Возврат акцизов

Когда акциз можно зачесть или вернуть из бюджета

Если сумма акциза, начисленная за текущий налоговый период, меньше суммы налогового вычета по данному налогу, акциз в бюджет за этот месяц не уплачивайте (п. 5 ст. 202 НК РФ).

Право на зачет или возврат акциза

Превышение суммы налоговых вычетов над начисленной суммой акциза может произойти в следующих ситуациях:

  • возврат суммы акциза по экспортной продукции превысил начисленную в отчетном периоде сумму акциза;
  • возврат суммы акциза по возвращенной покупателем подакцизной продукции превысил начисленную в отчетном (налоговом) периоде сумму акциза;
  • в текущем налоговом периоде была произведена оплата подакцизных товаров, использованных и списанных на себестоимость продукции в предыдущем периоде.
  • Независимо от причины возникновения указанная сумма акциза может быть использована для зачета в счет погашения задолженности налогоплательщика перед бюджетом или возвращена организации в порядке, предусмотренном статьей 203 Налогового кодекса РФ.

    Порядок возмещения акциза

    Сумма превышения налоговых вычетов над начисленной суммой акциза может быть:

    – зачтена в счет недоимки по имеющимся у организации налогам, сборам или акцизам (пеням и штрафам);

    – зачтена в счет последующей уплаты акцизов;

    – возвращена на расчетный счет организации.

    Если у организации имеется задолженность по налогам или сборам (а также пеням и штрафам), сумма превышения вычета над начисленной суммой акциза в первую очередь направляется на погашение недоимки. Решение о том, в счет какой недоимки засчитывается переплата, инспекция принимает самостоятельно в течение 10 рабочих дней:

    – с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;

    – со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если такое заявление подавалось);

    – со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если сверка проводилась);

    – с момента вступления в силу решения суда (если организация добилась зачета через суд).

    Такой порядок следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 203, пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Зачет превышений, образовавшихся более чем в одном налоговом периоде, производится в той очередности, в которой они были получены. То есть вновь полученные суммы будут учтены для погашения задолженности перед бюджетом только после того, как будут использованы суммы за предыдущие месяцы (п. 5 ст. 202 НК РФ). Например, превышение налоговых вычетов над начисленной суммой акциза в апреле 2015 года можно использовать только после зачета подобной суммы за март 2015 года.

    Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, сумму превышения вычета над начисленным акцизом можно зачесть в счет предстоящих платежей по акцизу в бюджет. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

    Заявление можно подать:

    – на бумажном носителе за подписью представителя организации;

    – в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Такой порядок следует из абзаца 2 пункта 2 статьи 203, пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Сумму акциза, которая не была зачтена по истечении трех налоговых периодов, организация может вернуть. Для этого нужно подать заявление на возврат в налоговую инспекцию. Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к содержанию и форме заявления, сроку его представления и обязанности представить дополнительные документы для возврата налога. Поэтому для получения указанной суммы составьте заявление в произвольной форме как на бумажном носителе, так и в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам). Заявление можно подать в течение трех лет с момента возникновения превышения налогового вычета над начисленной суммой акциза.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 203, пунктами 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    Вернуть сумму превышения вычета над начисленной суммой акциза налоговая инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (п. 3 ст. 203, п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Бухучет

    В бухучете зачет суммы акциза в счет другого налогового платежа отразите проводкой:

    Дебет 68 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

    – зачтены суммы акциза к возмещению в счет платежей организации в бюджет.

    Суммы акциза, полученные от налоговой инспекции, отразите проводкой:

    Дебет 51 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

    – возвращены на расчетный счет организации суммы акциза к возмещению.

    Проценты за задержку возврата акциза

    За задержку возврата суммы налога организации положены проценты. Их можно рассчитать по формуле (абз. 3 п. 3 ст. 203 НК РФ):

    nalogobzor.info

    Об исчислении акцизов при экспорте подакцизных товаров

    Об исчислении акцизов при экспорте подакцизных товаров

    Н.А. Нечипорчук,
    советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

    1. Оформление поручительства и банковской гарантии

    В соответствии со ст. 183 и 184 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации освобождаются от обложения акцизами, если налогоплательщик представил в налоговый орган поручительство банка (согласно ст. 74 НК РФ) или банковскую гарантию.

    Согласно ст. 74 и 184 НК РФ налоговое поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в форме договора, заключенного между налоговым органом и поручителем, и должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, и неуплаты им акциза, а также пени.

    В соответствии с гражданским законодательством каждая из сторон имеет право выдвигать при заключении договоров поручительства определенные условия, если отсутствуют сомнения в платежеспособности банка.

    При этом платежеспособность того или иного банка определяется территориальным налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у него информации.

