Сооружение в порту
Последняя бука буква «к»
Ответ на вопрос «Сооружение в порту «, 3 буквы:
док
«Ремонтная зона» в порту
Сооружение для ремонта и постройки судов
«Клиника» для кораблей
Портовое сооружение для осмотра и ремонта подводной части судов
Определение слова док в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(англ. dock), сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами ( кильблоками , клетками и др.).
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Док : Корабельный док — сооружение, предназначенное для постройки, транспортировки ( плавучий док ), ремонта и окраски судов, а также для их погрузки и выгрузки. Док, Клемент Мартин — южноафриканский лингвист, африканист, один из крупнейших специалистов.
Примеры употребления слова док в литературе.
Когда Айзенберг окончательно убедился в реальности происходящего — ему часто снились друзья, — он схватил человека за плечо и начал трясти: — Док!
Да ничего они не будут предпринимать в связи с этим, — убежденно сказал Док, — даже Амстердам как место проведения своей операции оставят.
Источник: библиотека Максима Мошкова
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Ремонт судов 3 буквы
Место для ремонта судов
Последняя бука буква «к»
Ответ на вопрос «Место для ремонта судов «, 3 буквы:
док
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова док
Сооружение для осмотра и ремонта подводной части судов
Врач устами американцев
Портовое сооружение для ремонта судов
Сооружение в порту
«Сервис» для сухогруза
Германская военная разведка не жалела усилий, чтобы побольше узнать обо всем, творящемся непосредственно в гавани базы, на стоянках кораблей в аванпорте, в двух сухих и плавучих доках, в секретных лабораториях, на верфях, на аэродромах Эва, Хикэм, Форд, Каноэха, Уилер, в офицерских и матросских клубах Пирл-Харбора и всего острова Оаху, где расположена база.
К огромному облегчению Лео, Вател спас-таки аварийный буксир и поставил его в док.
По мере движения раскрывается все богатство невских панорам от устья реки с портальными кранами и доками судостроительных предприятий вдоль берегов Васильевского и Адмиралтейского островов к ансамблям Петропавловской крепости, Петровской наб.
Когда Айзенберг окончательно убедился в реальности происходящего — ему часто снились друзья, — он схватил человека за плечо и начал трясти: — Док!
Да ничего они не будут предпринимать в связи с этим, — убежденно сказал Док, — даже Амстердам как место проведения своей операции оставят.
Морской словарь. Т
«Т» — буквенное обозначение горловин (дверей, люков) надводных кораблей, расположенных выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией, и не вошедших в группы горловин с буквами «Б» и «З». Они задраиваются лишь по тревогам. Во время тревог и боевой готовности приказание об отдраивании может исходить из главного командного пункта или командного пункта командира электромеханической боевой части.
ТАБАНИТЬ — грести в обратную сторону, чтобы дать шлюпке задний ход или сделать разворот.
ТАБЕЛЬ ПОСТАМ — один из документов, регламентирующих организацию и несение службы караулом. В табеле постам часовому указываются объекты охраны и обороны на каждом посту, обязанности с учетом особенностей поста и конкретных условий несения на нем службы, время, в течение которого разрешается вести наблюдение с вышки, расстояния, ближе которых запрещается допускать к посту посторонних лиц, действия в случае нападения на пост, на соседние посты и в случае пожара на посту, в каких случаях разрешается применять оружие. Табели дежурных и вахтенных постов корабля разрабатывает командир корабля (для однотипных кораблей штаб соединения), утверждает их командир соединения.
ТАБЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — материальные средства (военная техника, расходные средства и др), предусмотренные табелем к штату корабля (воинской части). Включают как штатные, так и дополнительные средства. Расходные средства (боеприпасы, топливо, продовольствие, материалы и др) включаются в табель со ссылкой на соответствующие нормы снабжения и комплекты.
ТАБЛИЦЫ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ — раздел мореходных таблиц, в котором даются общие поправки высот звезд и планет (на наклонение горизонта, рефракцию, параллакс, температуру и давление воздуха, полудиаметр Солнца и Луны), а также таблицы приведения измеренных высот к одному зениту (одному моменту), поправок близ меридиональных высот и временных пределов для их наблюдения, азимутов видимого восхода и захода Солнца и др.
ТАБЛИЦЫ ДЕВИАЦИИ — таблицы, составляемые на корабле для каждого магнитного компаса, в которых указывается остаточная девиация на различных компасных курсах судна (через 10°), учитываемая при прокладке курса.
ТАБЛИЦЫ НАВИГАЦИОННЫЕ — раздел мореходных таблиц, в котором приводятся данные, необходимые для быстрых расчетов при ведении прокладки, определении места корабля и выполнении задач маневрирования.
ТАБЛИЦЫ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ корабля — заранее вычисленные данные, сведенные в табличную форму, удобную для быстрого принятия решения по восстановлению нарушенной остойчивости корабля, ликвидации крена и дифферента поврежденного корабля. В таблицах непотопляемости указаны объем каждого водонепроницаемого отсека, величины изменения остойчивости и осадки, крена и дифферента корабля при их затоплении. Это позволяет определить результат, который можно ожидать от затопления одного или группы водонепроницаемых отсеков. Для восстановления остойчивости и спрямления поврежденного корабля на нем на основании данных таблиц непотопляемости производится перераспределение жидких грузов (запасов воды, топлива, масла) путем перекачки их из одних отсеков в другие. Если этих мер окажется недостаточно, то с помощью таблиц непотопляемости производится выбор отсеков, подлежащих дополнительному затоплению или осушению. На современных крупных кораблях данные таблицы непотопляемости могут закладываться в программу специализированных ЭВМ, которые в случае необходимости быстро выдадут требуемые рекомендации. Простейшие таблицы непотопляемости впервые были предложены в конце 19 в. адмиралом С. О. Макаровым.
ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ — навигационные пособия, содержащие предвычисленные данные о приливах и приливных течениях.
ТАБЛИЦЫ СТРЕЛЬБЫ — сборник исчисленных данных, необходимых для определения установок прицельных приспособлений при стрельбе (пусков ракет) по определенной цели в зависимости от дальности до нее и других условий, применительно к любым боеприпасам конкретного образца оружия (системы). Разрабатываются для различных видов оружия. В ВМФ для стрельбы корабельной артиллерии по морским целям используются таблицы стрельбы на море, которые кроме указанных данных содержат поправки на ход корабля, цели и др.
ТАБЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ СТРЕЛЬБЫ — совокупность заранее зафиксированных условий, для которых рассчитываются таблицы стрельбы. Соответствуют среднестатистическим значениям всех параметров и характеристик оружия, боеприпасов и условий, от которых зависит дальность и точность стрельбы. Табличные условия стрельбы делятся на метеорологические, топогеодезические, и баллистические.
ТАБЛО — 1) сигнальный щит или контрольная доска для отображения различными способами (с помощью световых сигналов, цифр, букв, графиков, символов и др.) информации о состоянии контролируемых объектов, технологического процесса и т. п. (например, ход предстартовой подготовки). 2) Устройство (обычно световое) для всякого рода справок и объявлений на транспорте, стадионах, в рекламе и т. д.
ТАЙФУН — местное название тропических циклонов, возникающих в западной части Тихого океана (район Южно-Китайского моря, Филиппинских островов) и прилегающей акватории океана до о. Гуам. Путь тайфуна идет к берегам Индокитая, Китая и Кореи, а под широтой около 20-25° поворачивает к северо-востоку, через южные Японские острова, иногда достигая Приморского края и даже Камчатки. Максимум повторяемости летом и осенью. Среднее годовое число их около 30. Давление в центре тайфуна снижается до 98-93 кПа и ниже, диаметр 180-550 км, скорость перемещения от 10-20 км/ч (в тропиках) до 30 -100 км/ч (в более высоких широтах). Сопровождаются ливнями, грозами, ураганными ветрами. В прибрежных районах приводят к катастрофическим разрушениям, наводнениям; на море создают опасность для кораблей и судов.
