Оглавление:
Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?
С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).
К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.
Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:
- вынесении решения о взыскании налога;
- принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
- приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).
- проведение мероприятий налогового контроля;
- решение о взыскании налога;
- приостановление операций по счетам;
- приостановление переводов электронных денежных средств;
- отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
- отмена приостановления переводов электронных денежных средств.
- Справка с места работы в Российской Федерации;
- Паспорт с отметками о въезде и выезде с территории Российской Федерации;
- Миграционная карта.
- По окончании налогового периода за истекший год;
- При выплате денежных средств (выводе ценных бумаг) до истечения налогового периода;
- При расторжении договора на брокерское обслуживание.
С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.
Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.
Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).
Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.
Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
«О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
КРАТКО
Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.
Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.
Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.
Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.
Налоговая тайна не подлежит разглашению, а налоговые органы обязаны ее соблюдать и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). За разглашения налоговой тайны для сотрудников налоговых органов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В рамках административной ответственности инспектора налоговой службы, получившего доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП). В рамках уголовной ответственности преследуется незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе (ст. 183 УК РФ). Это преступление наказывается либо штрафом до 120 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо исправительными работами до двух лет, либо принудительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если такие действия повлекли за собой крупный ущерб или были совершены из корыстных побуждений, наказание составит штраф до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо до пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 183 УК РФ). А если разглашение этих сведений повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налоговой инспекции грозят принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ).
Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).
Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).
Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:
Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.
В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.
БЛАНК
Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект «по умолчанию» в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.
Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.
Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.
В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса «Банк-Обмен». Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. «Банк-Обмен» и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.
Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.
www.garant.ru
10 вещей, которые вы не знали про налоги
Вы даже не замечаете, как отдаёте государству почти половину от своей зарплаты. Некоторые налоги можно даже не платить или заплатить, а потом вернуть. Расскажем всё самое интересное о налогах.
1. Мы не замечаем налоги, потому что не платим их
Почти всегда налоги за нас платит работодатель или кто-то ещё. С каждой зарплаты у нас удерживают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%. Например, со 150 000 рублей — 19 500 рублей.
18% мы платим каждый раз, когда покупаем что-то в магазине. Например, купили продуктов на 3000 рублей, государству из этой суммы ушло 458 рублей. Купили машину за 1 миллион рублей, государство заработало 152 542 рублей.
Ещё есть налог на имущество и налог на другие виды деятельности, которые приносят дополнительный доход.
2. Часть уплаченных налогов можно вернуть
Если вы купили квартиру, оплатили обучение, лечились за деньги, покупали ДМС , инвестировали деньги через ИИС или переводили деньги в благотворительный фонд, то можете вернуть до 13% от уплаченных сумм, но не больше установленных лимитов. Например, при покупке жилья можно вернуть до 260 000 рублей, за проценты по ипотеке — до 390 000 рублей, а за оплаченное образование — до 15 600 рублей.
Заявление на вычет подаётся на следующий год после уплаченных расходов. Нужно собрать документы об оплате, взять на работе справку 2-НДФЛ и заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ. Этот пакет документов можно переслать в адрес налоговой инспекции по месту жительства. У инспекции будет три месяца на проверку документов и ещё один месяц на перечисление денег.
3. Если жить за границей, то налоги увеличиваются
Если вы проживаете за границей больше 183 дней в году, то теряете статус налогового резидента России. Налог на доходы (НДФЛ) для нерезидентов составляет 30%. Также человек теряет право на получение налоговых вычетов и других льгот.
4. В налоговую инспекцию можно сходить всего один раз
Для общения с налоговой инспекцией, отслеживания, уплаты и возврата налогов необязательно туда ходить. Большинство операций можно сделать удалённо через сайт nalog.ru . Сложность лишь в том, что удалённо получить данные для входа в личный кабинет нельзя. Для этого нужно приехать в любую налоговую инспекцию с паспортом. После этого адрес инспекции можно забыть.
