Земельный налог за 2013 год

Оглавление:

prednalog.ru

Just another WordPress site

Свежие записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд

  • Расчет земельного налога за 2013-2014 год: пример, кадастровая стоимость, сроки сдачи декларации

    Расчет земельного налога довольно прост, но за ним кроется ряд особенностей. Для начала определимся с основным понятием земельного налога.

    Земельный налог оплачивают все участники (организации и ИП независимо от режима налогообложения, а также физические лица), которые обладают земельными участками.

    Налог на землю при аренде земли не платится.

    Особенности оплаты земельного налога

    Земельный налог является местным налогом, соответственно, сроки оплаты и авансовые платежи в каждом регионе устанавливаются свои.

    После приобретения земли физическим лицом налоговая сама исчисляет ему сумму налога на землю. Затем по почте направляет ему квитанцию об оплате. Налоговая инспекция до наступления срока платежа высылает каждому физическому лицу – плательщику земельного налога — налоговое уведомление.

    Организации и ИП начисляют и платят земельный налог самостоятельно. Данная земля должна использоваться для предпринимательской деятельности. Сроки платежей и авансовые платежи устанавливаются местными органами самостоятельно.

    Когда сдавать декларацию по налогу на землю (сроки сдачи)?

    Что касается физических лиц, то они никакой отчетности налоговикам не предоставляют. Организации и ИП подают декларацию по налогу на землю до 1 февраля. Т.е. за 2013 год декларация по налогу на землю подается до 01 февраля 2014года.

    Расчет налога на землю.

    Берем налоговую базу и умножаем ее на ставку земельного налога.

    Налоговая база налога на землю за 2013 год — это чаще всего кадастровая стоимость вашего земельного участка на 1 января 2013 года, которая определяется в соответствии с вашим местным законодательством (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ).

    Где взять данные о кадастровой стоимости земли? Эти сведения вносятся в Государственный земельный кадастр, где указывается стоимость вашего земельного участка, если вы наберете номер своего участка земли, указанный в свидетельстве о регистрации участка. Организации и ИП часто пользуются этим справочником. Смотрите его на сайте http://www.kadastr.ru

    Если кадастровая стоимость изменилась в течение года, или землю вы зарегистрировали в течение года, что делатть, какую стоимость брать? Читайте здесь.

    Земельный налог за 2013-2014 годы. Общие сведения

    Земельный налог – это местный налог, и все оплаты за этот налог поступают в бюджет местности, района или города той местности, где расположен данный участок земли.

    Кто платит земельный налог? Плательщиками земельного налога являются организации и физлица, которые обладают данными участками на правах собственности, правах постоянного (то есть бессрочного) пользования или правах пожизненного наследуемого владения.

    Существует множество программ, которые рассчитывают земельный налог самостоятельно. Вам достаточно внести данные о кадастровой стоимости земли и выбрать правильную ставку налога.

    В статье 394 НК закреплено право устанавливать ставки земельного налога различным местным органам власти путем утверждения локального нормативного правового акта.

    Ставки налога на землю по регионам не могут превышать максимальный размер ставки, установленный Налоговым Кодексом.

    Необходимо также точно определить КБК земельного налога по вашему участку. Он зависит от того, где находится участок, и по какой ставке будет оплачиваться налог.

    Льготы по земельному налогу.

    Льготы пор налогу на землю бывают как федеральные, так и региональные. НК в статье 387 закрепляет право муниципальных органов власти устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Расчет земельного налога в 2013-2014 г. (пример по г.Челябинску).

    Допустим, ИП приобрел участок земли для своей деятельности – оптовая торговля.

    1. Смотрим на вышеназванном сайте кадастровую стоимость земли. Например, по вашему участку на 01.01.2013 она составила 1 200 000руб.

    2. Ставка по налогу на землю для данной категории налогоплательщика -1,5

    4. Расчет земельного налога за 2013 год

    1200000*1,5%= 18000 рублей в год

    Разбиваем данную сумму поквартально:

    18000/4=4500 рублей в месяц.

