Налоговый словарь — Н
Налог — это обязательный платёж, взимаемый с физического или юридического лица, для финансирования деятельности государства.
Налог на прибыль — это налог, взимаемый с прибыли организаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходов организации. Налог на прибыль платится всеми организациями, за исключением использующих специальные налоговые режимы и плательщиков налога на игорный бизнес.
Налоговая база — это характеристика объекта налогообложения, исходя из данных о котором, рассчитывается размер налога.
Налоговая декларация – документ, предоставляемый налогоплательщиком в органы налогового контроля для уведомления о размере доходов, полученных за определённый период времени. Так же в декларации указывается информация о полагающихся и применяемых налоговых льготах, и иных типах вычетов, влияющих на размер уплачиваемого в казну налога. Для каждого типа налога, подлежащего учёту существует своя декларация утверждённой формы. Данные передаются в налоговую на бумажных носителях, через сертифицированные средства электронного документооборота или с недавнего момента через личный кабинет налогоплательщика с использованием электронной подписи.
Налоговая система – общее понятие, являющееся совокупностью всех институтов и правовых взаимоотношений возникающих между государством и плательщиками налогов. В налоговую систему входят все нормы и принципы установлений, сбора и контроля налогов.
Налоговые каникулы – льготный период, предоставляемый государством юридическим или физическим лицам, в течение которого они освобождаются от уплаты всех или только некоторых типов налоговых сборов. Основной целью налоговых каникул является стимулирование определённых отраслей или типов организаций, испытывающих сложности, связанные с налоговой нагрузкой.
Налоговый вычет — установленная законодательством сумма, на размер которой может быть сокращена облагаемая налогом база, что приводит к общему уменьшению налога, подлежащего к уплате. Налоговые вычеты могут распространяться, как на целые категории лиц и организаций, так и на частные случаи, связанные с характеристиками объекта налогообложения. Вычеты бывают, как для юридических, так и для физических лиц.
Налоговый период — это период времени, за который определяется размер налоговой базы, на основании которой начисляется налог, подлежавшей уплате в дальнейшем.
Налоговые агенты — лица, на которых согласно Налогового законодательства возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных налогов в бюджет.
Налогоплательщик — это физическое лицо или организация, законодательно обязываемые уплачивать налоги.
НДПИ (Налог на Добычу Полезных Ископаемых) — это федеральный налог, взимаемый с полезных ископаемых, добываемых из недр земли. Полезные ископаемые, получаемые в результате переработки отходов добывающего предприятия, НДПИ не облагаются, за исключением отдельно лицензируемых видов деятельности. Налог взимается, как с ископаемых, добытых на территории Российской Федерации, так и на иной территории находящейся под юрисдикцией РФ.
НДС (Налог на Добавленную Стоимость) — это налог уплачиваемый с разницы между доходом от реализации продукта и затратами на его производство.
НДФЛ (Налог на Доходы Физических Лиц) — это прямой налог, взимаемый с полного дохода физического лица за определённый период времени. Может быть уменьшен на сумму расходов, затраченных на образование, лечение и иные статьи, определяемые налоговым кодексом РФ.
Нематериальные активы — это активы, не имеющие физической формы и не являющиеся непосредственно финансово-денежными активами (инвестициями, займами и прочим), но участвующие в производстве продукции и деятельности организации. К таким активам относятся объекты интеллектуальной собственности, патенты, деловую репутацию и т.п.
НКО (Некоммерческая Организация) — это форма юридического лица результатом и первичной целью деятельности, которой не является получение прибыли и её распределение между собственниками. Самыми распространёнными видами являются фонды, политические партии, профессиональные и религиозные объёдинения.
www.taxinspections.ru
Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Комментарий к ст. 8 НК РФ
Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права — налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?
Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников — организаций и физических лиц — часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти — государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.
Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).
Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.
Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.
Налог определяется законодателем как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ).
Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:
1) обязательный характер налогового платежа;
2) его индивидуальную безвозмездность;
3) денежную форму уплаты;
4) публичные цели налогообложения.
Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.
Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.
Налог — обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а «о налогах не договариваются», гласит знаменитая аксиома налогового права.
Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.
Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).
Индивидуальная безвозмездность — правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, — принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).
В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.
Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.
Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.
Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.
Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).
Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.
На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги «воплощен публичный интерес всех членов общества» (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой «основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти» (Постановление КС РФ от 11.11.1997).
www.zakonrf.info
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Элементы налога
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
срок уплаты налога.
Виды налогов
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные налоги
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Аккордные и подоходные налоги
Также принято различать аккордные и подоходные налоги.
Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.
Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налоговая нагрузка
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
www.audit-it.ru
4.1. Понятие и определение налога. Классификация налогов.
Государство осуществляет:
— экономическую,
— социальную;
— экологическую;
— демографическую и т.п. политику.
Регулирующая функция государства в сфере ЭКОНОМИКИ – проявляется в форме взаимодействия: а) бюджетно-финансового механизма; б) денежно-кредитного механизма; в) ценового механизма и т.п.
и является составными элементами Государственного Регулирования Экономики.
Бюджетно-финансовая система включает ОТНОШЕНИЯ по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства:
— бюджетов всех уровней;
— внебюджетные фонды и призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальных и др. Функций государства.
Важной “кровеносной артерией” бюджетно-финансовой системы являются – налоги.
Ф.Аквинский (1226-1274гг.) рассматривал налоги – как дозволенную форму грабежа.
А.Смит (1723-1790гг.) определял налог, как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Он утверждал, что налоги для того, кто их выплачивает — признак свободы, а не рабства.
К.Маркс (1818-1883гг.) справедливо подчеркивал – “…В налогах воплощено экономически выраженное существование государства…”.
В российском законодательстве существует следующее определение “…Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом ПОНИМАЕТСЯ обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами…”
Налог – систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения (подоходный налог, налог на имущество, налог на рекламу и т.п.);
С б о р – плата государству за право использования или право деятельности (гербовый сбор, курортный сбор, сбор с биржевых сделок);
Пошлина – плата за совершение действий государственными органами (государственная пошлина, регистрационная пошлина, таможенная пошлина);
Иной платеж – компенсационная плата за использование ресурсов (плата за воду, лесной доход и т.п.).
СУЩНОСТЬ налога заключается в изъятие государством в свою пользу определенной части Валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Для более полной характеристики налога целесообразно выделить следующий перечень ЮРИДИЧЕСКИХ признаков:
— НАЛОГ – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;
— НАЛОГ – устанавливается и вводится законом;
— НАЛОГ – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер;
— Внесение НАЛОГА происходит в денежной форме;
— НАЛОГ уплачивается на основе безвозмездности;
— НАЛОГИ вносятся в бюджет или внебюджетные фонды;
— НАЛОГИ – абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения.
В теории налогообложения для классификации налогов используются различные основания:
1) ПО СПОСОБУ ВЗИМАНИЯ различают:
1.1. Прямые налоги – взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).
Прямые налоги подразделяются на: — реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика.
— личные прямые налоги — уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
1.2. Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара или услуги.
В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на:
— косвенные индивидуальные налоги – облагается строго определенные группы товаров;
— косвенные универсальные налоги – облагаются, в основном, все товары и услуги;
— фискальные монополии – это налоги, которыми облагаются все товары, производство и реализации которых сосредоточены в государственных структурах;
— таможенные пошлины — облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций;
2) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНА, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они (последние) подразделяются на:
2.1. Федеральные (общегосударственные) налоги – определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории.
Устанавливаются и вводятся высшим правительственным органом, однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
2.2. Региональные налоги – элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.
2.3. Местные налоги – вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны.
Вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне и зачисляются в местные бюджеты.
3) ПО ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ введения налогов различают:
3.1. Общие (абстрактные) налоги – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;
3.2. Специальные (целевые) налоги – вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4) В зависимости от СУБЪЕКТА-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА выделяют следующие виды налогов:
4.1. Налоги, взимаемые с физических лиц;
4.2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий, организаций);
4.3. Смежные налоги – это налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.