5. С продажи квартиры нужно платить налог
При продаже квартиры вы получаете прибыль, которая облагается налогом в размере 13%. Например, продали квартиру за 5 миллионов рублей, заплатите государству 650 000 рублей. К счастью, есть исключения, когда платить этот налог не нужно:
Если недвижимость была куплена до 1 января 2016 года и была в вашей собственности 3 и более лет.
Если недвижимость была куплена после 1 января 2016 года и была в вашей собственности 5 и более лет.
Налоги можно уменьшить на расходы, понесённые при покупке квартиры. Для этого нужны подтверждающие документы, что вы купили недвижимость за определённую сумму. 13% нужно платить с разницы.
Ещё можно воспользоваться правом на налоговый вычет, который составляет 1 миллион рублей в год (статья 220 НК РФ). Это сумма, на которую уменьшается стоимость квартиры при подсчёте налога. Например, при стоимости квартиры 5 миллионов рублей налог нужно заплатить только с 4 миллионов, то есть 520 000 рублей, а не 650 000 рублей.
6. Вклад с высокой ставкой также облагается налогом
Если ставка по вкладу на 5 процентных пунктов больше ключевой ставки, то банк удержит 35%, полученные сверх этой суммы. Например, ключевая ставка 7,75%. Налог будет браться со вклада, ставка по которому превышает 12,75%. Если вы разместили 1 миллион рублей в банке на год под 13%, налог будет удержан только с 0,25% дохода, то есть с 2500 рублей. Из этой суммы удержат 35% (875 рублей). Налог заплатит сам банк.
Впрочем, банки очень редко предлагают такие высокие ставки.
7. С чаевых не нужно платить налог
Этот вопрос актуален для барменов, официантов, работников гостиниц и представителей других профессий, где значительную часть дохода составляет благодарность клиентов. Согласно статье 217 Налогового кодекса, доходы в денежной форме, полученные в подарок от других людей, не подлежат налогообложению. Чаевые — это подарок, поэтому платить 13% с них не нужно. При этом важным условием является невключение чаевых в чек. Если они были включены в счёт и проведены через кассу, то это будет считаться доходом организации, с которого нужно платить налог.
8. За победу в конкурсах тоже придётся заплатить налог
Если вы выиграли в лотерею, то нужно заплатить 13% от суммы или стоимости приза. Если выиграли в конкурсе, игре или ещё каком-то мероприятии, которое продвигает какие-то товары или услуги, то налог составляет 35%, говорится на сайте Федеральной налоговой службы.
Налог нужно платить, если стоимость подарка превышает 4000 рублей. На эту величину уменьшается сумма, с которой нужно платить налог. Например, вы выиграли в лотерею 50 000 рублей. Вычитаем 4000 рублей и с 46 000 рублей платим налог. Организаторы конкурсов сами заявляют в налоговую службу, что сделали вам подарок. Инспекция считает налог и выставляет счёт на оплату.
Часто устроители конкурсов закладывают величину налога в подарок так, чтобы после уплаты налога получалась круглая сумма, например 100 000 рублей.
9. Долги по налогам могут списать с банковского счёта
Если сумма задолженности по налогам превышает 3000 рублей, то инспекция может обратиться в суд с целью взыскания налога и пени за просрочку платежей (копия должна прийти налогоплательщику). После решения суда за дело возьмутся приставы, которые снова напомнят о необходимости погашения долга или спишут его с банковского счёта (вклада или дебетовой карты). Если денег на счету не окажется, то приставы могут арестовать имущество должника.
10. Если не заплатить много налогов, то суд отправит в тюрьму
За уклонение от уплаты налогов или при внесении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений предусмотрена уголовная ответственность (статья 198 УК РФ):
www.sravni.ru
Денежные формы банка налоги
Выберите свой город
Налогообложение по операциям на основании договора на брокерское обслуживание
В соответствии с п.2 ст. 226.1. Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Банк ВТБ (ПАО) (далее – Банк), как брокер, осуществляющий в интересах клиента операции с ценными бумагами и (или) операции с производными финансовыми инструментами (далее – ПФИ) на основании договора на брокерское обслуживание, признается налоговым агентом клиента,определяет налоговую базу клиента, производит расчет, удержание и перечисление сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в налоговые органы по всем операциям, осуществленным Банком в интересах клиента в соответствии с вышеуказанным договором.
