Виды государственных пособий рб
§ 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения
Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфере социального обеспечения привели к изменению в содержании правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» 263 , Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 264 , Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 265 , Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 266 и других нормативно-правовых актов коренным образом повлияло на систему правовых видов социального обеспечения, важную роль среди которых играют пособия.
Многообразие видов пособий, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обеспечению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значимости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:
— по беременности и родам;
— в связи с рождением ребенка;
— женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
— на детей старше 3 лет;
— по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
— по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
— при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
— на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
— по временной нетрудоспособности.
Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, основываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.
В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.
Рассмотрим существующие подходы в части выбора группировки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования 267 .
В предложенной А.Е. Козловым классификации пособия делятся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обеспечению, вторую — по социальному страхованию. Данная классификация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) — сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) — пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда зародившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теряет всякое значение. А оно, несомненно, есть.
Закон «Об основах государственного социального страхования» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, включая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхование: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников».
Таким образом, государство в лице законодателя предоставляет возможность и рекомендует нанимателю использовать дополнительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источника. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий резко возрастает возможность дополнительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисляемых от прибыли предприятий в фонды социального развития и материальной помощи.
Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.
Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь конкретизирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный договор может содержать положения: «о гарантиях социального страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; обеспечении занятости».
Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспечению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социального обеспечения пособиями. В настоящее время этой классификации придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии — социально-экономическом.
Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно классифицировать на три вида (группы):
- пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
- пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
- пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- матери, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
- по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
- по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
- при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
- пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- пособие по безработице.
- одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
- на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
- в связи с рождением ребенка;
- матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
- надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разведенным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.
- дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим двоих, троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
- пособие на детей;
- пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
- по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
- на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
- на погребение.
- ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длительного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
- единовременные, выплачивающиеся при наличии соответствующих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
- периодические выплачиваются при наступлении соответствующих правовых оснований в течение сравнительно непродолжительного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует отнести пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице.
- первый — пособия по временной нетрудоспособности;
- второй — семейные пособия (в том числе и пособие на погребение);
- третий — пособие по безработице.
- на детей старше 3 лет;
- по уходу за больным ребенком;
- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
- надбавки к государственным пособиям.
К первой группе относятся пособия:
Источником финансирования перечисленных выше пособий является Фонд социальной защиты населения и средства Государственного фонда содействия занятости 268 .
Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, финансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:
Третью группу составляют пособия, выступающие основным источником средств существования для некоторых категорий граждан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получающих отсутствуют или могут отсутствовать такие источники средств к существованию, как оплата по труду, пенсии и иные источники. До реформы пенсионного законодательства к этой группе относили социальные пенсии инвалидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не обладающим самостоятельным источником дохода» 269 .
Первую группу составляют пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К первому виду относятся пособия по беременности и по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются в случаях: утраты трудоспособности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у работающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.
Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, восполнить заработок, утраченный работником по причине, признанной государством уважительной, причем эта помощь предоставляется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближающейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения таких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются 270 .
Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта помощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.
К этому виду по действующему законодательству следует отнести пособия:
К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:
За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.
Очевидно, что по своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законодателем случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
На наш взгляд, представляет наибольший интерес классификация пособий по видам, предложенная В.С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоятельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все пособия можно разделить на три большие группы (вида):
Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.
На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обеспечения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.
Теоретическая и практическая ценность классификации пособий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.
Все пособия не однородны по структуре и по целевому назначению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.
На базе современного законодательства пособия по праву социального обеспечения предоставляются ежемесячно, единовременно и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» семья (лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком) вправе претендовать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ребенка; на периодические — по уходу за больным ребенком, при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов.
Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:
Общепризнано, что в праве социального обеспечения не существует универсального критерия классификации пособий по видам.
Нами предлагаются следующие социально-правовые основания классификации:
— семья (основным признаком отнесения отдельных видов пособий к семейным выплатам является их функциональная направленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершеннолетнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого общего бюджета удовлетворяются потребности детей.
Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспечения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:
Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к социальному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Совершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и семейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.
Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социального обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетельствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия 271 .
Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. определяло только один вид пособия, на который имела право «семья» — пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.
Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «. семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом» 272 . Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, имеющих право на пособия на данном этапе развития социального обеспечения?
Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назначения пенсии по случаю потери кормильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усыновленный. В других же случаях законодатель употребляет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (пособие по уходу за заболевшим членом семьи), не раскрывает, кто на него имеет право.
