Закон об отмене детских удерживающих устройств

Автомобили

Закон и право

Безопасность детей оставили на совести родителей

Верховный суд разрешил перевозить детей без автокресел‍

Верховный суд разрешил водителям перевозить детей до 12 лет без специального автокресла, но при условии использования других удерживающих устройств и пристегнутых ремнях безопасности. При этом эксперты предупреждают, что использование любых приспособлений, кроме классических автокресел, не обеспечивает безопасности ребенка.

Верховный суд (ВС) вынес решение, позволяющее водителям перевозить детей в возрасте до 12 лет не только в классических автокреслах, но и при использовании других детских удерживающих устройств и пристегнутых ремнях безопасности.

С жалобой в ВС обратился житель Екатеринбурга, которого в апреле 2016 года обвинили в том, что он перевозил своего сына на заднем сиденье без специального детского автомобильного кресла. При этом о безопасности ребенка водитель все же позаботился — пассажир был пристегнут удерживающим устройством, что разрешается существующей редакцией ПДД. Однако инспектор ГИБДД с доводами водителя не согласился и оштрафовал его на 3 тыс. руб. по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ (нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД).

Автомобилиста такое решение не устроило, и он попробовал обжаловать постановление гаишника в суде. Однако ни районный, ни областной суд не встали на сторону истца, оставив в силе штраф. Тогда водитель обратился в Верховный суд.

Задержаны виновники ДТП, в котором погибли трое детей

Изучив доводы заявителя, судья Владимир Меркулов пришел к выводу, что из буквального толкования п. 22.9 ПДД, регламентирующего правила перевозки детей, следует,

что для этого могут использоваться как детские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту ребенка, так и иные средства, позволяющие пристегнуть его ремнями безопасности.

Кроме того, судья отметил, что удерживающие устройства бывают двух конструкций: цельной, которая включает в себя непосредственно кресло и лямки для его пристегивания, и частичной, состоящей только из специальных ремней безопасности.

Согласно закону, разрешено использование обеих модификаций.

На основании этого Меркулов признал незаконным постановление инспектора ГИБДД о привлечении водителя к ответственности, а также отменил решения нижестоящих судов. Также судья в постановлении напомнил, что нижестоящие суды обязаны в полном объеме исследовать обстоятельства дела.

Таким образом, теперь водители смогут избегать штрафов за нарушение правил перевозки детей при использовании неклассических детских автокресел, ссылаясь на решение Верховного суда.

К перевозкам инвалидов без автокресла подключился Совет Федерации

В то же время специалист по детским автокреслам Сергей Керженцев в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что такое решение суда может негативно повлиять на статистику смертности детей в ДТП. По его мнению, иные удерживающие устройства, среди которых выделяют так называемые адаптеры ремня безопасности и бустеры (нижняя часть автомобильного кресла в виде подушки. — «Газета.Ru»), не способны защитить ребенка при аварии.

«Думаю, что если эта тема будет активно обсуждаться в СМИ, многие водители выберут более дешевые детские удерживающие устройства. Однако, к сожалению,

результаты многочисленных краш-тестов показали, что должный уровень безопасности могут обеспечить только автокресла»,

— пояснил эксперт, добавив, что в России широко распространены различные несертифицированные приспособления для перевозки детей.

При этом он отметил, что некоторые отечественные компании, производящие адаптеры ремней безопасности, хоть и имеют требуемые по закону сертификаты, во многих случаях получают их нелегально.

По словам эксперта, в Европе использование подобных устройств запрещено уже в течение долгого времени, а использование бустеров разрешается только при перевозке детей определенного роста и веса.

Перевозку инвалидов могут законодательно регламентировать

По мнению Керженцева, существующие сегодня правила перевозки детей в ПДД действительно разрешают использовать любые удерживающие устройства, однако профессиональное сообщество выступает за внесение изменений в ПДД для того, чтобы официально запретить использование небезопасных детских удерживающих устройств.

При этом законопроект, устанавливающий новые правила перевозки детей, которые запрещают использовать что-либо, кроме сертифицированных автокресел, был разработан МВД еще в середине лета прошлого года. Кроме регламентации правил перевозки детей в автомобилях, он запрещает и сажать детей на заднее сиденье мотоцикла, а также оставлять ребенка без присмотра в автомобиле. Предполагалось, что новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года, однако документ по каким-то причинам до сих пор не был принят Госдумой.

