1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.
2. Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
www.electorat.info
Оглавление:
Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 26 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях 2 и 3 статьи 253 настоящего Кодекса, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, и норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пункте 2 части 1 статьи 26, части 1 статьи 251 настоящего Кодекса, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признаны несоответствующими Конституции РФ
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;
5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ часть 1 статьи 26 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 4 мая 2010 г.
6) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ часть 1 статьи 26 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7
7) об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ часть 1 статьи 26 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28
8) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ часть 3 статьи 26 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 мая 2015 г.
3. Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 144.1 настоящего Кодекса. В случае рассмотрения Московским городским судом дела, производство по которому было возбуждено по иску истца после вступления в законную силу решения, вынесенного этим же судом в пользу этого же истца по другому делу о защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», Московский городской суд также разрешает вопрос о постоянном ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
base.garant.ru
Статья 26 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
Новая редакция Ст. 26 ГПК РФ
1) связанные с государственной тайной;
2) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
3) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
4) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
5) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
6) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
7) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
8) утратил силу с 15 сентября 2015 г.;
9) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 26 ГПК РФ
1. Статья 26 ГПК РФ определяет родовую подсудность гражданских дел судам субъектов РФ.
Анализ судебной практики свидетельствует об ошибках в определении подсудности гражданских дел судам субъектов РФ по признаку их связи с государственной тайной (о понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 25) .
———————————
См., например: Определения ВС РФ от 23.11.2001 N 6-Г01-12, от 23.01.2007 N 47-Г06-535.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ к подсудности судов субъектов РФ отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, подведомственные судам общей юрисдикции. Сравнительный анализ п. 2 ч. 1 ст. 26 и ст. 251 ГПК РФ дает основание для вывода о том, что нормативные правовые акты должностных лиц субъектов РФ могут оспариваться в районных судах, так же как и нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления.
В п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ названы гражданские дела, связанные с созданием, деятельностью, прекращением деятельности таких некоммерческих юридических лиц, как политические партии, общественные объединения, религиозные организации, а также СМИ независимо от их организационно-правовой формы. Подведомственность таких дел судам общей юрисдикции установлена Законом РФ «О средствах массовой информации», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях». Названные в п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ гражданские дела возникают из публичных правоотношений. Это «иные» дела, отнесенные к ведению судов общей юрисдикции указанными выше ФЗ (абз. 5 ст. 245 ГПК РФ).
В п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ не перечислены гражданские дела, связанные:
— с отказом в государственной регистрации религиозных организаций либо уклонением регистрирующего органа от такой регистрации (ч. 2 ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);
— с отказом в государственной регистрации СМИ, нарушением регистрирующим органом порядка и сроков такой регистрации, иными действиями государственных органов (ст. 61 Закона РФ «О средствах массовой информации»);
— с отказом в государственной регистрации общественных объединений, а также уклонением регистрирующего органа от такой регистрации (ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях»);
— с отказом в государственной регистрации либо уклонением от государственной регистрации политической партии или ее регионального объединения (ч. 5 ст. 20 ФЗ «О политических партиях»).
Логично было бы законодательно отнести данные дела к подсудности судов субъектов РФ. Однако ни ГПК РФ, ни указанными ФЗ их родовая подсудность не названа, следовательно, все эти дела подсудны районным судам.
К числу некоммерческих организаций отнесены учреждения, которые могут создаваться любыми субъектами гражданского права — собственниками, в том числе частными. Как и всякое юридическое лицо, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае, если при его создании были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер, либо в связи с осуществлением им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом либо осуществляемой с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Родовая подсудность таких дел — районный суд, так как иное не предусмотрено ни ГПК РФ, ни другими ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ в суде субъекта РФ может быть оспорено решение, а также уклонение от принятия решения избирательной комиссии субъекта РФ, окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. К подсудности судов субъектов РФ относятся также дела об оспаривании решений указанных органов об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий. Не подлежат оспариванию в судах субъектов РФ решения перечисленных в п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ избирательных комиссий об оставлении без изменения решений нижестоящих избирательных комиссий.
