Конкурсное производство
- Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
- Предпринимательские правоотношения
- Субъекты предпринимательского права
- Субъекты предпринимательской деятельности
- Малое предпринимательство
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности
- Классификация предпринимательских рисков
Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника.
Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:
- назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
- отстранение должника от управления своим имуществом;
- приостановление индивидуальных требований кредиторов;
- возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
- формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
- удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.
Сроки конкурсного производства
Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.
Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;
- исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия этого решения, прекращаются. Страхователи (выгодоприобретатели) по прекратившимся договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который этот договор был заключен, и сроком, в течение которого он действовал.
Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.
При осуществлении процедуры признания банкротом гражданина к нему должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью; одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуги т. п.). Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, означает также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Аналогичным образом утрачивает силу государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение пяти лет после признания его банкротом.
Конкурсный управляющий
Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.
В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является «Российская Газета».
Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:
Конкурсная масса
Конкурсная масса — все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.
В конкурсную массу не входит:
- Имущество, изъятое из оборота.
- Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
- Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.
-
Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.
В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
Удовлетворение требований кредиторов
Следует особо подчеркнуть, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах. При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.
После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы:
- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;
- иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;
В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);
В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).
Реестр требований кредиторов
Конкурсный управляющий (собственник, учредитель — если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Реестр требований кредиторов — документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).
Особенности расчетов с кредиторами
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.
При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.
Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.
В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.
Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.
Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.
После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.
Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.
Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.
Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник — ликвидированным.
www.grandars.ru
Срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом
Продление срока конкурсного производства: невозможное возможно
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.
По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга» (Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. 1996. № 6. С. 92).
Процедура конкурсного производства носит характер публичных правоотношений, поскольку затрагивает как интересы самого юридического лица (банкрота), его кредиторов, так и общества в целом. Поэтому она имеет важное социальное значение.
Основная цель конкурсного производства – распределение полученных от реализации имущества должника средств кредиторам в порядке, установленном законодательством. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. В связи с этим конкурсное производство «представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов» (Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 182).
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда.
С момента введения конкурсного производства арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который является важнейшей фигурой в процессе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий должника с момента его утверждения арбитражным судом до даты прекращения производства по делу о банкротстве осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия, проводит в ходе конкурсного производства ряд мероприятий, предусмотренных федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). В его обязанности, в том числе, входит принятие в ведение имущества должника, проведение инвентаризации этого имущества, его оценка, обеспечение сохранности. Он проводит анализ финансового состояния должника; предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; принимает меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц, путем предъявления исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, виндикационных исков; обеспечивает исполнение судебных решений; осуществляет реализацию имущества должника; распределяет денежные средства либо имущество между кредиторами; осуществляет ликвидацию юридического лица — банкрота.
Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев (п.2 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, установленный законодательством предел срока конкурсного производства составляет 18 месяцев. Дальнейшее продление срока конкурсного производства Законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрено.
Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в обоснование данного ходатайства.
О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение четырнадцати дней с момента его принятия.
То обстоятельство, что действующий Закон о банкротстве, в отличие от Закона 1998 года, не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев, вероятно, объясняется тем, что конкурсные управляющие зачастую необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких лет, что приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего. Так, например, в Арбитражном суде города Москвы в 2006 году находились в производстве дела о банкротстве юридических лиц, конкурсное производство по которым длится 7 лет и более (Пулова Л.В. К вопросу о сроках проведения конкурсного производства в отношении должников, подлежащих процедуре банкротства // Вестник арбитражного суда города Москвы. 2006. № 4).
Однако полагаем, при необходимости в исключительных случаях арбитражный суд все-таки вправе продлить срок конкурсного производства сверх установленного Законом срока.
Очевидно, что признание невозможности увеличения срока конкурсного производства могло бы привести к сложным последствиям на практике. Это связано, прежде всего, с возникновением новых обстоятельств или обнаружением ранее неизвестного имущества должника, в связи с чем может понадобиться дополнительный промежуток времени для надлежащего проведения конкурсного производства.
Так, например, по окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен, вдруг может оказаться, что у должника существует еще не реализованное имущество за пределами РФ, или отсутствуют правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимого имущества, либо обнаружилось имущество, находящееся у третьих лиц без должных оснований, что требует обращения в суд с виндикационным (или иным) иском. Единственный выход в подобных ситуациях — продление конкурсного производства, так как юридическое лицо не может быть ликвидировано при указанных обстоятельствах.
В частности, возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами. Из буквального толкования статьи 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества должника (в соответствии с нормами статьи 148 Закона).