В 2016 году в России произошло около 20 тыс. серьезных аварий с участием детей и подростков. Погибли в них 710 человек, ранено еще 20,6 тыс. Несмотря на ужасающий масштаб цифр, они, тем не менее, оказались ниже, чем за 2015 год.

www.gazeta.ru

Закон об отмене детских удерживающих устройств

10 июля 2017 года в России вступили в силу новые правила перевозки детей в автомобиле.

Поправки в правила перевозки детей содержатся в Постановлении Правительства №761, которое 28 июня 2017 года подписал Дмитрий Медведев.
Основные изменения:

• Для перевозки детей теперь разрешены только автокресла (термин «иные устройства» исключены из ПДД)

• Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье можно возить как автокресле, так и пристегивать обычными ремнями

• Детей до 7 лет можно возить только в автокресле, без исключений

• На переднем сиденье автомобиля детей до 12 лет можно перевозить только в автокресле

• Детей младше 7 лет запрещено оставлять одних в машине

Постановление официально опубликовано на сайте Кабмина 3 июля 2017 года. По закону, оно вступает в силу через 7 дней после официальной публикации, то есть — с 10 июля 2017 года.

В 2007 году в нашей стране была введена ответственность за отсутствие или неисправность детского автокресла, штраф составлял 500 рублей.
Начиная с 01.09.2013 и по сегодняшний день за несоблюдение правил безопасности (статья 12.23, часть 3) во время перевозки детей водитель обязан будет выплатить штраф размером в 3 тысячи рублей.

Перевозка детей ПДД 22.9 правила дорожного движения от 28.06.2017 N 761

Согласно законодательству Российской Федерации, «перевозка детей до 7 лет на заднем сиденье и до 12 лет на переднем, осуществляется в автотранспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства».

Таким образом, в нашей стране маленькие дети могут путешествовать в «автолюльках», автокреслах и бустерах – сиденьях без спинки. Возраст и комплекция ребенка должны соответствовать особенностям конкретной модели детского автомобильного сиденья.

По правилам ПДД, автокресло должно иметь неповрежденный каркас без внутренних и внешних повреждений. Исключены вмятины и трещины, нарушающие целостность сиденья. Лямки ремней безопасности автомобиля и автокресла не могут быть потерты и изношены, а замки и механизмы обязательно должны быть в исправном состоянии.

Закон об автокреслах допускает крепление детского автомобильного сиденья с помощью системы Isofix или на специальной базе (ременной или Isofix). Устройства для перевозки детей сертифицируются по установленным правилам.

Согласно ПДД, детское автокресло устанавливается на заднем сиденье автомобиля. По статистике, места посередине заднего сиденья и за водителем считаются самыми безопасными. Ребенок до 12 лет не может ехать на переднем пассажирском сиденье. Исключение – младенцы, которые перевозятся в автокреслах, закрепленных против хода движения машины. В данном случае должны быть отключены фронтальные подушки безопасности.

Если автокресло в салоне есть, а малыш перевозится не в нем — например, его держит мама, это все равно считается административным правонарушением и наказывается штрафом 3000 рублей. Недоношенные дети и малыши с малым весом должны перевозиться не на руках, а в адаптированных «автолюльках», которые имеют почти полностью горизонтальное положение и оснащены мягким вкладышем для новорожденных.

Любителям авто путешествий по разным странам:В Германии при отсутствии в автомобиле детского кресла придется заплатить штраф 40 евро. В Италии сумма взыскания составляет 71 евро, а во Франции – 90. Самые высокие штрафы отмечаются в США. За отсутствие детского сиденья сумма штрафа может достигать 500 долларов.

Видео перевозка детей в автомобиле ПДД 2018

Съемки в нашем магазине канал НТВ, передача «Главная дорога«

kresla-market.ru

Новые изменения в пдд с апреля 2017 года

Автор: admin · Опубликовано 10.04.2017 · Обновлено 11.04.2017

С апреля 2017 года начинают действовать изменения в правилах дорожного движения РФ. Они коснутся правил перевозки детей, в том числе и организованной, требований, предъявляемым к начинающим водителям, замены водительского удостоверения и изменения скоростного режима и изменения правил обгона.
Нововведения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также тяжести последствий от возможных ДТП с их участием.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПДД ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ

С 4 апреля 2017 года вступают в силу изменения в ПДД и нововведения для начинающих водителей, чей стаж менее 2 года, будут подвергаться некоторым ограничениям на дороге:
– запрещено управлять машинами с опасными, тяжеловесными и крупногабаритными грузами;
запрещено тем, кто имеет водительский стаж не более 2 лет, буксировать машины на тросе.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВ

Начинающим мотоциклистам и водителям мопедов -запрещено перевозить пассажиров.

