Оглавление:
Соотношение права и закона
«Узкий» и «Широкий» подходы к праву
Как уже отмечалось, во второй половине 1950-х годов рядом российских правоведов была выдвинута идея «широкого» понимания права.
Предлагалось наряду с нормами включать в право:
- правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский);
- правоотношения и правосознание (Я.Ф. Миколенко);
- субъективные права (Л.С. Явич).
- на стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться. Выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей;
- один и тот же закон может быть правовым и неправовым на различных исторических этапах развития общества;
- оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество, таковы и его представления о праве и справедливости. С повышением уровня культуры изменяются и критерии, отделяющие правовой закон от неправового.
Это была попытка социологизации правопонимания в рамках позитивистской концепции.
Сторонники «широкого» подхода считают, что писаное (позитивное) право вследствие различных объективных и субъективных причин не в состоянии полностью и адекватно регулировать общественные отношения. В источниках права нередки пробелы, противоречия, неясности, встречаются устаревшие и несправедливые нормы права. Вследствие этого правоприменительная практика в дополнение, а иногда и вместо норм официального права вырабатывает свои нормы. Эти нормы права находятся в других источниках права, прежде всего в судебной и административной практике и т. д. Следует отметить, что сторонники «широкого» подхода к пониманию права не выработали общепризнанного определения понятия права, хотя два аспекта правопонимания (психологический и социологический) присутствуют в нем.
Сторонники «узкого» понимания права (нормативистского подхода) считают, что нормы права содержатся исключительно в официальных источниках юридических норм, издаваемых государственными органами. Именно в них следует искать ответы на все вопросы, требующие правового разрешения. Правоприменительная практика не должна выходить за пределы официального (позитивного) права.
Споры сторонников «узкого» и «широкого» понимания права в отечественной юридической литературе ведутся постоянно. Так, данная проблема стояла в центре научных дискуссий в конце 70-х — начале 80-х годов, в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.
Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. При «узком», нормативистском понимании права достоинством является его фор- мальная определенность, обязательность, всеобщность, что способствует провозглашению и реализации режима строгой законности.
Недостаток нормативного подхода заключается в том, что в силу разных причин могут действовать устаревшие нормы или приниматься нормы, идущие вразрез с объективной реальностью.
Данный недостаток нормативного подхода можно уменьшить с помощью «широкого» понимания права (судебная и административная практика, правосознание и т. д.). Позитивным моментом «широкого» подхода является рассмотрение права в действии.
Однако в «широком» подходе имеются уязвимые места.
Такое понимание права приводит к его неопределенности, нечеткости и неясности, способно подорвать основы законности. «Широкое» понимание права ставит правоприменителя в ситуацию неопределенности. Что, например, должен взять в основу решения суд: идеи правосознания, представления о свободе, справедливости, конкретное правоотношение, требующее защиты, или закон.
В понятие права включаются разнородные явления, хотя и связанные между собой: нормы, различного рода идеи (о равенстве, справедливости и т. д.), правосознание, правоотношения, субъективное право. В этом случае право лишается однородности, становится явлением весьма неопределенным.
Следует сразу же отметить, что в контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
О соотношении права и закона существуют различные точки зрения.
Если исходить из представления, что право есть творение государственной власти, то в этом случае право и закон — тождественные понятия. Сторонники такого подхода считают, что разделение понятий права и закона ненаучно. Право и государство не могут существовать друг без друга, поэтому право, не опирающееся на авторитет и силу государства, ничего не могло бы регулировать. Оно опирается па силу государства, а последнее нуждается в праве как эффективном регуляторе поведения физических и юридических лиц.
Как мы отмечали выше, различные теоретические школы давали и различные понятия права. С точки зрения теории естественного права, психологической и социологической школ закон и право — разные понятия.
Сторонники «широкого» подхода к праву, как уже было отмечено выше, считают, что право более широкое понятие, чем закон.
Право и закон могут быть тождественными понятиями только в том случае, если закон является правовым, т. е отвечающим интересам общества, отражающим объективную реальность. Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
(Следует отметить, что слово «право» — исконно русское, обозначающее правду, праведность, истину, справедливость, правдивость, правоту. Термин «закон», скорее всего, внедрился с христианской религией.)
На данной точке зрения остановимся более подробно. С понятием правового закона и его отождествлением с нравом трудно не согласиться. Но в связи с этим возникают вопросы. Каков критерий правовых законов! Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя?
Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям — справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется как «нормативно закрепленная справедливость».
Однако данные моральные категории субъективны и не могут рассматриваться в качестве четкого критерия разграничения правовых и неправовых законов.
В качестве одного из критериев определения правового закона еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе предлагалась «общая воля», т. е воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные акты следовало причислять к разряду неправовых.
Данная постановка вопроса, несомненно, заслуживает одобрения и внимания. Вместе с тем она вызывает вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования критерия «общая воля». Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там пет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других — не отражающие ее?
К этому следует добавить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна. Например, российские законы о приватизации, о налогах, о земле вызывают целый спектр разноречивых мнений в обществе.
