- Налоги и налоговая система
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.
- по имуществу, подлежащему амортизации, принимается его остаточная стоимость, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации;
- по имуществу, не подлежащему амортизации, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. К такому имуществу относятся — объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т. п., объекты основных средств у некоммерческих организаций.
Оглавление:
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».
Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций.
Плательщики налога на имущество организаций
Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.
Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные прс дета в итсл ьств а. объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектом налогообложения:
Налоговый период налога на имущество организаций
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая база в соответствии со ст. 375 НК определяется для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство, как среднегодовая стоимость имущества.
При определении налоговой базы принимается следующая стоимость имущества:
Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.
Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Ставка налога на имущество организаций
Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества. В Москве налоговая ставка установлена в максимальном размере для всех налогоплательщиков.
Налоговые льготы
Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.
В Москве, в частности, от налога на имущество организаций освобождаются учреждения, финансируемые за счет бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований г. Москве на основе сметы доходов и расходов, организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы, и другие категории плательщиков.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.
Налогоплательщики — иностранные организации, не осуществляющие деятельности на территории России, но имеющие объекты недвижимого имущества, расположенные на ее территории, уплачивают также в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, и соответствующей налоговой ставки. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика данной категории права собственности на недвижимое имущество, исчисление налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект был в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. В Москве уплата авансовых платежей и налога производится в те же сроки, что и подача налоговых расчетов и налоговой декларации.
Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.
Статьями 384, 385, 3851, 3852 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.
Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации.
www.grandars.ru
Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Марина Ильина,
эксперт журнала
В последнее время много разговоров о налоге на имущество. Изменения, внесенные в законодательство в 2015 году, коснулись практически всех организаций, имеющих объект налогообложения. Ответим на некоторые вопросы.
КТО ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО?
КТО ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО?
В соответствии с п.1 ст.373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. При этом Налоговый кодекс РФ распределяет налогоплательщиков по следующим группам.
1) Российские организации. К российским организациям — плательщикам налога на имущество относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ и имеющие на балансе основные средства, которые признаются объектом налогообложения (п.1 ст.373, ст.374, абз.2 п.2 ст.11 НК РФ). Плательщиком налога на имущество может являться как коммерческая, так и некоммерческая организация (например, орган исполнительной или законодательной власти).
2) Иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ. К ним относятся:
— иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
— филиалы и представительства указанных юридических лиц и организаций.
Иностранные организации, как и российские, платят налог на имущество. При этом иностранная организация признается налогоплательщиком в том случае, если она:
— осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство, у которого есть основные средства (п.1 ст.373, п.2 ст.374 НК РФ);
— не имеет в РФ постоянного представительства, но владеет на праве собственности или получила по концессионному соглашению недвижимое имущество, которое находится на территории РФ (п.1 ст.373, п.3 ст.374 НК РФ).
3) Иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ. Иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, является плательщиком налога на имущество, если на территории РФ у нее есть недвижимое имущество. Оно должно принадлежать этой организации на праве собственности или быть передано ей по концессионному соглашению (п.1 ст.373, п.3 ст.374 НК РФ).
Стоит отметить, что Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым организации, применяющие специальные налоговые режимы — УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, а плательщики ЕНВД в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (п.4 ст.346.26 НК РФ).
В соответствии с п.7 ст.346.26 НК РФ при совмещении ЕНВД и общей системы налогообложения организация должна вести раздельный учет имущества по видам деятельности. В ином случае организация будет не вправе применить освобождение от налога на имущество, предусмотренное п.4 ст.346.26 НК РФ, к объектам основных средств, которые используются в облагаемой ЕНВД деятельности.
КТО НЕ БУДЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО?
Полностью освобождены от уплаты налога на имущество:
— организации — плательщики ЕСХН (п.3 ст.346.1 НК РФ);
— организации, применяющие систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в отношении основных средств, которые находятся на их балансе и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п.7 ст.346.35 НК РФ);
— УСН — в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость (п.2 ст.346.11 НК РФ);
— ЕНВД — в отношении имущества, которое используется для осуществления «вмененной» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества (п.4 ст.346.26 НК РФ).
Согласно п.1.1 ст.373 НК РФ не являются плательщиками налога на имущество следующие организации:
— организаторы XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи;
— маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета.
КАКОЕ ИМУЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
При ответе на этот вопрос нужно обратить внимание, кто является плательщиком налога на имущество. Так, у российской организации облагается налогом любое недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве основных средств, а также движимое имущество, принятое на учет до 1 января 2013 года. В том случае если имущество передано во временное пользование другим организациям или лицам, оно также будет включаться в объект налогообложения.
Для российской организации объектом налогообложения являются основные средства, которые учтены у нее на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Основополагающими документами по ведению основных средств в бухгалтерском учете являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н (далее — ПБУ 6/01), а также Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года N 91н (далее — Методические указания).