На решение данной проблемы было направлено вынесенное Пленумом ВАС РФ постановление от 8 апреля 2003 года № 4. В постановлении установлено, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего» (п. 16). Очевидно, что из текста данного постановления не следует однозначный ответ на вопрос о продлении срока конкурсного производства свыше восемнадцати месяцев, а также о том, что может рассматриваться в качестве исключительного случая, являющегося основанием для продления срока конкурсного производства.
Ранее в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 года № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» было указано, что продолжительность конкурсного производства определяется исходя из обстоятельств дела и с учетом соответствующих требований Закона о банкротстве. Полагаем, что данное мнение по поводу обозначенной проблемы является более правильным.
Однако в настоящее время практика продления срока конкурсного производства на срок свыше 18 месяцев отсутствует. Такая практика существовала по прежнему Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.
Анализ имеющейся судебной практики свидетельствует, что основанием продления срока конкурсного производства являлось принятие мер к поиску и возврату имущества должника.
Так, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2001 года № КГ-А40/5672-01 установлено, что отсутствие рассмотрения арбитражным судом иска о признании сделки недействительной, проведение не всех необходимых мероприятий, направленных на поиск и возврат недвижимого имущества, являются достаточными основаниями для продления срока конкурсного производства.
В связи с отсутствием в законодательстве перечня исключительных обстоятельств, при наступлении которых конкурсный управляющий вправе ходатайствовать о продлении срока конкурсного управления, целесообразно определить некоторые из таких обстоятельств, наиболее часто встречающиеся на практике:
1) необходимость проведения повторных торгов по продаже имущества должника;
2) возникновение трудностей по установлению местонахождения имущества или материальных ценностей, что в результате затрудняет составление анализа финансового состояния должника;
3) необходимость оформления правоустанавливающих документов на недвижимое имущество должника;
4) нахождение имущества должника в разных городах, областях, а также за пределами РФ, в результате чего сроки его оценки и продажи увеличиваются;
5) необходимость дополнительного времени для поиска, выявления и истребования имущества, находящегося у третьих лиц;
6) необходимость окончания судебных разбирательств по вопросу принадлежности тех или иных объектов должнику;
7) определенные временные затраты в связи с назначением нового конкурсного управляющего: конкурсный управляющий по личным мотивам вправе заявить в арбитражный суд ходатайство о своем досрочном освобождении от исполнения обязанностей, либо в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим возникает необходимость отстранения его от должности и утверждения нового конкурсного управляющего, на которого возлагается выполнение всех конкурсных мероприятий.
Одновременно в соответствии с пунктом 3 статьи 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности. Положения статьи 149 Закона предоставляют только арбитражному суду решать вопрос о завершении конкурсного производства в отношении должника, то есть сделать вывод об отсутствии у должника имущества, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов, о выполнении управляющим всех возложенных на него законом обязанностей.
Не вызывает сомнений, что не реализованное управляющим имущество должника либо реализация его имущества с нарушением порядка, установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», невыполнение либо ненадлежащее выполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей может явиться препятствием для завершения процедуры конкурсного производства. У арбитражного суда в силу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве отсутствует право по своей инициативе продлить процедуру конкурсного производства.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении отчета конкурсного управляющего о завершении процедуры конкурсного производства допущенные управляющим нарушения, может только предложить управляющему их устранить. Заставить конкурсного управляющего устранить выявленные нарушения суд не имеет возможности.
Поскольку статьей 143 Закона о банкротстве относит суд к органам, контролирующим деятельность управляющего, суд вправе при рассмотрении отчета управляющего указать на недостатки отчета и нарушения закона, допущенные управляющим при осуществлении конкурсного производства, если управляющий после указания на них судом не исправил и не устранил их (Л.В. Пулова).
Вместе с тем на период устранения допущенных конкурсным управляющим нарушений суд вправе отложить дело. Сроки отложения дела регулируются Арбитражным процессуальным кодексом и, как правило, не должны превышать один месяц. Однако указанный срок может оказаться недостаточным для завершения всех необходимых процедур, в результате чего дело может откладываться неоднократно.
Многократное использование механизма отложения дела приводит к нерациональному распределению процессуального времени, необходимого для рассмотрения дел, увеличивает объем работы судей и работников судебного аппарата, связанный с организацией и проведением судебных заседаний, их последующим отложением, вынесением судебных актов, их изготовлением и рассылкой.
В связи с изложенным полагаем целесообразным внести изменения в статью 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части продолжительности срока конкурсного производства, а также возможности его продления исходя из обстоятельств дела с учетом общего смысла норм законодательства о банкротстве.
epam.ru