Нормы и правила экологической

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

экологическая норма

Экологический аудит — это комплексное изучение экологической информации об организации, объекте, сооружении для выяснения их соответствия определенным критериям. Эти критерии могут быть основаны на региональных, национальных или международных экологических нормах, государственных законах и нормативах.[ . ]

Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий. Над крупными городами атмосфера содержит, по сравнению с экологическими нормами, в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше вредных газов. При этом 60—70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Как показали наблюдения Голландского института исследований риска, люди, живущие в полосе до 100 м от крупных дорог, вдвое чаще других страдают болезнями сердца и легких.[ . ]

НОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — норма экологических систем, обл. равновесия в пространстве базовых экологических переменных, наиболее вероятное в пространстве и времени состояние экологических и геосистем и их компонентов [76].[ . ]

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ГОСУДАРСТВЕННАЯ -вид деятельности специально уполномоченных государственных органов по оценке экологической эффективности вариантов плановых и проектных решений и их соответствия существующим экологическим нормам и правилам. Экологическая эффективность решения определяется путем выявления, анализа и сравнения всех реальных и разумных альтернатив, включая отказ от деятельности.[ . ]

Экологический контроль как деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил может быть эффективным в случае развития всех трех его составляющих. Приоритетом должен обладать производственный контроль, поскольку только он обладает практическими возможностями непосредственного управления источниками воздействия на окружающую среду. Не следует ожидать реальных результатов в области изменения воздействия на окружающую среду на территориальном или федеральном уровне, если они не будут достигнуты на локальном уровне отдельного производства или производственного комплекса.[ . ]

Экологические нормы и мониторинг. Государства устанавливают соответствующие нормы охраны окружающей среды, осуществляют мониторинг изменений в качестве окружающей среды и использования ресурсов, а также публикуют относящиеся к ним данные. Государства производят предварительные экологические оценки или требуют их осуществления в связи с предлагаемыми видами деятельности, которые могут в значительной мере воздействовать на окружающую среду или использовать какие-либо виды природных ресурсов.[ . ]

Экологический контроль — деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль. См. Контроль состояния окружающей среды.[ . ]

Экологический риск может привести к тому, что в случае вынужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восстановлением природной среды, лягут на кредитора. Поэтому экологические ограничения должны быть четко отражены в бизнес-резюме или бизнес-плане. Обычно раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает в себя следующие пункты.[ . ]

Экологические нормы производственной деятельности людей являются объективной мерой защиты природы от развития деградационных процессов в локальном, региональном и планетарном масштабах. Инженерная идеология экологического нормирования включает в себя два аспекта.[ . ]

Экологическое законодательство, также как и экологическая лицензия, выдаваемая предприятию, могут обязать его раскрыть данные, выявленные во время аудиторской проверки. Эта лицензия и законы устанавливают обязательный и постоянный характер информации о различных случаях, произошедших на предприятии, а также требуют от компании постоянного пересмотра результатов аудиторской проверки. Экологические нормы позволяют облагать ежедневным штрафом предприятие за нарушение, которое состоит в утаивании информации. Этот штраф является аккумулятивным и исчисляется с момента совершения нарушения до его исправления. Запоздалой информацией можно лишь остановить ежедневную аккумуляцию размера штрафа.[ . ]

Экологическая норма — определенная область состояния свойств природных и природ но-антропогенных ландшафтов (геосистем), которая соответствует всем необходимым условиям проживания населения.[ . ]

Все нормы Земельного кодекса разделяются на четыре группы. Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения; вторая группа — земельно-административ-ные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; третья группа — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; и, наконец, четвертая группа — земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.[ . ]

Под экологической стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления экологических норм и требований.[ . ]

К зоне экологической нормы относятся территории, способные выдержать существующую (и, может быть, дополнительную) экологическую нагрузку без снижения уровня экологического качества, деятельность объектов на которых осуществляется без существенного увеличения рисков экономических потерь.[ . ]

