О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
«О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ»
Реформирование российского судопроизводства связано не только с изменением функций суда, но и с формированием принципиально нового подхода к собиранию, исследованию и оценке доказательств. Все большее значение на различных стадиях уголовного судопроизводства придается исследованиям материальных объектов — потенциальных вещественных доказательств как важных носителей криминалистически значимой информации. В большинстве случаев такие исследования осуществляются при производстве судебных экспертиз.
Судебная экспертиза является особой процессуальной формой применения специальных знаний для получения новых и проверки (уточнения) имеющихся доказательств. Правовое регулирование судебной экспертизы осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством и детализируется в ведомственных и иных нормативных актах.
Конец 2010 г. был ознаменован событием, которое можно отнести к категории «эпохальных» — было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» от 21 декабря 2010 г. № 28. С его принятием прекратило свое действие одноименное постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1.
Среди практических работников бытует ошибочное мнение, что вышеназванное Постановление регулирует производство судебной экспертизы исключительно на судебных стадиях, поскольку мотивацией его принятия Пленум Верховного Суда РФ указал «вопросы, возникающие усудов (курсив наш. — Е. Е.) при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам». Однако следует принимать во внимание, что значительное количество статей Постановления посвящено вопросам, относящимся к досудебным стадиям уголовного судопроизводства (ст.ст. 3, 4, 9 и др).
В данной статье рассмотрим следующие вопросы: выбор экспертного учреждения (эксперта), оценка компетентности сведущего лица, не являющегося экспертом ГСЭУ, привлекаемого в качестве эксперта; ознакомление с постановлением о назначении экспертизы; разрешение поступивших ходатайств.
Правильный выбор экспертного учреждения или конкретного лица, привлекаемого в качестве эксперта, является одним из необходимых условий допустимости экспертного заключения. Производство экспертизы может быть поручено как государственным, так и негосударственным экспертным учреждениям (экспертам). Ранее существовала рекомендательная практика назначения и производства экспертиз государственными учреждениями, поскольку и в ч. 2 ст. 195 УПК РФ, и в ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ не конкретизируется, в каких случаях привлекаются государственные, а в каких — негосударственные экспертные учреждения или сведущее лицо в качестве эксперта. В случае привлечения для производства экспертизы негосударственных экспертных учреждений (экспертов) их деятельность осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ и Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В постановлении Пленума Верхового Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» (п. 5) названы условия поручения производства экспертизы иному экспертному учреждению или эксперту, нежели государственному судебно-экспертному учреждению, обслуживающему определенную территорию:
отсутствие эксперта конкретной специальности;
отсутствие надлежащей материально-технической базы;
отсутствие специальных условий для выполнения исследований;
наличие обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ, т. е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве.
Причем данные условия должны распространяться на все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории. При этом Пленум Верховного Суда РФ буквально воспроизвел содержание ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», только конкретизировав, что при наличии этих обстоятельств производство экспертизы «может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследо-вательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование». «…В определении (постановлении) о назначении экспертизы должно быть мотивировано (курсив наш. — Е. Е.) поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу».
Верховный Суд РФ в ст. 5 указанного Постановления также конкретизировал требования, которым должны удовлетворять негосударственные судебно-эксперт-ные учреждения и сведущие лица, наделяемые статусом «эксперт». Так, в качестве первых могут выступать «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами».
Таким образом, очевидно, что для исключения возможности признания заключения эксперта недопустимым вследствие проведения исследования ненадлежащим субъектом назначению экспертизы должна предшествовать проверка правомочности соответствующего учреждения, в частности отражение в его уставе экспертной деятельности.
Возникает обоснованный вопрос: если необходимость поручения производства судебной экспертизы иному субъекту, нежели экспертное учреждение, обслуживающему данную территорию, продиктована обстоятельствами, которые не предусмотрены рассматриваемым Постановлением Пленума Верховного Суда РФ (например, разумными и реальными сроками производства исследования) — какова будет реакция суда? Также непонятно, что подразумевается под термином «отсутствие» надлежащей материально-технической базы или специальных условий, эквивалентен ли он термину «неисправность»?
Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ не включил в перечень оснований еще одну ситуацию, при наступлении которой может возникнуть необходимость поручения производства судебной экспертизы иному экспертному учреждению, нежели обслуживающему конкретную территорию. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 18) предусматривает, что «государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения».
В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» уточнены требования, предъявляемые к сведущему лицу, привлекаемому в качестве эксперта: «При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения». В связи с этим также возникает ряд вопросов: У кого запрашивать необходимые сведения, подтверждающие компетентность лица?
Какими документами можно подтвердить сведения о компетентности сведущего лица в области филуменистики, молодежной субкультуры и др.? Будет ли отсутствие стажа работы в качестве судебного эксперта свидетельствовать о некомпетентности лица, обладающего специальными знаниями?
