Полномочия государственного аппарата рф

  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Государственный аппарат и принципы его работы

    Государство как социальный институт представлено в форме государственного аппарата.

    Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

    Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.

    Основные принципы государственного аппарата:

    • конституционность, законность любых действий и инициатив;
    • оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;
    • ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
    • политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
    • профессионализм, компетентность должностных лиц.
    • В систему государственного аппарата входят следующие элементы:

      • органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
      • органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
      • система судебных органов;
      • система надзорных и других контролирующих органов.

      В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (депар- тамснты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.

      Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.

      Государственный аппарат РФ

      Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

      Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

      www.grandars.ru

      Государственный аппарат

      Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.

      Государственный аппарат – это система государственных органов, осуществляющих управление обществом.

      Государство выполняет, как мы уже знаем, множество функций. Вот почему государственный аппарат имеет очень сложное строение и состоит из большого количества государственных органов, каждый из которых отвечает за свой «участок» работы.

      Понятие государственного органа

      Государственный орган имеет властные полномочия, т.е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индивидуальными), обращенными к отдельным гражданам, а также нормативными, которые касаются сразу многих граждан, организаций. Так, например, если гражданин С. получает распоряжение управы соответствующего муниципального округа Москвы убрать свою старую машину, хранящуюся во дворе дома как металлолом, это указание следует признать индивидуальным. Однако постановление правительства г. Москвы о сносе «ракушек» (легких гаражей для автомобилей) относится уже к разряду общеобязательных.

      За нарушение распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции (штраф, лишение свободы и др.).

      Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, которые должны действовать только в пределах своей компетенции.

      Классификация государственных органов

      Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых задач их можно разделить па три группы: законодательные, исполнительные и правоохранительные. Координацию их работы и обеспечение слаженности действий осуществляет президент – глава государства.

      Законодательные органы. Формируются путем выборов. Именно на основе всеобщих, прямых, равных выборов, осуществляемых путем тайного голосования, народ дает депутатам право представлять свои интересы и осуществлять государственную власть. Таким способом парламенты создаются только в развитых государствах. В остальных странах законодательную власть осуществляет глава государства (монарх, президент, председатель правящей партии и др.), хотя формально и там могут создаваться парламенты.

      В России парламент называется Федеральным Собранием.

      В краях, областях, республиках также имеются законодательные органы, которые могут называться по-разному. Чаще всего используются такие названия, как дума и законодательное собрание.

      Главная задача законодательных органов состоит в том, чтобы разрабатывать и принимать законы, регулирующие основные стороны жизни общества (например, в 1996 г. был принят Уголовный кодекс РФ [1] ).

      Исполнительные органы составляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Все действия соответствующих органов должны быть основаны на законе и направлены на исполнение законов. Отсюда их название – исполнительные.

      Носителем высшей исполнительной власти во многих странах является президент. Одновременно он же является главой государства. Ему подчиняется правительство, которое во главе с председателем управляет страной. Существует также целая система министерств (например, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ и др.).

      В субъектах РФ повседневную жизнь людей организуют администрации областей, краев (в республиках – правительства).

      Исполнительные органы повседневно решают насущные проблемы людей, хорошо знают настроение граждан и поэтому могут высказывать свои предложения по урегулированию тех или иных социальных вопросов.

      Правоохранительные органы обеспечивают защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

      Особую группу в системе правоохранительных органов составляют судебные органы. К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительную функцию только в тех случаях, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще задачи судов намного шире: они рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия.

      Существует множество и других правоохранительных органов. Назовем некоторые из них.

      Прокуратура – орган, который ведет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, за исполнением законов со стороны организаций, за следствием, полицией. Помимо этого, прокуратура представляет и отстаивает в суде государственные интересы (не случайно ее называют «оком государевым»). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

      Полиция – это орган, который призван охранять законность и общественный порядок. На нее возлагается обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, а также расследование преступлений.

      Следственный комитет осуществляет проверку заявлений и сообщений о преступлениях, а также производство предварительного расследования по уголовным делам.

      Органы государственной безопасности стоят на страже национальных интересов страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй.

      Нотариат – это система органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок (купли- продажи домов, квартир, земельных участков и др.), оформление наследственных прав и т.д.

      Адвокатура – это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение. Задача адвокатов – оказание юридической помощи гражданам и организациям. Они дают юридические консультации, составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера, защищают интересы граждан но уголовным и гражданским делам.

      Структура государственного аппарата представлена на рис. 1.9.

      Это надо запомнить

      1. Государственный аппарат – это система государственных органов, осуществляющих управление обществом.

      Рис. 1.9. Государственный аппарат в Российской Федерации

      2. Государственный орган – это часть государственного аппарата, служащие которого в пределах своей компетенции имеют властные полномочия и могут применять санкции за их нарушение.

      3. Государственные органы делятся па три группы: законодательные, исполнительные и правоохранительные.

      4. Президент является главой государства.

      5. Главной задачей законодательных органов является создание законов. Высший законодательный орган (парламент) России называется Федеральным Собранием. Парламент состоит их двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

      6. Исполнительные органы призваны претворять законы в жизнь. К их числу относятся Правительство РФ, министерства, федеральные службы и агентства, администрации краев, областей (правительства республик в составе России).