Порядок удержания налога на доходы физических лиц
Физические лица, заключившие договор на брокерское обслуживание, являются налогоплательщиками в соответствии с п.1 ст.207 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются также физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года.
Для подтверждения статуса налогового резидента физическое лицо-нерезидент может предоставить в Банк один из нижеуказанных документов, подтверждающих его нахождение в Российской Федерации:
Налоговая ставка в соответствии со ст.224 НК РФ установлена:
Для налоговых резидентов — в размере 13 %
Для физических лиц, не являющимися налоговыми резидентами – 30 %
Налог рассчитывается и удерживается в следующих случаях (п.7 ст.226.1 НК РФ):
В соответствии с п.10 ст.226.1. Банк удерживает налоги только с рублевых денежных средств, находящихся на брокерских счетах клиента.
В случае выплаты денежных средств в иностранной валюте или вывода ценных бумаг при отсутствии на брокерском счете рублевых денежных средств, у клиента возникает задолженность по налогу, которая будет удержана Банком при поступлении рублевых денежных средств на брокерский счет клиента.
Определение налоговой базы (дохода, с которого удерживается налог) в рамках брокерского договора.
При определении налоговой базы учитывается доход, полученный клиентом от операций, осуществленных Банком в интересах клиента в рамках договора на брокерское обслуживание. К таким операциям относятся:
- купля-продажа ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг[1] (для примеров – ОРЦБ);
- купля-продажа ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (для примеров – НОРЦБ);
- купля-продажа срочных контрактов (фьючерсов и опционов), обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (для примеров — ПФИ1, базовый актив ЦБ – ПФИ1ЦБ, базовый актив не ЦБ – ПФИ1нЦБ);
- купля-продажа срочных контрактов (фьючерсов и опционов), не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (для примеров — ПФИ2);
- операции РЕПО (для примеров – РЕПО);
- операции, связанные с открытием (закрытием) коротких позиций (для примеров – КП).
ВНИМАНИЕ. Погашение номинальной стоимости облигаций не относится к операциям, осуществляемым в рамках брокерского договора, Банк не является налоговым агентом и не определяет налоговую базу по таким операциям, так как погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется без участия Банка, как брокера.
[1] Ценные бумаги относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в следующих случаях:
При этом ценные бумаги, указанные в п. а) и п. в) относятся к обращающимся, если по ним рассчитывается рыночная котировка.
В соответствии с п.5 ст.210 НК РФ Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 — 221 НК РФ) клиента, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов). Исходя из указанных положений НК РФ, доход в валюте, полученный при продаже ценных бумаг, пересчитывается Банком для целей установления налогооблагаемой базы в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату получения дохода (поступления денежных средств в валюте на брокерский счет клиента). Указанный доход уменьшается на расходы на приобретение тех же ценных бумаг (в соответствии с методом ФИФО), которые также пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату возникновения расходов (списания денежных средств валюте с брокерского счета клиента). Соответственно увеличение (уменьшение) курсовой стоимости валюты, в которой получены доходы (произведены расходы), за период с момента приобретения ценных бумаг до момента их продажи, несмотря на отсутствие конвертации валюты в рубли по счету клиента могут привести к увеличению (уменьшению) налогооблагаемой базы по этим ценным бумагам.
Перечень доходов клиента от операций с ценными бумагами и со срочными контрактами, полученных в рамках брокерского договора
К доходам, полученным клиентом в результате проведенных операций с ценными бумагами и срочными контрактами, относятся:
Перечень расходов клиента, связанных с операциями с ценными бумагами и срочными контрактами, и фактически осуществленных в рамках брокерского договора
К расходам, связанным с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг относятся:
Порядок расчета налоговой базы (суммы, с которой удерживается налог)
Финансовый результат по операциям, указанным в подпунктах 1–6, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1–6.
При реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).Отрицательный финансовый результат по каждой совокупности операций, указанных в пунктах 1 — 6 настоящего порядка, признается убытком.
Налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям со срочными контрактами признается положительный финансовый результат по операциям (если финансовый результат отрицательный, то налоговая база принимается равной 0), указанным в пунктах 1 – 6.
Порядок налогообложения сделок РЕПО.
Налогообложение сделок РЕПО осуществляется в соответствии со статьей 214.3 НК РФ. Для целей налогообложения сделок РЕПО учитывается фактическая цена реализации (приобретения) ценной бумаги как по первой части РЕПО, так и по второй части РЕПО независимо от рыночной (расчетной) цены таких ценных бумаг.
Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО признается:
Налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.
Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.
Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, указанных в предыдущем абзаце.
Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.
Сумма превышения расходов, указанных выше, над доходами признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.
Налогообложение коротких позиций.
В соответствии со статьей 214.3 НК РФ под открытием короткой позиции по ценным бумагам (далее — короткая позиция), являющимся объектом операции РЕПО и находящимся у покупателя по первой части РЕПО, понимается реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО.
Просим учесть, что в случае если клиент продает ценные бумаги, предоставленные брокером в заем, в течение торговой сессии и в течение этой же торговой сессии покупает их и возвращает брокеру, вследствие чего не заключается обратная сделка Спец. РЕПО по итогам дня, то это не считается открытием короткой позиции в понимании НК РФ. Указанные сделки включаются в налогооблагаемую базу операций с ценными бумагами в соответствии со статьей 214.1 НК РФ и попадают в расчет ФИФО.
Открытие короткой позиции осуществляется при условии отсутствия ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска) в собственности у покупателя по первой части РЕПО, реализация которых не приведет к открытию указанной короткой позиции.
Закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения (получения в собственность по основаниям, отличным от операции РЕПО, договора займа ценными бумагами) ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция.
Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг. В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).
Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке:
Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются на дату закрытия короткой позиции.
Финансовый результат (независимо от результата) по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, учитывается при определении налоговой базы по следующим операциям:
- с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Порядок расчета налоговой базы, при выплате денежных средств/выводе ценных бумаг в рамках брокерского договора до истечения налогового периода.
В случае промежуточных выплат денежных средств клиенту с его брокерского счета на расчетный счет либо вывода ценных бумаг до истечения налогового периода, налоговая база определяется с учетом следующих особенностей:
а) Определяется финансовый результат по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных в пунктах 1 — 6 настоящего порядка на дату выплаты денежных средств/вывода ценных бумаг;
б) Отрицательный финансовый результат уменьшает финансовый результат по совокупности соответствующих операций;
в) Сумма отрицательного финансового результата, полученного по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, уменьшает финансовый результат по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке;
г) Убыток по операциям РЕПО уменьшает доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО;
д) Финансовый результат по операциям, связанным с короткой позицией, учитывается при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке;
При выплате денежных средств (выводе ценных бумаг) клиенту с его брокерского счета/счета депо на расчетный счет/ счет депо до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора налог уплачивается из денежных средств клиента в порядке, предусмотренном п.11 ст.226.1. НК РФ:
A. Если сумма налога в отношении финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы текущей выплаты.
B. Если сумма налога в отношении финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом, не превышает суммы текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы рассчитанного нарастающим итогом финансового результата.
При выводе ценных бумаг (выплате дохода в натуральной форме) сумма выплаты определяется как сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг, передаваемых клиенту.
При выплате денежных средств (выводе ценных бумаг) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога (п.12 ст.226.1.НК РФ).
Сумма налога удерживается из выводимых денежных средств, если суммы остатка денежных средств на брокерском счете клиента после вывода не хватает для удержания, рассчитанного в связи с выводом налога. Если суммы остатка денежных средств на брокерском счете клиента достаточно для удержания налога, сумма налога удерживается из денежных средств на брокерском счете клиента.