5) ПО УРОВНЮ БЮДЖЕТА, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
5.1. Закрепленные налоги – это налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
5.2. Регулирующие (разноуровневые) налоги – это налоговые платежи, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорциях, принятых согласно бюджетного законодательства;
6) ПО ПОРЯДКУ ВВЕДЕНИЯ налоговые платежи делятся на:
6.1. Общеобязательные налоги – взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
6.2. Факультативные налоги – это налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание является компетенцией органов местного самоуправления;
7) ПО СРОКАМ уплаты различают:
7.1. Срочные налоги – это налоги, которые уплачиваются в срочном порядке.
7.2. Периодично-календарные – это налоги, которые уплачиваются в определенные периоды времени: — декадные, — ежемесячные; — ежеквартальные; — полугодовые; — годовые.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ –
1) Комплекс устоявшихся правил, определяющих проведение налоговой политики и реализуемый при составлении бюджетных заданий по налогам.
2) Логическое обоснование использования различных методов налогообложения.
3) Базовые идеи и положения, которые применяются (используются) в налоговой сферы.
В системе налогообложения выделяются:
1) Экономические принципы;
2) Юридические принципы;
3) Организационные принципы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – впервые сформулированы в 1776 г. А.Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” в части (книге) 5. “О расходах государя или государства”
“О доходах монарха и республики”
приведено ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ налогообложения:
1) Хозяйственная независимость и свобода;
2) Справедливость. Налоги должны платить все граждане. Каждый – должен
уплатить сумму, которая соответствует его доходу.
3) Определенность. Налог, который следует уплатить – должен быть ТОЧНО
ОПРЕДЕЛЕН, а не измеряться произвольно.
Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это
должно быть ясно и для всякого другого лица.
4) Удобство. Всякий налог должен быть взиматься: — в такое время; — таким
способом: которые наименее стеснительны для плательщиков.
5) Экономия. Каждый налог должен быть задуман и разработан, чтобы он
(налог) брал и удерживал из карманов народа возможно меньше
сверх того, что приносит государственному казначейству.
В настоящее время принципы именуются несколько иначе:
1) Принцип хозяйственной независимости
2) Принцип справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
Согласно ЭТОМУ ПРИНЦИПУ каждый налогоплательщик должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Две центральные идеи этого принципа:
1) Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
2) Тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов.
3) Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Этот принцип характеризируется кривой Артура ЛЭФФЕРА (профессор Калифорнийского университета), которая показывает зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 8.1):
Данная концепция – получила признание в 70-80-е гг. ХХ в.
Эффект кривой состоит в:
а) Росте поступлений в бюджет с ростом налогов,
если ставка налога – до 50%;
б) Снижении поступлений – если ставка налога – более 50%.
4) Принцип учета интересов налогоплательщиков – основан на двух принципах А. Смита:
4.1. Принцип определенности – сумма, способ и время платежа должно быть точно и заранее известны налогоплательщику;
4.2. Принцип удобности (удобства) – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.
5) Принцип экономии или экономичности (эффективности) – базируется еще на одном принципе А. Смита, который заключается в необходимости сокращения издержек взимания налога, рационализации системы налогообложения.
По своей сути этот принцип означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Этот перечень со временем был дополнен:
6) Принцип обеспечения достаточности и подвижности – налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства;
7) Принцип надлежащего источника и объекта налогообложения
8) Принцип однократности обложения
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – общие и специальные налогового права, в состав которых включаются:
1) Принцип равного налогового бремени (нейтральности) – предусматривает ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом.
Согласовано данного принципа НЕ ДОПУСКАЕТСЯ установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (форма собственности, местонахождение налогоплательщика и т.п.)
2) Принцип установления налогов законами – закреплен в Конституции Российской Федерации и означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие Федеральные законы.
3) Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, НЕРАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на отношения, которые возникли до его принятия.
6) Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами – это специальный принцип, который означает, что если налоговые законы содержат нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.
В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства.
7) Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе – предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщикам НЕ УПЛАЧИВАТЬ налог или уплачивает его удобным для себя образом.
8) Принцип сочетания интересов государства и обязательных субъектов – присущ любой системе налогового законодательства и предполагает НЕРАВЕНСТВО сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.
