Пожар в автомобиле: причины, способы тушения и меры профилактики rss
Пожар в автомобиле является чрезвычайно опасным происшествием, быстротечным и разрушительным. А потому его гораздо легче предотвратить, чем потушить.
Если во время движения произошло загорание автомобиля, необходимо немедленно остановиться, заглушить двигатель и покинуть салон автомобиля, позвонив в службу спасения 101 с любого оператора мобильной связи.
Затем следует освободить замок капота, отключить аккумуляторную батарею и воспользоваться огнетушителем. Рекомендуется возить с собой огнетушитель емкостью не менее одного литра, который подходит и для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, и для электрооборудования. Чем больше объем огнетушителя, тем больше шансов справиться с возгоранием.
При открытии крышки капота следует соблюдать осторожность из-за возможной вспышки пламени. Открытие лучше осуществлять с безопасного расстояния при помощи подручных средств в виде слег, ломов. Не применяйте воду для тушения пожара в двигательном отсеке, это может вызвать короткое замыкание электропроводки, распространение горящего бензина и увеличение площади горения.
Если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бак с топливом, немедленно удалитесь от автомобиля.
Основные меры пожарной безопасности при эксплуатации автотранспорта:
- если автотранспортное средство хранится в гараже, то территория в пределах противопожарных расстояний между зданиями, гаражами должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.;
- использованный обтирочный материал следует собирать в контейнерах из негорючих материалов;
- спецодежда должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах;
- ремонт и обслуживание транспортного средства рекомендуется осуществлять в специализированных автосервисах, сервисных центрах в соответствии с рекомендациями завода изготовителя;
- в случае выявления неисправности, в том числе запаха дыма, искрения, нестабильной работы автомобиля, следует незамедлительно обратиться к специалистам для устранения неисправностей.
- если автотранспортное средство хранится в гараже — использовать противопожарные расстояния между зданиями под складирование материалов, оборудования и тары, а также для стоянки транспорта;
- разведение костров, сжигание отходов и тары ближе 50 м от зданий, гаражей и сооружений;
- на территории гаражных зданий оставлять тару (ёмкости, канистры и т.п.) с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами;
- проводить уборку помещений и промывку деталей с применением бензина, керосина и др. легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
- оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;
- подогревать двигатель автомобиля открытым огнем, пользоваться открытыми источниками огня для освещения;
- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообрабатывающие работы;
- держать транспортное средство с открытой горловиной бензобака;
- подзаряжать аккумулятор непосредственно на транспортном средстве;
- заправлять транспортные средства горючим и сливать из них топливо в гаражном помещении;
- оставлять без присмотра электроустановки и бытовые электроприборы, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- пользоваться поврежденными розетками и другими электроустановочными изделиями.
- Отсутствие длительного охлаждающего эффекта, который может предотвратить повторное возгорание.
- Порошковое облако, которое возникает в результате применения огнетушителя, делает почти нулевой видимость вокруг области тушения.
- Порошок может сильно испачкать автомобиль, отдельные детали и электронику.
- При длительном хранении в порошкообразном тушащем веществе могут образовываться комки, которые негативным образом скажутся на работе огнетушителя.
- Основное главное требование это соответствие установленным действующим нормам государственного стандарта.
- Масса тушащего вещества должна составлять не меньше 2 кг. в полностью заправленном огнетушителе.
Уважаемые автолюбители! Соблюдайте правила пожарной безопасности!
При пожаре звоните по телефонам 101 – с сотового телефона, 01 – по стационарному телефону.
73.mchs.gov.ru
Сайт пожарных | Пожарная безопасность
Последние публикации:
Как правильно выбрать огнетушитель в автомобиль
Автомобиль как комфортное и удобное средство передвижения сейчас есть практически в каждой семье. Однако оно не так безопасно, как хотелось бы.
Все виды автомобилей относятся к средствам с высоким риском пожарной опасности. Возгорание может возникнуть при столкновении при дорожно транспортной аварии, а также причиной пожара может стать замыкание или поломка в топливной иили электрической системе.