Позиция и намерения Пленума Верховного Суда РФ вполне понятны, поскольку одним из вопросов, который неизбежно приходится решать при производстве экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами, является установление компетентности «потенциальных» экспертов, так как уровень квалификации экспертов ГСЭУ гарантируется порядком назначения их на должность и периодической аттестацией (не реже одного раза в течение пяти лет). При этом надо отметить, что именно данные об аттестации на право самостоятельного производства экспертиз наиболее значимы для подтверждения квалификации государственного эксперта, но законодателем не предусмотрено отражение этих сведений как обязательных в соответствующих документах (ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 204 УПК РФ). Вместе с тем Конституционным Судом РФ было установлено, что если в ходе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы подозреваемый (обвиняемый) выражает желание ознакомиться с соответствующими данными, ему должна быть предоставлена необходимая информация(1). Думается, что Пленуму Верховного Суда РФ следовало бы выразить свое мнение по данному вопросу.
Важно обратить внимание еще на одну неочевидную, но весьма серьезную проблему, которая может возникнуть при назначении ряда судебных экспертиз. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ все учреждения, осуществляющие определенные виды деятельности, должны получать соответствующие лицензии. Как не парадоксально, но еще не изжита практика осуществления судебно-медицинской экспертной деятельности (как организациями, включая БСМЭ, так и физическими лицами) без наличия соответствующей лицензии. Представляется, что этот вопрос также не должен был быть обойден вниманием в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Вынесение постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним процессуальных участников в соответствии с действующим законодательством, разъяснение указанным лицам возникающих у них процессуальных прав в связи с назначением экспертизы, разрешение ходатайств (в случае их поступления) составляют основное содержание процессуальной деятельности следователя по назначению экспертизы.
Анализ уголовных дел наглядно демонстрирует, что следователи часто не придают значения необходимости соблюдения процессуальных прав участников уголовного судопроизводства. Нередко обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых назначается экспертиза, знакомятся с постановлением о ее назначении одновременно с ознакомлением с заключением экспертизы, что является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, выражающимся в ущемлении прав указанной категории лиц, которыми они наделены в соответствии со ст.ст. 46, 47, 198 УПК РФ.
Значительное количество прокуроров до сих пор считает данную ситуацию допустимой и не усматривает в ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы одновременно с заключением эксперта признаков нарушения уголовно-процессуального законодательства. При этом в качестве аргумента указывается, что, во-первых, законом не установлены сроки производства данного действия и, во-вторых, суды при отсутствии соответствующих заявлений от заинтересованных лиц не относят это нарушение к категории существенных, игнорируя содержание ст. 75 УПК РФ. Часто нарушались права потерпевших, хотя Конституционным Судом РФ еще в 2004 г. было вынесено
определение по жалобе гражданки Старовойтовой О. В.(1), в котором определено, что положения ч. 2 ст. 198 УПК РФ не исключают права потерпевшего на ознакомление с постановлениями о назначении судебных экспертиз, независимо от их вида, и экспертными заключениями и, соответственно, обязанность следователя, вынесшего постановление о назначении судебной экспертизы, обеспечить потерпевшему такую возможность.
Рассматриваемый вопрос в настоящее время разрешен окончательно, поскольку в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» определено, что «подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства (курсив наш. — Е. Е.). В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол». Можно только выразить сожаление, что практическим работникам и судам понадобилось разъяснение Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу, поскольку при ранее существовавшей практике нарушались права подозреваемого (обвиняемого) при назначении и производстве судебной экспертизы, некоторые из которых не могли быть реализованы с началом производства экспертизы, например отвод экспертному учреждению (эксперту) или ходатайство о личном присутствии при производстве экспертизы.
Положение ст. 198 УПК РФ, предоставляющей право после ознакомления с постановлением о назначении экспертизы ходатайствовать об отводе конкретному эксперту, как правило, применялось исключительно к подозреваемым и обвиняемым. Видимо, поэтому Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 указанного Постановления сделал акцент на правах потерпевшего и свидетеля: «Суду надлежит обеспечить потерпевшему возможность знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы независимо от ее вида и с полученным на ее основании экспертным заключением либо с сообщением о невозможности дать заключение; право заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту. Свидетель пользуется такими же правами, как и потерпевший, лишь при условии назначения и производства судебной экспертизы в отношении его самого.
В целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (статья 70, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 198 УПК РФ) в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения (пункт 60 статьи 5 УПК РФ), в котором должна быть произведена экспертиза, а при невозможности производства экспертизы в этом учреждении — вновь выносить определение (постановление) о назначении экспертизы в другом экспертном учреждении. По ходатайству указанных лиц дознаватель, следователь, суд обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы».
На проблему реализации права на отвод эксперта обращалось внимание и до принятия постановления «О судебной экспертизе по уголовным делам», и, к сожалению, следует констатировать, что Пленум Верховного Суда РФ не раскрыл механизм ее разрешения. В постановлении о назначении судебной экспертизы указывается только наименование учреждения (независимо от того, является оно государственным или негосударственным), данные об эксперте указываются в постановлении только при привлечении в качестве эксперта лица, обладающего специальными знаниями. Конкретному эксперту (экспертам) производство экспертизы поручается руководителем экспертного учреждения (ч. 2 ст. 199 УПК РФ), что делает фактически невозможным заявление отвода на стадии ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, поскольку он (они) еще не установлены.