ИЗМЕНИЛИСЬ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

Теперь, согласно правилам дорожного движения, необходимо подавать уведомление об организованной перевозке групп детей на автобусах. Сделать это можно и дистанционно, через Интернет. Порядок подробно прописан в приказе МВД России от 30 декабря 2016 года № 941:
– уведомление подается в районное подразделение ГИБДД в пункте отправки, при отсутствии отделения;
– в подразделение ГИБДД территориального органа МВД по субъекту;
– в документе должна быть достоверная информация о перевозчике, данные водителя, автобуса, лица, подавшего уведомление;
– установлены сроки подачи – как минимум за 2 дня до начала поездки;
– после будет проведена проверка транспортного средства, на котором повезут детей, и его водителя на предмет наличия административных правонарушений.

Перевозки детей до 12 лет стало необязательным использование детских автокресел. Вместо них можно воспользоваться фиксаторами, бустерами, адаптерами и другими устройствами, соответствующими требованиям техрегламента Таможенного союза.
Верховный суд РФ разрешил родителям перевозить детей до 12 лет без автокресла, правда, с оговоркой, что должны применяться альтернативные специальные средства в сочетании с ремнями безопасности.
Такое решение вынес Верховный суд РФ по иску жителя Екатеринбурга, которого еще в 2010 году оштрафовали на 3 000 рублей за то, что водитель перевозил ребенка без автокресла, а в так называемым “бустере” в сочетании со штатным ремнем. Отныне же все водители смогут избежать подобных штрафов, ссылаясь на данное решение ВС

P.S. Но сейчас на рассмотрении правительства находятся поправки в правила, которые российские автомобилисты смогут перевозить детей лишь в автокреслах и бустерах, а дешевые устройства вроде адаптеров для ремней будут запрещены. Когда эти поправки примут, то ребенка до 12 лет на заднем сидении потребуется перевозить либо в автокресле или бустере, либо пристегнутым штатным ремнем безопасности. При этом правила учтут вес и рост ребенка. Если ребенок не достиг роста в 150 см, штатным ремнем его пристегивать нельзя. Должен ездить в кресле или на бустере. А если перевалил этот барьер, то ему и ремня достаточно.
Соответствующий правительственный документ будет принят до июня.
А пока постановление не подписано, все сертифицированные детские удерживающие устройства могут использоваться.

ЗАМЕНА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 326 внесены изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, обеспечивающие возможность приема документов и выдачи российских национальных водительских удостоверений при их замене, утрате (хищении) и выдачи международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Предусматривается, что наряду с возможностью замены водительских удостоверений в Госавтоинспекции у граждан имеется также возможность подать заявление и получить в многофункциональных центрах, поступившие из подразделений Госавтоинспекции водительские удостоверения.

Кроме того, уточнен вопрос о замене российского национального водительского удостоверения до истечения срока его действия. Теперь при условии представления действующего медицинского заключения по собственной инициативе можно получить новое водительское удостоверение со сроком действия 10 лет.

ПРАВИЛА ОБГОНА НА УЧАСТКАХ С ЗАПРЕЩАЮЩИМ ЗНАКОМ

Отметим, что теперь автолюбителям разрешается обгонять трактора, катки и другие тихоходные транспортные средства на тех участках трассы, где стоит знак «обгон запрещен».
Красным треугольником в желтой рамке должны обозначаться тракторы, асфальтоукладчики, катки и другие транспортные средства, конструктивно не способные двигаться со скоростью более 30 км/ч. Такой транспорт теперь разрешено обгонять на участках действия знака “Обгон запрещён”.