В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий — совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.
К семейным пособиям относятся пособия:
Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить женщину-мать. Несомненно, только женщинамать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.
Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобщающего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важнейших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения 273 .
Учитывая специфику экономических и социальных реалий развития нашего общества, особенность действующего законодательства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:
— социально-экономические (1 — пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 — пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 — пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));
— целевые (1 — пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 — пособия, дополняющие основной источник средств существования; 3 — пособия, выступающие основным источником средств существования); социально-правовые (1 — семейные пособия; 2 — пособия по временной нетрудоспособности; 3 — пособия по безработице);
— периодичность выплат (1 — ежемесячные; 2 — единовременные; 3 — периодические);
— по кругу лиц (1 — пособия семьям с детьми; 2 — пособия женщине-матери; 3 — пособия работнику).
263 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII (в ред. от 06.01.2009 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 138.
264 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Бела русь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.
265 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З (в ред. от 04.01.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 94. — 2/1222.
266 Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по вре менной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30.09.1997 г., № 1290 (в ред. от 30.03.2010 г.) // Рэспубл1ка. — 1997. — № 224.
267 Советское право социального обеспечения: учебник / под ред. А.Д. Зай кина. — М., 1982.
268 О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 13.02.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 17. — 1/10419.
269 Абрамчик, Л.Я. Сущность права граждан на обеспечение государственны ми пособиями / Л.Я. Абрамчик / / Прававая рэформа у Рэспублщы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: тэз. дакл. рэсп. навук.-практыч. канф., Гродна, 24- 25 крас. 1997 г. — Гродна: ГрДУ, 1997. — Ч. 1. — С. 171 — 173.
270 Абрамчик, Л.Я. Права пособия по беременности, родам и воспитанию детей /Л.Я. Абрамчик // Вестник молодежного научного общества. — Минск: Молодежное научное общество, 2000. — № 3. — С. 83—91.
271 Абрамчик, Л.Я. Пути совершенствования законодательства в сфере социального обеспечения пособиями граждан Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик // Система прав и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практич. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г. — Гродно: ГрГУ. — 1999. — Ч. 1. — С. 322—327.
272 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г. (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.
273 Абрамчик, Л.Я. Проблемы социальной защиты на современном этапе и возможные пути выхода / Л.Я. Абрамчик / / Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX-XXI веков: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 апр. 1998 г. — Гродно: ГрГУ, 1998. — С. 142—144.
ebooks.grsu.by
Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 №7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»
(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)
Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 4 января 2013 г. N 2/2005
Принят Палатой представителей 12 декабря 2012 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2012 года
Статья 1. Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей
Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей (далее — государственные пособия), в соответствии с настоящим Законом имеют:
постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;
временно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.
Государственные пособия, предусмотренные настоящим Законом, не назначаются на детей, проживающих за пределами Республики Беларусь (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь), а также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа и приемных семьях.
На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, назначаются государственные пособия, предусмотренные настоящим Законом, за исключением государственных пособий, предусмотренных статьями 10 и 14 настоящего Закона.
Статья 2. Законодательство о государственных пособиях
Законодательство о государственных пособиях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Статья 3. Виды государственных пособий
В соответствии с настоящим Законом назначаются государственные пособия: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.
К пособиям по материнству относятся:
пособие по беременности и родам;
пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
К семейным пособиям относятся:
пособие в связи с рождением ребенка;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых настоящим Законом (далее — пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей);
пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;
пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
К пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком относятся:
пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);
пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.
Статья 4. Средства на выплату государственных пособий, контроль за их целевым использованием
Выплата пособий по материнству, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, производится за счет средств государственного социального страхования.
Выплата пособий по материнству, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, на которых не распространяется государственное социальное страхование, а также пособий на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет производится за счет средств республиканского бюджета.
Контроль за целевым использованием средств государственного социального страхования на выплату государственных пособий осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд социальной защиты населения), средств республиканского бюджета — Министерством финансов Республики Беларусь.
Статья 5. Права и обязанности государственных органов, иных организаций, назначающих и выплачивающих государственные пособия
Государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, имеют право:
осуществлять контроль за достоверностью представленных гражданами документов и (или) сведений, необходимых для назначения и выплаты государственных пособий;
запрашивать и безвозмездно получать у государственных органов, иных организаций независимо от их организационно-правовых форм информацию, необходимую для назначения и выплаты государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений.
Государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, обязаны:
обеспечивать комплексный подход в применении законодательства при назначении государственных пособий, своевременную выплату государственных пособий;
соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в представленных гражданами документах и (или) сведениях;
разъяснять гражданам их права и обязанности по вопросам назначения и выплаты государственных пособий в порядке, установленном законодательством.
Статья 6. Права и обязанности граждан, получающих государственные пособия
Граждане, получающие государственные пособия (далее — получатели государственных пособий), имеют право на:
конфиденциальность информации, содержащейся в представленных ими документах и (или) сведениях государственным органам, иным организациям, назначающим и выплачивающим государственные пособия;
получение полной и достоверной информации о государственных пособиях, порядке их назначения и выплаты;
обжалование решений, принятых по вопросам назначения и выплаты государственных пособий.
Получатели государственных пособий обязаны сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера государственного пособия или прекращение его выплаты, в пятидневный срок со дня их наступления.
ГЛАВА 2 ПОСОБИЯ ПО МАТЕРИНСТВУ
Статья 7. Пособие по беременности и родам
Пособие по беременности и родам назначается в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением), установлением опеки над ребенком в возрасте до 3 месяцев.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины:
занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование;
из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование в дневной форме получения образования, а также получившие такое образование, — в течение 2 месяцев после его получения;
проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (далее — органы по труду, занятости и социальной защите) в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
При суррогатном материнстве пособие по беременности и родам назначается суррогатной матери. Женщине, заключившей с суррогатной матерью договор суррогатного материнства, пособие по беременности и родам не назначается.
Статья 8. Период, на который назначается пособие по беременности и родам
Пособие по беременности и родам назначается с 30 недель беременности на 126 календарных дней, в случае осложненных родов, в том числе рождения двоих и более детей, — на 140 календарных дней.
Женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, пособие по беременности и родам назначается с 27 недель беременности на 146 календарных дней, в случае осложненных родов, в том числе рождения двоих и более детей, — на 160 календарных дней.
В случае родов, наступивших до 30 недель беременности (до 27 недель беременности у женщин, постоянно (преимущественно) проживающих и (или) работающих на территории радиоактивного загрязнения), пособие по беременности и родам назначается на 140 календарных дней (женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, — на 160 календарных дней), а в случае рождения мертвого ребенка — на 70 календарных дней.
Лицу, усыновившему (удочерившему) ребенка либо назначенному опекуном ребенка в возрасте до 3 месяцев, пособие по беременности и родам назначается на 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) или установления опеки.
Статья 9. Размеры и условия выплаты пособия по беременности и родам
Пособие по беременности и родам назначается за каждый календарный день периода, установленного статьей 8 настоящего Закона, в следующих размерах:
женщинам, работающим на основе трудовых договоров (контрактов), членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, — 100 процентов среднедневного заработка, определяемого в установленном порядке за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по беременности и родам, но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу наступления отпуска по беременности и родам, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам;
женщинам — индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам, творческим работникам, женщинам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, женщинам, работающим в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, — 100 процентов среднедневного дохода, определяемого в установленном порядке за календарный год, предшествующий году, в котором возникло право на пособие по беременности и родам, но не более суммы обязательных страховых взносов, уплаченных за период, за который исчисляется доход, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам;
женщинам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, — 100 процентов среднедневного вознаграждения, определяемого в установленном порядке, но не более суммы обязательных страховых взносов, уплаченных с вознаграждения, из которого исчисляется пособие, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам;
женщинам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям — 100 процентов денежного довольствия, сохраняемого в установленном порядке за календарные дни нахождения их в отпуске по беременности и родам, но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу наступления социального отпуска по беременности и родам, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам.
Женщинам, получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование в дневной форме получения образования, а также проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме, пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов стипендии за каждый календарный месяц периода, установленного статьей 8 настоящего Закона, но не менее минимального размера пособия по беременности и родам, а женщинам, не получающим стипендии, и женщинам, у которых право на пособие по беременности и родам возникло в течение 2 месяцев после получения образования, — в минимальном размере пособия по беременности и родам.
Женщинам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных, пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов пособия по безработице за каждый календарный месяц периода, установленного статьей 8 настоящего Закона, но не менее минимального размера пособия по беременности и родам.
Женщинам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов стипендии за каждый календарный месяц периода, установленного статьей 8 настоящего Закона, но не менее минимального размера пособия по беременности и родам.
Минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала (далее — наибольшая величина бюджета прожиточного минимума) относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам женщинам, указанным в абзацах втором — четвертом части первой настоящей статьи, за которых, а также которыми в случаях, установленных законодательством, обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие по беременности и родам, устанавливается в минимальном размере.
Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно.
Порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 10. Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности
Право на пособие имеют женщины, в том числе суррогатные матери, ставшие на учет в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшие такие организации здравоохранения и выполнявшие предписания врачей-специалистов в течение всего срока беременности. Женщине, заключившей с суррогатной матерью договор суррогатного материнства, такое государственное пособие не назначается.
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначается и выплачивается единовременно в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.
ГЛАВА 3 СЕМЕЙНЫЕ ПОСОБИЯ
Статья 11. Пособие в связи с рождением ребенка
Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец ребенка, лицо, усыновившее (удочерившее), назначенное опекуном ребенка в возрасте до 6 месяцев.
Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается на каждого ребенка единовременно при рождении, усыновлении (удочерении) в следующих размерах:
на первого ребенка — в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка;
на второго и последующих детей — в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.
При определении размера пособия в связи с рождением ребенка учитываются дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также воспитываемые в семье пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет и не учитываются дети:
воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.
При назначении пособия в связи с рождением ребенка опекуну на опекаемого ребенка его размер определяется в зависимости от количества детей, над которыми установлена опека (попечительство).
Пособие в связи с рождением ребенка не назначается в случаях оставления ребенка в организации здравоохранения, отказа от ребенка, отобрания ребенка, рождения мертвого ребенка.
Суррогатным матерям пособие в связи с рождением ребенка не назначается.
Статья 12. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. Другие члены семьи или родственники ребенка имеют право на такое пособие в случае нахождения их в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Статья 13. Размеры и условия выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется исходя из среднемесячной заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления пособия в соответствии с частью четвертой настоящей статьи (далее — среднемесячная заработная плата).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается на каждого ребенка в следующих размерах:
на первого ребенка — 35 процентов среднемесячной заработной платы;
на второго и последующих детей — 40 процентов среднемесячной заработной платы.
На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 45 процентов среднемесячной заработной платы.
Для исчисления пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период с 1 февраля по 30 апреля текущего года применяется среднемесячная заработная плата за IV квартал предшествующего года, за период с 1 мая по 31 июля — за I квартал текущего года, за период с 1 августа по 31 октября — за II квартал текущего года, за период с 1 ноября текущего года по 31 января следующего года — за III квартал текущего (предшествующего) года.
В случае уменьшения среднемесячной заработной платы, применяемой для исчисления пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, данное пособие назначается и выплачивается в размере, исчисленном до ее уменьшения.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от размера, установленного частями второй и третьей настоящей статьи, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:
работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей;
работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;
выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;
выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
является индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, адвокатом;
осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;
проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.
Лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и одновременно получающим профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере, установленном частями второй и третьей настоящей статьи, независимо от получения стипендии.
Лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и одновременно получающим послевузовское образование в дневной форме получения образования и не получающим стипендию, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере, установленном частями второй и третьей настоящей статьи.
При определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитываются дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети:
в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
отобранные из семьи;
При назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет опекуну на опекаемого ребенка его размер определяется в зависимости от количества детей, над которыми установлена опека (попечительство).
Если в период получения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возникает право на пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в период получения пособия по беременности и родам выплачивается в размере, установленном частями второй и третьей настоящей статьи.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на него по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно.
Статья 14. Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей
Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:
воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;
оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается на каждого ребенка в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — в размере 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Статья 15. Период и условия назначения пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей
Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается ежегодно со дня возникновения права на него при соблюдении условий, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, и выплачивается ежемесячно:
на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно;
на ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, — по день исполнения ребенку 18 лет включительно;
на других детей, воспитываемых в семьях, указанных в абзацах втором — пятом части первой статьи 14 настоящего Закона, которые:
не обучаются в учреждениях образования и не работают, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, включительно, но не позднее дня достижения ими возраста 16 лет;
являются учащимися учреждений общего среднего образования, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но не позднее окончания обучения (по июнь включительно);
получают профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но не позднее дня достижения ими возраста 18 лет.
Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается, если на дату обращения за ним, а также не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за таким пособием, трудоспособный отец (отчим) в полной семье либо трудоспособный родитель в неполной семье из указанных в абзацах втором — четвертом части первой статьи 14 настоящего Закона:
работает или осуществляет иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), либо работает в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
является военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
получает профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
зарегистрирован в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного с выплатой пособия по безработице либо проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или обучающие курсы по направлению данных органов;
осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет, является получателем пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.
Матери (мачехе) в полной семье, в которой отец (отчим) является военнослужащим, проходящим срочную военную службу, пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается, если на дату обращения за таким пособием она относится к категории лиц, указанных в абзацах втором — седьмом части второй настоящей статьи.
Условия назначения пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, распространяются также на усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей).
Условие занятости не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за пособием на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, не распространяется на отца (отчима), усыновителя (удочерителя) из семьи, указанной в абзаце четвертом части первой статьи 14 настоящего Закона, а также трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя), которые в году обращения за пособием на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей относятся к категории лиц, указанных в абзаце седьмом части второй настоящей статьи.
Статья 16. Пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека
Право на пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель).
Пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, назначается и выплачивается ежемесячно в размере 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, назначается независимо от получения других видов государственных пособий.
Статья 17. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет
Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним.
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается лицам:
работающим по трудовым договорам (контрактам);
выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
являющимся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами;
осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
получающим пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за исключением неработающих матери (мачехи) или отца (отчима), усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида, являющихся инвалидами, получающими пенсию либо ежемесячную страховую выплату), ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.
Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или академическом отпуске, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на период указанных отпусков.
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и выплачивается ежемесячно в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
ГЛАВА 4 ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
Статья 18. Пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком
Право на пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, получающего государственное пособие, предусмотренное статьей 12 или статьей 17 настоящего Закона, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) назначается:
при оказании ребенку в возрасте до 14 лет медицинской помощи в амбулаторных условиях — на период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней по одному случаю заболевания (травмы);
при оказании медицинской помощи в стационарных условиях:
ребенку в возрасте до 5 лет — на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения;
ребенку в возрасте от 5 до 14 лет, ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, — на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения, в течение которого он нуждается в уходе.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, назначается на весь период, в течение которого указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 19. Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации
Право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, если уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не осуществляется другим лицом с выплатой государственного пособия, предусмотренного статьей 17 настоящего Закона.
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации назначается на весь период (с учетом времени на проезд туда и обратно) ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в санаторно-курортных организациях Республики Беларусь по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, или медицинской реабилитации в центрах медицинской или медико-социальной реабилитации, но не более чем на один срок санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации в календарном году.
Необходимость ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в организациях, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) ребенка.
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 5 НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ
Статья 20. Порядок назначения и выплаты государственных пособий
Государственные пособия назначаются комиссиями по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (далее — комиссия по назначению пособий), создаваемыми в государственных органах, организациях любых организационно-правовых форм, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Назначение государственного пособия, предусмотренного статьей 7 настоящего Закона, осуществляется:
по месту работы (службы), учебы в дневной форме получения образования или прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме женщины либо усыновителя (удочерителя), опекуна ребенка. Лицам, совмещающим учебу в дневной форме получения образования с работой, государственное пособие назначается по месту учебы и по месту работы;
лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в случаях, предусмотренных законодательством, — в территориальных органах Фонда социальной защиты населения по месту постановки их на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов;
лицам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению данных органов, — в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).
Назначение государственных пособий, предусмотренных статьями 10 — 12 и 14 настоящего Закона, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящей статьи, осуществляется:
по месту работы (службы), учебы в дневной форме получения образования или прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме лица, имеющего право на государственное пособие. При этом в полной семье государственные пособия назначаются по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре матери (мачехи) ребенка. В случае, если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не учится, не проходит подготовку в клинической ординатуре, государственные пособия назначаются по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре отца (отчима) ребенка. Лицам, работающим по совместительству, указанные государственные пособия назначаются по основному месту работы;
в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) — лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в случаях, предусмотренных законодательством, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, священнослужителям и лицам, работающим в религиозных организациях, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению данных органов, лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, неработающим лицам. При этом, если в полных семьях родители ребенка относятся к категории указанных лиц, государственные пособия назначаются матери (мачехе) в соответствии с регистрацией по ее месту жительства (месту пребывания).