Таким образом, абсолютные критерии определения правового закона найти трудно. Однако в демократическом государстве существует механизм признания закона в качестве правового или неправового. Он именуется конституционным контролем. Суть его состоит в том, что конституция любой страны должна воплощать общепринятые в этой стране представления о справедливости, равенстве, свободе. Таким образом, априорно признается, что конституция — это правовой закон. Л все другие законы могут быть проверены на соответствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции, то считается неправовым и отменяется.
Существует еще одно средство оценки правовой природы закона. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым. Это можно выяснить опросом общественного мнения, а в некоторых случаях и провести референдум.
При оценке правовой природы закона следует иметь в виду еще некоторые обстоятельства:
www.grandars.ru
§ 5.2. Понятие и виды законов
§ 5.2. Понятие и виды законов
Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.
Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.
Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.
Роль закона, как акта, имеющего приоритетное значение в правовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах, неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.
В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые другие.
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию. Будучи основным законом государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Установление конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать нормам конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.
Особый характер конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находит свое выражение в особой усложненной процедуре её принятия, а также изменения и дополнения
Второй вид — федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (в России это законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они носят название — федеральные законы и считаются принятыми, если за их утверждение подано более 1/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации.
Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационные и текущие.
Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:
1) в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);
3) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой, действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность закона кодификационного во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.
Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов.
Чаще всего используемый вид кодификационного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ). Ныне большинство отраслей российского федерального законодательства кодифицировано в виде кодексов, периодически подвергаемых существенным изменениям. Например, начиная с 2001 г. были приняты Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.
По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).
Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам, как актам, непосредственно отражающим систему права.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов.
Отдельным видом закона является так называемый модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.
Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав Федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.), либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно используется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.
Роль закона в жизни общества и государства велика. Закон активно влияет на все сферы жизнедеятельности, способствует укреплению законности, охраняет и обеспечивает права личности, создает преграды произволу и усмотрению чиновников государственного аппарата и т.д. Лишь тот закон признается верховным, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на общечеловеческих моральных ценностях.
law.wikireading.ru
Закон термин из права
Основные термины по теории государства и права
СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – способность управлять поведением людей с помощью авторитета, убеждения или принуждения.
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат государственных служащих, постоянно и повседневно осуществляющих функции государственной власти и управления на профессиональной платной основе.
ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.
СУВЕРЕНИТЕТ – политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ государства и состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела.
ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления деятельности государства, выражающие его социальную сущность и назначение в обществе.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – способ организации государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высшей (верховной) государственной власти в государстве.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – политико-территориальная организация государственной власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система государственных органов, объединенных общими принципами и целями, призванных осуществлять задачи и функции государства.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – совокупность государственных и негосударственных организаций, учреждений и норм, в рамках которых осуществляется политическая власть.
ПРАВО – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, выступающих в роли классового регулятора общественных отношений.
ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – система действующих в государстве правовых норм.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА – основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права.
ФУНКЦИИ ПРАВА – основные направления воздействия права на общественную жизнь.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – совокупность основных правовых явлений общества (институтов, норм, отношений и правосознания) в их единстве и взаимосвязи.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, характеризующийся определенным способом производства и соответствующей ему общественной (политической, идеологической, культурной) надстройкой.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это страна или группа стран, близких по своим экономическим, политическим и культурным особенностям, взятая в историческом развитии.
ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, способов и методов юридической деятельности.
ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств.
НОРМЫ МОРАЛИ – правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила обращения с объектами предметного, материально-вещественного мира.
ОБЫЧАИ – правила поведения, возникшие в результате многократного поведения и соблюдаемые главным образом в силу привычки.
НОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ) – правила поведения, установленные или сложившиеся внутри некоторой организации и распространяющиеся, как правило, только на членов этой организации.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА — способы выражения и закрепления юридических норм, придания им общеобязательного значения.
ПРЕЦЕДЕНТ — решение компетентного органа государственной власти, используемое как образец для решения других аналогичных дел.
ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ — соглашение двух или более субъектов, содержащее правовые нормы.
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ — правило поведения, фактически применяемое в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве источника права.
ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА — взгляды и представления авторитетных ученых на фундаментальные категории юридической науки, на действующее право и практику его реализации.
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – акт-документ компетентного органа государства, содержащий правовые нормы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – властное правовое предписание, обращенное к конкретному лицу или определенному кругу лиц.
АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ) – акты разъяснения правовых норм с целью их единообразного понимания и применения.
ЗАКОН – акт высшего органа государственной власти, принимаемый в особом порядке и регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.
ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ – нормативный акт компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона.
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ – процесс формирования в обществе правовых норм.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене юридических норм.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – система правовых действий субъектов законодательной деятельности по внесению, рассмотрению, принятию и обнародованию актов высшей юридической силы – законов.
СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – структурная организация процесса подготовки и принятия законодательного решения.
НЕМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ – распространение закона на факты и отношения с момента вступления его в силу.
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям после утраты им силы.
КОЛЛИЗИЯ — противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же отношения.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – совокупность приемов и средств разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — это деятельность по упорядочению действующего законодательства.
ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.
КОНСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации, предполагающая объединение фрагментов нормативных актов без изменения их содержания.