    КБК по земельному налогу здесь

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    prednalog.ru

    Земельный налог в 2013-2014 году

    Земельный налог относится к местным, подробно описан в 31 главе Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным к уплате в регионах, власти которых приняли нормативный правовой акт о введении этого налога. Земельный налог для ИП является довольно обширной темой, но мы постараемся рассказать о нем максимально информативно для вас.

    Земельный закон в Рф – плательщики, налоговая база, льготы, проблемы

    Плательщики земельного налога – абсолютно все организации, и обычные люди, владеющие землей.В Москве и Санкт-Петербурге нюансы земельного налога устанавливают сами местные власти. Местные власти регионов на основании Федерального закона издают местные положения о земельном налоге, которые устанавливают сроки порядок уплаты налога, отчетный период, льготы и прочее.

    Федеральный закон о земельном налоге

    Земельный налог введен Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ, в 2010 году в статьи 396, 397 и 398 (в которых определяется порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, порядок и сроки представления налоговой декларации) Федеральным законом № 229-ФЗ внесены правки. В 31 главе Налогового кодекса прописаны все нюансы, касающиеся земельного налога, со всеми правками и изменениями.

    Налоговая база по земельному налогу

    Налоговая база (то есть характеристика объекта, исходя из которой рассчитывается налог) – это кадастровая стоимость земельного участка, за который будет выплачиваться налог.

    Организации и индивидуальные предприниматели определяют ее сами, на основании сведений государственного земельного кадастра, физическим лицам налоговую базу определяет налоговая служба, на основании предоставленных государственными органами сведений из того же реестра.

    Если земельный участок находится в общей собственности, налоговая база делится поровну между всеми собственниками, если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база делится пропорционально долям собственников.

    Земельный налог для ИП

    Индивидуальные предприниматели обязаны платить земельный налог так же, как и все остальные, если их земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    То есть если ИП, например, занимается сельским хозяйством и владеет землей, на которой выращивает картошку на продажу, он обязан платить земельный налог. Но только если данный земельный участок принадлежит ИП по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения, если же земля в аренде или безвозмездном срочном пользовании, то земельный налог выплачивает ее владелец.
    ИП обязан платить земельный налог вне зависимости от используемой им системы налогообложения.

    Земельный налог физических лиц

    Физические лица, владельцы земельных участков, так же, как организации и ИП (если владеют землей по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения) являются плательщиками земельного налога. Сумма налога составляет процент от кадастровой стоимости земли (определяется специальной комиссией).

    Налоговый период по земельному налогу

    Согласно законодательной базе, налоговый период устанавливается сроком на календарный год (как для организаций, ИП, так и для физических лиц). Сроки уплаты налога устанавливают органы местного самоуправления, граждане должны выплачивать налог на основании присылаемых уведомлений из соответствующих организаций.

    Начисление земельного налога

    Физическим лицам начисление налога производится исключительно налоговыми органами, организации и ИП сами рассчитывают свой земельный налог.

    И авансовые платежи по земельному налогу, и налог выплачиваются в соответствии с установленным налоговым периодом в местный бюджет (той территории, которой принадлежит земельный участок).

    Задолженность по земельному налогу

    Если вдруг у вас возникают сомнения о задолженностях или вы хотите проверить свою бухгалтерию, Федеральная служба Российской Федерации ввела новый онлайн сервис: возможность узнать и рассчитать задолженность с помощью специальной формы. Вам понадобится ввести лишь фамилию и имя, а также идентификационный код.
    Кстати, данный сервис помогает не только узнать задолженность по земельному налогу,но и по имущественному, транспортному и налогу на доходы физических лиц.

    Коды бюджетной классификации

    Оплачивая земельный налог (впрочем, как и любой другой), необходимо правильно указывать все реквизиты, в частности коды бюджетной классификации. КБК по земельному налогу физических лиц на 2013 и 2014 года можно легко найти в интернете на сайтах, посвященных бухгалтерии и налогам.

    Налоговые льготы по земельному налогу

    p>Закон предусматривает налоговые льготы и налоговые вычеты для некоторых налогоплательщиков.