«ТАК ДЕРЖАТЬ» — команда, даваемая рулевому, по которой он обязан держать корабль на том курсе, на котором он лежит в момент отдачи приказания.
ТАКЕЛАЖ — общее название снастей (цепей, тросов, канатов, лопарей) на корабле (судне), используемых для крепления рангоута, постановки и уборки парусов, управления ими, грузовых операций, подъема сигналов и пр. Подразделяется на стоячий такелаж и бегучий такелаж. Выполняется из тросов (растительных, стальных, синтетических) и цепей.
ТАКЕЛАЖНАЯ — мастерская для изготовления и ремонта такелажа. Может располагаться как на корабле, так и на берегу.
ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ — установка и тяга стоячего и проводка бегучего такелажа, работы по поддержанию в порядке всего такелажа судна и вообще все работы, связанные с тросами (например, изготовление сплесней, огонов, кранцев, плетение матов, вязка узлов). При такелажных работах употребляется специальный такелажный инструмент.
ТАКЕЛАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ — специальный инструмент для выполнения такелажных работ. Основные из них: мушкель, свайка, драек, лопатка, берда, трепало и некоторые другие инструменты.
ТАКЕЛЬ-БЛОК — блок с двумя шкивами, посаженными на разных осях.
ТАКТИКА военно-морского флота — составная часть военно-морского искусства. Изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения морского боя разнородными силами, действия соединений, групп и подразделений сил флота в ходе общевойскового боя, ведущегося на приморских направлениях. Включает тактику родов сил — подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. Тактика каждого рода сил разрабатывается на основе общих для них положений тактики ВМФ, исходя из предназначения, классов кораблей и применяемого оружия. В тактике подводных лодок разработаны способы действий одиночных подводных лодок, действий в составе завес подводных лодок и тактических групп. В тактике надводных кораблей основное место занимает разработка способов ведения морского боя в составе групп различного назначения. В тактике морской авиации важное значение имеют действия против надводных сил ударными и обеспечивающими группами ракетоносцев (штурмовиков) и самолетов специального назначения, а также против подводных лодок самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными кораблями. В тактике береговых ракетно-артиллерийских войск разрабатываются способы нанесения наиболее эффективных ударов по боевым кораблям противника, его десантным силам во взаимодействии с сухопутными войсками. В тактике морской пехоты основное внимание сосредоточивается на ее действиях при высадке морского десантов.
ТАКТИКА ПАРОВОГО ФЛОТА — теория и практика подготовки и ведения боевых действий на море кораблями (соединениями кораблей). Зародилась в Крымскую войну 1853-56. Основоположник тактики парового флота в России адмирал Г. И. Бутаков. Дальнейшее развитие получила в трудах адмирала С. О. Макарова и названа им морской тактикой. Предусматривала правила подготовки и ведения морского боя, маневрирования (эволюции) кораблей для оптимального использования своего оружия (артиллерийского, торпедного, минного) и мероприятия по снижению эффективности действий противника.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЭЛЕМЕНТЫ — упорядоченная по определенному замыслу совокупность количеств характеристик образца (комплекса) военной техники, раскрывающих его свойства (боевые возможности). Термин «тактико-технические данные» применяется, как правило, для оценки свойств (возможностей) пилотируемых летательных аппаратов (самолетов, вертолетов). Для других образцов (комплексов) военной техники обычно используется термин «тактико-технические характеристики» (огнестрельное и ракетное оружие, боеприпасы, РЛС и др ) или «тактико-технические элементы» (надводные и подводные корабли). Состав тактико-технических данных, тактико-технических характеристик и тактико-технических элементов определяется основным назначением образца, комплекса (разведка, управление, воздействие на противника, движение). Наиболее общие тактико-технические элементы надводных кораблей и подводных лодок — водоизмещение, надводная и подводная скорость, дальность плавания, предельная глубина погружения, автономность, тип энергоустановки, состав вооружения.
ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ — часть ВВС во многих странах, предназначенная для ведения боевых действий самостоятельно или совместно с сухопутными войсками и ВМС. На вооружении тактической авиации состоят тактические истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители ПВО, разведывательные и военно-транспортные самолеты, вертолеты.
ТАКТИЧЕСКАЯ ГРУППА КОРАБЛЕЙ — временное формирование из нескольких кораблей одного или различных, классов, создаваемое на период выполнения боевой задачи. Из надводных кораблей создаются корабельные поисково-ударные группы, корабельные ударные группы, из подводных лодок — тактические группы подводных лодок.
ТАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА — отдельный корабль (самолет) или группа кораблей четвертого ранга (часть какого-либо рода сил ВМФ), способных самостоятельно решить определенную боевую задачу в конкретных условиях обстановки.
ТАКТИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР КОРАБЛЯ — документ, отражающий состояние тактико-технических элементов корабля и основные данные о его службе. Ведется командирами на всех кораблях ВМФ с момента вступления в строй и до исключения из состава флота. В тактический формуляр корабля записываются главные размерения, водоизмещение, комплектация, маневренные качества и мореходность корабля, сведения об оружии, механизмах, системах, устройствах, сведения о плавании, ремонтах, модернизациях, об изменении его характеристик, а также о том, кто командовал кораблем. При исключении корабля из состава флота тактический формуляр корабля сдается в архив, где хранится вечно.
ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ — ядерное оружие, предназначенное для поражения целей, находящихся в тактической и оперативной глубине расположения войск (сил флота) противника. Состоит на вооружении родов войск (сил) сухопутных войск, авиации и флота.
ТАЛИ — приспособление для подъема тяжестей, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) и основанного в их шкивах троса. По числу шкивов в обоих блоках разделяются на двух-, трех-, четырех-, шести-, восьми-, десяти и двенадцатишкивные. Каждый шкив в подтягивающемся блоке дает выигрыш в силе в два раза. Тали имеют на судах разнообразное применение — для спуска и подъема шлюпок и забортных трапов, подъема тяжестей вручную.
ТАЛРЕП — приспособление для выбирания слабины (провисания) стоячего такелажа. Наиболее распространены винтовые талрепы, в которых натяжение троса происходит за счет изменения длины соединения при входе винта в жесткую соединительную рамку, могут быть одинарными и двойными (с одним или двумя винтами или рамками).
ТАЛЬ-ЛОПАРЬ — трос, проходящий через тали.
ТАМОЖЕННОЕ СУДНО — вооруженное судно для борьбы с контрабандой.
ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТР – осмотр судовых грузов, производимый представителями таможенных органов при возвращении отечеств судов из заграничного плавания, а также при заходе в порт иностранных судов. Военные корабли и их грузы таможенному осмотру не подлежат, .т к. на них распространяется иммунитет, т. е. неприкосновенность, что вытекает из принципов государственного суверенитета.
ТАНДЕМ — расположение двух судов один в кильвагер другому, причем заднее судно держится вплотную к впереди идущему. Применяется при совместном плавании во льдах двух судов.
ТАНК — 1) грузовой трюм (отсек) на наливном судне (танкере) 2) Цистерна на судне для хранения жидких грузов (топлива, смазки и воды).
ТАНКЕР (наливное судно) — грузовое судно для перевозки наливом в танках жидких и полужидких грузов (нефть, кислоты, расплавленная сера, растит масло и т. д.). Налив и выгрузка производятся по специальному трубопроводу.
ТАНКОДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ — тип десантного корабля для доставки танков и бронетанковой техники на необорудованное побережье. Выгрузка танков происходит с аппарели либо высадочными средствами, а для плавающих танков своим ходом.