      7. Правоохранительные органы создаются для защиты граждан и организаций от противоправных действий. К ним относятся прокуратура, полиция, следственный комитет, органы государственной безопасности, нотариат. Особое место в ряду правоохранительных органов занимают судебные органы.

      • [1] См.: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Φ3.
      • studme.org

        13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации

        Государственный аппарат Российской Федерации — это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.

        Федеральный уровень государственных органов:

        1. Федеральное Собрание (Парламент) Российской Федерации — осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (178 представителей законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной Думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системам).

        2. Правительство Российской Федерации (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства — федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть Российской Федерации.

        3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации), суды общей юрисдикции (Верховный Суд Российской Федерации, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные суды арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации). Это назначаемые органы специальной компетенции.

        4. Президент Российской Федерации (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.

        5. Прокуратура Российской Федерации — система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.

        Государственные органы субъектов Российской Федерации:

        1. Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции: парламенты республик, областные думы, законодательные собрания и т.п.

        2. Исполнительные органы общей компетенции: президенты республик, мэр Москвы, губернаторы иных субъектов; назначаемые правительства, министерства и ведомства.

        3. Судебная власть — назначаемые органы специальной компетенции: конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ, мировые судьи.

        Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации:

        1. Законность — точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм права

        2. Гласность — обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата

        3. Демократизм — широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы) и право граждан обращаться в любой государственный орган и к любому должностному лицу.

        4. Разделение властей — разделение функций государства по трем ветвям власти -законодательной, исполнительной и судебной (горизонтальное разделение властей), а также разграничение предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственных органов в федеративном государстве (вертикальное разделение властей). Создание механизма сдержек и противовесов для взаимного контроля ветвей власти.

        5. Подотчетность — обязательность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящим органом.

        6. Сочетание коллегиальности и единоначалия — коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.

        7. Приоритет прав и свобод человека и гражданина — государство создано для человека. а не человек для государства.

        8. Профессионализм (принцип публичности): должностные лица и государственные служащие осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе и не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

        9. Разделение предметов ведения и полномочий для предотвращения дублирования государственной деятельности различными государственными органами.

        Таким образом, государственный аппарат в Российской Федерации имеет четкую структуру, сформированную на основании комплекса принципов.

        § 8. Государственный аппарат

        Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган.

        Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся: 1)

        правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций; 2)

        правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, о награждении государственной наградой; 3)

        правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

        Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок использования ими властных полномочий — в должностной инструкции. ^:. t і ; 4V ‘

        Классификация государственных органов. Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодательные (представительные); 2) исполнительные; 3) правоохранительные органы. Президент является главой государства, координирует деятельность всех этих органов.

        Законодательные (представительные) органы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и Ьсуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их моральном приоритете и верховенстве. Считать же, что законодательная власть — юридически высшая власть в государстве, — неверно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Имеются представительные органы и в субъектах Федерации (областях, краях, республиках и др.), которые носят разные названия: Дума, Законодательное Собрание, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интересы народа органы местного самоуправления, которые принимают некоторые нормативные положения.

        Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи: 1)

        создавать законы; 2)

        рассматривать вопросы государственных финансов (госбюджет); 3)

        назначать высших должностных лиц (судей высших судебных органов, главу Центрального банка, Генерального прокурора и др.); 4)

        осуществлять контроль за деятельностью правительства.

        Являясь одним из высших органов государственной власти, парламент выполняет основную законотворческую работу. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. Законы Должны, во-первых, отражать волю народа, во-вторых, максимально соответствовать объективной реальности, в-третьих, не идти вразрез с Конституцией РФ. Эти ограничения касаются и других законодательных органов.

        Особенность законодательной власти в том, что законодательные органы напрямую друг другу не подчиняются. Их под- чиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

        Исполнительные органы. Исполнительная власть составляет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. имеющих подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить. Отсюда их название — исполнительные.

        Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительство, которое непосредственно осуществляет управление страной во, главе с премьер-министром (председателем, главой правительства). Центральными исполнительными органами выступают министерства и другие центральные учреждения. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администрациями (правительствами) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

        Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая подчиненность. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнительными органами власти в стране. Вообще же перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осуществление экономических, социальных функций государства, защита конституционного строя, правопорядка и др.

        Исполнительные органы имеют право законодательной инициативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно широко. Около 80% рассматриваемых парламентом законопроектов предлагаются правительством. Кроме того, исполнительные органы наделены правом делегированного, т. е. переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

        Правоохранительные органы. Названные органы также образуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними.

        Правоохранительная система — это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

        Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть).

        В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т. е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исходя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедливость — понятия неразделимые, потому что справедливость является главным принципом его деятельности.

        Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в видр отмены вышестоящими судами решений нижестоящих судов. Таким образом, судебная власть — это специфическая независимая власть.

        Существует множество и других правоохранительных органов.

        Прокуратура — орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При прокуратуре РФ имеется Следственный комитет, следователи которого ведут расследование наиболее опасных преступлений.