    Как следует из положений ст. 184 НК РФ, банковская гарантия, так же как и поручительство банка, должна рассматриваться в качестве обеспечения обязательств налогоплательщика перед налоговым органом.

    Согласно ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) берут на себя по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

    Статьей 369 ГК РФ установлено, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

    Исходя из вышеизложенного банковская гарантия оформляется, в отличие от поручительства банка, во исполнение соглашения гаранта (банка) с принципалом (налогоплательщиком). Третий участник правоотношений — бенефициар (налоговый орган) — реализует свое право путем предъявления письменного требования об уплате налога и сбора гаранту.

    Обязательство гаранта перед налоговым органом по гарантии прекращается в следующих случаях:

    — при уплате налогоплательщиком или гарантом суммы, на которую выдана гарантия;

    — при окончании определенного в гарантии срока, на который она выдана.

    Налоговое поручительство (или банковская гарантия) должно быть представлено в налоговый орган не позднее установленного срока уплаты акцизов.

    Если поручительство банка (или банковская гарантия) отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общеустановленным порядком. Затем после представления документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма возвращается плательщику акцизов.

    2. Освобождение от уплаты акцизов

    На практике товары, произведенные из давальческого сырья, реализуются, как правило, на экспорт после окончания отчетного налогового периода. В этом случае налогоплательщик может получить в отчетном налоговом периоде право на освобождение от уплаты акцизов, например, по операциям передачи подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, если он представил в налоговый орган поручительство банка (банковскую гарантию) до наступления срока подачи декларации по акцизам за отчетный налоговый период.

    Таким образом, при реализации подакцизных товаров на экспорт налогоплательщик либо может освобождаться от уплаты акцизов (при соблюдении вышеуказанных условий), либо ему будут возвращены уплаченные суммы акциза. В любом случае обязательным является документальное подтверждение факта экспорта товаров.

    Хотелось бы особо обратить внимание читателей журнала на то, что возврат из бюджета сумм акциза, уплаченных по экспортируемым подакцизным товарам, производится только непосредственно плательщику акцизов.

    Поскольку в настоящее время плательщиками акцизов признаются только производители подакцизных товаров, то именно они имеют право на освобождение от уплаты акцизов при вывозе подакцизных нефтепродуктов на экспорт.

    Нефтеперерабатывающий завод произвел из собственного сырья бензин, который он затем реализовал оптовику. В свою очередь, оптовик реализовал этот бензин на экспорт.

    В этом случае плательщиком акцизов будет только завод, поскольку у него возникает объект налогообложения при реализации произведенного бензина. У оптовика объекта налогообложения не возникает; следовательно, он плательщиком акцизов не является. В рассматриваемой ситуации производитель бензина не имеет права на освобождение от уплаты акцизов, так как он не осущест-вляет вывоза этого бензина за пределы таможенной территории Российской Федерации. Оптовик, в свою очередь, не имеет права на освобождение от уплаты акцизов, поскольку он не является плательщиком акцизов.

    Нефтеперерабатывающий завод произвел из собственного сырья бензин, который он затем реализовал на экспорт.

    Завод имеет право на освобождение от уплаты акцизов при условии представления поручительства банка или банковской гарантии либо на возврат сумм акциза, уплаченных в бюджет, после представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта.

    Если подакцизные товары производятся из давальческого сырья, то право на освобождение от уплаты акцизов или на возврат акцизов имеет переработчик.

    В свою очередь, переработчик возмещает сумму акциза собственнику давальческого сырья.

    Процедура возврата суммы акциза переработчиком собственнику давальческого сырья НК РФ не регламентируется, поэтому в договорах, заключаемых между собственником давальческого сырья и переработчиком, должны предусматриваться условия, в соответствии с которыми собственник предоставляет переработчику все необходимые документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, а переработчик после возмещения ему из бюджета уплаченной суммы акциза возвращает ее собственнику.

    Пунктом 1 ст. 198 НК РФ установлено, что налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров [собственнику давальческого сырья (материалов)] соответствующую сумму акциза. При этом согласно п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма акциза должна выделяться отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.

    Учитывая то, что при наличии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик, осуществивший производство подакцизных товаров из давальческого сырья, освобождается при их помещении под таможенный режим экспорта от уплаты акцизов (то есть он не исчисляет и не уплачивает акциз при условии представления не позднее 180 дней со дня реализации на экспорт документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ), сумма акциза по вышеуказанным товарам собственнику товаров не предъявляется.

    Таким образом, при осуществлении операции по передаче подакцизных товаров, произведенных им из давальческого сырья, налогоплательщик обязан предъявить к оплате собственнику сырья сумму акциза, исчисленную по объемам передаваемых товаров, за исключением товаров, реализуемых на экспорт, по которым ему предоставлено право на освобождение от уплаты акцизов в соответствии с положениями ст. 183 и 184 НК РФ.