    Льготы по уплате земельного налога

    Пятый пункт статьи 391 Налогового кодекса гласит, что налоговую льготу в размере 10 000 рублей получают такие граждане, как:

    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
    • инвалиды I группы инвалидности и II группы инвалидности (если она была установлена до первого января 2004 года);
    • инвалиды с детства;
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
    • физические лица, которые принимали в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физические лица, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий, в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в речку Теча, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
    • физические лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами в результате взаимодействия с любыми видами ядерных установок.

    Освобождение от земельного налога

    В 395 статье Налогового кодекса есть перечень из девяти действующих пунктов, согласно которому от земельного налога освобождаются (конечно, при условии целевого использования земельных участков):

  • религиозные организации;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • организации, владеющие участками, по которым проходят государственные автомобильные дороги;
  • общественные организации инвалидов (при условии, что инвалиды составляют не менее 80% организации);
  • организации народных художественных промыслов;
  • судостроительные организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации-резиденты особой экономической зоны;
  • организации, подпадающие под Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»;
  • физические лица – представители малочисленных народовСибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Общины таких народов.
  • Как снизить земельный налог

    Сделать это можно только уменьшив кадастровую стоимость земли. Сделать это может не только владелец участка, но и землепользователь, арендатор и даже субарендатор.

    Для изменения кадастровой стоимости земельного участка нужно обратиться в арбитражный суд и предоставить туда пакет документов от заявления о пересмотре кадастровой стоимости до заключений и отчетов о стоимости объекта налогообложения и недвижимости (если таковая на земельном участке имеется).

    Второй способ снизить земельный налог: обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в течение полугода после кадастровой оценки).

    Какие участки не подлежат налогообложению

    Земельный налог устанавливаетсяна конкретные земельные участки юридических и физических лиц. Существует ряд участков, который налогом не облагается, например, такие земли, как:

  • занятые объектами культурного и археологического наследия, заповедниками;
  • предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, а также для таможенных служб;
  • предоставленные лесному и водному фондам;
  • изъятые из оборота.
  • Налоговые ставки

    Размер земельного налога зависит от целевого назначения земель, а также от статуса его владельца (льготник или нет). Если вышенаписанное о льготах и освобождении от уплаты к вам не относится, а земельный участок вы используете для:

  • сельского хозяйства;
  • жилья или будущего жилья;
  • сада, огорода, личного подсобного хозяйства,
  • вы будете выплачивать 0,3 процента от кадастровой стоимости земли раз в год.

    В остальных случаях выплачивается 1,5 процента.

    Местные органы самоуправления могут установить дифференцированную налоговую ставку. Для земельных участков, приобретенных для строительства жилья, в период проектирования и постройки налогообложение производится с учетом коэффициента.

    Напомним, что налог на землю предпринимателями платится при любой системе налогообложения, то есть земельный налог при УСНили ЕНВД выплачивается так же, как и при общей системе.

    Перерасчет земельного налога

    Кадастровая оценка земель проводится раз в пять лет. Если по результатам переоценки произошло улучшение положения налогоплательщика, можно обратиться в налоговую службу с заявлением о перерасчете земельного налога.
    Новые данные считаются действующими с первого января нового года, следовательно, вы можете просить перерасчет налога, например, за прошлый год, потому что нормативные акты перерасчета имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика.

    Проблемы земельного налога

    В связи с тем, что налоговую базу определяют согласно кадастровой стоимости земельных участков, а многие муниципальные образования предоставляют информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков в налоговые службы не вовремя или не в полных объемах, страдают физические лица, которым сумму налога начисляют именно налоговые службы.

    Определенные проблемы возникают и при начислении налога на участки, где построены многоквартирные жилые дома: зачастую кадастровый учет таких участков не производился, и у владельцев квартир нет документов на землю.

    Если вы считаете, что с вашим налогом на землю какие-то проблемы, смело открывайте Налоговый кодекс, главу 31 «Земельный налог», и не стесняйтесь обращаться в государственные органы с жалобами и заявлениями.

    Земельный налог в 2012 году

    С первого января 2012 года на основании пункта 11 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации судостроительные организации (см. выше абзац об освобождении от земельного налога) не выплачивают земельный налог. Если, конечно, используют земельные участки для судоремонта и под производственные помещения.

