Обращения граждан как способ обеспечения законности
Обращения граждан как способ обеспечения законности
Одним из важных конституционных прав человека и гражданина является право на обращения в государственные органы. Оно закреплено в статье 26 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 года (далее – Конституция ЛНР), которая предусматривает, что граждане Луганской Народной Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право не только провозглашается, но и гарантируется Конституцией ЛНР , поскольку государственные органы и органы местного самоуправления, служебные и должностные лица обязаны рассмотреть и дать обоснованный ответ гражданам в установленный законом срок.
Право на обращение нашло свое дальнейшее нормативное регулирование в Законе Луганской Народной Республики «Об обращениях граждан» от 21 октября 2014 г. (далее – Закон), Постановлении Совета Министров Луганской Народной Республики «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 13 января 2015 г. № 02-04/08/15 и других нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики.
Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов, регулирующих общий порядок реализации права граждан на обращения, действуют ряд ведомственных нормативно-правовых актов, которые регламентируют особенности порядка рассмотрения обращений граждан в конкретных государственных органах, в частности, приказ Госгорпромнадзора ЛНР «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики» от 13.05.2017 № 249, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 05.05.2017 № 248/1299(далее – Инструкция).
В соответствии со статьей 3 Закона, п. 1.3. Инструкции, под обращениями следует понимать:
- предложение (замечание) — обращение граждан, в котором высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказывается мнение по урегулированию общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствованию правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
- заявление (ходатайство) — обращение с просьбой содействовать реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством Украины прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства, а также недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов;
- жалобу — обращение с требованием о возобновлении прав и защиту законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.
Действующее законодательство предусматривает определенные требования к обращениям, среди которых можно выделить такие:
а) обращения адресуются тем государственным органам и органам местного самоуправления, другим юридическим или должностным лицам, к полномочиям которых относится разрешение вопросов, затронутых в обращении;
б) обращение обуславливает наличие необходимых реквизитов, а именно: фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложение сути вопроса.
В то же время, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда обращения не подлежат рассмотрению и разрешению:
а) анонимное обращение, то есть обращение без указания места жительства, не подписанное автором, а также по которому невозможно установить авторство;
б) повторные обращения в один и тот же орган одним и тем же лицом по одному и тому же вопросу, если первое было разрешено по сути;
в) обращения, поданные с нарушением сроков, установленных статьей 17 Закона;
г) обращения лиц, признанных судом недееспособными.
Обращения граждан рассматриваются в такие сроки со дня их получения:
- не позднее 10 дней, если нет необходимости в дополнительном изучении;
- не более одного месяца;
- не более 45 дней, если на протяжении месяца разрешить затронутые в обращении вопросы невозможно, о чем сообщается лицу, которое его подало.
- объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы;
- по просьбе гражданина приглашать его на заседания соответствующего органа, рассматривающего жалобу;
- отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, немедленно применять меры по пресечению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, содействующие нарушению;
Действующее законодательство предусматривает права и обязанности участников производства по рассмотрению обращений граждан. В частности, лицо, подавшее обращение, в процессе его рассмотрения, имеет право:
– лично изложить аргументы лицу, рассматривающему обращение, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;
– ознакамливаться с материалами проверки;
– представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;
– присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
– пользоваться услугами защитника;
– получать письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;
– высказывать устно или письменно требования о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы;
– требовать возмещения ущерба, если он является следствием нарушения установленного порядка рассмотрения обращения.
Реализация лицом, обратившимся с обращением, вышеназванных прав возможна только при наличии определенных обязанностей, которые возлагаются на орган или должностное лицо, рассматривающее обращение. Действующее законодательство предусматривает перечень таких обязанностей, а именно:
– обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;
– письменно уведомлять гражданина о результатах проверки заявления или жалобы о сути принятого решения;
– применять меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенном нарушении, а также по просьбе гражданина в месячный срок довести принятое решение до ведома органа или другого юридического лица;
– в случае признания заявления или жалобы необоснованной, разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;
– не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;
– лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, применять меры по устранению причин, которые их порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.