В связи с этим наличие в авто специального средства тушения является обязательным. Какой должен быть огнетушитель в легковом автомобиле рассмотрим в данной статье.
Какие существуют виды огнетушителей для автомобилистов
На данный момент все существующие средства для пожаротушения относятся к 3 основным группам: углекислотные, порошковые и хладоновые. Однако последние получили запрет на их использование в автомобиле.
Порошковые и углекислотные по внутреннему устройству практически не отличаются. Разница заключается лишь в заряженном типе тушащего вещества
Рассмотрим наиболее распространенный и ходовой порошковый огнетушитель для автомобиля.
К достоинствам относится их универсальность, ценовая доступность, легкий вес и их пригодность для борьбы с возгораниями различных видов, включая электрические провода, находящиеся под напряжением.
Среди недостатков можно выделить:
Углекислотные огнетушители также распространены среди автомобилистов, но их использование не всегда является безопасным. Сама по себе углекислота имеет достаточно низкую температуру, и способна вызвать обморожения при попадании на открытые участки кожи человека. Еще одним существенным недостатком является то, что данный тип тушащего вещества при его вдыхании способен вызвать негативное влияние на органы дыхания человека.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля – это решать самому владельцу авто, но здесь следует обращать внимание на требования, которые к нему предъявляются со стороны государственных органов.
Выбираем огнетушитель для успешного прохождения техосмотра
Любое приобретаемое средство для тушения возгорания должно соответствовать определенным требованиям. Особое внимание необходимо обращать на производственную маркировку, которая есть на поверхности данного средства тушения.
Давайте более детально рассмотрим, каким требованиям должен отвечать огнетушитель для техосмотра автомобиля:
На данный момент существуют 2 вида ГОСТа: НПБ 155-2002 и Р51057-2001. Они распространяют свое действие практически на все переносные средства для устранения возгораний, включая автомобильные.
- Срок проверки иили перезарядки огнетушителей . Каждые 1,5 года порошковые средства нуждаются в перезарядке, даже если ими ни разу не воспользовались. Углекислотные огнетушители можно заправлять через каждые 5 лет.
- Маркировка должна содержать исчерпывающую информацию о применении данного средства, о типе тушащего состава, а также об организациях, которая произвела выпуск данного средства пожаротушения.
- Для легкого автомобиля в 2016 г. установлен стандартный объем огнетушителя в 2 литра.
Приобретение автомобильного огнетушителя
Вопросом сколько стоит огнетушитель для автомобиля, задаются многие владельцы авто. Средства с углекислотой из-за своей большей эффективности стоят дороже, нежели средства с порошковым тушащим средством.
В специальных магазинах цена обычно колеблется от 250-700 р. на порошковые огнетушители. Несколько дешевле можно приобрести у частных продавцов или на рынках, то там велик риск, нарваться на не качественный товар или подделку.
Приобретая огнетушитель, обращайте внимание на следующее:
Такие несложные правила позволят вам приобрести качественный и безопасный огнетушитель для своего автомобиля, который будет соответствовать всем основным требованиям, предъявляемым при прохождении ежегодного техосмотра.
Сравнение огнетушителей в автомобиль
fireman.club
Охрана труда
Тушение пожаров в электроустановках. Электробезопасность при тушении пожаров в электроустановках
При тушении пожаров в электроустановках возникает опасность поражения человека электрическим током. Особенно это касается электроустановок, находящихся под напряжением. Поражение электрическим током может наступить в результате непосредственного прикосновения человека к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или попадание под напряжение шага.
Однако, наиболее вероятным случаем поражения является тот, при котором в процессе тушения пожара струя воды (или другого огнетушащего средства) достигает частей электроустановки, находящихся под напряжением. При этом по телу человека пойдёт ток, значение которого зависит от сопротивления огнетушащего средства, сопротивления тела человека, сопротивлением между телом человека и землёй, сопротивлением пожарных рукавов и сопротивления между рукавами и землёй.
При всех равных условиях значение этого тока в основном будет зависеть от сопротивления струи.