Назначение государственных пособий, предусмотренных статьями 14 и 16 настоящего Закона, семьям, в которых воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Назначение государственного пособия, предусмотренного статьей 17 настоящего Закона, осуществляется в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) лица, имеющего право на государственное пособие.
Назначение государственных пособий, предусмотренных статьями 18 и 19 настоящего Закона, осуществляется по месту работы лица, имеющего право на государственное пособие. Лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в случаях, предусмотренных законодательством, указанные государственные пособия назначаются территориальными органами Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.
Государственные пособия, предусмотренные статьями 12 и 14 настоящего Закона, назначенные по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре, выплачиваются за текущий месяц.
Государственные пособия, назначенные территориальными органами Фонда социальной защиты населения, выплачиваются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Государственные пособия, назначенные в органах по труду, занятости и социальной защите, выплачиваются за текущий месяц по выбору получателя через банки и (или) объекты почтовой связи, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий, в соответствии с графиками выплаты.
Государственные пособия на детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания, не назначаются и не выплачиваются. В случае выбытия детей из названных учреждений в семью на срок свыше 1 месяца государственные пособия назначаются и выплачиваются на общих основаниях.
За периоды лечения детей в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения, а также санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации государственные пособия выплачиваются в полном размере.
В случае изменения места выплаты государственного пособия (поступления на работу (службу), учебу, изменения места работы (службы), учебы, увольнения, окончания учебы, изменения места жительства и в других случаях) его выплата по прежнему месту получения прекращается, и государственное пособие назначается по новому месту со дня, следующего за днем прекращения его выплаты, при условии, что семья имела право на государственное пособие за период, в течение которого оно не выплачивалось, но не более чем за 6 месяцев. Если перерыв в выплате государственного пособия составляет более 6 месяцев, такое государственное пособие назначается со дня обращения.
При наступлении обстоятельств, указанных в абзацах восьмом и девятом статьи 23 настоящего Закона, выплата государственного пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда.
Статья 21. Сроки обращения за назначением государственных пособий
Государственные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением государственного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права.
Днем возникновения права на государственное пособие является:
на пособие по беременности и родам — день, с которого женщина в соответствии с законодательством освобождается от работы (службы), учебы в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением), установлением опеки над ребенком в возрасте до 3 месяцев;
на пособие в связи с рождением ребенка — день рождения ребенка;
на пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, — день рождения ребенка;
на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день, следующий за днем окончания периода освобождения от работы (службы), учебы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам; для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам либо не воспользовавшихся данным правом, — день рождения ребенка. При этом право на государственное пособие возникает: для граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в случае рождения ребенка за границей — не ранее дня регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей (единственного родителя) в Республике Беларусь; для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, — не ранее дня внесения отметки о регистрации по месту жительства в вид на жительство в Республике Беларусь; для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, — не ранее дня получения статуса беженца в Республике Беларусь; для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, — не ранее дня подачи заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию;
на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей — день, следующий за днем исполнения ребенку 3 лет; 1 января года обращения за государственным пособием; день установления лицам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 14 настоящего Закона, инвалидности либо признания ребенка инвалидом; день установления диагноза ребенку, инфицированному вирусом иммунодефицита человека; день призыва отца (отчима), усыновителя (удочерителя) на срочную военную службу; день расторжения брака; день трудоустройства либо занятия иным видом деятельности, указанным в абзацах втором — седьмом части второй статьи 15 настоящего Закона; день выбытия детей из учреждений, указанных в части десятой статьи 20 настоящего Закона. При этом для семей, в которых отец (отчим), усыновитель (удочеритель) является военнослужащим, проходящим срочную военную службу, право на государственное пособие возникает не ранее дня установления отцовства, заключения брака;
на пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, — день установления диагноза;
на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет — день признания ребенка инвалидом; день, следующий за днем увольнения либо прекращения иного вида деятельности, указанного в абзацах втором — седьмом части второй статьи 15 настоящего Закона, лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом. При этом для лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, академическом отпуске, право на государственное пособие возникает не ранее дня предоставления такого отпуска.
При обращении за государственными пособиями по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на них государственные пособия назначаются со дня обращения.
При обращении за пособиями по беременности и родам, в связи с рождением ребенка и женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на них данные пособия не назначаются.
Статья 22. Обжалование решений по назначению государственных пособий
Решения по назначению государственных пособий, принятые комиссиями по назначению пособий по месту работы (службы), учебы, могут быть обжалованы в территориальные органы Фонда социальной защиты населения по месту постановки организации на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.