Знак размещается на задней части кузова машин, конструкция или требования безопасности которых рассчитаны на скорость не больше 30 км/ч. То есть, если автомобиль способен ехать быстрее этого значения, но водитель просто не считает нужным увеличивать скорость, такая машина не будет считаться тихоходным транспортным средством. При этом водитель, как правило, самостоятельно не способен определить конструктивную скорость того или иного трактора и может легко ошибиться, что спровоцирует конфликт с ДПС на дороге.
Наличие такого знака может служить серьезным аргументом при общении с ГИБДД — напомним, что за обгон в неположенном месте водитель может быть лишен прав.

Новые правила натурального возмещения убытков по ОСАГО

В 28 апреля 2017 года вступить силу Федеральный закон от 28.03.2017 № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” который предусматривает о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО.
Согласно закону, ремонт поврежденного автомобиля по ОСАГО теперь является приоритетной формой страхового возмещения.
При наступлении страхового случая страховщик, после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения его независимой технической экспертизы, будет выдавать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на СТО, с которой у него заключен договор.
При этом уточняется, что бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие изделия при таком ремонте нельзя будет использовать, если страховщик и потерпевший не договорятся об этом, для уменьшении стоимости ремонта.
Также закон в некоторых случаях разрешает потерпевшим выбирать автотехцентр для проведения восстановительного ремонта, которого нет в списке страховой компании. Но для этого потерпевший автолюбитель должен обосновать свой выбор.
Для этого ему необходимо будет направить на имя страховщика соответствующее заявление и получить письменное согласие. В случае согласия страховщик должен будет выдать потерпевшему направление на восстановительный ремонт и оплатить его.
В соответствии поправкам, в случае если автомобиль на гарантии (возрастом не более 2 лет) потерпевшего находится на заводской гарантии, то восстановительный ремонт может проводиться только в техническом центре официального дилера.
Также определены требования к ремонту, его срок не должен превышать 30 дней, а страховщик не может направить автомобиль на ремонт, если СТО, где должны быть произведены восстановительные работы, находится дальше 50 километров от места происшествия или места жительства потерпевшего.
А гарантийный срок на ремонта должно составлять полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы.

Определено перечень случаев, когда возможно получение денежной выплаты. Этот перечень является исчерпывающим. Так, получить денежную компенсацию будет можно в следующих случаях:

– Полной гибели транспортного средства

– Причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая.

– Если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения.

– Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную страховую сумму.
– Случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт.
– Наличия письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим;

– Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами требованиям к организации восстановительного ремонта.

Согласно законопроекту, натуральная форма возмещения ущерба будет осуществляться только по приобретенным полисам ОСАГО после вступления нового закона в силу. Соответственно, если виновник аварии после вступления нового закона в силу будет иметь на руках страховой полис, купленный до вступления в силу нового закона, то потерпевший вправе выбрать, как натуральное возмещение ущерба, так и получить денежную компенсацию в пределах установленных законом сумм

ИЗМЕНЕНИЯ ПДД И ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Введен запрет на эксплуатацию транспортных средств в случае отсутствия на них опознавательных знаков, которые должны быть установлены в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Это такие знаки, как «Начинающий водитель», «Шипы», «Перевозка детей», «Глухой водитель» и другие. Управление транспортным средством, на котором отсутствуют указанные опознавательные знаки:

– водители, использующие шипованные шины, должны ставить под стекло опознавательный знак в виде треугольника с буквой «Ш»
– водители тракторов, катков и других тихоходных транспортных средств должны обзавестись красным треугольником в желтой рамке;
– глухие водители транспортных средств должны наклеивать на стекло желтый круг с тремя черными точками;
– владельцы грузовиков должны прикрепить знаки «Опасный груз», «Крупногабаритный груз»;
– сотрудники автошкол обязаны клеить красный треугольник с буквой «У» на учебных авто.

ШТРАФ ЗА ОТСУСТВИЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

За управление транспортным средством без соответствующих опознавательных знаков с 4 апреля 2017 года водителям положен штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ и на дату введения данных изменений в ПДД составляет 500 рублей. Так же за нарушение этих требований возможно только предупреждение.

avtopamyatka05.ru

Верховный суд разрешил перевозить детей без автокресел

Верховный суд разрешил автовладельцам перевозить детей в возрасте до 12 лет без автокресел, правда, уточнил, что в таких случаях необходимо применять альтернативные удерживающие устройства и ремни безопасности. Такое постановление ВС вынес по жалобе водителя из Екатеринбурга.