Это неравенство проявляется в НЕРАВНОПРАВНОМ ПОЛОЖЕНИИ плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:
1) Принцип единства налоговой системы – согласно Конституции Российской Федерации НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— установление налогов, которые ограничивают свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны;
— введение региональных налогов, которые позволяли бы наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
2) Принцип подвижности (эластичности) – означает, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть ОПЕРАТИВНО ИЗМЕНЕНЫ в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев ЭЛАСТИЧНОСТЬ налогообложения – используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
Реализация этого принципа затруднена тогда, когда часто и непредсказуемо меняется законодательство.
3) Принцип стабильности – означает, что налоговая система должна функционировать на протяжении длительного периода времени, вплоть до НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ.
Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.
4) принцип множественности налогов – обуславливается:
а) Необходимостью перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками;
б) Нарушением принципа эластичности налоговой системы при использовании единого налога;
в) Реализацией взаимодополняемости налогов, т.к. искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.
5) Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – означает ОГРАНИЧЕНИЕ введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей.
В процессе развития налоговой системы – этот принцип ИНОГДА нарушается.
4.3. Элементы закона о налоге.
НАЛОГ – представляет собой сложную систему отношений, которая включает в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение.
Уплата любого налога, представляет собой определенным образом организованный процесс, который включает существенные элементы закона о налоге:
1) Субъект налогообложения (налогоплательщик);
2) Предмет налогообложения;
3) Объект налогообложения;
4) Масштаб налога;
5) Единица налогообложения;
6) Налоговая база;
7) Налоговый и отчетный периоды;
8) Ставка налога;
9) Метод налогообложения;
10) Порядок исчисления налога;
11) Способы исчисления налога;
12) Способы уплаты налога;
13) Сроки уплаты налога;
14) Порядок уплаты налога;
15) Налоговые льготы.
Существуют и ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ элементы:
1) Порядок удержания налога;
2) Порядок возврата неправильно удержанных сумм;
3) Ответственность за налоговые правонарушения;
4) Ответственность за налоговые доходы.
Отсутствие факультативных налогов НЕ ВЛИЯЕТ на степень определенности налогового обязательства.
СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это налогоплательщик, на которого возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Налог должен сокращать доходы субъекта.
Налогоплательщиками являются:
а) физические лица;
б) юридические лица.
Следует различать понятия “налогоплательщик” и “носитель налога”.
Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения. Именно за счет НОСИТЕЛЯ налога – налоги уплачиваются в бюджет.
Налог может быть уплачен от имени налогоплательщика – представитель налогоплательщика. Различают:
— представительство по закону (выплата налога опекунами, попечителями и т.п.);
— представительство по доверенности (поручение налогоплательщика третьему лицу уплатить налог за счет причитающегося налогоплательщику определенной суммы долга).
Экономические отношения между налогоплательщиком и государством определяются принципом ПОСТОЯННОГО местопребывания (резиденства) в соответствии с которым различают два вида субъектов налогообложения:
1) Резиденты – имеют постоянное местопребывании в определенном государстве (в Российской Федерации – не менее 183 дней в календарном году для гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства); облагаются доходы, полученные: — на территории данного государства; — за рубежом.
2) Нерезидент – не имеет постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат доходы, полученных в данном государстве.
ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.п.) с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Предмет налогообложения – означает признаки ФАКТИЧЕСКОГО (не юридического) характера.
Например:
а) Предмет налогообложения – земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий.
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – представляет собой юридические факты (действия, события, состояния), которые ОБУСЛАВЛИВАЮТ обязанность субъекта заплатить налог:
— совершение оборота по реализации товара;
— владение имуществом;
— совершение сделки купли-продажи;
— вступление в наследство;
— получение дохода; — и т.п.
Объект налогообложения можно разделить на следующие виды:
1) Права имущественные:
— право собственности на имущество;
— право пользования имуществом.
2) Права неимущественные:
— право использования;
— право на вид деятельности.
3) Действия (деятельность) субъекта:
— реализация товаров, работ и услуг;
— операции с ценными бумагами
— ввоз (вывоз) на территорию страны; — и т.п.