ТАРАН — 1) выступ в носовой подводной части корабля для нанесения удара по кораблю противника 2) Прием, применявшийся в морском бою кораблями гребного и парусно-гребного флота: удар в борт неприятельского корабля в целях его потопления. Во 2-й половине 19 в таран был возрожден в броненосном флоте, в 20 в. применялся иногда надводными кораблями против подводных лодок, внезапно застигнутых в момент их погружения или всплытия на небольшом расстоянии.
ТВИНДЕК — межпалубное пространство во внутренней части корпуса сухогрузного судна, лежащее выше трюма. В твиндеке размещаются грузовые помещения и каюты. На многопалубных судах несколько ярусов твиндеков.
ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — часть территории континента с омывающими ее морями или акваториями океана (часть океана, одного или нескольких морей) с островами и прилегающим побережьем континента, а также воздушное пространство над ними, в пределах которых могут развертываться и проводить военные действия стратегической группировки ВС (авиации, ВМФ (ВМС), сухопутных войск). Театр военных действий обычно является частью театра войны. Каждый театр военных действий имеет определенные военно-политические, военные, экономические, физико-географические и этнографические условия и инженерное оборудование, влияющие на подготовку и ведение военных действий.
ТЕАТР ВОЙНЫ — 1) применяемое в ряде стран понятие, подразумевающее территорию суши, акваторию океана и воздушного пространство над ними, в пределах которых ВС государств (коалиции) могут вести или ведут военные действия стратегического масштаба. Не имеет строго определенных границ, обычно в театр войны включают один континент с прилегающими акваториями или один океан с прибрежной зоной, архипелагами и островами. Театр войны может включать несколько театров военных действий 2) В международном праве сухопутные территории, морские акватории и воздушное пространство воюющих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ — работы, выполняемые личным составом корабля с привлечением базовых ремонтных мастерских для устранения выявленных в ходе эксплуатации дефектов. Производится в плановые сроки за относительно короткий период времени.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ в военном дел е — область применения телевизионной техники в военном целях. По сравнению с другими средствами получения и передачи информации телевидение имеет ряд преимуществ: высокая оперативность и достоверность передаваемой информации, детальность передаваемого изображения, высокая чувствительность и др. На флоте телевидение используется в системах управления силами для контроля и наблюдения за надводной обстановкой, обзора помещений, техники и действий личного состава, поиска и обнаружения затонувших объектов, донных мин, при проведении поисково-спасательных подводных работ и др.
ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ — вид связи, передача и прием по каналам связи буквенно-цифровых сообщений (телеграмм) с обязательной записью их в пункте приема. Применяется для оперативной передачи документальной информации при управлении войсками (силами флота). Характеризуется надежностью, высокой скоростью передачи, достоверностью и скрытностью передаваемой информации.
ТЕЛЕЖКА ТОРПЕДНАЯ — специальная 4 колесная тележка с домкратным приспособлением и желобообразным лотком, на который укладывается торпеда. Служит для перемещения торпед по верхней палубе корабля или в складском помещении.
ТЕЛЬНЯШКА — трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами, являющаяся традиционной частью формы одежды военных моряков. В русском флоте появилась в 1862. В современном ВМФ состоит на снабжении матросов и старшин, курсантов военно-морских училищ, воспитанников нахимовских училищ, военнослужащих морской пехоты. С 1979 тельняшка с голубыми полосами состоит на снабжении военнослужащих воздушно-десантных войск.
ТЕМП СТРЕЛЬБЫ (темп огня) — 1) промежуток времени между орудийными выстрелами, производимыми по данной команде (число выстрелов, залпов в единицу времени). Устанавливается с учетом характера цели, расхода боеприпасов и времени на выполнение огневой задачи и т. д. 2) Техническая скорострельность автоматического оружия, т. е. наибольшее число выстрелов в единицу времени (обычно в 1 мин), которое можно произвести из данного образца оружия при непрерывной стрельбе.
ТЕНДЕР — 1) одномачтовый парусный корабль для посыльной, разведывательной и дозорной служб. В составе русского флота находились в 1817-61. Были вооружены 6-12 гладкоствольными орудиями 2) Тип судна периода Великой Отечественной войны для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Имели малую осадку, относительно большую грузоподъемность. 3) В ВМС США, Великобритании и других стран — вспомогательное судно (плавучая база) для обслуживания подводных лодок, торпедных катеров, гидросамолетов и т. п.
ТЕНЗОМЕТР — прибор для измерения деформаций деталей машин, конструкций и сооружений, а также для определения прочностных характеристик материалов. На кораблях могут использоваться для измерений напряжений, возникающих при плавании в наборе и обшивке корпуса под воздействием внешних сил.
ТЕНТ — парусиновый навес для защиты палубы корабля от солнца или атмосферных осадков. Тенты с креплениями образуют тентовое устройство. На ходу
корабля не ставятся.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ корабля — чертеж, характеризующий внутренние обводы корабля (для деревянных судов — наружные) и изображающий проекции его обводов в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Изображения носят названия: корпус — проекция, показывающая обводы корабля на вертикально-поперечной плоскости мидель-шпангоута, т. е. перпендикулярно продольной оси корабля; бок — проекция обводов корабля на вертикально продольной или диаметральной плоскости и полуширота — проекция обводов корабля на горизонтально-продольной плоскости ватерлинии. По данным теоретического чертежа строится модель для испытания ее в опытовом бассейне с последующим вычерчиванием теоретического чертежа корабля в натуральную величину на плазе для определения главных размерений корабля и подготовки его к постройке на заводе.
ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ — научная дисциплина, часть прикладной механики, изучающая условия равновесия и движения корабля. Делится на статику и динамику. Статика изучает плавучесть, статическую остойчивость и непотопляемость корабля; динамика — управляемость, качку с динамической остойчивостью и ходкость корабля. Особыми разделами теории корабля являются теория подводной лодки и теория спуска корабля на воду. Теория корабля позволяет при проектировании обеспечить мореходные качества корабля и заданные его элементы.
ТЕПЛОВАЯ МАСКИРОВКА — комплекс мероприятий, направленных на снижение эффективности тепловой разведки противника и применяемых им боеприпасов с тепловыми (инфракрасными) устройствами самонаведення. Эффективность тепловой маски во многом зависит от степенн температурной неоднородности окружающей среды, поэтому тепловая маска кораблей в море более сложна, чем тепловая маска объектов на суше. Осуществляется в комплексе с другими видами маскировки. Иногда называется инфракрасной маскировкой.
ТЕПЛОВАЯ РАЗВЕДКА — вид технической разведки, в котором обнаружение объектов противника осуществляется по их тепловому (инфракрасному) излучению с помощью специальных приборов — теплолокаторов. Позволяет обнаруживать объекты, обладающие тепловой (инфракрасной) контрастностью.
ТЕПЛОВОЙ СЛЕД подводной лодки — протяженная область морской поверхности с температурой, отличной от фоновой, возникающая при движении подводной лодки за счет выноса более холодных (или более теплых) масс воды под воздействием корпуса и винтов. Является демаскирующим признаком подводной лодки, по которому она может быть обнаружена аппаратурой тепловой разведки, установленной на кораблях и летательных аппаратах.
ТЕПЛОЛОКАТОР — оптико-электронное устройство для обнаружения (распознавания) объектов (целей) и определения их местоположения с помощью электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Как и радио локатор, теплолокатор облучает цель электромагнитными волнами, принимает часть отраженного от нее излучения, преобразует его в видимое изображение либо в электрические сигналы. Достоинством теплолокатора является высокая точность определения координат объектов, способность обнаруживать замаскированные от визуального наблюдения цели. К недостаткам теплолокатора относится существенная зависимость дальности его действия от метеоусловий. Иногда называется инфракрасным локатором.
ТЕПЛОХОД — судно, приводимое в движение двигагелем внутреннего сгорания (дизелем) или газовой турбиной. Мощность главного двигателя передается на движитель непосредственно или через редуктор. Наиболее распространенный тип современного самоходного судна.