НДФЛ (сумма вывода – далее СВ)
НДФЛ к удержанию при выводе 1
Сравнивается сумма НДФЛ (НБ) и сумма вывода1: 130 100, следовательно, применяется метод B, НДФЛ будет удержан в сумме 13 руб. Клиент получит на свой текущий счет 100 руб.
НДФЛ (налоговая база – далее НБ)
Сумма средств на счете
НДФЛ к удержанию при выводе
Сравнивается сумма НДФЛ и сумма вывода: 650
* В случаях, если отчеты брокера (доверительного управляющего) не позволяют Банку достоверно установить затраты, произведенные клиентом на приобретение ценных бумаг, переведенных им в депозитарий Банка, Банк для корректного расчёта налога может запросить у клиента справку налогового агента, от которого клиент переводил ценные бумаги в депозитарий Банка, в которой указаны затраты на приобретение переведенных ценных бумаг.
В остальных случаях требуется представить:
Если клиентом были приобретены в собственность в порядке дарения или наследования ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.
При получении клиентом ценных бумаг в порядке дарения от близких родственников (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющими общих отца или мать) братьев и сестер), а также в порядке наследования в расходы клиента включаются документально подтвержденные расходы дарителя (наследодателя) на приобретение этих ценных бумаг.
При получении клиентом ценных бумаг в порядке дарения от иных лиц (не поименованных в предыдущем абзаце) в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.
Документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, полученных клиентом в порядке дарения (наследования):
1. в случае получения ценных бумаг в порядке дарения (не от близких родственников):
1.1. документы, подтверждающие получение ценных бумаг в порядке дарения — договор дарения;
1.2. документы, подтверждающие переход права собственности на указанные ценные бумаги к клиенту (в случае если ценные бумаги переводятся с собственного счета депо клиента, открытого у другого брокера). В качестве документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги к Клиенту, принимается выписка по счету депо (лицевому счету в реестре) Клиента с приведенным основанием движения ценных бумаг за период с даты приобретения по дату перевода ценных бумаг в Депозитарий Банка ВТБ (ПАО).
1.3. документы, подтверждающие факт уплаты НДФЛ (если это имело место).
2. в случае получения ценных бумаг в порядке дарения от близких родственников, а также в порядке наследования:
2.1. документы, подтверждающие получение ценных бумаг в порядке наследования/дарения (свидетельство о праве на наследство/договор дарения);
2.2. документы, подтверждающие родство (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т.п.) – предоставляются только для случаев дарения;
2.3. документы, подтверждающие расходы, понесенные на приобретение ценных бумаг дарителем/наследодателем (см. абзац «Документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг»);
2.4. документы, подтверждающие переход права собственности на указанные ценные бумаги к клиенту (в случае если ценные бумаги переводятся с собственного счета депо клиента, открытого у другого брокера). В качестве документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги к Клиенту, принимается выписка по счету депо (лицевому счету в реестре) Клиента с приведенным основанием движения ценных бумаг за период с даты приобретения по дату перевода ценных бумаг в Депозитарий Банка ВТБ (ПАО).
Кроме того, вместе с указанными выше документами клиент обязан предоставить в Банк заявление с просьбой учесть указанные расходы в следующей форме:
Указанные документы должны быть предоставлены в Банк до 31 декабря того года, в течение которого были проданы указанные ценные бумаги (если до конца года клиент не выводил денежные средства, поступившие в результате продажи ценных бумаг). В ином случае документы следует предоставить не позднее даты подачи поручения на вывод денежных средств от продажи ценных бумаг.
В случае непредоставления документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, Банк снимает ответственность за удержание излишне начисленного налога. Дальнейшее урегулирование размера налоговых обязательств осуществляется клиентом самостоятельно путем обращения в налоговый орган по месту жительства.
Получение клиентом материальной выгоды.