    Документами, подтверждающими обоснованность освобождения от уплаты акцизов при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, в том числе в страны — участники СНГ являются:

    — контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. Если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы соответствующий договор (копию договорова) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.

    Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляется собственником давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор, заключенный между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.

    Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляется иным лицом по договору комиссии либо иному договору, заключенному с собственником давальческого сырья, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором, заключенным между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии вышеуказанных договоров), заключенный между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

    — платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

    Если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

    Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и материалов, осуществляется собственником вышеуказанных товаров, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья и материалов представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и материалов, в российском банке.

    При поступлении выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров от третьего лица в налоговые органы наряду с платежными документами и выпиской банка (их копиями) представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей платеж.

    Если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации;

    — грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который вышеуказанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее — пограничный таможенный орган).

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза нефтепродуктов.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза нефтепродуктов;

    — копии транспортных или товаросопроводительных документов либо иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговый орган копии следующих документов:

    — поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничного таможенного органа;

    — коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

    Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в налоговый орган в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.

    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа.

    При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, налогоплательщик представляет в налоговый орган копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

    Как предусмотрено п. 7 ст. 198 НК РФ, для подтверждения обоснованности освобождения налогоплательщика от уплаты акцизов вышеуказанные документы должны представляться в налоговые органы в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров. Таким образом, если налогоплательщик, получивший право на освобождение от уплаты акцизов, не представит в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта в вышеуказанный срок, то у него возникает обязанность уплатить причитающуюся сумму акциза в бюджет.

    Если налогоплательщик представляет впоследствии в налоговые органы документы, обосновывающие освобождение от налогообложения, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 203 НК РФ.

    3. Особенности определения налоговой базы по сигаретам и папиросам

    Учитывая, что с 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» изменился порядок определения налоговой базы по сигаретам и папиросам, требует отдельных пояснений порядок исчисления акцизов при реализации вышеуказанных подакцизных товаров на экспорт.

    Так, в соответствии с п. 3 ст. 187.1 НК РФ налогоплательщик обязан подать в налоговый орган уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке табачных изделий. При этом исключений в отношении экспортируемых табачных изделий не предусмотрено.

    Таким образом, в уведомлении должны приводиться максимальные розничные цены на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации и реализуемые как на внутреннем рынке, так и на экспорт. При этом указывать в уведомлении справочную информацию о том, что сигареты подлежат экспорту, не требуется.

    При определении суммы акциза по адвалорной составляющей налоговой ставки, подлежащей уплате при экспорте сигарет (папирос) в случае отсутствия банковской гарантии (поручительства) либо учитываемой при представлении банковской гарантии (поручительства), применяются максимальные розничные цены, указанные в уведомлении. По сигаретам и папиросам, предназначенным для реализации только на экспорт, в уведомлении также указываются максимальные розничные цены, по которым возможна реализация данной продукции на внутреннем рынке и которые будут применяться при исчислении акциза.

    Если до истечения срока подачи декларации и уплаты акциза с налоговым органом не заключен договор поручительства (или не представлена банковская гарантия), то даже при представлении до вышеуказанного срока полного пакета документов, подтверждающих факт реализации подакцизных товаров на экспорт, налогоплательщик обязан начислить и уплатить акциз (если до наступления срока уплаты акциза не завершена камеральная проверка документов и не принято решение о возмещении суммы акциза).

    Если факт экспорта подакцизных товаров, по которым было представлено освобождение от обложения акцизами, в установленные сроки документально не подтвержден, акциз по этим товарам должен быть начислен и отражен в декларации за тот налоговый период, в котором осуществлялась реализация на экспорт. Соответственно за этот налоговый период налогоплательщик должен представить в налоговый орган декларацию с внесенными в нее изменениями и дополнениями. Кроме того, поскольку налогоплательщик неправомерно воспользовался правом отсроченного платежа, ему будет начислена пеня за несвоевременную уплату акцизов в бюджет.

    Нередки случаи, когда договор о переработке давальческого сырья в подакцизные товары, которые реализуются на экспорт, заключается с предприятием-переработчиком не непосредственно собственником этого сырья, а его посредником (поверенным, комиссионером или агентом).

    Как следует из п. 7 ст. 198 НК РФ, ситуация, при которой договор о производстве подакцизных товаров с налогоплательщиком-производителем заключает не собственник давальческого сырья, а агент этого собственника, не предусмотрена.

    Соответственно главой 22 НК РФ механизм возмещения акциза налогоплательщику-переработчику при вывозе на экспорт подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья на основании договора об их производстве, заключенного не с собственником сырья, а с агентом, также не предусмотрен.