Решения по назначению государственных пособий, принятые территориальными органами Фонда социальной защиты населения, могут быть обжалованы в вышестоящий орган Фонда социальной защиты населения.
Решения по назначению государственных пособий, принятые органами по труду, занятости и социальной защите, могут быть обжалованы в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите.
В случае несогласия с решениями, принятыми органами, указанными в частях первой — третьей настоящей статьи, спор разрешается в судебном порядке.
Статья 23. Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты государственных пособий
Выплата государственных пособий прекращается в случае:
отказа от ребенка;
отмены усыновления (удочерения), опеки (попечительства);
отобрания ребенка из семьи;
помещения ребенка в детское интернатное учреждение, учреждение образования с круглосуточным режимом пребывания;
лишения родительских прав получателя государственного пособия;
изменения места выплаты государственного пособия;
выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь);
выезда получателя государственного пособия на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь;
смерти получателя государственного пособия;
вступления несовершеннолетнего лица в брак либо рождения несовершеннолетней матерью ребенка;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 24. Порядок возврата получателем государственного пособия излишне выплаченных сумм государственных пособий
Излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия.
В случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению пособий в размере не более 20 процентов от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.
Суммы государственных пособий, назначенные органами по труду, занятости и социальной защите и перечисленные в банки после наступления обстоятельств, указанных в статье 23 настоящего Закона, подлежат возврату органам по труду, занятости и социальной защите на основании их распоряжений. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы государственных пособий выданы, их взыскание осуществляется в порядке, установленном частью второй настоящей статьи.
Статья 25. Выплата государственных пособий за прошлое время
Назначенные суммы государственных пособий, не востребованные своевременно, выплачиваются единовременно за прошлое время, но не более чем за 3 года до обращения за получением государственного пособия.
Суммы государственных пособий, не назначенные и (или) не полученные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего государственные пособия, выплачиваются единовременно за прошлое время без ограничения каким-либо сроком и подлежат индексации за этот срок в порядке, установленном законодательством.
Суммы государственных пособий, причитавшиеся получателю государственного пособия и не полученные в связи с его смертью, выплачиваются лицу, имеющему в соответствии с настоящим Законом право на государственные пособия. Требования о выплате указанных сумм государственных пособий могут быть предъявлены не позднее 6 месяцев со дня смерти получателя государственного пособия.
В случае неполучения в течение 6 месяцев подряд назначенных органами по труду, занятости и социальной защите государственных пособий, выплачиваемых через объекты почтовой связи, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий, их выплата приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок. Возобновление выплаты государственного пособия производится со дня, следующего за днем приостановления его выплаты, при условии, что получатель государственного пособия имел право на государственное пособие за период, в течение которого государственное пособие не выплачивалось.
Статья 26. Перерасчет размеров государственных пособий
Размеры государственных пособий, установленные частью пятой статьи 9, статьями 14, 16 и 17 настоящего Закона, перерассчитываются с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Размеры государственного пособия, установленные статьей 13 настоящего Закона, перерассчитываются с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с ростом среднемесячной заработной платы.
ГЛАВА 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов
Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 27, ст. 473).
2. Закон Республики Беларусь от 2 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 24, ст. 462).
3. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 4, 2/8).
4. Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 35, 2/843).
5. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 196, 2/1166).
6. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 16 мая 2006 года «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 78, 2/1207).
7. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 186, 2/1273).
8. Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 305, 2/1403).
9. Статью 4 Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 276, 2/1603).
10. Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 287, 2/1743).
11. Статью 4 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 140, 2/1877).
12. Пункт 1 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 2, 2/1884).
13. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 9, 2/1896).
14. Абзац третий статьи 11 Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2012, 2/1982).
15. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 27, ст. 474).
Статья 28. Переходные положения
До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Государственные пособия, предусмотренные статьями 7, 10, 11, 18 и 19 настоящего Закона, право на которые возникло до вступления в силу настоящего Закона, назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.
Государственные пособия, предусмотренные статьями 12, 14, 16 и 17 настоящего Закона, право на которые возникло до вступления в силу настоящего Закона, назначаются и выплачиваются за период по 31 декабря 2012 года включительно в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.
Выплата государственных пособий, указанных в части второй статьи 4 настоящего Закона, производится в 2013 году за счет средств государственного социального страхования.
Статья 29. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением настоящей статьи и статьи 29, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
pravo.newsby.org