    Также в 2011 году был произведен перерасчет кадастровой стоимости земель, что позволяет тем налогоплательщикам, чье положении в соответствии с новыми сведениями улучшилось, подать заявление о перерасчете земельного налога.

    Земельный налог в 2014 году

    В 2014 году планируется новый налог на недвижимость, который заменит одновременно земельный и имущественный налоги. Налог будет обязательным как для юридических, так и для физических лиц, а также будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Новый налог планировали ввести с первого января 2013 года, но теперь же сроки перенесли на следующий год.

    Как вы уже поняли, разобраться в том, что касается земельного налога в налоговом кодексе, не так уж сложно, если потратить несколько часов своего времени и внимательно изучить соответствующие статьи.

    www.hr-portal.ru

    За 2011, 2012, 2013 годы налогоплательщик (физическое лицо, не является индивидуальным предпринимателем, Московская область) налоговых уведомлений об уплате земельного налога не получал. Впервые налогоплательщик получил в 2015 году налоговое уведомление по земельному налогу за 2014 год. Налог был уплачен в сроки, указанные в уведомлении (что подтверждается платежными документами, сумма налога была уплачена через Сбербанк). После получения уведомления по земельному налогу за 2014 год и истечения сроков его уплаты налогоплательщик также получил требования об уплате земельного налога и пеней по состоянию на 01.12.2015 за 2011, 2012, 2013, 2014 годы. Включение в требование суммы земельного налога за 2014 год, которую налогоплательщик уплатил в установленные сроки, налоговый орган обосновывает тем, что по его данным сумма земельного налога за 2014 год не поступила в бюджет. В качестве доказательств получения налогоплательщиком налоговых уведомлений за 2011, 2012, 2013 годы налоговый орган приводит реестры заказных почтовых отправлений. Сумма задолженности по земельной налогу за каждый год составляет 821 рубль. Законно ли требование ИФНС по Московской области об оплате земельного налога по состоянию на 01.12.2015, если сумма складывается из расчета 2011, 2012, 2013, 2014 годов + пени за каждый день просрочки? Работают ли при этом условия п. 4 ст. 397 НК РФ (уведомление по оплате налога было получено только в 2015 году)?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Требование об уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы и соответствующих пеней в рассматриваемой ситуации направлено налогоплательщику за пределами установленных НК РФ сроков на направление требования. Однако в условиях рассматриваемой ситуации это обстоятельство не влечет за собой прекращение у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы, а также само по себе не препятствует налоговому органу обратиться за взысканием задолженности в суд (с учетом изложенных ниже особенностей).

    Если в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания, перечисленные в п. 4 ст. 45 НК РФ, то обязанность физического лица по уплате земельного налога за 2014 год считается исполненной, а у налогового органа отсутствовали основания для направления требования по уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней.

    Обоснование вывода:

    Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).

    Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

    В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода (налоговый периодом по земельному налогу на основании п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год), предшествующих календарному году его направления.

    Налогоплательщики, указанные в абзаце первом п. 4 ст. 397 НК РФ, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором п. 4 ст. 397 НК РФ (абзац третий п. 4 ст. 397 НК РФ).

    В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй п. 2 ст. 52 НК РФ).

    В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

    При этом п. 4 ст. 52 НК РФ допускает возможность направления налогового уведомления по почте заказным письмом. В таком случае, согласно указанной норме, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Презумпция получения налогового уведомления его адресатом на шестой день с даты направления не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков, а факт получения налогового уведомления по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (смотрите, например, определения Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2430-О, от 24.03.2015 N 735-О, от 08.04.2010 N 468-О-О, апелляционные определения Московского городского суда от 20.06.2016 N 33а-15795/16, от 08.06.2016 N 33а-15682/16, от 28.04.2016 N 33а-15156/16, СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23.03.2016 по делу N 33а-5906/2016, п. 6 письма ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@).

    Суды принимают в качестве доказательств направления налогового уведомления представленный налоговым органом реестр заказной корреспонденции с печатью почтовой службы о принятии данной почтовой корреспонденции (смотрите, например, постановление Президиума Липецкого областного суда от 30.04.2015, смотрите также апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.05.2015 по делу N 33а-441/2015, определение Московского городского суда от 24.03.2015 N 4г-2198/15).