Для большинства практических работников эта проблема представляется неразрешимой, так как они не учитывают содержание ч. 2 ст. 199 УПК РФ, в которой прямо указано на то, что руководитель экспертного учреждения «поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам. уведомляет (курсив наш. — Е. Е.) об этом следователя». Следует отметить, что руководители некоторых ГСЭУ, выполняя требования УПК РФ, уведомляют следователей самостоятельно.
Завершая рассмотрение отдельных вопросов назначения судебных экспертиз, обратимся к еще одному пункту постановления «О судебной экспертизе по уголовным делам», относящемуся к назначению экспертиз на судебных стадиях. Неоднозначным для понимания представляется положение, содержащееся в п. 20 Постановления: «Рекомендовать судам в случае производства экспертизы в суде (статья 283 УПК РФ) экспертом, ранее не участвовавшим в деле в этом качестве, в необходимых случаях выносить два процессуальных документа (определения, постановления): первый — о назначении экспертизы, в котором привести данные об эксперте, имея в виду, что эксперт вправе участвовать в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, только после вынесения определения о назначении экспертизы, и второй — после выполнения соответствующей процедуры — о постановке вопросов перед экспертом». Во-первых, как отмечалось выше, в определении (постановлении) о назначении экспертизы определяется экспертное учреждение, во-вторых, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт принимает к производству «порученную ему руководителем (курсив наш. — Е. Е.) соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения(1) судебную экспертизу», при этом эксперт «не вправе принимать поручения (курсив наш. — Е. Е.) о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц (курсив наш. — Е. Е.), за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения». Таким образом, представляется, что данная рекомендация не соответствует законодательству, регулирующему правовые основы судебной экспертизы. В-третьих, далеко не всегда требуется консультация эксперта на судебных стадиях для определения круга вопросов и подлежащих исследованию обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы. Очевидно, что положения ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» применимы только в определенных ситуациях и не должны реализовываться безусловно во всех случаях назначения экспертизы судами.
Существующие противоречия и несо-ответствия между отдельными статьями уголовно-процессуального законодательст-ва и Федерального закона «О государствен-ной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не всегда ясные формулировки определений Конститу-ционного Суда РФ ведут к формированию разнородной региональной практики, порой не соответствующей духу и букве закона. Рекомендации ученых процес-суалистов и криминалистов также часто противоречивы, что не привносит ясности в сложные вопросы привлечения к производ-ству по делу сведущих лиц.
Полагаем, многие вопросы, возникающие в связи с использованием специальных знаний при осуществлении уголовного судопроизводства, перестали бы относиться к категории дискуссионных, а наряду с этим был бы выработан единообразный подход к использованию их результатов правоприменителями, если бы Пленум Верховного Суда РФ сформулировал более четко свою позицию по обозначенным в статье вопросам и ряду иных принципиальных вопросов, например правовой сущности заключения специалиста и справки об исследовании, по вопросу участия сведущих лиц в доследственной проверке в стадии возбуждения уголовного дела, назначения экспертизы в ходе судебного следствия и некоторых других.
www.procuror.spb.ru
Новое Постановление Пленума Верховного Суда РФ о судебной экспертизе по уголовным делам: научный комментарий. Статьи по предмету Уголовный процесс
НОВОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
В.М. БЫКОВ
Судебная экспертиза всегда играла важную роль в доказывании по уголовным делам. Поэтому можно только приветствовать обращение Пленума Верховного Суда РФ к этой важной в научном и практическом отношении проблеме судебной деятельности . Необходимость принятия нового Постановления Пленума Верховного Суда РФ объясняется еще и тем, что в прошлом разъяснения по проблеме судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве давались только Верховным Судом СССР в Постановлении от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» .
———————————
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Российская газета. 2010. 30 декабря.
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 — 1977. Часть 2. М.: Изд. «Известия Советов народных депутатов СССР», 1981. С. 309 — 315.
Понятно, что в настоящее время в судебной практике возникли новые проблемы, которые требуют разъяснения Верховного Суда РФ. Далее мы проанализируем, какие же вопросы разъяснил Верховный Суд РФ в своем новом Постановлении, насколько они соответствуют требованиям науки уголовного процесса и как они удовлетворяют запросы судебной практики. Мы будем рассматривать содержание Постановления Пленума Верховного Суда РФ в той последовательности и в соответствии с теми пунктами, которые указаны в самом Постановлении.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ правильно обращается внимание судов на необходимость наиболее полного использования науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы. «Если же проведение исследования не требуется, — как указывает Верховный Суд РФ, — то возможен допрос специалиста».