В 2016 году его оштрафовали на 3000 руб. за то, что он перевозил на заднем сиденье машины своего ребенка, пристегнутого ремнем безопасности с помощью детского удерживающего устройства «ФЭСТ» (треугольная накладка на ремень безопасности, которая отводит лямку от шеи ребенка к грудной клеткеприм. ред.), но без использования автокресла. Водитель обжаловал штраф сначала в Верх-Исетском райсуде Екатеринбурга, а затем в Свердловском облсуде, но его попытки не увенчались успехом.

Тогда автомобилист обратился в ВС. Судья Владимир Меркулов, рассматривавший дело, апеллировал к дословной формулировке пункта 22.9 ПДД, которым регламентируется перевозка детей. В нем говорится, что перевозка детей до 12-летнего возраста в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.

«Из буквального толкования данной нормы следует, что перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье авто возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», – подчеркнул судья Меркулов. При этом используемое заявителем устройство «ФЭСТ» для перевозки ребенка, не достигшего 12-летнего возраста, соответствует пункту 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах».

В итоге ВС отменил постановление инспектора ДПС о привлечении екатеринбуржца к административной ответственности, а также решения нижестоящих судов.

В декабре 2015 года Верховный суд не разрешил многодетному отцу, который не в состоянии обеспечить специальными автокреслами всех своих детей, перевозить их без удерживающих устройств. Мужчина ссылался на то, что машина у его семьи маленькая, и в нее физически не поместится нужное количество кресел для всех детей. Представитель Генпрокуратуры Лариса Степанова, давая заключение на иск, отметила, что ПДД не регламентируют вопросы материального обеспечения многодетных семей и привлечения их к ответственности, с чем согласилась «тройка» ВС (см. «ВС не разрешил водителям перевозить детей без автокресел»).

pravo.ru

Министры озаботились качеством детских автокресел

Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на защиту самых маленьких участников дорожного движения, а потому дети гораздо сильнее страдают в авариях, чем взрослые. Снизить риск травмы помогают детские удерживающие устройства (ДУУ), однако, практически 30% родителей все еще пренебрегают их приобретением.

По данным центра изучения общественного мнения ВЦИОМ, среди тех россиян, которые имеют детей до 12 лет и владеют детскими удерживающими устройствами или планируют приобрести их, большинство считают, что хорошо осведомлены о том, как отличить качественное ДУУ от некачественного. Однако как показывает практика, излишняя самоуверенность родителей в этом вопросе имеет весьма печальные последствия.

Как все начиналось

Запрет перевозки детей до 12 лет в автомобилях без использования удерживающих устройств появился в 2007 году, но даже спустя пять лет более половины родителей вместо покупки автокресел предпочитали платить штрафы. Летом 2016 года процент автомобилистов, использующих эти средства, достиг своего исторического максимума — сегодня 71% мам и пап владеют автокреслом или другим удерживающим устройством. Этот показатель далек от совершенства, но и для его достижения понадобились серьезные усилия.

На протяжении последних пяти лет тематика использования детских автокресел находится в центре внимания общественности. Так, начиная с 2012 года в России реализуется широкомасштабный социальный проект «Автокресло — детям», над которым работает российская Госавтоинспекция совместно с экспертным сообществом и общественными организациями. В рамках кампании на федеральных и региональных телеканалах транслировался рекламный ролик, размещались билборды, была запущена реклама на радиостанциях. Проблема обсуждалась в ток-шоу на федеральных каналах, на сайте проекта дети и родители могли поиграть в полезные онлайн-игры и принять участие в конкурсах, а в десяти городах России прошли акции «Сокровища Кресландии». Наиболее решительные меры предпринимали работники родильных домов, которые перед выпиской проверяли наличие у родителей автолюльки для младенца.

Вопросу перевозки детей посвящён также проект «Детство без опасности», в ходе которого экспертный центр «Движение без опасности» при поддержке Минздрава и ГУОБДД МВД России с февраля 2015 г. проводит информационные тренинги для будущих матерей в Федеральном перинатальном центре им. В.И. Кулакова. На здоровье маленьких пассажиров обратили внимание также в социальной программе «На встречу безопасности», стартовавшей осенью в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. По рекомендации Минздрава региональным представительствам информация об использовании ДУУ размещена на стендах в детских поликлиниках, женских консультациях, роддомах и перинатальных центрах всей страны.

