Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений 2014 год

Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости

Модель локального нормативного акта

Утверждено приказом директора
(наименование образовательной организации)
от ________ № ____

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ИХ УСПЕВАЕМОСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом образовательной организации.

1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее — Положение) является локальным нормативным актом образовательной организации (далее — Организации), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.

1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой .

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).

1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).

Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3а) Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.

Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).

Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).

2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся

2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:

— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;

— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;

— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса;

2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы.

2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.

Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).

2.7. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.

2.8. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).

3. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации

3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:

— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

— соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;

— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,

— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы

3.2. Промежуточная аттестация в Организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.

3.3. Формами промежуточной аттестации являются:

— письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

— устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

— комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.

3.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

3.5. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

3.6. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).

3.7 Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):

— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;

— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

– для иных учащихся по решению …. (педагогического совета или иного органа).

3.8. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

3.9 Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Организации.

4. Порядок перевода учащихся в следующий класс

4.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс.

4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

4.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4.4. Организация создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Организацией, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в отпуске по беременности и родам.

Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение ___ (указать конкретный срок (не более года), например, месяц) момента ее возникновения. В указанный срок не включается время каникул.

Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее ____________________ (указать конкретную дату).

4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия.

4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.

4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

4.9. Учащиеся в Организации по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.

5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов

5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением.

5.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию.

5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в образовательную организацию не позднее, чем за __________ (варианты: за две недели, за пять рабочих дней, за месяц) до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2006 №108 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений»

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 9 января 2007 г. N 8/15651

В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

2. Установить, что Правила, утверждаемые пунктом 1 настоящего постановления, применяются при аттестации учащихся, обучающихся на ступенях общего среднего образования:

в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, по общеобразовательным дисциплинам учебного плана, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

3. Считать утратившими силу:

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. N 642 «Аб зацвярджэннi Правiл атэстацыi, пераводу, арганiзацыi экзаменаў i выпуску вучняў агульнаадукацыйных школ Рэспублiкi Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 1, 8/1442);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 апреля 2001 г. N 29 «Аб унясеннi змянення ў Правiлы атэстацыi, пераводу, арганiзацыi экзаменаў i выпуску вучняў агульнаадукацыйных школ Рэспублiкi Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 50, 8/5792);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. N 49 «Аб унясеннi змяненняў i дапаўненняў у Правiлы атэстацыi, пераводу, арганiзацыi экзаменаў i выпуску вучняў агульнаадукацыйных школ Рэспублiкi Беларусь, зацверджаныя загадам Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 25 кастрычнiка 1999 г. N 642» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 139, 8/8832);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. N 76 «Аб унясеннi змяненняў i дапаўненняў у Правiлы атэстацыi, пераводу, арганiзацыi выпускных экзаменаў i выпуску вучняў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыi» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 4, 8/11884);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2006 г. N 72 «Аб унясеннi дапаўненняў у Правiлы атэстацыi, пераводу, арганiзацыi выпускных экзаменаў i выпуску вучняў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыi» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 145, 8/14942).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений (далее — Правила) определяют порядок и формы проведения аттестации, перевода в следующий класс, пересмотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся общеобразовательных учреждений.

2. В общеобразовательных учреждениях оцениваются результаты учебной деятельности учащихся, а также их поведение.

3. Настоящие Правила распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности.

4. В случаях, не урегулированных настоящими Правилами, решение об аттестации учащихся общеобразовательных учреждений принимается Министерством образования Республики Беларусь.

Глава 2 ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

5. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений (далее — учащиеся) требованиям образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

Текущая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по соответствующей теме (темам) учебного предмета на уроках с выставлением отметок.

Промежуточная аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за четверть, полугодие с учетом результатов текущей аттестации.

Итоговая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, итоговая отметка выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.

6. Особенности прохождения итоговой аттестации за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования в порядке экстерната при самостоятельной форме получения образования определяются специальным нормативным правовым актом.

7. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

8. Аттестация учащихся на ступенях общего среднего образования (за исключением учащихся 1 — 2-х классов) осуществляется на основе десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности.

Положительными отметками являются «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10» баллов.

9. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка «0» баллов.

10. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков уроков по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем учебным предметам. При этом таким учащимся:

за четверть вносится запись: «не аттестован»;

аттестация за год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.

11. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине систематических пропусков уроков без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся соответственно за четверть, полугодие, год вносится запись: «не аттестован».

12. При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется «зачтено».

13. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение. Черчение» соответственно за четверть, год, вносится запись: «освобожден(а)».

13-1. Аттестация учащихся базовой школы — колледжа искусств, средней школы — колледжа искусств, гимназии — колледжа искусств по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, осуществляется в соответствии с десятибалльной системой оценки результатов учебной деятельности (за исключением аттестации учащихся I — II классов).

14. Аттестация учащихся 1 — 2-х классов общеобразовательных учреждений осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

15. В случаях отсутствия учебных достижений учащиеся, как правило, 1 — 2-х классов могут при наличии согласия их законных представителей и рекомендации педагогического совета общеобразовательного учреждения направляться в государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для получения рекомендаций об организации дальнейшего образовательного процесса.

16. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.

17. Текущую, промежуточную и итоговую аттестацию за год учащихся осуществляют педагогические работники, которые преподают соответствующие учебные предметы.

18. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.

19. Порядок проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь определяется педагогическим советом общеобразовательного учреждения.

20. Поведение учащихся в общеобразовательном учреждении оценивается как примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное. Критерии оценивания поведения учащихся за четверть, год определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Глава 3 ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС

21. Учащиеся, имеющие положительные годовые отметки, в том числе учащиеся 1 — 2-х классов, имеющие учебные достижения, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение. Черчение» или прохождения учебно-полевых сборов, учащиеся, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено», переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета общеобразовательного учреждения.

Учащиеся, получившие учебные задания на лето и успешно прошедшие повторно итоговую аттестацию за год, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета общеобразовательного учреждения.

22. Учебные задания на лето получают учащиеся, имеющие годовые отметки «0» баллов либо не аттестованные по одному или двум учебным предметам.

23. С учащимися, получившими учебные задания на лето, в течение трех недель проводятся занятия и консультации в соответствии с расписанием, утверждаемым руководителем общеобразовательного учреждения.

24. Факт получения учебных заданий на лето, расписание занятий и консультаций доводятся до сведения законных представителей учащихся письменно в течение трех дней после завершения учебного года.

25. Выполнение учебных заданий на лето контролируют педагогические работники, преподающие соответствующие учебные предметы.

26. Повторно итоговая аттестация за год учащихся, получивших учебные задания на лето, проводится в сроки, установленные пунктом 90 настоящих Правил, по расписанию, утверждаемому руководителем общеобразовательного учреждения.

Форма проведения повторно итоговой аттестации за год по соответствующему учебному предмету определяется педагогическим работником и согласовывается с руководителем общеобразовательного учреждения.

27. Учащийся, получивший повторно по итоговой аттестации за год отметку «0» баллов по одному учебному предмету либо не явившийся повторно без уважительных причин на итоговую аттестацию за год, остается на повторный год обучения.

28. Учащийся, не явившийся повторно на итоговую аттестацию за год по уважительным причинам, на основании решения педагогического совета общеобразовательного учреждения может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по соответствующим учебным предметам в течение месяца.

29. С учащимися, условно переведенными в следующий класс, в сентябре проводятся дополнительные занятия за счет часов факультативных занятий учебного плана общеобразовательного учреждения.

30. Повторно итоговая аттестация за год учащихся, условно переведенных в следующий класс, проводится по расписанию, утверждаемому руководителем общеобразовательного учреждения.

31. Учащиеся, условно переведенные в следующий класс, успешно прошедшие повторно итоговую аттестацию за год по соответствующим учебным предметам, переводятся в следующий класс на основании решения педагогического совета общеобразовательного учреждения до 10 октября.

32. Учащийся, условно переведенный в следующий класс, получивший повторно при проведении итоговой аттестации за год отметку «0» баллов по одному учебному предмету, остается на повторный год обучения.

33. В начале учебного года учащиеся, условно переведенные в следующий класс, учитываются в составе того класса, в который они переведены.

34. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения в том же классе по заявлению законных представителей учащихся и решению педагогического совета общеобразовательного учреждения.