Это положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ вызывает некоторое недоумение. Как можно допрашивать при рассмотрении уголовного дела специалиста, если предварительно от него не было истребовано заключение? А вот о порядке истребования заключения специалиста в Постановлении Пленума его авторы умалчивают. Думается, что это не случайно. Дело в том, что законодатель, введя в уголовное судопроизводство такой вид доказательства, как заключение и показания специалиста, не определил процессуальный порядок истребования этого вида доказательств. Однако и Верховный Суд РФ уклонился от того, чтобы дать свое разъяснение по этому вопросу, в то время как в процессуальной литературе давно ставится об этом вопрос, а суды нуждаются в конкретных рекомендациях .
———————————
Воробьев П. Процессуальный статус специалиста: нужны разъяснения Пленума Верховного Суда // Законность. 2005. N 11. С. 35.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что судебная экспертиза может производиться государственными судебными экспертами и экспертами негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лицами, не работающими в судебно-экспертных учреждениях.
Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ игнорируется такое существующее ныне положение, когда некоторые эксперты служат в одном ведомстве со следователями и дознавателями, которые, как известно, относятся к стороне обвинения, и имеют с ними общего начальника. В этом положении на сегодняшний день, например, находятся эксперты МВД РФ, в то время как п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ прямо указывает, что эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей. Однако законодатель не спешит выполнять собственные законы. Мы уже давно ставим вопрос о том, чтобы для производства различного рода судебных экспертиз в России был создан комитет судебной экспертизы .
———————————
Подробнее об этом см.: Быков В. Новый УПК требует создания независимого комитета судебной экспертизы // Российская юстиция. 2003. N 11. С. 29 — 31; Быков В.М. Правовое положение эксперта и руководителя экспертного учреждения // Уголовный процесс. 2008. N 2. С. 51 — 54.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ достаточно подробно рассматриваются вопросы назначения судебной экспертизы. Так, совершенно правильно разъясняется, что в целях обеспечения прав участвующих в деле лиц в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения, а дознаватель, следователь и суд обязаны по ходатайству заинтересованных лиц сообщать им фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем экспертного учреждения поручено производство экспертизы.
В Постановлении также разъясняется, что если производство судебной экспертизы поручается лицу, которое не является государственным судебным экспертом, то в определении (постановлении) о назначении экспертизы должны быть указаны следующие сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетенции и квалификации. В этих случаях разъяснение прав и обязанностей эксперта, предусмотренное ст. 57 УПК РФ, возлагается на суд и, как надо понимать, и на другое должностное лицо, назначившее судебную экспертизу.
Относительно порядка назначения судебной экспертизы у нас возникло только одно замечание. На наш взгляд, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ следовало бы указать одно из решений Конституционного Суда РФ, которое как раз касается вопроса о том, кто может назначать судебную экспертизу. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 145-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.В. Проня на нарушение его конституционных прав п. 4 ч. 4 ст. 47, п. 2 ч. 1 ст. 53, ст. 74, 85 и 86 УПК РФ обоснованно указывается, что «основанием для производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении является не заявление обвиняемого или его защитника, а постановление органа дознания, предварительного следствия, прокурора» . К этому следует добавить, что в соответствии с ч. 1 ст. 283 УПК РФ по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд также имеет право назначить судебную экспертизу.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2805.
В п. 4 Постановления правильно указывается, что вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение эксперта по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний. При этом Верховный Суд РФ высказал одну весьма важную и принципиальную правовую позицию, что постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда как не входящих в его компетенцию, не допускается. И при этом в Постановлении указывается, что, например, нельзя перед экспертом ставить такой вопрос — имело ли место убийство или самоубийство.
Действительно, поставленный таким образом вопрос судебно-медицинскому эксперту заставляет его решать правовой вопрос — имело ли место убийство или самоубийство. Но это вовсе не означает, что следователь и суд не могут получить от судебно-медицинского эксперта помощь в решении этого сложного вопроса. Важно, чтобы он использовал свои специальные знания в области судебной медицины, но не вторгался бы в компетенцию следователя и суда. На наш взгляд, в случаях, когда смерть лица наступила, например, от огнестрельного повреждения, вопрос перед экспертом должен ставиться в такой редакции: «Не могли ли быть огнестрельные ранения, обнаруженные на трупе, причинены собственной рукой потерпевшего?»
В связи с постановкой такого вопроса перед судебно-медицинским экспертом профессор Ю.С. Сапожников в своей монографии пишет: «Огнестрельные ранения, причиненные собственной рукой, характерны своей локализацией (правый висок, реже левый, область сердца, рот), признаки выстрела в упор (большое рваное отверстие, слегка лишь покрытое копотью по краям, реже — небольшое кругловатое отверстие, но с отслоенными от подлежащей ткани краями, отпечаток дульного среза оружия вокруг раневого отверстия), редко на близком расстоянии (кольцо густой копоти вокруг раны, после удаления которого обнаруживается пергаментация кожи), и направлением выстрела (соответствующим возможному положению руки)» .
———————————
Сапожников Ю.С. Криминалистика в судебной медицине. Киев: Здоровье, 1970. С. 153.