ТЕРЕЩЕНКО ЯКОРЬ — якорь, близкий по схеме Холла якорю, но имеет шаровое поворотное веретено с лапами, что улучшает ориентацию лап на грунте, упрощает конструкцию.
ТЕРМОБАТИГРАФ — прибор для взятия проб, измерения и автоматической записи температуры мор воды на различных глубинах до 200 м. Приспособлен для работы на стоянках и на ходу корабля (судна).
ТЕРМОГЛУБОМЕР — глубоководный опрокидывающийся термометр с открытой защитной трубкой. Термоглубомер показывает температуру на глубине. Рядом с термоглубомером опускается еще обычный глубоководный термометр. Разность показаний термоглубомера и глубоководного термометра позволяет вычислить глубину, на которую опущен прибор.
ТЕРРИГЕННЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ — отложения, состоящие из обломков горных пород и минералов, снесенных с суши в моря и океаны.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу и островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим территориальных вод регулируется Женевской конвенцией 1958 о территориальном море и прилегающей зоне, получивпгей дальнейшее развитие в принятой в 1982 новой конвенции ООН по морскому праву, а также внутренним законодательством государств.
ТЕТИВА — боковая доска или боковина у трапа корабля (судна). К тетиве крепятся ступеньки трапа.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — отрасль знаний, исследующая техническое состояние объектов (изделий и их составных частей) для установления признаков, обнаружения и поиска отклонений их параметров от допустимых пределов. Техническая диагностика позволяет устранять преждевременные и необоснованные работы по техническому обслуживанию и ремонту военной техники, максимально использовать ее ресурс, своевременно предотвращать отказы, сократить до минимума простои по неисправности и поддерживать высокий коэффициент готовности.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ — система документов, разрабатываемых и используемых в процессе проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта изделий военной техники.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — обучение личного состава ВС владению военной техникой и выработка у него навыков и умений, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в постоянной готовности и умелого причинения в бою, один из основных предметов боевой подготовки. Объем и содержание технической подготовки для каждой категории обучаемых определяется программами боевой подготовки. Она включает изучение материальной части военной техники, правил ее эксплуатации, практическое освоение технического обслуживания и производства текущего ремонта силами экипажа (расчета).
ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА — добывание сведений, необходимых для организации и осуществления технического обеспечения сил (войск).
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРАБЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ — радиоэлектронные, гидроакустические и навигационные комплексы, автоматизированные системы управления оружием, комплексы радиосвязи и различные приборы, предназначенные для обеспечения высокой эффективности использования корабельного оружия в различных условиях обстановки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ — приборы, комплексы и системы, предназначенные для решения различных задач кораблевождения, но главным образом трех основных задач: «обычной» навигации, обеспечивающей выход корабля из базы, переход с требуемой точностью в заданный район, вход в базу; обеспечения применения оружия; обеспечения специальных работ (промер, траление, океанографические работы и др)
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. Различают сложные учебно-тренировочные комплексы, предназначенные для использования при обучении по специальности в целом, а также технические средства, решающие задачи обучения конкретной дисциплине. Делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития практических навыков (обучающие).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — организация и осуществление технически правильного использования, обслуживания, ремонта военной техники в целях поддержания ее в постоянной готовности к применению, вид обеспечения боевых действий сил флота (войск). Техническое обеспечение проводится по видам военной техники и подразделяется на инженерное, ракетное, инженерно-авиационное, инженерно-радиоэлектронное, инженерно-артиллерийское, корабельно-техническое, техническое обеспечение систем и средств связи, техническое обеспечение по службам тыла и др. Основными мероприятиями технического обеспечения являются: организация технически правильной эксплуатации военной техники, обеспечение ею и техническим имуществом сил флота (войск), организация освоения техники личным составом. В ВМФ осуществляется также техническое обеспечение кораблей (судов) и их специального вооружения.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — комплекс работ и организационно-технических мероприятий, направленных на эффективное использование военной техники по назначению и постоянное поддержание ее в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Проводится при использовании, хранении и транспортировки военной техники.
ТЕЧЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА — поступательные движения масс воды в океанах и морях, часть общего круговорота вод Мирового океана. Обусловлены действием силы трения между водой и воздухом, градиентов давления, возникающих в воде, и приливообразующих сил Луны и Солнца. На направление течения мирового океана влияет вращение Земли. Различаются по происхождению (градиентные, ветровые, приливо-отливные, компенсационные и др), степени устойчивости (устойчивые, временные, периодические), глубине расположения (поверхностные, глубинные, придонные), характеру движения (прямолинейные, криволинейные, спиральные и др.). физико-химическим свойствам (теплые, холодные, соленые и опресненные). Течения Мирового океана учитываются при счислении курса корабля (судна), постановке дрейфующих мин.
ТЕЧЬ — сильная прибыль воды в трюмах судна вследствие пробоины, трещины в наружной обшивке, ослабления заклепок и т. п.
ТИП КОРАБЛЯ — разновидность кораблей, построенных по единому с другим кораблем проекту либо в другое время, либо на другом заводе, но имеющих неболыиое отличие в составе оборудования, вооружения или незначительные внешние различия, вызванные модернизацией проекта в ходе его отработки.
ТИПЫ БЕРЕГОВ — разновидности берегов, отличающиеся по характеру очертаний: прямолинейные, у которых береговая линия тянется на многие километры без резких изменений своего направления, и расчлененные — изрезанные бухтами, фьордами или устьями рек; обрывистые, крутые, отлогие и плоские; приглубые, с резко увеличивающейся глубиной у самого берега, и отмелые, около которых глубина увеличивается постепенно.
ТИФОН (тайфон) — специальная установка на маяках для подачи во время тумана звуковых сигналов, предупреждающих суда об опасности. Из всех воздушных туманных сигналов тифон является наиболее мощным и обладаюшим большим кпд.
ТИФТИК — прорезиненная ткань для водолазных костюмов.
ТИХАЯ СТОЯЧАЯ ВОДА — явление при приливе, когда некоторое время нет течения.
ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО валопровода — элемент судового валопровода, выполняемый в виде контактно-щеточного устройства, предназначенный для отвода статического электричества, возникающего и накапливающегося во вращающихся элементах движительной установки.
ТОКСИЧЕСКАЯ ДОЗА (токсодоза) — количественная характеристика поражающего действия отравляющих и других токсичных для человека и животных соединений. Величина токсической дозы вызывающая равные по тяжести поражения, зависит от токсичности вещества и от того, какими путями они проникают в организм. Различают летальную, средневыводящую из строя и пороговую токсическую дозу.
ТОКСИЧНОСТЬ — важнейшая характеристика отравляющих и других токсичных веществ, определяющая их свойство вызывать патологические изменения в организме, которые приводят к потере боеспособности личного состава или гибели пораженных. Характеризуется токсической дозой.
ТОЛЧЕЯ — встреча волн с разных направлений, в результате чего они утрачивают определенное направление движения и представляют собой беспорядочные стоячие волны.
ТОМБУЙ — деревянный, металлический или пробковый поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. К томбую крепится трос, называемый буйрепом, другой конец которого крепится к якорю.
ТОННА РЕГИСТРОВАЯ — объемно-весовая единица измерения валовой вместимости транспортного судна (отдельного трюма или целого флота). Тонна регистровая является международной единицей измерения тоннажа плавающих судов, т. к. дает возможность осуществлять сбор с различных судов за их обслуживание (пользование причалами, оплату за проход по каналам, оплату лоцмана, различные портовые сборы и стоянку в доке). Величина тонны регистровой была определена в прошлом веке при обмере судов по вводимой в пользование новой системе обмеров, получена как результат от деления вместимости трюмов всех судов мирового флота в момент введения на суммарную их грузоподъемность. Тонна регистровая соответствует 2,83 м 3
ТОННАЖ — количественная характеристика судна соответствующая его весовому водоизмещению. Термин «тоннаж» иногда применяется в виде характеристики всего транспортного флота одной или нескольких стран, что дает представление о транспортных возможностях страны. В период броненосного флота термин «тоннаж» применялся в качестве количественной характеристики военного флота.