В числе субъектов, чьи решения (уклонение от принятия решения) оспариваются в п. 4 ст. 26 ГПК РФ, не указаны должностные лица соответствующих комиссий, в связи с чем следует вывод: дела об оспаривании их решений (уклонения от принятия решений) подсудны районным судам.
ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ ст. 26 ГПК РФ дополнена указанием на подсудность судам субъектов РФ дел о расформировании избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Часть 1 ст. 26 ГПК РФ дополнена нормой о подсудности судам субъектов РФ гражданских дел об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ, избираемых на конференциях судей субъектов РФ, по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений квалификационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.
2. Часть 2 ст. 26 ГПК РФ содержит указание на то, что перечень дел, отнесенных ч. 1 ст. 26 ГПК РФ к подсудности судов субъектов РФ, не является исчерпывающим. Федеральными законами к подсудности этих судов могут быть отнесены и другие дела. Таким законом является прежде всего ГПК. Так, в силу ч. 2 ст. 269 ГПК РФ к подсудности судов субъектов РФ относятся дела об усыновлении или удочерении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В соответствии с ч. 4 ст. 413 ТК РФ судам субъектов РФ подсудны дела о признании забастовки незаконной. К подсудности судов субъектов РФ отнесены дела о назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию прав граждан (ст. 3 ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).
Судам субъектов РФ подсудны также дела об обжаловании роспуска представительного органа муниципального образования, отрешения главы муниципального образования от должности, о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, п. 2 ч. 16 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012), о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (подп. «в» п. 1 ст. 9 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2012)).
КС РФ подтвердил неконституционность норм п. 12 ст. 16 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» и абз. 2 п. 2 ст. 26 ФЗ от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. от 02.10.2012) (см. Определение от 02.02.2006 N 45-О) (данные нормы в настоящее время утратили силу). В них закреплено правило о подсудности судам субъектов РФ дел об оспаривании судьями постановлений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении и прекращении полномочий, привлечении к дисциплинарной ответственности, об отставке и ее приостановлении, также об отказе в рекомендации на должность судьи. В то же время в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ дела об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки подсудны ВС РФ. По мнению КС РФ, положение п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ исключает родовую подсудность дел об оспаривании постановлений квалификационных коллегий судей субъектов РФ судам субъектов РФ в связи с приоритетом ГПК РФ над другими федеральными законами. Правовая позиция КС РФ обязательна, однако вызывает сомнение. Положение ч. 1 ст. 1 ГПК РФ о приоритете ГПК РФ не применимо для ситуаций, когда в самом ГПК РФ содержится норма, допускающая регулирование гражданских процессуальных отношений другими федеральными законами. Такая норма содержится в ч. 2 ст. 26 ГПК. В то же время не вызывает сомнений подсудность судам субъектов РФ дел об оспаривании постановлений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, названных в абз. 2 п. 2 ст. 26 ФЗ «Об органах судейского сообщества» и не названных в п. 3 ст. 27 ГПК РФ — о привлечении к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» дисциплинарное судебное присутствие — это судебный орган, который рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. В соответствии с ФЗ от 09.11.2009 N 246-ФЗ с 12 марта 2010 г. изменилось содержание ст. 26 ФЗ «Об органах судейского сообщества». С введением в действие названных выше Законов РФ прекратила существование родовая подсудность дел об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков судам субъектов РФ и ВС РФ.
В ГПК РФ и других федеральных законах не определена родовая подсудность дел, названных в ч. 2 ст. 259 ГПК РФ, — по заявлениям избирательных комиссий и комиссий референдумов различных уровней в связи с нарушениями законодательства о выборах и референдумах. По общему правилу ст. 24 ГПК РФ все эти дела должны быть подсудны районным судам.
Другой комментарий к Ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья регламентирует родовую подсудность гражданских дел верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов (т.е. судам субъектов РФ).
К категории дел, связанных с государственной тайной, относятся, во-первых, подведомственные судам общей юрисдикции дела, рассмотрение которых может повлечь исследование вопросов, затрагивающих государственную тайну, и, во-вторых, дела, непосредственно возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой.
К первой категории дел могут относиться различного рода дела, при разрешении которых необходимо исследовать сведения, содержащие государственную тайну (например, оспаривание отказа в выдаче разрешения на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну).