Таким образом, судебно-медицинский эксперт в ряде случаев, используя свои специальные знания, может сделать обоснованный вывод о том, что огнестрельные повреждения были причинены собственной рукой потерпевшего. Решение же вопроса о том, было ли это убийство или самоубийство, во всех случаях остается за следователем и судом.
В п. 5 Постановления Пленума правильно указывается, что в случаях, когда в судебно-экспертных учреждениях, обслуживающих определенную территорию, отсутствуют эксперты конкретной специальности либо когда всем экспертам данной территории в соответствии со ст. 70 УПК РФ может быть заявлен отвод, производство судебной экспертизы может быть поручено судебно-экспертным учреждениям, а также и другим учреждениям и специалистам, обслуживающим другие территории. Верховный Суд РФ указывает при этом, что такое решение должно быть мотивировано в определении (постановлении) суда о назначении судебной экспертизы.
В п. 6 Постановления Пленума разъясняется, что справки, акты, заключение и иные формы фиксации ведомственных или других исследований, полученные даже по запросам органов предварительного следствия и суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и не могут служить основанием для отказа в назначении судебной экспертизы или истребования заключения специалиста. Относительно этого разъяснения у нас возникло только одно замечание: в Постановлении Пленума следовало бы дополнительно указать, что все справки, акты, ведомственные и другие заключения могут быть использованы в доказывании по уголовному делу в качестве иных документов, предусмотренных ст. 84 УПК РФ.
В п. 7 Постановления Пленума вполне обоснованно разъясняется, что при назначении судебной экспертизы касательно лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, согласие подозреваемого, обвиняемого и подсудимого по смыслу уголовно-процессуального закона не требуется. Однако Верховный Суд обращает внимание судов, что должно быть обеспечено участие этих лиц в судебном заседании при решении вопроса о проведении в отношении их судебной экспертизы, за исключением случаев, когда физическое или психическое их состояние не позволяет им предстать перед судом. Относительно проведения судебной экспертизы в отношении потерпевшего или свидетеля то это возможно только при их согласии, которое они должны выразить в письменном виде.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняются права потерпевшего при назначении и производстве судебной экспертизы, предусмотренные п. 5, 9, 11 ч. 2 ст. 42, ст. 198 УПК РФ. Авторы Постановления в целом правильно изложили требования закона относительно прав потерпевшего при назначении и производстве судебной экспертизы, однако и здесь остались вопросы, которые Пленум Верховного Суда РФ не разъяснил.
Как известно, законодатель не указывает срок, в течение которого участники уголовного процесса, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, должны быть следователем ознакомлены с заключением эксперта. Это определенное упущение законодателя. Нам представляется, что этот срок должен быть не менее пяти суток, иначе заинтересованные участники процесса не смогут своевременно ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы или истребовать заключение специалиста для помощи в оценке проведенной экспертизы. В Постановлении Пленума следовало, на наш взгляд, разъяснить этот вопрос и высказать по этому вопросу свою позицию .
———————————
Подробнее об этом см.: Быков В.М. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о правах потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. 2010. N 9. С. 10 — 14.
Кроме того, производство некоторых видов судебных экспертиз связано с получением от потерпевшего различного рода образцов для сравнительного исследования. В связи с этим Л. Брусницын справедливо отмечает: «В ст. 202 не говорится о необходимости согласия потерпевшего на получение у него образцов. Однако, учитывая цель их получения — назначение экспертизы и необходимость согласия потерпевшего на ее производство, следует признать, что без его согласия образцы у него получены быть не могут» .
———————————
Брусницын Л. К обеспечению прав жертв преступлений в досудебных стадиях // Уголовное право. 2004. N 1. С. 58.
Таким образом, потерпевший, по сравнению с другими участниками стороны защиты — подозреваемым, обвиняемым и его защитником, законодателем поставлен в явно невыгодное правовое положение для защиты своих прав и законных интересов при назначении и производстве судебной экспертизы. Понятно, что такое решение законодателя находится в резком противоречии с принципом состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты перед судом, который в ст. 15 УПК РФ провозглашен одним из основополагающих принципов российского уголовного судопроизводства. На наш взгляд, законодателю следует как можно быстрее изменить такое неравное положение сторон и внести в УПК соответствующие изменения.
Однако указанные недостатки уголовно-процессуального закона не освобождали Пленум Верховного Суда РФ, как нам представляется, от обязанности высказать свою позицию по указанным нами выше вопросам. Более того, опираясь на положения п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ о том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов потерпевшего, и также на положения ч. 4 ст. 15 УПК РФ о том, что стороны обвинения и защиты равноправны перед судом, Пленум должен был бы разъяснить судам, что потерпевший при назначении и производстве судебной экспертизы не должен иметь меньше прав, чем их имеют подозреваемый и обвиняемый . Пленум Верховного Суда РФ высказал также правильную позицию о праве участников уголовного судопроизводства присутствовать при производстве судебной экспертизы, за исключением тех случаев, когда суд по ходатайству эксперта сочтет, что такое присутствие будет препятствовать производству экспертизы.