Важной гарантией реализации права гражданина на обращение является предусмотренная действующим законодательством ответственность как гражданина, так и органа или должностного лица за нарушение требований Закона «Об обращениях граждан». Так, гражданин, подающий обращение, несет ответственность в случае, если обращение содержит клевету или оскорбление, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, других физических или юридических лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и другим противоправным действиям.
В то же время, если жалоба гражданина удовлетворена, орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы, и утраченный за это время заработок. Несмотря на это, гражданину по его требованию может быть возмещен и моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями должностного лица при рассмотрении жалобы, размер которого определяется судом.
gosnadzorlnr.ru
Нормативно-правовая база
-
История документа
ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Об обращениях граждан
(с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики
от 06.07.2017 № 170-II )
Настоящий Закон регулирует вопросы практической реализации гражданами Луганской Народной Республики предоставленного им Конституцией Луганской Народной Республики права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их уставом предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Луганской Народной Республики возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для воздействия на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, для отстаивания своих прав, законных интересов и восстановления их в случае нарушения.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право граждан на обращения
Граждане Луганской Народной Республики имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, средства массовой информации, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством о реализации своих социально-экономических, политических и личных прав, законных интересов и жалобами об их нарушении.
Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности имеют право подавать обращения, не касающиеся их служебной деятельности.
Лица, не являющиеся гражданами Луганской Народной Республики и законно находящиеся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Луганской Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами.
Рассмотрение обращения граждан осуществляется бесплатно.
Статья 2. Законодательство об обращениях граждан
Законодательство Луганской Народной Республики об обращениях граждан включает настоящий Закон и иные акты законодательства, принятые в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики и настоящим Законом.
Статья 3. Основные термины, употребляемые в настоящем Законе
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
Предложение (замечание) — обращение граждан, где высказываются совет, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление (ходатайство) — обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства либо недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав либо свобод и т.п.
(часть 3 статьи 3 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170-II )
Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.
Статья 4. Решения, действия (бездействие), которые могут быть обжалованы
Решения, действия (бездействие) в сфере управленческой деятельности могут быть обжалованы в случаях, когда:
нарушены права и законные интересы либо свободы гражданина (группы граждан);
созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов либо свобод;
незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 5. Требования к обращению
Обращения адресуются органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, объединениям граждан или должностным лицам, к полномочиям которых относится решение поставленных в обращениях вопросов.
В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть поставленного вопроса, замечания, предложения, заявления либо жалобы, просьбы либо требования.
Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) либо письменным, направленным почтой или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично либо через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).
Письменное обращение должно быть подписано заявителем или заявителями, с указанием даты.
Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего Закона.
Статья 6. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, к должностным лицам на русском или другом языке, приемлемом для сторон. Решения по обращениям граждан и ответы на них оформляются на официальном языке делопроизводства, предусмотренном Конституцией Луганской Народной Республики для органов государственной власти и органов местного самоуправления Луганской Народной Республики.
(статья 6 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170-II )
Статья 7. Запрещение отказа в принятии и рассмотрении обращения
Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.
Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.
Если вопросы, поставленные в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, но в срок не более пяти дней пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение. В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.
Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия либо решения которых обжалуются.
Статья 8. Обращения, не подлежащие рассмотрению и решению
Письменное обращение без указания места жительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, по которому невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрены статьей 17 настоящего Закона, и обращения лиц, признанных судом недееспособными.
Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.
Статья 9. Запрещение преследования граждан за подачу обращения и недопустимость принуждения их к его подаче
Запрещается преследование граждан и членов их семей за подачу обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностным лицам за критику в обращении их деятельности и решений.
Никто не может быть принужден к подаче собственного либо подписанию коллективного обращения или участию в акциях в поддержку обращений других лиц либо организаций.
Статья 10. Запрещение разглашения сведений, содержащихся в обращениях
Не допускается разглашение полученных из обращений сведений, о личной жизни граждан без их согласия либо сведений, представляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан.
Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не касающихся обращения. По просьбе гражданина, изложенной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы.
Это запрещение не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, имеющим отношение к решению дела.