        Милиция — это орган, который призван охранять законность и правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений, не относящихся согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ к категории тяжких.

        Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний и тюрьмы. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по изоляции осужденных от общества, исправлению и перевоспитанию осужденных.

        Органы безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже национальной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. Одной из сторон их деятельности является защита конституционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном негласные методы работы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

        Внешняя разведка как совокупность специально создаваемых государством органов (органов внешней разведки) стала самостоятельной совсем недавно, имеет своей задачей выявление информации, показывающей действительную роль и значение страны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

        Нотариат — это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни. Нотариальной деятельностью занимаются не только государственные нотариальные конторы, но и частные нотариусы.

        Таможенные органы — это, с одной стороны, органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой — органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

        Адвокатура — это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами, а также между собой.

        Адвокаты, оказывая юридическую помощь: 1)

        дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; 2)

        составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; 3)

        осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; 4)

        участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

        Адвокаты оказывают и иную юридическую помощь, причем законодательство предусматривает, что в определенных случаях такая помощь оказывается гражданам бесплатно. Структура государственного аппарата Российской Федерации приведена на рис. 1.6.

        Должностные лица и работники государственного аппарата хотя непосредственно и не заняты в производстве материаль- Государственный аппарат Российской Федерации 1

        Президент РФ І Ч Исполнительные органы

        Конституционный Суд РФ

        Федеральное Собрание РФ

        Правительство РФ Министерства

        Совет Федерации РФ

        Государственная Дума РФ

        Суды общей юрисдикции

        Прокуратура Законодательные собрания (Думы) субъектов Федерации

        Органы местного самоуправления

        Администрации краев, областей, правительства республик

        Органы внешней разведки

        Таможенные органы Уголовно- исполнительные учреждения

        Рис. 1.6. Структура государственного аппарата Российской Федерации

        ных благ, однако выполняют весьма важные социально полезные функции. Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управленческую деятельность, требуется немало финансовых средств. Неоправданное расширение бюрократического слоя создает для общества опасность «самопоедания». Но есть и худшая опасность: бюрократия может существенно ограничить участие масс в политической жизни. Бюрократия справедливо рассматривается как «необходи- мое зло». Да, без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее содействии народ отдаляется от принятия решений, которые существенно затрагивают его положение. Мера нужна во всем, в деле определения объема государственного аппарата в том числе.

        lawbook.online

        Государственный аппарат Российской Федерации. Возраст уголовной ответственности

        1 Государственный аппарат Российской Федерации

        Государственный аппарат — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Государственный аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.

        Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования, что и является, по сути, государственным аппаратом.

        Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

        Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

        Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации.

        Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов.

        Важнейший принцип системы органов государственной власти — принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов — Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
        С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления.

        Еще один принцип системы органов государственной власти — принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.

        И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную).

        В соответствии с принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), устанавливающим самостоятельность и независимость трех ветвей власти система органов государственной власти в Российской федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Главой государства является Президент РФ.

        В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент «является главой государства», «гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина».

        Необходимо отметить, что Президент, являясь главой государства, по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти, что подтверждается нормами Конституции. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В тоже время, согласно ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Законодательную власть осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную власть РФ — Правительство РФ (ст. 110), судебная власть принадлежит судам (гл. 7). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть, не представляя ни одну из ее ветвей.

        В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так, согласно положениям ст. 83 и 84 Конституции РФ:

        * с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, по предложению которого назначает на должность и отрешает от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

        * назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ

        * представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, и ставит вопрос об освобождении с этой должности

        * представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального Прокурора РФ, ставит вопрос об освобождении последнего от должности. Назначает судей федеральных судов РФ

        * формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ

        * назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ и др.

        В соответствие с принципами демократии и принципами республиканской формы правления, согласно положениям ст. 81 Конституции:

        * Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

        * Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

        * Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

        Конституционно закреплены две формы прекращения пребывания в должности и исполнения обязанностей Президента России: срочная, т.е. окончание срока, и досрочная, согласно п.2 ст.92, включающая в себя такие виды как отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешение от должности.

        Президент РФ может быть отрешен от должности по решению Совета Федерации, которое должно быть принято 2/3 голосов от общего числа. Вопрос об отрешении Президента от должности может быть поставлен только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения (2/3 от общего числа депутатов) в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения такого обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента — в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (п.3 ст.93).

        Во всех случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий выборы нового президента должны состояться не позднее 3-х месяцев с момента официального прекращения полномочий предыдущего.

        Органы законодательной власти — Федеральное собрание РФ в составе двух палат — Государственной думы и Совета Федерации, парламенты — законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный совет Татарстана, Народный хурал Бурятии, Государственное собрание (курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция — осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

        Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

        Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

        Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

        Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

        В системе органов государственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особое место. Конституционному положению Правительства РФ в системе органов государственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. Вместе с тем о Правительстве упоминается и в других главах Конституции. Эта особенность российской Конституции, так как во многих зарубежных демократических конституциях о правительстве говорится очень скупо, некоторые зарубежные Конституции просто упоминают о нем, другие вообще о нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации.

        works.doklad.ru