    Согласно п. 4 ст. 203 НК РФ возмещение суммы акциза, уплаченной при реализации подакцизных товаров на экспорт, производится не позднее трех месяцев со дня представления соответствующих документов, подтверждающих факт экспорта этих товаров.

    Налоговый орган производит в течение вышеуказанного срока проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении (полностью или частично).

    После принятия решения о возмещении акциза сумма фактического возмещения отражается в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика.

    Возврат сумм акциза осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.

    Рассмотрим следующие ситуации.

    Ситуация 1. Производитель подакцизных товаров осуществил их реализацию на экспорт без поручительства банка или банковской гарантии и представил пакет документов, подтверждающих факт этой реализации, одновременно с налоговой декларацией по акцизам до установленного срока уплаты начисленного акциза. На основании представленных документов налоговым органом также до наступления срока уплаты акциза принято решение о возмещении начисленной по экспортированной продукции суммы акциза. Имеет ли налогоплательщик право не уплачивать эту сумму акциза в бюджет?

    Если по результатам проведения камеральной проверки решение налогового органа о возмещении начисленной по этим товарам суммы акциза, нашедшее отражение в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика, вынесено до наступления срока ее уплаты, то у налогоплательщика не возникает обязанности по внесению этой суммы акциза в бюджет.

    Ситуация 2. Производитель нефтепродуктов осуществил их реализацию на экспорт, исчислил и уплатил по этим нефтепродуктам акциз в связи с отсутствием поручительства банка и банковской гарантии и через восемь месяцев для получения возмещения уплаченной суммы представил в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов на экспорт. Налоговый орган, ссылаясь на то, что вышеуказанные документы представлены налогоплательщиком с нарушением срока (180 дней), установленного п. 7 ст. 198 НК РФ, отказал налогоплательщику в возмещении акциза. Правомерны ли действия налогового органа?

    Как следует из НК РФ, единственным условием возмещения уплаченной налогоплательщиком суммы акциза по вывезенным на экспорт подакцизным товарам является подтверждение факта этого вывоза путем представления налогоплательщиком в налоговые органы соответствующих документов.

    Соответственно установленный п. 7 ст. 198 НК РФ 180-дневный срок представления документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотрен только для случая, когда налогоплательщику было предоставлено освобождение от уплаты акцизов.

    5. Обложение акцизами товаров, реализованных в Республику Беларусь

    Главой 22 НК РФ введен одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства — участники СНГ и за пределы государств — участников СНГ. Иными словами, при экспорте подакцизных товаров в страны СНГ, за исключением Республики Беларусь, применяется такой же порядок уплаты и возмещения акцизов, как и при экспорте в страны дальнего зарубежья.

    По подакцизной продукции, реализованной в Республику Беларусь с территории Российской Федерации, применяется особый порядок исчисления и уплаты акциза.

    15 сентября 2004 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение), которое вступило в силу 1 января 2005 года.

    Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение о взимании косвенных налогов). Пункт 1 раздела II Положения о взимании косвенных налогов освобождает экспорт российских товаров в Республику Беларусь от обложения акцизами. Однако для получения такого освобождения налогоплательщику необходимо в течение 90 дней считая с даты отгрузки подтвердить экспорт следующими документами:

    — договорами (их копиями) с белорусскими покупателями;

    — выпиской банка (ее копией), подтверждающей, что покупатель оплатил товар;

    — третьим экземпляром заявления о ввозе товара, экспортированного в Республику Беларусь, с отметкой белорусского налогового органа;

    — копиями транспортных (товаросопроводительных) документов.

    Кроме того, налогоплательщик должен представить в налоговый орган другие документы, предусмотренные российским налоговым законодательством (п. 2 раздела II Положения о взимании косвенных налогов).

    Перечень таких документов приведен в п. 7 ст. 198 НК РФ. Например, при продаже товаров по посредническому договору экспортер должен представить налоговому органу этот договор, а также контракт, заключенный посредником с белорусским покупателем (подпункт 1 п. 7 ст. 198 НК РФ). Кроме того, налогоплательщик должен приложить в этом случае к договору платежные документы и выписку банка, подтверждающие, что деньги от покупателя поступили на счет посредника.

    Если экспортер не успеет собрать нужные документы за 90 дней, то он должен уплатить акциз, начисленный за тот период, в котором были отгружены товары, в бюджет. При этом экспортер должен представить в налоговый орган уточненную декларацию и уплатить пени за просрочку платежа. Но если позже экспортер все же подтвердит факт экспорта, он сможет вернуть уплаченный акциз. Это можно сделать, пока не истечет три года после того, как закончился 90-дневный срок, отведенный Положением о взимании косвенных налогов для подтверждения экспорта.

    www.nalvest.com