В результате таких мероприятий детский травматизм на дорогах снизился, однако проблема засилья контрафактной продукции на рынке специальных удерживающих устройств стоит по-прежнему остро. Пагубное стремление родителей сэкономить приводит к тому, что большинство детей, сидя на пассажирском кресле автомобиля, ежедневно рискуют здоровьем.

Автокресло, бустер или адаптер?

Самыми безопасными и эффективными являются автокресло и автолюлька (для детей до одного года). Практически на 80% снижает риск травмы и положение детского автокресла — минимум до четырех лет ребенок должен сидеть против направления движения.

На выбор типа детского автокресла, в первую очередь, влияет рост и вес ребенка. В 2007 году на основе расчетов Всемирной организации здравоохранения для того, чтобы помочь родителям в выборе, было разработано пять категорий:

0 (для малышей, массой менее 10 кг),
0+ (13 кг),
I (9 — 18 кг),
II (15 — 25 кг),
III (22 — 36 кг).

Помимо автокресел на рынке присутствуют и другие типы удерживающих устройств. Например, бустеры (сиденья без спинки), а также накладки на ремни, позволяющие слегка сдвинуть ремень вниз, чтобы он имел более правильное расположение на теле ребенка.

Производители бустеров и накладок позиционируют свой товар в качестве дешевой альтернативы детскому автокреслу. Однако данные приспособления не учитывают все физиологические особенности ребенка, а потому не обеспечивают должный уровень безопасности и, напротив, иногда могут даже навредить маленькому человеку.

Зачастую бустеры производят из пластика низкого качества или пены, которая раскалывается пополам во время ДТП. Мало того, что при столкновении такое «удерживающее устройство» не в состоянии поглотить силу удара, скорее всего, ребенок будет серьезно травмирован его осколками. Бустеры, состоящие из металлической основы, полиуретана и мягкой прослойки, считаются более крепкими, но смогут обезопасить только взрослых детей, самым маленьким пассажирам они не подходят. Кстати, в развитых странах использование бустеров категорически запрещено, так как отсутствие спинки и должной фиксации ставит под угрозу здоровье и безопасность ребёнка.

Не может быть речи и о покупке адаптеров, которые опускают диагональную и поднимают нижнюю лямку базового ремня безопасности. При использовании этого псевдоаналога детского автокресла вся нагрузка уходит на грудную клетку, и при аварии ребенок получает серьезные повреждения внутренних органов. Примечательно, что за установку таких устройств в некоторых странах предусмотрено наказание вплоть до лишения водительских прав.

Вместе с тем, даже покупка автокресла не является гарантией безопасности вашего ребенка. По данным экспертного центра «Движение без опасности», 80% детских автокресел, ввезённых в Россию в 2015 году, импортированы из КНР. Большинство из них не соответствуют обязательным требованиям безопасности и не гарантируют ничего, кроме формальной возможности уйти от штрафа. Это подтверждают результаты ряда специальных проверок. При производстве в них используются некачественные материалы и пластмассовые крепежи, поэтому в случае ДТП ребенок получает ещё более серьёзные травмы, чем без автокресла вообще.

Законодательным регулированием в этой сфере озаботились на самом высоком государственном уровне. Важность вопросов детской безопасности обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании президиума Госсовете по безопасности дорожного движения в марте этого года. В августе проблемы регулирования пассажирских перевозок детей были вынесены на обсуждение в формате Открытого правительства на совещании у министра Михаила Абызова. Правительство обратило внимание на необходимость совершенствования процедуры сертификации ДУУ и подготовки методических материалов для помощи родителям в выборе автокресла. По итогам встречи министр подготовил ряд поручений.

«Из ПДД предлагается исключить возможность использования для перевозки детей «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства», которые не обеспечивают должный уровень защиты ребёнка. И, более того, с высокой вероятностью усугубляют последствия ДТП для ребёнка по сравнению со штатными ремнями безопасности, используемыми для фиксации ребёнка без каких-либо дополнительных приспособлений», — сообщил замначальника ГУОБДД МВД РФ Владимир Кузин. — «До 7 лет детей по-прежнему в обязательном порядке нужно перевозить в машине только в автокресле. Новые поправки допускают также, что в возрасте от 7 до 11 лет ребёнок, если он по своим физиологическим параметрам уже не помещается в автокресло и сидит сзади, сможет пристёгиваться при помощи обычных ремней безопасности. Требования к использованию ДУУ сохранятся, если такого ребёнка посадят на переднее сиденье».