Отсюда, под экологическим риском, понимается произведение вероятности проявления экологически неблагоприятного события (процесса) и магнитуды экологического ущерба, связанного с этим событием (процессом), и выраженного в стоимостном измерении [6]. По источникам возникновения экологические риски могут быть подразделены на риски, связанные с опасными природными процессами и явлениями, и риски, являющиеся производными техногенной деятельности человека. Кроме того, экологический риск, имея комплексный характер, отражает возможное нарушение устойчивости компонентов природной среды, реципиентов и объектов, определяющих комфортность существования человека и его жизнедеятельность. При этом факторы, определяющие возможность возникновения экологического риска, подразделяются на фоновые (природные и социальные) и сопряженные с техногенной (антропогенной) деятельностью. Фоновые (природные) факторы особенно важны при оценке потенциального экологического риска и представляют собой совокупность параметров природных экогеосистем, изменение (утрата) которых отрицательно отражается на устойчивости экогеосистем, например способности к саморегуляции и самовосстановлению. К социальным факторам относятся плотность населения, его этнические, культурные и социальные особенности, которые могут оказывать существенное отрицательное влияние на степень проявления негативных последствий от возможных воздействий проектируемого техногенного объекта. Группа факторов экологического риска, сопряженных с техногенной деятельностью, представляет собой характеристики собственно оцениваемого воздействия (состав и количество загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, вероятность возникновения аварийных ситуаций и т.д.). По характеру вызванных экологическим риском последствий территории могут быть подразделены на экологически благополучные (экологической нормы), неблагополучные (экологического кризиса), повышенной экологической опасности (экологического риска), чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия (экологического бедствия — катастрофы).[ . ]

Ужесточение экологических требований к уровню выбросов вредных веществ, рост штрафных санкций за нарушение экологических норм настоятельно диктуют необходимость разработки методов и путей снижения эмиссии оксидов азота.[ . ]

Ужесточение экологических норм на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, а также постепенный отказ от высокооктановых добавок [1], в последнее время заставляет все чаще обращаться к поиску новых методов повышения экологических качеств бензинов. Одним из основных направлений в решении данной проблемы является изучение и оптимизация процесса изомеризации углеводородов бензиновых фракций как метода получения высокооктановых моторных топлив.[ . ]

Современная экологическая ситуация в стране требуем ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.[ . ]

Существующие экологические нормы еще недостаточно «экологичны» и не отвечают требованиям сбалансированности. Нормы техногенных нагрузок и расчеты эмиссий должны базироваться не на максимальных инженерных ПДК, а на тех предельно допустимых уровнях и концентрациях, которые учитывают коллективные дозы, длительное последствие и критерии экологического риска.[ . ]

ПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ — производство, на котором фактически соблюдаются все установленные для него экологические нормы и правила (в т. ч. в соответствующих экологических сертификатах), существуют необходимые методы и средства регулирования воздействия на окружающую среду, а также осуществляется эффективное управление воздействием на окружающую среду [76].[ . ]

При выработке экологических норм необходимо представлять также структуру экосистемы, чтобы понять, чем будет определяться допустимая нагрузка — нагрузкой на самую чувствительную популяцию или на комплекс популяций.[ . ]

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов, планов, проектно-сметной, нормативнотехнической и нормативно-правовой документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиции их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам. Цель экспертизы — проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно-обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.[ . ]

Для установления норм и правил природопользования могут разрабатываться другие виды нормативных документов. В частности, статус нормативных правовых актов имеют документы, устанавливающие правовые нормы общеобязательного характера. В области экологического нормирования это могут быть инструкции, правила, положения, в обязательном порядке имеющие общегосударственную регистрацию в Минюсте России. Любое другое оформление экологических норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.[ . ]

Представляется, что экологические нормы не могут быть едиными для любого типа экосистем, а также для любых физико-географических условий.[ . ]

Действующей системой экологических норм и правил установлены ограничения на содержание в атмосферном воздухе, воде и почве загрязняющих веществ, а также на их выбросы, сбросы и складирование. Экологическими нормами также регулируются изъятие и использование природных ресурсов (водозабора и рубки леса), а также установление квот на вылов рыбы, отстрел животных и т.д.[ . ]

Значительно ужесточить экологические нормы автомобильных выхлопов решили в 1999 г. московские власти. Новым столичным стандартом предусмотрено, что содержание окиси углеродов в выхлопах автомобилей должно быть в 2 раза меньше. При этом станут определять еще и наличие в отработавших газах трех весьма ядовитых окислов азота. Измерять будут не только уровень вредных веществ, но и их процентное содержание в выхлопе. Для этого уже разработаны принципиально новые анализаторы автомобильных выхлопов.[ . ]

Среди наиболее важных документов экологического права следует выделить Федеральный закон «Об охране окружающей среды» , вступивший в силу с 12 января 2002 г. [4]. Сопряженное с экологическим правом природно-ресурсное право, относящееся к земельному законодательству, опирается на новый Земельный кодекс 2001 г., на Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. в редакции от 29 декабря 2000 г. и другие федеральные законы. Указы Президента РФ, постановления и положения Правительства РФ конкретизируют отдельные экологические нормы федеральных законов.[ . ]