Ко второй категории дел в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» относятся такие дела, как:
———————————
Российская газета. 1993. 21 сент.
— дела об обжаловании заинтересованными лицами решений о засекречивании сведений, не составляющих государственную тайну, либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну;
— дела об обжаловании отказа в допуске к государственной тайне.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов (т.е. актов, носящих общеобязательный характер) органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, относятся к компетенции суда субъекта РФ, действующего на территории субъекта РФ, чей орган власти издал оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом следует учитывать, что норма п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан» ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3101.
При применении комментируемой нормы следует иметь в виду, что дела о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2001 года (Определение N 78-Г01-46), утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2001 г. ).
———————————
БВС РФ. 2002. N 4.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов власти субъектов РФ подсудны районным судам в соответствии с правилами ч. 2 ст. 254 ГПК. Акты органов местного самоуправления (как нормативного, так и ненормативного характера) обжалуются в районные суды в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными ч. 4 ст. 251 и ч. 2 ст. 254 ГПК.
Необходимо также иметь в виду, что оспаривание положения нормативного правового акта, которое не носит нормативно-правового характера, не должно служить основанием к изменению подсудности при рассмотрении данного дела, поскольку оспариваемое положение не может рассматриваться и оцениваться в отрыве от самого нормативного правового акта в целом. Поэтому подсудность дел об оспаривании нормативного правового акта в части, независимо от правового характера оспариваемого положения, в любом случае должна определяться на основании п. 2 ч. 1 ст. 26 и п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. ).
———————————
БВС РФ. 2006. N 5. С. 18.
Критерием отнесения к компетенции судов субъектов РФ дел, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК, является территориальный признак: структурное подразделение политической партии, общественное объединение, централизованная религиозная организация должны быть региональными, т.е. находиться в пределах одного субъекта РФ. Исключение составляет общественное объединение — оно может быть межрегиональным.
Дела о ликвидации и приостановлении деятельности политических партий относятся к исключительной компетенции Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК, п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» ).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
Дела о ликвидации и приостановлении регионального или иного структурного подразделения политической партии подсудны суду субъекта РФ, на территории которого находится данное региональное или иное структурное подразделение (п. 2 ст. 39 и п. 4 ст. 42 Федерального закона «О политических партиях»).
Дела о ликвидации местных религиозных организаций, не являющихся подразделениями централизованных религиозных организаций, подсудны районным судам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Под распространением продукции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Понятие «преимущественно» определяется путем толкования (больше, в основном, как правило и др.). Оценивается охват аудитории того или иного субъекта РФ, узнаваемость СМИ и др. Исходя из этих критериев и устанавливается суд, в который следует обращаться с иском о приостановлении или прекращении деятельности СМИ.
Необходимо иметь в виду, что следует отличать дела о приостановлении или прекращении деятельности СМИ от дел по искам регистрирующего органа о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ, которые относятся к ведению районных судов (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. ).
———————————
БВС РФ. 2007. N 1. С. 20.
Критериями отнесения дел, указанных в п. 4 ст. 26 ГПК, к подсудности судов субъектов РФ являются:
— уровень избирательной комиссии или уровень проводимого референдума;
— уровень выборов (референдума), подготовку и проведение которых организует избирательная комиссия (комиссия референдума), решение (уклонение от принятия решения) которой обжалуется;
— характер обжалуемого действия (бездействия) избирательной комиссии (комиссии референдума).
Порядок и основания расформирования указанных избирательных комиссий определены в ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Дела о расформировании иных избирательных комиссий подсудны районным (городским) судам, за исключением дел о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
2. Настоящая статья допускает возможность отнесения к подсудности судов субъектов РФ и других дел, но только на основании федеральных законов.
gpkodeksrf.ru
Комментарии к СТ 26 ГПК РФ
Статья 26 ГПК РФ. Статья 26 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
Комментарий к статье 26 ГПК РФ:
1. Комментируемая статья определяет родовую подсудность дел верховному суду республики, краевому (областному) суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, которые в соответствии со ст. 20 Закона о судебной системе в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Дела, связанные с государственной тайной, определены Законом о государственной тайне. Под государственной тайной понимают защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, определяется ст. 5 Закона о государственной тайне.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о государственной тайне органы судебной власти:
— рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
— обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
— обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
— определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.
3. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П положение п. 2 ч. 1 комментируемой статьи признано неконституционным в той мере, в которой данная норма наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации как разновидности нормативных правовых актов этих субъектов. Конституционный Суд РФ мотивировал данное Постановление тем, что конституции и уставы субъектов Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, находятся в особой связи с Конституцией РФ и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов, контроль за законностью которых производится в порядке гражданского или административного судопроизводства. Это вытекает из содержания Конституции РФ, которая последовательно различает конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации (см. п. 2 Постановления КС РФ N 13-П).
4. Подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации обусловливается уровнем органа, принявшего нормативный правовой акт, и не зависит от того, в чьих интересах возбуждаются данные дела. Так, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Федерации подлежит рассмотрению в судах субъектов Федерации.
5. Судам субъектов Федерации подсудны лишь те дела, которые связаны с деятельностью общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, действующих в пределах одного субъекта Федерации. В случае если организация осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов Федерации, дело подсудно Верховному Суду РФ (п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).
6. Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи корреспондирует с п. 3 ст. 39 Закона о партиях, в соответствии с которым уполномоченные органы вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения двух письменных предупреждений в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 38 названного Закона, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе.
Заявление федерального уполномоченного органа или его территориального органа в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть подано в суд в период рассмотрения им жалоб на указанные предупреждения.
7. Дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяющих свою продукцию преимущественно на территории одного субъекта Федерации, рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа в качестве суда первой инстанции.
Для дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации специальная подсудность законом не предусмотрена, поэтому они подлежат рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции в соответствии со ст. 24 ГПК РФ.
8. В Российской Федерации в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
— Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
— избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
— избирательные комиссии муниципальных образований;
— окружные избирательные комиссии;
— территориальные (районные, городские и др.) комиссии;
При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Комментируемая статья определяет подсудность споров, возникающих в связи с принятием решений:
— избирательных комиссий субъектов Федерации;
— окружных избирательных комиссий.
Избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами субъектов Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Законом о гарантиях избирательных прав, иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Избирательные комиссии субъектов Федерации действуют на постоянной основе.
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Федерации определены ст. 23 Закона о гарантиях избирательных прав.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией соответствующего решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Федерации определены ст. 25 Закона о гарантиях избирательных прав.
По вопросу конституционности норм п. 4 ч. 1 комментируемой статьи принято Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шхагошева Адальби Люлевича на нарушение его конституционных прав положениями п. 2 ст. 27, п. 4 ст. 74 и п. 2 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 30 и п. 7 ст. 90 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и п. 4 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в котором отмечается, что нормы п. 4 ч. 1 названной статьи ГПК не противоречат Конституции РФ и не могут рассматриваться как допускающие неполноту судебного исследования доказательств по делу, принятие необоснованных судебных решений и ограничение права на судебную защиту.
Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи о подсудности дел по избирательным спорам и п. 2 ст. 75 Закона о гарантиях избирательных прав об обжаловании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий в соответствующий суд по подсудности, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями ГПК РФ и названного Закона, предполагают обязанность суда соответствующего уровня рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, а также предусматривают возможность обжалования решения суда по делу о защите избирательных прав в кассационной и надзорной инстанциях.
9. Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи был введен в действие Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» . Расформирование избирательной комиссии возможно по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 31 Закона о гарантиях избирательных прав, а именно в случаях:
а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссией субъекта Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта Федерации, избирательной комиссии муниципального района;
в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.
К подсудности верховных судов республик, краевых судов, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов относится рассмотрение дел о назначении выборов в органы местного самоуправления, учитывая, что помимо Закона об основных гарантиях избирательных прав порядок проведения выборов в органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Пункт 7 ст. 3 данного Закона предусматривает, что верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
10. С 4 мая 2010 г. новой категорией дел являются дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам (см. комментарий к ст. 6.1, гл. 22.1 ГПК РФ).
11. Суды субъектов Федерации не вправе даже с согласия сторон изъять дело из районного суда, находящегося на территории данного субъекта, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Иное противоречило бы ст. 47 Конституции РФ. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
www.gpkod.ru