———————————
Подробнее об этом см.: Быков В.М. Права потерпевшего при использовании специальных знаний на предварительном следствии // Следователь. 2009. N 8. С. 6 — 10.
Содержание п. 9 Постановления Пленума, по существу, является продолжением предыдущего пункта. В нем дополнительно разъясняется, что подозреваемый, обвиняемый, их защитники и потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении судебной экспертизы до начала ее производства. Такая позиция Верховного Суда РФ является вполне обоснованной.
В п. 10 рассматриваемого нами Постановления Пленума разъясняется, что суд должен обосновать свое решении о помещении подозреваемого или обвиняемого для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в соответствующее медицинское учреждение, а в резолютивной части судебного решения указать конкретное медицинское учреждение, куда лицо направляется для обследования. Следует заметить, что в прежнем Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» указывалось, что «решение вопроса о способе проведения экспертизы путем, например, амбулаторного либо стационарного обследования лица входит в компетенцию эксперта» .
———————————
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 — 1977. Часть 2. М.: Изд. «Известия Советов народных депутатов СССР», 1981. С. 312.
Однако в рассматриваемом нами Постановлении Пленума Верховного Суда РФ не содержится аналогичного положения. Теперь получается так: эксперт лишен возможности выбора способа проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, что на практике, на наш взгляд, может привести к случаям необоснованного помещения лиц в медицинское или психиатрическое учреждение для обследования на длительный срок.
В п. 11 рассматриваемого Постановления разъясняется, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней . В дальнейшем этот срок по ходатайству эксперта может быть продлен судом еще на 30 дней. Ходатайство должно быть представлено за три дня до истечения срока. Лицу, в отношении которого решается вопрос о продлении срока, должна быть обеспечена возможность участия в судебном заседании, за исключением случаев, когда физическое или психическое состояние лица не позволяет ему предстать перед судом. Допускается и повторное продление судом срока пребывания в стационаре, но общий срок не должен превышать 90 дней. Ходатайства эксперта рассматриваются судом по правилам ст. 165 УПК РФ. О принятых решениях должно быть извещено лицо, находящееся в стационаре, и орган, назначивший экспертизу.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
В п. 12 Постановления Пленума рассматриваются вопросы назначения и производства комплексной экспертизы. В Постановлении разъясняется, что комплексная экспертиза осуществляется несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний, но эксперты при этом составляют совместное заключение. Указывается также, что каждый эксперт имеет право подписать как общее заключение, так и только ту часть, которая отражает результаты проведенных им лично исследований. Эта рекомендация Верховного Суда РФ позволит избежать ненужных дискуссий экспертов в случаях, когда эксперты не могут прийти к общему выводу.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ уделено внимание дополнительной судебной экспертизе. Основаниями для назначения дополнительной экспертизы, как указывается в Постановлении, являются недостаточная ясность или полнота заключения эксперта либо возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела. Далее в Постановлении подробно разъясняется, что следует понимать под недостаточной ясностью и неполнотой заключения эксперта. На наш взгляд, авторам Постановления следовало указать еще одно основание назначения дополнительной экспертизы, а именно: когда в уголовном деле появились новые однородные объекты для исследования. Например, после исследования экспертом нескольких поддельных рецептов на получение лекарств, содержащих в себе наркотические средства, в ходе дальнейшего расследования было обнаружено еще несколько таких же рецептов с признаками их подделки. Кроме того, в Постановлении Пленума следовало указать, что при назначении дополнительной судебной экспертизы доказательственное значение основной экспертизы не утрачивается.
В п. 14 рассматриваемого Постановления Пленума ВС РФ указывается, что в зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная экспертиза может быть произведена в судебном заседании. Как правильно указано в Постановлении, в случае возникновения новых вопросов у суда в отношении ранее исследованных объектов производство экспертизы может быть поручено тому же объекту.
В п. 15 Постановления рассматриваются также основания назначения повторной экспертизы. В соответствии с ч. 2 ст. 207 УПК РФ повторная судебная экспертиза может быть назначена в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам, производство которой поручается другому эксперту. При этом авторы Постановления так раскрывают понятие необоснованности заключения эксперта: недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования. Кроме того, как указывается в Постановлении Пленума, суд также вправе назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при назначении и производстве судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов эксперта.
Однако опыт расследования и судебного рассмотрения уголовных дел показывает, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ основания повторной судебной экспертизы указаны неполно. На наш взгляд, в рассматриваемом Постановлении должны быть указаны дополнительно следующие основания назначения повторной экспертизы: экспертиза проведена некомпетентным лицом; эксперт не ответил на все вопросы следователя или суда; последующее заключение специалиста оспаривает выводы эксперта; заключение эксперта противоречит другим доказательствам по уголовному делу; в уголовном деле имеются обоснованные ходатайства сторон о проведении повторной экспертизы.