ТОП — верхний конец вертикального рангоута (мачты, стеньги).
ТОП-ПАЛУБА — верхняя палуба башни дока.
ТОПЕНАНТ — 1) снасть бегучего такелажа для поддержания ноков рей, гиков, выстрелов и т. д. При помощи топенанта можно разворачивать рей в вертикальной плоскости 2) Снасть, служащая для подъема и спуска грузовых стрел.
ТОПИТЬ — поставить рей таким образом, чтобы один из его ноков был выше другого, что делается при помощи топенантов из которых один выбирают, а другой потравливают. В парусном флоте при проходе узкостей требовалось топить, чтобы рангоутом не задеть другой корабль.
ТОПЛИВО ракетное — вещество или совокупность веществ, служащих источником энергии и рабочим телом для создания реактивной тяги. В отличие от других источников энергии горение топлива ракетного не зависит от окружающей среды что позволяет использовать его в безвоздушном пространстве. В военном деле широко используется химическое ракетное топливо, представляющее собой совокупность горючего и окислителя. По агрегатному состоянию оно бывает твердым жидким, гибридным и желеобразным.
ТОПЛЯК — бревно, пропитанное водой до степени равновесного плавания под водой на некотором расстоянии от поверхности воды. Опасен для быстродвижущихся судов.
ТОПОВЫЕ ОГНИ — огни ходовые; два белых огня в диаметральной плоскости которые должны нести суда с механическим двигателем на ходу. Передний топовой огонь поднимается на фок мачте на высоте от 6,1 до 12,2 м над корпусом; задний — на грот-мачте выше переднего на 4,57 м. Топовые огни расположены таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
ТОПОВЫЕ ФИГУРЫ — конус (голик), цилиндр и шар, устанавливаемые на буях, вехах или навигационных знаках для распознавания. Топовые фигуры могут использоваться в различных сочетаниях. Топовые фигуры применяются также в качестве условных знаков на семафорах, регулирующих движение судов информирующих об уровне воды, ожидаемых изменениях погоды и т. п. В темное время вместо этих топовых фигур включаются сочетания огней различного цвета и расположения.
ТОПРЕП (топ-реп) — 1) толстая короткая снасть, употреблявшаяся при подъеме орудий на судно при помощи грота-рея (нижнего рея на грот-мачте). Служила дополнительным, креплением грота к мачте 2) Короткая снасть с металлическим кольцом обшитым кожей. Использовалась в составе оснастки парусного судна в качестве оттяжки лопарей грота чтобы они не задевали за шлюп-балки. Кольцо надевалось на лопарь.
ТОПРИК — тросовая или цепная снасть, соединяющая верхние загнутые части двух поворотных шлюп-балок. Топриком также называется снасть, заводимую в помощь топенанту грузовой стрелы.
ТОПСЕЛЬ — небольшой треугольный или трапециевидный парус, подним между стеньгой и гафелем на барках, баркентинах и шхунах.
ТОРГОВОЕ СУДНО — судно гражданского флота, осуществляющее перевозки грузов. Термин используется в морском лексиконе.
ТОРГОВЫЙ ФЛОТ (транспортный флот) — составная часть морского флота. В состав торгового флота входят универсальные сухогрузные суда для перевозки различных сыпучих грузов и одновременно автомашин и самоходной техники, специализированные сухогрузные суда (балкеры) для перевозки массовых (навалочных) грузов (руда и ее концентраты, каченный уголь, зерно, химические удобрения, бокситы, сахар и т. п. ), лесовозы, рефрижераторные суда, контейнеровозы и лихтеровозы для перевозки генеральных грузов, наливные суда (или танкеры) и нефтерудовозы, пассажирские и грузопассажирские суда, буксиры и другие суда. Торговый флот является резервом ВМС.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПОДЪЕМ (СПУСК) ФЛАГА на кораблях ВМФ — производится в праздничные дни и по случаю важных событий. Во время торжественного подъема (спуска) флага одновременно с флагом и гюйсом поднимаются (спускаются) флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш», а после подъема (спуска). Государственный гимн.
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО валопровода — элемент судового валопровода, предназначенный для стопорения валопровода. Устанавливается на судовом фундаменте с соосным расположением фрикционных элементов относительно тормозных дисков, в качестве которых могут быть использованы фланиевые соединения.
ТОРМОЗНОЙ КРЮК — устройство на корабельном самолете, предназначенное для зацепления за аэрофиншиер при посадке на полетную палубу.
ТОРОСЫ — нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озер и рек под влиянием ветров, течений и волнений.
ТОРПЕДА — самодвижушийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы с обычным или ядерным зарядом, предназначенный для поражения надводных кораблей и судов, подводных лодок и других объектов, находящихся у уреза воды. Состоят на вооружении подводных лодок, крейсеров, противолодочных кораблей, эсминцев, торпедных катеров, противолодочных вертолетов и самолетов. Впервые создана в 1865 русским изобретателем И. Ф. Александровским. По назначению современные торпеды делятся на противолодочные и противокорабельные; по энергосиловым установкам — на парогазовые, электрические, реактивные и др; по системам управления — на самонаводящиеся, управляемые по проводам и маневрирующие по программам; по типу взрывателя — на контактные и неконтактные, срабатывающие под действием различных физических полей корабля (акустические, электромагнитные, комбинированные и т д); по носителю — на корабельные (на всех кораблях и подводных лодках) и авиационные (на вертолетах и самолетах). Включают заряд взрывчатого вещества и взрыватель, размещенные в головной части, энергетическую установку, систему приводов рулей, размещенную в средней части торпеды, и движитель (соосные гребные винты или сопла). Часть пути до цели современные торпеды могут проходить над водной поверхностью.
ТОРПЕДИСТ — специалист, обслуживающий торпедное оружие и соответствующую технику на подводных, надводных кораблях и береговых авиационных базах.
ТОРПЕДНАЯ АТАКА — сочетание маневра корабля (летательного аппарата) с решительным воздействием торпедным оружием по противнику в целях его уничтожения или вывода из строя. Торпедную атаку осуществляют надводные корабли, подводные лодки и летательные аппараты с торпедным вооружением по подводным лодкам, надводным кораблям и транспортам противника. Действия атакующих кораблей, подводных лодок и летательных аппаратов при торпедной атаке слагаются из оценки позиции относительно обнаруженного противника, выявления главной цели и ее охранения, определения возможности и способа торпедной атаки, сближения с целью и определения элементов ее движения, выбора и занятия позиции залпа.
ТОРПЕДНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — подводная лодка, основное оружие которой составляют торпеды, предназначенные для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Может иметь дизельную или атомную энергетическую установку, различные конструктивные особенности. Оснащаются мощными гидроакустическими комплексами, предназначенными для поиска подводных лодок противника. Торпедные подводные лодки могут использоваться и для уничтожения надводных кораблей. Термин появился в период оснащения подводных лодок крылатыми и баллистическими ракетами.
ТОРПЕДНАЯ СТРЕЛЬБА — применение торпедного оружия для поражения цели. Заключается в вычислении данных стрельбы, вводе их в торпеду, покладке на боевой курс, занятии расчетной позиции и производстве залпа с дистанции и в направлении, обеспечивающих встречу торпеды с целью. Производится, как правило, торпедным залпом или пуском одиночных самонаводящихся или управляемых по проводам торпед.
ТОРПЕДНОЕ ОРУЖИЕ — вид корабельного вооружения, предназначенного для поражения надводных кораблей, подводных лодок и судов, разрушения причалов, доков и других объектов, расположенных у уреза воды. Включает торпеды, торпедные аппараты, устройства для подвески торпед на летательных аппаратах, торпедопогрузочные устройства, устройства для перезарядки торпедных аппаратов, приборы управления торпедной стрельбой и другое оборудование.
ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ — установка для стрельбы торпедами и их хранения. Наиболее распространены торпедные аппараты трубной конструкции. Снаружи трубы размещаются устройства для выстреливания, приборы дистанционного ввода данных в торпеду, контрольные приборы, стопорные устройства и зацеп для приведения в действие механизмов торпеды. Торпеда выстреливается сжатым воздухом, находящимся в баллонах или под давлением газов порохового заряда. Из торпедных аппаратов подводной лодки могут ставиться морские мины, запускаться крылатые ракеты. На надводных кораблях устанавливаются следующие типы торпедных аппаратов: неподвижно закрепленные, поворотные на фиксированный угол стрельбы и наводящиеся. Они могут иметь от одной до пяти труб. На подводных лодках торпедные аппараты неподвижно закреплены в носовой и кормовой частях корпуса, через них в аварийных условиях возможен выход личного состава на поверхность.
ТОРПЕДНЫЙ ЗАЛП — одновременный пуск из торпедных аппаратов нескольких торпед для увеличения эффективности торпедной стрельбы. Расчет числа торпед в залпе и направлений их движения предусматривает перекрытие ими площади рассеивания места цели (из-за ошибок в определении элементов движения цели) и встречу хотя бы одной торпеды с целью.
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР — малый боевой корабль, предназначенный для поражения кораблей и судов противника торпедами. Могут принимать мины. Впервые применены во время 1-й мировой войны. В Великую Отечественную войну современные торпедные катера успешно действовали против боевых кораблей и конвоев противника, ставили мины на его коммуникациях, участвовали в высадке морских десантов и выполняли другие задачи.
ТОРПЕДНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК — треугольник, образуемый на плоскости линиями, соединяющими взаимное расположение корабля, производящего стрельбу прямоидущей торпедой, места цели в момент залпа и точки встречи торпеды с целью. Строится для определения возможности встречи торпеды с целью при стрельбе с заданной дистанции. Является теоретической основой всех автоматических приборов торпедной стрельбы и таблиц стрельбы.
ТОРПЕДНЫЙ УГОЛ — угол между диаметральной плоскостью стреляющего корабля и направлением траектории прямоидущей торпеды после ее поворота на угол установки гироскопического прибора. При расположении торпедных аппаратов параллельно диаметральной плоскости корабля торпедный угол совпадает с углом установки гироскопического прибора данной торпеды.
ТОРПЕДОВОЗ — судно обеспечения ВМФ (ВМС) для доставки торпед на плавучие и береговые базы. В качестве торпедовозов используются суда специальной постройки и переоборудованные небольшие корабли (суда). В 70-х гг. в ВМФ (ВМС) ряда стран функции торпедовозов стали выполнять транспортные суда вооружения.
ТОРПЕДОЛОВ — судно обеспечения боевой подготовки ВМФ (ВМС). Предназначено для поиска, подъема с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов обычно следует за выстреленной (сброшенной) торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю.
ТОРПЕДОМЕТАНИЕ — 1) сбрасывание прямоидущей или самонаводящейся авиационной торпеды с летательного аппарата в расчетную относительно цели точку приводнения, из которой она сама следует к цели и поражает ее. Может вестись с горизонтального полета, с режима висения (для вертолетов) 2) Военно-научная дисциплина, изучающая теорию применения авиационных торпед.
ТОРПЕДОНОСЕЦ — боевой самолет для поражения кораблей и судов противника торпедами. Способен нести 1-2 торпеды. Использовались и для постановки минных заграждений. Впервые применены в 1915, широко использовались во 2-й мировой войне.
ТОРСИОННЫЙ ВАЛ — предварительно тарированный вал, встраиваемый в валопровод. Служит для непосредственного измерения мощности главной энергетической установки.
ТОЧНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ — вероятностная оценка возможных положений точек падений (разрывов) снарядов, ракет, пуль, мин относительно цели. Характеризуется меткостью стрельбы и кучностью стрельбы оружия. Точность стрельбы достигается своевременным и полным выполнением мероприятий по подготовке стрельбы, определением установок для стрельбы на поражение наиболее точными способами и корректированием стрельбы.
ТРАВЕРЗ — направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу корабля (его диаметральной плоскости). В зависимости от положения предмета относительно корабля (с правого или левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от корабля до предмета на траверзном направлении является кратчайшим и именуется траверзным расстоянием.
ТРАВИТЬ — ослаблять снасть, например шкот, тали, швартов. Травить через кнехт, утку, кофель-нагель — перепускать снасть осторожно, понемногу, задерживая. Травить якорную цепь — выпускать ее через якорный клюз за борт.
ТРАЕКТОРИЯ — непрерывная линия, описываемая в пространстве движущейся материальной точкой относительно выбранной системы координат.
ТРАЕКТОРИЯ РАКЕТЫ — траектория центра масс ракеты после потери ею механической связи с пусковой установкой. В общем случае траектория ракеты — сложная пространственная кривая, форма которой зависит главным образом от назначения и класса ракеты, типа системы управления и метода наведения, типа ракетного двигателя и других факторов. Различают баллистическую, планирующую, самолетную, зенитную и смешанную формы траектории ракеты (характерна для авиационных ракет всех классов и корабельных ракет класса «корабль-корабль», ракет-торпед, разделяющихся боевых частей ракет). Различают невозмущенную (расчетную) и возмущенную (действительную) траекторию ракеты.
ТРАЕКТОРИЯ СНАРЯДА — траектория центра масс артиллерийского снаряда после вылета его из канала ствола орудия до встречи с целью (точки падения). Траектория снаряда называется баллистической, если снаряд после вылета движется под действием только силы тяжести и силы лобового сопротивления воздуха. Траектория снаряда с малыми углами возвышения (до 20°) называется отлогой, а стрельба — настильной; траектория снаряда с углами возвышения свыше 20° называется крутой, а стрельба — навесной (до 45°) или мортирной (св 45°). Траектория снаряда зенитной артиллерии имеет только восходящую ветвь, заканчивающуюся в точке разрыва или попадания в цель. Траекторию снаряда определяют опытным путем с помощью траекторных измерений или теоретически по формулам внешней баллистики.
ТРАЕКТОРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ — определение параметров движения (например, координат и составляющих вектора скорости) различных объектов (ракет, артиллерийских снарядов, самолетов, космических аппаратов и др.) в атмосфере и космическом пространстве. Для траектории измерения чаще всего применяются оптические и радиотехнические измерительные средства, образующие единый измерительный комплекс. Измерительные средства устанавливаются на одном или нескольких территориально разнесенных пунктах.
ТРАЛ МИННЫЙ — средство, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин. В зависимости от носителя различают тралы минные: авиационные и корабельные. Авиационный трал минный — средство уничтожения мин с воздуха путем воздействия на них электромагнитным полем, создаваемым в кольцевой обмотке. Корабельный трал минный – специальное устройство, буксируемое за тральщиком. Подразделяются на контактные, неконтактные и искатели-уничтожители мин. Контактные тралы минные служат для борьбы с якорными минами и минными защитниками. Основу их
составляет тралящая часть. Неконтактные тралы минные предназначаются для уничтожения донных и якорных неконтактных мин путем воздействия на их взрыватели искусственно имитируемыми физическими полями.
ТРАЛЕНИЕ МИН — поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечения безопасности плавания кораблей и судов. Ведется кораблями (катерами)-тральщиками, прорывателями минных заграждений, трал-баржами, вертолетами-тральщиками. Для траления мин используются различные тралы, а также взрывные средства (шнуровые заряды, глубинные бомбы) и искатели-уничтожители мин. В зависимости от характера мин и применяемых тралов различают контактное траление, неконтактное траление и комбинирбванное траление мин. Для обнаружения минных заграждений и определения их границ производят разведывательное и контрольное траление мин. В обнаруженных минных заграждениях сначала протраливают фарватеры. Полное уничтожение минных заграждений осуществляют позже, исходя из обстановки.