При тушении пожаров в электроустановках возможны также случайные прикосновения людей, осуществляющих тушение, к токоведущим частям электроустановки, находящимся под напряжением (двухполюсные и однополюсные прикосновения), а также возможны аварийные режимы, при которых корпуса электроустановок могут оказаться под напряжением.
Для безопасного выполнения работ, связанных с тушением пожаров в электроустановках, необходимо выполнять следующее:
1. На тушение пожара должно выдаваться распоряжение старшим в смене лицом (на ГЭС – начальником смены станции).
2. Тушение пожара должно осуществляться не менее чем двумя лицами.
3. До начала тушения пожара должны быть выполнены необходимые технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.
В соответствии с действующими «Правилами пожарной безопасности для энергетических предприятий» (ППБэ) напряжение с электроустановки должно отключаться и только после этого разрешается допуск пожарных для тушения пожаров.
Разрешается тушение пожаров в электроустановках, находящихся под напряжением до 0,4 кВ, так как во многих случаях оборудование электрических станций и подстанций, находящееся под напряжением до 0,4 кВ, не может быть отключено по условиям технологии производства и в процессе ликвидации пожара. (Зачастую невозможно снять полностью напряжение переменного и постоянного тока с цепей вторичной коммутации из?за недопустимости потери управления оборудованием, что может привести к тяжёлым последствиям для технологии энергетического производства и режима работы энергосистемы).
Как правило, основное электрическое оборудование (генераторы, трансформаторы, реакторы) и кабельное хозяйство оснащены установками автоматического пожаротушения (водяного, пенного и др.), которые запускаются при пожаре после автоматического отключения оборудования от сети.
Оборудование, не защищенное автоматическими установками пожаротушения допускается тушить с использованием имеющихся в наличии огнетушащих средств с принятием необходимых мер безопасности лицами, принимающими участие в тушении.
Для помещений электроустановок напряжением до 0,4 кВ, которое не может быть обесточено при пожаре, разрабатываются (заранее) оперативные карточки действий при пожаре. В них указывается:
- расположение не обесточенного оборудования;
- необходимые операции по отключению энергетического оборудования, находящегося в зоне пожара;
- места размещения заземляющих устройств, защитных средств и средств пожаротушения;
- возможные маршруты движения боевых расчётов к месту пожара.
Пожары на оборудовании, находящемся под напряжением до 0,4 кВ, допускается тушить только распылёнными струями воды, подаваемой из ручных стволов с расстояния не менее5 метров. Тушение компактными струями воды не допускается.
При тушении пожара воздушно–механической пеной с объёмным заполнением помещения необходимо осуществлять заземление пеногенераторов и насосов пожарных автомобилей. Водитель пожарного автомобиля должен работать в диэлектрических перчатках и ботах.
При тушении пожара огнетушителями необходимо соблюдать безопасные расстояния, указанные в таблице.
Тушение электрооборудования пенными огнетушителями не допускается.
Таблица 8.1 Виды огнетушителей, применяемые для тушения оборудования, находящегося под напряжением
ohrana-bgd.ru
Тушение пожаров в различных помещениях
Сегодня производители разных стран могут предложить разнообразные средства тушения пожаров.
К ним относятся:
- автоматические и ручные;
- аэрозольные и водяные;
- пенно-водяные и воздушные.
Каждый из видов имеет свою специфику и работает по определённому принципу, который следует учитывать при выборе таких средств. Различные пожароопасные помещения должны иметь максимально эффективные и оправданные в использовании средства.
Тушение пожаров на транспорте, на судах, в электроустановках, в музеях, в общественных зданиях имеют свои особенности.
Тушение пожаров на транспорте
При тушении пожаров на транспорте следует иметь в виду, что загореться он может даже от малейшей искры. Всё зависит от вида транспорта. Легковую машину можно потушить обычным огнетушителем, находящимся в её комплекте. Если пожар произошёл в вагоне поезда или метрополитеновского состава, троллейбуса или автобуса, трамвая или теплохода, то потушить его собственными силами будет достаточно проблематично. В результате этого возникает угроза здоровью и жизни многих людей.
