Оглавление:
Нормативно-правовые акты РФ
- Право
- Понятие и признаки права
- Принципы права
- Сущность права
- Функции права
- Структура права
- властно-волевой характер;
- неоднократность применения;
- адресованность неопределенному кругу лиц.
Нормативно-правовые акты в РФ
Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
Признаки нормативно-правового акта:
В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:
Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.
В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.
При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.
Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:
- он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
- обладает высшей юридической силой;
- принимается в особом процессуальном порядке;
- по своему характеру является стабильным;
- принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.
Итак, закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:
Основные законы
Основные законы — это конституции.
Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Обыкновенные законы
Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:
Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.
Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.
Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.
Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.
Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.
Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.
Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.
Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.
Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.
Подзаконные акты
Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).
В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.
Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.
Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.
Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.
Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.
www.grandars.ru
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
Нормативно-правовой акт – это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.
Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.
Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:
1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.
2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.
3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.).
Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:
а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;
б) различиями в юридической природе или юридической силе;
в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Федерации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.
Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.
Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характером и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.
Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.
Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.
Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).
Основы законодательства – законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Регламент – законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.
Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.
Договоры (соглашения) Российской Федерации всегда имеют нормативный характер, если они касаются взаимоотношений со своими субъектами. Они могут быть заключены в форме учредительного договора, соглашения о сотрудничестве и др. Примером договора может служить Федеративный договор, заключенный между Российской Федерацией и Татарстаном в 1994 г .
Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, то есть имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы Президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент (в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы Президента – подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два вида: указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.
Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.
Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.
Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
1) нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
2) время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
3) нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.
Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:
1) в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
2) в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
3) по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.
Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.
Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.
Действие нормативных актов по кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.
www.bibliotekar.ru
4. Нормативные акты и их виды.
Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения.
Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.
Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов.
Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов. Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России — Федеральным Собранием.
Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.
В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за кона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.
В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.
По своей значимости законы делятся на три группы: основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.
конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др. ). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;
текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др. ). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.
Нормативно-правовые акты, их действие
Под нормативно-правовым актом понимается официальный акт правотворчества, устанавливающий норму права, т. е.
вводящий в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера. Этим он отличается от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания.
В этом определении выражены все характерные признаки этого источника права:
результат правотворчества; выражение норм права; функция источника права; официальное государственное оформление; соблюдение юридической техники при оформлении. Классификация нормативно-правовых актов проводится в первую очередь по их юридической силе (хотя существуют и другие основания классификации — по содержанию, объему и характеру действия, по издающим субъектам).
Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, компетенции издающего органа, его конституционных полномочий.
Общее построение системы законодательства в любом государстве предусматривает деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения по ключевым вопросам общественной жизни.
Законы принимаются в особом порядке высшими представительными органами государства (либо уполномоченными органами субъектов Федерации) или непосредственно народом в результате референдума.
Законы обладают высшей юридической силой (принцип верховенства закона), это означает, что:
все остальные правовые акты должны исходить из верховенства законов и никогда не противоречить им (в случае расхождения иного акта с законом действует закон);
никто не вправе изменить или отменить закон, кроме принявшего его законодателя.
Законы подразделяют на конституционные и обыкновенные. К конституционным относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.
Подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания, юридической силе, сфере распространения подзаконные акты подразделяются на: •
акты высшей исполнительной власти (нормативные указы президента, постановления и распоряжения правительства), в которых также могут содержаться первичные правовые нормы, но главным образом нормы исполнительского характера; •
акты отдельных ведомств (приказы, инструкции), являющиеся нормативно-правовыми актами общего действия, направленными на уточнение либо регламентацию актов высшей юридической силы в ограниченной сфере общественных отношений; •
местные подзаконные акты, издаваемые территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления; действие этих актов ограничено подвластной им территорией; •
локальные подзаконные акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются на ограниченное количество лиц (касаются организации труда, служебных взаимоотношений, дисциплины труда).
Отдельно выделяют акты высших органов судебной власти (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов). До настоящего времени в отечественном правоведении единого мнения по месту этих актов в системе источников права нет.
Во всяком случае, решения Конституционного суда также являются важной формой правотворчества, выражающейся прежде всего в признании отдельных нормативных актов или их положений не соответствующими Конституции, что является основанием для отмены либо изменения соответствующих статей этих нормативных актов.
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени — нормативно-правовые акты начинают действовать:
с момента принятия правотворческим органом;
по истечении определенного срока после опубликования;
со времени, указанного в самом акте либо в специальном акте о введении в действие.
НоРмативн°-пРавов°й акт не имеет обратной силы, т. е. его предписания не распространяются на те отношения, которые возник-™ и существовали до его издания.
если самим нормативным актом устанавливается его обратная сила;
если уголовный закон или акт административного законодательства смягчает наказание либо вообще устраняет наказуемость деяния.
Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают свое действие) на следующих основаниях:
по истечении срока действия, указанного в самом акте; в связи с изданием нового акта, регулирующего практически те же вопросы;
в связи с прямой отменой данного акта.
Действие в пространстве определяется территорией, на которую распространяется предписание норм правового акта. Территориальные пределы действия нормативных актов подтверждают суверенитет государства и его юрисдикцию.
Как правило, действие нормативных актов распространяется на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему.
Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативно-правового акта на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия акта (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства) либо только на часть субъектов — военнослужащих, работников определенных профессий и т. д.
Исключением является право экстерриториальности для определенной категории иностранных граждан. 6.5.
Систематизация нормативно-правовых актов
Как указывалось ранее, нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на разный круг субъектов и разное территориальное пространство. Поэтому при их систематизации преследуется цель упорядочения правового материала, совершенствования самих правовых норм, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент нормального и эффективного регулирования общественной жизни.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нор-
и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
В правоведении используют три вида систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консолидация.
Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. При этом производится как классификация нормативных актов, так и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, структурная переработка нормативно-правового массива, отмена устаревших принципов и норм, создание новых.
Эта деятельность может осуществляться только компетентными правотворческими органами на основании конституционных или иных законных полномочий.
Кодификационные акты по содержанию и форме подразделяют на: основы законодательства, устанавливающие важнейшие начала и основные положения определенной отрасли права или сферы государственного управления («Основы законодательства об охране здоровья» и т. п.);
кодексы (гражданский, уголовный, трудовой, семейный и т. д.); уставы, положения — кодификационные акты специального действия (устав железных дорог, воинские уставы, положение о тех или иных ведомствах).
Более простым и распространенным видом систематизации является инкорпорация — их объединение в единый документ по признаку регулирования нормативно-правовыми актами определенной сферы общественных отношений.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная осуществляется компетентными органами и является не новым нормативным актом, а формой (способом) опубликования или переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Неофициальная инкорпорация преследует информационносправочные цели.
Официальная инкорпорация осуществляется либо в хронологическом, либо в предметном виде.
В результате консолидации также создаются сборники законодательства, которые носят неофициальный характер. Акты консолидации обычно используют как юридическое пособие для лиц, занятых в соответствующих государственных или общественных сферах деятельности. Они содержат как отдельные нормативные акты, так и выдержки из актов, объединяемые по признаку их относимости к какой-либо сфере деятельности.
lawbook.online