ТРАЛЬНАЯ ПОЛОСА — полоса акватории, протраливаемая одним или группой тральщиков в установленном строю на одном галсе. Ширина тральной полосы равна суммарной ширине захвата всех контактных или ширине зон траления всех неконтактных тралов, использующихся тральщиком или группой тральщиков, идущих в совместном строю.
ТРАЛЬНЫЙ ГАЛС — путь, пройденный в одном направлении соединением тральщиков в совместном строю или одиночным тральщиком с поставленными контактными или неконтактными тралами.
ТРАЛЬЩИК — боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей (судов) за тралами через минные заграждения. В зависимости от водоизмещения, мореходности и вооружения различают тральщики морские, базовые, рейдовые, речные. Оснащаются корабельными тралами, гидроакустической и другой аппаратурой, зарядами для подрыва мин, дистанционными управляемыми аппаратами для поиска и уничтожения донных мин. Впервые тральщики применены русским флотом в Порт-Артуре 1904-05.
ТРАЛЯЩАЯ ЧАСТЬ — активная часть контактного трала. Представляет собой удерживаемый на заданной глубине стальной трос, на котором размещаются специальные кошки или захваты, резаки или патроны, воздействующие при тралении на минреп затраленных мин. В зависимости от образцов тралов тралящая часть имеет разную длину и диаметр.
ТРАНЕЦ — 1) плоский срез кормы у кораблей, судов и яхт-швертботов. 2) Концевое плоское образование кормы всех шлюпок, кроме шлюпок вельботного типа, у которых нос и корма имеют острые образования.
ТРАНСГРЕССИЯ — наступление моря на сушу в результате опускания последней, поднятия океанического дна или увеличения объема воды в океанических бассейнах (например, после стаивания покровных ледников). Известны на протяжении всей геологической истории (нижний и средний кембрий, верхний девон, нижний карбон, верхний мел); локальные трансгрессии наблюдаются и в современную геологическую эпоху.
ТРАНСПОРТ (мор) — общее название судов, предназначенных для перевозки каких-либо грузов или пассажиров. Различают грузопассажирские, пассажирские, сухогрузные наливные суда, контейнеровозы и др.
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО — морские и речные суда гражданского флота для перевозки грузов и пассажиров. В военное время могут вооружаться и привлекаться для перевозки воинских грузов и войск.
ТРАНЦЕВАЯ КОРМА — вид кормы корабля (судна), имеющий прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
ТРАП — металлические и другие лестницы на кораблях и судах. По месту расположения различают трапы внутренние (для сообщения между помещениями внутри корабля), наружные (для сообщения с палубами надстроек и рубок) и забортные (опускные и шторм трапы) по конструкции постоянные и съемные, вертикальные и наклонные. Трапом называется также лестница, используемая при посадке в самолет (вертолет).
ТРАП-БАЛКА — металлическая балка с талями для поддержания нижней площадки забортного трапа, а также для его подъема.
ТРАССЕР — устройство, обеспечивающее видимость траектории летящих пуль, артиллерийских снарядов, ПТУР и других объектов. Представляет собой металлическую оболочку (полость в снаряде), в которой запрессованы воспламенительный и трассирующий составы. При их горении образуется огненная трасса разных цветов, видимая днем и ночью. Предназначен для облегчения пристрелки корректирования стрельбы целеуказания и для траекторных измерений.
ТРАССИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ — запрессованные в трассер смеси состоящие из окислителя горючего и связующего цементатора. В качестве окислителей применяются вещества, обеспечивающие образование, например, белой красной и желтой трасс.
ТРАУЛЕР — судно, предназначенное для лова рыбы тралом. По водоизмещению подразделяются на малые, средние и большие. Для постановки и выборки трала имеют траловую лебедку. Трал ставится и убирается либо с кормы (кормовые траулеры), либо вдоль борта (бортовые). Траулеры могут быть оборудованы линиями для разделки и обработки улова, а также морозильными камерами для его хранения, последние называются морозильными траулерами.
ТРЕВОГА — 1) комплекс мероприятий, проводимых в ВС и имеющих целью срочное приведение кораблей (частей) в готовность для выполнения боевых задач, а также для действий в чрезвычайных обстоятельствах. В ВС предусматривается объявление боевой, воздушной, аварийной, пожарной химической тревоги и др. 2) Сигнал (команда) о приведении сил (войск) в готовность к действиям.
ТРЕНАЖЕР — учебно-тренировочное устройство, предназначенное для отработки навыков и умений управлять объектом (корабль, самолет и т. п.) в различных условиях. Военные тренажеры воспроизводят статические и динамические характеристики кораблей, самолетов и другую визуальную обстановку, а также различные физические факторы (шумы, перегрузки, вибрации и др), которые сопровождают управление и боевое применение военной техники. При этом широко применяется электронно вычислительная техника для моделирования тактической обстановки, динамики движения кораблей, ракет, торпед и т. п. Применение тренажеров позволяет сократить сроки освоения новой техники снизить стоимость обучения операторов, поддерживать на заданном уровне их навыки и умения повысить эффективность использования военной техники и боевую выучку личного состава.
ТРЕНИРОВКА — многократное повторение обучаемыми приемов и действий с целью приобретения закрепления и совершенствования навыков воинов, метод обучения, который называется также упражнением. На тренировках обучаемые выполняют приемы и действия в объеме функциональных обязанностей, а также обязанностей смежных специалистов (в порядке взаимозаменяемости).
ТРЕНЦЕВАНИЕ — обивка троса шкимушгаром, линем или тонким тросом (тренем) в местах впадин между прядями для того, чтобы сделать поверхность троса более ровной и тем самым предотвратить скопление дождевой воды в углублениях между прядями. Применяется при подготовке снастей стоячего такелажа для предупреждения коррозии.
ТРЕПАЛО — такелажный инструмент в виде доски из крепкого дерева длиной до 2 метров с ручкой, употребляемый при ткании матов.
ТРЕХДЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ — корабль с тремя палубами периода парусного флота. Обычно относились к классу линейных кораблей. На палубах (деках) располагалась артиллерия.
ТРЕХОРУДИЙНАЯ БАШНЯ — бронированное сооружение на крупных кораблях (крейсерах, линкорах), служащее для размещения артиллерийских орудий главного калибра. Толщина лобовой брони обычно равна калибру снаряда.
ТРИРЕМА (триера) — боевой гребной корабль в Древнем Риме (в Древней Греции — триера). Имел три яруса весел общим числом до 170, мачту с прямым парусом, используемым при попутном ветре. Основным оружием был таран.
ТРИСЕЛЬ — 1) косой четырехугольный парус, поднимаемый на мачтах которые располагались позади колонн мачт почти вплотную к ним (трисель мачта) 2) Штормовой парус на яхте, поднимаемый вместо грота и не имеющий гика 3) Общее название фока, грота и бизани на шхунах с гафельным или бермудским вооружением.
ТРИСЕЛЬ-ГИТОВЫ — снасть бегучего такелажа для уборки триселя.
ТРИСЕЛЬ-МАЧТА — тонкое дерево устанавливаемое сзади нижней части мачты по которой ходят сегарсы триселя.
ТРОПИКИ — воображаемые параллельные круги на поверхности земного шара, отстоящие на 23° 27′ от экватора. К северу от экватора рас положен Северный тропик (тропики Рака) к югу южный тропик (тропик Козерога).
ТРОПИЧЕСКИЙ ПРИЛИВ — прилив при наибольшем северном или южном склонении Луны, характерный большими величинами суточных амплитуд.