В п. 16 Постановления обоснованно утверждается, что по уголовным делам частного обвинения, возбужденного по заявлению потерпевшего или его законного представителя, судья может назначить судебную экспертизу, соблюдая при этом права других участников уголовного процесса. Эта позиция Пленума Верховного Суда РФ полностью соответствует Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 года, в котором все нормы УПК РФ, «определяющие полномочия судьи по проверке заявления потерпевшего по делу частного обвинения и оказанию помощи в собирании доказательств, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации» .
———————————
Российская газета. 2005. 8 июля.
В п. 17 Постановления разъясняется порядок назначения судебной экспертизы в суде. В соответствии с ч. 2 ст. 283 УПК РФ в случае назначения судебной экспертизы в суде председательствующий предлагает сторонам представить в письменном виде вопросы эксперту. Предложенные эксперту вопросы обсуждаются участниками судебного разбирательства, после суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, и формулирует новые вопросы.
Таким образом, Постановление Пленума Верховного Суда РФ предлагает весьма сложный порядок назначения судебной экспертизы в суде. Предлагается суду выносить два документа (определения, постановления). Первый документ выносится о назначении экспертизы, в котором приводятся данные об эксперте. И только после этого предлагается выносить второй документ — о постановке вопросов перед экспертом. При этом в этом же документе предлагается судам указывать, какие вопросы, предложенные участниками судебного разбирательства, судом были отклонены с указанием мотивов такого решения.
На наш взгляд, предложенный Постановлением Пленума Верховного Суда РФ новый процессуальный порядок назначения судебной экспертизы в суде непригоден по следующим основаниям. Во-первых, ст. 283 УПК РФ не предусматривает вынесения судом при назначении экспертизы двух документов. Во-вторых, предлагаемый порядок излишне усложняет порядок назначения экспертизы в суде. Для того и проводится в суде при назначении судебной экспертизы обсуждение вопросов эксперту с участниками судебного разбирательства, чтобы суд мог сформулировать обоснованно и окончательно вопросы эксперту, при этом вся их обоснованность возлагается на суд. Далее в Постановлении Пленума разъясняется, что замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается. И это правильно. О каком допросе эксперта может идти речь, если он не проводил никаких исследований объектов, относительно которых ему могут быть заданы на допросе вопросы.
Еще одно разъяснение Постановления Пленума о порядке назначения экспертизы в суде можно признать обоснованным. Речь идет о том, чтобы в постановлении (определении) суда о назначении судебной экспертизы суд указал бы не только те вопросы, которые он ставит на разрешение эксперта, но те, которые при их обсуждении в суде были судом отклонены, а также мотивы их отклонения. На наш взгляд, указание отклоненных вопросов эксперту в постановлении (определении) суда в дальнейшем может быть использовано сторонами для защиты своих интересов, и в частности при обжаловании вынесенного судом приговора.
В п. 18 Постановления его авторы обращают внимание на то, что заключение и показания эксперта в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ являются доказательствами по уголовному делу, которые подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании. В п. 19 Постановления Пленума разъясняется судам вопрос об оценке заключения эксперта как доказательстве. В Постановлении правильно указывается, что заключение эксперта не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда не рассматриваются особенности оценки заключения эксперта как доказательства. Указание в Постановлении только на то, что заключение эксперта оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами, нам представляется совершенно недостаточным и не может предотвратить неверной оценки судом такого доказательства, как заключение эксперта.
На наш взгляд, оценка судом заключения эксперта как доказательства складывается в основном из оценки следующего: были ли достаточные основания для назначения судебной экспертизы, правильно ли определен вид экспертизы, не было ли необходимости назначить комплексную экспертизу, при назначении нескольких экспертиз для исследования одного и того же объекта правильно ли определена их последовательность; обладает ли назначенное экспертом лицо достаточными профессиональными знаниями, имеет ли соответствующее образование, обладает ли опытом проведения такого рода экспертизы, в некоторых необходимых случаях проходило ли необходимую специализацию, имеет ли соответствующие допуски для производства данного вида экспертизы; какие объекты представлены для исследования эксперту, достаточны ли они для производства данного вида экспертизы, представлены ли объекты исследования в упакованном и опечатанном виде, в каком порядке объекты исследования хранились и транспортировались, пригодны ли объекты для исследования по их качеству и количеству для решения поставленных вопросов перед экспертом; необходимы ли были для исследования образцы для сравнительного исследования, кем были получены образцы для сравнительного исследования — следователем или самим экспертом, достаточное ли количество образцов для сравнительного исследования представлено эксперту, соблюден ли процессуальный порядок получения образцов для сравнительного исследования, соответствуют ли представленные образцы для сравнительного исследования требованиям несомненности их происхождения; проведено ли исследование с применением соответствующих и рекомендованных методик исследования, использовал ли эксперт при этом необходимые научное оборудование и технические средства; проведено ли исследование полно, ответил ли эксперт на все вопросы, которые перед ним были поставлены, не противоречат ли выводы эксперта исследовательской части заключения; нет ли необходимости назначить дополнительную или повторную экспертизу, нет ли необходимости для разъяснения заключения произвести допрос эксперта в суде; не противоречит ли заключение эксперта другим доказательствам по уголовному делу, если противоречит, то что необходимо сделать для проверки заключения эксперта (назначить повторную экспертизу, допросить новых свидетелей, истребовать заключение специалиста по заключению эксперта и т.д.).