34-1. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс. Вопрос о досрочном переводе решается общеобразовательным учреждением на протяжении первого месяца учебного года.

34-2. Для решения вопроса о переводе учащегося в следующий класс досрочно один из его законных представителей подает до 10 сентября текущего учебного года заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения.

34-3. Перевод учащегося осуществляется общеобразовательным учреждением после проведения досрочно итоговой аттестации за год. Для проведения итоговой аттестации за год учащихся, определенных в пункте 34-1 настоящих Правил, приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается комиссия в составе руководителя общеобразовательного учреждения или его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и педагогических работников, которые преподают соответствующие учебные предметы.

определяет формы и сроки проведения досрочно итоговой аттестации за год по соответствующему учебному предмету;

разрабатывает материалы для проведения досрочно итоговой аттестации за год в соответствии с учебными программами по соответствующим учебным предметам.

Материалы для проведения досрочно итоговой аттестации за год утверждаются председателем комиссии.

34-5. Расписание проведения досрочно итоговой аттестации за год утверждается руководителем общеобразовательного учреждения и доводится до учащихся и их законных представителей не позднее чем за неделю до ее проведения.

34-6. Итоги проведения досрочно итоговой аттестации за год по каждому учебному предмету вносятся в протокол выпускного экзамена.

Учащиеся, имеющие при проведении досрочно итоговой аттестации за год положительные годовые отметки, а также учащиеся I — II классов, имеющие учебные достижения, на основании протокола комиссии решением педагогического совета досрочно переводятся в следующий класс. Решение педагогического совета утверждается приказом руководителя общеобразовательного учреждения и доводится до сведения учащихся и их законных представителей до 1 октября.

В классном журнале и иной документации общеобразовательного учреждения делаются соответствующие записи.

Глава 4 ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ

35. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законные представители.

36. Для пересмотра положительной годовой отметки учащийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения.

37. Пересмотр положительной годовой отметки осуществляется общеобразовательным учреждением в следующие сроки:

при переводе в следующий класс — в течение десяти дней со дня подачи заявления;

при завершении обучения на уровнях общего базового или общего среднего образования — в течение пяти дней со дня подачи заявления.

38. Для пересмотра положительной годовой отметки приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается комиссия по соответствующему учебному предмету в составе руководителя общеобразовательного учреждения либо его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и двух педагогических работников, один из которых аттестовал учащегося.

39. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, разрабатывает общеобразовательное учреждение.

40. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, последняя вносится руководителем общеобразовательного учреждения в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.

41. Учащийся или его законный представитель в случае несогласия с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, имеет право обратиться в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения общеобразовательного учреждения с заявлением о ее пересмотре.

42. Для пересмотра положительной годовой отметки, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, приказом отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается комиссия в составе одного из специалистов отдела (управления) образования (председатель комиссии), руководителя или заместителя руководителя по основной деятельности общеобразовательного учреждения, одного из педагогических работников, преподающих соответствующий учебный предмет в ином общеобразовательном учреждении.

43. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, выставленная комиссией общеобразовательного учреждения, разрабатывает отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

44. Решение комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа о пересмотре положительной годовой отметки, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения по соответствующему учебному предмету, оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, последняя вносится руководителем общеобразовательного учреждения в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.

Глава 5 ДОПУСК УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

45. Выпускные экзамены проводятся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

46. К выпускным экзаменам за период обучения на уровне общего базового образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение. Черчение», и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено».

Кроме того, к выпускным экзаменам за период обучения на уровне общего базового образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки «0» баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки «0» баллов или не аттестованные по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.

47. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах за период обучения на уровне общего базового образования получили отметку «0» баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в сроки, установленные пунктом 90 настоящих Правил.

48. К выпускным экзаменам за период обучения на уровне общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение. Черчение», и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено».

49. Учащиеся, имеющие годовую отметку «0» баллов или не аттестованные по одному учебному предмету при завершении обучения на уровне общего среднего образования, допускаются к выпускному экзамену по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 90 настоящих Правил.

50. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку «0» баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене за период обучения на уровне общего среднего образования, повторно сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 90 настоящих Правил.