КОДИФИКАЦИЯ – форма систематизации, предполагающего создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.
СИСТЕМА ПРАВА — объективно обусловленное разделение законодательства на части (институты, отрасли), связанные между собой.
ОТРАСЛЬ ПРАВА — совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.
ИНСТИТУТ ПРАВА — совокупность взаимосвязанных норм, образующих обособленную часть отрасли права и обеспечивающих регулирование некоторой целостной группы общественных отношений.
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования.
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.
НОРМА ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулированное определенного вида общественных отношений.
ГИПОТЕЗА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на условия ее действия.
ДИСПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия, наступающие при наличии указанных в гипотезе нормы юридических фатов. В охранительных нормах – описание состава правонарушения.
САНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридических нормы, определяющий меры правового воздействия за совершенное правонарушение.
ДОЗВОЛЕНИЕ (УПРАВОМОЧИЕ) — предоставление субъекту права на совершение положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству).
ОБЯЗЫВАНИЕ — возложение юридически подкрепленного долга совершить определенные действия.
ЗАПРЕТ — обязанность воздерживаться от действий определенного рода.
ПРАВООТНОШЕНИЕ – это возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – мера юридически возможного поведения, гарантированная государством.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ – предусмотренная в законодательстве и гарантированная государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного лица (индивида, организации или государства).
СУБЪЕКТЫ ПРАВА – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правовых отношений, иметь права и нести юридические обязанности.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ – признаваемая государством способность лица или организации быть субъектом правовых отношений.
ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ – материальные или нематериальные блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ – конкретные социально значимые обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА — претворение предписаний юридических норм в жизнь, в деятельность субъектов права.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ — способы претворения норм права в жизнь (исполнение, использование, соблюдение).
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — деятельность субъектов права, соответствующая правовым нормам и социально полезным целям.
ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА — законодательно установленный порядок совершения юридически значимых действий.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА — властная организующая деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм в отношении конкретных жизненных случаев.
АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — правовой акт, содержащий индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.
СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — относительно обособленные, единые по содержанию и задачам группы правоприменительных действий.
ТОЛКОВАНИЕ — совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм, а также деятельность по разъяснению норм права иным лицам.
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ — используемые в практике правоприменения методы уяснения смысла правовых норм.
ПРОБЕЛ — неполнота действующего законодательства, отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
АНАЛОГИЯ ЗАКОНА — применение к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.
АНАЛОГИЯ ПРАВА — принятие решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства.
СУБСИДИАРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА — применение к общественным отношениям норм смежной (родственной) отрасли права.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ — акт поведения, противоречащий требованиям юридических норм и причиняющий вред общественным отношениям.
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — совокупность установленных законом признаков общественно вредного деяния, необходимых для возложения юридической ответственности.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это сопряженное с общественным осуждением применение к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.
ЗАКОННОСТЬ – режим общественно-политической жизни, состоящий в соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечении субъективных прав, обоснованном и целесообразном применении норм права, исключении произвола из общественной жизни.
ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ – выработанные общественно-политической и юридической практикой требования, обеспечивающие поддержание режима законности в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – материальные, организационные и идеологические, в том числе юридические, условия и предпосылки, обеспечивающие соблюдение режима законности.
ПРАВОПОРЯДОК – основанная на праве и законности организация общественной жизни; состояние правовой упорядоченности общественных отношений.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – положение человека в обществе и государстве, отраженное и закрепленное в нормах действующего законодательства.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – важнейшие фундаментальные права, содержащиеся в Конституции государства и основополагающих международно-правовых документах по правам человека; социальные притязания, которые на определенном этапе исторического развития рассматриваются государством, обществом и международным сообществом как основные, неотъемлемые элементы правового статуса личности, принадлежащие человеку от рождения.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, основанное на принципе разделения властей, в котором признается и осуществляется верховенство права по отношению к государству и обеспечиваются международно признанные права и свободы человека и гражданина.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – относительно независимая от государства саморегулирующаяся сфера жизнедеятельности людей.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, которое признает и обеспечивает на практике экономические, социальные и культурные права человека и гражданина.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – социальная система, в которой обеспечена реализация права граждан на информацию, созданы максимально благоприятные условия для поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, эффективного использования информационных ресурсов в экономике, культуре, социальной жизни и в государственном управлении.
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ – право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, идей, убеждений, мнений, оценок, а также настроений и чувств людей в отношении действующего и желаемого права, деятельности правовых институтов, поступков людей в правовой сфере; одна из форм общественного сознания, представляющая собой психическое отражение правовой действительности.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующие их государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание (правовая культура охватывает основные элементы национальной правовой системы); применительно к личности – характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.
ГЛОБАЛИЗМ – современный этап международной интеграции государств в сфере экономики, политики, экологии, информации и культуры, протекающий в условиях однополярного мира.
Источник информации:
Сайт Кафедры теории права и сравнительного правоведения Факультета права Государственного Университета — Высшей школы экономики ( http://new.hse.ru/sites/tp/prof/2/1/2005_Список%20основных%20терминов.doc )
Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.
www.law.edu.ru