4) Результаты хозяйственной деятельности:
-добавленная стоимость:
— доход;
— прибыль; — и т.п.
Объект налогообложения необходимо ОТЛИЧАТЬ от источника налога.
ИСТОЧНИК НАЛОГА – это резерв, который используется для уплаты налога.
Чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка требует выбора соответствующего масштаба.
МАСШТАБ НАЛОГА – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.
Масштаб налога определяется посредством (с помощью) экономических (стоимостных) характеристик и физических характеристик.
Для измерения дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств – мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.
ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
Например: а) Налогообложение земель – единиц налогообложения может выступать: а) гектар; б) квадратный метр; в) и т.п.
б) Налогообложение владельцев автотранспортных средств – лошадиная сила; в) Добавленная стоимость – рубль.
НАЛОГОВАЯ БАЗА – это количественное выражение предмета налогообложения. Различают:
а) Налоговые базы со стоимостными показателями – сумма доходов;
б) Налоговые базы с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг;
в) Налоговые базы с физическими показателями – объем добытого сырья.
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы:
1) Прямой способ – основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика;
2) Косвенный (расчет по аналогии) способ – основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков;
3) Условный способ – основан на определении с помощью вторичных признаков УСЛОВНОЙ суммы доходов (например, исходя из суммы аренды, средней суммы расходов на жизнь и т.п.);
4) Паушальный способ – основан на определении с помощью вторичных признаков в условной суммы налогов (но не доходов).
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД – это срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Иногда налоговый период и отчетный период могут совпадать, а иногда отчетность – предоставляется несколько раз за налоговый период (например, налог на прибыль и т.п.).
СТАВКА НАЛОГА – это размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога – есть НОРМА налогового обложения. Ставки налога могут быть классифицированы следующим образом:
1) В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления) различают:
а) Равные ставки – это ставки, которые устанавливают РАВНЫЕ суммы налога для каждого налогоплательщика (например – налог на благоустройство территорий);
б) Твердые ставки – это ставки, которые устанавливают ЗАФИКСИРОВАННЫЙ размер налога на каждую единицу налогообложения.
в) Процентные ставки – например, 35% с каждого рубля прибыли.
2) В зависимости от степени изменения ставок налога – различают:
а) Общие ставки
б) Повышение ставки;
в) Понижение ставки;
3) В зависимости от изменения налоговой базы используются:
а) пропорциональные ставки;
б) Прогрессивные ставки;
в) Регрессивные ставки.
4) В зависимости от содержания различают:
а) Маргинальные ставки – это ставки, которые непосредственно даны (прописаны) в нормативном акте о налоге.
б) Фактические ставки – это ставки, которые определяются как ОТНОШЕНИЕ уплаченного налога (по маргинальной ставке) к налоговой базе (величина облагаемого дохода).
в) Экономические ставки – это ставки, которые определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному (совокупному) доходу.
МЕТОД НАДОГОБЛОЖЕНИЯ – это порядок изменения ставки на налога в зависимости от роста налоговой базы.
В зависимости от изменения налоговой базы используют следующие виды налогообложения:
а) равное – для каждого налогоплательщика применяется РАВНАЯ сумма налога;
б) Пропорциональное – для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога;
в) Прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога;
г) Регрессивное– с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ – используются для СОКРАЩЕНИЯ размера налогового обязательства налогоплательщика или для отсрочки или рассрочки платежа.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на следующие виды:
1) Изъятия – это налоговые льготы, которые направлены на освобождение от налогообложения отдельных параметров (объектов) налогообложения.
2) Скидки – это налоговые льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Различают:
— лимитированные (размер скидок ограничен);
— нелиминированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика);
— общие (для всех налогоплательщиков);
— специальные (для отдельных категорий субъектов).
3) Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада.
Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
а) Снижение ставки налога;
б) Вычет из налогового оклада (валового налога);
в) Отсрочка или рассрочка уплаты налога;
г) Возврат ранее уплаченного налога (части налога);
д) Зачет ранее уплаченного налога;
е) Целевой (инвестиционный) налог.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.
economics.studio