Целесообразно разработать и утвердить минимум экологических знаний для временных управляющих, предъявить требования о введении изучения соответствующих экологических норм и правил и сдачи необходимого минимума при подготовке и аттестации временных управляющих на предприятиях, проходящих процедуру банкротства.[ . ]

Реализация этого подхода направлена на обеспечение экологической безопасности на всех стадиях освоения месторождений углеводородного сырья. Это предполагает выполнение совокупности научно обоснованных мероприятий как отдельными предприятиями, так и регионами в целом, что обеспечит соблюдение установленных экологических норм и нормативов.[ . ]

Задача отраслевой схемы управления — конкретизировать экологические нормы и правила с учетом профиля предприятий министерства, доведение этих норм и правил в виде положений и инструкций до конкретного предприятия, цеха, установки, вплоть до каждого рабочего места. Одновременно задачей этой схемы управления является научное и материально-техническое обеспечение выполнения экологических требований.[ . ]

Многообразие регулирующих охрану природы и регламентирующих экологический контроль документов чрезвычайно затрудняет практическое пользование ими. Их очень трудно собрать вместе, изучить и учесть, особенно в местах проведения экологического контроля при проведении строительных работ. Помимо этого общее большое количество разнообразных единичных экологических норм не решает одной из основных проблем охраны окружающей среды —- однозначного комплексного определения условий экологического баланса для какой-либо отдельно взятой территории.[ . ]

По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства, необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение.[ . ]

Новые недавно сделанные предложения европейского сообщества направлены на ужесточение норм генерирования, переработки, транспортировки и уничтожения отходов. Программа создания и обеспечения функционирования единого рынка европейского сообщества предполагает разработку и установление единых для сообщества экологических норм и стандартов. Составной частью новых требований в отношении отходов является вопрос об ответственности за ущерб, вызванный загрязнением среды токсичными отходами. Загрязнитель обязан нести все экономические, экологические и социальные издержки своей деятельности [189].[ . ]

Источниками права считаются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы, определяющие те или иные правоотношения. В правовой охране природы это прежде всего Конституция РФ, а также такие специальные законы, как “Закон РСФСР об охране окружающей природной среды”, Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон РФ “Об экологической экспертизе” и ряд других. Кроме того, экологические нормы содержатся в законах, связанных с использованием конкретных природных ресурсов (например, в Земельном кодексе РФ, Законе о животном мире, Лесном кодексе РФ и др.).[ . ]

Особенностью ведомственного природоохранительного документа (положения, инструкции) является конкретность экологических норм и правил, регламентирующих порядок планирования, строительства, эксплуатации и реконструкции промышленных, коммунально-бытовых и иных объектов, а также прав и обязанностей органов управления и должностных лиц предприятий и организаций по вопросам охраны природы.[ . ]

Производственно-ресурсное нормирование. К нему относят, во-первых, производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО.[ . ]

Однако ни один из указанных методов самостоятельно не обеспечивает в полной мере выполнение современных требований: очистка до норм ПДК, особенно по ионам тяжелых металлов; возврат 90-95% воды в оборотный цикл; невысокая себестоимость очистки; малогабаритность установок, утилизация ценных компонентов (кислот, щелочей, металлов). Нереальность достижения экологических норм усугубляется плохим финансовым положением многих предприятий. Одним из путей выхода из этой ситуации являются совершенствование средств и методов очистки стоков и оптимизация организации очистных систем.[ . ]

В качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования — экологически значимого поведения людей и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что данная отрасль, не будучи связанной единым методом и механизмом ре1улирования, объединяет совокупность правовых норм, которые с определенного периода возникли и выделились в правовой системе. Эти нормы, не разрушив ранее сложившихся основных структур права, существуют в виде новых вторичных правовых образований. По удачному выражению С. С. Алексеева, многие нормы таких отраслей имеют «двойную прописку», т. е. двойной режим. Иными словами, комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы — ядро права и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного и административного), так и производных, вторичных (трудового, земельного, водного и т. п.).[ . ]