    Поскольку в рассматриваемой ситуации у налогового органа имеются доказательства о направлении налогоплательщику налоговых уведомлений за 2011, 2012, 2013 годы, то следует считать, что налоговые уведомления были получены налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления соответствующих заказных писем (независимо от того обстоятельства, что фактически налогоплательщик не получал уведомления), что означает возникновение у него обязанности по уплате земельного налога за соответствующие периоды (смотрите также апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 30.03.2015 по делу N 33-4481/2015).

    Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

    Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий п. 1 ст. 45 НК РФ).

    Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).

    В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.

    Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина России от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5, НК РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки. В письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/27 также указано, что НК РФ не установлен общий срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

    При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (п. 3 ст. 2 ГК РФ, письмо Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57).

    Нормы НК РФ устанавливают срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ), а также срок для зачета или возврата излишне уплаченных налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), но не срок давности для уплаты налогов.

    Положения НК РФ также не раскрывают того, что следует понимать под днем выявления недоимки, начиная с которого исчисляется срок для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

    По данному вопросу в п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 указано, что в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

    В отношении земельного налога, подлежащего уплате за 2011, 2012, 2013 годы, после дней выявления недоимок (дней, следующих за днями наступления срока уплаты налога за соответствующие периоды) по состоянию 01.12.2015 прошло более трех месяцев, поэтому, если руководствоваться подходом, представленным в п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, то в отношении требования об уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы и соответствующих пеней истекли сроки направления такого требования.

    Однако согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Правоприменительная практика исходит из того, что установленный положениями п. 1 ст. 70 НК РФ срок на выставление требования не является пресекательным (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 30.10.2015 N Ф09-8163/15 по делу N А60-10774/2015, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2014 N Ф03-5719/14 по делу N А04-1949/2014). Пропуск налоговым органом сроков направления требования об уплате налога не является достаточным основанием для признания требования недействительным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 N 8330/11).

    Соответственно, нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).

    Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

    Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

    Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.

    Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

    В рассматриваемой ситуации общая задолженность физического лица превышает 3000 рублей, но в нее включена сумма земельного налога за 2014 год (821 рубль).

    В отношении требования об уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней следует иметь в виду, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком в случаях, указанных в п. 3 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ. Так, из п. 3 ст. 45 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, в следующих случаях:

    — с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ);

    — с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления (пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ);

    — со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).

    Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Момент уплаты налога не связан с поступлением платежа на доходные счета бюджета, поэтому если в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания, перечисленные в п. 4 ст. 45 НК РФ, то обязанность физического лица по уплате земельного налога за 2014 год считается исполненной, а у налогового органа отсутствовали основания для направления требования по уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней.

    Если исходить из того, что задолженность физического лица составляет менее 3000 рублей (без учета земельного налога за 2014 год), то следует руководствоваться абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.

    Данной нормой предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    С учетом того, что нарушение налоговым органом сроков направления требования об уплате земельного налога не должно приводить к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налога, мы полагаем, что день истечения сроков исполнения самого раннего требования в рассматриваемой ситуации должен исчисляться с учетом того, что эта самое раннее требование налоговый орган должен был направить не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, под которым следует понимать следующий день после наступления срока уплаты земельного налога за 2011 год.

    При этом следует учитывать, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

    В этой связи шестимесячный срок на обращение в суд должен исчисляться по истечении трех лет с момента, когда истекли сроки на направление налогоплательщику первоначального требования (не позднее трех месяцев после дня, следующего за днем наступления срока уплаты земельного налога за 2011 год) с увеличением этих трех лет на срок в днях на исполнение полученного в 2015 году требования.

    Например, если требование об уплате земельного налога за 2011 год должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 04.02.2013, а срок исполнения требования, полученного налогоплательщиком в 2015 году, составляет 30 календарных дней (смотрите также п. 4 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@), то шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд за взысканием налога и пеней за 2011 год будет исчисляться по истечении трех лет с 07.03.2013.

    Однако следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый п. 2 ст. 48 НК РФ).

    Задолженность физического лица по уплате земельного налога и пеней признается безнадежной к взысканию и списывается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    24 августа 2016 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    www.garant.ru