В случае приобретения клиентом ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже, или срочных контрактов, обращающихся на фондовой бирже, по цене (включая расходы на приобретение) ниже, чем рыночная цена указанных ценных бумаг или срочных контрактов с учетом предельной границы колебаний этой цены, у клиента образуется материальная выгода в сумме превышения рыночной цены с учетом предельной границы колебаний этой цены над ценой приобретения, которая облагается налогом в порядке, предусмотренном для налогообложения доходов от реализации ценных бумаг или срочных контрактов. В случае если в последующем клиент реализует ценные бумаги или срочные контракты, расходы на приобретение указанных финансовых инструментов для расчета налогооблагаемой базы будут складываться из суммы их фактического приобретения, суммы материальной выгоды и суммы налога (абзац 8 пункта 13 статьи 214.1 НК РФ).
Клиент совершил внебиржевую сделку по покупке 10 акций ОАО Сбербанк по цене 50 рублей за акцию. В день заключения сделки на продажу рыночная цена акций ОАО Сбербанк составляла 90 рублей за акцию, а минимальная цена сделки, зафиксированная на бирже, – 82 рубля. В результате совершения указанной сделки у клиента образовалась материальная выгода в размере превышения минимальной цены акций (предельная граница колебания цен) над ценой их приобретения, т.е. 82 рубля, за вычетом 50 рублей, умножить на количество акций – 320 рублей. Материальная выгода составила 320 рублей; налог, удерживаемый с материальной выгоды (13%), – 42 рубля. В дальнейшем, если клиент реализует указанные 10 акций ОАО Сбербанк, расходы по их приобретению будут складываться из цены приобретения 50 рублей, суммы материальной выгоды 320 рублей и уплаченного налога с суммы материальной выгоды 42 рубля, т.е. 500 + 320 + 42 = 862 рубля или 76,2 рубля из расчета на одну акцию.
Предоставление налоговых вычетов (перенесение убытков от операций с ценными бумагами прошлых лет на текущий налоговый период)
С 1 января 2010 года в НК РФ внесены важные изменения, согласно которым убытки прошлых лет будут уменьшать налоговую базу при расчете налога. При этом убыток, полученный в предыдущем налоговом периоде, может быть перенесен в полной сумме либо частично на будущие периоды в течение 10 лет. До указанного момента перенос убытков на следующий период был невозможен. Указанная новая норма распространяется на убытки, полученные налогоплательщиком начиная с 2010 г. Уменьшение доходов, полученных в предыдущих налоговых периодах (календарный год), на сумму убытка текущего и последующего отчетных периодов не допускается.
Для получения указанного налогового вычета клиент должен самостоятельно обратиться в налоговые органы по месту жительства по окончании налогового периода с письменным заявлением и налоговой декларацией. Банк в этом случае не уменьшает сумму удерживаемого и уплачиваемого в бюджет по окончании налогового периода налога и не учитывает понесенные клиентом убытки в предыдущих налоговых периодах.
Убытки будут учитываться в следующем порядке:
Суммы убытка, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, перенесенные на будущие периоды, уменьшают налоговую базу соответствующих налоговых периодов по таким операциям. То есть убытки, понесенные клиентом от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут уменьшить налоговую базу, рассчитываемую только по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Убытки, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут уменьшить положительный финансовый результат, полученный по операциям со срочными контрактами. Суммы убытка, полученные по операциям со срочными контрактами, обращающимися на организованном рынке, перенесенные на будущие периоды, уменьшают налоговую базу соответствующих налоговых периодов по операциям со срочными контрактами, обращающимися на организованном рынке.
Не допускается перенос на будущие периоды убытков, полученных по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с ПФИ, не обращающимися на организованном рынке.
Сумма убытка по операциям РЕПО и операциям, связанным с открытием (закрытием) коротких позиций, на будущие периоды не переносятся.
Клиент вправе осуществлять перенос убытка на будущие периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие периоды производится в той очередности, в которой они понесены.
Для подтверждения права на налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок клиент представляет в налоговые органы документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Клиент обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Порядок налогообложения доходов, полученных физическими лицами-резидентами РФ от операций с облигациями российских и иностранных эмитентов.