51. Учащиеся, имеющие годовые отметки «0» баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам при завершении обучения на уровне общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении на уровнях (ступенях) общего среднего образования по форме согласно приложению к настоящим Правилам. За период обучения на уровне общего среднего образования эти учащиеся имеют право пройти итоговую аттестацию в порядке экстерната.

52. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен за период обучения на III ступени общего среднего образования, в том числе повторно, и (или) при сдаче повторно выпускных экзаменов получили отметку «0» баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении на уровнях (ступенях) общего среднего образования по форме согласно приложению к настоящим Правилам. За период обучения на уровне общего среднего образования эти учащиеся имеют право пройти итоговую аттестацию по соответствующим учебным предметам в порядке экстерната.

Глава 6 ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

53. От всех выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования при условии наличия положительных отметок за год освобождаются:

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета — учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь — учащиеся общеобразовательных учреждений республиканского подчинения, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 80 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 170, 8/15148);

учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;

учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

учащиеся, заболевшие во время проведения выпускных экзаменов и имеющие заключение врачебно-консультационной комиссии;

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета и приказов общеобразовательных учреждений республиканского подчинения, издаваемых в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь, — кандидаты и участники международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

54. От выпускных экзаменов по соответствующему учебному предмету за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования освобождаются:

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета — учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь — учащиеся общеобразовательных учреждений республиканского подчинения, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета — учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады.

56. Для освобождения от выпускных экзаменов учащихся, указанных в абзацах 5 — 8 пункта 53 настоящих Правил:

учащиеся или их законные представители подают не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов руководителю общеобразовательного учреждения заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии либо копию свидетельства о рождении ребенка;

общеобразовательные учреждения представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения общеобразовательного учреждения копии решения педагогического совета общеобразовательного учреждения о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, заключения врачебно-консультационной комиссии, копии свидетельства о рождении ребенка;

отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение 2 дней со дня представления общеобразовательным учреждением необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения общеобразовательных учреждений в течение двух дней.

57. Учащимся, указанным в пункте 53 настоящих Правил, в качестве итоговых выставляются годовые отметки.

Учащимся, указанным в пункте 54 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка «10» баллов.

Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

58. Министерство образования Республики Беларусь не менее чем за год до начала проведения выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования ежегодно определяет и доводит до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов.

59. Выпускные экзамены состоят:

за период обучения на уровне общего базового образования — из обязательных выпускных экзаменов;

за период обучения на уровне общего среднего образования — из обязательных выпускных экзаменов и выпускных экзаменов по выбору учащихся.

Учащиеся общеобразовательных учреждений или классов в общеобразовательных учреждениях, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.

Учащиеся лицеев и гимназий за период обучения на уровне общего среднего образования сдают в качестве обязательного выпускной экзамен по одному из учебных предметов физико-математического, химико-биологического, филологического, обществоведческого направления.

Учащиеся базовой школы — колледжа искусств, средней школы — колледжа искусств, гимназии — колледжа искусств за период обучения на уровне общего базового образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учащиеся средней школы — колледжа искусств, гимназии — колледжа искусств за период обучения на уровне общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

60. Учащиеся, прошедшие профессиональную подготовку, за период обучения на уровне общего среднего образования могут сдавать квалификационные экзамены.

Квалификационные экзамены проводятся в сроки, устанавливаемые руководителем организации, в которой учащиеся проходили профессиональную подготовку, по согласованию с руководителем общеобразовательного учреждения, но не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

При условии сдачи квалификационного экзамена и присвоения учащемуся соответствующей квалификации рабочего (служащего) квалификационный экзамен засчитывается как выпускной экзамен по выбору.

61. Для сдачи выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования учащиеся должны не позднее чем за три недели до начала выпускных экзаменов подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения с указанием перечня учебных предметов для сдачи выпускных экзаменов.

В случае, если учащийся не сдал квалификационный экзамен, указанный в заявлении как выпускной экзамен по выбору, он подает заявление руководителю общеобразовательного учреждения с указанием другого учебного предмета для сдачи выпускного экзамена по выбору не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

62. Сроки проведения выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования определяются типовыми учебными планами на текущий учебный год для всех типов общеобразовательных учреждений, утверждаемыми в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

63. Конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, в том числе по языку национального меньшинства, определяются Министерством образования Республики Беларусь и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации, даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, — общеобразовательными учреждениями.

Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем общеобразовательного учреждения и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.

64. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:

сроки проведения выпускных экзаменов, определенные типовыми учебными планами на текущий учебный год для всех типов общеобразовательных учреждений, утверждаемыми в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;

конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования Республики Беларусь;

не менее двух дат в случае необходимости при проведении выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;

проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;

обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня.

65. Выпускные экзамены за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке, и билетам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

Указанные в настоящем пункте тексты и билеты разрабатываются на основании требований образовательных стандартов общего среднего образования к уровню подготовки учащихся, завершающих обучение на II и III ступени общего среднего образования, по соответствующим учебным предметам.

66. Практические задания, которые предусматриваются билетами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь, разрабатываются педагогическими работниками общеобразовательного учреждения и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

67. Выпускные экзамены за период обучения на уровнях общего базового, общего среднего образования принимаются экзаменационными комиссиями.

Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:

за период обучения на уровне общего базового образования — в составе председателя комиссии (руководителя общеобразовательного учреждения, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;

за период обучения на уровне общего среднего образования — в составе председателя комиссии (руководителя общеобразовательного учреждения, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

68. Председателем экзаменационной комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

69. Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, с трудностями в обучении, обучавшихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в случае несовпадения экзаменационных текстов при проведении выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, создается отдельная экзаменационная комиссия в порядке, определяемом пунктом 67 настоящих Правил.

70. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

71. За период обучения на уровне общего базового образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

4 астрономических часа — по учебному предмету «Математика»;

1 астрономический час — диктант;

72. За период обучения на уровне общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

5 астрономических часов — по учебному предмету «Математика»;

4 астрономических часа — отзыв;

4 астрономических часа — изложение по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык».

73. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

74. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом общеобразовательного учреждения для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.

75. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

76. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, результатам выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

77. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут — текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

78. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя общеобразовательного учреждения и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в общеобразовательном учреждении.

79. Результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

80. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме — не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

81. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет, кроме экзаменационной отметки, итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне экзаменационной либо годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

Итоговая отметка «10» или «9» баллов по соответствующим учебным предметам выставляется, если на выпускных экзаменах учащийся получил по этим учебным предметам соответственно отметки «10» или «9» баллов.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

82. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения общеобразовательного учреждения.

83. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом или в аттестат об общем среднем образовании по итогам их изучения в предыдущих классах, пересматривать не разрешается.

84. Учащиеся, которые за период обучения на уровне общего базового образования (кроме учащихся, которые имеют тяжелые нарушения речи, нарушение слуха и обучаются в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения) не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебные предметы «Белорусский язык» и «История Беларуси», выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании вносится запись: «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов «Белорусский язык», «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В свидетельстве об общем базовом образовании в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзаменационные отметки.

Учащиеся, которые имеют тяжелые нарушения речи, нарушение слуха и обучаются в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, за период обучения на уровне общего базового образования сдают выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» на русском языке.

85. Учащиеся, указанные в пункте 19 настоящих Правил, зачисленные в соответствующие классы для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, по учебным предметам «Белорусский язык», «История Беларуси» не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании им вносится запись: «не изучал(а)».

В случае, если учащиеся при завершении обучения на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов «Белорусский язык», «История Беларуси», они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационных отметок в аттестат об общем среднем образовании.

86. Учащиеся, изучавшие учебные предметы «Белорусская литература», «История Беларуси» на протяжении двух последних лет на III ступени общего среднего образования, могут ознакомиться с основными произведениями, предусмотренными учебной программой последнего года обучения на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Белорусская литература», с учебным материалом по учебному предмету «История Беларуси», предусмотренным учебными программами за период обучения на II ступени общего среднего образования, и имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.

Учащиеся, изучавшие учебные предметы «Белорусская литература» и «История Беларуси» только на протяжении последнего года обучения на III ступени общего среднего образования, по этим учебным предметам не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании им вносится запись: «не изучал(а)».

87. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования на основании заявлений законных представителей могут быть изменены общеобразовательным учреждением по согласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения общеобразовательного учреждения, но не раньше чем 15 мая и не позднее чем 10 июля.

При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

88. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения болезни они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные в пункте 90 настоящих Правил.

89. Если учащиеся, проживающие или обучающиеся в зоне радиационного загрязнения, выезжают в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов, общеобразовательное учреждение может по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения общеобразовательного учреждения принять решение о сдаче этими учащимися выпускных экзаменов в сроки, указанные в пункте 90 настоящих Правил.

Глава 8 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВТОРНОЙ АТТЕСТАЦИИ

90. В период с 21 по 28 августа по расписанию, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения, повторно проводится итоговая аттестация:

учащихся, получивших учебные задания на лето;

учащихся, получивших «0» баллов по учебным предметам, по которым не проводятся выпускные экзамены за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;

учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по состоянию здоровья либо по иным причинам;

учащихся, получивших на выпускных экзаменах за период обучения на уровне общего базового образования одну — две отметки «0» баллов либо не аттестованных за год или не допущенных к выпускным экзаменам по одному — двум учебным предметам.

91. Тексты для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся повторно в письменной форме, составляются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.

92. Организация выпускных экзаменов повторно осуществляется в соответствии с требованиями главы 7 настоящих Правил.

93. По результатам итоговой аттестации на повторный год обучения остаются:

учащиеся, завершающие обучение на уровне общего базового образования и получившие по учебным предметам три отметки «0» баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;

учащиеся, не явившиеся на выпускные экзамены в установленные сроки по трем учебным предметам или получившие на выпускном экзамене отметку «0» баллов по одному учебному предмету.

Глава 9 ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОВНЯХ ОБЩЕГО БАЗОВОГО И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

94. Выпускники общеобразовательных учреждений, имеющие положительные итоговые отметки по всем учебным предметам за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, в том числе выпускники, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено», выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, исключаются из общеобразовательного учреждения с выдачей соответствующего документа об образовании.

95. Выпускникам общеобразовательных учреждений, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании, за период обучения на уровне общего среднего образования — аттестат об общем среднем образовании.

96. За период обучения на уровне общего базового образования свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается выпускникам общеобразовательных учреждений, имеющим годовые и экзаменационные отметки «10» и (или) «9» баллов по всем учебным предметам на протяжении двух последних лет обучения на II ступени общего среднего образования и примерное поведение, а также:

выпускникам, имеющим по учебным предметам «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье» отметки «8», «7» или «6» баллов, в том числе выпускникам, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено».

Выпускникам базовой школы — колледжа искусств, средней школы — колледжа искусств, гимназии — колледжа искусств за период обучения на уровне общего базового образования выдается свидетельство с отличием при выполнении требований, определенных частью первой настоящего пункта, а также если за два последних года обучения на II ступени общего базового образования они имеют годовые отметки «10», «9», «8», «7» или «6» баллов по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, экзаменационные отметки «10», «9», «8», «7» или «6» баллов по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, по которым проводятся выпускные экзамены.

97. Выпускники общеобразовательных учреждений за отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов — похвальными листами в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

98. Выпускникам общеобразовательных учреждений, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующей квалификации рабочего (служащего).

99. Учащимся, которые не завершили обучение или не прошли итоговую аттестацию за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, а также учащимся, которые обучались на уровнях общего базового и общего среднего образования в неаккредитованных общеобразовательных учреждениях, выдается на бланке общеобразовательного учреждения справка об обучении на уровнях (ступенях) общего среднего образования по форме согласно приложению к настоящим Правилам.

100. Решение о завершении обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования и выдаче выпускникам свидетельств об общем базовом образовании, в том числе с отличием, аттестатов об общем среднем образовании, в том числе особого образца, о награждении похвальным листом за особые успехи в изучении отдельных учебных предметов, о выдаче справок об обучении на уровнях (ступенях) общего среднего образования принимается педагогическим советом общеобразовательного учреждения после окончания выпускных экзаменов и утверждается приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

101. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения общеобразовательного учреждения.

Приложение
к Правилам проведения
аттестации учащихся
общеобразовательных
учреждений

pravo.newsby.org