Далее в Постановлении Пленума обоснованно указывается, что для оказания помощи суду в оценке заключения эксперта может привлекаться специалист. Но потом в тексте Постановления ошибочно указано, что специалист дает свои разъяснения в форме устных показаний или письменного заключения. Это указание Пленума противоречит ч. 3 и ч. 4 ст. 80 УПК РФ, в которых указывается, что заключение специалиста — это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами, а показания специалиста — это сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснение своего мнения. Эту норму, на наш взгляд, следует понимать таким образом, что вначале от специалиста следует потребовать представления заключения, а затем уже можно его допросить для разъяснения этого заключения, а не наоборот, как это указывается в Постановлении Пленума.
К сожалению, п. 19 Постановления заканчивается весьма спорным положением. Авторы Постановления ошибочно указывают, что оценка заключения эксперта может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании в установленном законом порядке. Однако на самом деле это не так. Заключение эксперта, как и всякое другое доказательство, оценивается и обсуждается с участием сторон в ходе судебного следствия. В ходе этого обсуждения стороны имеют возможность оспорить оценку заключения эксперта, которую высказывает другая сторона. А если, например, одна из сторон не будет согласна с заключением эксперта, то в соответствии с ч. 4 ст. 80 УПК РФ по ходатайству этой стороны либо по собственной инициативе суд может назначить повторную или дополнительную судебную экспертизу. И вовсе нет необходимости ждать для этого постановления приговора по уголовному делу.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ правильно разъясняется, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и являются доказательством по уголовному делу (ч. 2 ст. 74 УПК РФ). При этом указывается, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Указание Верховного Суда РФ о том, что специалист не проводит исследование объекта, вполне обоснованно. Однако, на наш взгляд, для того, чтобы высказать свое суждение об объекте, специалист должен по крайней мере хотя бы осмотреть представленный на заключение объект, после чего, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, он сможет высказать свое суждение по вопросам, которые перед ним поставили стороны .
———————————
Подробнее о заключении специалиста см.: Быков В. Заключение специалиста // Законность. 2004. N 9. С. 21 — 24.
В п. 21 и 22 Постановления продолжается рассмотрение вопроса о специалисте и обоснованно указывается, что специалист, участвующий в производстве какого-либо следственного действия, в дальнейшем может быть допрошен в качестве свидетеля. А далее в п. 22 Постановления разъясняется, что в соответствии с ч. 4 ст. 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При этом суд должен проверить, обладает ли данное лицо специальными знаниями по предмету судебного разбирательства, и в случае непредставления лицом документов, подтверждающих наличие у лица специальных знаний, принять решение об отводе такого специалиста.
В п. 23 Постановления Пленума справедливо указывается, что возмещение расходов и выплату вознаграждения экспертам, если только экспертиза не выполнялась ими в порядке служебного задания, необходимо производить немедленно по выполнении этими лицами обязанностей.
В п. 24 Постановления указано, что суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную, а в суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованием главы 37 УПК. В суде же надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые исследовались в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В последнем п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ признается не действующим на территории Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
В заключение укажем, что мы считаем упущением Постановления Пленума Верховного Суда РФ, который не дал разъяснений о доказательственном значении вероятных заключений эксперта. В ранее действующем Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам» указывалось, что «вероятное заключение эксперта не может быть положено в основу приговора». Теперь получается, что поскольку это Постановление объявлено недействующим, то как быть судам с вероятными заключениями эксперта — являются ли они доказательствами или нет? К сожалению, на этот вопрос в новом Постановлении Верховного Суда РФ мы ответа не находим.
Кроме того, в настоящее время редакция ч. 1 ст. 144 УПК РФ существенно изменилась. Теперь в уголовно-процессуальном законе указывается, что при рассмотрении сообщений о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа имеют право использовать исследования специалистов . Как уже отмечалось в литературе, «в уголовно-процессуальную деятельность фактически оказались вовлечены неизвестные ранее Уголовно-процессуальному кодексу результаты исследований документов, предметов, трупов» . В связи с этим в следственной и судебной практике сразу же возник вопрос о доказательственном значении этих исследований в стадии возбуждения уголовного дела. Однако суды каких-то разъяснений об использовании специальных знаний в стадии возбуждения уголовного дела от Верховного Суда РФ не получили.
———————————
Федеральный закон от 9 марта 2010 года N 19-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 12 марта.
Махмутов М. Назначение исследований в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2010. N 11. С. 40 — 41.
Мы полагаем, что рассмотренное нами Постановление Пленума Верховного Суда РФ в целом будет способствовать правильному применению судами уголовно-процессуального закона, однако должно быть частично доработано и принято в новой редакции с учетом наших замечаний.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
www.justicemaker.ru