно волшебное универсальное средство, которое называется перебивкой .
Перебивка — это кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия.
Содержание перебивки всегда резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанным с основным содержанием. Наиболее часто перебивки применяются на телевидении при монтаже длинных монологов. Если нужно сократить часть выступления человека, снятого длинным статичным средним планом, то без перебивки не обойтись (хотя нынешние редакторы теле новостей часто обходятся, но это на их совести). Для вставки перебивки выбирается место примерно за одну две секунды до того как, когда говорящий делает небольшую паузу. К среднему плану клеится перебивка, во время которой звучит конец фразы. Следующий кадр — опять средний план героя, который начинает говорить с нужного редактору места.
Перебивкой в этом случае может служить кадр, на котором снята картина, висящая на стене кабинета, часы или книга на письменном столе и т.п. Однако, если в монологе речь идет именно о той картине или о том, что на ней изображено, то кадр с картиной уже нельзя назвать перебивкой. Он становится вполне самостоятельным смысловым кадром. Для рассмотренного варианта перебивки необходимо иметь возможность независимого монтажа звука и изображения, если ваш видеомагнитофон не имеет функции audio dubbing , то вам придется резать одновременно и звук и картинку. Это не очень хорошо, но для домашнего видео вполне приемлемо.
Перебивками нужно пользоваться с большой осторожностью и ни в коем случае не злоупотреблять ими. Большое количество перебивок в одной сцене свидетельствует либо о неумении снимать “монтажно”, либо об отсутствии у автора четкой творческой идеи.
О спецэффектах и фэйдерах
Фэйдер, как многим известно — функция, позволяющая выполнять переход в затемнение и выход из затемнения. Лучшее место для применения этого эффекта — разделение эпизодов. Если вы при съемке планируете, что каким-то кадром у вас будет заканчиваться эпизод — используйте фэйдер. Если думаете, что с какого-то кадра будет начинаться новый эпизод — также включите фэйдер . При монтаже просмотрите варианты перехода от эпизода к эпизоду с затемнением и без. Оставьте тот, что больше понравится.
Не злоупотребляйте спецэффектами. Примените к кадрам, снятым с помощью спецэффектов, знания правил монтажа и вам станет легче использовать такие кадры в фильме.
kinoshkola.org