По этой причине при тушении пожаров на транспорте главными шагами будут:
- локализация очага возгорания с учётом наличия внутри взрывоопасных компонентов в виде бензина или масла;
- спасение жизней людей.
Тушение пожаров возникших в электрических установках
Достаточно сложной считается проблема, связанная с тушением пожаров, возникших на электроустановках, имеющих взрывоопасные составляющие. К ним относятся любые электроустановки, имеющие повышенную пожароопасность, в том числе и пожароопасные помещения, где может быстро распространяется огонь.
В этих помещениях огонь может взаимодействовать:
- со взрывоопасными веществами;
- неисправными генератора масляного типа;
- иными опасными составляющими.
При устранении очагов возгорания специалисты сводят к минимуму возможные разрушения для недопущения более масштабной трагедии.
В этом случае используется:
- порошок;
- распыленная вода;
- пена, подающаяся при помощи предварительно заземлённого и закреплённого пеногенератора;
- автоматическая система газового пожаротушения, защищающая представляющее ценность оборудование.
Тушение пожаров в общественных зданиях
Особое внимание следует уделять тушению пожаров в таких общественных помещениях, как выставки, музеи или библиотеки, когда необходимо спасать множество уникальных и ценных предметов и вещей превращается в сложнейшую операцию, сопряженную со спасением, подчас, уникальных предметов и ценных вещей.
Такие пожароопасные помещения имеют множество входов и конструкций и отличаются при этом достаточно сложной планировкой. Если в это время в помещении присутствуют люди, то задача спасателей будет осложнена их срочной эвакуацией.
Тушение пожаров на речных и морских судах
Взрывоопасные помещения могут присутствовать и на судах, выполняющих разнообразные функции.
Тушить пожары в таких закрытых пространствах достаточно трудно по причине:
- сложной планировки;
- наличия пустот в перегородках большого количества грузов, горючих материалов; дизельного топлив;
- значительного нагрева палубы, переборок, оборудования и металлоконструкций корпуса;
- сложности проникновения к очагам возгорания и проведения при этом работ по эвакуации людей.
- быстрого распространение огня по причине горючих грузов и конструкций;
Кроме этого, к объектам, которые имеют большое количество помещений с повышенной взрывоопасностью, относятся предприятия химической и нефтедобывающей промышленности. На них должны быть в наличии соответствующие простые и сложные огнетушители и создана возможность бесперебойной подачи воды. Риск возникновения пожаров на таких предприятиях достаточно велик, в связи с чем необходим комплексный подход для защиты от возгораний.
www.aspeckt.ru
Машина в огне. Что делать, если ваш автомобиль загорелся
По статистике, в России сгорает около 30 000 автомобилей ежегодно. Причины могут быть самые разные — и умышленные поджоги, и технические проблемы, и неосторожное обращение с огнём. Результат — повреждённый или утраченный автомобиль.
Больше половины случаев возгорания автомобиля происходит по техническим причинам — из-за неправильной эксплуатации или установки дополнительного оборудования. Причём вероятность пожара зависит не от того, новая машина или старая, а от её состояния и обслуживания. 14 % пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнём, чаще всего — из-за курения.
С поджогами (а они составляют около пятой части от всех случаев возгорания) бороться можно только глобально: хранить авто на закрытой стоянке, стараться не заводить врагов. К сожалению, если машину подожгли, да ещё с применением зажигательных материалов, то потушить её, скорее всего, смогут только профессионалы.
В автомобиле есть чему гореть. В первую очередь это топливо и масло, недаром их называют горюче-смазочными материалами. Загореться может проводка под капотом, обшивка в салоне и что-то легковоспламеняющееся в багажнике. Источником огня чаще всего бывают искры от неисправной электрики или повреждённой проводки, разгерметизация топливной, тормозной, охлаждающей систем с попаданием жидкостей на двигатель или элементы выхлопной системы. А носителем пламени становятся предметы, оказавшиеся рядом с сильно разогретыми агрегатами. Зимой это чаще всего «утеплитель» из картона или ткани, в межсезонье — скопившиеся листья, поздней весной — тополиный пух. Нужно быть аккуратным при движении по пересечённой местности летом, когда трава набивается под днищем автомобиля и может загореться от контакта с выхлопной системой. Та же ситуация может возникнуть у буксующих кроссоверов и внедорожников из-за перегревшейся муфты.