Статья 11. Обращения к объединениям граждан
Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемление или нарушение ими прав граждан — согласно настоящему Закону.
Статья 12. Сфера применения настоящего Закона
Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством и законодательством о защите экономической конкуренции.
Статья 13. Делопроизводство по обращениям граждан
Делопроизводство по обращениям граждан ведется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Луганской Народной Республики, на языке, предусмотренном Конституцией Луганской Народной Республики.
(статья 13 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170-II )
Раздел II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.
Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств)
Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о результатах рассмотрения заявлений (ходатайств).
Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности.
Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и с изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан
Жалоба на действия либо решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением — непосредственно в суд.
Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке.
Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.
Жалоба в интересах гражданина по его полномочию, оформленному в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность.
К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, принимавшиеся по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.
Статья 17. Срок подачи жалобы
Жалоба на обжалованное решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.
Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд в срок, предусмотренный законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления либо жалобы
Гражданин, обратившийся с заявлением либо жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, к должностным лицам, имеет право:
лично изложить аргументы лицу, проверявшему заявление либо жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы либо заявления;
знакомиться с материалами проверки;
представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим заявление либо жалобу;
присутствовать при рассмотрении заявления либо жалобы;
пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;
получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления либо жалобы;
высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления либо жалобы;
требовать возмещения ущерба, если он явился результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений;
обращаться с заявлениями о прекращении рассмотрения обращения.
Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений либо жалоб
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:
объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления либо жалобы;
в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления либо жалобы составить об этом мотивированное постановление;
по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, рассматривающего его заявление либо жалобу;
отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики, если они не отвечают закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;
обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением либо жалобой решений;
письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления либо жалобы и сути принятого решения;
принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопросы об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушение, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива либо объединения граждан по месту жительства гражданина;
в случае признания заявления либо жалобы необоснованными разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения;
не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявления либо жалоб другим органам;
лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений либо жалоб граждан, принимать меры к устранению порождающих их причин, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.
В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо либо подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требований абзаца десятого части 1 настоящей статьи.
(часть 2 статьи 19 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170-II )
Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан
Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, — безотлагательно, но не позднее десяти дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается подавшему обращение лицу. При этом общий срок решения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать сорока пяти дней.
По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного настоящей статьей срока.
Обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.
Статья 21. Личный прием граждан
Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан.
Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и жительства. Графики приема доводятся до сведения граждан.
Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями.
Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить поставленные в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается письменно или устно, по желанию гражданина.
Статья 22. Рассмотрение обращений и прием граждан депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики и депутатами местных советов
1. Депутаты Народного Совета Луганской Народной Республики, а также депутаты местных советов Луганской Народной Республики рассматривают обращения граждан в соответствии с настоящим Законом и иными законами Луганской Народной Республики.
(часть 1 статьи 22 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170- II )
2. Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.
3. Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности.
Не относящиеся к ним обращения направляются на рассмотрение органу власти, или должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса, с письменным извещением заявителя.
Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами, и их аппаратом
Высшие должностные лица государства — Глава Луганской Народной Республики, Председатель Народного Совета Луганской Народной Республики, Председатель Совета Министров Луганской Народной Республики — осуществляют прием в установленном ими порядке.
Раздел III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 25. Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением требований настоящего Закона при рассмотрении его жалобы
В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке.
Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа либо должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.
Статья 26. Ответственность граждан за подачу обращений противоправного характера
Подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и иным действиям, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения
Расходы, понесенные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединением граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.
Статья 28. Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан
Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Народный Совет Луганской Народной Республики, депутаты Народного Совета Луганской Народной Республики, Глава Луганской Народной Республики, Совет Министров Луганской Народной Республики, Уполномоченный по правам человека в Луганской Народной Республике, органы местного самоуправления, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
(статья 28 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.07.2017 № 170-II )
Статья 29. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан
Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан осуществляется Генеральным прокурором Луганской Народной Республики и подчиненными ему прокурорами. В соответствии с предоставленными им действующим законодательством полномочиями они принимают меры к восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.
nslnr.su