1. По операциям, связанным с покупкой продажей облигаций через Банк на организованном рынке ценных бумаг (на биржевых торгах).
Полученный при осуществлении таких операций доход (доход от реализации ценных бумаг) подлежит налогообложению в соответствии со статьей 214.1 НК РФ.
Пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 НК РФ.
К таким расходам в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 214 НК РФ относятся, в частности, суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона.
Таким образом, при расчете налоговой базы с дохода от продажи облигаций, суммы накопленного, но не выплаченного купонного дохода, включенные в стоимость облигаций при их приобретении,учитываются налоговым агентом в составе расходов на приобретение указанных облигаций вне зависимости от того произошла ли их реализация до выплаты купона или после его выплаты.
Например, Банком в рамках исполнения брокерского договора по поручению клиента были приобретены облигации, в стоимость приобретения которых включена часть накопленного, но не выплаченного купонного дохода (НКД). При этом Банк является номинальным держателем указанных облигаций. В дальнейшем указанные облигации были клиентом проданы. Налогооблагаемая база по указанным операциям будет рассчитываться исходя из всей суммы, полученной от продажи облигаций (включая НКД), за вычетом всей суммы расходов на приобретение облигаций (включая НКД). В случае если в течение периода владения клиентом облигациями происходили выплаты купонного дохода или погашение облигаций, то указанные доходы не учитываются Банком при расчете налога от дохода при реализации ценных бумаг. Расчет и удержание налога с купонного дохода и дохода от погашения облигаций осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела…
В соответствии с пунктом 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление, удержание и уплата суммы налога с дохода от реализации осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
Исключение: в соответствии с пунктом 13 статьи 214.1 при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 224 НК РФ, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. По операциям купли-продажи для указанных категорий ценных бумаг суммы накопленного, но не выплаченного купонного дохода (НКД) при расчете налогооблагаемой базы клиента не включаются Банком в состав доходов (расходов).
2. Налогообложение купонных доходов и доходов от погашения облигаций.
2.1. Купонные доходы и доходы от погашения облигаций эмитентов – нерезидентов РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 208 НК РФ дивиденды и проценты, полученные налогоплательщиком–резидентом РФ от иностранной организации, являются доходом, полученным от источника за пределами РФ.
Обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, возложена на самих физических лиц (ст. 228 НК РФ).
В указанных случаях физические лица-резиденты РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктами 2, 3 статьи 228 НК РФ, статьей 229 НК РФ при получении процентного дохода по облигациям должны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет суммы налога, а также представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. В качестве документа, подтверждающего поступление указанных выплат на текущий счет в Банке (если клиентом в качестве реквизитов банковского счета в анкете депонента указан счет в Банке), клиент может запросить выписку по своему текущему счету в Банке за требуемый период.
2.2. Купонные доходы и доходы от погашения облигаций эмитентов – резидентов РФ.
1) Согласно ст. 226.1 НК РФ Банк (Депозитарий) является налоговым агентом по выплатам купонных доходов в денежной форме по ценным бумагам,
и осуществляет расчет, удержание и перечисление в бюджет РФ налога с указанных доходов, а также предоставляет сведения об указанных доходах и суммах уплаченных налогов в налоговые органы.
Налоговая ставка при выплате купона в соответствии со ст.224 НК РФ установлена:
2) Для облигаций эмитентов – резидентов РФ с обязательным централизованным хранением, зарегистрированных до 01.01.2012, при выплате купонного дохода обязанности налогового агента выполняет эмитент в порядке, установленном статьёй 226 НК РФ, и предоставляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговые органы. В случае если эмитентом не полностью удержаны налоги, Банк в соответствии с п.п. 5 ст. 226.1 НК РФ производит доудержание сумм налога, не полностью удержанных эмитентом ценных бумаг, в том числе в случае совершения в пользу налогоплательщика операций, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьями 214.1, 214.3 и 214.4 НК РФ.