Шанс спасти автомобиль, если он загорелся по технической причине, есть, если вовремя обнаружить возгорание. Запах бензина или горелой резины в салоне, появление дыма из-под капота — всё это факторы, предшествующие возгоранию. При пожаре чаще всего страдает проводка, поэтому начинают барахлить различные датчики, высвечивая предупреждения на панели приборов или отказываясь работать. Даже если не видно явных признаков огня, лучше отсоединить одну из клемм аккумулятора, чтобы убрать напряжение из элетропроводки и, возможно, остановить процесс возгорания.
Поведение при возгорании
Итак, что нужно делать, если вы обнаружили признаки возгорания:
- Не паниковать.
- Остановиться и заглушить двигатель автомобиля.
- Выйти из машины и высадить пассажиров, удостоверившись, что они отошли на безопасное расстояние (не менее 10 метров). Их же можно попросить вызвать пожарных и МЧС или сделать это самостоятельно.
- Если возгорание небольшое и пока происходит в стадии тления — попытайтесь потушить огонь самостоятельно, используя огнетушитель, накрывая очаг изолирующим материалом, чтобы ограничить доступ кислорода. Для этого можно использовать плотную одежду.
- Если пожар начался в моторном отсеке и непонятно, какой он силы, лучше не отрывать капот и позвонить в МЧС. При попытке потушить огонь НЕЛЬЗЯ поднимать крышку капота, открывая доступ свежему воздуху. Приподнимите крышку и направьте струю огнетушителя в предполагаемую область возгорания. Лучше это делать вдвоём: один человек поднимает крышку, второй с приготовленным заранее огнетушителем тушит.
- Если пожар начался в салоне, не открывайте окна и двери без необходимости. От недостатка кислорода пламя может затухнуть и перейти в стадию тления.
- Не пытайтесь потушить большой огонь самостоятельно.
Возгорание автомобиля — всегда неожиданность для его владельца. Самостоятельно выяснить, что стало его причиной, реально лишь в редких случаях (например, если загорелась обивка салона от упавшего окурка). Для получения выплат по страховке или при вероятности выставления претензий к сервису или производителю нужен акт о пожаре, который выдаётся начальником пожарного караула. Если есть подозрение на поджог, то нужно привлекать полицию. В случае возбуждения уголовного дела пожарно-техническая экспертиза будет проведена бесплатно.
Профилактика
Убирайте лишние предметы из подкапотного пространства.
Следите за тем, чтобы топливная и масляная системы были герметичны. Характерные радужные пятна на месте стоянки могут послужить сигналом для обращения в сервис.
Канистры с топливом должны быть зафиксированы в багажнике.
Аккумулятор должен быть плотно закреплён на своём месте, чтобы при сильных колебаниях не возникало искр.
Если машина долгое время простояла без движения, то нужно проверить целостность проводки и герметичность систем.
Стирайте с кузова попавшее на него топливо или легковоспламеняюющиеся жидкости. Не используйте такие жидкости при оттирании трудновыводимых пятен.
Не перевозите в салоне легковоспламеняющиеся жидкости рядом с розетками или разъёмами для подключения электроники.
Существуют системы автономного пожаротушения, которые устанавливаются под капот, и при высокой температуре огнетушитель срабатывает самостоятельно.
В автомобиле должен быть исправный огнетушитель. И это не просто аксессуар, необходимый для прохождения техосмотра, а реальный способ уменьшить ущерб и даже спасти чью-то жизнь. Чем меньше огнетушитель (по весу и объёму), тем меньшую площадь им можно обработать, а чем он дешевле, тем больше вероятность его отказа во время ЧП.
www.aif.ru