Природоохранная деятельность в угольной промышленности включает в себя совокупность научно обоснованных организационно-технических мероприятий, реализация которых в рамках отдельных предприятий или региона в целом обеспечивает достижение установленных экологических норм и нормативов. Главное внимание при этом направлено на оптимизацию организационных структур управления охраной природы, сокращение объема сбрасываемых сточных вод без очистки или недостаточно очищенных, внедрение нормируемого водопотребления и оборотных систем водоснабжения, использование попутно забираемых вод в производственном водопотреблении, ликвидацию мелких промышленных и коммунальных котельных, оснащение источников выбросов вредных веществ в атмосферу высокоэффективным пылегазоулавливающим оборудованием, увеличение темпов и улучшение качества рекультивации нарушенных горными работами земель, тушение, озеленение породных отвалов и террикоников, утилизацию твердых отходов производства.[ . ]

Переработка по сравнению с захоронением и сжиганием — более эффективный способ решения проблемы утилизации отходов, так как требует меньших материальных затрат, экономит энергию и сохраняет окружающую среду, если учесть также, что стоимость площадей для захоронения мусора неуклонно растет при ужесточении экологических норм их содержания, а мусорные захоронения опасны для окружающей природной среды.[ . ]

Для хозяйственных систем интерес представляет прежде всего экономическая сторона дела. В законодательстве многих стран предусматривается возмещение нанесенного природе ущерба в результате аварий или иных действий, нарушающих природоохранное законодательство. Потери, возникающие в производстве в связи с нарушением экологических норм и правил, обусловливаются либо прямым воздействием загрязнений на производственные системы, либо в результате применения соответствующих экономических санкций природоохранными органами и службами. Сама возможность таких потерь также может быть подведена под понятие экологического риска. Таким образом, условия в которых приходится функционировать современным производственным системам, существенно осложняются не только в связи с ухудшением природной среды, но и с расширением и усложнением «правового поля».[ . ]

Дискутируется и вопрос о том, какие именно нормативные категории ПДК следует применять для расчетов ПДВ и ПДТН. Дело в том, что среднесуточные ПДК и максимальные разовые (20-минутные) ПДК различаются на порядок и более. Примеры этого есть в табл. 7.4. Большинство расчетных ПДВ базируется на ПДКмр, которые намного выше ПДКСС. При таких ПДВ в жилой зоне могут систематически превышаться среднесуточные ПДК. При обосновании необходимости специальных экологических норм часто ссылаются на то, что часть ПДК для растений существенно меньше соответствующих гигиенических ПДКСС. Это же относится и к «биосферным» ПДК. Часть рыбохозяйственных ПДК меньше санитарно-гигиенических. Все это объясняет стремление ужесточить нормативы, использовать минимальные ПДК и усилить ограничение техногенной нагрузки при экологическом нормировании. С другой стороны, поскольку реальность существенно расходится с этой тенденцией, известны попытки как-то обосновать допустимость превышений даже максимальных ПДК (учитывая, что они даются «с запасом» надежности), кроме предельно допустимых придумываются предельно недопустимые нормы, укрупненные градации кратностей ПДК, связанные с классами опасности веществ и т. п. В практике преобладает именно этот, довольно опасный уклон.[ . ]

Основными задачами К. о. п. г. Новосибирска, например, являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой гос. системы экологического мониторинга; организация и осуществление государственного экологического контроля, а также контроля за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения информацией экологической; содействие в организации природнозаповедного д ла на подведомственной территории.[ . ]

ru-ecology.info

Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права

Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права — это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы экологического права делятся на три группы:

  1. отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.);
  2. комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);
  3. экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного и др.).

    Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

    1. по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;
    2. по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:
      • регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
      • охранительные — предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);
      • специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные — содержащие легальные определения терминов, коллизионные — рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные — которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

      По характеру обязательности нормы подразделяются на:

      • императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
      • диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

      С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).

      В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:

      1. нормы-принципы — закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;
      2. нормы-приоритеты — устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;
      3. нормы-правила — содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

        Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

        Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

        Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.

        Юридические факты — это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

        События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

        Действия — это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие — это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие — это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

        Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

        Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

        Юридическая обязанность — это мера должного поведения, обеспеченная государством.

        Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

        Субъектами экологических правоотношений являются:

        • государство — в лице компетентного органа;
        • юридические лица;
        • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
        • хозяйствующие субъекты — предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
        • По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

        1. природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
        2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
        3. общественные объединения экологического профиля;
        4. органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

        Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы.

        Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

        Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

        Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая — непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая — опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст. 1, 2, 7, 8, 17-19, 45-48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

        Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

        Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

        Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

        Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

        Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

        Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

        Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

        22 августа 2004 г. Федеральным законом N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» были внесены изменения в Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в Водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», в Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и во многие другие законы. Изменения касались в первую очередь компетенции между федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования.

        www.konspekt.biz