ТРОПОСФЕРА — слой атмосферы Земли от ее поверхности до тропопаузы (в полярных широтах до 8-10 км в умеренных — до 10-12 км, в тропических — до 16-18 км). Физические свойства тропосферы в значительной степени определяются тепло- и влагообменом с подстилающей поверхностью. В тропосфере сосредоточены более 4/5 всей массы воздуха, почти весь водяной пар, твердые и жидкие примеси земного происхождения в ней возникают самые разнообразные формы облаков и виды осадков.
ТРОСОМЕТ — устройство для переброски троса (с корабля на корабль, с корабля на берег и т д.). Может состоять из пускового станка, реактивного снаряда, троса и кассет для его укладки. Тросометы станкового типа могут забрасывать трос диаметром до 10 мм на расстояние до 380 м. На конце троса может крепиться наконечник, заглубляющийся в грунт, который используется для подтягивания. Такого типа тросометы применяются в береговых частях при налаживании паромной переправы, строительстве висячих мостов, канатных дорог. Аналогичные облегченные конструкции применяются на кораблях ВМФ для проводки шлангов подачи топлива, буксирных концов, они называются линеметами. На малых кораблях для подачи проводника (линя) каната используются карабины, стреляющие холостыми патронами.
ТРОСЫ — общее наименование витых или крученых канатно-веревочных изделий. Различают стальные тросы, растительные тросы и синтетические тросы. На флоте применяются в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов и буксиров, в грузоподъемных устройствах, для крепления предметов на корабле, в минно-тральном деле, при такелажных работах и др.
ТРОТИЛОВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ — характеристика мощности взрывного действия ядерного заряда (боеприпаса). Соответствует массе тротила энергия взрыва которого равна энергии взрыва данного ядерного заряда. Измеряется в т, кт и Мт. Тротиловый эквивалент современных ядерных боеприпасов находится в пределах от нескольких десятков тонн до десятков Мт. Термин «тротиловый эквивалент» употребляется также для характеристики различных химических взрывчатых систем по отношению к тротилу.
ТРОФЕИ военные — захваченные у противника, брошенные им на поле боя или сданные при капитуляции знамена, военная техника и другие материальные ценности. Трофеи не используемые на месте, эвакуируются в тыл.
ТРУБОУКЛАДОЧНОЕ СУДНО — судно специальной постройки для прокладки морских трубопроводов. Имеет сварочные посты, рентгеноскопический пост для контроля качества швов, стрингер (консоль), позволяющий увеличить радиус прогиба трубы (для снижения напряжения в местах сварки) при укладке на больших глубинах.
ТРЮМ — 1) на военных кораблях внутренняя нижняя часть отсека, прилегающая к днищу ниже бортовой скулы; верхний предел трюма ограничивается настилом-пойолом 2) На грузовых судах помещения для грузов, лежащие между вторым дном и ближайшей палубой. Число трюмов зависит от назначения судна и его размеров.
ТРЮМ-БАКШТАГИ — бакштаги, служащие для укрепления трюм-стеньги.
ТРЮМ-ШТАГ — стоячий такелаж на кораблях 18 в, протягивавшийся от вершин брам-стеньговых флагштоков для их удержания в диаметральной плоскости.
ТРЮМНЫЕ СИСТЕМЫ — системы, предназначенные для удаления за борт воды из помещений корабля (судна), а также для перемещения воды и других жидких грузов при спрямлении поврежденного корабля. Включают насосы, трубопроводы, запорно-распределительную арматуру, средства управления. В группу трюмных систем входят балластная система, водоотливная система, креновая и дифферентная система, осушительная система, перепускная система, спускная система.
ТРЮСЕЛЬ — прямой парус, ставившийся выше бом-брамселя на бом-брам-стеньге.
ТУЗ (тузик) — маленькая двухвесельная шлюпка легкой конструкции на одного гребца. Наименьшая из судовых шлюпок (длина до 3 м).
ТУМАН — скопление в приземном слое атмосферы мельчайших капелек воды или ледяных кристаллов, понижающих видимость до 1 км и менее. Возникает либо вследствие охлаждения теплого и влажного воздуха над более холодной поверхностью воды или льда, либо вследствие интенсивного испарения с теплой поверхности моря в гораздо более холодный воздух (парение моря). Несмотря на вооружение современных кораблей (судов) радиотехническими средствами туман и сегодня является одним из неблагоприятных гидрометеофакторов, который причиняет наибольшее беспокойство мореплавателям.
ТУРБОХОД — корабль (судно), имеющий в качестве главной энергетической установки газовую или паровую турбину. Наиболее часто турбоходами являются быстроходные транспортные суда для перевозки скоропортящихся продуктов (рефрижераторные суда для перевозки мяса, банановозы, суда для перевозки сжиженных газов). Обладают минимальным временем ввода в действие главной энергетической установки, имеют большую удельную энергооснащенность (отношение мощности главной энергетической установки к водоизмещению). Газотурбоходы в ВМФ появились в середине 20 в. К 1975 почти треть (по валовой вместимости) морских транспортных судов была оборудована паровыми турбинами.
ТУРБОЭЛЕКТРОХОД — электроход, в котором первоисточником энергии является газовая или паровая турбина. Наиболее часто турбоэлектроходами являются комфортабельные быстроходные пассажирские суда. Из кораблей ВМФ такую установку могут иметь плавучие станции размагничивания, где электрогенераторы на стоянке используются для размагничивания кораблей и судов.
ТУРЕЛЬ — установка для крепления пулеметов или малокалиберных автоматических пушек, обеспечивающая с помощью специальных систем и силовых приводов их наводку в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также круговой обстрел. Устанавливаются на малых кораблях и летательных аппаратах. Бывают открытые, когда наводчик и механизмы не защищены, частично закрытые тонкими металлич (броневыми) листами (без крыши) и закрытые (башенные).
ТЫЛ — 1) силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время 2) Сторона или часть строя, боевого порядка, оперативного построения сил (войск), противоположная фронту, 3) Вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий.
ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ сил флота — комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей сил флота в целях поддержания их в боевой готовности для ведения боевых действий или решения повседневных задач. Для тылового обеспечения сил флота, ведущих боевые действия и осуществляющих повседневную службу, создаются военно-морские базы и плавучий тыл, основу которого составляют суда снабжения, плавмастерские и плавбазы, обеспечивающие снабжение кораблей в море всеми необходимыми материальными средствами, выполнение некоторых видов ремонтных работ на кораблях. Поисково-спасательное обеспечение осуществляется спасательными судами, буксирами, водолазными ботами, противопожарными катерами. Для медицинского обеспечения кроме средств, развертываемых на суше, используются также госпитальные суда.
ТЫСЯЧНАЯ ДИСТАНЦИИ (ДАЛЬНОСТИ) — единица измерения плоских углов в артиллерии, равная одной шеститысячной окружности и составляющая (3,6′) или одной тысячной дистанции (дальности до цели). В биноклях углоизмерительная (угломерная) сетка имеет цену деления 5 тысячных дистанции. Дальность определяется по формуле дальность = l*1000/ a , где l — линейные размеры предмета в метрах; a — угловая величина предмета в тысячных дистанции.
ТЯГА ТАКЕЛАЖНАЯ — обтягивание всего стоячего такелажа, т. к. от времени он вытягивается и дает слабину. При установке нового такелажа тяга его обязательна.
ТЯГАЧ КОРАБЕЛЬНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ — корабельное устройство, предназначенное для транспортирования летательных аппаратов в корабельном ангаре и на полетной палубе авианесущих кораблей.
ТЯГУН — вынужденные колебания водной массы портовой акватории, вызванные длиннопериодными волнами, подходящими во время шторма к порту. Возникает, когда период вынужденных колебаний в порту близок к периоду длинных волн, подходящих к порту. Иногда это явление может наблюдаться, когда к району порта подходит длинная зыбь, а само море в районе порта относительно спокойно. При тягуне происходят смещение судов, стоящих у причалов порта.
mcuns.ru