Таким образом, при перечислении физическим лицам купонного дохода, полученного по облигациям эмитентов–резидентов РФ, суммы налога удерживаются Эмитентом или Депозитарием Банка.
Исключение: освобождаются от налогообложения (пункт 25 статьи 217 НК РФ) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.
При осуществлении выплат налогоплательщикам сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг (доходов от погашения облигаций)Банк не является налоговым агентом. В случае погашения облигаций Банк не имеет оснований для учета затрат на приобретение указанных облигаций, включающих НКД, так как учёт таких затрат Банком в рамках брокерского договора возможен только при расчете дохода от реализации облигаций, который в данном случае отсутствует. Банк, не являясь налоговым агентом, не определяет налоговую базу по таким операциям и уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 228 НК РФ.
Выплата НДФЛ по дивидендам с 2015 года
В связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ранее установленная в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, ставка налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 9% отменена.
Начиная с 01.01.2015, ставка НДФЛ по доходам в виде дивидендов для налогоплательщиков-налоговых резидентов Российской Федерации установлена в размере 13%.
Cтавка 13% применяется к доходам в виде дивидендов, выплачиваемых начиная с 01.01.2015. Таким образом, если фактическая выплата дивидендов на текущий счет клиента осуществляется после 01.01.2015, то ставка НДФЛ, удерживаемого с суммы дохода, устанавливается 13%, независимо от того за какой год начислены данные дивиденды.
Также обращаем внимание, что при наличии у клиента невыплаченных дивидендов за прошлые годы из-за предоставленных в депозитарий банка некорректных реквизитов счета, после предоставления клиентом корректных реквизитов и выплаты указанных дивидендов в 2015 году, налог удерживается также по ставке, применяемой с 01.01.2015, — 13%.
Получение инвестиционного налогового вычета от продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности клиента более трех лет
С 01.01.2017 г. клиенты по заявлению на получение инвестиционного налогового вычета (брокерское обслуживание) могут воспользоваться правом получения инвестиционного налогового вычета в соответствии с пп.1 п. 1 статьи 219.1 НК РФ «в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности более трех лет».
Заявление на получение инвестиционного налогового вычета клиенты предоставляют в Банк один раз в течение налогового периода, заявление действует в течение всего налогового периода, в котором оно предоставлено.
В случае предоставления в течение налогового периода заявления от налогоплательщика о предоставлении ему инвестиционного налогового вычета, исчисление суммы НДФЛ при выводе денежных средств производится Банком с учетом указанного налогового вычета.
Отчетность с расчетом налогооблагаемой базы по итогам налогового периода, предоставляемая клиенту на добровольной основе Банком ВТБ (ПАО).
По итогам налогового периода (а также при выводе с брокерского счета денежных средств/ценных бумаг) клиенты получают от Банка на адрес электронной почты, указанный в анкете клиента, следующие отчеты:
Просим учесть, что в случае если клиент не получает указанные отчеты по причине отсутствия в Банке адреса электронной почты клиента или его неактуальности, то ему необходимо обратиться в Банк и внести изменения в анкету клиента, указав актуальный адрес электронной почты. В противном случае клиенту необходимо проверить настройки используемой им почтовой системы.
1. Расчет налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и ПФИ за период.
Пример отчета с расчетом налогооблагаемой базы tax_count.doc (49 Кб).
В расчете присутствуют следующая информация:
2. Расчет финансового результата (ФИФО) по операциям реализации ценных бумаг. В расчет включаются сделки купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В расчет не включаются срочные сделки, сделки РЕПО и операции, связанные с открытием коротких позиций, являющихся объектами операций РЕПО:
3. Расчет финансового результата по операциям РЕПО;
4. Расчет финансового результата по коротким позициям.
Порядок получения справок 2-НДФЛ
Для получения справки 2-НДФЛ необходимо подать заявку на получение справки. Заявку можно подать следующими способами:
В случае возникновения вопросов, связанных с получением справок 2-НДФЛ, Вы можете позвонить по телефонам 8 800 333–24–24 (бесплатно для звонков по России).
broker.vtb.ru