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.
docs.cntd.ru
Налог на имущество организаций налогоплательщики и объекты налогообложения
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Кодекса, но и положениями закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» от 15.10.2003 N 46-з.
Налогоплательщики налога на имущество организаций
Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:
— иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.
К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций.
В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.
Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п. 1 ст. 374 Кодекса).
Отметим, что с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения также отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям.
Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:
1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;
2)имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.
Если иностранная организация ведет деятельность в России через постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.
Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 Кодекса), а именно:
1) имущество является недвижимым;
2) имущество находится на территории РФ;
3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.
С 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России.
К объекту налогообложения не относится следующее имущество:
— иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Отметим, что Кодекс не содержит понятий «объекты природопользования», «природные ресурсы», «водный объект». В этом случае можно обратиться к отраслевому законодательству, которое регулирует соответствующие правоотношения (п. 1 ст. 11 Кодекса).
Так, понятие природных ресурсов содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом к природным ресурсам отнесены не только естественные природные объекты, но и объекты, созданные человеком, если они обладают свойствами природных объектов и имеют рекреационное и защитное значение (так называемые природно-антропогенные объекты).
Чтобы определить понятие «водный объект», можно обратиться к Водному кодексу РФ.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток и иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Виды водных объектов указаны в ст. 5 Водного кодекса РФ. К ним относятся реки, ручьи, каналы, озера и т.д.
Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия (п.п. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса):
— имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
— имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база и порядок определения налоговой базы.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество определяется по-разному. Так, она различается (ст. 375 Кодекса):
— для российских организаций;
— иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;
— иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Российские организации определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.
По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 376 Кодекса).
Налоговая база по итогам отчетных периодов — I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 Кодекса).
Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.
Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):
— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);
— имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
— недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.
Для исчисления налоговой базы (среднегодовой и средней стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.
Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Иностранные организации определяют налоговую базу самостоятельно (п. 3 ст. 376 Кодекса). При этом налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):
— имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;
— недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;
— имущества, которое облагается по разным ставкам;
— недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.
Ставки налога на имущество
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На территории Ярославской области Законом ЯО от 15.03.2003 N 46-з (с изменениями и дополнениями) установлена налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2 процента.
При этом для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 40 %, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента.
Для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 70 % налоговая ставка установлена в размере 0,6 процента.
Льготы по налогу на имущество устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) соответствующими законами субъектов РФ (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 Кодекса).
Таким образом, льготы по налогу на имущество можно условно разделить:
— на льготы, которые установлены положениями Налогового кодекса РФ и применяются во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций;
— льготы, которые предусмотрены соответствующим законом субъекта РФ и действуют только на территории этого субъекта.
При этом льготы по налогу на имущество, установленные Налоговым кодексом РФ, действуют на всей территории РФ и не требуют повторного закрепления в законе субъекта РФ.
Перечень льгот по налогу на имущество приведен в ст. 381 Кодекса.
Так, освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
6) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
7) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
8) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
9) организации — в отношении космических объектов;
10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
12) имущество государственных научных центров;
13) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;
14) организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Помимо льгот, предусмотренных ст. 381 Кодекса, законом Ярославской области от 15.03.2003 N 46-з установлены другие налоговые льготы.
Так, на территории Ярославской области не облагается налогом на имущество организаций движимое и недвижимое имущество, составляющее казну Ярославской области и муниципальную казну (в том числе автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения), за исключением имущества, используемого государственными, муниципальными и иными предприятиями, учреждениями и организациями для осуществления деятельности в соответствии с их уставными и иными целями.
От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
— организации — в отношении объектов внешнего благоустройства, содержание которых осуществляется за счет средств местного бюджета, и жилищного фонда;
— предприятия общественного питания, обслуживающие школьные столовые, столовые при высших и средних учебных заведениях, больницах;
— аэропорты международного класса;
— участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области;
— сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей выручке от реализации товаров этих товаропроизводителей доля выручки от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов;
— религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством на территории Ярославской области, — в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, участвующего в осуществлении предпринимательской деятельности;
— организации — в отношении имущества детских оздоровительных лагерей (центров);
— товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
— организации, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам.
Налоговый период. Отчетный период.
Налоговым периодом является календарный год.
Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Декларацию представляют все лица, которые признаются плательщиками налога на имущество организаций.
Обязанность подавать декларацию сохраняется и в том случае, если у организации отсутствует объект налогообложения. В данном случае нужно представить «нулевую» декларацию.
Налогоплательщики обязаны представить декларацию в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 Кодекса).
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
В зависимости от статуса организации, вида имущества и места его нахождения декларация может представляться в разные налоговые инспекции (п. 1 ст. 386 Кодекса, п. 1.2 разд. I Порядка заполнения декларации). В частности:
— по месту нахождения российской организации;
— по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации;
— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
— по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества;
— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.
Формы отчетности по налогу на имущество организаций
Приказом Минфина России от 20.02.2008 г. N 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по налогу на имущество организаций.
mvf.klerk.ru