Дорогой прибор?

Порой родителей останавливает и дороговизна изделия, однако как заметил руководитель травматолого-ортопедической службы Морозовской ДГКБ Размик Кешишян «сэкономленная тысяча рублей приведет к большой трагедии». Иногда родители также сталкиваются с проблемой выбора и, не разобравшись в вопросе, вместо качественных кресел приобретают их некачественные аналоги.

«Подбор кресел для ребенка очень важен. С моей точки зрения, есть определенные критерии, от которых следует отталкиваться. В первую очередь, должно быть анатомически правильное соотношение ребенка и детского кресла. Второе, должен регулироваться наклон подголовника. И, в-третьих, ребенок должен надлежащим образом фиксироваться. Еще лучше, когда для маленьких детей есть специальное положение для сна. Если в кресле присутствуют специальные приспособления, с помощью которых оно пристегивается к сиденью, то это хорошо, надежно. И, конечно, кресло не должно быть очень громоздким, оно должно быть легким, но это не значит, что оно конструктивно легко повреждается», — делится секретами выбора детского кресла Размик Арамович.

Кроме того, доктор медицинских наук обратил наше внимание на то, что «бывают такие аварии, что даже кресла не помогают». «К сожалению, идеальных кресел нет. Все зависит от скорости, от автомобиля и фиксации кресла», — пояснил Размик Арамович.

«Автокресло — это относительно дорогостоящее устройство. Перед его покупкой стоит ознакомиться с информацией в интернете — прочитать отзывы, узнать, проводились ли краш-тесты по различным маркам. Изучив этот вопрос, вы сможете выбрать подходящую торговую точку в своём регионе. В магазине нужно расспросить продавца, какое кресло он рекомендует, а также — как правильно крепить и использовать ДУУ. Рекомендую также запросить сертификат на безопасность, в данном случае вы имеете на это право. Проверьте, кем и когда он выдан», — советует президент Экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.

Как проверить приспособление? Как убедиться, что поставщик этих изделий надежен? «Сведения об организации можно найти достаточно оперативно, кроме того, вы можете просто пощупать кресло руками. Стоит также обратить внимание на маркировку, которая есть на самом кресле, например, посмотреть, есть ли там специальная маркировка пройденных испытаний», — поясняет Агре.

Президент Экспертного центра отметила также, что проблема низкокачественных детских удерживающих устройств значима не только для нашей страны. Многие государства, так же, как и Россия, до сих пор опираются на Женевское соглашение 1958 года, по которому они обязуются принимать единые международные сертификаты качества ДУУ. При этом далеко не все устройства, имеющие международный сертификат, способны обеспечить безопасность ребёнка.

Новая волна изменений

Потенциальные поправки в ПДД были размещены на Едином портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Согласно документу, скоро бустеры и адаптеры окончательно уйдут в прошлое — нововведения исключают возможность использования «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства».

Изменения обязывают родителей малышей до 7 лет отказаться от аналогов и использовать в качестве удерживающего устройства исключительно автокресла. Для детей с 7 до 11 лет предусмотрена возможность пристегиваться обычными ремнями безопасности, но лишь в том случае, когда они по своим физиологическим параметрам уже не помещаются в автокресло и сидят сзади.

По поручению министра Открытого правительства Михаила Абызова Росстандарт готовит к 30 сентября предложения в Правительство о проведении внеплановых проверок производителей и импортёров детских автокресел и удерживающих устройств. К 15 октября ведомству совместно с Минпромторгом, ФТС, Росаккредитацией и Роспотребнадзором предстоит продумать механизм прекращения производства и импорта некачественных детских кресел, выявленных в ходе контрольных мероприятий.

Среди других указаний министра — разработать возможность оплаты детских удерживающих устройств с помощью средств материнского капитала и создания реестра добросовестных производителей, разработать механизм отзыва с рынка некачественной продукции, а также подготовить профилактические и просветительские материалы.

Однако, к сожалению, ни один закон не в состоянии заставить родителей быть ответственнее и внимательнее. Несмотря на активность политиков и последнюю законотворческую инициативу, обеспечение дорожной безопасности малышей является, в первую очередь, личным делом их родителей.

rg.ru